Исторический аспект изучения воли. Воля, ее основные характеристики

Для сравнительного понимания волевого действия необходимо рассмотреть динамику научных воззрений на этот процесс. Воля - и как понятие, и как реальный фактор поведения - исторична. Античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. Вероятно, в связи с этим понятие воля возникает одновременно с понятием личность в новое время.
Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-
культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.
Теория воли И.П.Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли И.П.Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях пси-хофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.
Психоаналитические концепции воли. В рамках психоаналитической концепции, учеными (от З.Фрейда до Э.Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Психоанализ трактует источник поступков людей в биологической энергии живого организма. Для самого Фрейда это - бессознательное и иррациональное «либидо» - психосексуальная энергия полового влечения. Фрейд объяснял человеческое поведение «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос») и ее борьбой с подсознательной тягой человека к смерти («Танатос»).
Показательна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, К.Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа есть абсолютизация отдельных, хотя и существенных потребностей как источников и первичных противоречий человеческих действий. Возражения вызывает также общая трактовка движущих сил, направленных исключительно на «самосохранение» и «поддержание целостности» человеческого индивида. Человек может поступать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, о чем свидетельствуют примеры героизма людей в экстремальных ситуациях.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор поведения, адекватного их действию.
Современные теории воли. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.
Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные, на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.
Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно реактивной концепции поведения все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.
Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.
Согласно активной концепции поведения, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Новейшая физиология высшей нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н.А.Бернштей и П.К.Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания. Для активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.
Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.
Исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет зависеть от того, насколько психологам удастся экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию.

Изучению воли и волевых действий в психологии, а также созданию собственно психологических теорий воли предшествовал долгий этап рассмотрения этого вопроса в рамках философских знаний. Философской основой решения психологической проблемы воли является ответ на один из наиболее значимых и фундаментальных вопросов на всем протяжении развития человекознания - вопрос о свободе и необходимости.

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было сформулировано Аристотелем. Он рассмотрел связь воли с этикой, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. "От нас зависит быть хорошим и или дурными". Добровольность для Аристотеля - это, во-первых, свобода выбора, во-вторых, ориентация на разумные цели. Воплощением воли является мужество, проявляемое не "по принуждению начальника".

Голландский философ Б. Спиноза определил волю как осознанную необходимость, которая субъективно воспринимается в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы. "Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основано на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".

И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля несвободна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу и христианское учение о свободе воли, и концепции механистического детерминизма. Несостоятельность христианского учения о воле Кант видел в том, что в нем конечной причиной человеческих поступков выступает не сам человек, а Бог. И поскольку эта причина находится вне власти человека, он в конечном счете остается безвольной игрушкой сверхъестественных сил.

Но и механистический детерминизм, по мнению Канта, представляет собой фаталистическое учение, которое, трактуя человека лишь как природное существо, превращает поведение людей в игру марионеток. В действительности же, писал Кант, человек - не пассивно-механическое, а деятельностно-волевое существо, поскольку он способен ставить перед собой определенные цели и в соответствии с ними строить свои действия. Ошибка материалистов, полагал Кант, состоит в том, что на место Божьего всемогущества они ставят могущество природы, перед которой человек оказался таким же беспомощным, как и перед Богом. В обоих случаях над человеком стоят внешние, чуждые ему силы.

Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, И. Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигаемым существом. В качестве первого человек подчинен причинным связям чувственного мира и не обладает свободой. Но как умопостигаемое существо, обладающее нравственной волей, он абсолютно свободен. В отличие от воли, которая определяется чувственными побуждениями, волю, происходящую от разума, И. Кант называл свободной волей. Он считал, что воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону.

Г. Гегель пытался преодолеть дуализм кантовской концепции, согласно которой человек оказывается раздвоенным на мыслящего, с одной стороны, и водящего - с другой. По его образному выражению, воля у человека, если следовать И. Канту, находится как бы в одном кармане, а мышление - в другом.

Гегель свободу воли считал свободой вообще, включая в нее свободу слова, религиозную свободу и т.д., переведя рассмотрение этого вопроса из личностного аспекта в социально-политический. Свобода, по Гегелю, есть сама воля; это тождественные по своей сути понятия.

Свободу воли Гегель рассматривал как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Содержательные компоненты человеческого сознания - цели, стремления и т.п. - сами по себе существуют лишь в форме возможности; это только намерения человека. И только воля переводит их из возможности в действительность. Антиподом понятия свободы воли является в учении Гегеля понятие произвола. Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, "отрицательная свобода". На этой ступени мы имеем дело с природной волей, содержание которой составляют страсти, влечения, склонности и т.п. Сознательный, свободный человек должен подавлять в себе субъективистские тенденции и воспитывать "чувство ничтожности себялюбия".

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г., с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название "волюнтаризм" и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман объявили волю космической силой, бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Против волюнтаризма выступали физиологи, которые волевое (произвольное) поведение рассматривали не только как детерминированное, но и как рефлекторное. Впервые это положение было обосновано И. М. Сеченовым в классической работе "Рефлексы головного мозга". Сеченов категорически не соглашался с тем, что "так как человек волен поступать и согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, значит, между ним и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей".

Другим философским мировоззрением, имеющим корни в учении о свободе воли, стал экзистенциализм, наиболее яркими представителями которого являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек не связан с обществом ни нравственными обязательствами, ни ответственностью. Поэтому он своеволен и безответствен. Любая норма является для него подавлением его личности.

В конце XIX - начале XX в. в связи со становлением психологии как самостоятельной науки были предприняты многочисленные попытки экспериментального исследования воли. Наиболее известны работы H. Axa, Л. Ланге и О. Кюльпе, А. Мишота и Н. Прюма, позже - исследования, проведенные в научной школе К. Левина. Однако, несмотря на ценность результатов и выводов этих исследований, должного интереса к ним не было проявлено. И на сегодняшний день экспериментальные и теоретические исследования воли не пользуются в психологии большой популярностью.

Особое место занимали исследования воли в советской психологии, в которой воля рассматривалась сточки зрения и в контексте деятельностного подхода. В связи с этим стоит отметить особой вклад С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, A. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожца, B. А. Иванникова.

Согласно А. Н. Леонтьеву, волевой акт - это процесс борьбы конкурирующих мотивов, который разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.

Основным механизмом волевого поведения, по предположению В. А. Иванникова, является "изменение и создание дополнительного смысла действия". Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к ценностно-смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава I. Изучение воли в психологии

1.1 Определение понятия «воля»

1.2 Волевая регуляция поведения

1.3 Классификация волевых качеств

Глава II. Экспериментальное исследование силы воли школьника

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

2.2 Выводы по главе

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII - XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принималось в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Многие ученые, такие как Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, исследовавшие психологию подросткового возраста, обращали внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Цель данной работы - изучение влияния силы воли на воспитание и развитие школьника. Цель работы определяет решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие воли в психологии;

2. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

3. Исследовать методы, влияющие на повышение уровня волевого развития.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования :

теоретический анализ методологической и психологической научной литературы по анализируемой проблеме;

методика Н. Н. Обозова «Волевой ли ты человек »

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I . Сущность воли и её особенности

1.1 Определение понятия «воля»

воля психология регуляция подростковый

ВОЛЯ - сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Проявление воли (точнее было бы -- «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества -- это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,--это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля -- это способность человека достигать созн а тельно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия . Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением -- важное качество зрелого, взрослого человека. Л. С. Выготский говорил, что мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением».

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

1.2 Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

1.4 Классификация волевых качеств

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй -- выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе -- выдержку, выносливость, терпение.

Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.

В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная -- в ее процессуальности, энергетическая -- в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная -- в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному -- настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому -- решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному -- принципиальность.

Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость -- твердость, самостоятельность -- независимость, самообладание -- решительность, отвага -- мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.

Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.

К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие).

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость

В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.

Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной).

Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.

К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.

Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.

Глава II . Экспериментальное исследование силы воли подростка

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

Для выявления силы воли у школьников была использована методика Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли», которая состоит из 15 вопросов. В ней принимали участие двадцать учеников 8 класса. Результаты были подсчитаны следующим образом: за ответ «да» - 2 балла, за «не знаю» или «сомневаюсь» - 1 балл и за «нет» - 0 баллов. В Таблице 1 приведены общие результаты ответов.

Таблица 1

Результаты опроса показали, что большинство школьников имеют большую «силу воли», а на втором месте - школьники, обладающие средней «силой воли».

Также следует отметить, что сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. На мой взгляд, это может быть обусловлено тем, что у мальчиков развитие взрослости связано с их активной ориентацией

на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

Волевые качества школьниц не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.

2.2 Выводы по главе

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. 2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности -- моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек--хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

I . Упражнения для развития волевой регуляции.

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения и настойчивое желание изменить существующее положение дел.

2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вызовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

II. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни.

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно однако не торопясь. При этом можно в себе развить очень важное в быту свойство - научиться "торопиться не спеша". Современная напряженная жизнь со всеми ее стрессами заставляет нас спешить даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, просто в силу привычки.

Торопиться без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете действовать эффективно и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти расщепления личности - на того, кто действует, и того, кто в то же время наблюдает за этими действиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать это, такая попытка станет хорошим способом развития воли.

Точно так же и в течение всего остального дня - будь это на службе, на производстве или дома - можно выполнять многочисленные упражнения для развития воли, которые одновременно помогут вам выработать определенные необходимые качества. Научиться, например, сохранять в себе душевный покой и "осознавать себя" во время рутинной работы, вне зависимости от того, насколько она скучна и утомительна. Или управлять своими чувствами и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь с небольшими неприятностями и раздражающими факторами, как, например, когда вы едете в набитом транспорте, ждете, когда откроется дверь, или видите ошибки подчиненных или несправедливость со стороны начальства.

И уже позже, в конце дня, дома, нам представляется масса возможностей для подобных упражнений: можно стараться контролировать себя, когда у вас возникает желание дать волю плохому настроению, которым вы обязаны какому-то раздражению, заботам или неприятностям на работе. Попытайтесь спокойно воспринимать происходящее и улаживать все домашние неурядицы. Bo время еды можно выполнять упражнение, полезное не только для воспитания воли, но и для здоровья: контролируйте желание или импульсы быстро есть, когда думаете o работе, и т.д. Необходимо заставить себя хорошо пережевывать пищу и есть в спокойном, расслабленном состоянии. Вечером нам открываются новые возможности для тренировки воли, например, не поддаваться соблазнам, которые отвлекли бы нас от выполнения задуманного.

И на работе, и дома мы должны, если это возможно решительно прекращать работу, почувствовав, что устали, и останавливать в себе стремление ускорить темп, чтобы быстрее ее закончить. Вместо этого лучше дать себе возможность по-умному отдохнуть. Гораздо полезнее сделать короткий перерыв, только почувствовав усталость, чем потом, переутомившись, отдыхать долго. Когда в промышленности были введены короткие и частые перерывы для отдыха, это заметно повысило производительность труда.

Во время такого отдыха достаточно сделать несколько физических упражнений или расслабиться, прикрыв на несколько минут глаза. Усталость, вызванная умственной работой, обычно лучше всего снимается физическими упражнениями, хотя каждый сам на опыте должен выяснить, что ему больше подходит. Одним из достоинств таких частых и коротких перерывов является то, что человек не теряет интереса и стремления к совершаемой работе и одновременно преодолевает усталость и нервное напряжение. Упорядоченный ритм деятельности обеспечивает гармонию нашего существования, а гармония является универсальным законом жизни.

Для тренировки воли полезно стараться ложиться в определенное время, решительно прекращая увлекательное чтение или интересную беседу. Трудно, особенно в начале, добиться успеха во всех этих упражнениях, и, если взяться сразу за все одновременно, это легко приведёт к тому, что у вас опустятся руки. Потому лучше начать с нескольких упражнений, которые бы равномерно охватывали весь день. Когда вы добьётесь успеха в них, добавьте новые, что-то замените, что-то измените. Выполняйте упражнения заинтересованно и с удовольствием, отмечая удачи и неудачи, записывая все свои достижения и поражения и стараясь относиться к ним со спортивным задором. Так вам удастся избежать слишком жесткой и заорганизованной жизни; вы можете сделать интересным и ярким то, что иначе превратилось бы утомительные обязанности.

У п ражнение IV. Физические упражнения для воспитания воли.

Физические упражнения могут быть весьма эффективны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), "гимнастика является начальной школой для воспитания воли... и служит образцом воспитания ума". На самом деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое повторение этих актов, производимое сосредоточенно, старательно и терпеливо, тренирует и закаляет волю. При этом возникает ощущение физической энергии, усиливается кровообращение - конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все это создает ощущение моральной силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью - воспитания воли.

Упражнения нужно выполнять с большой точностью и вниманием. Нельзя, чтобы они были чересчур энергичными или слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться с живостью и решительностью. Наиболее подходящие для этих целей спортивные упражнения не должны иметь силовой или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражнения, требующие от человека терпения, спокойствия, ловкости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

Для тренировки воли подходит большинство спортивных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хороши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражнения, которые годятся для уединенных занятий дома.

Заключение

Тема данной работы - «Воспитание и развитие воли у школьника». Проблемами данной темы занимались такие ученые как П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна и другие.

Цель - изучить влияние силы воли на воспитание и развитие школьника.

В данной работе было охарактеризовано понятие «воля», были перечислены этапы волевого акта, была дана классификация волевых качеств.

Во второй главе данной работы было проведено исследование, целью которого было выявление «силы воли» у школьников. Было установлено, что большая часть испытуемых имеют большую «силу воли», а меньшая часть - «среднюю волю». Были описаны приемы и методы самовоспитания воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться..

Таким образом, воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

Библиография

1. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 400 с.

2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. - 240 с.

3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981.- №1. - 150 с.

4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1989. - 120 с.

5. Выготский Л. С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1983. - 225 с.

6. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. - 75 с.

7. Гоноблин Ф. Н. Психология. Учебное пособие. - М., 1976. - 65 с.

Джемс У. Психология. - М., 1991. - 198 с.

8. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.- 230 с.

9. Иванников В. А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 110 с.

10. Ивашкин В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991.- 203 с.

11. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.- 315 с.

12. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности.- Тбилиси, 1989. - 85 с.

13. Калин В. К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989. - №2

14. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997.-с. 17

15. Немов Р. С. Психология. Кн.1. - М., 1995. - 450 с.

16. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник Спб. - 1995. - №3

17. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - М., 1989. - 78 с.

18. Петяйкин И. П. Психологические особенности решительности. - М., 1978. - 79 с.

19. Платонов К. К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984. - 120 с.

20. Прядеин В. П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 45 с.

21. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977. - 94 с.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 1999. - 430 с.

23. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. - 67 с.

24. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992. - 78 с.

25. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. - Рязань, 1992. - 320 с.

26. Селиванов В. И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986.- 138 с.

Приложение 1

Самооценка силы воли

На приведенные ниже 15 вопросов можно ответить «да» - 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1 В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2 Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3 Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4 Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5 Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером?

6 Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7 Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8 Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9 Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач?

10 Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11 Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12 Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел?

13 Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14 Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15 Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация данных

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Приложение 2

Испытуемый

Ср. значения мальчиков

Ср. значения девочек

Алексеева В.

21 - большая «сила воли»

Васильев Н.

22 - большая «сила воли»

Гаврилова Н.

13 - средняя «сила воли»

Дмитриев Е.

24 - большая «сила воли»

Егорова Ю.

10 - слабая «сила воли»

Иванова О.

14 - средняя «сила воли»

Крылов Б.

19 - средняя «сила воли»

Михайлов А.

21 - средняя «сила воли»

Орешникова Е.

21 - большая «сила воли»

Петрова Т.

22 - большая «сила воли»

Покровский Н.

29 - большая «сила воли»

Рыбкин С.

22 - большая «сила воли»

Толокнов П.

24 - большая «сила воли»

Павлова Т.

18 - средняя «сила воли»

Самылкин П.

19 - средняя «сила воли»

Тимофеев А.

24 - большая «сила воли»

Скупова П.

13 - средняя «»сила воли

Уваров Р.

22 - большая «сила воли»

Фролова С.

16 - средняя «сила воли»

Шишкина Л.

18 - средняя «сила воли»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии. Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции. Экспериментальное изучение особенностей этой сферы у детей подросткового возраста во взаимосвязи со свойствами и качествами личности.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2014

    Воля как активный процесс принятия решения. Механизмы поведения человека. Воля как волюнтаризм. Воля как "свободный выбор". Понятие о воле как о детерминанте поведения человека. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте. Психологические особенности воли. Формирование волевых качеств. Признаки волевого акта. Содержание волевой регуляции (силы воли) в психологии. Лабильность как свойство волевого усилия.

    реферат , добавлен 11.11.2016

    Понятие воли как способа преодоления сопротивления, а также других желаний и потребностей на пути к намеченной цели; ее теории и функции. Волевая регуляция поведения человека и ее механизм. Определение данных качеств личности; развитие воли у человека.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Природа воли. Волевой процесс. Патология и психология воли. Волевые качества личности. Участие воли в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Проблема воли школьника, гендерных различий волевой регуляции и волевых качеств детей. Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста. Построение дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Воля как свободный выбор, произвольная мотивация, форма психической регуляции. Этапы изучения воли. Классификация волевых качеств личности. Нарушения произвольного управления психическими процессами и развития волевой сферы у умственно отсталых детей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2013

    Понятия воли и волевого действия. Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции. Характеристики и виды волевого усилия человека.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Характеристика физиологических и мотивационных аспектов волевых действий. Основные психологические теории воли, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, преодоление внутренних и внешних трудностей. Проблема "бессознательного".

И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали также их условно-рефлекторную природу и детерминированность условиями внешней среды. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры - с корковыми концами всех анализаторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, достигает двигательной области и вызывает аналогичный процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора может служить пусковым механизмом двигательной реакции.

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность.

Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. По этому поводу И.П. Павлов говорил, что человек воспринимает действительность через первую сигнальную, затем становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - центр мозга - лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой цели.

§ 5. Теории воли

В теориях воли, существовавших в истории психологии, всегда ярко выступали общие установки их представителей а также различия философских воззрений их представителей. Философской основой для решения ее психологической проблемы являлось решение вопроса о свободе и необходимости.

Понятие воли было издавна, по выражению С.Л. Рубинштейна, основной цитаделью идеализма; оно поэтому стало главной мишенью механицизма. Среди ее ранних теорий выделялись следующие:

Индетерминизм, которого придерживались идеалистические психологи. Его представители считали, что в природе и обществе нет объективных закономерностей. Человек может произвольно изменять действительность. Они считали волю духовной силой, которая не зависит ни от мозга, ни от окружающей среды. Воля человека, по их мнению, свободная и ничем не определяемая, ни от чего не зависящая сила, есть начальный и конечный принцип существования. Тем самым они подчеркивали принцип беспричинности, недетерминированности психических явлений. Такая волюнтаристская точка зрения была не только научно неверна, но и вредна, так как отрицалась возможность воспитания воли, независимость поведения человека от условий, в которых он находится. Характерна, например, точка зрения одного из представителей этого направления А. Шопенгауэра, утверждающего культ сильной личности. Он считал, что каждому субъекту свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся «войне против всех». Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни. Все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником эгоизма человека.

Если волюнтаристы считают волю особой духовной силой, которая абсолютно свободна и ни от чего не зависит, то механицисты, поддерживающие теорию механистического детерминизма, полностью отрицают свободу воли человека, считая, что она прямо зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Эта теория утверждала фатальную причинную обусловленность поступков, действий человека, господство рока, веру в судьбу, божественную первопричину всего происходящего. Так, Ч. Ломброзо, придерживающийся таких взглядов, считал, что человек – безвольная игрушка природы, бога, однажды заведенная и неспособная изменить первоначальный ход событий, поэтому никакой свободой воли не обладает. Внешнее противопоставление свободы и необходимости преломилось во внешнем противопоставлении сознания и поведения, подчеркивал С.Л. Рубинштейн. Поведение было по большей части признано сферой необходимости, закономерной детерминированности; свобода приютилась в сфере сознания. Поэтому сторонники этой ложно понятой свободы попытались оторвать волевой «акт» от действия, превратив ее лишь в переживание. Сторонники же закономерной детерминированности поведения попытались свести волевое действие к более элементарным движениям, реакциям, рефлексам и пр., оторвав его от регулирующего его сознания (в отечественной психологии реактология (К.Н. Корнилов) и рефлексология (В.М. Бехтерев)).

В идеалистической психологии сознания волевой акт трактовался в основном как переживание в отрыве от действия. Поэтому в центре психологической теории воли оказался вопрос о том, насколько специфично это переживание. Одни теории – интеллектуалистические – сводили се к интеллекту; своеобразие волевого акта усматривали только в той роли, которую в нем играют интеллектуальные моменты, представление о цели. В частности, ассоцианисты (Э. Мейман, И. Гербарт и др.) обычно определяли волевое действие как движение ассоциативное, связанное с предшествующим ему представлением об этом движении или его цели. Другая группа теорий сводила волю к чувству, аффекту. В волевом акте основным признается стремление, а в стремлении - вызывающий его аффект. Волевое действие определяется как акт, детерминированный аффектом (В. Вундт). Сведение воли к аффекту означает по существу отрицание волевого акта и сведение действий к импульсивным (неволевым) действиям. Ее понимание в отечественной психологии в последние десятилетия основывалось на диалектико-материалистическом подходе - на признании закономерного характера общественной жизни. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, не предопределяют многообразия деятельности человека. При этом исходили из двух положений: а) воля, как и все другие стороны психики субъекта, имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания. Этот подход предполагает выбор мотива, цели деятельности, рассматривает свободу воли, как способность принимать решение со знанием дела, состоит в господстве над внешними обстоятельствами, природой. Предполагается, что свобода действий человека основывается на всестороннем учете обстановки, нравственных мотивах поведения, ответственности за свои поступки. Свобода превращается в познанную, осознанную необходимость.

В современных отечественных исследованиях воли нет единого ее понимания. В исследованиях В.И. Селиванова и его учеников воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от предмета (объекта) деятельности или партнера по деятельности и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия, которая протекает на разных уровнях:

I уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики нужной форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В.А. Иванников, рассматривая сущность волевого поведения, также подчеркивает, что в психологии до сегодняшнего дня не решены вопросы, объясняющие реальности волевого поведения. По мнению автора, в современной психологии распространенными являются следующие представления реальностей, которые объясняют и описывают понятия воли. Действия: без актуальной потребности; при конфликте мотивов; с учетом его последствий и морали; по общественной необходимости; произвольно избранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний, преодоление препятствий, в том числе усталости и т.п.

В.А. Иванников считает, что смысл действия задается его отношением к мотиву, и «изменить смысл действия есть всегда изменение его мотивации». За волевой регуляцией действий стоит изменение их смысла, определяемого изменением мотивации, расширением сознательны связей человека с миром, переосмысливанием ситуации. Высшие достижения воли оказываются связанными как раз с ответственностью перед другими людьми.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов:

первый этап - связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии.

третий этап - волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

четвертый этапе - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В результате возникли два главных противоборствующих течения в вопросе понимания природы воли.

Одно подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» -- значит сказать «против желания». Желание (волеизъявление) бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т. е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Отсюда волевой -- это тот, кто имеет волю. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и не волевых, т. е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

ТЕОРИИ ВОЛИ

ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ

Волюнтаризмом называют ошибочное признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни личности. В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название волюнтаризм и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин (354--430 гг.) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дунс Скотт («воля выше мышления»).

Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.