Игры психики: "разбор полётов" в театре. Значение театра в современном мире, роль театра в обществе - как и почему театр воздействует на человека? Как и почему театр воздействует на зрителя

Современная реальность порой приносит массу разочарований. Поток нелицеприятных эмоций и рутинных переживаний нужно останавливать. Чем-то позитивным и светлым. К примеру, походом в театр.

Этот вид искусства пробуждает в каждом глубинные чувства, дает возможность пережить чьи-либо радости и печали, сопереживать героям спектаклей, осуждать негодяев и симпатизировать «добрым» персонажам.

Подобно литературе и живописи, театр воспитывает добродетель. Художественное творчество влияет на человека в сфере зрительного восприятия, музыка ублажает слух, но театр воздействует на все чувства и дарит самые яркие впечатления.

Каждый спектакль поднимает дилеммы морали и нравственности. Театральная наука по праву считается основным средством эстетического и духовного воспитания личности. Сценическое действо искусственно вырывает из обыденности, в которой пребывает человек. Зрелище передает зрителю мысли, чувства и эмоции автора. Поэтому театр – это искусство, которое учит сопереживать. Только театральное действо может дать людям живое восприятие действительности.

Для современников театр – подзабытый, но эффективный антидепрессант. Человек получает массу положительных эмоций, которые поднимают настроение, дают ощущение легкости и благожелательности.

Некоторые особо пытливые умы интересует, как и почему походы в храмы Мельпомены столь позитивно действуют на среднестатистического индивида.

Секрет таится в том, что во время представления зритель получает радостные эмоции, которые понижают уровень гормона стресса в крови и повышают синтез элемента, ответственного за хорошее настроение. Это вещество - эмоциональный наркотик, приносящий блаженство, не нанося урона организму.

Кроме того, регулярные визиты в дом искусства дают возможность развиваться как личность. Спектакли дарят пищу для ума и провоцируют на поиски чего-то неизведанного. Иными словами, театр выступает как платформа для духовного самосовершенствования.

По статистическим данным, в последние годы посещение спектаклей становится все более модным времяпрепровождением среди молодежи. Новые режиссерские находки, сценические решения и технический прогресс открывают театральной индустрии принципиально иные возможности. Сегодня выходы на премьеры популярны даже среди тех, кто еще недавно считал театр пережитком прошлого.

Сегодня репертуары и постановки расширяются теми сюжетами, которые интересны нынешнему зрителю. Театр должен и помогает аудитории визуализировать жизненные проблемы с различных сторон, демонстрируя все вероятные выходы из ситуации.

Сделав посещения театра регулярными, можно на личном опыте убедиться, что в жизни появятся новые краски, откроется интересное и впечатляющее. С каждым визитом воскрешается вера в справедливость и чудеса, раскрывается креативность и творческая жилка.

Таинственная темнота кулис, волнительное ожидание и встреча… с волнующими, где-то безумно отталкивающими, где-то безумно притягательными персонажами. Театр и театральная жизнь увлекает и захватывает, рождает новые чувства и переживания. Роль театра в нашей жизни неоценима.

Однако, далеко не все разделяют наши чувства к роли театра в жизни человека. Театр и все, что с ним связано, привлекает обладателей только двух векторов. Позволим себе сразу не называть их, а немного углубиться в суть.
Итак, первое, что дарит нам театр - это новые зрительные переживания. Красивые интерьеры переносят нас то в прошлый век, то в мир будущего, а чего стоит одиноко стоящий на сцене в лучах софитов и читающий пронзительный монолог актер. Сколько новых впечатления для глаза. Краски, цвет, свет, красивые, полные чувств лица…

Второе это, конечно же, собственно игра. Как оценивают ту или иную постановку? Конечно, и здесь пробуют составлять некие рейдеры - сколько человек задействовано, какие костюмы куплены, какая сцена использована. Однако продавать театральную постановку по фантику-обертке не очень получается. Для театрального зрителя самая важная роль театра - это всплеск чувств, глубоких переживаний, который вызывает спектакль. Нет чувств, нет переживаний, нет новых мыслей после спектакля - не захочется и на него ходить.

Настоящая роль театра в культуре, драматическая, так как она нередко доводит до настоящего зрительного катарсиса - до слез. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана слезы, очистительные слезы наружу, а не когда безумно жалко себя, это одно из самых полезных действий для любого (внимание) зрительного человека - то есть обладателя зрительного вектора .

Когда мы плачем, в нас сменяются состояния. Слезы для зрительного человека - это и есть смена состояний. Театр тому в помощь.

Роль театра в воспитании детей, особенно подрастающего поколения зрительников трудно переоценить. Хорошие театральные постановки - это лучшее воспитание чувств, нравственности. Хорошие спектакли поднимают вопросы морали, ценности жизни.

Но и это еще далеко не все в театральном деле. Самые лучшие спектакли задаются не только общечеловеческими вопросами, но и ставят вопрос о смысле человеческой жизни. Такие театральные постановки созданы, прежде всего, для звуко-зрительных людей (обладателей и зрительного, и звукового векторов одновременно), и создают их также звуко-зрительники.

После таких спектаклей вы уходите не только с катарсисом, но и с чувством соприкосновения с чем-то очень важным. В вас пробуждается ваш внутренний поиск и на какое-то мгновение вы даже можете ощутить это удивительное чувство, что все в этой жизни не зря, зачем-то оно все создано. Как минимум потому, что бывают такие замечательные люди, которые делают такие замечательные постановки.

Как нетрудно догадаться, лучшими актерами, которые повышают роль театра в человеческой жизни, также становятся обладатели зрительного вектора и звуко-зрительной связки векторов. Актер с развитым зрением - это не шут гороховый, это не ярко размалеванная и не очень умная птичка на сцене, это всегда человек, который может донести до других подлинные чувства, пробудить все самое светлое и показать самое ужасное в человеческой натуре.



Звуко-зрительный актер - это еще и объем. Такой актер может играть относительно простые роли, но само наличие звука будет делать их многозначительными, углублять их содержание. Лучшие актеры - это звуко-зрительники. Такие как Олег Меньшиков, Марлон Брандо, Олег Басилашвили и многие-многие другие.

Может ли роль театра в культуре полностью наполнить собой пустоты звуко-зрительных людей сегодня? Что касается нового поколения, то, конечно же, нет. Один только театр не сможет. Мы должны реализовывать свои свойства в социум, отдавать от себя в зрительном сострадании и звуковом поиске смысла.

Роль театра в нашей жизни - это подарить нам дополнительное вдохновение на этом пути. Наполнить новыми мыслями, чувствами, чтобы они выросли в новые действия. Роль театра в жизни человека - это помочь развиться нашим зрительным и звуко-зрительным детям с тем, чтобы старт своего поиска они делали с осознанного нового уровня - прочувствованного и понятого на лучших уроках драматических классиков прошлого и современности. Роль театра в культуре - это подарить нам кусочек счастья в самый темный день нашей жизни.

Статья написана с использованием материалов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 города Тюмени

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Презентацию подготовила:

Музыкальный руководитель

Жданко Надежда Павловна


«Весь мир – театр, а люди в нем актеры».

Театр является одним из древних видов искусств, которыми владеет человечество. Он собрал под своим кровом все виды искусств: литературу, живопись, архитектуру, музыку, пластику танца, объединяя их в гармоническое целое.

Слово театр – греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища, да и само зрелище.

Одним из главных элементов театрального искусства является игра. С нее все и началось. Истоки русского театра следует искать в народном творчестве: играх, обрядах.

Обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драматического действия, ряженье, диалог.

Представления были тесно связаны с народным бытом. Основной особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления – от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителем.


В таких игрищах обязательно участвовал затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Надо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Скоморошество стало высшей формой русского народного театра. Его существование и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра – кукольный. Вот уже не одно столетие он составляет неотъемлемую часть театральной культуры. Именно скоморохи способствовали развитию этого вида театра. Кукольный театр основан на искусстве актера, который водит куклу, говорит за нее. Конечно выразительность кукольного лица куда меньше, нежели человеческого. И весь акцент переключается на выразительность речи ведущего куклу актера, и на его умение движением тела, жестом, показать состояние изображаемого персонажа.

В 70-80-е года XVII века формируется школьный театр, который сыграл особую роль не только в развитии культуры подрастающего поколения, но и в становлении профессионального театра.

Театр имеет огромное значение для юношества. В душе ребенка или молодого человека под влиянием театра могут пробуждаться очень яркие чувства, эмоции, которые формируют его нравственный, интеллектуальный и эстетический мир. Организаторами таких театров были преподаватели духовных академий, а актерами – учащиеся. Драматургия школьного театра сохраняла связь не только с библейскими сюжетами и образами, но и отражали политические события того времени.

Параллельно с народным театром в XVII веке начинает развиваться профессиональное театральное искусство. Первый государственный, профессиональный театр в России был утвержден при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 году и стал именоваться как придворный театр. Просуществовал он недолго, но имел существенное значение для отечественной театральной культуры, ибо это был первый опыт на пути создания государственного, профессионального театра. На сцене должна была воссоздаваться жизнь во всем ее многообразии..

Вопрос о роли театра в «программе детского воспитания» и более узкий вопрос о репертуаре, который хотя бы не противоречил воспитательным принципам, поднимался неоднократно в России. На первом Всероссийском съезде сценических деятелей, состоявшемся в Москве в 1897 году, говорилось о необходимости давать «педагогические спектакли для учащихся» с особым репертуаром, воспитывающим у подростков вкус и прививающим «патриотические чувства». Воспитание театром – совершенно новая проблема, рожденная на скрещении театрального искусства и педагогики. Она возникла естественно, логически вытекая из наиболее прямого и точного понимания воспитательных функций советского искусства, обращенного к тем, кто в силу своего юного возраста более всех нуждается в продуманном воспитательном воздействии. Первоначальное понятие «детский театр» толковалось исключительно как театр, в котором играют сами дети. В декабре 1919 года в Москве на съезде по рабоче-крестьянскому театру, было принято решение о «строгом разделении понятий театра детского, где участвуют сами дети или школьники, и театра для детей со взрослыми исполнителями».

Создание театра, в котором взрослые, профессиональные актеры играли для детей, совпало с первой годовщиной революции. В Петрограде, 15 июня 1918 года в помещении Адмиралтейского театра дал свой первый спектакль Детский театр. Задача театра состояла в том, чтобы изыскивать пути к душе ребенка, а также театр должен был основываться на началах, отвечающих детской психологии и педагогики. По мыслям С.Маршака, театр должен всегда оставаться простым и четким, избегая громоздкой бутафории и сложных декораций «для того, чтобы не подавлять ребенка, а дать ему возможность приблизиться к театру и сценической технике. Сказка издавна составляла наиболее проверенный и бесспорный жанр детской литературы и детского театра. Сказка, как средство художественного и нравственного воспитания детей, подверглась прямому гонению. Ей было предъявлено обвинение в том, что она прививает мистические и религиозные настроения, веру в сверхъестественные силы, тормозит развитие материалистического мышления у детей. Считалось, что даже разговаривающие животные внушают детям искаженное представление о действительности.

В конце концов, спектакль-сказка занял на сцене детского театра место, принадлежащее ему по праву, и никто уже больше не пытался его оспаривать. Что касается спектакля-игры, то ведь это был всего лишь сценический прием, не больше, и как таковой он был связан с эстетическими воззрениями эпохи, а не с природой самого детского театра или содержания его драматургии. «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать, надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими, и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». Эти слова Н.К.Крупской были приняты советским театром для детей в качестве его педагогической программы. Новый детский репертуар создавался на основе лучших произведений фольклора и мировой классики, доступных пониманию юных зрителей. В нем законно заняли свое место сказка и исторический сюжет, героический эпос и комедийная фабула. Театр для детей отстаивал свое право на широту и многообразие тем и жанров, и в этом тоже одержал победу.


Театр становится тем пространством, которое устанавливает равновесие, гармонию между всеми и одним, между добром и злом, между вечностью и

мгновением, между людьми и человеком. Театр как порождение культуры и социума мог бы занять в образовательной системе достойное место, начиная с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении. Роль театра в развитии личности человека стала предметом изучения философов: Т.В.Гегеля, Д.Дидро, Т.Лессинга, Р.Штайнера; крупных теоретиков культуры, таких как Б.В.Алперс, С.О.Образцова, Л.Шпет, М.И.Царева и др., С педагогической точки зрения, театр есть социокультурное явление, отражающее интеллектуальную и нравственно-эстетическую жизнь людей, эмоционально-коммуникативную сферу их взаимоотношений.

Театр для дошкольников – это, прежде всего, эмоционально-чувственное действие, захватывающее ребенка с первых мгновений, как только он встречается с известными или неизвестными ему персонажами. Театр как явление и ребенок как порождение социально-культурных процессов органично идут «навстречу» друг другу. Театр открыт людям, и ребенок открыт миру взрослых, театр – это мир мыслей и чувств, и ребенок переполнен эмоциями, чувствами, переживаниями, которые он щедро открывает миру, театр экспрессивно динамичен и ребенок подвижен, действенен. Можно продолжить целый ряд таких совпадающих характеристик одного явления и другого, но несомненно, что театр есть свет, идущий от душ людей и дитя есть свет, душ влюбленных людей . Роль театрального искусства состоит в обеспечении условий для общения актера и зрителя, в процессе чего рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания личности. Театр для детей выступает условием, формирующим эмпатические чувства детей, как средство, развивающее познавательную культуру ребенка, как среда, формирующая способность к творческому самовыражению, импровизации, как школа развития ощущений и восприятия, высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и взаимоотношений. Художественная и педагогическая ценность театра заключалась в том, чтобы создать для детей особое пространство культурного роста личности и получения образования.


Что значит театр в нашей жизни?

Театр - это такое место, где люди видят сами себя и что-то про себя понимают.

Григорий Ревзин

Театр берёт своё начало ещё в античности и до сих пор, этот вид искусства, не теряет своей актуальности. Мы все хотя бы раз были в театре и смотрели спектакли, даже не подозревая, что в жизни мы те же самые актеры. Да, Вы не ослышались, жизнь - это театр, где каждый день играются драмы, комедии, трагедии… Театр этот импровизированный, да и вообще жизнь - это сплошная импровизация.

Большинство современных людей относятся к театру скептически. Возможно, это связано с тем, что они редко посещают театральные постановки, возможно, отдают предпочтение другим жанрам искусства. К примеру, сейчас многие люди предпочитаю ходить в кино. Я вполне уважаю их выбор, но театр - это нечто другое. Театр - это «живое искусство», некий прямой эфир, где у актёров нет права на ошибку, нет второго, третьего, четвёртого дубля, это способ осмысления жизни, способ понять себя.

Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире, что не менее важно, театр вне политики. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного - это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны, такой отрыв от реальности благоприятно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии человека. Ещё один очень важный момент, театр никогда не навязывает свою или нужную точку зрения, в отличие от телевидения и интернета, он всегда оставляет возможность зрителю самому для себя всё решить.

Кто бы что ни говорил, театр всегда жил, живёт и будет жить. Помните, театр - это не старомодно, по той причине, что искусство неотъемлемая часть нашей жизни, а жизнь - вечна.

Знаете ли вы?

Первый театральный спектакль на русском языке длился 10 часов и шел без антракта. В октябре 1672 года по приказу царя Алексея Михайловича произошло открытие первого придворного театра в селе Преображенском, и дан первый спектакль «Артаксерксово действо». Будущих артистов подбирали из служилых по магазинам и питейным заведениям, а затем обучали. Пьесу на библейский сюжет об Эсфири и царе Артаксерксе написал пастор Немецкой слободы Грегори. Чтобы перевести пьесу на русский язык, ее по кускам раздали нескольким толмачам из Посольского приказа. Каждый переводчик старался в меру своего таланта, поэтому текст пьесы переходил с прозы на стихи и обратно.

Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Театр в жизни человека


Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
  • эстетическое чувство;
  • чувство внутренней свободы;
  • чувство ритма и владение телом;
  • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
  • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
  • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
  • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

Значение театра в воспитании детей


Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:
  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.
Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе


Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.
С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».
Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему. Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Тому есть несколько причин.
  • Пресыщенность. Когда-то сумасшедший рост популярности кино обуславливался новизной явления, особенно в сравнении с традиционным театром. Сегодня кино – настолько рядовое и массовое явление, что театр на его фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду.
  • Низкое качество массового продукта. Чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером, т. к. зритель идет на яркую картинку в первую очередь. В результате – массив некачественных высокобюджетных однодневок, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

В школе ораторского мастерства обучение деловому общению подразумевает развитие коммуникативных навыков и обмен опытом ведения переговоров такими же учениками как и вы. Вместе с педагогом вы разберете самые сложные моменты в переговорах и научитесь их преодолевать.