Краткий путеводитель на тему, в каких музеях мира находятся картины леонардо да винчи. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре Размер картины хранящаяся в лувре

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея.

Музей Лувр - это универсальный музей, своими размерами, культурной значимостью и ценностью экспонатов он на равных соперничает с такими гигантами мировых собраний культурных ценностей как Каирский музей, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Британский музей.

Приехать в и не побывать в Лувре - сравнимо с преступлением, но в виду огромного количества выставленных экспонатов без предварительной подготовки можно просто потеряться среди великого множества прекрасных произведений искусства и утонуть в толпе людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Экспонаты музея охватывают огромный промежуток времени: от искусства с западной Европы до Дальнего Востока, с античных времен и до 1848 года. Разобраться во всём этом многообразии человеку неподготовленному или малоподготовленному очень сложно. Мы подготовили для таких туристов небольшую экскурсию по Лувру, охватывающую все самые известные мировые шедевры Лувра в Париже, с местами их расположения в бесконечных экспозициях гигантского музея.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Кодекс Хаммураби (1792-1750 до н.э.)

Речь идет о кодексе законов, включающих в себя 282 положения публичного и частного права, высеченных клинописью на двухметровой стеле из черного базальта.

Стела была найдена в 1902 г. и перенесена на многочисленные глиняные дощечки. В верхней части стелы находится изображение царя, получающего от бога судьи Шамаша, держащего в руках символы правосудия, 282 высеченных закона.

Этот памятник отражает общественную жизнь жителей Вовилона во втором тысячелетии до н.э. после завоевания Месопотамии с ее процветающими земледелием и торговлей, высоко развитым гражданским чувством.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Сидящий писарь (2500 до н.э.)

Многочисленные экспонаты отдела древнеегипетского искусства, созданного первым исследователем тайн иероглифов и египтологии Жан-Франсуа Шампольоном, рассказывают посетителю о погребальных обычаях зажиточного класса египтян, заказчиков пышных саркофагов, а также о жизни более бедных слоев населения.

В центре второго зала египетских древностей находится шедевр древней скульптуры - «Сидящий писарь». Эта статуя, выполненная из раскрашенного известняка, поражает своим реализмом: у писаря, который готовится писать на папирусе, сосредоточенное выражение лица, а внимательный взгляд создается с помощью использованного для глаз материала - горного хрусталя (радужная оболочка) и полоски из меди, обрамляющей веки.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Этот шедевр эллинистического искусства был найден в 1820 году на острове Милос, приобретен послом Франции в Константинополе марки-зом Де Ривьером и преподнесён в дар Людовику XVIII в 1821 году. Статуя высотой более двух метров выполне-на из паросского мрамора и восходит ко II в. до н. э. По всей вероятности, это одна из копий с оригинала Праксителя. Прекрасный обнажен-ный торс Венеры выходит из одежд, спустившихся до бедер; вся скульпту-ра излучает божественную красоту - это богиня в полном значении слова, синтез греческого идеала красоты и чувственности.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевр эллинистической скульптуры (II - III в. до н.э.) « Нике (Виктория) Самофракийская» была найдена в 1863 г. с отломанными руками и головой. Статуя была поставлена на носу каменного корабля в святилище и, по всей вероятности, торжественно отмечала победу в морском бою.

Почти барочное движение драпировки и мощь тела статуи высотой 2,75 м, напряженного от ветра и сильных волн, придает скульптуре уникальную энергию и пластику.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Именем Микеланджело Буонаротти (1475-1564), ваятеля, архитектора, живописца и поэта, был отмечен весь период блестящего процветания итальянских школ.

В 1505 году в Риме скульптор приступил к осуществлению надгробного памятника для папы Юлия II (1513-1514). Во время революции две статуи, принесенные в дар Генриху II, были переданы музею Лувр, и на сегодняшний день это единственная коллекция вне Италии, где хранятся произведения Микеланджело.

В этих статуях преобладает аллегорический элемент, потому что художник, по желанию папы, должен был изобразить все искусства обремененные узами, так как со смертью папы они лишались свободного развития.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Произведение Леонардо да Винчи (1452- 1519), уникальный результат синтеза художественного творчества с научно-экспериментальным исследованием, представляет собой одно из наивысших проявлений культуры эпохи Возрождения.

Произведения миланского периода (1482- 1499), среди которых и “Мадонна в скалах“ (1483), характеризуются великой гармонией стиля и необычайным благородством трактовки, которые придают мощь и выразительность всем образам. Среди всех фигур, вписывающихся в пирамидальную схему, доминирует неосязаемая фигура Мадонны, которая, кажется, растворяется в остальных компонентах картины, а действие выражается через лица и руки, расположенные вокруг нее.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Венецианский художник Веронезе (1528-1588) отличался тем непосредственным творчеством, с помощью которого можно было схватывать природу свободно и в то же время величаво.

Его картины - светлые праздники, прозрачные, яркие, полные одушевления; это целое море света, которое заливает все, и горит торжественно на костюмах и утвари. В “Браке в Кане” (1563), как и в большинстве произведений художника, в сюжете преобладают его любимые мотивы - помпезность, торжественность и пышность декора, что противоречит святости выбранной темы.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Это произведение представляет собой одно из трех панно, на которых Паоло Учелло (1397-1475) изобразил сражение при С. Романо, произошедшее в 1432 г. между флорентийцами и сиенцами.

На этом панно, выполненном между 1451 и 1457 гг., художник осуществляет свои оригинальные исследования в области линейной перспективы. Новое направление потребовало тщательного изучения рисунка и закона схода линий, и в результате художник нашел способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Харменс ван Рейн Рембрандт , величайший художник Голландии, натуралист-гигант, прожил жизнь, полную личных трагедий, связанных с потерей молодой жены, затем второй жены с детьми, что безусловно отразилось и на его творчестве, поражающем бесконечной мощью и поэзией.

Художник более всего ценит выражение внутренней, застывшей силы, не прорвавшейся наружу, но приведшей человека к тихой созерцательности. Обнаженная “Вирсавия” (1644), которая, наклонив голову, держит в руке признание в любви царя Давида, восходит ко второму периоду творчества Рембрандта. Этот период характеризуется простотой трактовки всех сюжетов, особым теплым светом, обволакивающем все фигуры.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Об этом шедевре Леонардо да Винчи , пожалуй, сказано уже столько, что “Джоконда” стала символом искусства портретной живописи эпохи Возрождения.

Говорилось о необыкновенной тонкости рисунка и чудесной моделировке форм, о таинственной улыбке и волшебном блеске глаз. Как считают некоторые критики, на портрете изображена молодая флорентийка Мона Лиза, которая в 1495 году вышла замуж за флорентийского аристократа Франческо дель Джокондо.

Произведение относится ко второму флорентийскому периоду творчества Леонардо, между 1503 и 1505 гг. Автор не расставался с этим портретом и взял его с собой и во Францию, где тот и был продан Франциску I.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Жан-Баттист Камиль Коро является одним из самых важных представителей французской живописи XIX в., пейзажистом, превосходно изучившим природу и писавшим в оригинальных, прозрачных тонах.

Новая художественная концепция художника выразилась в его портретах, где он пытается через особый колорит отразить суть реальной жизни. Фигура Берты Кидшмидт, “Женщины с жемчугом” полностью погружена в свет. Вся фигура женщины выражает бесконечное спокойствие, и необычность картины создается именно контрастом между светлым профилем первого плана и сплошным темным фоном.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Творчество Антуана Ватто (1684- 1721), созданная им школа пре-красно шла со своей грацией и изяществом с французским обществом XVIII столетия. Вдохновившись фантастическим миром театра и масок, художник создал серию картин, среди которых и зна-менитый “Жиль” (1719), где атмосфера грез создается с помощью теплых тонов и мягкого рисун-ка.

Произведение поражает яркос-тью красок и человечностью, которая просту-пает сквозь патетическую маску комедианта.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Героями картин Жак Луи Давида (1748-1825), отразившего в своих картинах политическое движение Франции в миниатю-рах, мог быть только гражданин. Давид был одним из лучших живописцев революции, а затем, с установлением империи, посвятил свой талант изображению событий наполеоновской эпохи.

Одним из лучших произведений этого периода являет-ся гигантское полотно, изображающее коронацию императора в соборе Парижской Богоматери (1805-1807). Необычайное равновесие в композиции, где каждый из 150 изображенных персонажей выражает особым образом торжественность собы-тия, подтверждает талант Давида как портретиста.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа (1798-1863) - один из лучших представителей французской романтической школы живописи, ставивший на первый план поэзию и колорит. Его полные реализма и драматичности картины отличаются особой пластичностью и светом.Меняла и его жена
Фламандский художник Квентин Массейс (1466-1530) был автором целой галереи портретов, картин на религиозные сюжеты и прелестных жанровых сценок, поставивших его в ряд самых значительных представителей фламандской школы XVI века. Среди лучших его произведений отметим картину «Меняла и его жена» (1514), где мощная пространственная и композиционная структура придает живость и своеобразие человеческим фигурам.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея

Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, Мона Лиза. Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале.

Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли.

Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская, богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи.

Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра - это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4.

Статуя сидящего Рамзеса II - еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей.

В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи, написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье.

В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно - «Посвящение императора Наполеона I».


Саша Митрахович 15.12.2015 18:50

Талант Леонардо да Винчи , гения итальянского Возрождения, был многогранен, а жажда познания -неиссякаема. Леонардо был математиком, инженером, мелиоратором,анатомом, архитектором... Называть сферы деятельности его мысли можно очень долго, но в историю он вошел прежде всего как художник. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в маленьком местечке Винчи в тридцати километрах от Флоренции. После смерти его деда в 1468 году семья переезжает во Флоренцию. Годом позже юный Леонардо поступает в самую престижную художественную мастерскую города - к Вероккьо. В 1472 году он вступает в гильдию Святого Луки во Флоренции, но остается в мастерской Вероккьо. Видимо, в эти годы он активно помогает мастеру в выполнении его заказов, пишет небольшие работы. Он получает свои самостоятельные заказы и трудится для Лоренцо Медичи, обретая его покровительство. В 1481 году он получает свой первый крупный заказ на «Поклонение волхвов», который он так и не завершил, оставив в стадии наброска. В 1482 году он едет в Милан к Лодовико Моро, герцогу Сфорца, с рекомендательным письмом от Лоренцо Медичи. Милан того времени - это вторая по значению политическая и культурная столица Италии. Леонардо провел в Милане на службе у Лодовико Моро около семнадцати лет. Здесь он был и живописцем, и скульптором, и военным инженером, и устроителем великолепных празднеств. В миланский период он написал свою «Мадонну в скалах», также находящуюся в Лувре, и «Даму с горностаем» - портрет любовницы Лодовико Моро Чичелии Галлерани. Но самым значительным живописным произведением этого периода была «Тайная вечеря» -роспись трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Она была завершена в 1497 году. В 1499 году французский король Людовик XII завоевывает Милан. Об этом моменте своей жизни он написал так: «Герцог потерял государство, мантию и свободу, и ни один его заказ не был завершен». Художник возвращается во Флоренцию.

С этого момента в его жизни наступает период странствий. Леонардо постоянно меняет место жительства, нигде подолгу не задерживаясь. В 1500 году посещает Венецию, в 1502 году он на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, в 1503 году вновь возвращается во Флоренцию. Этот период отмечен в его творчестве двумя значительными событиями. Он получает заказ на украшение большой залы собрания, построенной позади Палаццо Веккьо, выбрав для этого историческую тему «Битва при Ангиари», и начинает работу над портретом Монны Лизы, жены преуспевающего неаполитанского купца Джокондо. Свою работу над росписью Леонардо бросает незаконченной и опять пускается в странствия: Милан, Флоренция, опять Милан и, наконец, Рим, куда художник приезжает в 1513 году, когда на папский престол под именем Льва X взошел Джованни

«Святой Иоанн Креститель»

Медичи. Здесь он проводит три года, занимаясь математикой и другими науками. В 1517 году Леонардо покидает пределы Италии, перейдя на службу к французскому королю Франциску I в качестве «первого художника, архитектора и механика королевского двора». Здесь, недалеко от Амбуаза, художник проведет последние годы своей жизни. Он взял с собой во Францию свои незаконченные, с его точки зрения, и особенно дорогие ему произведения, которые после его смерти остались у короля Франциска I. Так в Лувре появилась непревзойденная по своему значению коллекция поздних работ Леонардо.

Портрет Монны Лизы - самая знаменитая работа Леонардо, как свидетельствует Вазари, был начат во второй приезд Леонардо во Флоренцию, где-то между 1503 и 1506 годами. По мнению художника, портрет так и не был завершен, мастер возвращался к нему и во французский период своего творчества.

Леонардо видит в портрете нечто большее, чем просто изображение жены неаполитанского купца. Об этом говорит сходство этого портрета с лицами в других работах художника: ангелами, святой Анной. Больше всего поражает в портрете едва уловимая, как бы скользящая улыбка Монны Лизы. Улыбка, вероятно, была для художника знаком внутренней жизни человека. В Монне Лизе она сочетается с сосредоточенным, проницательным взглядом. Улыбка влечет к себе, холодный взгляд отстраняет, это противопоставление сообщает портрету его небывалую сложность.

Полуфантастический пейзаж с голубовато-зелеными горами, извилистыми тропами окружает Джоконду мягкой воздушной средой. Он уводит куда-то вдаль и овеян дымкой недосказанности. Живописная техника портрета превосходна. Тончайшей лепкой лица художник достигает в портрете изумительной мягкости переходов, дает почувствовать вибрацию окружающей атмосферы. Произведение Леонардо облечено в классически ясную композицию. Полуфигура гармонично вписывается своими линиями и пропорциями в окружение. Своей композицией портрет Монны Лизы оказал влияние на многих мастеров портретной живописи. В коллекцию французского короля портрет попал около 1519 года. Картина «Святой Иоанн Креститель» задумана художником в начале 1500-х годов, о чем говорит набросок ангела с поднятой рукой в позе Иоанна, приколотый к листу, датируемому примерно 1504 годом (в Лувр поступила в 1661 году). Леонардо начал над ней работать во время своего второго пребывания в Милане и продолжил работу в Риме. Видимо, по мнению самого мастера, полотно так и не было закончено, работа над ним продолжалась даже в Амбуазе. С темного пространства картины светлым силуэтом на нас смотрит фигура юноши с поднятой рукой и прижатым к телу крестом. Мягко мерцающие в темноте струящиеся локоны обрамляют это прекрасное лицо с загадочно зовущей улыбкой и неподвижным взглядом обведенных темными тенями глаз. В чертах лица явно читается схожесть с Монной Лизой, придающая ему несколько двусмысленный характер. Фигура носит цветущие, чувственно трепещущие формы, и только крест, как бы растворенный в пространстве картины, говорит нам, что перед нами Иоанн Креститель.

Замысел картины «Мадонна с Младенцем и со св. Анной» возник у художника где-то в последних годах пятнадцатого столетия. Именно в этот период создается первый, ныне утерянный картон к картине. Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако святая Анна пытается отговорить ее. Возможно, эта фигура должна была символизировать собой Церковь, не желающую препятствовать Страстям Господним. Само живописное полотно начато в 1510 году и тоже не было закончено, об этом говорит практически только слегка прописанный пейзаж заднего плана. Но сами фигуры обладают предельной точностью выполнения. Голова святой Анны возвышается над всей группой, что придает композиции картины четко пирамидальный характер. Ее колорит выражен в мягких переходах красно-коричневых и зеленовато-серых цветов. В чертах лица святой Анны мы опять прослеживаем их схожесть с Джокондой. Все фигуры как бы растворены в пространстве картины. Она дышит покоем и сосредоточенной созерцательностью. В Лувр картина поступила в 1636 году.

«Мария с Младенцем и со святой Анной»

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии - «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Мона Лиза — 1503-1506Леонардо да Винчи

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта - миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий - отсюда её название. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве - утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке собраны самые известные картины Рафаэля , посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем , которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто . Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается « Сикстинская мадонна » (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).


"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

Имя гения итальянской эпохи Возрождения Леонардо да Винчи знакомо всем, от мала до велика. Ученый, писатель, изобретатель, художник и скульптор оставил после себя множество великолепных произведений искусства. Мистики, астрологи, историки и обыватели ищут в них скрытые знаки и смыслы вот уже несколько столетий. Мы же предлагаем вам просто насладиться их великолепием.

Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, - религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев - его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг - паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане - развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа - это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.