Гамма ми-минор на грифе гитары, по позициям. Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности Параллельная тональность соль минор
Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии... Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.
Тональность
Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова "тональность":
- Тональность - имя лада.
- Тональность - высота лада.
- Тональность - высотное положение лада ("Элементарная теория музыки", Способин).
- Тональность (классическая) - это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение ("Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века", Л. Дьячкова).
Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности
Главные критерии, по которым определяется тональность, - лад (мажор или минор), ключевые (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).
Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные - это мажор и минор, если одноименные - аналогично.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).
Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.
Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора - на III ступени минора.
Ниже дана таблица параллельных тональностей.
До мажор - ля минор
Диезные тональности
Бемольные тональности
Одноименными называются мажорная и минорная тональности, у которых разные ключевые знаки и одинаковые тоники. Например, это До-мажор (C-dur) и до-минор (c-moll).
Понять суть одноименных тональностей можно даже из названия, у них одно имя, одна тоника. Одноименные тональности (в натуральном виде) отличаются III, VI и VII ступенями.
Энгармонически равными тональностями называются тональности, звуки которых, все ступени и созвучия которых энгармонически равны т. е. звучат одинаково, имеют одинаковую высоту, а записываются по-разному.
Например, если сыграть до-диез и ре-бемоль, они прозвучат одинаково, эти звуки являются энгармонически равными.
Примеры энгармонически равных тональностей
Теоретически для любой тональности можно найти энгармоническую замену, правда, в большинстве случаев получатся неупотребимые тональности. Главная же цель энгармонически равных тональностей - упростить жизнь исполнителю.
Основных причин для замены тональности две:
- Тональности заменяются для уменьшения количества знаков. Например, в До-диез мажоре 7 диезов, а в Ре-бемоль мажоре 5 бемолей. Тональности с меньшим количеством знаков являются более простыми, удобными, поэтому чаще применяется Ре-бемоль мажор.
- Для различных видов инструментов лучше подходят те или иные тональности. Например, для группы струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель) лучше подходят диезные тональности, а для духовых инструментов более удобны бемольные тональности.
Существует 6 пар тональностей, которые заменяются энгармонически, 3 мажорных и 3 минорных.
Примеры мажорных тональностей
Примеры минорных тональностей
Если говорить о неупотребимых энгармонических заменах, то можно привести в пример такую тональность, как До мажор (нет знаков) и Си-диез мажор (12 диезов). Будет энгармонически равен До мажору и Ре-дубль-бемоль мажор (12 бемолей).
Тональности играют важную роль в творчестве композиторов, за некоторыми закрепляются определенные образы, например, со времен И. С. Баха си минор считается "черной" тональностью, а в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Ре-бемоль мажор считается тональностью любви. Удивительно, что создаются циклы произведений, написанных во всех тональностях: 2 тома хорошо темперированного клавира И. С. Баха, 24 прелюдии Ф. Шопена, 24 прелюдии А. Скрябина, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. А один из залогов грамотного, успешного исполнения таких произведений - знание тональностей.
Сегодня мы продолжим нашу беседу о музыкальной теории. Начало вы можете прочитать вот в . Итак, пришло время внести ясность в разговоре о таком понятии, как параллельные тональности . Вы уже имеете представление о том, что такое гамма, а также знаете такие знаки, как диез и бемоль. Ещё раз напомню Вам, что гаммы или бывают мажорными или минорными. Так вот мажорные и минорные гаммы с одинаковым набором звуков называются параллельными тональностями. При обозначении гаммы (тональности) на нотном стане вначале пишут скрипичный ключ (или реже басовый ключ), а потом пишут знаки (ключевые знаки). В одной тональности знаки могут быть либо только диезы, либо только бемоли. В некоторых тональностях ключевые знаки отсутствуют.
Рассмотрим параллельные тональности на примере гамм до мажор и ля минор.
Как вы могли заметить на изображении, в данных гаммах нет ключевых знаков, то есть у нас в этих тональностях одинаковый набор звуков. Также Вы можете видеть, что тоника (первая ступень гаммы) параллельного мажора является третьей ступенью параллельного минора, а тоника параллельного минора приходится шестой ступенью параллельного мажора.
Применительно к гитаре несложно догадаться о том, что для мажорного аккорда достаточно передвинуть тонику на три лада «вниз», чтобы обнаружить тонику параллельного минора.
Также на картинке вы можете видеть параллельные тональности, у которых есть ключевые знаки. Это фа мажор с одним бемолем при ключе и соответствующий ему ре минор. А также две тональности с одним диезом – соль мажор и ми минор.
Всего существует 15 мажорных и 15 минорных тональностей. Объясню, как они получаются. Максимальное число бемолей или диезов при ключе может быть 7. Плюс ещё по одной мажорной и минорной тональности без ключевых знаков. Приведу их параллельное соответствие:
До мажор
соответствует Ля минору
Соль мажор
соответствует Ми минору
Фа-мажор
соответствует Ре минору
Ре мажор
соответствует Си минору
Ля мажор
соответствует Фа-диез минору
Ми мажор
соответствует До-диез минору
Си мажор
соответствует Соль-диез минору
Соль-бемоль мажор
соответствует Ми-бемоль минору
Ре-бемоль мажор
соответствует Си-бемоль минору
Ля-бемоль мажор
соответствует Фа минору
Ми-бемоль мажор
соответствует До минору
Си-бемоль мажор
соответствует Соль минору
Фа-диез мажор
соответствует Ре-диез минору
До-диез мажор
соответствует Ля-диез минору
До-бемоль мажор
соответствует Ля-бемоль минору
Надеюсь эта статья помогла Вам разобраться с понятием параллельные тональности в музыке. Также для полного понимания этого термина советую прочитать статью про
Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.
Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.
Натуральный минор – простой и строгий
Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.
Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.
Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.
Гармонический минор – сердце Востока
В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного .
Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).
По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых , которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).
Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.
Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).
Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40 :
Мелодический минор – эмоциональный и чувственный
Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.
Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.
Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.
По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.
При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.
Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Повторим ещё раз
Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:
- Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
- В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
- В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.
Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):
Упражнения для тренировки
Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.
Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.
Таблица минорных гамм
Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:
Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.
В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.
На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!
Гамма Ми-минор – одна из самых популярных гамм на гитаре. Песни, написанные, опираясь на эту гамму отдают домашней теплотой и вызывают чувство комфорта и уюта. Так выглядит гамма Ми-минор на грифе:
Звуки, входящие в гамму Ми-минор
Диаграмма грифа гитары
Названия нот, входящих в гамму Ми-минор
Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)
Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!
Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.
Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары , представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.
Гамма Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
Позиция №1 |
Позиция №2
|
Позиция №3 |
Позиция №4 |
Позиция №5 |
Позиция №6
|
Позиция №7
|
Мажорная тональность, параллельная Ми-минор
Обрати внимание на то, что Соль-мажор – мажорная параллель гамме Ми-минор . Это означает, что звуки, входящие в состав гаммы Ми-минор – идентичны звукам, входящим в состав гаммы Соль-мажор.
Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.
Слово «тональность » вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).
Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада . О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье . Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника ).
Тоника и лад – два важнейших измерения тональности
О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение:
Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п . То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).
Ключевые знаки в тональностях
Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.
Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор , сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.
Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.
Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье . Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…
Параллельные и одноимённые тональности
Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.
Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.
Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.
Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.
Как найти параллельную тональность?
Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора : шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез , значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.
Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье .
Подведём итог
В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.
В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух . Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.
Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор .
«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)