Старинные картины. Европейская живопись Картины 19 века европа

На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

19.1.1 Искусство Франции

Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.

Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.

Живопись

Романтизм и реализм с особенной силой проявились в живописи. Многие признаки романтизма были в творчестве испанского художника Франсиско Гойи (1746- 1828). Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения.

Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Перед нами не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже заурядные люди. О повороте Гойи к реализму свидетельствуют и его картины, посвященные героической борьбе испанского народа против армии Наполеона.

Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский художник Эжен Делакруа (1798-1863). В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе (1819-1877) и Жан Милле (1814-1875). Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре внимания были повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в их творчестве появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Сами за себя говорят названия картин: «Дробильщики камня», «Вязальщицы», «Собиратели колосьев».


Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812. Теодор Жерико (1791-1824). Первый художник романтического направления. На картине выражена романтика наполеоновской эпохи

Курбе впервые применил понятие реализм. Цель своего творчества он определил так: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство».

В последней трети XIX в. Франция становится лидером в развитии европейского искусства. Именно во французской живописи зародился импрессионизм (от фр. impression - впечатление). Новое течение стало событием европейского значения. Художники-импрессионисты стремились передать на полотне сиюминутные впечатления от постоянных и едва уловимых перемен в состоянии природы и человека.


В вагоне третьего класса, 1862. О. Домье (1808-1879). Один из наиболее оригинальных художников своего времени. Бальзак сравнивал его с Микеланджело.
Однако известность Домье принесла его политическая карикатура. «В вагоне третьего класса» представлен неидеализированный образ рабочего класса


Читающая женщина. К. Коро (1796-1875). Известный французский художник особенно интересовался игрой света, был предшественником импрессионистов.
В то же время на его творчестве лежит печать реализма

Импрессионисты осуществили настоящую революцию в технике живописи. Они, как правило, работали на открытом воздухе. Цвета и свет в их творчестве играли гораздо большую роль, нежели сам рисунок. Выдающимися художниками-импрессионистами были Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега. Импрессионизм оказал огромное влияние на таких великих мастеров кисти, как Винсент Ван Гог, Поль Сезан, Поль Гоген.


Впечатление. Восход солнца, 1882.
Клод Моне (1840-1926) часто писал одни и те же объекты в различное время дня, чтобы исследовать влияние освещения на цвет и форму




Иа Орана Мария. П. Гоген (1848-1903). Неудовлетворенность художника европейским образом жизни заставила его покинуть Францию и жить на Таити.
Местные художественные традиции, многоцветье окружающего мира оказали огромное влияние на формирование его художественного стиля


Испанский живописец, работавший во Франции. Уже в десять лет был художником, а в шестнадцать лет состоялась его первая выставка. Проложил путь кубизму - революционному направлению в искусстве XX в. Кубисты отказались от изображения пространства, воздушной перспективы. Предметы и человеческие фигуры превращаются у них в сочетание разнообразных (прямых, вогнутых и выгнутых) геометрических линий и плоскостей. Кубисты говорили, что они пишут не как видят, а как знают


Как и поэзия, живопись этого времени полна тревожных и смутных предчувствий. В этой связи весьма характерно творчество талантливого французского художника-символиста Одилона Редона (1840-1916). Его нашумевший в 80-е гг. рисунок «Паук» - зловещее предзнаменование первой мировой войны. Паук изображен с жутким человеческим лицом. Его щупальцы в движении, агрессивны. Зрителя не покидает ощущение надвигающейся катастрофы.

Музыка

В музыке не происходило столь значительных изменений, как в других видах искусства. Но и она подверглась влиянию индустриальной цивилизации, национально-освободительных и революционных движений, которые сотрясали Европу на протяжении всего столетия. В XIX в. музыка вышла за пределы дворцов вельмож и церковных храмов. Она становилась более светской и более доступной для широких слоев населения. Развитие издательского дела способствовало быстрому печатанию нот и распространению музыкальных произведений. В это же время создавались новые и совершенствовались старые музыкальные инструменты. Пианино стало неотъемлемой и обыденной вещью в доме европейского буржуа.

Вплоть до конца XIX в. господствующим направлением в музыке был романтизм. У его истоков стоит гигантская фигура Бетховена. Людвиг вон Бетховен (1770- 1827) с уважением относился к классическому наследию XVIII в. Если и вносил изменения в сложившиеся правила музыкального искусства, то делал это осторожно, стараясь не обидеть своих предшественников. Этим он отличался от многих поэтов-романтиков, которые часто ниспровергали всех и вся. Бетховен был столь гениален, что, даже будучи глухим, мог создавать бессмертные произведения. Его знаменитые Девятая симфония и «Лунная соната» обогатили сокровищницу музыкального искусства.

Музыканты-романтики черпали вдохновение в народных песенных мотивах и танцевальных ритмах. Часто обращались в своем творчестве к литературным произведениям - Шекспира, Гёте, Шиллера. Некоторые из них проявляли склонность к созданию гигантских оркестровых произведений, чего и в помине не было в XVIII в. Но это стремление так отвечало мощной поступи индустриальной цивилизации! Французский композитор Гектор Берлиоз особенно поражал грандиозностью своих замыслов. Так, он написал сочинение для оркестра, состоящего из 465 музыкальных инструментов, включая 120 виолончелей, 37 басовых, 30 пианино и 30 арф.

Обладал такой виртуозной техникой, что ходили слухи, будто бы не иначе как сам дьявол обучил его игре на скрипке. В середине музыкального исполнения скрипач мог порвать три струны и продолжать играть столь же выразительно на единственной оставшейся струне




В XIX в. многие европейские страны дали миру великих композиторов и музыкантов. В Австрии и Германии национальную и мировую культуру обогатили Франц Шуберт и Рихард Вагнер, в Польше - Фредерик Шопен, в Венгрии - Ференц Лист, в Италии - Джоакино Россини и Джузеппе Верди, в Чехии - Бедржих Сметана, в Норвегии - Эдвард Григ, в России - Глинка, Римский Корсаков, Бородин, Мусоргский и Чайковский.


С 20-х гг. XIX в. в Европе начинается увлечение новым танцем - вальсом. Вальс возник в Австрии и в Германии в конце XVIII в., произошел от австрийского лендлера - традиционного крестьянского танца

Архитектура

Развитие индустриальной цивилизации оказало огромное воздействие на европейскую архитектуру. Научно-технические достижения способствовали нововведениям. В XIX в. намного быстрее строились крупные здания государственного и общественного значения. С в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. С развитием фабричного производства, железнодорожного транспорта и больших городов появляются новые типы сооружений - вокзалы, стальные мосты, банки, крупные магазины, здания выставок, новые театры, музеи, библиотеки.

Архитектура в XIX в. отличалась разнообразием стилей, монументальностью, своим практическим назначением.


Фасад здания Парижской оперы. Построено в 1861 -1867 гг. Выражает эклектическое направление, вдохновлено эпохой Ренессанса и барокко

На протяжении всего столетия наиболее распространенным был неоклассический стиль. Здание Британского музея в Лондоне, сооруженное в 1823-1847 гг., дает наглядное представление об античной (классической) архитектуре. Вплоть до 60-х гг. модным был так называемый «исторический стиль», выразившийся в романтическом подражании архитектуре средних веков. В конце XIX в. наблюдается возврат к готике в строительстве церквей и общественных зданий (неоготика, т. е. новая готика). Например, здание парламента в Лондоне. В противовес неоготике возникает новое направление ар-нуво (новое искусство). Для него были характерны извилистые плавные очертания зданий, помещений, деталей интерьера. В начале XX в. возникло еще одно направление - модернизм. Стиль модерн отличается практичностью, строгостью и продуманностью, отсутствием украшений. Именно этот стиль отразил суть индустриальной цивилизации и в наибольшей степени связан с нашим временем.

По своему настроению европейское искусство конца XIX - начала XX в. было контрастным. С одной стороны, оптимизм и бьющая через край радость бытия. С другой стороны, неверие в созидательные возможности человека. И в этом не следует искать противоречия. Искусство лишь отражало по-своему то, что происходило в реальном мире. Глаза поэтов, писателей и художников были острее и зорче. Они видели то, чего не видели и не могли видеть другие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

«Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего... на мой взгляд, гораздо интереснее»,- сказал Винсент Ван Гог. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата. Современники не признавали в нем никаких достоинств. Когда Ван Гог умер, за гробом шло лишь несколько человек. Всего два-три десятка человек в Европе могли по достоинству оценить его искусство, которое великий художник адресовал будущему. Но прошли годы. В XX в. к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. За полотна Ван Гога теперь платили колоссальные суммы. Так, например, картина «Подсолнухи» на аукционе была продана за рекордную сумму 39,9 млн долларов. Но и это достижение было перекрыто картиной «Ирисы», проданной за 53,9 млн долларов.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

В первой половине XIX в. живопись первенствовала в искусстве Западной Европы. Представителем неоклассицизма был Жак Луи Давид (1748-1825). Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному зака­зу. После революции Давид был избран депутатом Конвента, а затем занимался революционной политикой в области искусства. Кисти Давида принадлежит самая знаменитая картина революционной эпохи - «Смерть Марата» (1793). Жан Поль Марат был одним из руководителей якобинского переворота. Он был убит Шарлоттой Корде. На картине Давид изобразил убитого Марата. Давид был так впечатлен трагической гибелью Марата, что закончил картину за три месяца и она была вывешена сначала в Лувре, где мимо нее прошли тысячи людей, а затем в зале заседаний Конвента.

В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы двора. Наполеон выбрал Давида как первого живописца, замечательно угадав пропагандистскую составляющую его таланта. Портреты Наполеона кисти Давида прославляли императора как нового на­ционального героя («Переход Бонапарта через перевал Сен-Бер-нар», «Портрет Наполеона»). Совершенством отличается замеча­тельный портрет Мадам Рекамье, свидетельствующий о привержен­ности автора к классицизму.

Учеником Давида был Антуан Гро (1771-1835). На картине «Наполеон на Аркольском мосту» художник запечатлел один из самых героических моментов жизни будущего императора. Молодой генерал Бонапарт лично возглавил атаку, подхватив упавшее знамя, и битва была выиграна. Гро создал целую серию картин об импе­раторе, прославляющих его бесстрашие, благородство и милосердие (например «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»).

Приверженцем классических идеалов был и Жан Опост Доминик Энгр (1780-1867). Как художник он много работал для частных лиц, но выполнял и государственные заказы. Энгр учился у Давида и всю жизнь оставался поборником классицизма. В своих произведениях Энгр достиг высокого мастерства и художественной убедитель­ности, воплотил глубоко индивидуальное представление о красоте.

Художник Теодор Жерико (1791-1824) был мастером, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Фран­ции. Уже в ранних его полотнах (портретах военных, изображении лошадей) античные идеалы отступили, сложился глубоко индиви­дуальный стиль. Картина Жерико «Плот Медузы» стала символом современной художнику Франции. Люди, спасающиеся от кораб­лекрушения испытывают и надежду, и отчаяние. Картина не просто повествует о последнем усилии людей, терпящих бедствие, но становится символом Франции тех лет, также переходившей от отчаяния к надежде.

Главой французского романтизма в живописи стал Эжен Делак­руа (1798-1863 гг.). Художник создал целый ряд образов: сцена из дантовского ада, герои произведений Байрона, Шекспира и Гете, борьба греков против турецкого владычества, волновавшая тогда всю Европу. В 1830 г. основным политическим событием стала Июльская революция, закончившаяся поражением и восстановле­нием во Франции монархии. Делакруа в 1830 г. пишет картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)». Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Свобода возглавляет повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Эпизод уличных боев становится эпической картиной, а образ Свободы на баррикадах - олицетворением борьбы. Для многих поколений французов картина Делакруа стала памятником мужест­ву народа, символом республики.

В Германии представителем романтизма стал Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Его картины природы впервые представили романтическое направление немецкой публике. Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Частым мотивом его пейзажей были горные вершины, необъ­ятность морских далей, причудливые деревья. Постоянный персо­наж его произведений - это романтический образ скитальца, мечтательного созерцателя природы. По-настоящему творчество Каспара Давида Фридриха было оценено лишь в XX в.

В Европе в XIX в. художественная жизнь во многом определяется появлением групп художников, чьи взгляды на искусство были весьма близки. В Германии в конфликт с неоклассицистами всту­пили назарейцы, подражавшие немецким и итальянским живопис­цам XVIII в. и обратившиеся к религиозному искусству и христианскому благочестию. Центральной темой живописи бидер-мейера (особого стиля в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формирова­нию реалистической тенденции в живописи.

Во второй половине XIX в. ведущим принципом в искусстве становится реализм. Французский художник Камиль Коро (1796- 1875) выбрал жанр пейзажа, не признанного в академических кругах. Коро особенно привлекали переходные состояния природы, давав­шие возможность растворять фигуры и деревья в воздушной дымке.

Группа художников, поселившаяся в деревушке Барбизон, уве­ковечила это название в истории живописи. Живописцы барбизон-ской школы искали простые сюжеты, часто обращались к пейзажу и разработали особую живописную манеру, свободную и лиричную. Они просто писали природу, но делали это, передавая тонкие цветовые переходы, изображая игру света и воздуха. В барбизонской живописи искусствоведы видят один из источников будущего им­прессионизма, ведь барбизонцы пытались передавать живые впе­чатления от природы.

К натурализму можно отнести и живопись Жана Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстава Курбе (1819-1877). На творчество Милле оказали влияние барбизонцы (не случайно в конце жизни он так увлекся пейзажами). Главными темами его творчества стали кресть­янская жизнь и природа. На картинах художника перед нами предстают персонажи, ранее считавшиеся малодостойными кисти живописцев: уставшие, утомленные тяжелым трудом крестьяне, нищие и смиренные. Милле совершенно по-новому разрабатывает социальную тему, нашедшую свое продолжение и у Гюстава Курбе. Свое понимание роли искусства Курбе выразил в следующих словах:

«Быть в состоянии выразить нравы, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой, быть не только художником, но и человеком, одним словом, творить живое искусство - такова моя задача». Позиция Курбе как борца за новое искусство сделала его участником событий Парижской коммуны.

Натурализм как живописный стиль нашел свое отражение в творчестве живописцев Германии, таких как Адольф фон Менцель (1815-1905) и Вильгельм Лейбль (1844-1900). Художников интере­совали образы повседневности, в их творчестве впервые прозвучала индустриальная тема и тема труда крестьян, их быта.

В первой половине XIX в. в искусстве Англии нашли отражение тенденции как неоклассицизма, так и романтизма.

Уильям Блеик (1757-1827) был не только художником, но и поэтом. Он работал в технике темперы и акварели, писал сюжеты из Библии, из литературных произведений, например, Шекспира, создал иллюстрации к Данте. В истории английского искусства творчество Блейка стоит особняком. Умер художник в нищете, признание пришло к нему лишь в XX в.

Английские художники пейзажисты открыли новую страницу в истории живописи. Джон Констебл (1776-1837) писал маслом этюды, изображая при этом знакомые ему с детства места. В своем стремлении передать свежесть натурных впечатлений он отказался от тщательно выписанных деталей. Работы Констебла пользовались известностью во Франции, оказав влияние на развитие французской хивописи; увлечение им пережил Теодор Жерико.

Пейзажи Уильяма Тернера (1775-1851) были романтически приподнятыми. Художник любил изображать бури на море, ливни и грозы. Он работал как акварелью, так и маслом.

Господствующее положение в живописи Англии сохраняла ака­демическая школа. У публики пользовались популярностью работы членов Королевской академии искусств, выполненные в традици­онной манере. Однако в Англии было создано объединение худож­ников, получившее название «Братства прерафаэлитов». Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (ху­дожников, работавших до Рафаэля). В своем творчестве прерафаэ­литы выражали романтическую ориентацию на иные эпохи (отсюда их увлечение Средневековьем). Творчество прерафаэлитов поддер­жал Джон Рёскин (1819-1900), писатель и критик искусства, став­ший автором книги «Современные живописцы». Прерафаэлиты обращались к новозаветным сюжетам, много писали с натуры, изменили и традиционную технику живописи: их полотна отлича­лись яркими и свежими тонами.

Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (1832-1883). Историческая тема была ему знакома, но не увлекала художника, он стал изображать мно­голикую парижскую жизнь. Официальная критика не принимала художника, его новаторская живопись осуждалась, вызывала про­тест. Именно так и произошло с самыми знаменитыми картинами Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Публике казалось вызовом изображение обнаженного женского тела, а самое главное, манера автора, пытавшегося передать богатство солнечного освещения. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: город­ская толпа, кафе и театры, улицы столицы. Творчество Мане предваряло новое направление в живописи - импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. В конце жизни Мане к нему пришло широкое признание, он был награжден орденом Почетного легиона.

Мастерская Эдуарда Мане, ставшая на время центром художе­ственной жизни, объединила целую группу художников, находив­шихся под впечатлением живописных открытий ее хозяина. Жюри Салона отвергало их картины подобно картинам Мане. Они выставлялись частным образом в так называемом «Салоне отверженных» (то есть живописцев, которым было отказано в выставке жюри официального Салона). На выставке, устроенной в помещении фотоателье в 1874 г., была представлена, в частности, картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Отталкиваясь от этого назва­ния один из критиков обозвал участников импрессионистами (впе­чатление по-французски «impression»). Так из ироничного прозвища родилось название художественного направления последней трети XIX века. Такие художники как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Альфред Смелей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) традиционно относят­ся к импрессионистам.

Как и барбизонцы импрессионисты писали природу, кроме того, они стали первыми изображать динамичную городскую жизнь. Барбизонцы писали свои картины в мастерской, импрессионисты же вышли на открытый воздух, «на пленэр». Они заметили, что один и тот же пейзаж меняется при разном освещении в солнечную и пасмурную погоду, при восходе и закате солнца. Они попытались сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Свои картины они писали быстро, отказывались от смешанных цветов и использовали чистые яркие краски, нанося их отдельными мазками.

Так родилось новое художественное направление. На его воз­никновение оказали влияние не только достижения предшествовав­ших европейских художников, но и изобретение фотографии (отпала необходимость в примитивном подражании жизни), зна­комство с восточным искусством (японская ксилография со своей серийностью, необычной перспективой, гармоничным колоритом стала источником новых художественных приемов).

Импрессионизм был не просто очередным направлением в живописи, он нашел свое развитие в скульптуре, музыке и литера­туре. Импрессионизм стал переворотом в восприятии мира: была обнаружена и открыто продемонстрирована субъективность восп­риятия человека. В конце XIX в. и в XX в. именно направления искусства, представляющие разнообразные, часто неожиданные варианты восприятия художником мира будут составлять подлинно современное искусство. Импрессионисты открывают относитель­ность человеческого восприятия, его субъективность. Чуть позже, на рубеже веков та же «относительность» будет открыта и теорети­ческой физикой. Уникальнейшим образом искусство обнаруживает свою способность предугадывать и выражать веяния времени и изменения сознания общества.

За 12 лет импрессионисты организовали восемь выставок. Сель­ский и городской пейзаж, портрет, бытовые сцены - во всех живописных жанрах они совершили подлинные художественные от­крытия. Произведения импрессионистов составили новаторское художественное направление, художники впитывали лучшие дости­жения друг друга.

Открытия импрессионистов были основой для следующих по­колений художников. Представителями неоимпрессионизма стали Жорж Сера (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935). Неоимпрес­сионисты изменили живописную манеру, в их искусстве была более выражена интеллектуальность.

В конце XIX столетия четыре французских художника: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), формально не объединяясь в группу, составили однако новое направление - постимпрессионизм (от лат. «post» - «после»). Постимпрессионисты близки к импрессионистам. Разочаровавшись в современном им обществе художники обратились к изображению природы, но стре­мились уже не запечатлеть мгновенные состояния, как это делали импрессионисты, а познать истинную сущность вещей, скрытую под их внешностью. В натюрмортах и портретах Сезанн искал устойчивые геометрические формы. Полотна Ван Гога своей экп-рессивностью, необычностью цветового решения передают эмоци­ональное состояние художника. Гоген изображал идеализирован­ную его воображением жизнь туземцев Таити, жизнь, не тронутую цивилизацией, передавая экзотическую природу в фантастических цветосочетаниях. В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы. Творчество постимпрес­сионистов послужило отправной точкой для поисков искусства XX в. Фовизм, кубизм, экспрессионизм берут свое начало в твор­честве импрессионистов.

В живописи и графике символизм и модернизм проявились в творчестве целой группы европейских художников.

Обри Бердсли (1872-1898) прожил всего лишь двадцать пять лет, но его творчество оказало огромное влияние на формирование стиля модерн. Он известен в первую очередь как иллюстратор книг. Его графика стильна и изысканна, обладает уточнение гибкими причудливыми движениями. Главным источником вдохновения для художника была литература. Творчество Бердсли воплощала многие идеи и принципы модерна. В целом для модерна характерны импровизация на темы различных эпох и стилей, причудливое сочетание порока и духовности.

Французский художник Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) был способен превратить простой, непритязательный сюжет в символи­ческую композицию. Он вдохновлялся античными образами, используя их в панно. Его произведения представляли собой стили­зацию под античность, интерпретацию античности человеком конца XIX в.

С символизмом был связан французский живописец Гюстав Моро (1826-1898). Он стремился поразить зрителя и фантастично­стью сюжетов, и яркой красотой красок, и выразительной цветовой гаммой, и сильными эмоциями.

Олег, у вас есть своя точка зрения и вы хотите навязать её мне. Поймите, что у меня есть восстановленная История захваченной советской армией, России. И она и не должна сходиться с версией советских оккупантов. Если ваш знакомый пролетел, как фанера над Парижем, накупив туфты, то это его проблемы. Надо было заниматься изучением реальной Истории, а не тем, чем он занимался всю жизнь, если не смог отличить фальсификат от реальных культурно –художественных ценностей.

Если вложился не в то, что надо и пролетел с бизнесом, это его проблемы. И с каких это пор диплом о высшем платном образовании стал сертификатом к человеку? Ум дается при рождении, всё остальное, научаемость.

Читайте статью, там сказано о том, что советские крестьяне, которые разнесли в хлам захваченную ими Россию и сейчас живут хуже всех в Европе, имеют наглость поливать грязью всю Европу, рассказывая свои хамские выдумки о немытой Европе. И тем более, рассуждая о Королях и Высшем Свете, которых наши крестьяне вообще в глаза не видели. Их и сейчас-то на порог не пустят не то, что во дворцы, а в обычную европейскую квартиру.

А они смеют рассуждать о том, как жили Короли и Высший Свет в Европе в средних веках? Они что там, были? Их туда на порог пустили. Или они туда на машине времени слетали?

Вот и я показала картины западно-европейских художников второй половины 19 века, каких в Европе огромное количество. Это то, что уцелело. И, кстати, находится в России.

И где картины, нарисованные славянами, крестьянами советскими, за этот же период: вторая половина 19 века? А до захвата славянами России в 1853-1871 гг. и современная нам Россия, и современная нам Европа, были одним и тем же централизованным государством Армия Карусов, с одним населением, с одними законами и с одной и той же системой бесплатного образования.

А теперь, ответьте мне на вопрос: почему после одной и той же Войны со славянами, которая шла по всей Европе в 1853-1871 гг. в Европе, куда славян не пустили с их красными ордами, жили и живут намного лучше, чем в захваченной славянами, России?

Куда делась вся европейская культура из захваченной славянами, России? Куда делись те же самые европейские художники, которые до войны 1853-1871 гг. жили по всей России, как коренное население России.

Вы на эти вопросы отвечайте, не надо мне этих современных сочинителей, которые на основании переписанных сказок еврея Пушкина (англичанина Кларка Кеннеди) сочиняют свои версии о том, какой была захваченная славянами, Россия до Войны со славянами 1853-1871 гг.
Я нашла доказательства того, что до Войны со славянами в 1853-1871 гг. , славяне: красные (прусские) евреи-солдаты советские Эльстона –Сумарокова в современной нам России – НЕ ЖИЛИ. Они напали на Россию в 1853-м году. А после Войны осели на территориях захваченной ими России.
Так что, все разговоры славян о том, что русские и жили в захваченной ими России до 1853 года, отменяются.

Славяне – прусские евреи-солдаты Эльстона-Сумарокова, и до 1853 года славяне не жили по всей Европе, а не только в одной захваченной ими России.
У славян нет места дислокации красной армии Эльстона-Сумарокова на момент 1852 года.

Первыми землями Пруссии у славян: прусских евреев-солдат Эльстона, были захваченные ими Петербург и Москва. В 1861 году сначала переименовали Петербург и Москву - в Пруссию, в 1871 году – в Германию, а в 1896 году – в Россию. Потом был СССР, и все славяне были советскими, а теперь опять в Россию и все советские славяне стали русскими славянами евреями-христианами Эльстона-Сумарокова?

Не слишком ли много имен для простого-то крестьянина советского с немецкими штыками из 1853-1921 гг.?

Старинные картины купить . Наш антикварный салон в Москве обладает обширной коллекцией картин известных и знаменитых зарубежных художников 19 века, особенно западноевропейской школы живописи, в том числе немецких, датских, французских, голландских, итальянских, английских художников. Антикварные картины купить в нашей галерее старинных картин вы можете как через наш интернет-магазин, так и приехав к нам в галерею в Москве. КАРТИНЫ 19 ВЕКА пользуются среди собирателей и коллекционеров всего мира большой популярностью. Они уже давно стали предметом коллекционирования, а также предметом инвестирования значительных финансовых средств в произведения искусства. Почему же СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ так привлекает коллекционеров и инвесторов во всем мире. Это обусловлено тем, что рост цен на картины 19 века известных художников составляет в среднем от 10 до 30 процентов в год, а рост цен на картины художников 19 века , наиболее известных во всем мире, представляющих особую музейную ценность и того больше. СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ ПРОДАЖА . Одним из самых богатых на творческие личности и новые направления в живописи в Западной Европе стала эпоха 19-20 веков.

Картины европейских художников 19 20 века . По всей Европе появлялись молодые талантливые художники, разрабатывающие новые направления в европейской живописи 19 века , ставшие сегодня классикой,а их картины сегодня стали старинными картинами ,а тогда, в эпоху своего становления, вызывавшие бурю, зачастую, негативных эмоций.

СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ . Наибольшее значение для мирового изобразительного искусства и мировой истории, вероятно, имеют такие направления в европейской живописи 19 20 века , как реализм и импрессионизм, а также пришедшие на их смену в 20 веке постимпрессионизм, пуантилизм, фовизм, кубизм и прочие.

АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ . 19 век изначально был веком некоторого застоя в западноевропейской живописи . Балом в Европе правила так называемая салонная живопись, представляемая такими направлениями, как академизм и романтизм. Источником для вдохновения, признанных Салоном известных художников 19 века , служили исторические сюжеты и античные времена. Несмотря на многочисленные нападки, как на прогрессивных художников 19 века, так и наших современников на салонную живопись, нельзя не согласиться с тем, что она внесла огромный вклад в мировое искусство.

Антикварные картины купить . Своеобразным вызовом салонной живописи можно назвать возникновение такого направления, как реализм. В картинах зарубежных художников 19 века , работающих в реалистической манере, при выборе времени и темы картины отдавалось предпочтение своему времени и жизни простого народа. Картины старинных художников 19 века все меньше посвящались исторической и мифической темам. Но прорыв реализма был лишь началом огромных перемен, которые пережила Западная Европа в 19-20 веках.

Вслед за реалистами на сцену вышли импрессионисты, шокировавшие публику своими смелыми по содержанию и исполнению полотнами. Чего только стоят такие всемирно известные картины, как «Олимпия» или «Завтрак на траве». Отвергнутые официальным Салоном, импрессионисты были вынуждены объединиться, чтобы отстаивать свои права. Салон «несогласных», а также поддержка первых смельчаков-коллекционеров сделали свое дело – импрессионизм сумел завоевать сердца многих.Сегодня среди коллекционеров антикварной живописи картины импрессионистов занимают особое место. Вы можете КУПИТЬ АНТИКВАРНУЮ ЖИВОПИСЬ импрессионистов в нашей галерее старинной живописи . Мировой успех импрессионистов был настолько ошеломляющим, что взгляды современников на живопись сильно изменились, открыв тем самым дорогу новым более смелым направлениям и молодым талантливым художникам. Постимпрессионисты, фовисты, кубисты и др. смогли занять достойное место в европейской живописи 19-20 веков, да и мировом изобразительном искусстве в целом.

СТАРИННЫЕ и АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ МАСЛОМ в интерьере любого дома придадут ему особый шарм старинной усадьбы, со своей историей. СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ в интерьере квартиры или загородного дома может многое рассказать об их хозяине, его вкусе и предпочтениях. АНТИКВАРНАЯ ЖИВОПИСЬ может быть как увлечением всей жизни, так и замечательным подарком для близкого человека. ПРОДАЖА АНТИКВАРНЫХ КАРТИН . В галерее антикварных картин «Кентавр» Вы можете купить, продать старинные картины известных зарубежных, европейских и западноевропейских художников 19-20 веков , таких как Антуан Бувар, Педер Монстед, Вильгельм Мелби и других, а также купить зарубежные картины 19 века . В классическом интерьере квартиры или загородного дома играют важную роль, а в некоторых случаях и решающую. АНТИКВАРНАЯ ЖИВОПИСЬ придает любому помещению уют и атмосферу давно минувшей эпохи, позволяет нам увидеть мир наших бабушек и дедушек, она создают преемственность поколений. Также в нашей антикварной галерее можно купить,продать недорогие старинные интерьерные картины 18,19 и первой половины 20 века, а также Вы сможете купить и продать дорогие антикварные картины известных зарубежных и европейских художников . В нашей антикварном салоне можно КУПИТЬ КАРТИНЫ 19 ВЕКА (подлинники, оригиналы) известных зарубежных и европейских художников. Их подлинность подтверждена экспертами ГМИИ им. Пушкина, специалистами в европейской живописи 18, 19 и 20 веков. Покупка и продажа картин старинных художников 18,19 веков профиль нашей антикварной галереи. Где же можно купить картины художников 19 века ? КУПИТЬ КАРТИНУ в нашей галерее старинных картин не сложно, так как цены на старинные картины и АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА опубликованы на сайте нашего интернет магазина картин .