Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов. Выносливость- способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Интересно отметить, что если этот процесс регулирования темпа эффективен в экспертном вопросе, то он не в новичке. Фостер и его коллеги полагают, что эта способность изучается очень рано в опыте спортсмена из Саны, который точно знает, в каком процессе, но как опыт, полученный во время обучения, помогает развить эту способность, остается малоизвестным.

Некоторые авторы предположили, что спортсмены разрабатывают реалистичное и стабильное представление об интенсивности, которую они могут поддерживать на разных дистанциях или продолжительности физических упражнений. Таким образом, с обучением они научатся использовать правильный «шаблон» интенсивности, соответствующий конкретно характеру задачи, которая должна быть выполнена.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Память о предыдущих усилиях, по-видимому, является важным фактором в повышении осведомленности о физиологических изменениях, вызванных физическими упражнениями, и, следовательно, в приобретении процесса регулирования темпов. Действительно, Хеберт и др. Показали, что существует тесная взаимосвязь между чувствительностью к интероцепции и сенсорным опытом, соответствующей количеству хранимых данных. Фактически каждое упражнение, выполняемое в зоне интенсивности, оставляет след памяти, что позволяет обогатить базу данных, используемую спортсменом, чтобы все более точно узнать уровень эмоционального заряда, который он способен на обучение и Таким образом, соревнования позволяют ему создать «босса» или «шаблон» власти, которая будет принята для каждой продолжительности упражнений.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Когда у субъекта нет предшествующего опыта с упражнением, представления задачи неточны, поскольку в памяти нет элемента сравнения из более раннего события, поэтому требуемое время и способность противостоять ощущениям усталости пока не известна, поэтому оптимальная стратегия не может быть определена до или повторно оценена на время упражнение. С другой стороны, когнитивная информация, разработанная каждой тренировочной сессией, позволяет укрепить интероцептивную чувствительность. Эти интероцептивные знания важны для развития способности к регулированию темпа.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Каждое упражнение - это возможность связать уровень эмоционального бремени с возможностью поддерживать это усилие на определенную продолжительность, не вызывая катастрофической потери производительности, так что каждая эмоция, запомненная для каждой тренировки, улучшит количество и качество хранимых данных. опыт, таким образом, составляет увеличение количества эмоций, связанных с каждой интенсивностью физических упражнений. Таким образом, опытный спортсмен становится способным после умножения условий сравнения выбранных интенсивностей с его эмоциональными эффектами и умения завершить упражнение, чтобы эффективно контролировать свои инвестиции, выбирая соответствующий уровень эмоционального бремени для ожидаемой продолжительности.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).

Таким образом, путем увеличения условий пробной ошибки во время тренировок и соревнований спортсмен приобретает достаточный опыт для эффективного контроля за своей интенсивностью упражнений в соответствии с выполняемым упражнением. В настоящее время ни один метод оптимизации обучения этой стратегии не используется в области обучения, будь то спортивная деятельность, здоровье или физическое и спортивное образование. и улучшение знаний путем усиления осведомленности о интероцепции важно во всех этих областях, поскольку они могут эффективно регулировать свой темп в соответствии с характером упражнения физиологические способности момента - увеличить шансы быть способными хорошо работать на средних или очень длинных трассах для спортсмена или быть в состоянии выполнять в хороших условиях, а также пробежку, походы на природу, велосипедная прогулка или плавание в области здоровья или подготовка его будущей физической жизни как взрослого для детей и подростков в процессе физического воспитания а также спортивные.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Представьте себе, если вы научитесь добиваться теннисного удара или любого спортивного жестов, вы просто многократно увеличиваете движение, не беспокоясь о том, как оно выполняется и не пытаясь его исправить. Это будет означать, что, выполняя жест, а также системой проб и ошибок, практик спонтанно «найдет» правильное движение. Это именно то, что делается в настоящее время для стратегии регулирования темпов. Мы просто позволяем опыту выполнять свою работу.

Но даже если это правда, что у спортсменов-экспертов есть более эффективная стратегия, регулирующая темп, чем новички, полевые наблюдения показывают, что этого не всегда достаточно. Некоторые велосипедисты высокого уровня, например, очень хорошо выступают против часов по команде, но не по отдельности. Физиологические или технические факторы производительности не могут быть введены в действие, иначе они также не будут работать вместе. Единственное возможное объяснение состоит в том, что у них есть менее эффективная личная регулирующая способность, когда никто не дает им правильный темп.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15–20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5–6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Это показывает, что методы, чтобы специально развивать эту способность, должны быть внедрены для улучшения важности в детстве и подростковый возраст, Сент-Клэр Гибсон и соавторы предлагают работать на этом уровне в течение этого периода жизни. Как бы плохой «босс» регулирования не был изучен, для их исправления потребуются много и долгие усилия, как и для спортивных жестов.

Чтобы быть в состоянии сделать хороший круг в теннисе, он должен быть в состоянии реализовать его правильно во всех условиях, независимо от скорости, с которой прибывает мяч, или его высоты или его позиции на площадке. он может сделать это независимо от характера выполняемого упражнения или его уровня формы. Воспроизведение времени прохождения и использование экстероцептивных маркеров может поэтому составлять только шаг в этом процессе Только улучшение интероцептивного сознания может быть действительно эффективным, чтобы стать способным идеально соответствовать характеру упражнений с создаваемым им физиологическим стрессом.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже – то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Поэтому в этом направлении должны быть ориентированы методы обучения. Роль эмоций в стратегии игры и производительности в средних и длительных спортивных мероприятиях. Надежность и валидность измерений, проведенных во время честерского этапа, к аэробным упражнениям.

Шаблон стимуляции в 30-минутном максимальном велопробеге. Надежность воспринимаемой интенсивности. Фостер, К. Хендриксон, К. Пейер, К. Рейнер, Б. Деконинг, Дж. Модель разработки шаблона эффективности. Интероцептивная чувствительность и физическое усилие: последствия для самоконтроля физической нагрузки в повседневной жизни.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Это дисциплина, родившаяся в 1970-х годах в Квебеке. Он сочетает в себе все физические и спортивные мероприятия, приспосабливаясь к возможностям каждого из них. Его цели - профилактика, реабилитация, реабилитация, образование и участие в социальной жизни. Это в основном для людей с ограниченными возможностями, с хроническими и стареющими заболеваниями.

Два основных типа физической активности рекомендуется как можно раньше. С одной стороны, усиление мышц нижней и верхней конечностей с низкой интенсивностью замедляет мышечную атрофию, а с другой стороны, аэробные виды деятельности помогут развивать и поддерживать сердечно-легочные возможности.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Подкрепление мышц должно оставаться легким, без силового воздействия, которое может привести к чрезмерным повреждениям мышцы, что вызывает новую боль, особенно во время упражнений в эксцентричном и изометрическом. Избегайте действий, связанных с большими сокращениями, которые будут способствовать процессу разрушения мышц, не подавляя тренировку мышц. Аэробная деятельность, то есть выносливость, должна проводиться умеренно. Они улучшат дыхательные и сердечные способности и повысят устойчивость к стрессу. Сессии должны быть короткими, от 30 до 45 минут в зависимости от упражнения и повторяться 3 раза в неделю. Изометрическое сокращение = сокращение мышцы, чтобы противостоять стрессу, характеризуемому отсутствием смещения.

  • Это должно быть сосредоточено на йоге, мягкой гимнастике и растяжении.
  • Детям было бы сложно запретить все виды деятельности.
  • Этот тип упражнений следует практиковать идеально 2 - 3 раза в неделю.
  • Контракт эксцентричный = мышцы сокращаются при растяжении.
Предварительно необходимо оценивать мышечную способность, дыхание и толерантность к усилиям, чтобы адаптировать и спланировать в лучшем случае конкретные и достижимые цели.

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62–0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Плавание, например, является подходящим в этой патологии. Действительно, во время подросткового возраста деформации позвоночного столба будут следствием из-за сильного роста ребенка. Вертикализация - это способ предотвратить эти деформации, вода облегчит положение детей и облегчит респираторные мышцы. Важно адаптировать эти действия к детям игривым, динамичным и социальным образом, обеспечивая двигательное и познавательное обучение. Рекомендуется коллективная физическая деятельность, чтобы установить социальную связь, которая, как правило, отсутствует.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80\% и более превышают средние показатели обычных людей.

Некоторые действия могут быть легко осуществлены с их окружением или другими детьми как действительными, так и недействительными. В домашних условиях необходимо поощрять и поощрять задачи повседневной жизни, адаптированные к возрасту ребенка. Помните, что инвалидность, вопреки распространенному мнению, не исключает возможности заниматься физической деятельностью. Сегодня многие мероприятия были адаптированы, чтобы сделать их доступными для всех.

В кресле или в конце стрельба с духовым оружием от 1 до 2 метров на доске с воздушными шарами. В кресле или стоя, стрельба с воздуховодом между 1 и 2 метрами на панели с целями.

  • Разогрев совместным движением.
  • Плавание с доской в ​​руках в такт ногам, затем в браслете.
  • Плавайте с доской между ногами в руке.
  • Релаксация.
Пистолет развивает дыхание, а также респираторные мышцы. Это позволяет работать с точностью, концентрацией и объединяет действительных и недействительных лиц вокруг одной и той же деятельности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

7.4.1. Средства воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7–8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60–90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10–15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15–30 с, интенсивность 90–100\% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30–60 с, интенсивность 85–90\% от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1–5 мин, интенсивность 85–90\% от максимально Доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над-критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20–25 с до 4– 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

7.4.2. Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).

Таблица 2

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания

детей 7–17 лет (по В.И.Ляху, 1998)

Упражнение

(средство)

повторений

Длительность

Интенсивность

Слитного (непрерывного)

упражнения

Не менее чем

Умеренная

и переменная

ЧСС во время

170 уд./мин

Ходьба, бег,

передвижения на лыжах,

езда на велосипеде,

многократные прыжки

через короткую

скакалку и др.

Повторного

интервального

упражнения

подготовке

(для начинающих),

(для достаточно

тренированных)

Субмакси-

мал ьная ЧСС

180 уд./мин

Активный

(бег трусцой,

неполный

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы

Время прохождения круга

от 5 до 10 мин,

длительность

работы на одной

станции 30–60 с

Умеренная

или большая

Повторный максимум

(ПМ) каждого упраж

нения (индивидуально):

1/2–1/3 ПМ (вначале),

(через несколько

месяцев занятий)

Круговая тренировка в режиме интервальной работы

Число кругов (1-2)

5–12 мин, длительность работы на одной станции 30–45 с

Субмаксимальная переменная

Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин

Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.

Окончание табл. 2

Не менее 5–10 мин

Переменная

Подвижные и спортивные игры типа

«Два мороза», «Мяч

капитану», «Охотники

и утки», «Мини-

баскетбол» и т.п.

Соревновательный

1 (проводить не чаще

4 раз в год)

В соответствии с требованиями программы

Максимальная

6- или 12-минутный бег, бег на 600–800 м (1-П/кл.), 1000–1500 м

2000–3000 м (X–XI кл.)

Для азвития специальной выносливости применяются (табл. 3): 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.

Таблица 3

Методы и характерные показатели нагрузки при

развитии специальных видов выносливости (по В.И.Ляху, 1998)

Вид выносливости

Упражнение (средство)

Число повторений

Длительность

Интенсивность

Силовая (анаэробная-аэробная)

От 10 до 15-30 раз

От средней до субмаксимальной

Не полный, 20-40 с

Круговая тренировка: 20–30 с – работа, 20 с – отдых

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергетическом источнике

Максимальная

Пассивный

3х100 м, 4х60 м

Повторный

Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме энергообеспечения

Субмаксимальная - 85-95\% от максимальной мощности

Не полный, 30-60 с

Темповый бег 2х200м

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном

механизме энергообеспечения

Средняя – от 60–65 до 70–75\% от максимальной мощности

Не полный

Бег 2х3 мин, минимум 1 мин активного отдыха

Интервальный

Координационная

Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянны2й темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило интервал отдыха между упражнениями 1 – 3 мин (иногда по 15 – 30 сек). Таким образом тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для ра0звития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6 -10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

7.4.3. Методика воспитания общей выносливости

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15 -20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140–150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8–9 лет продолжительность работы 10–15 мин; 11–12 лет – 15–20 мин; 14–15 лет – 20–30 мин.

С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5–7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5– 4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60–90 мин.

В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75–85\% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Длительность повторной работы 1–1,5 мин, характер отдыха – активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3–5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2–3 месяцев не рекомендуется.

7.4.4. Воспитание выносливости путем

воздействия на анаэробные возможности

человека

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90–95\% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 2–3, для хорошо подготовленных 4–6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого – 5–6 мин, после второго – 3–4 мин, после третьего – 2–3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15–20 мин.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95\% от максимума); продолжительность упражнений – 3– 8 с (бег – 20–70 м, плавание – 10–20 м); интервалы отдыха между повторениями – 2–3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4–5 повторений) – 7–10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные – лактатные – алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (рис. 14).

Рис.14. Воспитание выносливости в системе занятий и в отдельном занятии

7.4.5. Особенности воспитания специфических

типов выносливости

Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ.

Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15–20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.

Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5–3 мин.

Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная работа определенного характера и интенсивности. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость- это способность по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость клас

сифицируется по: признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача, по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи. (Лях В.И., 2001).

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и выше.) наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Также есть потребность достижения максимального высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. (Лях В.И., 2001)

Средства воспитания выносливости.

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких, до десятков минут.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнить работу с предельной или около предельной скоростью. (Филин В.П., Фомин Н.А.,2002).

Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные средства.

Методы воспитания выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игровой метод;

5) соревновательный.

Гибкость – это способность выполнять с большой амплитудой.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. (Матвеев М.П.,2002). Различают гибкость динамическую, статистическую, активную и пассивную, она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы спортивной специализации и др.

При активной гибкости движение с большей амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц.

Упражнение на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые маховые движения, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка). (Евсеев Ю.И.,2004).

Проявление гибкости зависит от ряда факторов, главный фактор – это анатомический. Гибкость обусловлена центральной нервной регуляцией тонуса мышц – антагонистов. Это значит, что проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. На гибкость существенно влияют внешние условия (время суток температуравоздуха, проведена ли разминка и т.д.) (Матвеев М.П., Новиков А.Д., 2002).

Для детей и подростков юношей и девушек, занимающихся спортом выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Средства и методы воспитания гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнения на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные и пассивные. Основными правилами применения упражнений являются: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличивается амплитуда движений и степень применения силы помощника.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнение на растягивание выполняется сериями. В зависимости от возраста пола, физической подготовленности занимающихся, количество повторений сериями дифференцируются. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательные методы. (Зацирский В.М.,2002).

Ловкость – способность человека быстро оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеет высокоразвитое мышечное и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Основу ловкости составляют координационные способности. (Филин В.П., Фомин Н.А.,2002).

Ловкость - самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность координационного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Координационные способности делятся на специальные, специфические и общие.

Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регуляции.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями и их регуляции. Под специфическими координационными способностями понимают возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими действиями (на координацию, на ритм, на реакцию и т.д.) и их регулировке.

Различают элементарные и сложные координационные способности. Элементарные, проявляются в ходьбе, беге и т.д., сложные в играх, единоборствах и т.д. (педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (Железняк Ю.П., 2002)