Интервью с группой ария. Виталий Дубинин («Ария»): Зов творческой бездны

– Здравствуйте! Я хочу начать с традиционного вопроса, были ли вы в Израиле когда-нибудь и какие впечатления остались, если были? А если не были, то какие ожидания?

Виталий Дубинин: – Группа «Ария» была здесь раз восемь точно, начиная с 1999-го года. Приезжаем достаточно регулярно. Впечатления самые приятные. Как нам кажется, мы побывали во многих местах. То есть, в столице, в Хайфе, конечно, в Иерусалиме, были много раз на Мертвом море. Все замечательно.

Максим Удалов: – Впечатления только самые хорошие. Очень люблю Израиль. Просто нравится эта страна.

Михаил Житняков : – Присоединяюсь! Мне еще, к сожалению, во многих местах не довелось побывать. Именно с туристической стороны. Но это мой уже второй визит в составе группы «Ария» и мне все нравится.

– Есть ли у кого-то из вас еврейские корни?

Сергей Попов: – По-моему, у Максима есть.

– Это правда?

Максим Удалов: – На самом деле это он так шутит, потому что я Максим Львович, а папа Лев Борисович. Но замечен не был. Я имею в виду, по матери, как правильно считается.

– Читала, что именно для этого концерта вы собирали общественное мнение – народ сам выбирал, какие песни послушать на концерте. Как будущему зрителю, мне очень интересно сколько песен удалось собрать?

Виталий Дубинин: – Мы провели такой опрос, и получился своеобразный рейтинг. Взяли из него первую двадцатку и попытались уместить все это в формат концерта, который длится два часа. Соответственно, получилось 17-18 песен, именно их и будем играть по желанию слушателей.

– Это у вас впервые такая практика или уже бывало? Или исключительно эта программа?

Виталий Дубинин: – Нам просто часто говорят в России, что мы немножко достали тем, что играем одно и тоже. Это те поклонники, которые ходят достаточно часто или регулярно на наши концерты. Поэтому мы решили: хорошо, раз вам надоели песни, которые нам кажутся самыми хитовыми, то выбирайте сами те песни, которые хотели бы услышать. Может быть, мы давно их не исполняли, а, может, вообще никогда. И вот, соответственно, получился такой список, и мы следуем ему.

– Это интересно. Ну, вот говорят же, что музыкантам надоедает играть хиты. Какую из этих песен, которые выбрали зрители, каждый из вас исполняет вот прямо с удовольствием, по кайфу?

Михаил Житняков : – Лично для меня открылась песня «Отшельник». Она мне и так, в принципе, всегда нравилась. Но так как это была моя первая попытка именно спеть, я, соответственно, получил массу удовольствия и исполнять ее нравится особенно, скажем так, наряду с другими песнями. Но если что-то выделять, то да, для меня это – песня «Отшельник».

Виталий Дубинин: – Хочется добавить, что в принципе, проводя такой опрос, мы надеялись, что будут все-таки песни, которые окажутся сюрпризом для нас.

– Не “приторные”?

Виталий Дубинин: – Да, но поскольку людей очень много, то когда проголосовало достаточное количество людей, все это полностью нивелируется и опять получается одна и та же программа. Может быть немножко в другом порядке (у какой-то песни больше рейтинг, у какой-то меньше), но, в результате, получается именно вот так. Плюс-минус все песни знакомые все равно.

– А вам какая песня нравится?

Владимир Холстинин: – Мне трудно сказать. Наверное, больше всех нравится «Дай жару».

Сергей Попов: Потому что последняя и можно идти в буфет (все смеются).

– Сегодня День святого Валентина. Какую бы песню из вашего репертуара вы бы назначили самой романтичной песней дня?

Виталий Дубинин: – Надо подумать. (Обращается к Михаилу) Ты сегодня распространял валентинки?

Михаил Житняков: – Нет, не довелось.

Виталий Дубинин: – У нас немного песен про любовь, но, наверное, «Улица роз».

Михаил Житняков: – Так или иначе, тема любви там затрагивается и фраза из припева «Я люблю и ненавижу тебя», – конечно, все равно, там больше любви там, чем ненависти. Поэтому, вот эта песня пусть и будет ближе всего к тематике.

– У вас, в принципе, есть песни про ожидание любви или, наоборот, про расставание, разрывы. Вы еще до сих пор верите в счастливую любовь?

Владимир Холстинин: – Конечно. А какой смысл тогда жить?

Сергей Попов: – А почему нет? От такой красивой девушки подобный вопрос очень странно слышать. Конечно, да!

– Это отлично. А скажите еще, пожалуйста, современный поклонник группы «Ария», нынешних лет, какой он?

Сергей Попов: – Он – собирательный образ, состоящий из трех поколений. То есть, вот от и до: и дедушки приходят, и родители, и их дети.

Михаил Житняков: – Из разных социальных социальных групп, я бы даже так сказал.

Сергей Попов: – На удивление, приходят 12-15 летние подростки, и они поют практически все песни на концерте, и для нас это очень приятно.

– Даже самые советские?

Михаил Житняков: – В том числе.

– А есть ли какая-то российская группа, которую можно было бы назвать продолжателями вашего творческого направления?

Виталий Дубинин: – «Кипелов», наверное (смеются).

– Может, есть кто-то помоложе?

Сергей Попов: – Обычно этим журналисты занимаются, а мы просто играем на гитарах и песни поем.

– У вас в группе «Санта-Барбара» такая среди участников. Скажите, вы в жизни общаетесь или только по работе сталкиваетесь?

Виталий Дубинин: – С бывшми участниками? Бывает, да. Вот сейчас – Сергей Маврин, не будем далеко ходить.

– Это бизнес или все-таки дружеская встреча?

Виталий Дубинин: – Ну, это, наверное, и то и другое. Мы были очень приятно удивлены, что сможем повидаться с Сергеем здесь и сыграть с ним на сцене. Так вот с бывшими участниками мы пересекаемся в основном, конечно, на концертах, поскольку сами находимся большую часть времени на гастролях. И чтобы совпало так, что: «Привет, сегодня приеду в гости», такого, конечно, не бывает. Но случается.


– И несколько вопросов, которые я собрала у ребят в своем блоге: что бы они спросили у группы «Ария». Один из них звучит так: “Скажите, кто такая Жанна из «Улицы роз»?”

Виталий Дубинин: – Может же и стюардессой наша Жанна быть. Собирательный образ. Я не знаю, что сказать.

– То есть, вы сами не знаете, что это за женщина в вашей песне?

Михаил Житняков: – Не знаю, может быть, это какие-то подспудные желания. Почему она (песня) популярна? Не просто же так, правильно?

– Неспроста. Еще вопрос: “Вам нравится тот период творчества Маргариты Пушкиной, когда она писала песни в стиле немножко мистическом?”

Виталий Дубинин: – Да, конечно. Нравится. Тогда был “романтизьм, закуска” (смеется). То есть, у нее было больше свободного времени, был энтузиазм. И дело спорилось, так сказать, само собой все происходило. Сейчас все немножко по-другому. Уже и лет всем побольше, и подустали немного, и заняты своими делами. В частности, Пушкина занята в собственном проекте, у нее их даже несколько. Тем не менее, мы продолжаем работать и это наш сегодня уже один из авторов, но по-прежнему любимый.

– С кем бы из исполнителей, может быть, уже совсем древние группы или, наоборот, молодые, вы бы хотели выступить? Есть такое желание? Deep Purple, например?

Сергей Попов: – У нас есть уже заготовленный ответ. Нет, никакого желания нет.

Виталий Дубинин: – Мы, в принципе, с Deep Purple уже пересекались на одном концерте. Стояли за кулисами и наблюдали за выступлением, даже фотографировались с ними. То есть это несколько разные вещи: выступить в одном концерте или пообщаться. В общем, нам удалось и то, и другое. Ну а так, чтобы рваться – типа у меня мечта выступить на одной сцене с Metallica – нет такого.

Михаил Житняков: – Я вот, в свое время, мечтал-мечтал и моя мечта наконец сбылась. Я выступаю на одной сцене с «Арией»!

– То есть вы уже выросли из того, чтобы «создавать себе кумира» и хотите играть сами с собой?

Сергей Попов: – Да не в этом дело. Мы просто отдаем себе отчет, что это только со стороны кажется, что вот мы вместе отыграли один концерт и ходим друзьями, чуть ли не обнимаемся. А на самом деле, мы можем вообще не пересекаться с группой, с которой выступаем в одном концерте. У них свой саундчек – у нас свой. Они приехали, отыграли и уехали. Мы приехали, отыграли и уехали.

– Ни поговорить, ни поздороваться?

Сергей Попов: – Да.

Виталий Дубинин: – Самое крутое – это встретиться после концерта в гостинице в баре.

Сергей Попов: – Да, в неформальной обстановке.

– Окей, тогда с кем бы вы встретились «в баре»?

Виталий Дубинин: – Ну, как минимум, с Nazareth мы встречались и очень хорошо проводили время.

Михаил Житняков: – Группа U.D.O. – неоднократно даже случалось.

Виталий Дубинин: – С группой Rage у нас были гастроли – прожили в одном автобусе несколько недель.

Сергей Попов: – С гитаристом Rammstein ходили на концерт в Германии. Так что бывало иногда.


– Ну и последний вопрос, мой традиционный для блога. Все-таки Израиль такая страна, куда люди приезжают и начинают новую жизнь, – что вы бы посоветовали человеку, который находится на перепутье, на перекрестке дорог, может, даже в депрессии, и начинает жизнь с нуля?

Максим Удалов: – То есть, он уже решил для себя?

– Да, он уже попал в эту ситуацию. Как ему быть? Не опускать руки или “соберись, тряпка!”…

Сергей Попов: : – Как минимум, его надо похвалить, что он уже сделал большое дело.

Михаил Удалов: – Убедиться в том, что он хорошо подумал, прежде, чем это сделал.

– Или надо было сначала подумать?

Максим Удалов: – Да, если говорить о намерениях, то пожелание будет такое: хорошенько подумать, обдумать это все, собрать максимум информации.

Михаил Житняков: – Цель должна быть ясной, четкой и дорога к ней должна быть абсолютно предсказуемой. Вот это, наверное, значительно может облегчить ситуацию.

Сергей Попов: – То, чего в жизни не бывает (смеется). Надо в себя верить, в свои силы и идти вперед.

Виталий Дубинин: – Не унывать, несмотря ни на что, особенно, в первые моменты, что бывает всегда не очень просто. Раз уж сделал шаг, то делай и второй.

Черными воронами кружились в последнее время всякие злобные слухи над головой легендарнейшей российской (или сказать: советской?) хэви-метал группы АРИЯ. То не поладилось что-то с записью нового альбома, то возникли сложности с выступлениями, то… в течение последних недель стала активно мусолиться мысль о том, что суждено Химере стать последним полноформатным альбомом команды, что больше АРИИ как таковой не будет, а экс-участники живого (пока еще) монстра отечественной метал-сцены теперича намерены заниматься какими-то совсем иными проектами.

Что ж… далеко не новость, что «смерти» и «возрождения» в судьбах известных коллективов случаются, как правило, по несколько раз в пятилетку, кто-то кого-то постоянно хоронит, реанимирует, потом снова закапывает подальше, и верить всем слухам — дело, по меньшей мере, несерьезное… Так вот и мы решили, не теряясь в мелких домыслах, попробовать разузнать о сегодняшнем положении дел в АРИИ, что называется, «от первого лица» — попросив вокалиста группы Валерия Кипелова прокомментировать сложившуюся ситуацию…

По контракту мы работаем до первого сентября этого года, после чего… не знаю, будет ли еще существовать наша группа. Не берусь пока об этом говорить. Однако ситуация сложилась так, что, скорее всего, будут действовать два параллельных проекта, дуэт Дубинин-Холстинин (который вместе с некоторыми другими музыкантами составит группу ХИМЕРА) и второй проект, в котором буду я, Терентьев и Манякин (барабанщик и гитарист), а также Сергей Маврин, который когда-то тоже играл в АРИИ — плюс бас-гитарист из его группы. Все это будет называться по моему имени, ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ.

Скромно…В каком музыкальном направлении думаете двигаться — по стопам АРИИ или в какую-то другую сторону?

Я думаю, у нас это будет продолжение линии АРИИ. О ХИМЕРЕ, пока, к сожалению, ничего сказать не могу, не знаю, что они будут делать, — но могу предположить, что они тоже пойдут по примерно тому же пути.

Получается, на смену одной группе придут две?

Ну… скорее всего.

Если не секрет, что стало причиной такого раскола: личные проблемы или, быть может, недоразумения с выпускающей компанией?

Тут много всего — что все-таки стало причиной, однозначно и не скажешь…Масса всего… не могли найти общий язык, можно сказать так… В последнее время стало сложно находить взаимопонимание — ну и, наверное, просто устали друг от друга.

..И устали, надо сказать, выборочно. То есть, с кем-то Вы продолжаете работать, с кем-то нет…

Да… так получилось само собой. Только не надо делать из этого вывод, что я страдаю манией величия, из-за чего решил назвать проект своим именем. Нет, совсем не потому. Это название обусловлено желанием… ну, понимаете, какое-то другое имя ничего не сказало бы публике — по крайней мере, на первых порах. А тут сразу понятно… Это, конечно, не значит, что я буду безусловным лидером, буду всем руководить… нет. ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ будет такая же группа, как и АРИЯ, — коллектив, состоящий из нескольких музыкантов. Все на равных правах.

Как насчет песен АРИИ — как будет решаться вопрос с правами на их исполнение?

Песни поделятся. Те, что написали Дубинин с Холстининым, будут исполняться ХИМЕРОЙ, те, что написали мы (я, Терентьев, Маврин в свое время) будут исполняться нами. Такое… гуманное распределение репертуара.

Хочется верить, что это будет здоровая конкуренция…

Да, хотелось бы в это верить…Но…трудно сказать. Поживем-увидим.

Какой-то новый материал уже пишется?

Нет, пока еще нет ничего. По крайней мере, у нас… Есть, разве что, некоторые наработки, которые пока никто записывать не собирается. На данный момент мы заняты попытками «сыграться» с новым составом, подготовкой концертной программы… благо, материала для нее предостаточно. Мы с Мавриным в свое время записали сольный альбом Смутное время — так он тоже будет представлен на концертах. Без новых песен дело, понятное дело, тоже не обойдется, что-то будет писаться — но позже. Пока еще идет необходимая «притирка»…

Что будет происходить в АРИИ до пресловутого начала сентября?

Каждый будет заниматься своими делами, нарабатывать репертуар, репетировать… А в конце июля начнется последний, завершающий тур АРИИ, который закончится большим прощальным концертом…предположительно, 31 августа.

В Москве?

Да, вероятнее всего, в Москве, в Лужниках.

Есть ли уже какие-то предварительные договоренности с выпускающими компаниями — кто будет заниматься Вашей группой?

Пока еще рановато об этом говорить, поскольку материала, который можно было бы выпускать, тоже нет. Надо его сначала записать, а потом искать компанию… но, возможно, это будут Moroz Records… хотя, повторюсь, разговор об этом слишком преждевременен. Речь ведь идет об абсолютно новом коллективе.

Как настроение сейчас — оптимистичное
(хотя по голосу того явно не слышалось — авт.) или, скорее такое… непонятное?

Непонятное… Хотя в настоящей ситуации не остается ничего, кроме как набраться терпения, засучить рукава и продолжать работу. Все равно больше не получится существовать как раньше, и…в общем, надо делать дело. Жаль только, лето выдалось такое жаркое — тяжело работать… но что делать… надо — значит надо.

Существует мнение, что группа, мол, столько уже сделала, что может позволить себе годик-другой отдыха — расслабиться, собраться со свежими силами, и только потом снова «выйти на поверхность…»

Это только так кажется. На самом деле нам предстоит еще очень нелегкий путь — фактически, создать новую команду, пускай пока и со старыми песнями. Расслабиться и отдохнуть у нас явно не получится.
Может, не совсем корректный вопрос, но мне очень интересно было бы знать Ваше мнение о предыдущих работах Дубинина и Холстинина…

То, что они делали раньше, происходило в рамках АРИИ — это было как самоирония, что ли… Сейчас это будет совершенно иная музыка — которой я, честно сказать, пока совершенно не слышал. Но они классные, очень талантливые музыканты — и надеюсь, что ХИМЕРА будет успешным проектом. По отношению к ним у меня нет никакого негатива… А что случилось, то случилось, и ничего тут не поделаешь. И назад не вернешь.

Могу предположить, что какую-то роль в ухудшении внутреннего климата сыграли бесконечные утомительные турне…

Да, вполне возможно… Хотя, с другой стороны, в последнее время не происходило ничего неожиданного: довольно напряженный гастрольный график сохраняется уже не первый год — а, наверное, года с 1995-го… так что опыт и определенная выдержка присутствуют. Даже если на этот раз «заезд» был более насыщенным, чем раньше.

Усталость…

Конечно, накапливается. Длинные переезды, огромное количество концертов — наверное, это тоже внесло свою лепту. Хотя… работа все-таки приносит больше удовлетворения, нежели усталости.

Даже если приходится по тысячу раз петь один и те же песни…

Да. Даже если приходится… много ездить и много работать. Однако тут большую роль играет внутренний климат в коллективе — многое зависит от того, есть ли взаимопонимание и желание понять позицию другого или нет. Если есть — трудности проходят сами собой, чувствуешь себя намного лучше, а если нет — приходится тяжело вдвойне. Так вот… потому, видать, все так и получилось…

Остается только надеяться, что с новым коллективом не будет сложностей…

Наверное. Во всяком случае, будем стараться…

Портал КМ.RU взял первое эксклюзивное интервью у Михаила Житнякова

Три месяца группе « » удавалось удерживать поклонников в неведении относительно личности своего нового вокалиста. И вот «час икс» настал, встречаем – это Михаил Житняков! Корреспонденту Музыки КМ.RU удалось взять у него самое первое интервью в новом амплуа.

KM.RU: Расскажите о ваших первых соприкосновениях с творчеством «Арии»

— Я живу (и все время жил) в одном поселке ближайшего Подмосковья. В местном ДК в свое время был кружок вокально-инструментального ансамбля. Лет с 14 я стал его участником. Так как изначально это был детский ансамбль, репертуар, в основном, был эстрадным. Со временем в коллективе происходили изменения, и возраст участников заметно повысился. Так, на одну из репетиций кто-то из музыкантов принес кассету группы «Ария» «2000 и одна ночь». Запись всем очень понравилась, и мы начали репетировать две композиции – «Потерянный рай» и «Улица роз». Конечно, сначала у нас все получалось достаточно примитивно, но всех очень зацепило, захотелось работать в этом направлении. Выступая на одном из рок-фестивалей районного масштаба, я познакомился с музыкантами группы «КуражЪ» (впоследствии — «Гран-КуражЪ»), куда спустя какое-то время и был приглашен в качестве вокалиста. Самое интересное, что первой композицией на прослушивании в этот коллектив была песня «Осколок льда» «Арии». Позднее с «Куражом» мы сделали еще несколько «арийских» вещей, эпизодически играя их на концертах.

KM.RU: А как вы познакомились с музыкантами «Арии»?

— Года три назад через знакомых мне удалось познакомиться с Маргаритой Пушкиной, которая, как известно, является основным автором текстов песен группы «Ария». Она как раз искала вокалиста на песню в своем проекте «Династия посвященных». Мне была предложена композиция «Опрокинутость» («В Небе»), которую я спел с большим энтузиазмом. Насколько я знаю, Маргарита Анатольевна осталась довольна результатом моего исполнения. Спустя некоторое время состоялось наше знакомство с Виталием Дубининым, с которым Маргарита Анатольевна, видимо, поделилась своим впечатлением. Он даже как-то приезжал к нам на концерт в московский клуб «План Б», где мы подарили ему наш диск. На этом наше общение перешло в режим интернет-переписки. Знакомство с остальными «арийцами» произошло уже по факту приглашения в группу.

KM.RU: Почему для трибьюта «Арии» вы решили записать такой неочевидный трек, как «Вулкан»?

— В 2010 году нам предложили поучаствовать в трибьюте «Ария» 25 лет», для которого мы выбрали неизданную песню «Вулкан». У нас было несколько вариантов, но все почему-то сразу решили брать именно эту вещь. Во-первых, песня не была записана в студии, таким образом, для поклонников «Арии» предоставлялась эксклюзивная возможность услышать «Вулкан» в студийной версии. Вторая причина, но не менее главная, хотелось отдать дань памяти автору этой песни Виктору Яковлевичу Векштейну — человеку, который сделал очень много для «Арии» и благодаря которому группу узнала вся страна. Мы немножечко изменили аранжировку, сделали ее немножко посовременнее и, наверное, потяжелее. Надеюсь, наш вариант «Вулкана» пришелся слушателям по душе.

KM.RU: У вас нет специального вокального образования. Как вы учились петь и на кого при этом ориентировались?

— Я действительно не заканчивал никакого музыкального учебного заведения, но я всегда тяготел к музыке. Причем, сначала я мечтал научиться играть на гитаре и достаточно быстро овладел инструментом, чтобы аккомпанировать самому себе. Уже потом мне все больше хотелось стать вокалистом. Мои ориентиры с возрастом и по мере прослушивания музыки постоянно дополнялись. Первым вокалистом, который произвел на меня незабываемое впечатление, стал Валерий Кипелов, благодаря которому я вообще стал слушать тяжелую музыку. На первый же рок-концерте, который я посетил, было совместное выступление «Арии» с Удо Диркшнайдером в Москве. Я очень рад, что там еще выступали немцы, потому что, помимо своей любимой группы, я увидел и понял, что такая жесткая музыка, как у U.D.O., может быть настолько благозвучной и качественной. Позже, когда я больше стал слушать рок-музыку, я открывал для себя многих хороших вокалистов, таких как К. Майне, Д. Ковердейл, Й. Ланде и др., но голос Валерия Кипелова настолько прочно сидел в моей голове, что даже когда я исполнял совершенно другую музыку, мне нередко говорили: «Что-то как-то на Кипелова похоже!». Мне это ужасно льстило, у меня было ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении.

Однако нехватка музыкального образования меня всегда несколько ограничивала. Дело в том, что в рамках концертной программы с «Гран-КуражЪ» появлялись достаточно долгие сеты длиной до двух часов. Здесь уже нужно было подумывать и о ресурсе голоса. Поэтому я всегда с большим энтузиазмом прислушивался к советам тех авторитетных людей, которые встречались на моем творческом пути.

KM.RU: Кого, например?

— Одним из первых людей, кто мне стал что-то советовать, стал Дмитрий Борисенков («Черный Обелиск»), который принимал активное участие в записи нашего альбома и записи «Опрокинутости». Так как сотрудничество с Маргаритой Пушкиной было не разовым, последовал еще сингл «Цветок Майорана», который тоже было предложено спеть мне. Во время записи продюсером и звукорежиссером выступал всем известный Сергей Терентьев. Он тоже дал мне очень много нужной информации, которой я постарался воспользоваться. Все дело закончилось тем, что желание овладеть правильной техникой вокала не давало мне покоя, и я пошел на курсы к достаточно известному музыкальному педагогу Екатерине Белобровой. Она воспитала достаточно серьезных вокалистов – таких как Максим Самосват (ex-«Эпидемия»), Дария Ставрович («СЛОТ»), Евгений Егоров (занял место Максима в «Эпидемии») и др. Ее школа уже дала определенные результаты, но считаю, что сейчас я еще нахожусь в стадии познания. Работа еще не закончена, по возможности, я продолжаю заниматься у Екатерины Юрьевны.

KM.RU: А что в этом плане вам дал Виталий Дубинин?

— После того, как мне поступило предложение поработать в группе «Ария», я сразу рассказал об отсутствии у меня какого-либо музыкального образования, но полностью был открыт для этого. Дело в том, что в свое время, общаясь с одним авторитетным в музыке человеком, я узнал о том, что надо быть осторожным при выборе вокального педагога, потому что многие из них могут попросту штамповать какой-то типовой голос, который звучит у них в голове, но не учитывать вокальной индивидуальности. Тебя загоняют в определенные рамки и делают одним из многих. Вот это предостережение в огромной степени все эти годы меня сдерживало. Но после разговора с Виталием Дубининым, который сам, как известно, имеет вокальное образование, я однозначно решил идти к педагогу. Пообщавшись с педагогом, я понял, что работы впереди еще много. Немало таких нюансов, на которые я раньше не обращал никакого внимания. Работа продолжается. Надеюсь, рано или поздно это приведет к какому-то абсолютному результату. Также во время записи альбома Виталий показал себя превосходным вокальным продюсером с хорошим видением материала, который умеет найти нужные слова и объяснить — где и как нужно спеть. Мне очень понравился результат, надеюсь, слушателям тоже.

KM.RU: Какие-то трения и сложности в процессе записи альбома «Арии» возникали?

— Сразу могу сказать, что это было очень непросто. Я очень благодарен всем участникам коллектива, которые создали весьма непринужденную дружескую обстановку. Но, учитывая высокий профессиональный уровень группы, требования к записи вокала были предельно жесткими. Даже имея какой-то студийный опыт, я открыл для себя достаточно много нюансов, разбираться в которых помогали все без исключения музыканты – и, в первую очередь, Виталий Дубинин. С каждым разом от песни к песне мы все быстрее понимали друг друга. Думаю, что мне удалось сделать то, что хотел услышать Виталий. Надеюсь, что определенный уровень нам удастся продемонстрировать.

KM.RU: Вы подробно рассказали о своем отношении к Кипелову. А насколько вам близко творчество «Арии» периода Артура Беркута?

— Артур Беркут, безусловно, талантливый профессиональный вокалист, обладающий очень ярким узнаваемым тембром. Таких вокалистов у нас единицы! Мне очень нравится его творчество, связанное, в первую очередь, с группой «Автограф». Его голос прекрасно гармонировал с той музыкой, которая звучала в этом коллективе! Альбом «Арии» «Крещение огнем» хорошо продемонстрировал, что Артур может менять манеру исполнения под материал группы. Такие песни, как «Колизей» или «Палач», безусловно, являются хитами. Другое дело, что если сравнивать для меня «Арию» и «Автограф», то именно в «Автографе» Беркут был на 100% в своей стихии. Его профессионализм не вызывает вопросов. Ему пришлось непросто в далеком 2002 году, так как для многих «Ария» отождествлялась в первую очередь с Валерием Кипеловым, который обладает несколько другой манерой исполнения и тесситурой (я сейчас не говорю об их вокальных диапазонах, ведь Артур тоже достаточно высоко пел в «Автографе»). Учитывая это, как мне кажется, песни периода Кипелова Беркуту оказались не самыми удобными для исполнения. Хотя я присутствовал на концертах «Арии» с вокалом Артура и уходил с них достаточно впечатленным. Артур отлично справлялся.

KM.RU: Плюс к этому в «Арии» Артур Беркут проявлял себя как незаурядный и интересный шоумен. Насколько вы готовы показывать на выступлениях группы яркое шоу?

— Помимо вокальных данных, Артур, безусловно, обладает талантами неординарного фронтмена. Он умеет привлекать и держать внимание зала. Зная это, я отлично понимаю, что передо мной стоит очень сложная задача. В любом случае, вокалист идет немного впереди и является лицом группы. Так что мне предстоит еще большая работа. До гастрольного тура еще остается немного времени, и на ближайших репетициях мы, безусловно, будем работать над этим. Надеюсь мне удастся создать свой образ, так как и Артур, и Валерий в своем роде неповторимы. Попытка их копировать была бы очень неправильной затеей. Хотя все-таки особое внимание я пока буду уделять все же вокалу. Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а уже потом это лицедей, актер и т. д.

Михаил Житняков

KM.RU: Вы терзались сомнениями, когда вам поступило предложение стать вокалистом «Арии»? Что вы вообще при этом испытывали?

— Я был в шоке! К тому же я ничего не знал о взаимоотношениях в группе и о том, как там развиваются события. «Ария» всегда для меня была чем-то недостижимым. Приблизиться на такую дистанцию, чтобы понять, что это за люди, было для меня просто нереальным. Когда поступило приглашение, я опешил и, честно говоря, не был готов к такому повороту и ответить сразу не смог. Естественно, я какое-то время думал. Плюс ко всему я понимал, что работа в группе «Ария» полностью перевернет мою жизнь. Ведь на тот момент музыка являлась для меня чем-то вроде хобби. Группа «Гран-КуражЪ» была для нас всех любимым занятием, которое не приносило существенного дохода. Я понимал, что в дальнейшем мне придется решать вопросы с моей основной работой, которая сейчас приносит достаточно стабильный доход, и меня, по большому счету, устраивает. Терзания, конечно, были. Но согласился, так как понимал, что такое предложение, возможно, бывает только раз в жизни. В то же время, мои сомнения были связаны еще и с тем, что я боялся не оправдать то доверие музыкантов, которое они мне оказывали. Все-таки «Ария» — это группа с большой историей и традициями. Всем известно, что три поколения людей приходят на ее концерты. Все это надо мной довлело. Все «арийцы» и, в частности Виталий Дубинин, мне очень помогли в принятии окончательного решения.

KM.RU: То есть разница в возрасте особо не сказывается?

— Буквально после первого общения с ребятами я попал в такую атмосферу, которая меня сразу заставила об этой разнице забыть.

KM.RU: То есть у вас со всеми участниками группы сложились отличные отношения?

— Абсолютно! Все они произвели на меня самое положительное впечатление и очень сильно помогают и поддерживают. В такой дружеской обстановке очень приятно работать. В то же время я понимаю, что попал в профессиональный коллектив, где нет места определенным вещам, которые я бы себе мог позволить ранее.

KM.RU: Но вы готовы к ситуации, когда вас фанаты неизбежно будут сравнивать с Беркутом, причем, зачастую, не в вашу пользу? Ведь, в отличие от Артура, у вас изначально нет такого опыта.

— Да, действительно, когда Артур начинал в «Арии», ему просто было не позавидовать. Валерий Кипелов в свое время задал настолько высокую планку, что повторить ее или выйти на уровень, хотя бы близкий к этому – достаточно серьезная задача.

KM.RU: А вас будут сравнивать сразу с двумя!

— Да. И Валерий, и Артур обладали сильной харизмой, поэтому с первого дня, когда мне поступило предложение, я думал, в том числе, и об этом. Со временем я понял, что если постоянно работать над собой, поменьше оглядываться на происходящее вокруг, то можно добиться такого уровня, чтобы меня оценивали как отдельного человека. Понимаю, что сравнений все равно не избежать. Если говорить о готовности к ним, до конца это понять можно только тогда, когда выйдет альбом и пойдут первые мнения. Я все-таки надеюсь, что мне при записи альбома удалось показать определенный уровень. А какой он – это все-таки решать уже слушателям.

KM.RU: А как быть с опасностью заболеть «звездной болезнью»?

— Если бы я попал в группу такого уровня совсем из песочницы, то, наверное, степень опасности была бы высока. Каждый музыкант, в той или иной степени, испытывает творческий рост и получает определенное признание. Сначала тебя слушает горстка людей, потом этот круг постепенно расширяется. Так или иначе, это является проверкой медными трубами. Могу сказать, что окружающие люди до сих пор считают мое поведение достаточно сдержанным и не видят во мне заносчивости. С другой стороны, каждому человеку творческой профессии, наверное, присуща такая черта, как тщеславие.

KM.RU: Или, как минимум, честолюбие…

— Да! Эти чувства в определенной степени являются двигателями прогресса. Если ты хочешь нравиться людям и хочешь, чтобы твое дело приносило плоды, ты вынужден над собой работать. Так что доза здорового тщеславия во мне, конечно, присутствует. Перерастет ли она в «звездную болезнь», я не знаю. Я считаю себя человеком, в какой-то степени искушенным, и думаю, что смогу справиться с подобными симптомами.

KM.RU: Можно и выдержать нападки фанатов, и подавить в себе необоснованные амбиции. Но как держать себя в тонусе в изнурительных гастрольных турах, когда недосыпы и переутомления просто неизбежны?

— Есть и такая тень сомнения. Я думаю, что все навыки приходят со временем. Думаю, что те репетиции, которые еще предстоят, будут испытывать меня не только на правильность исполнения, но и, так сказать, на прочность. Наверное, все, в конечном счете, зависит от той подготовки, которую мне сейчас нужно пройти. Не боги горшки обжигают – все достигается трудом. Оставшееся время до гастрольного тура я намерен провести с пользой для себя и для группы. Надеюсь, что это принесет определенные плоды.

KM.RU: Как восприняли ваше решение коллеги по группе «Гран-КуражЪ»?

— Первым человеком, который узнал, что я стану вокалистом «Арии», стал лидер группы «Гран-КуражЪ» гитарист Михаил Бугаев. Дело в том, что на тот момент, когда мне поступило предложение, группа записала практически все инструментальные партии для своего нового альбома, и все это было сделано под мой голос. Оставить ребят на этом этапе без вокалиста было бы не очень красиво. Я предложил Михаилу Бугаеву, не хочет ли он поменять вокалиста. На это он мне ответил: «Я кроме тебя в группе никого не вижу, поэтому мы будем ждать, когда ты сможешь принять участие в записи альбома». Мое решение ребятами было принято двояко: с одной стороны — радость за товарища, который смог попасть в такую авторитетную группу, с другой — некая печаль, связанная с неопределенностью в развитии нашей группы. Думаю, что у группы «Гран-КуражЪ» все будет хорошо. На сегодняшний день мы с ребятами остаемся большими друзьями и музыкальными единомышленниками. У нас впереди запись третьего альбома, который мы репетировали весь 2010 год. Думаю, что нас люди обязательно еще увидят на совместных концертах.

KM.RU: А как близкие отнеслись к вашему новому статусу?

— Многие мои близкие люди далеки от музыкальной деятельности. Поэтому здесь все соизмерялось по принципу «чтобы не потерять». С супругой на эту тему мы беседовали, я очень рад, что мои доводы ее убедили. Без ее поддержки было бы очень тяжело решиться. Конечно, она, как настоящая женщина, очень переживает по поводу того, что мне предстоят затяжные гастроли и, как следствие, я долго буду отсутствовать. Но мы уже достаточно взрослые люди и доверяем друг другу.

KM.RU: Как вам удавалось выдержать на протяжении всего лета шквал вопросов типа: правда ли что вы стали вокалистом «Арии»?

— Приходилось быть дипломатом. Я активно пользуюсь Интернетом, а вся шумиха, в первую очередь, развернулась именно там. У меня есть аккаунты в социальных сетях, поэтому я не нашел ничего лучшего, как вывесить там объявления: «Слухи о своем возможном переходе в «Арию» я не комментирую». Но это вызвало дополнительный интерес. Даже те люди, которые могли бы и не подумать, что это могу быть я, поневоле задумались. На самом деле, это было написано не случайно. Прежде чем я разместил этот статус, мне действительно посыпались вопросы, которые задавались в лоб. Я лукавил, как только мог, ведь друзьям врать нельзя. Старался уходить от прямых ответов и задавал встречные вопросы типа: «Ребята, ну вы что, все сговорились там?». На многих это действовало отпугивающе, я с облегчением выдыхал, потому что мне не приходилось говорить в открытую «нет». Но были и такие, которые оказывались настойчивыми в своих вопросах. Думаю, они со временем поймут, что, в конце концов, это была не моя тайна. Также озвучить свой новый статус было бы некрасиво по отношению к Артуру. Группа «Ария» сознательно не стала объявлять до времени о новом вокалисте, я считаю, что это был правильный и этичный поступок. Но «Ария» настолько является предметом всеобщего внимания, что люди пустились во все тяжкие. Таких бурных обсуждений на интернет-порталах я просто еще не видел. В свободное время мне, конечно, интересно посмотреть, что пишут люди. Конечно, я не ожидал, что будет такой ажиотаж по поводу имени вокалиста. Люди какими-то логическими умозаключениями фактически вывели меня в число основных претендентов. Когда имя объявят, для многих это будет уже не откровением (смеется).

KM.RU: Виталий Дубинин говорил, что вы принесли на репетицию порядка 20 песен «Арии», которые готовы исполнить. А есть ли такие композиции, которые вам либо не нравятся, либо технически сложны для вас?

— Когда я принес эту кучу песен, ребята сразу начали сдерживать мой пыл, сказав, что я пришел в группу не на один день, и у меня еще будет время попробовать спеть все. По сути, с учетом моих предпочтений, мы составили программу концертного тура. Естественно, попробовать все песни у меня чисто физически не получилось, потому что очень много других забот. Наверное, да, есть такие песни, которые я слушал меньше других. Но есть и песни-фавориты, которые мне приходилось исполнять и раньше. Учитывая то, что на нынешний момент мы только приступаем к репетициям, я не готов сейчас сказать, есть ли такие песни, которые я не смогу спеть. Главное, чтобы желание группы играть те или иные песни совпадало с желанием публики эти песни слушать.

KM.RU: А какие любимые альбомы «Арии» вы можете для себя назвать? Например, я, будучи горячим поклонником группы, всегда выделял «Кровь за кровь».

— «Кровь за кровь» тоже считаю одним из лучших. Но я выделяю не столько любимые альбомы, сколько любимые песни. Из всех пластинок «Арии» для меня достаточно серьезно выделяется «Генератор зла». В первую очередь, он мне нравится по своему звучанию. Он несколько отличается от того, что делала до этого группа – звучание более современное на мой взгляд. Что же касается любимых песен, то, безусловно, могу назвать вещи с альбомов «Кровь за кровь», «Игра с огнем», «Герой асфальта». В последнем не было проходных песен, все треки можно считать востребованными и активно используемыми во всех гастрольных турах группы. Также мне нравятся песни с альбомов, записанных с Артуром Беркутом.

По материалам:www.km.ru

Выход нового альбома группы Ария - это всегда событие в российской тяжелой музыке, даже для той части публики, которая этот альбом принимает в штыки. Не избежал участи быть разруганным и их 13-й полноформатник «Проклятье морей», что, впрочем, совершенно не помешало ему занять первое место в чартах российского iTunes, а самой группе - анонсировать масштабный тур в поддержку альбома, кульминацией которого станет концерт в масштабном столичном дворце спорта «Мегаспорт». Релиз, конечно, не из простых, масштабный и необычный, так что для того, чтобы более-менее разобраться в 11 новых песнях, потребуется немало прослушиваний. Чтобы помочь слушателям и журналистам сориентироваться, музыканты представили «Проклятие морей» на пресс-конференции в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, где вместе с пятерыми музыкантами приняла участие Маргарита Пушкина, сочинившая для альбома половину текстов. Представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты из почти часового общения группы с прессой.

Расскажите, пожалуйста, каким получился новый альбом? Какие композиции в него вошли? Тяжело ли было над ним работать?

Михаил Житняков: Альбом «Проклятье морей», 13-й по счету, включает в себя 11 треков общим звучанием более 75 минут. В этом его особенность - он является рекордным по продолжительности звучания.

Как долго вы работали над альбомом?

Михаил Житняков: Вообще работа над новым альбомом начинается, как только выходит предыдущий. Сразу же какие-то мысли начинают реализовываться. А активная фаза происходила в течение этого года.

Группа Ария, с одной стороны, по-хорошему консервативна, работает с проверенными людьми, и это оправдывает себя в плане текстов и не только, но с другой стороны, вводит и новых людей. Вопрос Владимиру Холстинину - что за человек Владислав Тарасов, с которым вы написали композицию «Дым без огня»? Не тот ли это человек, который в соавторстве с Кириллом Немоляевым написал книгу «Истерия СССР»? Как родилось сотрудничество с ним? Что нового он привнес в идеологию Арии?

Владимир Холстинин: С Владом я познакомился совсем недавно, где-то полгода назад, как раз во время работы над альбомом. Дело в том, что у моего обычного соавтора Игоря Лобанова было много работы со своей группой, и он не успевал, было тяжело, поэтому неожиданно появился Владислав Тарасов. Работать с ним было очень здорово, очень интересно. Он терпеливый человек, сносил все мои придирки и поправки, а потом неожиданно оказалось, что он работает корректором, то есть это человек с абсолютной грамотностью. Представляете себе, как приятно было с ним переписываться - он никогда не допускает никаких ошибок, что сейчас большая редкость! Сказать, что он привнес что-то новое, наверное, нельзя, потому что у нас уже настолько сложившаяся история, что отступать от нее очень проблематично и, может, даже опасно. Но он, мне кажется, не уронил планку, и я надеюсь, что это его не последняя работа с нами. И да, это тот самый человек, который написал «Истерию СССР».

Следующий вопрос к Маргарите Анатольевне, непосредственно вытекающий из предыдущего: как вы восприняли этот текст с профессиональной точки зрения и с точки зрения человека, причастного к Арии не один год? Нет ли у вас какой-то ревности, соперничества с другими текстовиками? У вас были какие-то пикировки с Александром Елиным, если не ошибаюсь…

Маргарита Пушкина: Я человек очень спокойный, и к появлению новых людей я отношусь очень спокойно. Я знаю свой уровень, и, думаю, ниже своего уровня я на этом альбоме не опустилась. Если судить по реакции людей и по реакции музыкантов, то, что я сделала, им понравилось. Конечно, я бы хотела сделать больше, но, как говорится, мы свою жизнь не выбираем. На этот раз не получилось. Владислава Тарасова я знаю очень давно, еще до того, как он написал «Истерию…» Он написал очень большую статью для моего рок-альманаха «Забриски Rider», статья была посвящена творчеству Стивена Кинга, иллюстрации делала его жена. Прекрасная статья! Потом, поскольку я знаю Кирилла Немоляева, мы и с Владиславом общались. Ну, появился человек, написал. Честно говоря, у меня было одно опасение после «Истерии» и рок-оперы «Мавзолей», где он, кажется, весь текст написал - что появятся такие шуточки в духе Немоляева, а это несколько идет вразрез с идеологией Арии. (Смеется ). Но все обошлось, под жестким контролем Владимира Петровича все удалось. Никакой ревности к другим авторам я не испытываю, потому что я понимаю ситуацию, я понимаю, что в силу различных жизненных обстоятельств я не смогу написать столько текстов, сколько было написано раньше. Поэтому Владимир Петрович работает с Лобановым, с Лобановым я в прекрасных отношениях, обмениваемся мнениями, обмениваемся письмами. Саша Елин - большой молодец, выручил на этот раз. Я не согласна с его концепцией, выраженной в нескольких песнях - «Эра Люцифера», «От заката до рассвета», но это мое личное дело. Я бы написала по-другому, но, наверное, когда Саша смотрит мои тексты, он тоже думает: «Я бы написал по-другому», это чисто субъективно. Так что никакой вражды, ревности или желания кого-то топором по башке стукнуть у нас совершенно нет. Мы, авторы - нормальные люди, адекватные.

(*) Сведением вашего прошлого альбома «Через все времена» занимался финн Хиили Хиилесмаа, а новый диск сводил американец Рой Зет. Чем обусловлен выбор именно Роя? Довольны ли вы тем, что он сделал со звуком?

Виталий Дубинин: Это была моя идея. В прошлом году мы с Максимом сотрудничали с норвежской группой Tomorrow’s Outlook, записали с ними две песни, и продюсером этого альбома как раз и был Рой Зет. И сами норвеги предложили: «А вы не хотите, чтобы он вам свел альбом?» Я донес эту идею до остальных, и мы сошлись, что неплохо бы попробовать. Рой Зет - фигура в металле мирового уровня, мы, конечно, знали его работы как продюсера и как гитариста с Брюсом Дикинсоном и Halford - этим и был обусловлен выбор. Что получилось? Наверное, у каждого из нас есть свои замечания или, наоборот, моменты, которые кажутся нам наиболее яркими, по поводу сведения этого альбома. Я считаю, что получилось интересно и очень для нас необычно.

Заглавный трек альбома «Проклятие морей» стал самым длинным в истории группы - более 12 минут. Нет ли у вас планов записать еще более длинную балладу?

Виталий Дубинин: Так получилось случайно. Думаю, никто из нас не ставит себе целью написать песню длиннее, чем были до этого. Просто так случилось, что такой хронометраж у песни. Планов записать что-то еще длиннее у нас нет, но и сложностей больших сделать длинную песню нет. Гораздо сложнее сделать короткую песню.

Виталий, в своем блоге ваш сын написал, что принял небольшое участие в песне «Проклятье морей», и что некоторые его идеи отразились на альбоме. Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничать с Александром? Или, может, он сыграет вместе с группой?

Виталий Дубинин (смеется ): Его участие было таким - обычно я сам пишу «рыбу» на псевдо-английском языке, а он подрос и достаточно хорошо знает язык. Я ему изложил, что должно быть в каком куплете и какой его части, и дал прочесть историю Летучего Голландца. Он все это воплотил в той или иной степени готовности - мне кажется, получилось достаточно складно, и я это спел для «рыбы». Потом я его попросил сыграть небольшое соло - опять же, для демо. Я дома делал в компьютере демо, а сам я не большой мастер, точнее, совсем не умею играть соло, а он что-то там такое напиликал, и я это вставил. Вот таким было его участие. Планирую ли я в дальнейшем привлекать его? Вполне возможно.

Чем руководствуются музыканты, когда выбирают, какие песни войдут в грядущий релиз? Доходит ли до споров, голосований, жребия? Участвуют ли в выборе люди, близкие к группе?

Виталий Дубинин: У нас не так много песен, чтобы что-то отбрасывали или спорить из-за того, войдет ли та или иная песня в альбом. Конечно, есть внутренняя цензура, но мне помнится, что все песни, которые тот или иной участник принес на этот альбом, мы записали. Мы может спорить насчет порядка песен, а насчет самих песен - если песня всем нравится, то мы ее берем. Потому что если кому-то что-то неинтересно, и он делает что-то из-под палки, то ничего хорошего из этого не получится.

(*) А как в группе происходит выбор художника, который оформляет альбом? В этот раз он у вас тоже новый - Эд Юницкий.

Виталий Дубинин: В этот раз нам посоветовала художника Маргарита Анатольевна Пушкина, с которой он сотрудничал на ее предыдущем релизе. По-моему, очень хорошо у него получилось в плане артворка, лично я очень доволен, остальные, думаю, тоже. А дальше Маргарита расскажет, где она его нашла.
Маргарита Пушкина: Нашла я его в Facebook, когда искала серьезного человека для оформления рок-оперы «Окситания». Копалась-копалась, и вдруг - портфолио Эдуарда Юницкого, город Могилев, Белоруссия. В основном, он оформляет прог-рок, очень много работает с фирменными командами. Как раз в это время готовился альбом Валерия Александровича Кипелова «Звезды и кресты», и я попыталась привлечь Юницкого к его оформлению, но менеджмент группы Кипелов мне заявил, что у него чересчур веселые картинки, и они не отвечают концепции альбома. На мои возражения, что художники прислушиваются к заказчикам, кому-то нужны веселые картинки, кому-то - грустные, люди не отреагировали. Потом вышла «Окситания», прекрасная совершенно, и ее Миша Житняков вспомнил, когда зашел разговор о том, кому поручить оформление альбома. Хотя были определенные опасения, сможет он или нет, потому что человек никогда не работал с такими тяжелыми командами - во всяком случае, тяжелыми для Юницкого. Дальнейшие контакты с ними поддерживал Виталий, и я не знаю, рубились они или не рубились, но сам Эдуард очень доволен. Он прислал мне эту замечательную обложку, я вставлю ее в рамочку, потому что, на мой взгляд, оформление прекрасное. Юницкий победил сам себя н наметил какой-то новый стиль в оформлении альбомов Арии.

Верите ли вы в магию чисел? 13-й студийный альбом все-таки…

Маргарита Пушкина: Самое расхожее мнение, что число 13 - это ай-ай-ай, какое-то нехорошее число и так далее. Это уже традиция так думать. На самом деле, открою ли я вам тайну или нет, число 13 - это замечательное число, число нелогичных людей. Это значит, что это число любит тех, кто занимается творчеством, кто способен на самые непредсказуемые поступки, кто не вписывается в общепринятые нормы и стандарты. То есть, число 13 относится к творческим людям, коими мы все и являемся, и здесь нумерология очень угадала: 13-й альбом несколько отличается по музыкальной концепции, там очень много интересных находок, небольших экспериментов, каждый выложился по-своему. И номер этого альбома очень даже этому соответствует - это число нелогичных творческих людей, которые «идут к своей цели, руководствуясь всеобъемлющей любовью», как это пишут исследователи различных чисел. Ну, насчет всеобъемлющей любви я бы сомневалась, но то, что 13 - это число нелогичных творческих людей, мне кажется, полностью соответствует.
Сергей Попов: Может быть, для кого-то это несчастливое число, но для нас оно счастливое, потому что мы считаем, что альбом удался. Во всяком случае, нам он нравится.

Все мы помним такие альбомы Арии, как «Герой асфальта» (1987) или «Кровь за кровь» (1991), и сейчас можно с уверенностью сказать, что эти альбомы и их тексты прошли проверку временем. Сегодня на слуху тексты других исполнителей - рэп-исполнителей, панк-исполнителей. Не выходит ли так, что тяжелый рок сегодня утратил свойство пророка?

Маргарита Пушкина: Если я начну, то это будет на час или два. Я хочу сказать, что никто никогда себя не ставил в позу пророка. Мы писали то, что мы чувствовали, и сейчас мы пишем - по крайней мере, я так думаю - то, что нам хотелось бы сказать. Я не могу согласиться с тем, что на последнем альбоме мы какие-то беззубые или няшные и занимаемся сказками. Там есть несколько текстов, которые нормально вписываются в сегодняшнюю ситуацию. Мне часто задают вопрос, например, недавно спрашивал замечательный китаист-профессор из Новосибирска, который, несмотря на свой статус и возраст, очень любит Арию и все время ее слушает: вы не побоялись на этом альбоме разместить такую песню, как «Убить дракона»? В обществе существует вот этот страх. То нам говорят: «Ой, социальщина, вот этот «Черный квадрат», зачем он нужен? Рассказывайте нам сказки!». А потом поклонники говорят: «Не надо нам сказок! Давайте нам…» А потом: «А вы не боитесь?» Не знаю, как музыканты, а лично я внимательно слежу за рэпом, но я их не слушаю, я их читаю, потому что слушать это невозможно. Если слушать - то американцев, потому что у них это гораздо органичнее выходит; допустим, Body Count мне нравится - старенький, но очень мощный товарищ, чернокожий. Много дабстеповых групп с интересными текстами - но это у них. У нас мне лично нравится по посылу 25/17, прекрасная группа, последнее время нравятся тексты - именно тексты - Оксимирона. Сначала он мне, как сейчас говорят, не зашел, а сейчас я его с удовольствием читаю. По поводу Фэйса и Фараона не знаю, хотя они тоже шумят.
Виталий Дубинин: А Гнойный нравится?
Маргарита Пушкина: Гнойный - нет, КПСС мне не нравится. Мне кажется, что мы если говорим, то говорим, а если молчим, то молчим, мы рассказываем сказки, но вот совсем обвинять группу Ария в том, что мы не затрагиваем никаких социальных тем и все передали в руки рэпперов - это неправомочно. Я сейчас хочу провести такой эксперимент, готовлю кое-что со своим проектом Margenta. Это будет тяжелая альтернатива, тяжелые гитары и речитативы на социальные темы. Мне интересно бросить этот проект нашей публике, которая привыкла к «тан-тага-дан» и прочее - как они на это отреагируют? Там только социальные, только злобные рэперские тексты с хорошей подачей. Вот и проверим, что говорят один и что думают другие, а потом говорят.

Сергей, а «Эра Люцифера» - это не о нынешней ситуации в стране песня?

Сергей Попов: Изначально я хотел просто прямую песню, которая бы, что называется, качала. Для меня главное в ней - драйв. Потом Саша Елин уже внес свое видение. Хотите - называйте ее социальной. В принципе, это продолжение темы нашей с Сашей Елиным песни «Будь самим собой» с прошлого альбома. Пусть каждый для себя этого Люцифера обозначит. Хотите - воспринимайте это как песню про нашу страну, хотите - более широко, ведь эра потребления, эра двойных стандартов - это тоже эра Люцифера.

Виталий, приятно удивило ваше участие в проекте группы БИ-2 Куртки Кобейна. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом проекте в целом и конкретно о песне и клипе.

Виталий Дубинин: Клип я не видел. И вообще мое участие получилось довольно спонтанным. Мы были в городе Новосибирске, играли концерт с симфоническим оркестром, и БИ-2 пришли к нам на концерт. Шура подошел ко мне и сказал: «У тебя есть Rickenbacker?» «Да, есть у меня такая бас-гитара.» « Ты не мог бы нам помочь, сыграть песню - не в группе БИ-2, а для стороннего проекта?» Я говорю: «Я не знаю, смогу ли я, я не в курсе, что вы собираетесь делать». Он говорит: «Там достаточно все просто, именно вот прямой рисунок…» Отказывать я не умею, так что я сказал: «Хорошо, сыграю». Пришел на студию, сыграл буквально за час, и на этом мое участие закончилось. Потом они мне вдруг сказали: «Мы будем снимать клип». Я говорю: «И я должен тоже сниматься?» «Ну, ты же там играл…» Я же не мог сказать, что я на это не подписывался! Ну, сыграл и сыграл. А что получилось…. Я видел какое-то lyric-видео, себя я там не обнаружил и ничего не понял в плане видеоряда. Что же касается самой песни, то я не понял, зачем они делали сторонний проект; по-моему, это типичное БИ-2.

В 2019 году будет 30-летие альбома «Игра с огнем». Планируется ли по этому поводу что-нибудь масштабное, как это было с «Героем асфальта»? Альбом ведь тоже знаковый.

Владимир Холстинин: В 2019-м - нет, потому что этот год посвящен у нас туру «Проклятье морей», мы одновременно и то, и другое не сможем сделать, к сожалению.

(*) Песни Арии несколько раз звучали в телеконкурсе «Голос. Дети». Как вы к этому относитесь? На ваш взгляд, имеет ли право на существование «Штиль» в детском исполнении?

Виталий Дубинин: Я знаю, что многие мои коллеги относятся к этому отрицательно. Но я не вижу ничего плохого в том, что дети исполняют эти песни. Не настолько страшный там текст, и не настолько он недоступен для детского понимания. Поэтому я считаю, что это все вполне имеет право на существование.
Маргарита Пушкина: Я категорически против, чтобы дети пели про людоедство. Это совершенно не соответствует детскому восприятию. Вообще мне кажется, что это спекуляция определенная. Они хорошо пели, у Пелагеи, по-моему, были ребята, но это совершенно не песня для детских умов, даже для акселератов.
Виталий Дубинин: Они поют музыку, и оценивают их голос. Может быть, они не вникают до конца в текст, но ничего плохого, повторюсь, я в этом не вижу.

Сейчас многие фанаты смотрят YouTube, и там есть такой блогер Грибановский. Виталий, я знаю, что вы смотрели его блоги, которые он делает по вашим альбомам. Скажите, есть ли правда в его историях? Он по пять-шесть часов уделяет каждому вашему альбому. Есть даже мнение, что он имеет какое-то отношение к вашей группе.

Виталий Дубинин: Я, честно говоря, не знаю такую фамилию. Все, что о нас говорят блогеры или поклонники, тролли или хейтеры - все это мне докладывают мои сыновья. Я уже стараюсь на это никак не реагировать, поэтому фамилии тех, кто что-то пишет про группу Ария, я не запоминаю. Так что толком не могу сказать, что это за человек, извините.

(*) В апреле следующего года вы заявлены в числе участников немецкого фестиваля “Keep It True”. Это не очень большой фестиваль, но достаточно престижный. Как вы там оказались? И если ли у вас какие-то дальнейшие планы по завоеванию Европы?

Виталий Дубинин: Все фестивали, в которых мы принимали участие за рубежом, мы рассматриваем не как наши этапы покорения Европы, а скорее как туризм. Мы отдаем себе отчет, что никаких серьезных туров мы там провести не сможем, пока не сделаем релиз на Западе, то есть, не выпустим пластинку на английском языке для западных слушателей. Поскольку у нас этого нет, мы все это рассматриваем, повторюсь, больше как туризм. Как мы туда попали? Очень просто, сейчас развит Facebook, они пишут нам на официальную страницу. Организаторы этого фестиваля нам написали, возможно ли пригласить группу, наш менеджмент связался с ними, обменялись райдерами, как это сейчас называется. Как только всех все устроило, сложилось предложение. Возможно, у нас будут еще какие-то фестивали в Европе в будущем году. Во всяком случае, переговоры такие мы ведем, а уж что там получился, не знаю.

(*) В России у вас был свой фестиваль - «Ария-Фест». К сожалению, ни в этом году, ни в прошлом он не состоялся, а планируются ли в будущем подобные мероприятия?

Виталий Дубинин: Да, конечно, планируются. Почему его не было ни в прошлом, ни в нынешнем году? Это связано с работой над альбомом. Миша сказал, что мы начали плотно работать в этом году - нет, мы начали работать над альбомом достаточно плотно прошлым летом. Уже тогда мы подготовили шесть песен и записали барабаны и бас к ним, поэтому заниматься всем одновременно было тяжело, а доверить кому-то, дать на откуп у нас не получалось - все равно приходилось контролировать какие-то административные, организационные моменты. Просто мы решили, что надо заняться чем-то одним, а в дальнейшем мы планируем, что как минимум на 35-летие группы будет «Ария-Фест». В 2019 году мы планируем провести тур, посвященный альбому «Проклятие морей», а осенью очень даже возможно, что мы вас еще чем-то удивим… или не удивим.

Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой (пресс-атташе группы Ария) за аккредитацию на пресс-конференцию

Вопросы, помеченные (*), заданы представителем сайт

Обработка материала - Роман Патрашов
Фото - Наталья “Snakeheart” Патрашова
30 ноября 2018 г.

М. Житняков: Не раскрывая всех секретов, скажу, что в альбоме будут как традиционные для группы песни, так и несвойственные «Арии». Речь идет о некоторых композиторских аранжировочных моментах. Кроме того, среди наших авторов появился новый человек, который ранее не писал для группы - он работал над одной из песен с Владимиром Холстининым . На мой субъективный взгляд, альбом получился во многом экспериментальным. Но судить не нам, осталось ждать совсем немного. И тогда наши поклонники уже сами дадут оценку, насколько наши музыкальные поиски можно назвать экспериментом и удался ли он.

М. Житняков: Да, на этом альбоме будет песня моего соавторства - «Пусть будет так». Как в предыдущий раз, мы поработали с Виталием Дубининым . Я попытался донести до него свои мысли, а он — придать им более правильную музыкальную форму. Маргарита Анатольевна (Пушкина — Ред. ), в свою очередь, сочинила к музыке текст.

По опыту, вокалисту легче раскрыть песню, в создании которой он участвовал? Вы чувствовали разница между «Точкой невозврата» и остальным материалом?

М. Житняков: Может быть, только в самом начале записи альбома. Все песни независимо от авторства репетируются, и в какой-то момент песня перестает быть твоей персональной, и ты ее исполняешь примерно так же, как и другие. Творчество группы так или иначе можно назвать коллективным. И даже если песня закреплена за тем или иным автором, при записи все равно имеет место продюсирование, в том числе и вокальное. То есть за пультом собираются несколько человек и коллегиально решают, как пропеть тот или иной фрагмент, как должна звучать та или иная строчка. Я могу и на песнях не своего авторства предложить какое-то вокальное решение - где-то ребята соглашаются, где-то нет. И в данном случае авторство влияет в меньшей степени.

Как известно, поклонники, особенно со стажем, считают себя лучшими экспертами и критиками творчества группы, и каждый новый альбом вызывает в их рядах бурных дискуссии. На сегодняшний день в соцсетях под двумя новыми синглами по 700-800 комментариев на любой лад. Ну и, разумеется, не обошлось без традиционных «Ария себя изжила» и «Ария для меня умерла». Вас как-то трогают подобные споры и обсуждения?

М. Житняков: В первый раз фраза «Ария для меня умерла» была сказана в 1987 году, когда глобально поменялся состав и образовались две группы - «Ария» и «Мастер». Так что у этой присказки состоялся уже 30-летний юбилей (смеется ). Большое число комментариев говорит о том, что творчество группы до сих пор трогает людей, если они считают своим долгом заходить и оставлять негативные комментарии. Чего лукавить - заглядываем, читаем, конечно. Что-то мотаем на ус, где-то улыбаемся. Думаю, любой спор, который зарождается вокруг творчества, даже если он с негативным вектором, лучше, чем молчание и полное забвение.

Не знаю, отметили вы для себя или нет, некоторое замешательство, которое вызвала песня «Варяг». Например, появились предположения. что она про викингов... И судя по некоторым комментариям, кое-кто сделал выводы только по названию, без прослушивания.

М. Житняков: Здесь я вижу две проблемы. Первая в том, что некоторые люди хотят заявить свое мнение, пока оно не потеряло актуальность, и это побуждает их на какие-то предварительные выводы. Название дается песне неспроста, но чтобы понять, о чем она и начать порассуждать о смысле, ее надо все-таки послушать. Когда же оценка дается, исходя из названия, можно судить об объективности данных комментаторов. Вторая проблема в том, что многие люди до сих пор не знали истории о крейсере «Варяг». Увы, это непогружение в историю своей страны свойственно современной молодежи. «Ария» не раз доказывала своим творчеством, что отношение к истории у нас более чем почтительное - очень часто исторические события становились темами для песен.

- Можно сказать, что благодаря вашим песням кругозор поклонников расширяется?

М. Житняков: Да, «Ария» в какой-то степени занимается просветительством, рассказывая об исторических событиях, которые, может, и не являются яркими пятнами в истории, но могут быть не менее интересными. И хорошо, если люди, слушая песню «Варяг», поняли, что речь идет не о скандинавах, пришедших на Русь , а о корабле, и это многих из них побудило к прочтению истории этого крейсера.