Как становятся актрисами без образования. Талантливые неучи: отечественные актрисы без актёрского образования

Актерская профессия концептуально выглядит одной из самых привлекательных в детском и подростковом возрасте. Каждой девушке хочется ощутить себя звездой сцены, которой аплодирует полный зал восторженных зрителей. Но мало кто отдает себе отчет в том, что актерское мастерство - это тяжелый изнуряющий труд.

Каков бы ни был талант и обаяние, без профессионального образования обойтись не удастся. Актеров готовят в театральных училищах, для поступления туда придется пройти строгий отборочный конкурс. Традиционно количество претендентов на одно место зашкаливает за несколько сотен.

Что потребуется, чтобы успешно пройти отборочные испытания?

  • Внешность здесь не играет роли. Требуется умение выражать эмоции и чувства вымышленных персонажей. Но выражать - не значит воображать. Требуется вести себя как другая личность, перенося свой жизненный опыт на изображаемого героя.
  • Преимущество в отборочном туре также получат те, кто обладает правильной дикцией. Начинать посещать курсы декламации и ораторского искусства можно уже с 10–11 лет. Не помешает музыкальная постановка голоса. Девочки могут заниматься музыкой и сольфеджио непрерывно, а вот подросткам придется учитывать, что в 12–14 лет голос обязательно «сломается», и все придется начинать сначала.
  • Профессиональным актерам часто приходится подвергаться тяжелым физическим нагрузкам. Нужно отметить пользу занятий любительским спортом с самого раннего возраста, а также необходимость занятий пластикой и хореографией. Работать с этим навыком нужно на протяжении всей жизни, а возраст 10–15 лет является оптимальным для активной работы.
  • Актеру необходимо развивать разнообразные волевые качества, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с публикой. Чтобы закрепить эти качества, потребуются длительные тренировки. Проще всего это сделать, участвуя в самодеятельных или школьных театральных кружках.

Как стать актрисой? Стратегия и тактика

Несмотря на то, что в кино и на сцене мы часто видим детей и подростков 14, 13, 12 и даже 10 лет, нужно понимать, что в этом возрасте чудеса случаются редко. Эти подростки либо действительно уникальные самородки, либо дети родителей-актеров, которые с младенчества впитывали азы профессии. Завидовать им вряд ли продуктивно, лучше заниматься собственным развитием. Красивая внешность - этого слишком мало для выхода на сцену.

Резюмируем: получаем базовые навыки - вокал, спортивная подготовка, хореография. Приобретаем максимальное количество дополнительных навыков и знаний: актеру может потребоваться как умение плести макраме, так и навык езды на лошади без седла. Развиваемся и совершенствуемся, пока сверстники 12–14-летнего возраста играют в казаки-разбойники и отлынивают от занятий.

Сколько времени надо посвящать занятиям? Ответ достаточно жесток: чем больше, тем лучше. Если в 10 лет достаточно нескольких тренировок в неделю, то в 15 - их может быть по 2–3 ежедневно, то есть до 14 в неделю. Здесь все зависит от серьезности намерений и осознанности стремления. На этом пути побеждают только самые упорные. «Хочу стать актрисой?» - на этот вопрос придется отвечать максимально честно.

Как быть, если не получается достичь того, что другим дается легко и просто? 12–13 тысяч повторений неполучающегося способны сотворить чудо.

Немного о приятном: кастинги

Практически все киностудии периодически объявляют кастинги детей и подростков для съемки в массовке и эпизодических ролях. Это хороший шанс, чтобы заявить о своем намерении быть актрисой. Чтобы подать заявку на участие, строго требуется письменное разрешение родителей и их личное присутствие на отборочных просмотрах. Связано это с тем, что в 10, 11, 12, 13 или даже в 14–15 лет невозможно принять решение о своей дальнейшей судьбе: до совершеннолетия всю ответственность несут родители.

Для кастингов нужно заготовить несколько уникальных номеров. Это может быть декламация стихотворения, оригинальный танец или музыкальное выступление, фокусы или жонглирование, ролевые сценки. Нужно быть готовым к импровизации, поскольку отборочные задания могут быть самыми неожиданными.

Кастинги обычно собирают несколько сотен человек, а вот целевая роль достанется только одному из них. Стоит ли расстраиваться? Разумеется, нет! В 12–13 лет жизнь только начинается, а к текущим неудачам нужно относиться как к обучающему процессу.

Как стать актрисой самодеятельности? Актерские студии!

Учитывая вышеизложенные факторы - необходимость серьезных трудов и факт высоконасыщенной конкуренции - следует задуматься о получении более «прагматичной» профессии. Возможно, любовь к сцене получится реализовать на любительском уровне.

Театральные и частные актерские студии не только позволят освоить базовые навыки, но и дадут возможность регулярных выступлений. Проблема, как всегда, сводится к наличию свободного времени, желания осваивать новое и… финансовым возможностям родителей, поскольку в 14–15 лет заработки являются символическими.

Стоимость занятий в студиях при театрах часто является формальной. Однако этого нельзя сказать о частных школах. Обучающие занятия могут ежемесячно наносить суровый урон семейному бюджету. Репетиционные занятия обычно требуют только затрат на аренду помещения и реквизит.

Только искренняя любовь к сцене и готовность к самопожертвованию способны нивелировать эти проблемы и трудности. Делать любимое дело в свободное от работы или учебы время - что может быть лучше?! Справедливости ради скажем также, что и без соответствующего образования стать кумиром тысяч и миллионов вполне возможно - таких примеров мало, но они есть.

Роль личностных качеств в успехе актерской самореализации

Как мы выяснили, терпение и труд потребуются однозначно. Поговорим теперь о личностных качествах, которые будут содействовать успеху.

  • Большая перспектива кругозора и разнообразие интересов. Перевоплощаться придется как в священнослужителей, так и в бандитов.
  • Искренность, непосредственность и естественность. Чтобы «зацепить» зрителя, не требуется играть - нужно просто быть собой в художественном образе.
  • Самостоятельность и независимость, способность принимать решения и нести ответственность за их последствия. Это качество является принципиальным для самого ценного - способности импровизировать.
  • Терпеливость и выносливость. По сути, это даже не качества, а просто жизненная необходимость для актера. Для актрисы потребуется удвоенное количество подобной энергетики.

К сожалению, мы не властны изменить собственный психологический тип и особенности личности. Но некоторые «правильные» качества можно и нужно вырабатывать, оттачивать и тренировать. Этого достаточно, чтобы быть победителем.

Профессия или призвание? Работа или искусство?

Как стать актрисой или актером - более-менее разобрались. Осталось всего ничего - разобраться с базовым философским вопросом о смысле и сути происходящего. В 11–15 лет подростки вполне могут найти свой ответ.

Можно сделать актерскую работу хорошо, опираясь на полученные навыки, отточенные до автоматизма, но не получить признания зрителей. Можно создать уникальный образ, но вызвать критику и зависть со стороны коллег и режиссерского состава. Можно многое, но в каждый момент времени volem-nolem придется принимать некое героическое решение. Быть качественным ремесленником или своенравным творцом повседневности? Каждый формулирует персональный собственный ответ на этот непростой вопрос.

Карьера, успех и финансовая самообеспеченность или жизнь бродяги-художника и чудаковатого аскета? Подсказка: здесь нет того однозначно правильного ответа.

  • Относиться к собственной жизни нужно как к театральной постановке.
  • Аплодисменты и улюлюканье равнозначны по значению, а вектор неважен и может смениться со временем.
  • Того, кто добился цели, уважают. Того, кто ищет оправданий, жалеют.
  • Грань между цинизмом и романтизмом практически неуловима. И только актерам доступно видеть эту полярность в конкретный момент времени.
  • Не ждите симпатий и эмпатий - пробуйте вызвать эмоции окружающих.
  • Импровизация и здоровая экспериментальная страсть - на этом держится мир.
  • «Сделать» и «попробовать сделать» кардинально различаются. Но при любых условиях лучше пробовать, чем ничего не делать.
  • Нефактологическое и бездоказательное оценивающее суждение неправомерно.
  • Прислушиваться нужно к действиям и эмоциям, а не к словам.
  • Истинное актерское мастерство состоит в декламации отрывков из «Евгения Онегина» в тот момент, когда при движении по автомагистрали в вашу машину или мотоцикл в грозу разворачивается фура со встречки. А вы - смогли бы?
  • Чтобы делать свое дело, учитесь у того, кто добился успеха.

Сможете внести дополнения в этот далеко не исчерпывающий список?.. Ждем 15 замечаний!

Фаина Раневская

Величайшая актриса XX века, гениальная Фаина Георгиевна Раневская с детства заикалась и была очень стеснительной. Она пыталась поступить в несколько театральных школ, но каждый раз ей говорили, что актрисой ей не стать никогда. Актерское образование она получила не в профессиональной школе, а в кино впервые снялась в 38 лет.

Юрий Никулин


Юрия Никулина не приняли во ВГИК и другие театральные институты, сказав, что актерских способностей в нем нет. Тогда он пошел в студию клоунады при Московском цирке. Впервые его пригласили сниматься в картине «Девушка с гитарой». Никулин хотел отказаться от роли, вспоминая свои неудачные попытки стать актером, но затем решение поменял. На тот момент ему было 36 лет.

ИЯ САВВИНА

Народная артистка СССР окончила факультет журналистики МГУ и попала в кино случайно. Ия играла в студенческом театре МГУ в спектакле «Такая любовь», на который попал актер Алексей Баталов. В тот момент они вместе с режиссером Иосифом Хейфицем уже много месяцев искали главную героиню на роль в фильме «Дама с собачкой». Увидев Саввину, Баталов понял — это она. Правда, сначала к идее Баталова режиссер отнесся скептически, да и сама Ия не очень хотела сниматься. Но в итоге все получилось. Талант и непосредственность Ии оказались намного важнее профессиональных актерских навыков.

Иннокентий Смоктуновский


Иннокентия выгоняли из драмкружка еще в школе. После войны он поступил в студию при Красноярском театре, но не продержавшись и года, стал работать в провинциальных театрах. Главную роль своей жизни Иннокентий Смоктуновский получил в 32 года благодаря счастливому стечению обстоятельств. Тогда Георгий Товстоногов ставил «Идиота» в Большом драматическом театре. На роль князя Мышкина был назначен актер Пантелеймон Крымов, который не явился на первую репетицию и был уволен. А затем Товстоногову порекомендовали Смоктуновского, и великий режиссер разглядел в нем неповторимый талант. Работа над ролью шла крайне тяжело, такого мучения, как говорил сам актер, он даже предположить не мог. Но именно после премьеры «Идиота», Смоктуновский «проснулся знаменитым».

Татьяна Пельтцер


Самая знаменитая бабушка советского кино так и не получила актерского образования, чем всю жизнь очень гордилась. Отец Пельтцер был актером и режиссером, и свои первые роли девочка сыграла уже в 9 лет в его спектаклях. Актерскому мастерству она училась у отца, но творческий путь был нелегким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав МГСПС (театр им. Моссовета), но затем уволили «за профнепригодность». В 30 лет ей пришлось стать машинисткой и долго работать на заводе Лихачева. Затем она снова вернулась в театр и играла небольшие роли молочниц, банщиц и управдомов. За свою жизнь она сыграла множество театральных и киноролей второго плана, каждая из которых была маленьким шедевром. А, когда актрисе было 73 года, Захаров поставил в театре сатиры пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли.

Семен Фарада

Семен Фарада закончил ВТУ им. Баумана по специальности «инженер-механик по котельным установкам». Но, хотя у Фарады никогда не было актерского образования, он всю жизнь был связан со сценой: в детстве играл в драмкружке, во время службы в армии — в эстрадной группе, а затем в студенческом театре МГУ. В начале 70-х Фараду стали снимать в кино, а Юрий Любимов пригласил его работать в Театре на Таганке.

Вера Глаголева

О карьере актрисы Вера не думала, она была мастером спорта по стрельбе из лука. А в кино попала по воле случая. Ее заметил оператор фильма «На край света…» и попросил подыграть другому актеру. Вера согласилась и подыграла. И настолько удачно, что режиссёр, Родион Нахапетов, не только взял ее на главную роль в фильме, но и женился. Глаголева сыграла почти в 50 фильмах, а в 2011 году ей присвоили звание Народной артистки России.

Татьяна Друбич

В кино Друбич снималась еще с 12-ти лет, но после окончания школы в актерские ВУЗы поступать не стала, а пошла в медицинский институт, получила специальность врача-эндокринолога и даже несколько лет проработала в районной поликлинике. Режиссер Сергей Соловьёв, который стал её мужем, говорил, что у Татьяны и так есть все данные для кино, и никакое актёрское образование ей не нужно.

Сергей Бодров

Сергей Бодров-младший сын знаменитого режиссера Сергея Бодрова-старшего, не планировал становиться актером, а поступил на отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Во время учебы он работал учителем, кондитером на фабрике «Ударница» и даже спасателем на пляже. В 1996 году на кинофестивале в Сочи Бодров познакомился с режиссером Алексеем Балабановым, который пригласил Сергея исполнить роль Данилы Багрова в своем фильме «Брат».

Мария Шукшина


Яркая красавица, Мария Шукшина, окончила переводческий факультет Института иностранных языков им. Мориса Тореза, что не мешает ей успешно сниматься в кино и сериалах.

Профессия актер привлекает молодых людей, так как кажется, что играть на сцене совсем не сложно, к тому же это один из вариантов стать известным человеком. Но не все задумываются над тем, как стать популярным актером, а также какие плюсы и минусы присущи данной профессии.

Оттачиваем мастерство

Стоит помнить, что если вы хотите стать актером, то для этого необходимо очень много трудиться и пройти несколько этапов.

Обучение

Актер - творческая профессия, которая не прощает ошибок, поэтому необходимо постоянно учиться и оттачивать свое мастерство. В первую очередь необходимо пройти курс обучения: можно поступить в вуз на курс актерского мастерства или театральное училище, что откроет вам дополнительные возможности, так как вы можете познакомиться с известными людьми и показать себя с нужной стороны. Кроме того, вы сможете научиться различным техникам и получить шанс попробовать себя на сцене. Можно нанять учителя по актерскому мастерству, который сконцентрирует вас на главных моментах. Самыми популярными театральными вузами России считаются Российская Академия Театрального Искусства ГИТИС и Школа-студия МХАТ.

Наряду с учебными заведениями можно посещать всевозможные семинары, лекции, а также летние лагеря, посвященные актерскому мастерству.

Также не стоит забывать и о местных театрах, которые помогут вам сделать первые шаги в выбранной профессии.

Переезд

Если вы хотите стать успешным актером, то стоит понимать, что в маленьком городе добиться успеха будет сложно, поэтому необходимо подумать о переезде в большой город, где перед вами откроются новые возможности.

Актер массовки

Для того чтобы вас заметили в качестве актера, а большие роли неизвестному актеру получить довольно сложно, можно начать с массовых сцен. Кастинги на такие роли проходят постоянно.

Агент

Если вы хотите быстро получить желаемые роли, стоит задуматься о заключении договора с агентом. Агент в мире кинематографии - личный помощник, который подыскивает вам интересные предложения и помогает в их получении. Проверенного человека вам могут посоветовать знакомые и друзья. Стоит отметить, что «правильный» агент никогда не берет денег наперед, а только после получения роли.

Кастинги

Немаловажным является и посещение всевозможных кастингов. Может быть в первый раз вы и не получите главную роль, но режиссеры и продюсеры будут иметь вас в виду и в последствии предложат вам роль. Если вас будут узнавать на кастингах - это хороший знак, таким образом вас чаще будут рассматривать на различные роли. Информацию о различных кастингах можно узнать на сайте Cinemotion .

Если вы решили посетить кастинг, то необходимо поставить свою речь, а также заучить определенное количество монологов и сценических образов.

Информацию о прохождении кастинга можно получить в статье .

Актерское сообщество

Как говорилось ранее, немаловажным являются и связи, поэтому станьте членом одного из актерских сообществ. Это поможет вам сдвинуться с мертвой точки.

Преимущества и недостатки профессии

Как и в любой профессии, здесь тоже есть свои преимущества и недостатки.

Среди преимуществ выделяют:

  • Творчество. Актер - это одна из самых интересных профессий, так как вы сможете вращаться в кругу творческих людей, каждый из которых является уникальным.
  • Слава и любовь. Вместе с главными ролями вы сможете получить славу и народную любовь. С вами будут здороваться на улице и просить дать автограф.
  • Путешествия. Кроме того, данная профессия открывает новые города и страны.
  • Многогранность. Актеры постоянно перевоплощаются и примеряют на себя судьбы и жизни других людей.
  • Социальная значимость. Актер - социально-значимая профессия, так как с помощью своих ролей вы сможете донести до людей свои философские идеи и взгляды.

Недостатки

Среди недостатков выделяют:

  • Физические травмы. Профессия актера связана с большим риском, что может привести к физическим травмам, так как на сцене необходимо делать большое количество трюков.
  • Стиль жизни. Актер - это не только профессия, но и стиль жизни, который поглощает человека полностью. Вам необходимо работать по 24 часа в сутки и долгое время находиться вдали от своих близких и родных.
  • Черные полосы. Начиная карьеру актера, необходимо понимать, что как в любом другом деле, здесь параллельно славе и успеху может быть и затишье. Для того чтобы избежать этого, необходимо постоянно находиться на стадии обучения и познавать все новые и новые возможности своей личности.

Многие из нас даже не догадывались о том, что большинство голливудских актеров на самом деле не имеют профессионального образования: на широкие экраны некоторых из них привело огромное желание посвятить себя такой непростой профессии, другим же пришлось оказаться на сцене по воле случая. Мы составили подборку из десяти знаменитостей, у которых нет актерского образования. Вы будете поражены!

Фотография: Legion-Media

1. Рассел Кроу

Будущий оскаровский лауреат Рассел Кроу бросил школу, еще будучи подростком. В те времена его семья жила довольно бедно и юному Расселу приходилось работать с ранних лет. В середине 80-х он решил посвятить себя музыке и собрал небольшой рок-коллектив Russ Le Roq. Однако группа просуществовала сравнительно недолго. Желая развиваться в качестве музыканта, Кроу переходил из одной группы в другую, пока в 2005-м не начал сольную карьеру. В 21 год Рассел решает уехать в Австралию, чтобы поступить в Национальный институт драматического искусства, однако друзья отговорили его от этой затеи, заявив, что высшее образование - это пустая трата времени. Впрочем, в случае с Кроу так и вышло. Будучи талантливым от природы, Рассел смог открыть себе путь на большой экран и без заветной корочки.

2. Аль Пачино

Легендарный Аль Пачино в ранние годы был самым настоящим плохишом. Первую сигарету он выкурил в 9 лет! А уже в 12 попробовал алкоголь и начал курить марихуану. Тем не менее от тяжелых наркотиков юноша держался подальше. Причиной тому стала смерть его близких друзей от передозировки. Пачино рос в криминальном районе и не раз участвовал в драках, которые сам же и провоцировал. В общем, считался не самым благополучным ребенком. Учеба мало привлекала местного хулигана, поэтому в 17 лет он завалил все экзамены и был отчислен из школы. Прежде чем принять решение стать актером, Аль успел поработать официантом, уборщиком и посыльным. В 1966 году, после череды неудачных попыток, его все-таки принимают в актерскую студию. Однако организация смогла обучить его лишь азам профессии. Высшего образования у Пачино до сих пор нет.

3. Дженнифер Лоуренс

Звезда «Голодных игр» Дженнифер Лоуренс твердо решила стать актрисой еще в 14 лет. Она буквально умоляла родителей отвезти ее в Нью-Йорк, чтобы найти агента. На многочисленных прослушиваниях комиссия каждый раз высоко оценивала недюжинный талант молодой актрисы. Это придало Дженнифер еще большую уверенность в том, что она движется в правильном направлении. Для того чтобы полностью посвятить себя профессии, будущая кинозвезда окончила школу экстерном на два года раньше. У нее до сих пор нет актерского образования, зато Дженнифер может похвастаться «Оскаром» за лучшую женскую роль, премией BAFTA и тремя «Золотыми глобусами». В актерской среде за ней даже закрепилось прозвище «молодая Мерил Стрип».

4. Том Круз

У Тома Круза с учебой всегда были проблемы. С юного возраста он страдал дислексией. Слова и буквы перемешивались в голове, Том жутко комплексовал, что вызывало насмешки одноклассников. Сменив 15 школ, Круз вконец отчаялся и решил посвятить жизнь Богу. Около года он занимался в духовной семинарии, но затем понял, что свое призвание стоит искать не в церкви, а на сцене, и переехал в Нью-Йорк. Там ему предложили роль в фильме «Бесконечная любовь», а широкую известность Крузу принесла работа в картине «Рискованный бизнес». Сейчас актер вернулся к истокам: он всерьез занимается сайентологией и даже подумывает переехать в Лондон, где находится церковь этого учения.

5. Брэд Питт

Невероятно, но у признанного красавчика, оскаровского лауреата и одного из самых востребованных актеров Голливуда тоже нет актерского образования. Всё дело в том, что в юности Брэд Питт был самым настоящим авантюристом. Закончив изучать журналистику и рекламное дело в Миссурийском университете, Брэд решил накопить денег на билет в Голливуд. Поначалу юноша трудился где придется. В его резюме значится работа водителем, перевозчиком мебели и даже зазывалой в сети ресторанов. Ради осуществления мечты Брэд даже готов был выкрикивать рекламный слоган в костюме гигантского цыпленка. Немного подзаработав, будущая кинозвезда приехала в Голливуд, где получила свою первую роль в массовке. После съемок в фильме «Интервью с вампиром» к Питту приходит слава, а триумф картины «Легенды осени» приносит ему звание одного из самых высокооплачиваемых актеров в мире.

6. Николь Кидман

Николь Кидман с детства была прилежной ученицей. С 4 лет она увлеченно занималась классическим балетом в Австралийском театре для молодежи и увлекалась театральным искусством. В школе у рыжеволосой и улыбчивой Кидман тоже всегда всё было в порядке ровно до того момента, пока не заболела ее мать. У женщины диагностировали рак груди, и, чтобы оказывать ей должный уход, Николь пришлось бросить школу. Больше к обучению она не возвращалась. В 15 лет, движимая желанием прокормить семью, Кидман начала сниматься в кино и телепередачах. Ее первыми работами стали роли в картинах «Ручей в пять миль» и «Рождество в буше». Кстати, сейчас с мамой актрисы всё в порядке. Женщины очень близки и всё свободное .

7. Жерар Депардье

Жерар Депардье родился и вырос в неблагополучной семье. Отец сильно пил, а мать, в одиночку воспитывавшая тогда троих детей, находилась на грани нервного срыва. Об образовании родители заботились мало, не говоря уж о том, чтобы разглядеть у детей какие-либо таланты. Школьные уроки Жерар прогуливал с местной шпаной. Вместе с такими же, как он, сверстниками Депардье воровал топливо с военной базы и чуть было не попал в колонию для несовершеннолетних. Построить успешную актерскую карьеру юноше помог случай. Однажды от нечего делать он решил сходить на занятия к своему другу, обучавшемуся на актерских курсах. Там новичка попросили сыграть в сценке. Педагоги оценили харизму Жерара, и он стал всерьез задумываться о том, чтобы попробовать себя в этой сфере. Серьезный успех принесла ему роль в скандальной картине «Вальсирующие».

8. Кристиан Бейл

Еще одним звездным «двоечником» можно считать Кристиана Бейла. В одном из интервью актер откровенно признался: «У меня нет актерского образования, и мне не по душе чтение учебников. Никакой особой актерской техники у меня нет. Я просто делаю то, что кажется подходящим для роли. Мне часто говорят, что я использую систему Станиславского, но я не совсем в курсе, что это значит». Стоит отметить, что Кристиану не обязательно было учиться актерскому искусству, ведь благодаря дедушкам-лицедеям путь на сцену ему был открыт с раннего детства. Тем не менее Бейл проявлял интерес к драме и даже поступил в Королевскую академию драматического искусства, после чего попробовал свои силы в Лондонской академии музыкального и драматического искусства. Но родители посоветовали ему сделать выбор в пользу работы, и обучение пришлось приостановить.

9. Джонни Депп

Детство Джонни Деппа очень схоже с ранними годами Жерара Депардье. Отец тоже сильно пил, а мать много работала, чтобы прокормить детей. В 12 лет парень пристрастился к курению и алкоголю, а в 15 впервые попробовал наркотики. Из-за вредных привычек и постоянных прогулов Деппа выгнали из школы, и он решил стать профессиональным музыкантом. В 20 лет Джонни женился на гримерше Лори Энн Эллисон. Именно благодаря ей состоялось судьбоносное для будущего актера знакомство с Николасом Кейджем. Имевший на тот момент некоторые связи в Голливуде, Кейдж поспособствовал тому, чтобы Деппу досталась роль в фильме «Кошмар на улице Вязов». Однако стать самой настоящей звездой Джонни помогла блестящая роль Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря».

10. Джим Кэрри

Джим Кэрри об актерском образовании даже не мечтал. Его семья жила очень бедно, и, чтобы хоть как-то выжить, Джиму приходилось по 8 часов работать на заводе. Само собой, с таким графиком никаких сил на учебу у мальчика не оставалось. В десятом классе Кэрри три раза оставался на второй год, а потом и вовсе оставил попытки окончить школу. Еще будучи подростком, будущий актер проявлял талант к пародиям. Вместе с отцом он написал свой первый комический монолог, с которым выступил в клубе в Торонто. Совсем скоро к молодому стендап-артисту пришла первая волна популярности. Стать настоящей звездой Кэрри помогла роль чудаковатого сыщика в фильме «Эйс Вентура». Продюсеры не делали ставку на харизматичного актера, и, как оказалось, зря. Имено благодаря таланту Кэрри фильм собрал в прокате более 100 миллионов долларов.

Три проверенных способа стать знаменитым.

Тебе уже слегка за 20, и ты только что получил высшее филолого-историко-химико-физическое образование? Самое время сунуть диплом подмышку и навострить лыжи в отдел кадров крупнейшей международной компании N, офис которой есть и в твоем городе. Одна проблема: перспектива перекладывания бумажек из одной стопки в другую, совещания, брейн-штормы, восхождение по карьерной лестнице, напоминающей склоны Эвереста, тебя совсем не вдохновляет. Ты создан для того, чтобы блистать на сцене, ловить восхищенные взгляды сотен зрителей, ослеплять своей улыбкой объективы камер и гулять под ручку с лучшими режиссерами современности – вот, правда.

Итак, ты хочешь стать актером. Следуя бюрократической логике нашей страны, первый шаг твоего триумфального творческого шествия – получение профессионального актерского образования. Но время – деньги, а денег и времени на очередные 5 лет голодной и неустроенной студенческой жизни придется потратить немало. Mission impossible.

Как же стать актером без высшего образования вопреки всем перипетиям суровой отечественной действительности? Наверное, так, как кое-кто ныне великий успел сделать до тебя.

Способ №1

“До седьмого пота” или “Фаина Раневская”

Борьба с заиканием, разрыв отношений с семьей, безденежье, многочисленные отказы столичных режиссеров, скитания по провинциальным театрам – лишь малая часть трудностей, которые пришлось преодолеть Фаине Раневской, одной из величайших русских актрис XX века, на пути к актерской мечте.

Свой “счастливый билет” актрисе удалось заполучить только в 38 лет, когда ее пригласили на роль госпожи Луазо в фильме “Пышка” по одноименной новелле Ги де Мопассана. Талант Раневской особо отметил Ромен Роллан, французский романист и драматург, гостивший в то время в Советском Союзе по приглашению Максима Горького. По просьбе писателя картина была показана и во Франции, где прошла с огромным успехом.

Но что нам предпочтения французского зрителя, когда есть наш, советский? Всесоюзную любовь актрисе принесла роль Ляли в фильме 1939 года “Подкидыш”. Может, кто-то и не смотрел это старое-доброе кино, но фразу: “Муля, не нервируй меня” , знает каждый. Именно с этими словами много лет спустя Брежнев вручал Раневской орден им. Ленина, на что своенравная дама не побоялась обидеться: “Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!” .

Во вторую половину своей жизни, полной признания зрителей и уважения коллег по цеху, Раневская сыграла множество ролей в кино и театре, овладела всеми жанрами театрального искусства – от трагедии до фарса и навечно прославилась своим вздорным характером. Впоследствии лондонский ежегодник “Кто есть кто” включил ее в число десяти лучших актрис XX века.

“Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота” , – сказал Томас Эдисон.

“Очень тяжело быть гением среди козявок”, – сказала Раневская, но “потеть” не переставала ни на секунду.

Способ №2

“Судьбоносная встреча” или “Сергей Бодров-младший”

Сергей Бодров-младший родился в семье знаменитого режиссера Сергея Бодрова-старшего. Актером Бодров-младший стать не планировал, поэтому и поступил на отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Во время учебы Сергей работал учителем в школе, кондитером на фабрике “Ударница” и даже спасателем на пляже в Италии.

После окончания университета Бодров отправился со съемочной группой отца в Дагестан, где в то время проходили съемки фильма “Кавказский пленник”. Сергей был готов выполнять любую работу на съемочной площадке, но труд его понадобился в кадре. Нескладный, но искренний юноша стал идеальным прототипом одного из главных героев фильма – совершенно неприспособленного к войне солдата-срочника Ивана Жилина. Несмотря на то, что работа Бодрова была отмечена как критиками, так и зрителями, Сергей категорически не воспринимал себя в качестве актера: “Я всегда и везде говорю: “Я не артист, я не артист” . А мне: “Нет, вы артист!” . А я: “Артист - это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь” . Вскоре после завершения съемок “Кавказского пленника” Бодров стал ведущим программы “Взгляд” на канале ОРТ.

«Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочёл столько писем - на другой работе это просто невозможно. В этом был очень правильный заряд. Помоги двум-трём людям - и передача уже существует не зря. Но этим надо заниматься ответственно» , рассказывал Сергей.

В 1996 году на кинофестивале в Сочи Бодров познакомился с режиссером Алексеем Балабановым, который пригласил Сергея исполнить роль Данилы Багрова в своем фильме “Брат”. За исполнение этой роли Бодров получил приз “За лучшую мужскую роль” на кинофестивале в Сочи и в Чикаго, премию “Золотой Овен” и стал культовой фигурой для нескольких поколений российской молодежи. После успеха “Брата” Сергей более не “открещивался” от актерской карьеры, а охотно принимал участие в самых различных съемках. В последующие годы Бодров снялся в фильме “Стрингер” Павла Павликовского, в картине “Восток-Запад” Режиса Варнье и в фильме “Брат-2” Алексея Балабанова. Сергей также стал режиссером, сняв криминальную драму “Сестры”, получившую Гран-при “За лучший дебют” на кинофестивале в Сочи.

В июле 2002 года Бодров-младший приступил к созданию своего второго фильма “Связной”, съемки которого проходили на Кавказе, где Сергей трагически погиб вместе со своей съемочной группой во время схода ледника. Сергей Бодров был невероятно талантливым человеком, но знали бы мы его как талантливого актера без той судьбоносной встречи с Алексеем Балабановым?

Способ №3

“Делай, что можешь, и будь что будет” или “Юрий Никулин”

Юрия Никулина, выдающегося советского и российского актера, не приняли ни в один театральный ВУЗ столицы, так как члены приемных комиссий не обнаружили в нем никаких актерских способностей. Надо сказать, что к этому моменту у Никулина за плечами уже была служба в зенитных войсках во время советско-финской и Великой Отечественной войны, медали “За отвагу”, “За оборону Ленинграда” и “За победу над Германией”.

В конце концов, Никулин поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, где познакомился со знаменитым клоуном и акробатом Михаилом Шуйдиным. Вскоре Никулин и Шуйдин стали работать дуэтом, быстро ставшим популярным – клоунов даже приглашали выступать за границей.

В кино актер впервые снялся в 36 лет. Никулина пригласили на пробы комедийного фильма “Девушка с гитарой”. На предложение он вначале ответил отказом, помятуя хождения по театральным институтам, но вскоре изменил свое решение и получил роль незадачливого пиротехника, который своим фейерверком чуть не спалил сначала экзаменационный кабинет, а затем и целый отдел в магазине.

Всесоюзную известность Никулин получил после фильма “Пес Барбос и необычный кросс” Леонида Гайдая, где он сыграл роль Балбеса. Именно в этой картине впервые встретилась культовая советская троица: Никулин, Вицин и Моргунов, которым впоследствии не единожды довелось сыграть вместе. Вскоре Никулина ждала одна из лучших его ролей – роль Кузьмы Кузьмича в фильме Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими”, которая открыла Никулина как глубочайшего драматического актера.

Никулина теперь знала вся страна, а фильмы с его участием выходили на экраны все чаще и чаще: “Ко мне, Мухтар! ” Семена Туманова, “Операция «Ы» и другие приключения Шурика ”, “Кавказская пленница ”» Леонида Гайдая, “Андрей Рублев” Андрея Тарковского, “Двадцать дней без войны ” Алексея Германа и многие другие. Помимо съемок в кино, актер продолжал работать в Московском цирке и в 1984 году стал его директором. Фильмография Никулина впечатляет, как и его жизнь. Актер будто хотел сказать: “Ребята, делайте свое дело так хорошо, как можете. То, чему быть, обязательно случится” . Я в это верю. А вы?

Какой способ восхождения на кинематографический и театральный Олимп выбрать – решать тебе.
Помни, правила трех “Т”: Труд, Терпение, Талант еще никто не отменял.