Халил цискаридзе. Цискаридзе: руководство Большого пиарится на трагедии с Филиным

Врачи оптимистично смотрят на перспективы лечения художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина, которому поздним вечером 17 января неизвестный в маске . По словам врачей, положительная динамика сохраняется. О возможных причинах трагедии все эти дни , громкие заявления делают, прежде всего, в самом Большом театре.

24 января в утренней программе Владимира Соловьева " " на радио " " ситуацию вокруг избиения худрука Большого театра Сергея Филина прокомментировал знаменитый танцовщик и хореограф Николай Цискаридзе. По его словам, администрация театра пытается "пиариться" на трагедии, произошедшей с артистом.

Соловьёв : Мы дозвонились до замечательного танцовщика, народного артиста Николая Цискаридзе. Коля, добрый день!

Цискаридзе : Добрый день!

Соловьёв : Коль, мы обсуждаем очень такую болезненную тему — то, что случилось в Большом театре. И, как это часто бывает в России, так как вы очень активно выступали как критик происходившего в Большом театре (и вполне обоснованно), сейчас пытаются вас приплести к этому скандалу.

Цискаридзе : Ну, первое, что я хочу сказать, Володя, что это не в Большом театре произошло. Это произошла трагедия.

Соловьёв : Абсолютно верно.

Цискаридзе : В последнее время, к сожалению, было много трагических случаев с очень знаменитыми и дорогими зрителям людьми. Я очень не люблю, когда на трагедиях начинают люди пиариться, начиная от родственников, заканчивая лжедрузьями и так далее, и так далее. И кроме ужаса это событие не может ничего вызвать.

Соловьёв : Согласен.

Цискаридзе : Но когда пресс-секретарь театра и генеральный директор эту трагедию, этот чудовищный, вандальный случай начинают использовать в своих целях, обвинять людей, работающих в театре, переводить как-то акценты, для того чтобы использовать это в своих целях, — это чудовищно. Знаете, такого количества звонков от западных СМИ у нас не было с 2003 года, когда позорнейшим образом издевались над Волочковой.

Соловьёв : Хорошо помню эту историю.

Цискаридзе : Да. Звонят разные журналисты и говорят: что это у вас происходит, что за безобразие? Понимаете, то, как сейчас пострадала репутация главного театра страны, лица нашей страны - Большого театра, такого не было очень давно. И всё это спровоцировано только одним - тем, что пресс-секретарь уже в 9 часов утра по телевизору вместе генеральным директором начали заявлять: мы знаем, мы знаем, мы знаем. Но если вы знаете, тогда сообщите!

Соловьёв : Конечно.

Цискаридзе : Что это за безобразие?! Почему люди, которые всё время кричат о корпоративной этике, вдруг начинают первым делом оскорблять людей, которые и являются театром? Может быть вы мне объясните, может быть вы лучше меня знаете: что обозначает слово "театр"?

Соловьёв : Ну, Николай, как я, простой радиоведущий, могу сказать человеку, который всю свою жизнь посвятил театру, что знаю лучше и больше?

Цискаридзе : Насколько я понимаю, театр - это, прежде всего здание, где происходит представление, и труппа, которая эти представления представляет.

Соловьёв : Я бы сказал с точностью до наоборот, что в первую очередь это, конечно, люди, которые свою жизнь положили служению Мельпомены.

Цискаридзе : Да, но почему всё время "мы - Большой театр" произносят люди, которые являются обслуживающим персоналом этого театра?

Соловьёв : То есть администрацией.

Цискаридзе : Да. Почему?! Почему все эти безобразия? Я вот смотрю, никто уже не занимается здоровьем Сергея, они только каждый раз заявляют и строят свои догадки, как будто они являются следователями или обвинителями.

Соловьёв : Справедливо. Николай, а вы могли бы описать Сергея? Потому что ведь, как это часто бывает, интерес к человеку возникает только на фоне трагедии. Вот Сергей, что о нём можно сказать? Что это за человек?

Цискаридзе :Это блистательный танцовщик Большого театра, который на протяжении 20 сезонов был премьером этого театра, моим коллегой, с которым я танцевал одни и те же партии, один и тот же репертуар, потому что мы являемся представителями одного амплуа. Принцы, графы, всевозможные эльфы и так далее - вот это были мы. А так как он чуть-чуть старше меня, то он уже прекратил свою творческую деятельность. Он, по-моему, на четыре года или на пять выпустился раньше, чем я. Я еще танцую, потому что я помладше. Вот и всё. Потом он стал нашим руководителем. Понимаете, в любом творческом коллективе есть всегда...

Соловьёв : ...Разночтения, трения. Это естественно.

Цискаридзе : Это было всегда, будет и есть. И потому выносить сегодня сор, давать оценки - это абсолютно неверно. Тем более что с человеком произошло то, что не пожелаешь вообще никому!

Соловьёв : У Сергея ведь семья, да?

Цискаридзе : Да. У него трое детей. Сын от первого брака, и двое сыновей от второго.

Соловьёв : Вот уж кому точно сейчас нужна помощь, так это семье Сергея, как и ему самому, конечно.

Цискаридзе : Насколько знаю, что материально помог наш попечительский совет. Там выделили деньги и на лечение. Это страшнейшая трагедия. Пока даже навещать человека в принципе, как я понимаю, нельзя, потому что ожоговое отделение - оно еще более закрытое, нежели инфекционное.

Соловьёв : Строгое. Конечно.

Цискаридзе : Почему такая вакханалия раздута вокруг этого? Не понятно.

Соловьёв : Николай, можно дать очень бестактный вопрос?

Цискаридзе : Да, конечно.

Соловьёв : Насколько часто в мире Большого, в мире театра, в мире балета присутствует жестокость? Насколько случившееся с Сергеем является (может быть) и экстремальным, но, тем не менее, не удивительным проявлением внутренней борьбы? Или вы считаете, что всё-таки, скорее всего, это внешнее?

Цискаридзе : Нет, это не может вообще никак касаться профессиональной деятельности. Я думаю, что, как вы сказали, вы — обыкновенный зритель, но вы очень много читаете и не выглядите простым человеком. Вы должны знать историю театра. Вспомните хотя бы Адриенну Лекуврер, знаменитый персонаж, знаменитая артистка, которую отравили. Понимаете, дело в том, что в театре, во всех театрах (так же, как и на любых производствах, где есть конкуренция) существуют какие-то... проявления. Но то, что произошло, - не болезненное проявление.

Соловьёв : Это криминальное.

Цискаридзе : Это страшнейшее преступление, которое должно, на самом деле, караться очень жестоко.

В 1992 г. был включен в число стипендиатов программы «Новые имена».
В 1995 г. был награжден призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда») и завоевал II премию Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония).
В 1997 г. завоевал I премию Международного конкурса артистов балета в Москве и получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
В 1999 г. был награжден призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партии Жана де Бриена в балете «Раймонда» и Национальной театральной премией «Золотая маска» за исполнение партии Графа Альберта в балете «Жизель» (сезон 1997/98).
В 2000 г. получил премию Москвы в области литературы и искусства и «Золотую маску» за исполнение сольных партий в балетах «Симфония до мажор» и «Агон» (сезон 1998/99).
В 2001 г. получил звание «Народный артист Российской Федерации» и Государственную премию России за исполнение ряда ролей классического репертуара.
В 2000 г. был назван лучшим танцовщиком года итальянским журналом «Данца и данца» («DANZA & DANZA»).
В 2003 г. стал обладателем премии «Триумф», вновь получил «Золотую маску» и Государственную премию России (обе за исполнение партии Германна в балете «Пиковая дама») и был награжден орденом Чести Республики Грузии.
В 2006 г. стал стал кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе».

Биография

Родился в Тбилиси и там же начал учиться в хореографическом училище. В 1992 г. окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова) и был принят в труппу Большого театра, где очень скоро был отмечен Ю. Григоровичем и начал получать сольные партии. В 96-м г. окончил педагогический факультет хореографического института (училище и институт ныне объединены в Московскую государственную академию хореографии). Репетировал под руководством и , Николая Фадеечева .
Вел класс в Большом театре, был педагогом-репетитором Анжелины Воронцовой, Дениса Родькина.
С сентября 2004 г. преподавал в Московской академии хореографии. В 2013 г. стал исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, с 2014-го - ректором этой академии.

Репертуар

1992
Конферансье («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)

1993
Дон Хуан («Любовью за любовь» Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро)
Французская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Принц Фортюне («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича) - впервые танцевал на гастролях

1995
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича)
Граф Вишенка («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова)
Джеймс («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Ротбарт Лебединое озеро» П.Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А.Горского в редакции Ю. Григоровича)
Золотой божок («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Паганини («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского)
Меркуцио, Трубадур («Ромео и Джульетта», хореография Л.Лавровского)
Солист («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М. Фокина)

1996
Ферхад («Легенда о любви» А.Меликова в постановке Ю.Григоровича)
Король («Лебединое озеро» в редакции В.Васильева) - первый исполнитель
Голубая птица
(«Спящая красавица»)
Солор («Баядерка»)

1997
Принц Дезире («Спящая красавица»)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, затем исполнял эту партию и в спектакле в редакции В. Васильева)
Видение розы («Видение Розы» на музыку К. М.Вебера, хореография М. Фокина)

1998
Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1999
Солист III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) -

2000
Лорд Вильсон-Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)

2001
Злой Гений - первый исполнитель , Принц Зигфрид («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича)
Германн («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) - первый исполнитель (мировая премьера)

2003
Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети) - первый исполнитель в Большом театре

2004
Злая фея Карабос («Спящая красавица»)
Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Тезей (Оберон) («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

2007
Конрад («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Учитель («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2010
Люсьен д’Эрвильи (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

Ведет балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».
В 2001 г. выступал в качестве ведущего программы «Взгляд» на ОРТ. Сыграл роль Полифема в балете «Смерть Полифема», поставленном в Лиликанском Большом театре оперы и балета Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума.

Гастроли

В 1997 г. исполнил с труппой Государственного академического Мариинского театра партию Джеймса в балете «Сильфида», в 2001 г.- партию Ферхада в балете «Легенда о любви» и сольную партию в части «Рубины» на музыку И. Стравинского балета «Драгоценности» (хореография Дж. Баланчина), в 2002 г. - партию Раба в «Шехеразаде» на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина), в 2003 г. - партию Солора в «аутентичной» версии балета «Баядерка» (реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева).

В 2001 г. принял участие в I Международном фестивале балета «Мариинский» (программа «Шедевры золотого века советской хореографии»), исполнив партию Ферхада во II акте балета «Легенда о любви».

В том же году дебютировал в Парижской национальной опере, исполнив партию Солора в «Баядерке» в редакции Р. Нуреева. В 2002 г. выступил в партии Раба в балете «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (хореография М. Фокина) на на II Международном фестивале балета «Мариинский» (партнерша - солистка Мариинского театра Ирма Ниорадзе); принял участиев гала-концерте памяти Р. Нуреева, состоявшемся в Милане в театре Ла Скала (партнерша Светлана Захарова).

В 2003 г. исполнил партию Солора в балете «Баядерка» (реконструкция С. Вихарева спектакля 1900 г.) на III Международном фестивале балета «Мариинский».

В том же году танцевал партию Юноши в балете Р. Пети «Юноша и смерть» с труппой Асами Маки балет (на сцене Нового национального театра в Токио); принял участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнершей была Мария Александрова.

Исполнил роль Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика, премьера которого состоялась в 2004 г. на сцене театра «Московская оперетта».

В 2005 г. выступил в партии Кавалера Де Грие в балете «Манон» на музыку Ж. Массне на V Международном фестивале балета «Мариинский». В том же годуна фестивале «Звезды белых ночей» дебютировал в Мариинском театре в балете «Посередине, немного на возвышении» на музыку Т. Вилемса (хореография У. Форсайта).

В 2006 г. принял участие в проекте «Короли танца» (Нью-Йорк сити центр , Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии) - в компании с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей танцевал в специально для них поставленном балете «For Four» на музыку Ф. Шуберта («Для четверых», хореография К. Уилдона), а также выступил в балете «Урок» на музыку Дж. Делерю (хореография Ф. Флиндта) и показал номер «Кармен. Соло» на музыку Ж. Бизе (хореография Р. Пети).

На собственном творческом вечере в Мариинском театре (в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский») танцевал «Рубины», «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина (хореография К. Голейзовского), «Посередине, немного на возвышении», «Кармен. Соло». В 2007 г. выступил на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Солора в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; партнерша - солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина).

В 2008 г. принял участие в гала-концерте, прошедшем в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века», исполнив со Светланой Лунькиной па де де из балета «Жизель» и «Гибель розы» на музыку Г. Малера (хореография Р. Пети).

в 2009 г. исполнил партию Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» (хореография Р. Нуреева) в Парижской национальной опере. Является постоянным участником проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Стал первым исполнителем заглавной партии в балете «Синий бог» на музыку А. Скрябина (хореография Уэйна Иглинга), премьера которого состоялась в 2005 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В 2006 г. со спектаклем «Синий бог» гастролировал в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Перми. В 2007 г. участвовал в премьере балета «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (по М. Фокину, возобновлен И. Фокиной и А. Лиепой), состоявшейся на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, - исполнил партию Золотого раба. Далее балет был показан в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге; в Москве в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и на сцене Дворца фестивалей в Канне - в программе Фестиваля российского искусства. В том же году состоялся творческий вечер артиста на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На этом вечере Николай Цискаридзе выступил в балетах «Видение розы» (с балериной Мариинского театра Жанной Аюповой), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография по В. Нижинскому; Нимфа - солистка Музыкального театра Татьяна Чернобровкина), «Шехеразада» (с Илзе Лиепа). В 2008 г. в рамках «Русских сезонов XXI века» выступал в Риге на сцене Латвийской национальной оперы («Послеполуденный отдых фавна»). 2009 г. - гастроли в Париже на сцене Театра Елисейских полей («Синий бог», «Шехеразада»); Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра («Шехеразада»). 2010 г. - гастроли в Париже на сцене Театра Елисейских полей («Послеполуденный отдых фавна»), концерт в Канне на сцене Дворца фестивалей и в нескольких городах России (Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород - «Послеполуденный отдых фавна»), в 2011 г. - на сцене Михайловского театра («Послеполуденный отдых фавна»), Театра Елисейских полей («Шопениана»), лондонского театра Колизей («Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна»).

В 2011 г. вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте России.

В рамках Международного балетного фестиваля Dance Open в финском городе Савонлинна выступит заслуженный артист России, первый солист балетной труппы Мариинского театра Антон Корсаков. Накануне отъезда потомственный танцовщик встретился с корреспондентом «Известий», чтобы рассказать о летних фестивалях и ситуации в Мариинке.

- Летних фестивалей сейчас множество. Чем вас привлек Dance Open?

Прежде всего - высоким уровнем проекта. Я помню, как он начинался, и то, каким он стал сейчас, - небо и земля. Мне нравится, что ежегодно состав участников меняется в зависимости от рейтинга танцовщиков: у кого-то он понижается, у кого-то - наоборот. И нет никого, кого бы взяли просто, чтобы «заткнуть дыру». Для меня Dance Open - это встреча с друзьями и в то же время - большое событие. Появляется соревновательный ажиотаж, ты видишь, что жизнь не останавливается и нужно каждый раз доказывать свое право на участие.

Вы всю жизнь танцуете в Мариинском театре, здесь же танцевал ваш отец. Не было ли желания попробовать что-то другое?

Один раз у меня была попытка перейти в другой театр: это было конкретное предложение от Большого, которое я хотел рассмотреть для смены обстановки. Но прежний руководитель Мариинки Махар Вазиев - он очень профессионально относился к делу - создал все условия, чтобы я остался. Он к каждому человеку относился индивидуально, и это дорогого стоило. Нынешнее руководство в таких вопросах не очень компетентно. Достаточно оглянуться на времена правления Вазиева - сколько людей пришло, и какие это были кадры. Сейчас же даже зритель замечает - что-то не так, а его не обманешь.

- Не пожалели о том, что не ушли в Большой?

Нет. Но если бы мне предложили сменить обстановку сейчас, я бы сделал это сразу. Систему изменить невозможно, под нее нужно подстраиваться. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Ради новых ощущений, вызова, я бы сделал это. Но пока конкретных предложений нет. Сейчас мир таков, что все стараются использовать доморощенных артистов. Везде кризис, приглашать не очень выгодно. Но с удовольствием попробовал бы свои силы в «Ла Скала», где у меня был гостевой контракт.

- В Мариинке вам уже не нравится?

Я переживаю за свой коллектив, в котором уже столько лет. Но сейчас в нем происходит бардак. Труппа омолаживается, приходят новые люди. Это нормальный процесс. Но при Вазиеве это были люди из Академии русского балета, с русским духом, школой, традицией. Сейчас же у нас труппа интернациональная - и кореец, и англичанин. Притом что они не на ведущих ролях, я все равно не понимаю этого ажиотажа. Для небольших вариаций и наших артистов хватило бы. Раньше на сцене был творческий дух состязания между солистами, каждому приходилось доказывать свое место под солнцем. Сейчас же бардак в том, что все танцуют что хотят. Людьми затыкают дыры, чтобы текучка спектаклей не останавливалась. Мне такая конструкция труппы не очень понятна. Люди хотят ходить на имена. А имена нужно создавать.

Не так давно члены профсоюза балета Мариинского театра обращались к министру культуры с просьбой разобраться в этих ситуациях.

К сожалению, я в это время был в отъезде и в обращении не участвовал. Но ничего не изменилось, все осталось, как было. Это очередной показатель отношения руководства к артистам, солистам, которые создавали в какой-то степени славу Мариинки, и к самому театру. Жалко артистов, ведь многие люди просто теряют время своей жизни.

- Валерий Гергиев обещал, что с открытием новой сцены, Мариинки-2, ситуация изменится.

Новая сцена - действительно очень хорошая, профессиональная, сверхоборудованная. Там прекрасная инфраструктура, свет, полы. Но в итоге люди стали работать в три раза больше, потому что надо обслуживать две, а кому-то и три сцены. Стало меньше выходных, а зарплата особенно не изменилась. Мне так точно не стало лучше - меня не могут обеспечить достаточным количеством спектаклей. Последний раз я участвовал в постановке 31 мая, следующий мой официальный выход - 11 июля. Так что я нахожусь в вынужденном театральном отпуске: работы нет. Только за счет сторонних контрактов можно как-то себя стимулировать и поддерживать форму.

- Выступать в Мариинке-2 вам уже доводилось?

Пока нет. Я был там на экскурсии. Люди говорят, что танцевать хорошо. Но этого мало. На сцене должен быть дух балета, его нужно заслужить. В Мариинке-1 танцевали Сергеев, Уланова, Дудинская. Здесь же духа ответственности перед выходом на спектакль еще нет.

- Ваши коллеги жаловались, что гримерки в новом здании не доделаны.

Я только недавно отъезжал от театра на машине и видел, как девочки и мальчики в репетиционных костюмах идут по улице из Мариинки-1 в Мариинку-2, на них все смотрят. Какие-то комнаты, конечно, выделены, но большинство помещений еще не оборудовано. Посмотрим, причешут ли всё к следующему сезону или так же будем бегать.

- Вернемся к русской балетной традиции. Вы, кажется, собирались открыть свою школу в Китае, в США?

Школа в Китае была открыта, но пришлось этот проект продать. Китайцам нужно было перенять у нас опыт, и они поставили жесткие условия: мы должны были набрать китайских педагогов и их обучить. При этом они хотели, чтобы я проводил в школе большую часть своего времени, но постоянно летать туда-сюда тяжело. А в США наша школа - я основал ее в компании с другом - работает, взята под патронат ЮНЕСКО. Две наши бывшие студентки уже танцуют в Берлине у Владимира Малахова.

- Обсуждаются ли в Мариинке события Большого театра?

Обсуждаются. Я хорошо знаю и Сережу Филина, и уволенного Колю Цискаридзе. И с тем, и с другим мы общаемся, созваниваемся. Это люди, которые мне непосредственно близки и по работе, и по отношению к ней. Трагедия в Большом случилась давно, а конкретики до сих пор никакой нет. Дмитриченко жалко, поскольку его, как мне кажется, в какой-то степени сделали козлом отпущения. Это мнение сейчас высказывают очень многие. Люди не до конца верят, что он мог это сделать, - слишком уж изощренно.

- Как вам удается дружить и с Филиным, и с Цискаридзе? Ведь их представляют как противников.

Я общаюсь с ними как с людьми. А внутренние театральные отношения - их личное дело. Я нахожусь в Петербурге, они - в Москве. У нас тоже где-то есть такие противостояния. Коля - именитый танцовщик. Сережа - такого же уровня. Они что-то могли не поделить. Один кому-то что-то сказал, и начались дискуссии. Мы видим, во что они превращаются.

- А увольнение Николая Цискаридзе как вы воспринимаете?

В свете последних событий это абсолютно нормальная ситуация. Для меня лично это увольнение условное, потому что Коля - несвергаемый идол Большого. Но за примерами далеко ходить не надо: в свое время и Григорович, и Васильев приходили и уходили из Большого. Против системы идти бесполезно, лучше сменить театр. Коля пытался бороться, и мы видим, как всё повернулось.

Конечно, накаленность атмосферы в Большом разрядится не за один день. Идет следствие, результаты которого либо будут, либо не будут обнародованы; вернется Филин, который на работу будет ходить с телохранителями. Но какие-то шаги к «успокоению» предпринимать уже надо.

Спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выход видит один - вкалывать!

Михаил Ефимович, вы, конечно, видите этот непрекращающийся обмен колкостями между Цискаридзе и Иксановым - ну доколе?

Такого рода ситуации могут разрешаться только в работе. О чем сейчас должна идет речь? О сохранении творческой атмосферы в Большом. Потому что все, что произошло, - не результат банальных «внутритеатральных разборок». А у кого-то есть прямое желание дестабилизировать работу БТ. И на этом фоне Филин, как ни странно, был ключевой фигурой.

Что я имею в виду? Ну не с Синайским же (главный дирижер) отношения выяснять. Ни с Маквалой Касрашвили (управляющая оперной труппой). Нет. Удар был нанесен по самому яркому персонажу из руководства БТ, самому публичному… это плохо репутационно и для Большого, и для страны: потому что повеяло чем-то декадансно-позапрошловековым; в этом во всем есть какая-то демонстративная театральность, дурная провинциальность.

- Но, слава богу, Филин пошел на поправку…

Факт того, что он поправляется, утихомирил многие страсти. Надеюсь, Сергей внешне останется прежним красавцем, но и без этого ясно, что к работе он вернется. Теперь что касается конфликта Цискаридзе - Большой. Подчеркиваю: это не конфликт Цискаридзе - Филин, Цискаридзе - Иксанов. Я к Николаю Максимовичу как танцовщику отношусь с огромным пиететом. Понимаю, что творческий век короток, и танцовщик такого масштаба и успешности, как Цискаридзе, не может не задумываться о своем будущем. Как задумывался Владимир Викторович Васильев, который получил то, чего Николай Максимович добивается.

- По-моему, какие-то «альтернативные» предложения Николаю были, или, по крайней мере, на них намекалось…

Я исхожу из простого. Чтобы стать худруком в Большом театре, надо пройти какую-то огранку, набраться опыта. У меня (в бытность министром) была идея, чтобы Николай Максимович стал худруком Академии хореографии; у Александра Авдеева была идея, чтобы Цискаридзе возглавил балет Новосибирского театра. Поехал же в конце концов Курентзис руководить оркестром сначала в Новосибирск, потом в Пермь…

Прежде чем Васильев пришел руководителем в Большой, у него за плечами были самостоятельные постановки (к тому же не хочу сравнивать, но если Николай Цискаридзе - выдающийся танцовщик, то Васильев был настоящим танцевальным гением!). И Филина-то пригласили после того, как он, например, поработал в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Не говорю сейчас, кто кого любит, но вот назначь Цискаридзе худруком балета - не думаю, что для артистов это станет большой радостью. Так что, уверен, подобное назначение не было бы правильным.

- Тем более в атмосфере перманентного скандала…

А просто должна существовать нормальная корпоративная этика. Но Николай Максимович поносит театр на протяжении уж скольких лет: началось это задолго до открытия Основной сцены. Цискаридзе постоянно говорил, что в БТ все плохо, и только он знает, как хорошо. И, надо отдать должное руководству Большого, - оно оставалось к этому толерантно (хотел бы это особо подчеркнуть). Не уверен, что в Метрополитен или в Гранд-Опера это терпели бы так долго, как это до сих пор терпят в Большом. Что создало, с моей точки зрения, атмосферу безнаказанности.

- Николай ссылается на закон: дескать, нельзя его уволить.

Уволить можно кого угодно. Я знаю это и как бывший директор ВГТРК (когда приходилось увольнять, увы, много народу), и как министр культуры. Если б я был директором Большого, то сделал бы это давно вообще-то: у меня такого нервного запаса, как у Иксанова, не было бы. Но сейчас идет следствие по делу покушения на Филина, и увольнять Цискаридзе в процессе расследования юридически и этически некорректно. Хотя сам Николай Максимович о корректности давно забыл по отношению к коллективу, в котором работает. Но в принципе мысль, что его нельзя уволить, очень сомнительная.

- Но говорят же о влиятельных людях, которые за ним стоят…

Я так скажу. Понятно, кто за ним стоит, кто его поддерживает. Да, это влиятельные люди. Но влиятельных людей такого уровня наберется в России десятка полтора-два. И если только двое из этих двух десятков его поддерживают - этого, видимо, недостаточно. Причем поддерживают, с моей точки зрения, из личных соображений. Николай Максимович прелестен в дружбе, наверное…

- Фамилий мы не называем?

Необязательно. Но это точно не Владимир Владимирович Путин и не Дмитрий Анатольевич Медведев. А остальные все - менее влиятельные люди. Уж извините. Но вернемся к Большому: самое важное сегодня - собраться всем творческим силам вокруг профессионального и грамотного руководства и выпустить ряд премьер, в том числе балетных. Это единственное спасение для БТ, для его репутации.

- То есть смещать Иксанова сейчас не имеет смысла?

Считаю Иксанова одним из самых опытных театральных управленцев России. Если не самым опытным (не умаляя достоинств ни Урина, ни Гергиева, с совершенно иной манерой руководства, ибо Гергиев не только выдающийся дирижер, но и уникальный менеджер своего таланта). Иксанов, демонстрируя отсутствие творческих амбиций, за 7–8 лет вернул БТ в «высшую лигу» оперных театров мира, где есть Ла Скала, Метрополитен, Гранд-Опера, а потом только идут все остальные.

Когда Иксанов принял хозяйство, у Большого был бренд, но не было театра. Теперь он наполнил название сверкающим содержанием (это и успех «Травиаты», долгое сотрудничество с Франческой Замбелло; грандиозная режиссерская плеяда от Фокина и Стуруа до Любимова и Някрошюса; все выдающиеся российские дирижеры за пультом, включая Плетнева; тот же Ведерников, сильно поднявший оркестр; привлечение Григоровича). И на этом этапе менять руководство неправильно.

У Иксанова есть важнейшая черта: он понимает необходимость не только сохранения традиций, но и развития - позволяет экспериментировать…

- За что его так бурно многие критикуют.

Правильно. Но без нового живого искусства - никуда. Понятно, что у Иксанова есть свои недостатки. Но у него (как у администратора без творческих амбиций) недостатков меньше, чем у художника, который теоретически мог бы возглавить Большой театр.

Объясню: как ни странно, ГАБТ имел успехи НЕ тогда, когда им руководили крупные художники, мечтавшие сделать театр «своим». Вот Васильев как раз хотел, чтобы театр выражал его творческие устремления, но это на пользу БТ не пошло. Или же, напротив, театр «разрушали» несильные администраторы, ибо сразу проявлялась борьба кланов. Сегодня в Большом клановости нет.

Конечно, когда у тебя 200 человек в балете, трудно сказать, что это коллектив единомышленников. Но конфликтности нет. Конфликтность создает Николай Максимович. А люди, естественно, смотрят: «Ах, он не боится сказать, что директор мерзавец и люстры своровал? И при этом его не трогают столько лет? Ага, значит, за ним кто-то стоит, значит, он имеет право…», - такая же логика обычно. Но вести дискуссию с Цискаридзе в таком ключе: «украли - не украли» - это себя не уважать. И вообще вести с ним дискуссию - себя не уважать.

- Однако ж сколько деятелей культуры поставили за него свои подписи в той некрасивой истории с письмом…

Я первым написал в блоге, что деятели искусства поступили, мягко говоря, нехорошо. Но ввел-то их в заблуждение сам Николай Максимович! И что, после этого Иксанов его должен сильно полюбить? И что, Цискаридзе после этого легко может продолжать работать в театре? Нет, ну строго говоря? И ходить еще по всем каналам и газетам с видом обиженного ребенка? Ну это же простые вещи, на уровне детского сада: как можно дальше работать вместе?

Я желаю Николаю Максимовичу, чтобы он нашел себя и свое место в жизни. Но твердо уверен, что это не место директора Большого театра или место худрука балета Большого. Говорю достаточно объективно. Я понимаю, Цискаридзе, человек амбициозный и темпераментный, пытается найти себя в момент перехода из одного качества в другое. Искренне ему сострадаю. Как все переживали, дергались, когда у него травма такая тяжелейшая была и он это испытание с честью выдержал. Вижу, как он мучается, но внутренняя ломка последних лет еще связана и с тем, что он выбрал ложный путь.

Что до Большого в целом - надо работать, вкалывать! Это принесет облегчение и Филину, и коллективу, и публике. Ведь счастье говорить о новых удачах и ругаться по поводу неудач, чем заниматься изучением сводок МВД.