Словарный запас ребенка 6 лет количество слов. Словарный запас ребенка: нормы от года до двух лет

В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.

К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы, и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н.

Какие же слова присутствуют в словарном запасе ребенка 3 лет

В основном это слова из окружающего мира ребенка.

Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.

Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.

Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.

Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.

Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.

В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.

Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?

Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»

Как расширить словарный запас ребенка в 3 года

Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана .

Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.

Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.

Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания .

И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук . Также не забывайте об артикуляционной гимнастике . Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.

Вы с нетерпением ждали, когда первые робкие звуки, которые издает ваш малыш, превратятся в полноценные слова, фразы, предложения. Но, что делать, если с точки зрения речевого развития, ваш ребёнок отстает от сверстников? Эта статья поможет понять, что должен говорить ребенок в 3 года. Как правильно оценить его фактические речевые навыки и вовремя принять меры.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В это возрасте ваш малыш сможет:

  • Рассказать о себе. Назвать имя, пол, количество лет (сказать словами и показать на пальцах).
  • Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок - естественное явление).
  • «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака - собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
  • Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
  • Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
  • Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж - ш», «з - с», «ч - щ», «р», «л»).

Сколько же слов говорит ребёнок в три года? Как правило, количество реально используемых малышом слов составляет от 300 до 700. Всего ребёнок понимает и знает около 1500 слов

Словарный запас детей 3-х лет должен постоянно пополняться новыми словами. Обязательно следите за динамикой.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: 10 признаков

Задержка речи у трёхгодовалого ребёнка может проявляться в неумении произносить правильно сразу 5-7 звуков. В возрасте 3-х лет пользование этим набором звуков вместо слов допустимо, но консультация и профессиональные занятия с логопедом обязательны, чтобы разобраться точно, почему малыш трёх лет плохо говорит.
Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») - это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.

  • Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:
  • Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
  • Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
  • Включает большую громкость на телевизоре, чем остальные члены вашей семьи.
  • При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.

Некоторые родители считают, что их ребёнок в 3 года ленится разговаривать. И нечто похожее на лень, действительно может приводить к тому, что ребёнок в три года мало говорит. Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, то решением станет более частое и продолжительное общение с ребёнком:
Создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.
Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.
Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечется в разговор.
Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.

1 год — 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ляля" — "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Речь является неотъемлемой частью нашей жизни. С ее помощью мы общаемся и формулируем мысли, доносим до других свои идеи и чувства. Чем богаче речь, тем эффективнее общается человек. Считается, что современный взрослый использует около 100 000 слов. Но ведь рождается он без словарного запаса вообще - его нужно выучить и постоянно пополнять. О том, как это сделать, и расскажем дальше.

Быстрое увеличение словарного запаса - один из индикаторов нормального развития ребенка

Словарный запас: определяем норму

Все родители хотят, чтобы их дети гармонично развивались и ни в чем не отставали от сверстников. Но при этом важно иметь хотя бы приблизительное понимание границ нормы. Сколько слов должен знать ребенок в 1 год, а сколько - в 5 лет? Как понять, что малыш развивается нормально, а когда нужно бить тревогу?

Средние нормы по словарному запасу у детей:

  • меньше 1 года - 3-4 слова;
  • 1,5 года - 7-20 слов;
  • 2 года - около 50 слов;
  • 3 года - от 250 до 700 слов;
  • 4 года - от 1 500 до 2 000 слов;
  • 5 лет - примерно 3 000 слов;
  • 7 лет - около 3 500 слов.

Если вы достаточно общаетесь с ребенком и много читаете вместе, скорее всего, словарный запас постепенно будет наполняться сам. Однако специалисты советуют дополнительно работать над обогащением детского лексикона. С чем это связано?

Зачем увеличивать словарный запас

Есть несколько причин, почему вам стоит заняться увеличением словарного запаса ребенка:

  • улучшается память;
  • активизируются мыслительные процессы;
  • лучше развиваются умственные способности;
  • возрастают коммуникативные навыки ребенка.

А еще развитие словарного запаса положительно влияет на самооценку и психологический комфорт ребенка. Ему легче выражать свои мысли и эмоции, он не чувствует себя глупым по сравнению со сверстниками и не ощущает неловкости, когда взрослые ведут серьезные разговоры.

То есть как ни посмотри, увеличивать словарный запас нужно. Но как это сделать? Мы нашли 5 проверенных способов - для большей эффективности используйте сразу несколько из них или даже все вместе. И, что самое важное, займитесь развитием лексикона до 12 лет - это идеальное время для развития и обучения ребенка.

Способ 1. Учим стихи


Заучивание стихов - это полезная практика, которая тренирует память и развивает словарный запас. Главное - выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка.

Способ 2. Читаем книги

Чтение хорошей литературы развивает и обогащает лексикон. Но, к сожалению, многие достойные произведения подаются детям в сокращенном и адаптированном виде. В итоге они не только пропускают важные сюжетные моменты, но и теряют возможность выучить много новых слов. Старайтесь находить для ребенка полные версии книг. Главное, подбирайте произведения, которые он сможет понять и осмыслить.

Способ 3. Приобщаемся к прекрасному


Ходите вместе с ребенком в кино, театр или на выставки. Важно, чтобы мероприятие было интересным, а произведение искусства качественным - так вы сможете обсудить все детали увиденного. А именно это вам и нужно - обсуждая фильм или спектакль, ребенок будет стараться использовать больше слов для описания своих эмоций, а еще припоминать недавно услышанные слова.

Способ 4. Подключаем игры


Существует масса игр, развивающих словарный запас: викторины, лото, ребусы и шарады, «складывалки» слов и др. Покупайте красочные игровые наборы и играйте вместе с ребенком каждый день. Возможно, поначалу вам будет немного скучно из-за того, что вы изучаете простые слова, но со временем вы обязательно втянетесь. Ведь так захватывающе побыть в роли первого учителя для своего ребенка.


Если раньше обучение ребенка было довольно жестко ограничено школьной программой, то сегодня появилось множество возможностей для хорошего внешкольного образования. Специально обученные педагоги используют новейшие разработки для того, чтобы быстро научить ребенка говорить и увеличить его словарный запас.

В Украине уже функционирует современный центр интеллектуального развития для детей и взрослых

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста - логопеда .

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» - «жук», «сенок» - «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» - «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» - «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики .

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.