Особенности погребальных обрядов народов севера. Хальмер-погребальные обычаи ненцев Погребальные комплексы ненцев ямала и их охрана

С самых давних времен люди исполняли особые ритуалы, провожая умерших в Страну Мертвых. Определенная последовательность действий, как правило, была направлена на то, чтобы сделать пребывание усопшего на том свете удобнее и приятнее. Древние люди клали в могилу оружие и пищу, позже знатных людей стали отправлять на тот свет в сопровождении жены и слуг, а с распространением религий, погребальный обряд стали проводить священнослужители, прося у бога молитвами райские сады для покойного.

В любом случае, в течение всей истории человечества, существовали и продолжают существовать особые действия, которые люди проводят для умершего после его смерти. Какими особенностями отличались погребальные обряды народов Севера – мы расскажем в этой статье.

Остяки и самоеды .

Эти народности (современное название – ханты и ненцы) обитали в низовьях Оби. Своих мертвых они хоронили в специальных ящиках – хольмерах. Внутри помещался гроб-полулодка, куда и клали покойного ногами на юг, вниз по течению реки. Снаряжали человека в последний путь основательно – на хольмер или рядом с ним клали вёсла, лыжи, лук со стрелами. Внутри ящика оставляли идолов – временные сосуды для души и другие религиозные атрибуты. А внутри лодки, непосредственно рядом с телом, располагали мелкие предметы – нож, топор, посуду, металлические бляхи.

Нанайцы .

Они определяли смерть с помощью птичьего пера – его подносили к лицу человека, и если пух оставался неподвижен, значит человек мертв. Тело клали на пол возле нар, руки укладывали вдоль туловища, а ноги связывали белой тесьмой. К пяткам приставляли камень, чтобы покойник не выталкивал души живых из жилища. Ему делали погребальный нагрудник со схематическим изображением кишок, чтобы душе можно было питаться. Еду и питье ставили у изголовья.

Занимались похоронами (копали могилу, выносили из дома, закапывали) обязательно чужеродцы, чтобы покойный не вернулся из могилы в семью. В погребальный наряд входило нечетное число порванных вещей. Остальное имущество умершего раскладывали во дворе, а потом – частично раздавали на память родным, частично – сжигали. В гроб клали остатки одежды и предметы обихода.

Нганасаны .

Эта народность жила на севере Таймыра. Особенность их захоронений была в том, что умершего вывозили на нартах в тундру и там оставляли. Если медведь разорял такую могилу, это считалось хорошим знаком. В любом случае – живым приближаться к нартам запрещалось, так как по их верованиям, все лучшее из человека уходит в мир мертвых, который находится под землей, за семью слоями льда, а плохое – остается на могиле. Детей же хоронили на деревьях, чтобы они были ближе к небу.

Обские угуры .

В обычаи этой народности входит особый ритуал «угощения» - до погребения покойный лежал дома, а приходящие почтить его память приносили особую еду и табак. Гости, в свою очередь, брали кушанья, лежащие рядом с умершим и табак из его кисета. Заканчивалась церемония созданием набора из еды и вещей, которые клались в гроб, а также наречением покойного посмертным именем.

Эвены .

В обычаях этого племени умершего человека наряжают в лучшую одежду, кладут в выдолбленную колоду и ставят ее на специальные столбы. Гроб и столбы обливали кровью жертвенных оленей, вещи усопшего клали под гробом. Считалось, что после смерти эвен отправится на восток, поэтому хоронили его головой на запад. Погребальная одежда шилась специально и не имела узлов, так как считалось, что они могут помешать душе освободиться от тела.

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.


Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.
Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.
Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.
Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

Поминальный обед.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.
Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю ?» обычным ответом были слова «так надо » или «а как душа слабенького младенца из земли выберется? ».
Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» .
Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.
Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.
Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.
Что такое Аргиш?
Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие - «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».
Аргиш - это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом - опять в бесконечный аргиш.



по материалам:


В России до сих пор живут коренные народы, о которых широкой публике известно немного. И хотя официально их давно обратили в христианство, многие из этих людей до сих пор верят в своих древних божеств и даже совершают странные (как может показаться) обряды. Нам это может показаться странным и даже смешным, но хранители древних традиций считают свои верования частью этнической культуры, которую не так-то просто забыть – даже с приходом цивилизации.

Лопари (саамы)

Этот народ населял Европу еще в первобытные времена, до прихода кельтов. В нашей стране лопарей, как и сто лет назад, насчитывается около 2 тысяч, и почти все живут в Мурманской области. Многие занимаются оленеводством, охотой и ловят рыбу.


Согласно древним верованиям саамов, у каждого их промысла есть дух-хозяин. Например, Оленья Хозяйка, которая живет в тундре и имеет внешность человека, покрытого оленьей шерстью, охраняет стада. С давних пор в жертву ей приносили кости оленя. Также кольские саамы верят, что в жизни им помогают умершие предки – например, управляют погодой и влияют на исход охоты.

А еще этот народ с древних времен покланялся камням. Огромные валуны, называемые сейдами, саамы ставили на маленькие камешки, как на ножки, и даже устанавливали правила, согласно которым подходить к культовым камням можно было в определенное время и определенным людям (например, только мужчинам). И хотя сейчас все больше саамов стали переходить в православие, к валунам до сих пор приносят жертвы в виде костей животных.


Считается, что рыбак, уходя в море, может оставить в таком сейде душу, чтобы в случае его гибели ее не сожрало чудовище. Кроме того, любой человек вполне способен превратиться в такой камень. Некоторые сейды лопарей носят имена: например, Летучий Камень на горе Сейдпакх и два скальных валуна на реке Поной, которые саамы зовут Старик и Старуха.

Долганы

Тюрский народ долгане (долганы), живущий в Якутии и Красноярском крае, сформировался сотни лет назад из якутов, тунгусов и таймырских старожилов русского происхождения.


Когда в эти края пришли казаки, они дали многим из местных жителей свои фамилии и обратили в православие. Однако традиционные верования долган оказались настолько крепки, что в итоге они стали сочетать православие со своими древними обрядами. С одной стороны, долганы взяли за правило, войдя в чум, креститься и регулярно молиться перед иконами, а также пользоваться православным календарем. С другой – продолжали верить, что окружающий мир делится на «верхний», «средний» и «нижний» и перемещаться из одного в другой может только шаман.

Когда долганы хоронят умерших, помимо православного креста, они сваливают на могилу дерево или ставят сруб, украшенный народной резьбой. Рядом кладут одежду, нарты и другие вещи, принадлежавшие покойному. А могилу оленевода может украшать шест с насаженной на него оленьей головой.


Кумандинцы

Кумандинцев в России не более 3 тысяч и живут они на Алтае и в Кемеровской области. Этот народ – потомки знаменитых некогда куманов (половцев), к которым позднее «примешались» другие коренные народности. Установлено, что в их жилах течет кровь древнейшего населения Сибири.


Кумандинцы всегда считались лучшими охотниками на медведей. Причем, косолапого они буквально обожествляли. Например, убив зверя, охотник проглатывал его глаз (чтобы его потом боялись другие медведи), а остальные мужчины произносили вокруг животного заклинания, предварительно отрубив у мишки голову и вставив ее в развилку дерева. И в тоже время, чтобы задобрить «хозяина тайги», охотники совершали в лесу обряд кропления... ячменной кашей. Произносить слово «медведь» вслух охотники боялись и вместо него говорили «дедушка».


Согласно древней религии кумандинцев, всеми процессами на Земле управляют духи – невидимые повелители воды, огня, тайги, гор и так далее. Несмотря на то, что часть кумандинцев в свое время обратили в православие, до сих пор остались те, кто придерживается бурханизма – странной религии с элементами мифов, основанной на вере в духов и в пришествие мессии. Их религию также называют алтайским вариантом буддизма.

Нанайцы (гольды)

Этот малочисленный народ живет на Дальнем Востоке. Как и многие коренные жители севера, нанайцы всегда верили в духов. В жилищах они традиционно хранят деревянных идолов, самый большой из которых – дух-хранитель дома. Согласно верованию, нанаец может молиться и приносить подношения не только этим фигурам, но и своему семейному дереву в лесу, и даже камню.


В религии нанайцев ключевой фигурой является собака. Это и покровитель женщин (мифическая Железная Собака), и верная помощница шамана в культовых обрядах и мероприятиях по «поиску души».


Ненцы

Этот довольно известный северный народ официально считается малочисленным, ведь в России ненцев осталось примерно 40 тысяч.


Согласно их древней религии, миром управляет верховное божество Нум, которому помогают другие боги и духи. Доброму и справедливому Нуму противостоит злой Нга, который посылает людям болезни и смерть. Чтобы умилостивить Нга, нужно принести ему в жертву собаку или оленя, предварительно задушив несчастное животное.

У ненцев священны каждое озеро, лес и даже камни, и каждым кусочком Земли якобы управляет свой дух, а самым почитаемым деревом считается лиственница. В старые времена ненцы приносили духам подношения в виде убитых оленей, монет, клочков ткани и даже табака. На каждом священном месте древний народ устанавливал деревянных антропоморфных идолов, которых и сейчас можно увидеть на севере страны.


А еще на Ямале у ненцев до сих пор существует традиция через 7-10 лет после смерти главы семейства изготавливать его «копию» из дерева или меха. Считается, что в чучело вселилась душа умершего, поэтому его хранят дома, кормят и одевают, как живого. Такого идола передают из поколения в поколение.

Манси

Хотя этот народ и дал название Ханы-Мансийскому автономному округу, на самом деле он очень малочисленный. Согласно переписи 2010 года, манси в России чуть больше 12 тысяч.


Официально считается, что этот народ обращен в христианство, но некоторые манси до сих пор верят, что земля делится на три мира – воздушный, земной и водный, а управляют ими множество богов и духов.

Согласно религии манси, у каждого мужчины есть 5 или 7 душ. А вот у женщин их всего 4. Причем две души - главные, третья переходит в родившуюся дочь, а четвертую после смерти забирает в свое царство повелитель зла Куль-Отыр. Практикуют манси и шаманизм.


Ненцы верят в предзнаменование болезни и смерти: неожиданная гибель нескольких оленей или неудача в ловле, как и неожиданно большая добыча. Скорую смерть предвещала неожиданная удача на охоте или рыбалке, если у других этого не наблюдалось. Такое поверье сохраняется до сих пор. Умершего, в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику так же ставят его чайную чашку, печенье и со словами: «поешь ты сначала потом мы», из чашки льют чай ему на пальцы ног, а затем на дверь. Огонь горит всю ночь и трое следующих суток. С наружной стороны двери каждого чума кладут топор, а с другой стороны - кусочек угля. Сейчас это делают только в том чуме, где жил покойник. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или на восток. Ворожеев хоронили лицом вниз, чтобы они не пугали своих родственников (Мезень), либо в гробу «провидца», «знатока» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход и мог защитить близких. Заметим: в похоронном обряде строго соблюдается западно-восточное направление, поскольку восток – сторона живых, оттуда появляется день, солнце; запад – сторона мертвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут торабт (кусок шкурки бобра, выдры), используемый в обряде очищения. Если в его руках ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Согласно поверьям, жители Нижнего мира встречают умершего со словами: «Что ты нам принес?» - и он отдает им предметы, вложенные ему в руки. Покойника одевают в лучшую зимнюю одежду, в кисы (обувь). Глаза покойника и сердце накрывают металлическими предметами, монетами, бусинками или уже лицо закрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считали, что если этого не сделать, то умерший не найдет, «не увидит» дорогу в загробный мир, или это предвещало близкую смерть кого-либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Шьют это покрытие в направлении от себя, большими стежками, без узелков. Суеверие не позволяет шить на человеке стежками и от себя. Когда девочек учат шить, то говорят: «Не шей, как на покойнике, крупными стежками». С покойником отправляется половинка мюйко, пан (подол покрытия чума), задняя часть (есяр) полога, топор, деревянная часть ружья, металлические части отдают кому-нибудь, но не родственнику. Покойник выносится не через дверь, где ходят живые люди, а для этого приподнимается покрытие чума. Хозяйку чума после ее смерти выносят между двумя шестами около входа, там, где лежала пады, (сумка с ее обувью). Другие умершие члены семьи выносятся с другой стороны входа, где подрубается один шест, следующий за дверным шестом. Ритуальная процедура выноса покойника через специально подготовленное отверстие является одной из этнографических универсалий и соотносятся с представлениями о перевернутости мира мертвых по отношению к миру живых. Этот вход служит границей в пространственной модели дома между Нижним и Средним мирами. В гроб так же кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов отламывают кончик, крышку табакерки нарушают и т.д. умершему нельзя давать ни точило, ни винтовку, но лук можно. В рукавицу засовывают огниво для добывания огня. Огниво сейчас заменяется спичками, сера на них обжигается. Или же у спичек обламывают серу, у винтовки снимают железный затвор. Около гроба оставляют перевернутый продырявленный котел, перевернутую поломанную нарту, иногда перевернутую половину лодки, поломанный бубен ворожея и колыбель. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине подвешивают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой. Если похороны были летом, то производится обряд латам,хевотава – кровью жертвенного оленя мажется первая доска для гроба. В дальнейшем производятся бескровные поминки, пока «жива земля», т.е. до заморозков. Для достижения Среднего мира (ушедший) обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходят» за хозяином – я,ха,мад (когда земля умрет), т.е. ранней осенью или по первому снегу. Оленей оставляют неразделанными, т.е. так, как они идут в упряжке, вместе с нартой. «Отправляется» за умершим и его собака. Кроме ездовых оленей, забивается олень хан – на угощение. В наземных погребениях на шест вешается колокольчик. С его помощью покойник извещается о приходе на поминки родственников, перечисляются поименно все, кто пришел. В данном случае колокольчик обеспечивает связь с Нижним миром. Перед уходом с кладбища трижды обходят по часовой стрелке захоронение, и каждый ударяет в колокольчик (вариант: каждый раз коснуться земли). В этом случае говорят: «Пока не продырявится мой медный котел, я не приду к тебе». Продырявленный медный котел или ведро, у которого ломают ушко, оставляют у покойника. Раньше продукты клали в гроб, сейчас оставляют снаружи из-за боязни, что медведь, почуяв запах продуктов, сломает гроб. Были случаи, когда медведь снимал переднюю крышку гроба. Ритуальное значение имеет табак – сяр. По этому, жалеть табак – грех, его оставляют покойнику, насыпают в углы гроба, а на кладбище для всех покойников – на землю. Покойника обвязывали половиной аркана (тынзя,), а после опускания тела в гроб аркан резали на куски (по количеству членов семьи каждого участника похорон) и бросали эти куски в сторону востока яля, няю (в сторону дня. Поврежденные нарты вместе со шкурой переворачивают и обращают нарту на закат солнца. Упряжь подрезается. Все участники церемонии встают рядом. Раньше шаман категории самбадана, а теперь старший по возрасту с помощью топора узнает, все ли нужное умерший взял с собой, не держит ли зла на кого-либо. Уходя с кладбища, предпринимают меры предосторожности. Старший (раньше шаман) перегораживает дорогу ветками – одной сухой, другой живой. Ветки ставятся друг против друга. Старший, говорит указывая на живую ветку: «У тебя две дороги, если пойдешь по этой дороге, тебя может встретить волк, медведь, множество рек». Затем, указывая на сухую ветку, говорит: «Вот твоя дорога». Заготавливают два лиственничных полена длиной в аршин, одно ставят, а другое кладут поперек на землю и говорят: «Здесь твой указатель пути, иди по нему до поперечины, мы от тебя ушли». Лесные юраки обходят могилу трижды. При последнем обходе все проходят по «ночной стороне» от умершего, между двумя параллельными деревьями; и это пространство перекрывается сухим упавшим деревом, вершиной к «ночи» - это дорога умершего. То же самое делают и на «дневной стороне», но там пространство запирается живыми деревом, вершиной к солнцу – это дорога живых. Затем сразу едут домой. Ездовых животных умершего тундровые юраки когда-то просто оставляли после удушения у могилы, прислонив их к шестам чума или к заостренным столбам. Это делается и сейчас. В похоронных ритуалах всячески подчеркивалось, что у живых и мертвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда человека провожают в другой мир, нельзя молчать, надо говорить. Нельзя плакать, иначе у покойника будет болеть голова. На кладбище нельзя оглядываться назад. Хоронят умершего головой на запад (закат). Перед закрытием крышки гроба проводят обряд «выведения души». Пожилая женщина водит по краям гроба шкурой горностая или медведя, издавая при этом своеобразный свист. После похорон оленей распрягают, не раньше, чем каждый подпалит огнем шерсть ездовых животных впереди и на шее; люди так же поджигают шерсть на своей одежде. Таким образом, можно отметить несколько обрядов «провожания» души в Нижний мир – это выведение души из тела, гадание на топоре, указание дороги умершему. После погребения желательно, чтобы связь между покойником и его родственниками прекратилась, такова особенность ненецкой традиции.

3.5 Обряд погребения

Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. Похороны и поминки проводят к вечеру, так как земной день в Нижнем мире - это ночь, а ночь у них день. Обряд захоронения соверша

ется, пока на землю идут лучи солнца (жизни), потом придёт время тех, кто встречает покойника в подземном стойбище. Поэтому к вечеру заканчивается активная деятельность у людей в тундре. Детям нельзя играть в куклы, так как в это время играть начинают умершие дети. Считается, что в подземном мире очень холодно, вероятно связывалось это с тем, что под землёй вечная мерзлота. Поэтому умерших всегда одевают в тёплые зимние одежды. Покойника в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику предлагают его чайную чашку с чаем, льют чай ему на пальцы ног и на дверь. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или восток. Ворожеев хоронили лицом в низ, чтоб он не пугал родственников; либо в гробу «провидца» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход, и мог защитить близких. В похоронном обряде строго соблюдается направление восток – запад: восток – сторона живых, оттуда появляется день; запад – сторона мёртвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут кусок шкурки бобра или выдры, используемый в обряде очищения. Если в руках у него ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Жители Нижнего мира встречают покойного со словами: «Что ты нам принёс?», - и он отдаёт им предметы, вложенные в руки. Покойника одевают в лучшую одежду. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Глаза и сердце накрывают металлическими пластинами или лицо накрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считалось если этого не сделать, то умерший не найдёт, «не увидит» дрогу в загробный мир, и это может предвещать близкую смерть кого либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Покойника, вынося не через дверь, где ходят живые люди, для этого приподнимают полог чума с другой стороны. В гроб кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов обламывают кончик, одежду режут, в рукавицу кладут спички, сера на них обжигается. Около гроба оставляют продырявленный котёл, перевёрнутую поломанную нарту. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине вешают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой.

У ненцев известно, по крайней мере, пять способов отправления вещей за пределы Среднего мира:

1. Ломка (например, надкалывание сосуда, отрезание куска одежды, обламывания кончика стрелы или ножа).

2. Придание вещи неестественного положения (перевертывания сосуда вверх дном, оставление у могилы нарт вверх полозьями)

3. Зарывание в землю

4. Втыкание вещи в землю (ножа, копья, хорея др.)

5. Помещение на высоте (захоронение выкидышей)

Для достижения Нижнего мира покойный обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходя за хозяином» (умертвляются); если похороны проводятся зимой, олени оставляются неразделанными – как идут в упряжке. Отправляется за хозяином и его собака, кроме ездовых оленей, забивается олень на угощение.

В похоронных ритуалах всячески подчёркивалось, что у живых и мёртвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда провожают человека в иной мир нельзя молчать, надо разговаривать. Нельзя плакать у покойника будет болеть голова. Нельзя оборачиваться. Женщины в знак траура распускают волосы.

Когда люди возвращаются с могилы, то оленей не распрягают, пока каждый не подпалит огнём шерсть ездовых оленей на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде.

После погребения желательно, чтобы связи между покойником и его родственниками прекратились, такова особенность ненецкой традиции. Траур решает психологическую задачу, убивает у живых воспоминания о покойниках, смягчает боль утраты.

Заключение

Целью работы было исследование культуры ненецкого этноса. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные на реализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний и представлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями и традициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудрости народов Севера.

Список литературы

1. Вениамин, архимандрит (Смирнов) «Самоеды мезенские» вестник географического общества 1855 г. Ч 14

2. Вербов Г.Д. «Ненецкие сказки и былины» Салехард 1937 г.

3. Хомич Л.В. «Традиционное воспитание детей у народов Севера» Ленинград 1988 г.

4. Хомич Л.В. «Ненцы очерки традиционной культуры» С. Петербург 1995 г.

5. Ядне Н.Н. «Я родом из тундры» Тюмень. 1995 г.

6. Турутина П.Г. «По тропам моих предков» Екатеринбург 2000 г.

Глассарий

Вайнута – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Варк - медведь

Вэсако – старик – мыс Болванский

Илебць – дикий олень

Илебям,пертя – несметное количество оленей

Инуцида – дух, лишающий человека разума

Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,

имеющее только обоняние.

Мандо,яра – песчаные сопки энцев

Мандо,Нева – голова энца

Мандо, седа – сопка энцев

Минлей – мифическая птица имеющая семь крыльев на каждом боку, сын Нума отвечающий за смену времён года, дня и ночи и т.д.

Мэдна - злой дух, людям и животным уродством

На – дух болезни и смерти

Накосники – украшение для волос женщин

Небя хэхэ – мать-дух

Нев,себе,э – голова сопка – род Ядне

Нешау - ненцы

Нув,падар – бумага Нума, подобие книги жизни у христиан

Нув,-то – Небесное Божье озеро

Нув,няны – верхний мир

Нум – небо и небесный Бог

Нэв,соты – Возвышенность голов, холм голов

Нядангы – рода Нядангы

Пыри,то – озеро Щучье

Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов камень)

Сармик – животные (в широком смысле слова)

Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый

Си, ив седа – Семь холмов

Сииртя – тундровые аборигены

Сотэ,я – род Яр

Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума

Сэро,Ирико – Белый дедушка

Сюхней,хэхэ,я – священное место Сюхней

Сябта,себе,э (холм Сябтый) – из рода Няруй

Сядей – идол изображающий духа

Тусиди,хэхэ,я – священное место Тусида

Ты – домашний олень

Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей

Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни

хадако – бабушка (женское священное место)

Халэв,но – остров чаек.

Хансосяда – злой дух, уносящий разум

Хантей но – род Япто нэ

Харв,Под – лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин

Перелесок

Харючи – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа