Энрико Карузо: биография, интересные факты, фото. Биография энрико карузо Карузо биография

Enrico Caruso / Энрико Карузо

Ruggero Leoncavallo, "Pagliacci", ariozo Canio " Recitar!" - "Vesti la giubba"

Giacomo Puccini, Tosca-Act I, Recondita armoni (Cavaradossi)


Великого итальянского тенора Энрико Карузо называют королём оперного искусства. Его голос поражает красотой и необыкновенной выразительностью звучания. Энрико знал более ста опер на разных языках, исполнял бесчисленное количество песен любого жанра. «Властителем людских сердец» считал его публицист Никола Даспуро. Газета «Фигаро» писала о Карузо как об артисте «со слезой в голосе», певце, который пел с такой выразительностью и с таким теплом, как никто другой. Сам артист, перечисляя качества, необходимые для того, чтобы стать великим певцом, называл «широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и… кое-что в сердце»!

Энрико Карузо родился 25 (по некоторым источникам — 26 и даже 27) февраля 1873 года в Неаполе, в семье рабочего-механика. С детства он был захвачен оперной музыкой и неаполитанскими песнями. Юный Карузо пел по праздникам в хоре церкви Святой Анны. Оценив его талант, маэстро Гульельмо Верджине пригласил 19-летнего Энрико в свою школу пения Храм бельканто.

Официальный дебют Карузо состоялся в неаполитанском театре Нуово 24 декабря 1895 года. Малоизвестная опера Морелли «Друг Франческо» была освистана публикой. Правда, галёрка неистово аплодировала Карузо, но там были его друзья.

На молодого певца обратил внимание театральный агент Франческо Дзукки. Он напечатал афишу, на которой было начертано крупными буквами: «В опере выступит замечательный тенор Энрико Карузо». Уловка Дзукки удалась: его подопечный снискал успех.

Триумф певца рос от спектакля к спектаклю. Но пройдёт восемь лет, прежде чем Карузо завоюет признание не только в Италии, но и за её пределами. Молодой тенор гастролировал в крупнейших театрах мира. Миланский «Ла Скала», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Колон» в Буэнос-Айресе, «Сан-Карло» в Неаполе, прославленные оперные театры Петербурга и Москвы и многие другие театры Европы и Америки хотят видеть на своей сцене Карузо.

В 1903 году Энрико приехал в США. Он заключил контракт с «Метрополитен-опера» и вскоре стал её первым солистом. В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех. Летопись театра «Метрополитен-опера» констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за одиннадцать часов до начала представления!

Энрико Карузо считался самым высокооплачиваемым оперным певцом мира, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в «Метрополитен-опера». Руководитель театра Джулио Гатти-Казацца утверждал, что «никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

Миллиардер Генри Смит, чтобы получить согласие Карузо на выступление в его доме, предложил артисту сумму на доллар больше, чем «Метрополитен-опера». Другой миллиардер вёл переговоры с итальянским тенором о серии концертов в зале его дворца.

Карузо был законодателем моды в Америке и Европе. Многие артисты подражали ему в манере держаться на сцене. Причёска «под Карузо» была очень популярна в начале века. О его любви к вещам ходили легенды. В гардеробе певца всегда было не менее пятидесяти костюмов и восьмидесяти пар обуви.

По словам биографа Витторио Торторелли, великий Карузо был властелином толпы. Но он был добрый, весёлый человек, остро и глубоко реагировавший на дружеские чувства; несмотря на богатство и именитость, он был готов щедро помогать людям, доставлять им радость и счастье.

Высокого мнения о нём были коллеги. Джакомо Пуччини, впервые услышав в исполнении 24-летнего Карузо арию Каварадосси из «Тоски», воскликнул: «Ты послан мне самим Богом!»

Фёдор Иванович Шаляпин, с которым Карузо связывали не только несколько совместных выступлений, но и тёплые дружеские отношения и общая страсть к рисованию, в одном из интервью рассказал о своей первой встрече с великим итальянцем на сцене «Ла Скала»: «Карузо произвёл на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос — это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!»

Осенью 1907 года в порту Нью-Йорка собралась большая группа эмигрантов из Италии. Для того чтобы попасть в Америку, им необходимо было иметь с собой не менее 50 долларов. У большинства семей такой суммы не оказалось. И тут кто-то вспомнил о Карузо. Когда певцу сообщили о проблеме соотечественников, он тут же выделил эмигрантам необходимую сумму. Позже он не раз устраивал благотворительные концерты в пользу земляков.

История с эмигрантами имела неожиданное продолжение. Зимой к певцу пришёл мальчик с букетом цветов и конвертом, в который были вложены 50 долларов. Это итальянская семья пекарей с благодарностью возвращала певцу долг. Энрико тут же отправился к пекарю в гости. Весело, по-семейному, Карузо провёл с земляками вечер. И, конечно, не забыл вернуть им деньги.

Каждый год Энрико посещал Неаполь. Он помогал друзьям, как только мог: одевал, давал деньги, устраивал на работу. Карузо пел для них в таверне неаполитанские песни.

Слава и богатство не вскружили голову Карузо даже тогда, когда он достиг зенита и обрёл идолопоклонников. Он остался скромным, хотя и не лишённым экстравагантности, — такой уж был склад его натуры.

В один из летних дней в саду парижского кафе выступали бродячие музыканты. Мальчик играл на аккордеоне, а старик, вероятно, его отец, обходил столики с тарелкой в руках. Элегантный представительный господин в соломенной шляпе, куривший сигару, с любопытством следил за происходящим. Он был крайне удивлён, когда увидел всего несколько монет в тарелке, — мальчик играл прекрасно. Выяснив, что музыканты — итальянцы из Бари, он попросил мальчика сыграть «О моё солнце».

Когда зазвучала мелодия, господин, надвинув на лоб соломенную шляпу, запел во весь голос знаменитую песню ди Капуа, жестом руки предлагая старику обходить посетителей. Очень скоро тарелка наполнилась монетами до краёв, а потом ещё и ещё раз. По голосу кто-то узнал Карузо. Бродячие музыканты стояли потрясённые. Энрико Карузо — а это был действительно он, — сияя от удовольствия, радостно смеялся. Народ уже толпился у входа сада-ресторана. Друзья поспешили увести певца из кафе.

Карузо, как истинно великий человек, подсмеивался над своей славой и часто рассказывал следующую историю. Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока её чинили, он был вынужден остановиться у местного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнёс: «Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!»

А вот ещё одна известная история. Когда Карузо, уже прославленный певец, пришёл в банк, чтобы получить по чеку значительную сумму, оказалось, что у него нет при себе документов.

— Но я же Карузо! — воскликнул он.

— А чем вы это докажете? — спросил клерк.

Певец нахмурился, потом его лицо просветлело. Он запел арию Каварадосси из оперы «Тоска». Исполнение было столь великолепным и чистым, что восхищённый банковский служащий тут же выдал ему деньги.

Рассказывали, что, взяв как-то высокую ноту, Карузо разбил висевшую рядом люстру. Американский отоларинголог Уильям Ллойд зафиксировал в голосе Карузо 560 колебаний в секунду. От такого колебания могли лопнуть оконные стёкла.

В Берлине в одном из театров узнали, что Карузо — заядлый курильщик и бросает повсюду непотушенные окурки. К нему приставили пожарного, который следовал за ним с ведром повсюду, где бы он ни находился.

В Мехико Карузо пел «Кармен» под открытым небом на Пласа де Торос в присутствии тридцати тысяч зрителей. Объявление о выступлении Карузо было вывешено лишь за день до спектакля. На афише была простая надпись: «Поёт Карузо». Мексиканцы брали места штурмом. Более десяти тысяч человек не смогли попасть на концерт. Ни силы властей, ни дождь, обрушившийся во время спектакля на импровизированный театр, не могли заставить охваченную экстазом бурлящую толпу, готовую на любые жертвы, покинуть площадь.

По окончании последней сцены, вызвавшей всеобщий восторг, Карузо удалился под охраной полиции, приставленной следить за общественным порядком. Нужно было уберечь Карузо от неистовства восторженных поклонников.

В чём причина триумфа Карузо? Певец попытался ответить на этот вопрос в своём письме жене Дороти: «Наверное, тем, что в этот раз я пел, как никогда в жизни. Нечеловеческим напряжением всех сил мне удалось посредством голоса передать публике мои чувства и переживания, добиться духовного единения с ней. И это захватило её».

Карузо пользовался большим успехом у женщин. У дверей его гостиничного номера дежурили поклонницы — наследницы богатейших семей Америки. В августе 1918 года 45-летний тенор женился на американке Дороти Парк Бенджамен. Через год у них родилась дочь Глория. Кроме того, у Карузо было два внебрачных сына — Энрико и Рудольфо.

24 декабря 1920 года Карузо выступал в театре «Метрополитен-опера» последний раз. Это было шестьсот седьмое появление артиста на сцене этого театра. Карузо пропел пять актов «Дочери кардинала». Публика неистово аплодировала, кричала «бис». Но певец был уже серьёзно болен. У Карузо развивался в тяжёлой форме гнойный плеврит, и многочисленные операции лишь продлили его жизнь.

Энрико Карузо умер утром 2 августа 1921 года в Неаполе. Ему было всего 48 лет. Тело великого певца было набальзамировано и выставлено в центральном зале отеля «Везувио» в хрустальном гробу. Три дня и три ночи прощались итальянцы со своим кумиром. Прах Карузо погребён в Неаполе, на кладбище Пьянто, в специально возведённой капелле.

В сентябре 1921 года из Америки в Неаполь была доставлена огромная восковая свеча весом в пять центнеров — дар американского народа. Свечу планировали зажигать раз в год перед изображением Богоматери в память великого артиста, кумира миллионов. Эту гигантскую свечу отлили в Нью-Йорке по заказу «Объединённых больниц», институтов и приютов Америки, которым Карузо оказывал помощь.

Тысячи туристов из всех стран мира стекаются ежегодно в морское предместье Неаполя Санта-Лючия, посещают небольшое кладбище Пьянто, театр Сан-Карло — места, связанные с именем Карузо, чтобы почтить его память.

Сторожа закрытой часовни, где покоится Карузо, оберегают её от причуд посетителей. Одна нью-йоркская студентка осталась на кладбище после его закрытия, для того чтобы побыть в обществе великого певца до восхода луны. Пожилая женщина, тоже американка, готова была отдать последние деньги за то, чтобы ей разрешили посидеть до ночи на ступеньках часовни и воскресить воспоминание о том, как в далёкие дни своей молодости она слушала Карузо.

К счастью, остались записи голоса Энрико Карузо: он стал первым певцом, чей репертуар был записан на пластинках, а знаменитое ариозо «Смейся, паяц!» разошлось миллионным тиражом. Всего же Карузо было напето около 500 пластинок с более чем 200 произведениями!

Многие тенора преклоняются перед талантом Энрико Карузо. Однажды Лучано Паваротти остановился в гостинице «Эксцельсиор». Узнав, что Карузо обычно жил в соседней гостинице «Везувий», он сказал себе, что в следующий раз обязательно остановится в «Везувии» и, если возможно, в его номере. «Затрудняюсь объяснить, почему мне так захотелось, — писал Паваротти. — Может быть, это дань уважения, может быть, признательность, может быть, суеверие. Возможно, я подумал, что, пока буду жить там, он научит меня чему-то ещё в искусстве пения».

Трудно не согласиться с Торторелли, заявившим: «Память о Карузо будет жить до тех пор, пока в сердцах людей не угаснет любовь к музыке, пению и великим артистам».



Recitar!… mentre preso dal delirio

Non so più quel che dico e quel che faccio!
Eppur… è d’uopo… sforzati!
Bah! Sei tu forse un uom?
Tu se" Pagliaccio!

Vesti la giubba, e la faccia infarina.
La gente paga e rider vuole qua.
E se Arlecchin t’invola Colombina,ridi,
Pagliaccio, e ognun applaudirà!
Tramuta in lazzi lo spasmo ed il pianto,
in una smorfia il singhiozzo e’l dolor — Ah!
Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto.
Ridi del duol che t’avvelena il cor.



Recondita armonia di bellezze diverse!
È bruna Floria, l’ardente amante mia.
E te, beltade ignota, cinta di chiome bionde,
Tu azzurro hai l’occhio,
Tosca ha l’occhio nero!

L’arte nel suo mistero,
le diverse bellezze insiem confonde…
Ma nel ritrar costei,
Il mio solo pensiero,
Ah! il mio sol pensier sei tu,
Tosca, sei tu!


13,060 просмотрели

Энрико Карузо (Enrico Caruso) – всемирно известный итальянский оперный певец, тенор. Он родился третьим ребенком в бедной семье, где вместе с ним воспитывалось еще шестеро детей. Только благодаря своему таланту и трудолюбию, он смог выбраться из нищеты, окружив себя и своих близких людей роскошью богатой жизни.

Энрико родился в бедном промышленном районе (Napoli) 25 февраля 1873 г. в семье рабочих в двухэтажном доме. Закончив начальную школу, мальчик не захотел учиться дальше, он пошел в церковный хор небольшого местного храма. Ему так нравилось петь, что он не стал инженером, как желали родители Марчелло Карузо (Marcello Caruso) и Анна-Мария Карузо (Anne-Marie Caruso). Энрико хотел учиться музыке.

Когда юноше исполнилось 15 лет, его мать скоропостижно скончалась и молодой человек был вынужден разделить с отцом финансовые заботы о семье. Он устроился рабочим в мастерскую, где трудился Марчелло, но не переставал петь. Церковные прихожане восхищались его прекрасным голосом и иногда просили исполнить серенады для любимых. Богатые клиенты щедро оплачивали такие услуги.

Успех подстегивал молодого человека искать новые возможности заработка и он стал исполнять церковные песни прямо на улице. Долгое время это было хорошим подспорьем многодетной семье.

Он поступил в вечернюю школу и стал учиться у пианиста Скирарди (Skirardi) и маэстра де Лютно (maestro de Lyutno). Бархатный баритон Миссиано (Missiano) также научил Энрико исполнению нескольких партий.

Путь к успеху

Песни Энрико Карузо по воле случая были услышаны преподавателем школы вокала Гульельмо Верджине (Guglielmo Vergine). Это произошло при постановке «Разбойников» («Briganti») Микеле Фазанаро (Michele Fasanaro), где Карузо исполнял партию, выбранную для него преподавателем Бронцетти (Bronzrtti). Опера шла в маленьком церковном театре, куда продолжал ходить юноша.

Верджине, разглядев молодое дарование, уговорил отца мальчика отдать сына в Неаполитанскую школу пения (она называлась Храм бельканто, «bel canto» – «красивое пение»). Отец так и сделал, но не особенно надеялся на успех. Теперь ему не нужно было кормить лишний рот, а сын с радостью начал изучать музыкальную науку.

Спустя некоторое время Верджине показал юношу известному и влиятельному оперному тенору Мазини (Masini). Певец оценил диапазон и силу молодого таланта, но предупредил, что над природным даром нужно много работать. Карузо хотелось славы, признания, богатства и он много и усердно работал всю жизнь, благодаря чему стал одним их величайших теноров своего времени.

Основные этапы биографии

  • 1894 г. – первое выступление в неапольском «Нуово» (Teatro «Nuovo»);
  • с 1900 в течение года выходил на сцену миланского «Ла скала» (Teatro»La Scala»);
  • 1902 г. – дебют в Лондоне, в «Ковент-Гарден» (Theatre»Covent Garden»);
  • с 1903 г. в течение 17 лет исполнял сольные партии в «Метрополитен-опера» («MetropolitanOpera») в Нью-Йорке;
  • с 1898 г. совершил множество гастрольных туров по странам мира.

Лучшие партии

Легендарному тенору легко давались любые партии. Творчество Энрико Карузо раскрывает его и как лирика и так трагика. Он первым исполнил роли: Федерико (Federico) в «Арлезианке» («L’arlesiana») Франческо Чилеа (Francesco Cilea) в 1897 г., Лориса (Loris) в «Федоре» («Fedora») Умберто Джордано (Umberto Giordano) в 1898 г., Джонсона (Johnson) в «Девушке с запада» (La fanciulla del West) Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini); в 1910 г.

Лучшими партиями по праву считаются:

  • Герцог из «Риголетто» («Rigoletto») Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi);
  • Манрико (Manrico) из «Трубадура» («II trovatore») Верди;
  • Радамес (Radames) из «Аиды» (Aida) Верди;
  • Неморино (Nemorino) из «Любовного напитка» («L’elisir d’amore») Гаэтано Доницетти (GaetanoDonizetti);
  • Фауста (Faust) из «Мефистофеля» («Mefistofele») Арриго Бойто (Arrigo Boito);
  • Канио (Canio) из «Паяцы» («Pagliacci») Руджеро Леонкавалло (RuggeroLeoncavallo);
  • Туридду (Turiddu) из «Сельской чести» («Cavalleria rusticana») Пьетро Масканьи (PietroMascagni);
  • Рудольфа (Rudolf) из «Богемы» («La Bohème») Джакомо Пуччини (GiacomoPuccini);
  • Каварадосси (Cavaradossi) из «Тоски» («Tosca») Пуччини;
  • Де Грие (desGrieux) из «Манон Леско» («Manon Lescaut») Пуччини;
  • Хосе (José) из «Кармен» («Carmen») Жоржа Бизе (Georges Bizet);
  • Элеазар (Eleazar) из «Жидовки» («La Juive») Фроманталя Галеви (Fromental Halévy).

На концертах особенно трогательно и нежно в его исполнении звучали неаполитанские песни.

Личная жизнь

Волшебный голос невысокого крепкого мужчины с шикарными усами производил неизгладимое впечатление на женщин. На заре карьеры Энрико чуть было не женился на дочке руководителя театра, в котором он работал. Но свадьба не состоялась, жених сбежал из-под венца с балериной того же театра.

Первой гражданской женой для Карузо стала оперная певица Ада Гиачетти (Ada Giachetti), она была старше мужа на 10 лет. Ада подарила супругу четырех сыновей, но выжили только два: Родольфо (Rodolfo) и Энрико (Enrico), их назвали в честь главных героев оперы «Риголетто» («Rigoletto»). Гиачетти положила свою карьеру на алтарь семейного счастья, но неугомонный Энрико не желал быть примерным мужем.

Он не заводил близких знакомств с другими дамами, но продолжал флиртовать направо и налево. Через 11 лет Ада сбежала от мужа с водителем их семьи. Энрико жутко разозлился и стал встречаться с младшей сестрой неверной жены. Но вместо того, чтобы вернуться, Гиачетти подала на Карузо в суд, требуя вернуть «украденные» драгоценности. Дело закончилось миром, бывший супруг взял на себя обязательства по выплате семье хорошего ежемесячного пособия.

Первой официальной ценой 45-летнего Карузо стала дочь американского миллионера 25-летняя Дороти Парк Бенжамин (Dorothy Park Benjamin).

Отец девушки не признавал зятя и после свадьбы лишил дочь наследства. Но Энрико любил Дороти, которая вскоре родила ему дочь Глорию (Gloria). Со слов друзей семьи, Карузо вполне серьезно просил жену растолстеть так, чтобы на нее больше не посмотрел ни один мужчина.

Смерть

Спустя еще год в 1920 г. счастливый отец сильно заболел после перенесенной аварии, ему пришлось вернуться в Италию. 2 августа 1921 г. он не смог противостоять недугу и умер от плеврита . Его отпевали в (San-Francesco di Paola). Двери церковной базилики открыл для усопшего сам король. Траурная процессия легендарного певца насчитывала более 80 тысяч человек. Маэстро положили в хрустальный гроб и 15 лет поклонники могли лицезреть великого певца после его смерти. Потом тело предали земле. На деньги почитателей таланта певца была отлита огромная свеча из воска, которую обещали зажигать ежегодно в память об усопшем перед Помпейской Мадонной (Madonna). По расчетам, свечи должно хватить на 500 лет.

  1. У родителей Энрико, кроме него, было еще 18 детей, 12 из них умерли в младенчестве.
  2. При рождении мать с отцом дали мальчику имя Эррико (Errico), так оно было созвучно неаполитанскому диалекту. Переименовать себя в Энрико посоветовал юноше учитель Вержине.
  3. После смерти матери Карузо ежедневно пел в церковном хоре, искренне веря, что только оттуда она сможет услышать его.
  4. После партии старика отца в «Друге Франческо» («L’Amico Francesco») постановки Джузеппе Морелли (Giuseppe Morelli) в исполнении Карузо (партию сына представлял тенор, которому уже исполнилось 60 лет), подающего надежды юношу пригласили в турне по Каиру. Там он заработал свои первые большие деньги.
  5. Иногда ему приходилось петь свои партии без репетиции, он крепил листок со словами на спину впереди стоящего партнера и пел.
  6. Первый заработок был потрачен в увеселительном заведении на девушек и вино. В гостиницу юный повеса вернулся под утро, верхом на осле, обвешанный тиной. Он свалился в Нил, непонятно как избежав встречи с крокодилом.
  7. На гастролях в Энрико предстал перед зрителями в нетрезвом состоянии. Он не правильно прочитал слова «судьба» и вместо него спел «гульба» (они похожи на итальянском), чем едва не перечеркнул свою карьеру.
  8. Певец Энрико Карузо очень много курил. Пара пачек египетских сигарет за день была его нормой на протяжении всей жизни. Маэстро не смущало даже то, что из-за пагубной привычки он рисковал потерять свой чудесный голос.
  9. Голос Энрико Карузо стал первым голосом оперы, записанным на пластинках для граммофона. Основная часть репертуара, благодаря записям на 500 дисках, сохранилась до наших дней.
  10. Однажды на гастролях в Буэнос-Айросе (Buenos Aires) Карузо стал причиной фальши музыкантов оркестра. Они не смогли сдержать слез, вызванных проникновенным выступлением тенора.
  11. На счету певца 607 оперных спектаклей и более 100 оперных партий на разных языках (французский, испанский, английский, немецкий).
  12. Кроме музыкального слуха и голоса, природа наградила Карузо талантом художника. Его карикатуры на близких людей печатались в Нью-Йорке, в еженедельном издании «Фоллиа» («Follia») с 1906 г.
  13. После смерти мужа, его вдова Дороти написала две книги о жизни своего талантливого супруга. Они были изданы в 1928 г. и 1945 г. и содержали множество нежных писем Карузо любимой жене.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Энрико Карузо, биография которого волнует умы многих поколений, - великий имя которого известно во всех уголках планеты.

Родившийся и выросший в Неаполе, в окружении палящего солнца, голубого неба и дивной природы оперный исполнитель зачаровал весь мир своим горячим, страстным вокалом - образцом идеального музыкального искусства, который невозможно перепутать ни с чьим другим. Впечатлительный, импульсивный и вспыльчивый Энрико Карузо, биография, фото которого вызывают неподдельный интерес почитателей его творчества, все свои чувства и переживания выражал тембром, очарование которого заключалось в разнообразии и богатстве красок. Именно по этой причине его композиции с легкостью перешагнули границы континентов и стран, прославив имя итальянского тенора на многие десятки лет.

Энрико Карузо: краткая биография

Родился Энрико 1873 года в районе Сан-Джованьелло на окраине Неаполя. Его родители Марчелло и Анна Мария Карузо были щедрыми и открытыми людьми, хотя достаточно бедными. Мальчик рос в промышленном районе, жил в двухэтажном доме и с самых детских лет пел в местном церковном хоре. Его образование ограничилось только начальной школой. Позже, после внезапной смерти матери, певческий талант пришлось использовать с целью заработка: со своими композициями Энрико довольно длительное время выступал на улицах Неаполя.

Один из таких концертов стал судьбоносным: талантливого юношу заметил и пригласил на прослушивание педагог школы вокала Гульельмо Верджине. Вскоре Энрико начал серьезно заниматься музыкой с известным педагогом и дирижером Винченцо Ломбарди, впоследствии организовывавшим дебютные концерты молодого исполнителя в ресторанах и барах курортных городов Неаполя. Постепенно к Энрико пришла популярность. Его концерты всегда посещало большое количество людей, а после выступлений подходили известные представители итальянской культуры и предлагали певцу сотрудничество.

Невероятный взлет

Об Энрико Карузо, биография которого похожа на невероятный взлет, как о состоявшейся звезде итальянской сцены заговорили, когда он, 24-летний талант, исполнил O sole Mio - партию Энцо из оперы Джоконда. Столь триумфальный успех послужил началом первого в жизни зарубежного турне, и состоялось оно в далекую Россию.

Ведущий солист Метрополитен-опера

Выступления с его участием проходили с невероятным успехом, но по-настоящему неподражаемыми и волшебными концерты Энрико Карузо, биография которого представлена в статье, стали в Метрополитен-опере (город Нью-Йорк). Выступив тут впервые в 1903 году, итальянский тенор почти на два десятка лет стал ведущим солистом известного нью-йоркского театра. Гонорар артиста от первоначальных 15 лир вырос до 2500 долларов за выступление. Появление на афишах имени Энрико Карузо каждый раз становилось в городе грандиозным событием. Большой зал театра не в силах был вместить огромное число желающих. Его приходилось открывать за 3-4 часа до начала выступления, чтобы темпераментная публика могла спокойно занять свои места. Когда выступал Карузо, дирекция театра значительно повышала цены на билеты, а барышники, скупавшие их по любой цене, потом перепродавали в несколько раз дороже.

Востребованность Карузо

Энрико Карузо, биография которого с интересом изучается современным поколением, предпочитал исполнять оперные произведения только на языке подлинника, потому что считал, что никакой перевод не сможет донести до зрителя всех задумок композитора. Очень любил оперы французских авторов.

Любые оперные произведения, в основном драматического и лирического характера, давались Энрико легко, а на протяжении всей жизни в его репертуаре звучали традиционные неаполитанские песни. За право работать с певцом боролись многие композиторы, а Джакомо Пуччини, услышав голос Карузо, посчитал его посланником Бога. Партнеры, которым довелось выступать на сцене с итальянским тенором, оставались от него в полнейшем восторге. Любопытство вызывает тот факт, что Энрико совсем не обладал актерскими способностями, в чем неоднократно был упрекаем завистниками и педантами. Зато певец занимался сочинительством собственных произведений: "Сладостные муки", "Старые времена", "Серенада".

Первые граммофонные записи с голосом Карузо

Что обусловило всемирную популярность Энрико Карузо? Биография, интересные факты подтверждают, что итальянец одним из первых исполнителей мировой сцены решился записать свои выступления на граммофонных пластинках: свет увидело приблизительно 500 дисков с более чем 200 оригинальными произведениями. Записи с операми «Паяц» и «Смейся, паяц!» разошлись миллионными тиражами. Возможно, именно это обстоятельство принесло Карузо мировую известность и сделало его оригинальное творчество доступным для народных масс.

Легенда при жизни

Уже при жизни Карузо, обладавший даром карикатуриста и умевший играть на многих музыкальных инструментах, стал легендой вокального искусства и по сегодняшний день остается образцом подражания для многих современных исполнителей. Он регулярно работал над абсолютным владением вокального аппарата и расширением возможностей управления дыханием, мог красиво взять высокую ноту и долго держать ее, чего не удавалось в молодые годы.

Успех Карузо заключался не только в его волшебном голосе. Он великолепно знал партии своих сценических партнеров, что позволяло тенору лучше понимать произведение и замысел композитора и органично чувствовать себя на сцене.

Энрико Карузо: биография, интересные факты из жизни

Карузо отличался тонким чувством юмора. Имел место такой случай: одна из артисток прямо во время выступления потеряла кружевные панталоны и незаметно успела ногой запихнуть их под кровать. Энрико, увидевший ее проделку, поднял штанишки, затем аккуратно расправил их и с церемонным поклоном вручил даме, чем вызвал неудержимый приступ хохота зрительного зала. Приглашенный к испанскому королю на обед оперный певец пришел со своими макаронами, считая, что они намного вкуснее, и предложил принесенное угощение гостям.

По-английски Карузо знал лишь несколько слов, но это нисколько его не смущало. Благодаря хорошему произношению и артистизму он всегда с легкостью выходил из затруднительной ситуации. Лишь однажды плохое знание языка привело к курьезному случаю: Карузо сообщили о скоропостижной смерти одного из знакомых, на что певец радостно воскликнул: «Прекрасно! Передайте от меня привет при встрече с ним!»

Жизнь Карузо не была безоблачной, как это казалось на первый взгляд. Во время одного из спектаклей произошел взрыв в театре, была попытка ограбления его особняка, вымогательство 50 000 долларов. Со стороны прессы происходили постоянные нападки в виде разгромных статей.

Личная жизнь оперного артиста

В молодости Энрико длительное время был влюблен в певицу Аду Джакетти, с которой состоял в гражданском браке. Несмотря на столь пылкий роман, девушка в один прекрасный день променяла Карузо на молодого шофера, с которым и сбежала. Постоянной спутницей Карузо стала преданная Дороти, до конца своих дней носившая его фамилию и всегда остававшаяся подле любимого.

Последняя партия Карузо

Свою последнюю партию в Метрополитене Карузо Энрико, биография которого подходила к завершению, спел 24 декабря 1920 года. Во время выступления он себя очень плохо чувствовал, его лихорадило, в боку нестерпимо болело. Певец мужественно исполнил свои партии, держась на сцене уверенно и твердо. Зрители кричали: «Бис», неистово аплодировали, не догадываясь, что слушают последнее выступление великого итальянского тенора.

Не стало Энрико Карузо 2 августа 1921 года; причиной смерти оказался гнойный плеврит. Похоронили в Неаполе, а в память о нем на помин души по заказу американских больниц, приютов и интернатов, которым певец неоднократно оказывал помощь, была сделана специальная свеча внушительных размеров. Каждый год она зажигается пред ликом святой Мадонны, и только спустя 500 лет (по предположительным подсчетам) этот восковый исполин догорит до конца.

Карузо оставил после себя около семи миллионов (безумные по тем временам деньги), поместья в Америке и Италии, несколько домов в Европе и Соединенных Штатах, коллекции антиквариата и редчайших монет, большое количество дорогих костюмов, к каждому из которых прилагалась пара лакированных туфель. Но самое драгоценное, что осталось после ухода всемирно известного певца, - это творческое наследие, ставшее эталоном для многих поколений. Один из современных исполнителей - тенор Никола Мартинуччи - говорил, что после прослушивания выступления Карузо хочется головой биться об стену: "Как после него вообще можно петь?»

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским «орденом Святого Николы», бриллиантовые запонки - дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… - пишет А. Филиппов. - О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: «Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!»

Он оставил после себя порядка семи миллионов (для начала века это безумные деньги), поместья в Италии и Америке, несколько домов в Соединенных Штатах и Европе, коллекции редчайших монет и антиквариата, сотни дорогих костюмов (к каждому прилагалась пара лакированных штиблет)".

А вот что пишет польская певица Я. Вайда-Королевич, выступавшая с гениальным певцом: «Энрико Карузо, итальянец, родившийся и выросший в волшебном Неаполе, в окружении дивной природы, итальянского неба и палящего солнца, был очень впечатлителен, импульсивен и вспыльчив. Силу его таланта составляли три основные черты: первая - это чарующий горячий, страстный голос, который невозможно сравнить ни с каким другим. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания - временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. Вторая черта таланта Карузо - безграничная в своем богатстве палитра чувств, эмоций, психологических нюансов в пении; наконец, третья черта - его огромный, стихийный и подсознательный драматический талант. Я пишу „подсознательный“ потому, что его сценические образы не были плодом тщательной, кропотливой работы, не были рафинированы и отделаны до мельчайших деталей, а словно тут же рождались его горячим южным сердцем».

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. «С девяти лет он начал петь, своим звучным, красивым контральто сразу же обратил на себя внимание», - вспоминал позднее Карузо. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. Что касается музыкальной подготовки, он получил минимально необходимые знания в области музыки и пения, приобретенные у местных преподавателей.

Уже подростком Энрико поступил на фабрику, где работал его отец. Но он продолжал петь, что для Италии, впрочем, неудивительно. Карузо даже принял участие в театральной постановке - музыкальном фарсе «Разбойники в саду дона Раффаэле».

Дальнейший путь Карузо описывает А. Филиппов:

"В Италии того времени было зарегистрировано 360 теноров первого класса, 44 из которых считались знаменитыми. В затылок им дышали несколько сотен певцов рангом пониже. При такой конкуренции у Карузо было мало перспектив: вполне возможно, что его уделом осталась бы жизнь в трущобах с кучей полуголодных детей и карьера уличного солиста, со шляпой в руке обходящего слушателей. Но тут на помощь, как это обычно и бывает в романах, пришел Его Величество Случай.

В опере «Друг Франческо», поставленной меломаном Морелли за свой счет, Карузо довелось сыграть престарелого отца (партию сына пел шестидесятилетний тенор). И все услышали, что голос у «папы» гораздо красивее, чем у «сынишки». Энрико тут же пригласили в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо прошел жесткое «боевое крещение» (ему случалось петь не зная роли, прикрепив лист с текстом на спину партнерши) и впервые заработал приличные деньги, на славу прогуляв их с танцовщицами местного варьете. В гостиницу Карузо вернулся под утро верхом на осле, весь облепленный тиной: спьяну он упал в Нил и чудом спасся от крокодила. Развеселая пирушка была лишь началом «большого пути», - гастролируя на Сицилии, он вышел на сцену полупьяным, вместо «судьба» пропел «гульба» (по-итальянски они тоже созвучны), и это едва не стоило ему карьеры.

В Ливорно он поет «Паяцев» Леонкавалло - первый успех, затем приглашение в Милан и роль русского графа со звучным славянским именем Борис Иванов в опере Джордано «Федора»…"

Восхищение критиков не знало предела: «Один из самых прекраснейших теноров, которых мы когда-либо слышали!» Милан приветствовал певца, какого еще не знали в оперной столице Италии.

15 января 1899 года уже Петербург впервые услышал Карузо в «Травиате». Карузо, смущенный и тронутый теплым приемом, отвечая на многочисленные похвалы русских слушателей, говорил: «О, не благодарите меня - благодарите Верди!» «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров», - писал в своей рецензии критик Н.Ф. Соловьев.

Из России Карузо отправился за океан, в Буэнос-Айрес; затем поет в Риме и Милане. После ошеломляющего успеха в «Ла Скала», где Карузо пел в «Любовном напитке» Доницетти, даже дирижировавший оперой Артуро Тосканини, весьма скупой на похвалы, не выдержал и, обняв Карузо, сказал. «Мой бог! Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит весь мир заговорить о себе!»

Вечером 23 ноября 1903 года состоялся дебют Карузо в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Он пел в «Риголетто». Знаменитый певец сразу и навсегда завоевывает американскую публику. Директором театра был тогда Энри Эбей, который сразу же подписал контракт с Карузо на целый год.

Когда позже директором театра «Метрополитен» стал феррарец Джулио Гатти-Казацца, гонорар Карузо принялся неуклонно расти с каждым годом. В итоге он получал столь много, что другие театры мира уже не могли соперничать с ньюйоркцами.

Пятнадцать лет руководил командор Джулио Гатти-Казацца театром «Метрополитен». Он был хитер и расчетлив. И если иногда раздавались возгласы, что гонорар сорок, пятьдесят тысяч лир за одно выступление чрезмерен, что ни один артист в мире не получал подобной платы, то директор только посмеивался.

«Карузо, - говорил он, - стоит импресарио меньше всех, поэтому никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

И он был прав. Когда Карузо участвовал в спектакле, дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. Появились барышники, скупавшие билеты по любой цене, а потом перепродававшие их в три, четыре и даже в десять раз дороже!

«В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех, - пишет В. Торторелли. - Влияние его на публику росло день ото дня. Летопись театра „Метрополитен“ констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Появление имени Карузо на афишах было каждый раз большим событием в городе. У дирекции театра оно вызывало осложнения: большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за два, три, а то и за четыре часа до начала спектакля, чтобы темпераментная публика галерки спокойно заняла свои места. Кончилось это тем, что театр на вечерние спектакли с участием Карузо стали открывать в десять часов утра. Зрители с сумочками и корзинками, заполненными провизией, занимали наиболее удобные места. Почти за двенадцать часов приходили люди, чтобы услышать волшебный, чарующий голос певца (спектакли начинались тогда в девять часов вечера)».

Карузо был занят в «Метрополитен» только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Где только певец не выступал: на Кубе, в Мехико, в Рио-де-Жанейро и Буффало.

Скажем, с октября 1912 года Карузо совершил грандиозное турне по городам Европы: он пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии и Голландии. В этих странах, как в Северной и Южной Америке, его ждал восторженный прием радостных и трепетных слушателей.

Как-то Карузо пел в опере «Кармен» на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе. В конце ариозо Хозе в оркестре прозвучали фальшивые ноты. Они остались не замеченными публикой, но не ускользнули от дирижера. Сойдя с пульта, он, вне себя от ярости, направился к оркестрантам с намерением сделать выговор. Однако дирижер заметил, что многие солисты оркестра плакали, и не посмел сказать ни слова. Смущенный, возвратился он на свое место. А вот впечатления импресарио об этом спектакле, напечатанные в нью-йоркском еженедельнике «Фоллиа»:

«До сих пор я считал, что ставка 35 тысяч лир, которую запрашивал Карузо за один вечерний спектакль, была чрезмерной, а сейчас убежден, что для такого совершенно недосягаемого артиста никакая компенсация не будет чрезмерной. Вызвать слезы у оркестрантов! Задумайтесь над этим! Ведь это Орфей!»

Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор».

24 декабря 1920 года Карузо выступил в шестьсот седьмом, и своем последнем, оперном спектакле в «Метрополитен». Певец чувствовал себя очень плохо: в течение всего спектакля он испытывал мучительную, пронизывающую боль в боку, его сильно лихорадило. Призвав на помощь всю свою волю, он пропел пять актов «Дочери кардинала». Несмотря на жестокую болезнь, великий артист держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале американцы, не зная о его трагедии, неистово аплодировали, кричали «бис», не подозревая, что слышали последнюю песню покорителя сердец.

Карузо уехал в Италию и мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало.