Как нарисовать в подготовительной про развлечения зимой. Конспект НОД на тему «Зимние забавы» для подготовительной группы

Конспект занятия на тему «Наши зимние забавы»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Развивать творческое воображение.

Учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.

Развивать чувство цвета и композиции.

Развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

ПОДГОТОВКА

Рассматриваются специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

* * *

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения,

предлагает отгадать загадки.

Снег

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

* * *

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

Загадки

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

(Лыжи.)

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

(Снег.)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке -

метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)

Воспитатель.

Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На данном занятии развивается творческое воображение, абстрактное мышление. Изображение на сжатой бумаге открывает новые возможности, рисуя по складкам бумаги ребенок открывает новые образы, формы, наиболее полно используя свое воображение. Рисунки на тему зимы с помощью такой техники получаются объемными.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)

Педагог обобщает ответы детей. Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается … «зимние забавы»

Педагог. Зимние забавы… А что же тогда обозначают эти слова? (Ответы детей.)

Педагог обобщает ответы детей (зимние игры и развлечения) и предлагает больше узнать о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.

Педагог. Для начала мы с вами поиграем. Дидактическая игра «Ассоциации». При показе картинки, дети её называют (снег, варежки) и педагог предлагает им подобрать слова, ассоциирующиеся с этим словом.

Снег – зима, холод, снеговик, снежки…

Варежки – гулять, руки, тепло…

Педагог. Давайте вспомнить поговорки о морозе:

- «Береги нос в большой мороз»;

- «Мороз не велик, да стоять не велит»;

- «В зимней шубке и морозы – шутка».

Педагог. Чем интересным можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей.)

Педагог читает детям загадку о санях.

Я катаюсь на нем до вечерней поры.

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку держу.

(Санки.)

(Показ картины «Катание на санках»).

Рассказ педагога об одной из старинных забав на Руси – катание на санях: « Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».

Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными) .

Педагог предлагает логическое задание «Кого на Руси не впрягали в сани?» (Из предложенных картин с животными дети должны выбрать правильный ответ)

Педагог. «Кого из животных использовали в разных регионах России» (кони, собаки, олени) . Демонстрация фото

Расширение словаря: упряжка, «тройка», бубенчики.

Педагог. Ребята, м ожно ли ехать или кататься на санях без животных? (Катание на санях с горки.)

Рассматривание картины Ф. Сычкова «На горке». Дети отвечают на вопрос: «Что вас заинтересовало на картине? »

Педагог. «Чьи это следы? »

Дети. лыжника.

Беседа с рассматриванием картин о лыжных видах спорта (гонки на лыжах, биатлон, прыжки с трамплина).

Педагог. Теперь предлагаю вам отгадать еще одну загадку

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Рассматривание картины К. Сомова «Зима. Каток».

Историческая справка

«Это одна из самых известных старинных картин, рассказывающих о городских катаниях на коньках. Очень красив в ней пейзаж: действительно, в Петербурге зимой можно увидеть и такое золотистое небо, какое изображено в картине, и узор темных ветвей высоких деревьев, создающий декоративный эффект дымчатого кружева на золотом фоне неба. Картина построена в виде триптиха, т. е. как бы делится на три условные части. Действие открывается в левой части, где мы видим степенно шествующих кавалера и даму в красной одежде, с муфтой из белого меха и в высоком белом головном уборе. Ее облик четко выделяется на фоне силуэта идущего рядом с ней спутника. В центральной части - беззаботно скользят по льду дама и кавалер, а справа уходит в глубину картины пустынная аллея, далекая перспектива которой будит воображение и зовет вдаль. На катке, в этой части картины - упавший конькобежец, он лежит в смешной и нелепой позе. Сомов не может обойтись без некоторой лукавой насмешки над своими героями». (Текст взят с сайта:http://www.rodon.org/art-080818184515)

Педагог. Где можно кататься на коньках? Как образуется лёд?

Рассматривание фото с различными видами катков (естественный – на реке; залитый специально – на улице и во Дворце спорта)

Педагог. Какие виды спорта на коньках вы знаете? (Ответы детей).

Динамическая пауза

Ты мороз, мороз, мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья )

Не показывай свой нос! (указательным пальцем грозят зиме, остальные пальцы сжаты в кулак. )

Уходи скорей домой (машут попеременно то правой, то левой рукой ),

Стужу уводи с собой! (Совершают движения руками, как будто тянут за веревку. )

А мы саночки возьмем (спина прямая, приседают на корточки и «берут» санки ),

Мы на улицу пойдем (маршируют на месте ).

Педагог. К акие игры со снегом ребята, вы знаете? (постройка крепости, игра в «снежки», лепка снеговика).

СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Зачем искать его в горах?

Его найдете во дворах.

Из года в год, из века в век

Живет здесь снежный человек.

Он на дворовом пяточке

Стоит, держа метлу в руке.

Он веселит ребят весь день,

Ведро, напялив набекрень.

(А. Шлыгин)

Чистоговорка «Зима»:

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Педагог. какая же она зима ? (итоговая краткая беседа по первой части занятия) (подбор детьми ярких прилагательных эпитетов – снежная, белая, веселая, радостная, морозная) и предлагает полюбоваться картинами русских художников об этом удивительном времени года.

Педагог. Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке. Давайте в конце занятия сделаем картину о наших зимних развлечениях. Сейчас я вам предлагаю пройти к столам, там вас ждут восковые мелки, бумага и ножницы и клей. Я начала рисовать картину (показ фона) , но здесь как-то очень пусто и грустно. Догадались, что я вам хочу предложить? Почему листы у вас небольшие? Для чего нужны ножницы? Давайте все вместе сделаем коллаж о зимних забавах.

Самостоятельная работа детей за столами. Дети рисуют по своему замыслу детей или взрослых, участвующих в каких-либо зимних забавах. Затем вырезают и приклеивают изображение к фону.

Рисование на тему «Зимние забавы»

Цель : Создать условия для передачи движения в рисунке. Развития умения задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать рисовать с использованием всех известных приемов рисования

Оборудование: Белая бумага, акварель, кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения,

предлагает отгадать загадки.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

Загадки

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке -

Боится солнца и тепла.

(Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)

Воспитатель.

Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

В конце НОД дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

Закрепление материала:

любимый вид спорта ».

Коммуника-тивная

Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой любимый вид спорта» с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Цель: создать условия для

составления рассказа, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики.

Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды.

Дидактический материал: «Зимние виды спорта », «Летние виды спорта ».

Выставка «Зимние забавы» Кукла Рома

I. Организационный момент (Мотивация):

Ребята, посмотрите, что принес нам Рома! Это настоящая медаль и диплом, который вручили за участие в спортивных соревнованиях

II. Основная часть (Реализация):

Скажите, а какие виды спорта вы знаете ?

Ответы детей. (хоккей, футбол, фигурное катание, легкая атлетика) .

Вы уже знаете, что все виды спорта можно разделить на две категории. Это летние и зимние виды спорта .

Перечислите зимние.

Ответы детей.

Назовите летние.

Ответы детей.

Ребята, каждый из вас может получить такую же медаль и стать настоящим спортсменом , если будет заниматься спортом , и в первую очередь каждый день будет делать зарядку.

2. Физминутка.

Каждый спортсмен перед началом тренировок делает разминку. Разминает и разогревает мышцы. Я предлагаю нам тоже размяться.

Разминка.

«Шагом марш»

Ходьба строевым шагом.

Спину правильно держу.

С физкультурой я дружу.

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо, влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два - мы встали

Сели, встали, сели, встали.

А потом пустились вскачь

(прыжки на месте)

Будто мой упругий мяч.

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Молодцы ребята! Вы хорошо позанимались.

3. Беседа.(составление рассказа, опираясь на план, включая в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики)

Скажите, о каких видах спорта мы говорили ?

Ответы детей.

Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей..

Ребята, давайте рассмотрим ваши рисунки. Расскажите, почему именно этот вид спорта вы выбрали . Чем он вам нравиться?

Ответы детей.

4. Игра малой подвижности.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в вашу любимую игру «Море волнуется раз, …»

Нужно придумать спортсмена , занимающегося определенным видом спорта и отгадать нужный вид спорта .

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Спортивная фигура замри !

Ребята, скажите, зачем нам надо заниматься спортом ? Ответы детей (что бы быть здоровыми, укреплять здоровье и т. д.) На какие категории можно разделить виды спорта ?(зимние, летние)

Что еще мы делали на занятии?

Закрепление материала:

Оформить выставку картин. «Мой любимый вид спота ».

На прогулке поиграть в подвижную игру «Море волнуется раз…».

Упражнять детей в умении подтягиваться на скамейке.

Игра «Попади в цель».

Сделать дидактическую игру лото «Виды спорта ».

Вместе с детьми сделать альбом «Разные виды спорта ».

Грибанова Н.Г.

Рисование на тему «Зимние забавы»

Цель : Создать условия для передачи движения в рисунке. Развития умения задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать рисовать с использованием всех известных приемов рисования

Оборудование: Белая бумага, акварель, кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения,

предлагает отгадать загадки.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

Загадки

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке -

Боится солнца и тепла.

(Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)

Воспитатель.

Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

В конце НОД дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

Закрепление материала :

Оформить выставку картин. «Мой любимый вид спорта » .

Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.

Задачи:

  • закрепить навыки работы с восковыми мелками и красками поверх рисунка;
  • продумать сюжет и самостоятельно составить композицию рисунка;
  • изобразить фигуры детей, катающихся на санках, коньках, лыжах, лепящих и играющих в снежки, в зимней одежде;
  • передать передний и задний план композиции (дальше-ближе) путем изменения величины объекта и предмета;
  • показать изобразительными средствами зимнюю природу — снег, сугробы, голые ветки деревьев, кустов;
  • оживить рисунок, внеся индивидуальные детали, например, скамейку, домик, животных (собака, кошка, птичка) и другие;
  • передать в рисунке настроение, отраженное в музыке, радость и удовольствие от зимних забав.

Средства и материалы: бумага большого формата, толстые кисти, восковые мелки, акварель, запись музыки П.И. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик» и «Масленица» из фортепианного цикла «Времена года»; игрушки на санках, коньках, лыжах, в шапках и шарфах.

Ход занятия по рисованию в старшей группе:

Ребята, посмотрите в окно, зима в самом разгаре — много снега, морозно, солнечно. Как вам кажется, зима — веселое время года или грустное? Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского, известного русского композитора, и узнаем, какой он видит зиму? (Звучит «Масленица» из цикла «Времена года»);

Что вы слышите? Музыка веселая, бодрая, радостная, шутливая, задорная и праздничная. Слышно, как смеются, играют, все радуются зиме. О чем еще рассказывает музыка? Как здорово валяться и кувыркаться в снегу, не боясь испачкаться, прыгать в сугробы, лепить снеговика, бросать снежки, съезжать с ледяной горки, строить снежные крепости. Что еще зимой можно делать под такую музыку? Отгадайте загадки и узнаете:

«На машине без мотора, без руля и без колес

Мчусь по горке снежной смело, прямо сверху под откос» (санки).

(Игрушку в зимней одежде сажают на санки).

«Мчусь, как пуля, я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).

(Одеваем следующей игрушке коньки).

«Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе, помогли мне в этом … (лыжи)».

(Ставим игрушку на лыжи).

Сегодня мы с вами должны всем рассказать, как мы умеем веселиться зимой, только рассказывать мы будем не словами, а рисунками.

Начинаем рисовать мелками, так будет удобнее изобразить себя и своих друзей на фоне снега. Но для начала, послушайте еще один отрывок из музыки П.И.Чайковского (Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик»). Чем они похожи? Энергичностью и задором, тем, что в обоих отрывках музыка отражает одинаковые чувства и эмоции. Просто в музыке, как и в рисунке, это можно выразить различными средствами — нотами или красками.

Чтобы легче было представить и изобразить людей на санках, коньках, лыжах, смотрите на наши игрушки. Подумайте, в чем вы будете одеты, как будете двигаться, где находится. Если вдалеке, на заднем плане, то фигуру и предмет надо рисовать меньше, а то, что находится ближе — на переднем плане, рисуем крупнее, больше, отчетливее прорисовываем детали.

Какая зимой природа вокруг нас? Можно нарисовать снежинки, сугробы, черные голые деревья, кусты или что-то другое.

После основного рисунка добавляем детали. Быть может собачка бежит за санками и лает или ворона сидит на дереве, а может кошка подбирается к птичке, стоит одинокая скамейка в парке или заснеженный домик вдалеке. Придумайте сами, что можно увидеть вокруг себя на зимней прогулке и нарисуйте это.

Теперь красками изобразим снег вокруг, голубое небо, желтое яркое солнышко — если вы играете днем, а вечером небо становится фиолетовым, солнце краснеет на закате. Помните, что краски не закрашивают мелки, поэтому можно рисовать по всему листу.

Подведение итогов занятия по рисованию:

Посмотрите на свой рисунок — что вам больше всего в нём нравится, что на ваш взгляд получилось лучше всего. Придумайте к нему небольшой рассказ. А желающие пусть выйдут и представят свою картину с рассказом перед группой.