День ангела как отмечают православии. Как православному христианину отмечать день рождения и день Ангела

Как определить день своих именин — день Ангела?

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество.

С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы.

К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших имени, остальные же дни его памяти называются малыми именинами.

Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам.

Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками.

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами . Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных.

Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой.

Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства.

Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам.

Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Более правильным является термин Тезоименные Иконы , т.е. Иконы, на которых изображается соимённый Святой Покровитель человека. Тезоименные Иконы бывают мерными и просто именными.

Мерная Икона пишется на рождение младенца, с изображением в полный рост Святого покровителя в соответствии с именем новорождённого, которое он получает при Крещении. Длина Мерной иконы строго соответствует росту
ребёнка. Такой молитвенный образ дарится ребёнку в день Крещения и является его первым окном в духовный мир, проходит с ним через всю жизнь.

На именной иконе также пишется Святой покровитель, но произвольного размера. Именная икона содержит в себе высокую духовную ценность, рукотворно воплощая образ Святого покровителя, небесного заступника.

В наши дни всё чаще и чаще близкие люди дарят друг другу через много лет после крещения Мерную икону. В младенчестве, юности или зрелом возрасте это всегда праздник, это всегда воспринимается как духовное торжество.

Как мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью!

Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.

Как праздновать день своего Ангела

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.

На день Ангела принято дарить подарки. Они могут быть самыми разнообразными. В храмах продаются сегодня особые поздравительные открытки с днем Ангела, поздравительный текст может быть примерно следующим: «Примите поздравления с Днём Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя» .

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему.

Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…

Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию…

Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога… Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся… Впрочем, говорю это не для того, чтобы не святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст).

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники — во многоглаголании своём.

Если родители дали ребёнку неправославное имя, то священник при таинстве крещения выбирает созвучное ему имя православное. В таких случаях необходимо писать то имя, которое дано человеку при крещении.

Имя, данное при крещении, человек носит всю свою жизнь, с ним переходит он в вечность, имя его поминается Церковью, когда возносятся молитвы об упокоении его души.

«Господь каждому из нас дает двух ангелов, — пишет св. Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от зла и несчастий и помогает делать добро, а другой — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молится за нас. Его молитвы, как более достойные, скорее приемлются Богом, чем наши, грешные».

Каждый христианин должен знать житие своего святого, иметь его икону, молиться ему. Самая простая молитва: Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Она обычно читается утром и перед сном. Своей жизнью человек должен показывать себя достойным имени своего святого. «По имени твоему и житие твое да будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому… Помни: подобный подобного ищет». (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной , по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток.

Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: «Обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши».

Вконтакте

  1. Именины (день Ангела)
    Кроме общецерковных праздников, отмечаемыми всеми православными христианами, в жизни каждого из нас есть свой личный, особо дорогой для нас праздник, имеющий церковное значение именины, или день Ангела. Это тот день года, когда Православная Церковь совершает празднование в честь святого, имя которого мы носим, которое наречено нам при крещении.

    Церковное имя при крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божьих, который с этого момента становится нашим небесным покровителем. Как правило, к моменту совершения Таинства Крещения имя для крещаемого уже выбрано. В этом случае нужно выбрать в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько) , будет совершаться наречие. Для этого по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела. Такое же правило применяется в том случае, если вы крещены (к примеру, в раннем детстве) , однако не знаете, в честь какого святого совершалось крещение.

    Иногда случается, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого. По этому при совершении Таинства Крещения лучше всего обратиться к священнику, с просьбой указать небесного покровителя и дату именин. Во многих храмах эти сведения вписываются в свидетельство, которое выдается при совершении Таинства Крещения.

    Очень важно отметить, что именины день памяти небесного покровителя, день церковного празднования ему, а не день рождения, как обычно понимается в светской традиции. Вообще стоит сказать, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались: вместо этого отмечали именины.
    Некоторые затруднения могут возникнуть в том случае, если имени, которое носит крещаемый, нет в святцах Православной Церкви (как, к примеру, широко распространенных имен Станислав или Эдуард) . В отдельных случаях это легко разрешимо тогда, когда данному имени соответствует его имеющийся в святцах аналог на другом языке: гражданскому имени Светлана соответствует церковное имя Фотиния (фотос по-гречески свет) , Виктория при крещении будет именоваться Никой (Виктория по-латински победа, Ника также победа, но по-гречески) . Однако в остальных случаях приходится, как правило, подбирать крещаемому церковное имя, близкое по звучанию к гражданскому (впрочем, здесь обычно выбор предоставляется самому крещаемому или его родителям) .

    Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван Иоанн, Федор Феодор, Сергей Сергий (ударение на первом слоге) , Алексей Алексий (ударение на втором слоге, как и в гражданском имени) . Именно церковным именем мы должны называться, приступая к Таинствам Исповеди и Причащения.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день физического рождения человека. Это объясняется тем, что наречение именем святого даёт право на заступничество, помощь и поддержку с его стороны. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины — День Ангела, день памяти своего небесного покровителя.

Раньше обряд крещения младенца с имянаречением проводили ровно на восьмой день после рождения, не раньше и не позже. Семь – число сакральное во всех мировых религиях. Библия же повествует о сотворении мира, которое продолжалось семь дней, а день восьмой трактуется как символ Царства Небесного. В православии имя ребенку выбирается не произвольно, а в соответствии с церковным календарем — святцами . В зависимости от того, память какого святого отмечала церковь в день крещения, таким именем обычно и называли ребенка.

Сегодня эта традиция не поддерживается столь строго. Имена своим детям люди дают далеко не всегда под руководством святцев. Выбирают в соответствии с личным вкусом, с модой на имена или в память о ком-либо из родственников. Однако к выбору имени по святцам в последние годы прибегают всё чаще.

Именины на Руси в старину

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье начинали варить пиво заранее, выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. В этот день обязателен был ритуал посещения церкви именинником, который вместе с родственниками приходил туда к обедне, о здравии своем молебен заказывал, ставил свечи и прикладывался устами к иконе своего святого небесного покровителя.

К вечеру же обязательно устраивали праздничный пир в честь именинника, на котором самыми почетными гостями были крестные родители . А украшением стола служил огромный именинный пирог, который позже превратился в торт. Правда, свечи на него не ставились. Праздничная выпечка – пироги да калачи — раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и одариваемых им родственников.

Что же касается царственных особ и представителей церковной иерархии, дни их именин назывались тезоименитствами . Это отдельная тема. Стоит только упомянуть, что согласно историкам, в дореволюционной России дни тезоименитств праздновались очень широко. К примеру, именины императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны превращались в государственные праздники.

Как определить свою дату именин — День Ангела

На сегодняшний день известно более 2000 имен христианских святых, канонизированных церковью. Однако, в выборе своего святого существует и определенная сложность. Многие святые имеют одинаковые имена и при этом разные даты чествования. Одних только святых Иоаннов упоминается в святцах более сотни. Но при этом святой покровитель у человека может быть только один, и день памяти этого святого (День Ангела, именины) отмечается всего один раз в году .

Чтобы не запутаться и не ошибиться в определении даты именин и вашего святого покровителя, существует следующее правило: нужно узнать ближайшую дату памяти святого, именем которого вы наречены, следующую после дня вашего рождения. Это и будет ваш День Ангела.

Например, есть два святых Валерия, что упомянуты в календаре. Мученик Валерий Мелитинский, день памяти которого 7 ноября (20 ноября по новому стилю), и Валерий Севастийский, поминаемый 9 марта (22 марта по новому стилю). Человек, названный Валерием при крещении, родившийся от 21 ноября до 22 марта, будет отмечать память Валерия Севастийского 22 марта по новому стилю. А Валерий, дата рождения которого пришлась на период с 23 марта по 20 ноября нового стиля, станет именинником 20 ноября — в день памяти Валерия Мелитинского.

Однако, во время таинства крещения священнослужитель может нарекать именем по церковным правилам, известным только служителям церкви. Поэтому в некоторых случаях даты именин могут не совпадать со святцами.

А хотите преподнести ОСОБЕННЫЙ подарок в День Ангела?

Как определить день своих именин (день ангела )

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день Ангела , день тезоименитства .

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — учит святой Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы... Святые не забывают нас и молятся за нас... Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти, повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый — соименный, с тем же именем), то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения — это день ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки — святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

Мученики это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла, поэтому их называют первомучениками .

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами . Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради — люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей еще называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одной главой — Господом Иисусом Христом — и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной еще большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живой верой обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин — днем Ангела. Подобно Ангелам хранителям они — наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подражать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною , отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжателъности и послушания; мирянин не дает этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ духовных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого , как вы и делаете . Просим же вас , братия , уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе , и вразумляющих вас , и почитать их преимущественно с любовью за дело их ; будьте в мире между собою . Умоляем также вас , братия , вразумляйте бесчинных , утешайте малодушных , поддерживайте слабых , будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5, 11—14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства — самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной и все лишения, соединенные с их многотрудной жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковью за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имен, которые нарекла нам святая Церковь при крещении.

Как праздновать день своего ангела

День Ангела — особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и именин наших должны, преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляся к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день все-таки желательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36); будьте святы , потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Ее смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению; молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему; молящиеся святым да подражают их любви к Богу и презрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо] своему святому... Помни: подобный подобного ищет» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: ищите ... прежде Царствия Божия и правды Его , и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это «все» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божней. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своем: обаче же не яко аз хощу , но якоже Ты хощеши .

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своем .

Краткий месяцеслов с указанием дня ангела

День своего Ангела можно определить по краткому месяцеслову .

МУЖСКИЕ ИМЕНА (даты указаны по новому стилю)

АЛЕКСАНДР защитник людей (греч.). Святитель — 29 мая и 25 дек.; священномученик — 28, 29 марта, 25 авг.; мученик — 6 февр., 22, 26 марта, 23 апр., 26 мая, 2, 23 июня, 22, 23 июля, 14, 24, авг., 11 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 марта, 30 апр., 3 мая, 22 июня, 12 сент.; благоверный князь — 12 сент., 6 дек.

АЛЕКСИЙ защитник (греч.). Святитель — 25 февр., 2 июня, 18 окт.; мученик — 22 авг.; преподобный — 30 марта, 7 мая, 11 окт.

АНАТОЛИЙ восточный (греч.). Святитель — 16 июля; мученик — 6 мая, 3 дек.; преподобный — 16 июля, 10 сент., 11 окт.

АНДРЕЙ мужественный (греч.). Апостол — 13 июля, 13 дек.; святитель — 17 июля; священномученик — 4 окт.; мученик — 28 апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; преподобномученик — 30 окт.; преподобный — 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; благоверный князь — 5 июня, 6, 17 июля, 9 ноября; блаженный — 15, 23 окт.

ВАЛЕНТИН сильный (лат.). Священномученик — 12 авг.; мученик — 7 мая, 19 июля.

ВАЛЕРИЙ бодрый , крепкий (лат.). Мученик — 22 марта, 20 ноября.

ВАСИЛИЙ царский (греч.). Святитель — 14 янв., 12 февр., 25 апр., 12 мая, 23 июня, 16 июля; священномученик — 20 марта, 4 апр., 9, 13 мая; мученик — 14 янв., 19 июля, 11 дек.; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 13 марта., 8 апр.; благоверный князь — 17 марта, 5, 21 июня, 16, 28 июля; блаженный — 15 авг.; праведный — 5 апр.

ВИКТОР победитель (лат.). Мученик — 13 февр., 23 марта, 2, 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 ноября.

ВИТАЛИЙ жизненный (лат.). Мученик — 7 февр., 11 мая; преподобный — 5 мая.

ВЛАДИМИР (слав.). Равноапостольный — 28 июля; благоверный князь — 4 июня, 17 окт.; священномученик — 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

ВСЕВОЛОД всем владеющий (слав.). Благоверный князь — 24 февр., 5 мая, 10 дек.

ГЕННАДИЙ благородный (греч.). Святитель — 13 сент.; преподобный — 5, 28 февр., 5 июня.

ГЕОРГИЙ земледелец (греч.), (слав. Юрий). Святитель — 6 марта, 30 апр., 2, 29 мая, 31 авг.; мученик — 4 февр., 8 июня; великомученик — 6 мая, 16, 23 ноября, 9 дек.; преподобный — 21 янв., 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исповедник — 26 мая; благоверный князь — 17 февр., 27 июня.

ГРИГОРИЙ бодрствующий (греч.). Святитель — 1, 23 янв., 7, 12 февр., 17, 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18, 27, 30 ноября, 6 дек., 2-я Неделя Великого поста; священномученик —13 окт.; мученик — 11 окт., 11 дек.; преподобномученик —21 янв.; преподобный —18, 21 янв., 28 июня, 21 авг., 10, 12 сент., 11, 13, 18 окт., 3 дек.

ДИМИТРИЙ — Святитель — 5 июня, 4 окт., 10 ноября; мученик — 22 авг., 24 сент., 8, 28 ноября; преподобный — 24 февр., 8 ноября; благоверный царевич — 28 мая, 5, 16 июня; благоверный князь — 1 июня.

ЕВГЕНИЙ благородный (греч.). Священномученик — 20 марта; мученик — 3 февр., 20 ноября, 26 дек.; преподобный — 25 февр., 4 марта.

ИОАНН благодать Божия (евр.). Предтеча и Креститель — 20 янв., 9 марта, 7 апр., 7 июля, 11 сент., 6, 25 окт.; апостол — 21 мая, 13 июля, 9 окт.; святитель — 9, 12 февр., 1, 23 июня, 9 июля, 31 авг., 12, 15, 20, 27 сент., 16, 28 окт., 10, 25 ноября, 17 дек.; священномученик — 14 ноября; мученик — 4, 6 февр., 22 марта, 27 апр., 1, 12 мая, 4, 6, 15 июня, 25 июля, 12, 17, 22 авг., 6, 11 окт., 4 ноября, 11 дек.; преподобномученик — 25 апр.; преподобный —28 янв., 8 февр., 8 марта, 2, 9, 11, 12, 24 апр., 1, 2, 20 мая, 8, 25, 26 июня, 2, 9, 16, 25, 31 июля, 3 авг., 11 окт., 1, 22 ноября, 15, 16, 17, 20 дек., 11 янв., в 4-ю Неделю Великого поста; бессребреник — 13 февр., 11 июля; праведный — 9 июня, 7 июля, 1 ноября; блаженный — 5, 11 июня, 16 июля, 16 сент., 25 ноября, 23 дек.; благоверный князь — 1 июня.

КИРИЛЛ солнце (перс.). Равноапостольный — 27 февр., 24 мая; святитель — 31 янв., 31 марта, 3 апр., 11 мая, 22 июня; священномученик — 22 июля, 19 сент.; мученик — 22 марта, 11 апр.; преподобный — 17 февр., 17 мая, 22 июня, 20 ноября, 21 дек.

КОНСТАНТИН твердый , постоянный (лат.). Равноапостольный — 3 июня; святитель — 18 июня; мученик — 19 марта, 17 авг., 15 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 янв., 11 авг.; благоверный князь —18 марта, 3, 5, 21 июня, 16 июля, 2 окт.

ЛЕОНИД подобен льву (греч.). Мученик — 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; преподобный — 30 июля.

МАКСИМ величайший (лат.). Мученик — 19 февр., 4 марта, 23 апр., 11, 13, 27 мая, 12, 24 авг., 18, 28 сент., 22 окт., 10 ноября, 5 дек.; преподобный — 3 февр., 26 авг.; праведный —29 янв.; блаженный — 26 авг., 24 ноября.

МИХАИЛ кто , как Бог (евр.). Архангел — 19 сен., 21 ноября; святитель — 5 июня, 13 окт.; преподобномученик — 5 июня, 11 авг.. 14 окт.; преподобный — 24 янв., 20 мая, 6, 25 июля, 31 дек.; мученик — 3 окт., 30 ноября; праведный — 5 дек.; благоверный князь — 27 февр., 27 марта, 3, 6 июля, 5 дек.

НИКИТА победитель (греч.). Святитель — 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; великомученик — 28 сент.; преподобный —16 апр., 17, 27 мая, 5, 6 июня, 6 июля, 26 окт.; праведный — 22 сент.

НИКОЛАЙ побеждающий народ (греч.). Равноапостольный —16 февр.; святитель 22 мая, 19 дек.; мученик — 22 марта; преподобный — 6 янв.; 17 февр., блаженный — 13 марта, 9 авг.

ПАВЕЛ малый (лат.). Апостол — 12 июля; святитель — 20 марта, 12, 23 сент., 19 ноября, 5 янв.; мученик — 29 февр., 17, 23, 31 марта, 16 июня, 29 июля, 30 авг.; преподобный — 23, 27, 28 янв., 20 марта, 11 июля, 10, 23 сент., 17 окт., 20, 28 дек.

ПЕТР камень (греч.). Апостол — 29 янв., 12, 13 июля; святитель — 3, 22 янв., 16 мая, 6, 23 сент., 18 окт.; священномученик — 17 окт., 8 дек.; мученик — 10,: 25, 26 янв., 4, 8 февр., 6 апр., 31 мая, 22 авг., 16 сент., 6 окт.; преподобный — 14 февр., 5, 25 июня, 13, 14 июля, 26 сент., 22 окт., 8 дек.; праведный — 12 февр., 5 окт.; благоверный князь — 8 июля, 5 дек.

РОМАН римский (лат.); крепкий (греч.). Мученик — 11 февр., 23 авг., 1 дек.; преподобный — 6 июля, 14 окт., 10 дек.; благоверный князь — 16 февр., 15 мая, 5 июня, 1, 6 авг.

СЕРГИЙ (лат.). Мученик — 20 окт.; преподобный — 27 янв., 2 апр., 1 июня, 6, 11, 18 июля, 24 сент., 8, 11,20 окт.

ФЕОДОР Божий дар (греч.). Святитель — 9 янв., 5 мая, 5, 21, 28 июня, 6, 22 июля, 11 дек.; священномученик — 17 июля, 16 дек.; мученик — 21, 27 февр., 2, 7, 19 марта, 23 апр., 4 мая, 6, 21 июня, 25 июля, 17, 18, 25 сент., 3 окт., 20 ноября, 6 дек. и в субботу 1-й седмицы Великого поста; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 9 янв., 8 февр., 2 марта, 3, 29 мая, 18 июня, 24 авг., 10 сент., 5 окт., 24 ноября,; блаженный — 1 февр.; благоверный князь — 18 марта, 3, 5, 18 июня, 2 окт.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

АЛЕКСАНДРА мужественная (греч.). Мученица — 2 апр., 6, 31 мая, 19 ноября. Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янв.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АНАСТАСИЯ воскресение (греч.). Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янва.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АННА благодать (евр.). Пророчица — 16 февр., 10 сент., 22 дек.; праведная — 7 авг., 22 сент., 22 дек.; мученица — 8 апр., 18 июля, 4 ноября, 3 дек.; преподобная — 26 июня, 11 ноября; благоверная княгиня — 23 февр., 25 июня, 15 окт.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греч.). Мученица — 14 марта, 23, 26 июня.

ВАЛЕНТИНА сильная (лат.). Мученица — 23 февр., 29 июля.

ГАЛИНА тишина , спокойствие (греч.). Мученица — 23 марта, 29 апр.

ЕВГЕНИЯ благородная (греч.). Преподобномученица — 6 янв.

ЕВДОКИЯ благоволение (греч.). Благоверная княгиня — 6 июля; блаженная — 6 июля; преподобномученица — 15 марта, 17 авг.; преподобная — 30 мая, 30 июля.

ЕКАТЕРИНА всегда чистая (греч.). Великомученица — 6 дек.

ЕЛЕНА факел (греч.). Равноапостольная — 3 июня; мученица — 8 июня; благоверная княгиня — 24 июля; праведная — 12 ноября.

ЕЛИЗАВЕТА почитающая Бога (евр.). Праведная — 18 сент.; мученица — 4 ноября; преподобная — 7 мая.

ЗИНАИДА божественная (греч.). Мученица — 24 окт.

ЗОЯ жизнь (греч.). Мученица — 15 мая, 31 дек.; преподобная — 26 февр.

ИОАННА (ЖАННА ) благодать Божия (евр.). Праведная — в Неделю святых жен-мироносиц (3-я Неделя по Пасхе); 10 июля.

ИРИНА мир (греч.). Мученица — 29 апр., 18 мая, 1 окт.; праведная — 26 мая.

КСЕНИЯ странница (греч.). Преподобная — 6 февр.; блаженная — 6 февр.

ЛИДИЯ родом из Лидии (в Малой Азии). Мученица — 5 апр.

ЛЮДМИЛА людям милая (слав.). Мученица — 29 сент.

МАРИНА морская (лат.). Мученица — 30 июля; преподобная — 13 марта.

МАРИЯ госпожа (евр.). Равноапостольная — 4 авг., в Неделю свв. жен-мироносиц; праведная — 17 июня; мученица —19 февр., 20, 22 июня, 25 июля, 22 авг.; блаженная — 11 ноября; благоверная княгиня — 6 июля; преподобная — 8, 25 февр., 15 апр., Неделя 5-я Великого поста.

ПАРАСКЕВА пятница , приготовление (греч.). Мученица — 2 апр., 10 ноября; преподобномученица — 8 авг.; преподобная — 27 окт.

ПЕЛАГИЯ морская (греч.). Мученица — 17 мая, 20 окт.; преподобная — 21 окт.; праведная — 21 окт.

СВЕТЛАНА (ФОТИНИЯ ) светлая (греч.). Мученица — 2 апр.; преподобная — 26 февр.

СОФИЯ премудрость (греч.). Преподобная — 6 июля; мученица — 30 сент.; 1 окт.

ТАМАРА (груз., с евр.: Фамарь — пальма ). Праведная — 14 мая и в Неделю свв. жен-мироносиц.