Гаммы минорной пентатоники для гитары с аппликатурой. Обучение гитаре с нуля: хроматика в пентатонике


      Дата публикации: 15 марта 1998 г.

П оговорим о пентатониках. Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура - возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада - четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна - на удар, другая - строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале статьи. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны - это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху - первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.



Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend) - подтяжку струны - это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря - дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда - гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну - вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его - и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией. Удачи!

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре - была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок - сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро - тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror - один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару - пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника - это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) - до (III) - ре (IV) - ми (V) - G (VII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре - как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) - II (ре) - III (ми) - V (соль) - VI (ля) .

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

Например:

  • До мажор - Ля минор
  • Соль мажор - Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор - Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) - шестая (6) , неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) - это I ступень , тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно - ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am - тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней - в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту - по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра - она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд - Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля - тоника), III (до - малая терция), V (ми - квинта) - устойчивые тона ; а вот IV (ре - кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо . Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем - как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения, также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Теперь упражнение:

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂)

Аппликатура (играется от ноты До):

Табы/ноты Ex.3

Аудиопример:

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

Табы/ноты Ex.4

Аудиопример:

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Табы/ноты Ex.5

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд - С (скачать минусовку для занятия - ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I - II - III - V - VI (если в До мажоре, это ноты - до - ре - ми - соль - ля ). Не забывайте, не путайте с минорной.

Плодотворных вам занятий!

ТЕГИ

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!