Изучение мхк. Активное обучение на уроках мхк

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Предмет МХК интегративен по своей сути, поэтому принцип интеграции лежит в основе курса и является принципом построения программы. Комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: изобразительное, литература, музыка, театр и т.д. Принцип историзма позволяет показать закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени. Раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов: классицизма, романтизма, реализма, символизма, сюрреализма и др. Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. В курсе выдерживается логика исторического линейного развития культуры от первобытного мира до ХХ века. При этом существенная роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей. Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, учит школьников воспринимать мир как «мир миров», в котором любой культуре есть место; формирует позитивные жизненные ориентиры и собственную мировоззренческую позицию. Особенностью курса по МХК на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне является его связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Предполагается не только объемное наращивание курса, но и формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Предлагаемая программа на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне рассчитана на 210 часов: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Программа состоит из двух частей. В первой части (10 класс) изучается художественная культура с древнейших времен до Нового времени. Во второй части (11 класс) рассматривается художественная культура периодов «Новое время – 20 век». Сюда же включен материал по русской художественной культуре. В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
В материал 2 части включены темы:

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
    Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике выразительных средств разных видов искусства; Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, познавательного интереса, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность – от постановки целей до получения и оценки результатов - и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщения к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности; умение получать нужную информацию из различных источников, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, определяя свою гражданску ПРОГРАММА КУРСА (10-й класс)

Тема

Кол-во часов

1. Происхождение искусства Мировая художественная культура - единство и многообразие. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления: первообраз (мировое дерево, богиня- мать);мифологический год (число, геометрический узор, растение, зверь); полярные силы (свет-тьма, жизнь-смерть) мифологемы (хаос-сотворение-порядок, смерть-возрождение). 3
Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки 11 класс 21
2. Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций Архитектурные и живописные памятники пелеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме (круг, квадрат, треугольник, меандр).Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира. 3
3. Художественная культура Месопотамии Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Зиккураты Этемменигуру в Уре и Этеменаки в Вавилоне. Типы дворцовых сооружений. Облицовка поверхностей глазурованным кирпичом - отличительная черта месопотамского стиля (ворота Иштар, Дорога процессий, тронный зал Южного дворца в Вавилоне). Рельеф - главный элемент декора шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских дворцов. Шеду - уникальный образец соединения барельефа и горельефа (дворец Саргона 11 и в Дур-Шаррукине). Героический эпос «Сказание о Гильгамеше» - главный источник образов для наружного декора. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров. 5
3. Художественная культура Древнего Египта Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Скульптура. Рельеф. Живопись. Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне Вечной жизни. 9
4. Крито-микенская культура Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации – специфика минойской культуры. «Циклопический» характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах). 3
Художественная культура Востока Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. 13
5. Художественная культура Индии Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский – архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника «набухающая форма») во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи – модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты – энциклопедия индийской жизни. Тадж – Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра – утонченный сплав индо-мусульманского стиля. 4
6. Художественная культура Китая Космологизм – основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре «горы-воды». Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь «Путники в горах»); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй «Просвет после снегопада в гоах у реки»). Единство слова, знака и изображения – эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях («Луньюй» - «Суждения и беседы», «Даодэцзин» - «Книга Пути и Благодати», «Цзинь, пин, мэй» - «Цветы сливы в золотой вазе»). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов – отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии. 4
7. Художественная культура Японии Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). «Все в одном» («цивилизация сосновой иглы») – ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Эстетизация мига. Образы древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре. 5
8. Художественная культура Месамерики Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев Центральной и Южной Америки. Теотиуаканский тип сооружения как образец храмовой и светской архитектуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица,Теночтитлан). Сакральная функция скульптурного декора храмов. Сочетание символики и реализма в живописном декоре (Бонампак). Колониальный стиль в архитектуре Мексики. Миф и реальность в живописных циклах Д. Риверы (Министерство образования, Национальный дворец в Мехико). 3
Художественная культура Западной Европы и Северной Америки 11 класс 54
Античная художественная культура 11 класс 15
9. Художественная культура Древней Греции Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейнон в Афинах). От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме («Персей, убивающий горгону Медузу» на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф «Гигантомахия» алтаря Зевса а Пергаме). Декоративность архаических кор и куросов – истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопоса) классики. Человек и рок в древнегреческом театре: тема проклятия рода Атридов в трагедиях Эсхила («Орестея»), Софокла («Электра»), Еврипида («Электра»). 10
10. Художественная культура Древнего Рима Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Римская доблесть во славу государству – кредо культуры Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Пантеон, Колизей).Архитектурная модель римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора римского дома (вилла Мистерий). Портретная скульптура римлян – предтеча европейской скульптуры (Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). 5
11. Раннехристианское искусство Типы раннехристианских храмов: ротонда (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне) и базилика (церковь Сант-Аполлинаре ин Классе). Порядок размещения мозаик во внутреннем пространстве храма (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне). Христианская символика. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. 3
12. Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая. Топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе). Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика - символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал).Региональные варианты готического стиля в Германии (Кельн, Нюрнберг), Испания (Севилья, Толедо), Италия (Сиена, Орвьето). Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох. 19
13. Культура эпохи Возрождения Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери «Новая жизнь») и живописи (Джотто: фрески церкви Санта Мария дель Арена в Падуе). Родоначальник ренессансной архитектуры Ф. Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци). Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура).Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа «строгого письма»).Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший – художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло – сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения. 27
Художественная культура Нового времени 11 класс 17
14. Эстетика барокко Архитектурные особенности как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). «Большой стиль» П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: «Орфей»), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифонии в творчестве И.-С. Баха. («Страсти по Матфею»). 2
15. Эстетика классицизма «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). 2
16. Реализм в живописи 17 века Красота реального мира в творчестве М. Караваджо (Италия), Рембрандта Х. (Голландия), Д. Веласкеса (Испания). 1
17. Искусство рококо «Галантные празднества» А. Ватто, «пасторали» Ф. Буше. 1
18. Эстетика Просвещения Философские повести Вольтера, мещанская драма Д. Дидро, сентиментальный роман Ж.-Ж. Руссо). Революционный классицизм и ампир Ж.-Л. Давида. Оперная реформа К.-В. Глюка. Симфонизм Венской классической школы (сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна, опера В.-А. Моцарта, симфонии Л. ван Бетховена). 2
19. Эстетика романтизма Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс). Религиозные и литературные темы живописи прерафаэлитов (Д.-Э. Миллес, Д.-Г. Россетти). Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих. У.Тёрнер). Революционный романтизм Э. Делакруа и Ф. Гойи. Английский парк. 2
20. Эстетика критического реализма 11 класс 2
Художественная культура конца 19-20 вв. 11 класс
21. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Культ иррационального в символизме: живопись (Г. Моро, П. Пюи де Шеванн), скульптура (Э.-А. Бурделль). Фиксация вечного через мгновение в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).
21. Эстетика модерна Знаковое выражение стиля в архитектуре (В. Орте. А. Гауди), живописи (А.-М. Муха). Графике (О. Бердсли), декоративно-прикладном искусстве (Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар). Синтез искусств в архитектуре. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи (Бетховенский фриз).
22. Эпоха модернизма Новое видение красоты как отрицание единства формы, пространства и цвета. Индивидуальная свобода художника и творческий эксперимент: фовизм А. Матисса, экспрессионизм Ф. Марка, примитивизм А. Руссо, кубизм П. Пикассо, абстрактное искусство В. Кандинского, сюрреализм Р. Магритта, С. Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре Ш.-Э. Ле Корбюзье: вилла Савой в Пуасси. «Большой стиль» тоталитарных государств. Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве.Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: литература (В, Ирвинг, Г. Лонгфелло. У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер. Э. Уорхел). Музыка (Ч. Айвз). Небоскребы – элегантная стилизация храмово-пирамидального зодчества тольтеков, майя, ацтеков (Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке). Геометрический декор как выражение оптимизма, энергии и напора. Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).
23. Постмодернизм Основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода (Д. Гальяно), компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины 20 века (Битлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Поп-арт. Диалог культур и глобализация.
Русская художественная культура 11 класс
24. Художественная культура Древней Руси Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Миметический образ – идеал византийского изобразительного искусства. Киевская школа иконописи (Алимпий). Белокаменное зодчество – примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде – синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись –основной вид внутреннего декора. Интерпретация темы Страшного суда в русском храме. Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Новгородская школа иконописи («Св. Георгий с житием»). Псковская школа иконописи («Сошествие во ад «). Ф. Грек. Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона «Троица» как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре). Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти – уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Знаменитый распев; партесный концерт. Ориентация на русскую старину – специфика культуры при Иване Грозном. Церковь Вознесения в Коломенском – образец шатрового храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы «на рву» в Москве – образец храма-монумента. Фресковые циклы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве) и иконопись (икона «Церковь воинствующая») – образец канонического воспроизведения текста Священного писания. Контакты с Западной Европой (Библия Пискатора). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы – новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния. Древнерусская литература: от «Слова о полку Игореве» до «Жития протопопа Аввакума».Образы Древней Руси в русском искусстве.
Художественная культура России в Новое время 11 класс
25. Культурные связи России с Европой Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Петропавловская крепость - образец фортификационных сооружений. Собор Петра и Павла - образец культового зодчества. Летний домик - образец частного жилища. Петергоф - «парадиз» Петра I на море. Новые виды декора. «Монументальное рококо» Ф.-Б. Растрелли как русская разновидность барокко (Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец. Воскресенский собор Смольного монастыря). Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре; «ранний классицизм» А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине); «строгий классицизм» ДЖ. Кваренги (Академия наук, Смольный институт благородных девиц). «Прозрачный классицизм» Ч. Камерона - тонкая стилизация екатерининского классицизма (Царское Село). Особенность московского классицизма как стиля «дворянской республики». Светские (Московский университет, Дворянское собрание, Сенат) и культовые (церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, храм при Голицынской больнице) сооружения М.Ф. Казакова. Павловск и Михайловский замок в Петербурге - идеальные образцы романтического мироощущения в архитектуре классицизма. Романтические тенденции в живописи (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский) и скульптуре (Ф. Шубин, Э.-М. Фальконе) классицизма.Александровский классицизм начала 19 века как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России. Александровский ампир как ориентация на идеалы Древнего Рима: градостроительные ансамбли К. Росси (арка Генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец). Белый зал Михайловского дворца как образец ампирного интерьера. Архитектурные декорации П. ди Готтардо Гонзага в русском театре. Роль скульптурного декора в украшении сооружений классицизма и ампира (С.С Пименов, И.И. Теребенев). Монументально-декоративная (В.И. Демут-Малиновский). Парковая (П.П. Соколов), мемориальная (И.П. Мартос) скульптура. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О, А, Кипренский, К,П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов). Русская классическая музыка (М.И. Глинка).
26. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века . Поиск национального самосознания в искусстве. Передвижники - глашатай острых социальных тем (И.Н. Крамской, И.Е. Репин). Национальный психологический портрет (В. Г. Перов: портрет Ф.М. Достоевского; И.Н. Крамской: портрет М.П. Мусоргского). Исторический жанр (В.И. Суриков). Особая роль пейзажа как «пейзажа русской души» в русской пейзажной школе (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан). Принцип «музыкальной правды» в творчестве композиторов «Могучей кучки». Романтические традиции в музыке П.И. Чайковского. Русский классический балет (М. Петипа). Отражение русского «этнического своеобразия в архитектуре (русско-византийский стиль храма Христа Спасителя в Москве К.А. Тона; стиль «ля рюс» храма «Спас - на - крови» в Петербурге. А.А. Парланда) и в монументальной живописи (фрески Владимирского собора в Киеве В.М. Васнецова).
27. Русское искусство конца 19-начала 20 веков Своеобразие русского модерна в архитектуре. Основные направления стиля в творчестве Ф.О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З.Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография «Утро России»). Живописный реализм В.А. Серова. Исторические реминисценции художников «Мира искусств» (К.А. Сомов, М.В, Добужинский, А.Н. Бенуа). Синтез слова, цвета и звука в музыке А,Н, Скрябина. Утонченная стилизация модерна в балетных постановках «Русских сезонов» в Париже (И. Ф. Стравинский). Символизм в живописи (М.А. Врубель. В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С. Голубкина).
28. Русская культура в первой половине 20 века Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 века: живопись (В. В. Кандинский, К.С. Малевич, М. Шагал), музыка (С.С. Прокофьев, Д.Д Шостакович, А.Г. Шнитке). Кинематограф (С.М. Эйзенштейн), театр (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд). Архитектура (В.Е Татлин, К.С. Мельников).
29. Русская культура второй половины 20 века Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С. Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А. Дейнека, П.Д. Корин), скульптуре (В.И. Мухина) и гравюре (В.А. Фаворский). Сталинский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), Московский метрополитен. Развитие русской культуры во второй половине 20 века. «Город на три тысячи жителей» - проект будущего, ставший настоящим. Развитие российского искусства в конце 20 века: музыка, живопись. Театр, телевидение.Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    Введение
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысления. Тем не менее сегодня, как никогда, человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия:
    Каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?
Школьнику на эти вопросы прямо или косвенно дают ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов. Математика, физика, химия, биология, создают естественно-научную картину мира. История – общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомят с осмыслением мира, но через творчество человека, и видение мира может быть как материалистическим, так и религиозным. Ответить на эти вопросы поможет и МХК. В школьном процессе обучения МХК занимает особое место. С литературой, музыкой, изобразительным искусством МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание эстетического вкуса, знание художественной культуры. Приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Стоит задача научить учащихся видеть единство художественной культуры через многообразие различных произведений; отличать произведения разных стилей, направлений, понимать их содержание; уметь аргументировать свое понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа.
    Избранные главы
В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки.
    Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Художественная культура Месопотамии. Художественная культура Древнего Египта. Крито-микенская культура. Художественная культура Востока. Художественная культура Индии. Художественная культура Китая. Художественная культура Японии. Художественная культура Месамерики.
II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки.
    Художественная культура Древней Греции. Художественная культура Древнего Рима. Раннехристианское искусство. Художественная культура Средних веков. Культура эпохи Возрождения.
В материал 2 части включены темы:
    Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Эстетика классицизма. Реализм в живописи 17 века. Искусство рококо. Эстетика Просвещения. Эстетика романтизма. Эстетика критического реализма. Художественная культура конца 19-20 веков. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века. Эстетика модерна. Эпоха модернизма. Постмодернизм.
III Русская художественная культура.
    Художественная культура Древней Руси. Художественная культура России в Новое время. Культурные связи России с Европой. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века. Русское искусство конца 19-начала 20 века. Русская культура в первой половине 20 века. Русская культура второй половины 20 века.
    Заключение

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

Знать\понимать

    Особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; Шедевры мировой художественной культуры; Основные выразительные средства художественного языка разных видов искусств; Роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

Уметь

    Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, назвать их ведущих представителей; Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; Умение аргументировать собственную точку зрения по проблемам мировой художественной культуры; Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения путей своего культурного развития, профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества.
    Происхождение искусства /library/art/pervcult.htm ; /biblio/archive/noname_hrestpoestet/14.aspx Художественная культура Месопотамии /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_3.html МААТ Ассоциация по изучению Древнего Египта / Крито-микенская культура /31/31_102.htm Художественная культура Индии и Китая в древности /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_4.html Учебное пособие по культурологи /edu/ref/stol/02.html Художественная культура Древней Греции /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_5.html Культура Византии /ru/his/2002/08/2.htm
    Интернет-ссылки на представленные учебные материалы или их компоненты
В Единой коллекции ЦОР – нет предмета «Мировая художественная культура»

«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Тесная связь с магией. Искусство. Виды искусства. Пространственные искусства Временные искусства. Особенности искусства. Слуховые Зрительные. Эстетика. 10 класс. Речевые Изобразительные. Обществознание. Первое искусство. Наука, изучающая искусство. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.

«Духовная жизнь» - Причины появления искусства: Что такое искусство? Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Биологонизаторские. Работу выполнила Койсаренко Ирина. Игровая. Истоком искусства стал труд. Основные черты. 3. Образность. Магическая. §11. Трудовые. Особенности искусства. Искусство и духовная жизнь.

«Культурология» - Лингвокультурология. История мировой культуры. Издание иллюстрировано. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мировая культура и искусство. Теория, философия, история культуры. Е.М. Кульбацкого - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 208 с: ил. - (Профессиональное образование). Культура дома.

«Искусство и культура» - Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. НАУКА (научные ценности). ИСКУССТВО (художественные ценности). Предмет мхк. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Важными в искусстве являются понятия "художник", "творчество, "произведения искусства".

«Массовая культура» - Молодежная субкультура: Культурология изучает плоды человеческой деятельности. Типы культур: Духовная культура: Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей. Архитектура. Профессиональная культура: Металлисты. Ростоманы. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Функции культуры:

«Вузы культуры и искусства» - Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. 2. Организационно-технологические задачи вузов: Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. - Федеральные государственные образовательные стандарты. Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.). Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов».

Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для уча­щихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовно­сти к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.

Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отме­тим некоторые методические особенности преподавания это­го предмета.

    Мировая художественная культура - самый объемный пред­мет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литерату­ры, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложня­ет работу и педагога, и учащихся.

    На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочув­ствования искусства, особенно на первом этапе обучения, ког­да ученики еще только «входят» в этот предмет.

    Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохра­нить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором бу­дут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».

    Задача преподавателя - научить школьника быть объек­тивным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анали­за произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее тради­ции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произве­дения; соответствие выразительных средств замыслу и содержа­нию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения време­ни, понимания мира и места человека в этом мире.

    Личное эмоциональное восприятие произведения, свое от­ношение к нему (по желанию).

    Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нуж­но), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, про­читанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.

Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:

« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:

    У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефек­тов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.

Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.

Но кого интересует эта:

    Безрукая статуя?

Эта женщина:

:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом уме­ренным, подбородком обыкновенным?

Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.

И в этом был секрет его обаяния на публику.

Он писал с улыбкой».

    Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполни­тельского мастерства педагога зависит и успех занятия, ска­жем несколько слов о речи педагога.

Речь может быть сдержанной, интонационно маловырази­тельной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внима­ние. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.

Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в боль­шом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ус­корением и замедлением темпа. Такая речь близка к артисти­ческой, ораторской, увлекающей темпераментом и страстнос­тью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как пра­вило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоя­щего серьезного содержания.

Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообраз­ной и вялой и не претендует на артистическую яркость.

Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных рус­ских адвокатов» (М., 1958).

К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные ти­рады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь от­личалась скупостью красок и художественных образов. Он ста­рался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точны­ми характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают совре­менники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».

Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, кото­рыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».

    Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищал­ся его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовал­ся его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, нео­тразимая логика которых соперничала с глубокой их психоло­гией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I

    А. Андреевский. «Основной особенностью его как судеб­ного оратора является широкое внесение литературно-художе­ственных приемов в защитительной речи. Рассматривая адво­катскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напы­щен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминаю­щихся образов...»

П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая ло­гика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сде­лать ее доступной и понятной».

Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она долж­на сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не пе­реходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,

могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в рабо­те. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.

    Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов бу­дет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедитель­ность, ясность изложения.

«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звуч­ность» (Цицерон).

    Урок желательно наполнить радостью от общения с кра­сотой, с великим наследием мировой культуры, радостью по­знания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания откры­тий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.

    Необходимо учитывать готовность или неготовность уча­щихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскры­тия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.

    Уроки не должны быть однотипными по строению и не­пременно иметь кульминацию. Она может быть в начале уро­ка, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драмати­ческая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от со­держания произведения, которое педагог «приберег» для куль­минации урока. Но кульминация может быть не только «гром­кой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.

Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.

    Урок должен строиться на принципе контраста, что так­же будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литера­туре, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе раз­ных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.

    Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэто­му ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответ­ствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном зву­чит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько про­изведений достаточно широко разбираются как наиболее харак­терные, раскрывающее суть темы.

    На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы вы­явить единство в художественном отражении мира.

    Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.

    Для развития самостоятельного мышления педагог сна­чала сообщает краткую информацию о произведении: кем со­здано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принад­лежность к направлению искусства (народному, религиозно­му, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литера­турного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведе­нии времени, страны, эпохи, мировоззрения.

    Схемы примерного расположения материала на уроке.

    характеристика эпохи - показ произведений - выводы.

Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.

После характеристики культуры страны или стиля рассматрива­ются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, дела­ются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;

    показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяс­нение нового материала: от частного к общему. Происходит зна­комство с тремя произведениями или более разных видов ис­кусства. В конце урока делается вывод;

    тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обоб­щение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведе­ниях;

    обсуждение двух-четырех произведений - выводы.

Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,

или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам про­изведения. Сначала дается информация, необходимая для даль­нейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается само­стоятельное осмысление. В заключение педагог приводит кон­кретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.

    При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отме­тить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готичес­кий или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древне­римского, византийского, древнерусского искусства и т. д.

    Имея такой обширный материал необходимо использо­вать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. На­пример, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; ро­манский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Гре­ции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.

    Контролировать знания учащихся необходимо в разно­образных формах: устный, письменный опросы, диалог, дис­пут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.

    МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информа­цией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащих­ся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.

    Педагог сам выбирает те произведения из большого спис­ка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.

Итак, каждый раз решается задача, в которой известна ин­формация и нужно определить путь, выбрать наиболее подхо­дящую формулу для ее решения. В информационный матери­

ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.

И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно об­ращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.

Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

  • - обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;
  • - развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем.
  • - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств;
  • - воспитывать у школьника любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;
  • - пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
  • - развивать у школьников воображение и творческие способности;
  • - формировать у учащихся мировоззрение, умение масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  • - изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно - исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников - творцов;
  • - формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • - осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • - освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • - знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • - интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно - ценностные ориентиры;
  • - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • - развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно - чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно - практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно - эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно - историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Во - первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально - регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его. Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно - педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

Одной из главной проблем преподавания предмета в современной школе является проблема выбора методов обучения, составление календарно - тематического планирования, а так же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы обучения.

Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим образом:

  • 1. Цель (основная) курса - воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.
  • 2. Курс «МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно - образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.
  • 3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:
    • - изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
    • - изучение разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно - историческую эпоху;
    • - изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.

Для того чтобы освоение мира художественной культуры учащимися было более эффективным в процессе обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:

  • 1) классные уроки;
  • 2) внеклассные мероприятия;
  • 3) самостоятельная деятельность.

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:

· Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.

Урок предполагает наличие нескольких необходимых частей: опрос домашнего задания - ответ - объяснение нового материала (лекция) - заключение - домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.

Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.

· Самостоятельная часть - один из компонентов обучения. Основная цель самостоятельной работы - развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.

В самостоятельной части учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать поведенческие, речевые и другие навыки и умения.

Продуктивная часть - третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.

  • · Внеклассные мероприятия - еще одно обязательное звено в организации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область деятельности, которая не может оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно - творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно - творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:
    • Ш литературной (сочинять стихи, писать рассказы, дать рецензию на чью - то художественную деятельность и т.п).;
    • Ш изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п).;
    • Ш музыкальной (организовывать музыкальные вечера и т.п).;
    • Ш театральной, танцевальной и т.д.

Необходимым условием эффективности занятий по МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на уроках.

Как контролировать процесс освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.

Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:

  • 1 этап - самостоятельные оценочные действия (ученикам предоставляется право проставить оценки).
  • 2 этап - оценка через совместную деятельность (например, в работе пар постоянного состава и в работе динамических пар итог совместной деятельности фиксируется в тетрадях). Каждый член пары записывает в тетрадь другого развернутую оценку деятельности соседа по парте.
  • 3 этап - коллективное обсуждение проделанной работы.
  • 4 этап - оценочную деятельность совершает учитель.

Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.

Педагог должен построить изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.

Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально - философских, психолого-педагогических и прикладных наук.

Эти составляющие педагогического мастерства одинаково важны для учителя любого профиля, в том числе и художественно - эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.

В области преподавания предметов искусства среди таких требований стоит выделить следующие:

  • - личностно - ориентированную направленность преподавания;
  • - полипрофессиональный подход к преподаванию;
  • - художественно - творческий характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно - эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет «Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием - мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.

Личностно - ориентированная направленность преподавания мировой художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с целевыми установками образования и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

  • - преобразовательная и оценочная функция искусства способствует развитию эмоционально - ценностной сферы ученика;
  • - познавательная функция искусства влияет на его интеллектуальную сферу;
  • - коммуникативная оказывает воздействие на социально - культурное развитие.

Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально - нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно - образного восприятия.

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет «Мировая художественная культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Неменская, Т.В. Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

С одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой -- психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор -- учитель -- ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха -- художественное направление (течение) -- авторская позиция -- ее транслятор (исполнитель) -- ее адресат (читатель, зритель, слушатель) -- система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций -- социум и новая эпоха.

Существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр).. Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции -- это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» . Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С. Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой -- фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis -- очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Психологическим фактором в художественно-творческом характере преподавания МХК является то, что искусство, совершая катарсис и вызывая в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С. Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.