Литературный викторины в подготовительной группе. Викторина «Путешествие в мир сказок» (досуг для детей подготовительной к школе группы их родителей)

Литературная викторина «Путешествие по сказкам»

(для детей подготовительной группы и родителей)

Целевые установки

Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал

Жетоны, игровое поле, кукла Незнайка, кузовок, платок, клубочек, разрезные картинки с сюжетами русских народных сказок, карточки с заданиями, ширма;

костюмы и атрибуты для игр-инсценировок: лиса (2), заяц, петух, сарафаны (2), косынки(5), фартук, костюм Жихарки, медведь, коса, интерьер избушки, куст, речка, печка, яблонька, пирожок, корзина, посуда для сервировки, хохломская ложка, пироги, чай.

Предварительная работа

Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

оформление тематической выставки книг;

разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Теремок», «Фанты»; загадок по сказочным сюжетам; роли медведя; инсценировок по сказкам «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Жихарка»;

совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;

изготовление для родительского собрания пригласительных билетов, игрового поля, атрибутов (коса, царевна-лягушка на болоте, яблоня, жетоны, разрезные картинки, карточки с заданиями);

подготовка к чаепитию (родители пекут пироги, готовят чай).

Мотивация

Дети рассматривают выставку книг и иллюстраций к русским народным сказкам. В группу приходит Незнайка и говорит, что пришел на чай с пирогами, а в гости его пригласил медведь из сказки «Машенька и медведь». Но идти один через сказочный лес он боится. Просит ребят помочь ему найти дорогу и вместе пойти в гости к медведю.

Организационный момент (деление на команды)

Незнайка:

Ребята, у меня есть карта сказочного леса, только дорожек там много. Мы с вами разделимся на три команды: первая пойдет по синей дорожке, вторая - по красной, третья - по желтой. Так мы увидим, чья дорожка быстрее приведет нас в гости к медведю.

Ход викторины

Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов

и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом. Незнайка приглашает родителей присоединиться к своим детям,

так как идти без взрослых нельзя.

Воспитатель:

Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).

Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).

Незнайка:

А у меня тоже есть волшебный клубочек. Наверное, он поможет нам путешествовать.

Воспитатель берет у Незнайки клубочек, подбрасывает его несколько раз и говорит: «Смотрите, клубочек-то живой! И он нам укажет путь».

Правила игры-путешествия

каждый раз выбор задания происходит с помощью клубочка (взрослый катит клубок до заранее определенного места);

получив и выполнив задание правильно, команда получает право одного хода по игровому полю (ведущий передвигает фишку-человечка на 1 кружок вперед);

если задание не выполнено или выполнено неверно, команда пропускает ход, а игрок, давший неправильный ответ, отдает какую-либо свою вещь (фант) ведущему; если участники других команд знают правильный ответ, то в порядке очереди они могут ответить и получить дополнительный ход;

в конце игры проводится розыгрыш фантов, что помогает достичь финиша отставшим командам: команда, отыгравшая свой фант, получает право очередного хода по игровому полю, пока не достигнет финиша.

Первое задание «Кузовок со сказками»

Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:

Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,

Обмолвишься, отдашь залог!

Ответ играющего:

Я положу в кузовок сказку… (название).

Второе задание «Путаница»

Каждой команде предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Ботинок говорит шарику:

Шарик, давай на тебе переплывем!

Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.

Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»

Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.

На другой год говорит гном льву:

Давай опять вместе сеять.

Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.

Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.

Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

Сказка «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Третье задание «Назови сказку правильно»

Незнайка:

А я тоже знаю сказки! Можно расскажу?

Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Перышко Финиста – ясна-филина»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Машенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Четвертое задание «Измени концовку сказки»

Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Пятое задание «Отгадай название сказки»

(для родителей)

Родителям необходимо отгадать названия сказок, отрывки из которых будут инсценировать дети: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Пока актеры под руководством ведущего готовятся за ширмой к представлению, родители и оставшиеся в зале дети разучивают подвижную игру «Теремок» по сюжету одноименной сказки. На роли героев сказки можно выбирать как детей, так и родителей.

Шестое задание «Собери сказку»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

Седьмое задание «Книжная ярмарка»

Ребятам предлагается набор книг (5-6): из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.

Восьмое задание «Песенки сказочных героев»

Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи –

Я никого не боюсь!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь!

Испеките мне к утру мягкий белый хлеб,

Какой я у моего родного батюшки ела.

Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Котик-братик,

Спаси меня!

Заключительная часть

Незнайка:

А сколько у нас в кузовке вещей скопилось? Что мы с ними делать будем?

Воспитатель:

Мы эти вещи разыграем. Игра называется «Фанты». Я буду доставать по одной вещи и спрашивать: «Что этой вещичке сделать?»

А ребята будут предлагать различные задания владельцам этих вещей. Если ребенок справится с заданием, то мы вещь вернем, а команда сможет сделать ход по игровому полю.

Варианты заданий для игры в «Фанты»

Спеть песенку какого-либо сказочного героя;

сказать волшебные слова, вызывающие Сивку-бурку;

похвастаться, как заяц из сказки «Заяц-хваста»;

повернуть избушку Бабы-яги;

вспомнить, где спрятана смерть Кощея и т.п.

Подведение итогов викторины–путешествия (проводит ведущий): все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба!

Воспитатель:

Посмотрите, клубочек на полянку прикатился, зовет нас поиграть.

Проводится игра «Узнайте сказку». Пока дети играют, родители сервируют столы к чаепитию.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!

Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!

Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:

Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас!»

Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.

Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним.

Варианты загадок

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

«Гуси-лебеди»

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

«Заюшкина избушка»

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

«Сивка-бурка»

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

«Сестрица Аленушка

и братец Иванушка»

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

«По щучьему велению»

Последним в круг выходит медведь (кто-то из родителей), загадывает загадку:

А дорога – далека, а корзинка – нелегка.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

«Маша и медведь»

Медведь (приветствуя гостей):

Здравствуйте! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости! Вы были смелыми и дружными, все трудности преодолели, дорогу отыскали. За это я приготовил для вас вкусное угощение: чай с пирогами. Приглашаю всех за столы. Угощайтесь, гости дорогие!

Медведь проходит вдоль столов и угощает всех пирогами. После чаепития воспитатель говорит:

Пора нам из сказочного леса в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде. Мишенька, поедешь к нам в гости? Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция – «Детский сад».

Дети вместе с воспитателем строятся «паровозиком» и с песней «Голубой вагон» отправляются в раздевалку, одеваются и идут гулять.

Предварительный просмотр:

Литературная викторина в подготовительных группах «Рябинушка» и «Колокольчик»

Воспитатели: Кобозева Д.Н., Гнездилова Т.А.

Целевые ориентиры : Закрепление знаний детей о прочитанных произведениях .

Задачи:

Образовательная:

Обеспечить развитие кругозора детей на основании знаний дет.худ.произв

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, умение анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, чувство доверия и сотрудничества друг с другом.
  • воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе;
  • формировать эмоциональное расположение друг к другу участников соревнования, зарождению основы для будущего доверия.

Материалы и оборудование: презентация по сказкам, предметы: мыло, полотенце; горошина на блюдечке; яйцо; хрустальная туфелька; самовар; шляпа и другие.

Предварительная работа: чтение детских художественных произведений.

Ход ООД:

1.Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас в нашем уютном светлом зале на литературной викторине «По страницам детских произведений». Скажите, ребята, а вы любите сказки? Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки и сказочных героев.

Ведущий 2: Сегодня в нашей викторине принимают участие ребята из группы «Колокольчик» и гр. «Рябинушка». Поприветствуем участников викторины аплодисментами.

Ведущий 1: Разрешите представить вам наше уважаемое жюри: … Уважаемое жюри будет оценивать ваши знания детских литературных произведений. За каждый правильный ответ на наш вопрос команда получит 1 балл.

1.Ведущий : К нам пришел – не хмурь лица. Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость, а программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся, всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу. Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

2.Ведущий : Мы знаем, вы любите игры, песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней, чем наши волшебные сказки.

Ведущий 1 . И начнем мы нашу викторину с приветствия команд. Капитаны представьте свои команды !

«Знайки» - Девиз : «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»

« Почемучки» - Девиз : «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаем,

Книгу в руки мы возьмем и ответ узнаем!»

Ведущий 2: Объявляю «Разминку»

Вопросы для команды «Знайки»:

  • Куда отправился доктор Айболит по телеграмме?
  • Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино?» (Артемон)
  • Кто жених Мухи - цокотухи? (комар)
  • Кого поймал в проруби Емеля? (щуку)
  • Усатый персонаж сказки Чуковского (Тараканище)
  • На чем разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (на печке)
  • Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин)
  • Самый знаменитый житель Цветочного города? (Незнайка)
  • Из чего был сделан Буратино? (из полена)
  • Друг Винипуха? (Пятачок)

Ведущий 1: Вопросы для команды «Почемучки»:

  • Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла?
  • Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик –семицветик»?
  • Лучший друг Карлсона?
  • В кого превратился гадкий утенок?
  • Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал?
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Кто поймал Золотую рыбку?
  • Кто хозяйка пуделя Артемона?
  • Как звали маму-медведицу из сказки «Три медведя»?
  • Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

Ведущий 1: Отгадай загадку

Вам будут предложены загадки по детским произведениям. Загадку дослушать надо до конца, ответы не выкрикивать. Я буду предупреждать, для кого предназначается та или иная загадка. Все готовы? Начинаем! Сейчас внимательно слушают ребята из команды «Почемучки»,

(конкурс проходит с использованием ИКТ: презентация)

- Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Ведущий 2: А сейчас загадка для ребят из команды «Знайки»:

- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это…(Айболит)

Ведущий 1:. Сейчас внимательно слушают ребята из команды «Почемучки» --- Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Ведущий 1 .- А это загадка для детей команды «Почемучки»:

- С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

Ведущий 2. А сейчас загадку слушают ребята из команды «Знайки»:

- На сметане мешен, на окошке стужен. Круглый бок, румяный бок, покатился…(Колобок).

Ведущий 1 .- Эта загадка для ребят из команды «Почемучки»:

Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка.)

Ведущий 2.: А сейчас внимание ребята команды «Знайки»:

- Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

- Из танцзала короля девочка домой бежала, туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.

Ведущий 1 : И последняя загадка для команды «Почемучки»:

Молодцы и с этим заданием справились.

Живет в лесной избушке, Ей скоро 300 лет.
И можно к той старушке. Попасться на обед.

Заходит Вовка (сказочный персонаж) : Привет …А что это вы здесь делаете?

Ведущий 2: А мы проводим с ребятами литературную викторину.

Вовка: литературная викторина? А что это?

Ведущий 1: А мы с ребятами путешествуем по сказкам.

Вовка : а я тоже из сказки к вам прибыл, угадайте из какой?

Дети угадывают.

Вовка : Может Вы и мне поможете, на вопросы ответите, на которых я не знаю ответа…

Ведущий : Задавай свои вопросы

«Кто виноват?

Кто разрушил теремок? (медведь)

Кто разбил золотое яичко? (мышка)

Кто украл Иванушку у Аленушки? (гуси-лебеди)

Кто съел бабушку Красной Шапочки? (волк)

Кто съел колобка?

Кто сломал домики у братьев поросят?

Кто выгнал зайца из лубяной избушки?

Кто сломал Мишуткин стульчик?

Кто сжег кожу царевны-лягушки?

Ведущий 2 : Ну, что, уважаемые участники, я думаю, что вы уже устали сидеть. Приглашаю вас на веселую разминку

Вовка: я знаю очень веселый танец: «Опаньки».

Веселый танец «Опаньки».

Вовка: Вот, ребята, молодцы, все знают. А может Вы мне, и следующее задание поможете выполнить. А то учительница задала, а я и не знаю, что ответить, я сказок не читал.

Ведущий1 : Поможем, ребята?

Дети: Да!

Вовка: «Назови сказку правильно». Я буду называть сказку неправильно, а вы должны вспомнить ее правильное название. Слушаем внимательно. Ну, что готовы?

Вовка:

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Иванушка)

«Иван – царевич и зеленый волк»(серый)

«Плавучий корабль» (летучий)

«Царевна – индюшка» (лягушка)

«Волк и 7 тигрят» (козлят)

«По собачьему веленью»

«Гуси – вороны»

«Пашенька и медведь»

Ведущий 2: Я думаю, что наши болельщики заскучали. Для них мы тоже приготовили задание: «Закончи предложение»

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим…(как поросята хрюкать). К.И.Чуковский

У меня зазвонил телефон….(- Кто говорит? Слон) К.Чуковский

Стала петь мышонку щука - не услышал он ни звука: разевает щука рот,..(а неслышно, что поет). С.Я.Маршак

И сказала чашка: «ах, она бедняжка!». И сказали блюдца: «Надо бы вернуться». И сказали утюги: «Мы Федоре..(не враги)».К.И. Чуковский. - Одеяло убежало, улетела простыня и… (подушка как лягушка ускакала от меня). К.И.Чуковский.

В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил.. (упрямый Фома) («Фома».С.Михалков)

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал,..(Николай ногой качал) («А что у вас?» С.Михалков)

Вед 2 : «Кто здесь был и что забыл?»

Уважаемые участники в моем волшебном сундуке лежат забытые вещи героев сказки. Я буду доставать эти предметы, а Вы по очереди будете отгадывать какому герою принадлежит та или иная вещь.

В сундуке лежат: мыло, полотенце, туфелька, шляпа, горошина, яйцо, самовар, цветик-семицветик, зеркальце.

1.мыло, полотенце («Мойдодыр» Чуковского)

2.шляпа («Кот в сапогах» Ш.Перро).

3.корзинка с пирожками («Красная Шапочка» Ш.Перро)

4. горошина на блюдце («Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен)

5. яйцо («Курочка Ряба», «Лягушка – царевна»)

6. хрустальная туфелька («Золушка»)

8. самовар (Муха – цокотуха»)

9. Цветик-семицветик (Женя, В.Катаев)

10. Зеркало («Сказка о семи богатырях и мертвой царевне»

Ведущий 2: молодцы, все справились с заданием! А справедливое жюри оценит, у кого это лучше получилось.

Ведущий 1 : Пока жюри подсчитывает баллы, послушаем стихотворение, которое прочтут ребята.

(На усмотрение педагога)

Ведущий 2 : Уважаемые ребята! Закончена викторина наша и мы очень рады, что Вы знаете много сказок.

Ведущий 1 : А сейчас слово для награждения представляем нашему уважаемому и справедливому жюри.

Подведение итогов:

Председатель награждает команду-победительницу и всех участников конкурса медалями.

Список литературы :

  1. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003.
  2. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
  3. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду»

Литературная викторина Путешествие по сказкам в подготовительной группе.

Цели

  1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
  2. развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
  3. пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
  4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
  5. вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал

  1. Жетоны, игровое поле, кузовок, платок, шкатулка, разрезные картинки с сюжетами русских народных сказок, карточки с заданиями;
  2. костюмы и атрибуты для игр-инсценировок: Морозко, Настенька, Мачеха, Марфушенька, кот, петух, заяц, лиса, медведь, волк.

Предварительная работа

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  2. оформление тематической выставки книг;
  3. разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», ; загадок по сказочным сюжетам; роли медведя; инсценировок по сказкам ;
  4. совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;

Ход занятия.
Дети рассматривают выставку книг и иллюстраций к русским народным сказкам. В группу приходит Незнайка и говорит, что пришел на чай с конфетами, а в гости его пригласил медведь из сказки «Машенька и медведь» . Но идти один через сказочный лес он боится. Просит ребят помочь ему найти дорогу и вместе пойти в гости к медведю.

  1. Организационный момент (деление на команды)
    Незнайка:
    - Ребята, у меня есть карта сказочного леса, только дорожек там много. Мы с вами разделимся на три команды: первая пойдет по синей дорожке, вторая - по красной, третья - по желтой. Так мы увидим, чья дорожка быстрее приведет нас в гости к медведю.
    Ход викторины
    Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов
    и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом. Незнайка приглашает родителей присоединиться к своим детям,
    так как идти без взрослых нельзя.

    Воспитатель:
    - Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
    Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? - Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
    Незнайка:
    - А у меня есть волшебная шкатулочка с заданиями. А в ней разноцветные лепестки с заданиями.Наверное, они помогут нам путешествовать.
    Воспитатель берет у Незнайки шкатулочку, достает первое задание.

Первое задание «Кузовок со сказками»
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок с картинками:
- Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,
(командам раздаются картинки с героями сказок их задача определить из какой сказки эти герои.
Ответ играющего:
- Я положу в кузовок сказку… (название).

Второе задание «Путаница»
Каждой команде зачитывается перепутанная сказка. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
  2. Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
    Ботинок говорит шарику:
    - Шарик, давай на тебе переплывем!
    - Нет, ботинок! - отвечает шарик. - Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
    Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
  1. Сказка «Гном и лев»
  2. Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
    Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
    На другой год говорит гном льву:
    - Давай опять вместе сеять.
    - Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
    - Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
    Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева - корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
  1. Сказка «Лена и тигр»
  2. Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Третье задание «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

Четвертое задание «Измени концовку сказки»
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Пятое задание «Отгадай название сказки»
Детям необходимо отгадать названия сказок, отрывки из которых будут инсценировать дети: «Заюшкина избушка», «Морозко», «Кот, петух и лиса» .
Шестое задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

Седьмое задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

Заключительная часть Подведение итогов викторины-путешествия (проводит ведущий): все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба
Проводится игра «Узнайте сказку» .
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас!»
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Варианты загадок

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
« Гуси-лебеди »

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
« Заюшкина избушка »

Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
« Сивка-бурка »

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
« Кот, петух и лиса »

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
« Сестрица Аленушка
и братец Иванушка »

Вымолвил словечко -
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
« По щучьему велению »

Последним в круг выходит медведь, загадывает загадку:
А дорога - далека, а корзинка - нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
« Маша и медведь »
Медведь (приветствуя гостей):
- Здравствуйте! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости вместе с Незнайкой! Вы были смелыми и дружными, все трудности преодолели, дорогу отыскали. За это я приготовил для вас вкусное угощение: петушки. Приглашаю всех за столы. Угощайтесь, гости дорогие!

Пора нам из сказочного леса в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде. Мишенька, поедешь к нам в гости? Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция - «Детский сад ».

Дети вместе с воспитателем строятся «паровозиком» и с песней «Голубой вагон» идут по кругу, возвращаются в детский сад.

Детский сад № 230

Открытого Акционерного Общества

«Российские Железные Дороги»

Игра – соревнование в подготовительной группе общеразвивающей направленности

«Василек»

тема: «Литературная викторина»

Подготовила:

Ключерёва Инна Владимировна

Северобайкальск

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы.

Программные задачи Образовательная область
  • развивать аналитическое восприятие, логическое мышление, опираясь на знание литературных произведений;
  • обогащать представления детей об особенностях литературных жанров и их некоторых специфических признаков через дидактические игры.
Познавательное развитие
  • формировать умение отгадывать художественные произведения по описанию;
  • закрепить знания детей о структуре художественных произведений;
  • продолжать закреплять знания у детей об авторах и их произведениях;
  • продолжать знакомить детей с фольклором других стран.
Художественно-эстетическое развитие
  • воспитывать у детей ценностное отношение к художественной литературе, как к виду искусств и литературной речи, желание читать художественные произведения;
  • воспитывать уважение к высказываниям собеседника, умение договариваться между собой и поддерживать друг друга;
  • продолжать расширять и развивать умения устанавливать связь между познаваемым объектом и практическими действиями с ним на примере литературных произведений.

Социально-коммуникативное развитие

  • побуждать детей участвовать в диалоге, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других детей;
  • быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;
  • развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры, аналогии.
  • использовать выразительную интонационность при чтении стихотворений и скороговорок.
Речевое развитие
  • продолжать формировать и укреплять правильную осанку.
Физическое развитие

Цель: выявить уровень реализации образовательной программы за первое полугодие в организованной образовательной деятельности (ООД), образовательная область (ОО) «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы.

Организация образовательной среды: ИКТ; наборы разрезных иллюстраций к литературным произведениям; иллюстрации по временам года (лето, весна, зима, осень); портреты: Пушкин А.С, Маршак С.Я, Чуковский К.К, Носов Н; напечатанные наборы слов: пу-шис-тые, ко-лю-чие, снеж-ные, быст-рые (два комплекта); картинка сказочного героя Лепрекон; клад.

Развитие игры – соревнования

1 часть.

Педагог приветствует всех, предлагает выбрать 2 команды, выбрать капитанов. Знакомит с жюри.Приветствие команд.

2 часть.

  1. «Разминка» – педагог читает загадки, команды отгадывают, за правильную отгадку один бал.
  2. «Придумать слово» - детям предлагается прочитать и придуматьслова: «колючие»; «быстрые»; «пушистые»; «снежные».
  3. «Сказка, рассказ или стихотворение» - педагог читает отрывки и предлагает по фрагменту определить жанр произведения: сказка; рассказ; стихотворение.
  4. Блиц – опрос - педагог по очереди задает вопросы командам:

- Чем сказка отличается от рассказа?

- Сколько частей в рассказе?

- Какими словами начинается сказка?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Назовите сказки про животных.

- Назовите сказки про богатырей.

- Что такое скороговорка?

- Что такое небылица?

- Как называются сказки, которые написали люди?

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний» - детям предлагается определить лишнюю сказку и обосновать свой ответ.
  2. Музыкальная пауза: угадать название песни – «Серебристые снежинки», «Российский Дед мороз», «А ну давай, Россия».

(Дети поют последнюю песню).

  1. «Угадай сказку» - по иллюстрации к сказке (иллюстрация разрезана на 4 части) необходимо определить название, предварительно сложив иллюстрацию.
  2. «Портреты» - педагог предлагает сопоставить портрет, автора и произведения, прочитав напечатанную фамилию.
  3. «Кто больше» - кто больше расскажет скороговорок.
  4. «Времена года» - детям предлагается определить время года на картинке и рассказать стихотворение об этом времени. (Стихи про времена года)
  5. «Кто больше» - детям предлагается придумать очень интересные небылицы.

Дети придумывают небылицы. И, вдруг, появляется герой ирландских сказок (Лепрекон). Он может говорить только на английском языке. Педагог предлагает найти решение проблемы – вызвать преподавателя английского языка. Дети по телефону вызывают Мисс Наталью. Чтобы не рассердить Лепрекона, дети играют, произносят на английском языке считалки. Затем ищут клад, он зарыт там, где начинается радуга. Находят горшочек с медалями.

3 часть.

Подведение итогов, вручение медалей .

Сценарий литературной викторины для детей 6 - 7 лет. "Сказки любим, сказки знаем".


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию сценарий литературной викторины "Сказки любим, сказки знаем", которая развивает способность самостоятельно оценивать произведения искусства, вызывает желание эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, умение узнавать и называть знакомые сказки. Материал будет полезен для педагогов детского сада, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: Развитие основ эстетического вкуса детей, умение узнавать и называть знакомые сказки
Задачи:
- развивать эстетический вкус детей;
- развивать самостоятельность в оценке произведения искусства;
- формировать понятия "авторская сказка", "русская народная сказка";
- вызывать желание эмоционально воспринимать художественные произведения;
- умение узнавать, называть сказки;
- развивать детское творчество, воображение.
Материал: костюм Сказочницы, медали (фишки) с изображением картинок к сказкам, призы
Предварительная работа: Рассказывание, чтение, разыгрывание сказок авторских и русских народных. Просмотр мультипликационных фильмов по мотивам сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход викторины:

В зал в русском костюме входит Сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребятки, девчонки и мальчишки! Меня зовут Сказочница. Скажите, вы сказки любите?
Дети: Любим!
Сказочница: Сегодня мы с Вами будем соревноваться - кто лучше сказки знает. За каждый правильный ответ игрок получит медаль с картинкой к сказке. Победитель будет тот, кто больше медалей в конце игры наберет. Ребята, подскажите, пожалуйста, как сказки называются, которые народ сочиняет?
Дети: Народные сказки.


Задание 1. "Волшебные предметы".
Сказочница: Молодцы, ребята, правильно! В сказках народ воплощал свои мечты, а некоторые мечты даже явью стали. Первое задание такое: нужно назвать волшебные предметы, о которых в русских сказках говориться, и то, что эти предметы сегодня может заменить.
Дети: волшебное зеркальце - телевизор, ковер - самолет - вертолет, самолет, дудочка волшебная - магнитофон, чудесные лапоточки, сапоги - скороходы - машина, автобус, поезд.
Дети, которые правильно дали ответы получают медали


Задание 2. "В какой сказке это было"
Сказочница: А теперь проверим, насколько хорошо знаете вы русские народные сказки.
Назовите, пожалуйста, сказку, в которой старик у волшебной сумы помощи просил?
Дети: Сказка "Сума, дай ума": из волшебной сумы два молодца с дубинками выскакивали и обидчиков наказывали.
Сказочница: В какой сказке был предмет волшебный, стоит перекинуть его с места на место - появлялись двенадцать молодцев и за одну ночь выполняли все, что приказывали им?
Дети: Сказка "Волшебное кольцо" - перекидывать кольцо надо было с одной руки на другую.
Сказочница: Как называется сказка, в которой воробей - младший брат Ивана, подарил ему одежду волшебную: "Эту одежду пуля не берет, коли наденешь ее, никто тебя не осилит"?
Дети: "Чудесная рубашка" - русская народная сказка.
Сказочница: Умнички, ребята, молодцы! Предлагаю вам отдохнуть и поиграть!
Игра "Тише едешь - дальше будешь".
Водящего выбирают считалкой:
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
Водящий стоит спиной на противоположной от детей стороне зала и говорит: "Тише едешь - дальше будешь!", а дети стараются подойти к нему как можно ближе. Водящий произносит слово "вон!", поворачивается к детям лицом - дети замирают. Кто к водящему приблизится первым, дотронется до него, тот водящим становится.


Задание 3. "Герои сказок".
Сказочница: Теперь давайте проверим, хорошо знаете ли вы героев русских народных сказок. У Иванушки была сестра, как ее зовут?
Дети: Аленушка
Сказочница: Как зовут внучку Деда Мороза?
Дети: Снегурочка
Сказочница: Молодцы! Двух братьев - Морозов?
Дети: Красный Нос и Синий Нос
Сказочница: Какие имена у сестер Хаврошечки?
Дети: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.
Сказочница: Какое имя у младшего брата - дурака, который поймал щуку?
Дети: Емеля
Дети, которые дали верные ответы, получают медали.


Задание 4. "Угощения".
Сказочница: Наша викторина продолжается. Новое задание называется "Угощения". Назовите сказку, в которой была "молочная река - кисельные берега"?
Дети: "Гуси - лебеди"
Сказочница: Чем угощала Журавля Лиса?
Дети: Кашей
Сказочница: А чем потчевал Лису Журавль?
Дети: Окрошкой
Сказочница: Солдат кашу варил из чего?
Дети: Из топора
Сказочница: Мужик как гусей разделил?
Дети: Царю отдал голову, задок - барыне, ножки - сыновьям, крылья - дочерям, а себе взял туловище

Хоровод или русская народная игра (на выбор педагога).


Задание 5. "Ехали, ехали".
Сказочница: Теперь нужно отгадать, кто на чем или на ком передвигался, назвать сказку. Как девочка Маша передвигалась, сидя в коробе и приговаривая:"Не садись на пенек, не ешь пирожок"?
Дети: Маша в коробе сидела, а короб нес медведь. Сказка называется "Маша и медведь".
Сказочница: Лисичка - сестричка, которая приговаривала: "Битый небитого везет", как ехала?
Дети: Волк лису вез. "Лисичка - сестричка и серый волк".
Сказочница: Кто на крылья нес мальчика?
Дети: Мальчика несли на крыльях гуси - лебеди. Сказка называется "Гуси - лебеди".
Дети, которые дали правильные ответы, награждаются медалями.


Задание 6. "Слова из сказки".
Сказочница: Теперь задание такое - отгадайте в какой сказке слова: "Ложись спать - утро вечера мудренее".
Дети: Сказка "Царевна - лягушка".
Сказочница: "Козлятушки - ребятушки, отопритеся, отворитеся".
Дети: Сказка "Волк и семеро козлят".
Сказочница: Такие слова: "Ловись, рыбка, мала и велика"
Дети: Сказка "Лисичка - сестричка и серый волк".
Сказочница: "Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок".
Дети: Сказка "Маша и медведь".
Дети, которые дали правильные ответы, награждаются медалями.
Сказочница: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы ребята молодцы, вижу, что сказки знаете, сказки любите! А сейчас мы подведем итоги, и я приготовила для вас подарки!
Подведение итогов, награждение