Дирижер сладковский биография. Александр Сладковский: «Дирижер не может быть пай-мальчиком! «нью-йорк, бостон, чикаго, токио — это все наши цели»

Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ, главный дирижер, заслуженный артист России, ПОСОЛ УНИВЕРСИАДЫ 2013, главный дирижер церемоний открытия-закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013, почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ,Лауреат III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева (1999), дирижер года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,награжден медалью «В память 300-летия Петербурга», лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание», обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани».

Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова.

Как дирижер дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева.

Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга (1997 - 2003), главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2001 - 2003). В 2005 г. он был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки «Кармен» Ж. Бизе, а в 2006 г. - М. Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

А. Сладковский являлся главным дирижером Капеллы Санкт-Петербурга (2004 - 2006), дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006 - 2010). В настоящее время маэстро Сладковский является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодежные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), «Дни культуры Санкт-Петербурга в Алматы» с участием звезд оперы и балета Мариинского театра, музыкально-театральный фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга - юбилею города», XII и XIII Пасхальный фестиваль, «Крещендо», VIII Международный фестиваль «Звезды на Байкале»(Иркутск), Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия).

В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, а в марте 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них Д. Мацуев, Ю. Башмет, Б. Березовский, Б. Дуглас, Н. Луганский, А. Торадзе, Е. Мечетина, К. Башмет, В. Третьяков, В. Репин, С. Крылов, А. Баева, Д. Ситковетский, Д. Герингас, А. Князев, А. Рудин, А. Менезис, М. Кабалье, О. Бородина, Х. Герзмава, Л. Казарновская, А. Шагимуратова, Суми Чо, Д. Алиева, Р. Аланья, Д. Хворостовский, В. Герелло, И. Абдразаков, С. Накаряков, А. Огринчук. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с оркестром Национальной академии Santa Cecilia, с оркестром Государственного академического Большого театра России, Государственным академическим оркестром России, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana (Италия), с Дрезденским филармоническим оркестром, с Симфоническим оркестром Нижней Саксонии, с оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармоний, с Симфоническим оркестром Будапештской Национальной оперы, с Sinfonia Varsovia. С 2001 по 2005 гг. был главным дирижером совместного проекта Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории «Национальный студенческий симфонический оркестр России», в состав которого входили студенты и аспиранты Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской, Казанской, Саратовской консерваторий.

В мае 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Ее Величества Королевы Нидерландов Беатрикс, также дирижировал в концертах в честь Президента РФ В. Путина, Президента СССР М. Горбачева, Президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша. Указом Президента Российской Федерации награжден медалью «В память 300-летия Петербурга».

В 2003 г. А. Сладковский был номинирован на премию «Золотой софит» как лучший дирижер года. Заслуженный артист России. Посол Универсиады 2013. Главный дирижер церемоний открытия-закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013.

Дирижер года в России по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2011 г.), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011 - 2012». Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия), лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание». А. Сладковский является основателем и художественным руководителем шести музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Сoncordia», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие». Концерты первого фестиваля «Денис Мацуев у друзей» были показаны на Мedici.tv.

В 2012 г. Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (Симфония «Манфред» П. И. Чайковского и симфоническая поэма «Остров мертвых» С. В. Рахманинова) на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. C 2013 г. является артистом Sony Music Entertainment Russia.

В этом году исполняется 80 лет знаменитому композитору Софии Губайдулиной, - рассказывает Александр Сладковский. - Поскольку она из Казани, было бы странно, если бы на её родине не прошло масштабных музыкальных торжеств.

Перед открытием фестиваля современной музыки «CONCORDIA» известный дирижёр рассказал «АиФ» о своей работе.

«АиФ»: - Мужчины-творцы к дамам-коллегам зачастую относятся скептически... Мол, сиди дома, воспитывай детей.

А.С.: - С мнением «сиди дома» согласен. (Улыбается.) Основная роль женщины - растить детей, ухаживать за мужем. Уверен, что жена - это залог успешной карьеры мужчины. Чем она разумнее, адекватнее, чем больше любит творчество супруга, тем легче ему развиваться. В этом и есть миссия женщины. Шостакович, Федосеев, Щедрин - сколько замечательных карьер дирижёров, композиторов сложилось благодаря их музам!

«АиФ»: - Ну насчёт Родиона Щедрина я бы поспорила. Майя Михайловна сама всю жизнь творила.

А.С.: - Я знаю не понаслышке, что большую часть жизни Майя Михайловна посвятила Родиону Константиновичу. Насколько она трогательно и внимательно заботится о том, чтобы он писал свою музыку! Муза Шостаковича Ирина Антоновна - тоже самодостаточный человек. Но она вырастила детей. Сколько лет прошло после кончины композитора, а она по-прежнему посвящает жизнь пропаганде его творчества. И для Владимира Федосеева Ольга Доброхотова - опора во всех делах. Мне в этом плане тоже повезло. Жена Виктория - муза, поддержка.

«АиФ»: - Но «ухаживать за мужем» - это явно не про Губайдулину. О её жёстком характере ходят легенды...

А.С.: - В любом правиле есть редкие исключения. Не так много женщин-композиторов, у которых имя мирового масштаба. Губайдулина - признанный гений XX и XXI веков. Её миссия - посвятить свою жизнь только музыке. А характер... София Асгатовна - абсолютно бескомпромиссный человек, не терпящий лжи, двуличия, фальши. В её музыке это отчётливо слышно. Её произведения делают людей честнее, порядочнее, чище. Она всегда проявляла колоссальную гражданскую позицию - ничего не писала «по заказу». Поэтому в советской системе координат была персоной нон грата. Кстати, на фестивале в Казани будут представлены лидеры советского авангарда - «русская тройка», как называли за рубежом Шнитке, Денисова и Губайдулину. Исполним мы и произведения моих очень добрых друзей, уже ставших классиками, - это, к примеру, Александр Чайковский, худрук Московской государственной филармонии. Прозвучит и современная татарская музыка. Я хочу сделать фестивали в Казани ежегодными и приурочивать их к важным событиям в музыке. К примеру, в следующем году - 80 лет Родиону Щедрину.

«АиФ»: - Я одного не понимаю: почему после Москвы, Санкт-Петербурга, Дрездена, Будапешта вы вдруг уехали работать в Казань?

А.С.: - Ответ прост: мне создали все условия, чтобы развивать такое направление музыкального искусства, как симфоническая музыка. А то, что мне посчастливилось работать в мировых музыкальных столицах, конечно, огромное подспорье... Я знаю, по каким законам работает моя отрасль. Счастлив, что образование получил именно в Петербургской консерватории, выпускниками которой были Темирканов, Гергиев, Симонов… Работая в Казани, дружу со всем миром. Меня приглашают выступать за границей, мои друзья работают в Америке, Японии, Европе и Азии. Музыкальный мир очень тесен, здесь нет никаких границ. Ведь благодаря взаимодействию талантов и рождаются на свет прекрасные произведения…

Лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева (1999), дирижёр года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011»,«Благотворитель года - 2013», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Награждён медалью «В память 300-летия Петербурга», награждён памятным знаком - медалью "НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ", орденом «Дуслык» («Дружба»).

Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия), лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание», обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани» , обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту».

С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia. С сентября 2014 г. стал артистом АМС - www.artistsmanagement.com.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ГСО РТ. Дирижер Александр Сладковский. Россия К. 12.01.2017 г.

    ✪ А. Бородин. Половецкие пляски. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского

    ✪ Инструменты за миллионы евро, бюджет и систему наказаний / Сладковский - Интервью без галстука

    ✪ Морис Равель. Испанская рапсодия для оркестра. ГСО РТ, Александр Сладковский.

    ✪ ГСО РТ, А. Сладковский «Стан Тамерлана», Юбилей Юрия Башмета.

    Субтитры

    Биография

    Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге , в семье музыкантов: мать - пианистка, отец - кларнетист . Учился в таганрогской Детской музыкальной школе им. П. И. Чайковского (класс Н. И. Борцовой) .

    В 10 лет переехал из Таганрога в Москву, где учился в кадетском музыкальном училище .

    Как дирижёр дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева.

    Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга (1997-2003), главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2001-2003). В 2005 г. он был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки «Кармен» Ж. Бизе, а в 2006 г. - М. Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

    А. Сладковский являлся главным дирижером Капеллы Санкт-Петербурга (2004-2006), дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006-2010). В настоящее время маэстро Сладковский является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан .

    Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодёжные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальный фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори», «День России в мире -Russian Day» (Виктория Хол, Женева) и другие.

    В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, а в марте 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

    Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них Д. Мацуев , Ю. Башмет , М.Плетнев , Б. Березовский , Б. Дуглас , Н. Луганский , А. Торадзе, Е. Мечетина , К. Башмет, В. Третьяков, Г. Кремер, В. Репин , Ю. Рахлин, С. Крылов , А. Баева , Д. Ситковецкий, Д. Герингас , А. Князев , М. Брунелло, А. Рудин , А. Менезис, М. Кабалье , О. Бородина , Х. Герзмава , Суми Чо , С. Кермес, Л. Казарновская , А. Шагимуратова, Д. Алиева , Д. Хворостовский , П. Доминго, К.Стоянова, В. Герелло , Р. Аланья , И. Абдразаков , С. Накаряков , И. Федоров, А. Огринчук , М.Фолле .

    В сезоне 2013/2014 был приглашен с юбилейными концертами Рахманинова в Национальную академию Santa Cecilia (Рим), после чего сразу же поступило предложение об участии в сезоне с концертами музыки Чайковского. В качестве приглашенного дирижера также сотрудничал с оркестром Государственного академического Большого театра России, Государственным академическим оркестром России, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana (Италия), с Дрезденским филармоническим оркестром, с Симфоническим оркестром Нижней Саксонии, с оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармонии, с Симфоническим оркестром Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу (Бразилия), Sinfonia Varsovia, с оркестром Национальной академии Santa Cecilia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с симфоническим оркестром Concerto Budapest (Венгрия). С 2001 по 2005 гг. был главным дирижером совместного проекта Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории «Национальный студенческий симфонический оркестр России», в состав которого входили студенты и аспиранты Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской, Казанской, Саратовской консерваторий.

    В мае 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Её Величества Королевы Нидерландов Беатрикс, также дирижировал в концертах в честь Президента РФ В. Путина, Президента СССР М. Горбачева, Президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша.

    Александр Сладковский является основателем и художественным руководителем шести музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны» , «Белая сирень» , «Казанская осень» , «Сoncordia» , «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие». Концерты первого фестиваля «Денис Мацуев у друзей» были показаны на Мedici.tv. Концерт в рамках абонемента «Солист Денис Мацуев» (10 марта 2014 г.) был записан на французском телеканале Mezzo.

    В 2012 г. Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (в диск вошли симфония «Манфред» П. И. Чайковского и симфоническая поэма «Остров мертвых» С. В. Рахманинова) на лейблах SONY MUSIC и RCA RED SEAL . 2 апреля 2014 г. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания Посла доброй воли Денису Мацуеву.

    В 2016 году оркестр впервые за всю историю дал концерты концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в золотом зале Мюзикферайн (Вена) .

    В 2016 году Александру Сладковскому присуждена премия «Дирижер года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре» по версии журналов «Деловой Квартал» и электронной газеты «Бизнес Онлайн» .

    В 2016 году совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» реализованы несколько глобальных музыкальных проектов: запись трех симфоний Густава Малера, а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д.Шостаковича.

    Награды

    Указом Президента Российской Федерации награждён медалью «В память 300-летия Петербурга». В 2003 г. А. Сладковский был номинирован на премию «Золотой софит» как лучший дирижёр года. Заслуженный артист России «Заслуженный артист Российской Федерации » . Посол Универсиады 2013. Дирижёр года в России по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2011 г.), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012». Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» (Казань, Россия). Награждён Благодарственным письмом Президента РТ за активное участие в строительстве Первого детского хосписа в РТ.

Александр Витальевич Сладковский (20 октября 1965, Таганрог) - российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, заслуженный артист России (2005), народный артист России (2016), ПОСОЛ УНИВЕРСИАДЫ 2013, главный дирижёр церемоний открытия и закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013, лауреат III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева (1999), дирижёр года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011»,«Благотворитель года - 2013», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Награждён медалью «В память 300-летия Петербурга», награждён памятным знаком - медалью "НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ", орденом «Дуслык» («Дружба»).

Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия), лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание», обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани», обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту».

С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia. С сентября 2014 г. стал артистом АМС - www.artistsmanagement.com.

Биография

Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге, в семье музыкантов: мать - пианистка, отец - кларнетист. Учился в таганрогской Детской музыкальной школе им. П. И. Чайковского (класс Н. И. Борцовой).

В 10 лет переехал из Таганрога в Москву, где учился в кадетском музыкальном училище.

Окончил Московскую военно-музыкальную школу МО СССР по классу трубы, Московская консерватория - Военно-дирижёрский факультет и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко).

Как дирижёр дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева.

Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга (1997-2003), главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2001-2003). В 2005 г. он был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки «Кармен» Ж. Бизе, а в 2006 г. - М. Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

А. Сладковский являлся главным дирижером Капеллы Санкт-Петербурга (2004-2006), дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006-2010). В настоящее время маэстро Сладковский является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодёжные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальный фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори» и другие.

В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, а в марте 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

Александр Витальевич Сладковский – заслуженный артист России, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Человек творческий, неординарный, волевой, требовательный как к себе, так и к другим. Накануне Второго международного фестиваля «Рахлинские сезоны» мы побеседовали с маэстро после репетиции оркестра прямо в его гримерной.
- Как проходит Ваш обычный день? Что Вы успели сделать уже сегодня?
- Сегодня я успел написать письмо внуку Рахманинова – Александру Борисовичу: мы обсудили мой приезд в Казань. Ответил вдове татарского поэта Равиля Бухараева: она заканчивает работу над либретто на заказанную мною оперу на татарский эпос, которая называется «Белый волк». Успел привести себя в порядок, выпить кофе, выкурить трубку, переговорить со своими концертмейстерами о ближайших планах, грядущей работе. После репетиции у нас ревизия инструментов Министерством финансов РТ. Потом у меня будет несколько встреч с ректором Консерватории и множество текущих дел: от ремонта крыши до работы над дисками.
- Как происходит подготовка к репетициям?
- Профессия дирижера на 98% - профессия внутреннего слуха. Я показываю на сцене то, что миллиарды раз уже проиграл внутри себя и добиваюсь той звуковой картины на сцене, которую услышал. Моей работы не видно и многие спрашивают: кто такой дирижер? А для чего он? Мне сложно сказать, чем я занимаюсь и как я готовлюсь. Несмотря на то, что я много знаю о музыке, я ужасно много не знаю о музыке. Моя работа заключается в том, чтобы постоянно познавать. У меня нет конечной точки развития, это меня вдохновляет. Чем дольше я сумею сохранить этот тонус, тем лучше у меня будет звучать оркестр.
- Владеете ли Вы музыкальными инструментами?
- Уже нет. Я владею сейчас оркестром. Для того чтобы играть на инструменте – надо часами заниматься, у меня нет для этого времени. Я очень люблю играть на рояле. Иногда проигрываю прелюдии Баха, Рахманинова – что-то в пальцах ещё осталось.
- Как проходило Ваше становление как дирижера?
- Я учился музыке с 5 лет. А в 13 лет я увидел Темирканова, который дирижировал в Москве Государственным оркестром России и я был этим очарован. Помню это до сих пор. До 16 лет всё-таки я думал, сомневался. С самого детства я любил музыку, учил произведения для себя, сверх учебной программы. Это была моя страсть, я находил в музыке ту свободу, то измерение, в котором мне было комфортнее всего, и я решил сделать ее своей профессией.
- У вас существует свой художественный ритуал?
- Выкурить трубку и выпить глоток крепкого чая.
- Музыка подвластна всем или это удел избранных?
- Есть такое выражение – культурная гигиена. Музыка – многогранна, многосложна. Её нельзя применить к какой-то категории слушателя. Музыка – универсальна. Она может удовлетворить запрос любого слушателя. Чем больше слушателей, знатоков и любителей классической музыки, тем культурнее общество. Классическая музыка существует для того, чтобы души были здоровы.
- Почему, на Ваш взгляд, в мире музыки правят мужчины?
- Боюсь философствовать на эту тему – просто это данность. С другой стороны замечу – насколько удачно у мужчины складывается карьера, во многом зависит от той женщины, которая рядом с ним. Я склонен думать, что мужчина – это сила, но есть ещё что-то неведомое, которое может эту силу удесятерить. Роль женщины велика, женщина вдохновляет, помогает и поддерживает.
- Как привить детям любовь к музыке?
- Сейчас мы будем делать абонемент для школьников «Уроки музыки с оркестром». Публику надо воспитывать «с младых ногтей». Мы пригласим детей на репетиции оркестра, и я в живом общении буду им рассказывать о музыке. Надо, чтобы они с детства понимали, что дирижер – это не дяденька, который красуется, виляет хвостом и машет руками, дирижер – это человек, который формирует звуковую картину, он из хаоса звуков, из огромного количества красок и возможностей оркестровых тембров благодаря композитору приводит музыку к целостному произведению.
- Может ли оркестр играть без дирижера?
- Существует мнение последние два-три десятилетия, что дирижирование – это нечто прикладное – встал, подирижировал, и всё само собой сложилось. Дирижирование – это профессия. Я учился этой профессии в совокупности 10 лет. Я закончил 2 консерватории – Московскую и Петербургскую.
- У южноамериканских индейцев рассказчик, который обращается к большой аудитории, поворачивается к слушателям спиной и обращает свой взгляд в глубь хижины. Он не отвлекается на людей и полностью погружается в свой рассказ. Здесь напрашивается сравнение – во время исполнения дирижер завладевает вниманием аудитории через оркестр, существование внешнего мира прекращается. Есть ли в этом своя магия? Что происходит в голове и душе в этот момент?
- Это магия чистой воды. Это слаще всех самых приятных ощущений. Наверное, поэтому все хотят быть дирижёрами (улыбается).
- Бывало ли желание повернуться в зал и посмотреть на реакцию зрителей во время исполнения?
- Бывают такие моменты, когда играешь на бис и поворачиваешься к зрителям, чтобы они аплодировали оркестру, так устанавливается контакт. Дирижирование, как сказал Римский-Корсаков, – самое тёмное дело в музыке. До конца 19 века дирижёры стояли лицом в зал. Это было связано с тем, что спиной к Его Величеству стоять было нельзя. Со временем это видоизменилось.
- Можете ли Вы определить, когда музыканты не в форме, или ошибаются?
- Если правильно поставить дело – такого быть не может. У нас есть определённый алгоритм работы оркестра, классический – его изобрели 200 лет назад. Музыкант должен ежедневно выполнять и соблюдать эти правила – в этом и есть сложность его профессии, она немножко монотонная. Ты обязан каждый день учить новые партии, обязан знать текст и репетировать так, чтобы «отскакивало от зубов». У нас очень строгий порядок в этом смысле. В этом и есть качество оркестра – в отношении каждого из музыкантов к делу, которое он делает.
- Вы много гастролируете. Как ваша семья относится к этому?
- Хочу сказать, что я не сторонник частых поездок. Как говорят гурманы – кушать надо не много, но вкусно. Ездить надо не часто, а наверняка. Смысл в том, чтобы вывести оркестр на такой уровень, чтобы мы были востребованы на мировых площадках. Раньше я много ездил как дирижёр, это колоссальная практика, но сейчас у меня нет на это времени. Сейчас у меня есть цель, и я не хочу размениваться. Для того, что мы имеем сейчас, нет необходимости ездить. Дело здесь не в количестве, а в качестве. Мне очень повезло, потому что моя жена до того, как я приехал в Казань, вела мои дела, переговоры, гастроли, расписания. Сейчас она так же занимается организационными вопросами и является по должности моим заместителем. Она руководит всеми процессами, которые обеспечивают творчество. То есть до вечера мы заняты каждый своими делами, а потом до ночи работаем, обсуждая какие-то моменты, решая всё то, что не успели решить. У нас есть общий интерес, общая цель, которым подчинена наша жизнь.
- Есть ли у Вас любимый фестиваль? Расскажите о нем.
- Для меня в хорошем смысле экстремальным и очень показательным является фестиваль «Крещендо» Дениса Мацуева. Туда приезжают музыканты, которые сделали блестящую карьеру в России и за рубежом, это молодые ребята. Экстрим здесь заключается в том, что мы собираемся в день концерта и в течение четырех часов динамично, тонко и слаженно взаимодействуем. Эти темпы меня очаровывают. Из масштабных и серьёзных событий в российском пространстве – это самый мощный фестиваль. Собираются старые друзья, и все получается на высшей точке кипения, незабываемо.
- Вы являетесь основателем и художественным руководителем четырех международных музыкальных фестивалей в г. Казани. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе их организации?
- Существует одна трудность – за темпами, которые мы задали, общество не успевает. То, что люди делают несколько лет, мы сделали за год. Мы вышли на уровень хорошего европейского коллектива. Для людей, которые раньше только наблюдали за этими процессами то, что мы делаем – шок. Для того чтобы люди поняли, что происходит в Казани на культурных просторах, надо еще пару лет.
Светлана Семеновых, Анна Главатских