Исследовательская работа на тему"образы борьбы и победы в искусстве". Презентация по музыке на тему "образы борьбы и победы в искусстве" Примеры образа борьбы и победы в живописи

Михайлова Татьяна
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Урок в 5 классе

Название : Образы борьбы и победы в искусстве

о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовс-

Дидактические : Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с

помощью средств музыкальной выразительности на

примере увертюры «1812 год» . Формирование истори-

ческого самопознания и достоинства. Создание художест-

венного образа в песне «Баллада о солдате» .

Развивающие : Развивать творческое воображение , логическое мышление.

Нравственные : Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории

своего народа, патриотизм.

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : урок-диалог

Жанр урока : урок-размышление

Оборудование : - портрет П. И. Чайковского;

Иллюстрации к увертюре «1812 год» ;

- наглядность : музыкальный термин «увертюра» ;

Аудиозапись с музыкальным произведением ;

- раздаточный материал : листы для творческого задания, для

игры «Почта» , для «мозгового штурма» .

Искусство – это грандиозная

память нравственного, эмоционального

опыта человека.

Д. Шостакович

Музыка – бездонный источник для

ума и сердца.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год» .

Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей) .

Мы знаем, что слово «увертюра» означает… (Ответы детей : музыкальное вступление к опере , балету.)

А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром , то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… (Ответы детей : гимнов) .

Во Франции – это «Марсельеза» .

Играю мелодию «Марсельезы» .

А образ русского народа , я думаю, вы услышите сами.

Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.

Слушание увертюры.

Проведение «Мозгового штурма»

на слово «увертюра» .

Я рада, что вы услышали в музыке торжественность , праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П . И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? (Ответы детей : о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби).

Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? (Ответы детей : о несчастье, звучал набат) .

Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? (Ответы детей : в начале увертюры) .

Чем эта музыка сопровождалась ? Что этим хотел сказать композитор? (Ответы детей : слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает).

Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?

Играю мелодию «Боже, царя храни»

Что это за мелодия? (Ответы детей) .

Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? (Ответы детей : в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).

Для чего звучит гимн? (Ответы детей : для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами , с духом и сделать очень важное дело).

И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость .

И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? (Ответы детей : за Бога, Россию, царя) .

И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей) .

Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , а также в поэме М. Лермантова «Бородино» , которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Повторное слушание с дифференцированным

творческим заданием. (Дети работают в группах :

рисуют музыкальную линию , сочиняют стихотво-

рение, пишут сенканы).

По окончании слушания дети представляют свои

Группам предлагается задать друг другу вопросы.

(Проводится игра «Почта» )

(Учитель задаёт свой вопрос всему классу : - Я считаю, что эта музыка , современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей) .

И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу . (Читаем все вместе эпиграф) .

Как вы его понимаете? (Ответы детей) .

И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях ? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат) .

Исполнение песни «Баллада о солдате» .

Проводится индивидуальное и групповое

оценивание.

В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.

Приложение

,Музыкальная линия” или ,Цветная линия”

Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение , делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке . При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.

Правила написания сенкана :

Тема – 1 существительное;

Описание темы - 2 прилагательных;

Действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;

Мое отношение – фраза из 4-х слов;

Синоним к теме – 1 слово.

Игра «Почта»

. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу , передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.

Конспект урока музыки учителя ГБОУ « Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина « Пыловой Ирины Владимировны.

Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.

Тип урока: интегрированный,изучение нового материала.

Класс: 5

Цель урока: раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Воспитательная задача: воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофильма.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока.

    Организационный момент.

Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»

У.: Я прочитаю сейчас стихотворение поэта В. Урина. Определите, какова главная мысль этого стихотворения? Может ли оно прозвучать эпиграфом к какому-либо художественному произведению?

Стихотворение В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепа затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

Д.: Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди мужественные и стойкие, которые выдерживают удары судьбы, смело смотрят «ветру в лицо».

У.: Эти поэтические строки и станут эпиграфом к нашему уроку. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто « судьбой ». Самым главным, самым значимым в жизни. Такова и жизнь и любовь и огромное призвание к музыке композитора Людвига Бетховена.

Дети, что означает слово судьба?

Д.: Жизненный путь человека, его трудности, радости и горести., преодоление невзгод. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

У.: Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы . Послушаем небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой ? Вслушайтесь в образный строй: какими интонациями композитор определил его характер?

Поисковый метод.

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА III ЧАСТИ ПЯТОЙ СИМФОНИИ Л.БЕТХОВЕНА.

3. Способ – «Я СЛУШАЮ»

4. Способы, которыми владеет ученик:

Определение:

а) характера

б) интонация

в) тембр (окраска музыки)

г) регистр

д) динамика

У.: Сколько тем вы услышали? Охарактеризуйте их.

Д.: 1 –я – песенная, скорбно – лирическая, сумрачная, тревожная, бессильная, слышатся жалобные интонации, исполняли виолончели и контрабасы, pianissimo ,в низком регистре. Звучала как вопрос, раздумье, сомнение.

2 –я – повелительная, резкая, властная, слышится маршевая интонация, звучит у труб и деревянных духовых инструментов, призывает к действию.

У.: Действительно, в первой теме сумрачная, глухая окраска мелодии, её медленное движение создают впечатление мрачного предчувствия, душевной тяжести. Во второй теме медный тембр валторн и деревянных духовых инструментов призывают к действию. Она звучит властно, обрывает речь первой темы, но в тоже время есть непреодолимое напористое движение мелодии.

А если представить, что это портрет, то можем ли мы сказать, что у человека две линии, два «жизненных голоса « ? Какие это голоса?

Д.: В человеке две сути – он и слаб и мужественнен одновременно В музыке слышна нежность, робость, беззащитность героя с одной стороны,и с другой - это мрачная воля судьбы, может быть жестокая и неотвратимая, беспощадная и несправедливая.

У.: Кто же побеждает в этом поединке?

Д.: Воля и мужество.

Выводим таблицу: « В человеке борются два начала: слабость и мужество»

У.: Вспомните, какому из композиторов была особенна, свойственна тема борьбы и преодоления, сила духа, воли: такой музыкальный язык, стиль высказывания?

Д.: Это музыка Бетховена.

У.: Задумываемся ли мы порой, какой ценой добыта победа и самоутверждение человека? О терниях на пути человека к звёздным вершинам духа и рассказывает Пятая симфония. Как вы понимаете музыку симфонии? Может ли прослушанная музыка быть средством общения композитора и слушателя? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс и т. д. А в чём особенность симфонии? Если сравнить симфонию с литературой, то с каким литературным жанром ее можно сопоставить?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У.: Действительно, в структуре симфонии есть моменты, близкие к композиционному строению литературных произведений: главы повествования, т.е. части, в симфонии обычно четыре; завязка действия, пролог, развитие, кульминация и эпилог. Иногда симфония открывается вступлением, своего рода эпиграфом. Как, например, эта симфония, Пятая. Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

ПОИСКОВЫЙ МЕТОД. (КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МУЗЫКА, РИСУЮЩАЯ ОБРАЗ СУДЬБЫ)

Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Д.: Грозной, мрачной, сильной, страшной… (характер)

У.: Какие интонации точнее передадут суть этой темы – песенные, маршевые, танцевальные? (интонации)

Д.: Скорее всего маршевые.

У.: Вслушайтесь ещё раз в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.

Д.: Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм.

У.: А какую роль вы относите оркестровым тембрам? Какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?

Д.: Её могли бы исполнить медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы. (тембр)

У.: А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (мотив судьбы)

У.: Мы можем предположить, что герой симфонии – сам Бетховен, что это его личностная, авторская позиция, его откровение?

Д.: Да, конечно.

У.: Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь то он зарабатывает своим трудом…

Людвиг едет в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит. Но вот однажды…

СТИХОТВОРЕНИЕ. Вс. Рождественский

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащееся в нотные листы!

Касаясь верхних клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты не единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка – бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

Глух не он, а этот мир вокруг,

Который вещей музыки не слышит,

Рождённой в счастье и в горниле мук.

О чём говорит нам стихотворение?

Д.: Музыка заговорила, зазвучала в нём самом!

У.: Она рвалась из недр души, она рождалась! Сегодня мы будем слушать первую часть Пятой симфонии , которой Бетховен предпослал темповое обозначение Allegroconbrio , т.е. Скоро с огнём.

Задание.

Проследите за интонационным движением мотива судьбы; какие способы развития использует Бетховен?

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (- развитие. Слушание – конец 1-й части –

5. Ситуация успеха.

Ученики высказывают свои впечатления о замысле и развитии образа.

Для образа Человека характерно своего рода эмоциональное диминуэндо. Интонации тревоги, волнения, мольбы. Можно услышать усталый голос одиночества (гобой). Мир вокруг как будто оглох, всё остановилось, замерло, но есть надежда «А вдруг услышат?»

Для образа Судьбы характерно развитие по нарастающей. Музыка звучит как лавинный ком, собирая силы, как твердь зла (унисон tutti оркестра).

Слушание – конец 1-й части

Д.: Столкновение двух тем – судьбы и человека, сильного и слабого. Накал борьбы разрастается с особой силой к концу первой части, а в кульминации достигает невероятной мощи.

У.: Каков же итог этой схватки?

Ученики осмысливают: Судьба одолела Человека.

У.: Это было психологическим барьером, который пришлось одолеть и Бетховену – человеку, и Бетховену – композитору? (что бы, не умереть, и продолжить писать музыку).

Смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы. Титан духа рождался не сразу.

Если человек хочет победить, что он должен сделать?

Д.: через борьбу сомнений, страданий собрать волю в кулак, чтобы одержать победу.

Слушание 2-й части симфонии.

У.: Что мы слышим в этой музыке?

Д.: Портрет человека, собирающего волю в кулак, борьбу сомнений, страданий и мужества (солирующие альты и виолончели), но и вера в победу, так как слышна героическая, маршевая музыка – это тот порог, за которым слышится поступь не сломленной воли.

У.: Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней?

СЛУШАНИЕ: ФИНАЛ 5-Й СИМФОНИИ

У.: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д.: Победу, праздник, ликование, свет.

У.: Но эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости.

«Силы жаждут вновь обрести крылья для полёта…», «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» (А.Н. Скрябин).

Попробуйте найти этому интонационное подтверждение.

Какая мелодия и куда она движется?

Д.: Мелодия победного песенно – маршевого склада поэтапно движется вверх. И то, что вершина покорена, утверждается повторением мотива.

У.: Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар?

Д.: Тембр медных духовых инструментов.

У.: Представьте себе, ведь уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди?

Д.: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

У.: Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония?

Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям!

Итог: Мы проникли в творческую лабораторию великого композитора Л. Бетховена и убедились в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Как же Бетховен интонационно доказал, дал слушателям мелодическое, слуховое «подтверждение» победы человека с силами мрака, унылой обречённости, безволия?

Через всю симфонию проходит тема «судьбы».

1-я часть. Показ героя и судьбы.

2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.

3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый.

4-я часть. Победное торжество.

«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене. () Людвиг ван Бетховен






Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония 5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха…1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»«…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."




Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская - богиня победы






Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов?Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»«…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.