Медные духовые (Brass). Значение слова «тромбон Тромбон музыкальный

Как и другие инструменты симфонического оркестра, тромбон - музыкальный инструмент с уникальным звучанием и интересной историей. Он полноценный участник симфонического оркестра и джазовых бэндов, однако такое широкое предназначение было не всегда - ему предшествовали столетия узкого применения и технического совершенствования.

Происхождение

В переводе с итальянского и французского «trombone» - трубища или большая труба. Название «тромбон» начинает употребляться в эпоху Возрождения, в XV веке. Им обозначают медный духовой инструмент с кулисой, которая позволяет делать звук инструмента более низким и гулким.

Предшественником музыкального инструмента тромбона в упоминаниях периода Возрождения и Барокко был сакбут. Оба термина долгое время использовались как синонимы, однако после XVII века термин «тромбон» закрепляется и вытесняет все остальные.

Тембр и описание

Как выглядит тромбон? Музыкальный инструмент, описание которого можно встретить уже в XV веке, изменился с этого времени не очень сильно. Он представляет собой дважды согнутую трубу с подвижной кулисой. Окончание ее переходит в конус. Длина трубки - три метра, диаметр - 1,5 см. Обязательной для всех духовых является мундштук - у тромбона он большой, в виде закругленной чаши.

На фото музыкальный инструмент тромбон заметно выделяется. В отличие от других медных инструментов, тромбон более техничен, позволяет плавно переходить с ноты на ноту, исполнять хроматизмы, а также глиссандо.

Различают сопрановые, альтовые, теноровые, басовые, контрабасовые разновидности инструмента. Наиболее часто используется теноровый тромбон.

Диапазон инструмента - от G (соль) контроктавы до F (фа) второй октавы.

Его тембр - низкий, звучный и протяжный, по-разному звучащий в высоком и нижнем регистре. Вверху имеет блестящий и яркий тембр, внизу - сумрачный и грозный. Благодаря своим тембровым качествам тромбон стал музыкальным инструментом, которому доверяют сольные партии и целые произведения.

Механизм звукоизвлечения

Яркий, призывный звук тромбона и его технические возможности обусловлены его строением. В отличие от других медных духовых, тромбон имеет кулису - вытянутую U-образную деталь, что является частью музыкального инструмента. Тромбон благодаря ей приобретает дополнительные технические возможности - расширяет диапазон звучания, позволяет легко скользить с ноты на ноту (глиссандо).

Переход на кварту и квинту осуществляется с помощью квартвентиля и квинтвентиля, в исторических формах тромбона такие возможности отсутствовали.

Как и другие медные духовые инструменты, при исполнении на тромбоне может использоваться сурдина (приглушение звука).

Библейские отзвуки


Упоминания о больших трубах весьма разнообразны и встречаются еще в древних текстах. Грозные трубные гласы сопровождали знаменательные события и издавались ангелами и архангелами. Исследователи библейских текстов и музыки того периода полагают, что этот инструмент - хацоцра - древний духовой, отдаленно напоминающий современные трубу и тромбон, но не имеющий кулисы. Тем не менее, именно звук тромбона во многих произведениях означает голос Бога, сигнал начала Страшного Суда.

Исторические предшественники

Документальные упоминания кулисного музыкального инструмента встречаются уже в Античности. Исидор и Вергилий указывают на особую раздвижную трубу (tuba ductills), звук которой меняется в зависимости от положения подвижной части. Известно также, что при раскопках римской Помпеи в XVIII веке были найдены два тромбона, однако следы этих находок больше напоминают легенду, нежели свершившийся факт.

Большинство исследователей полагают, что античные тромбоны не были вымыслом, однако об их внешнем виде и звучании можно только догадываться.

Первые официальные упоминания и изображения тромбона относятся к XV веку. В это время не существовало единого названия инструмента: сакбут (франц. «sacquer» - тащить и «bouter» - толкать), posaunen (англ.), tuba ductili (итал.) упоминалось наряду с trombone. Все они одинаково часто встречаются в различных источниках.

Популярность тромбона в XV веке достаточно высока - он используется в церковных богослужениях, становятся частью светских ансамблей и сольным инструментом. Его разрешают применять на торжественных гражданских церемониях и на поле боя.

Закрепление в музыкальной культуре

Родиной музыкального инструмента тромбона принято считать Германию или Италию. Здесь же жили первые мастера, изготовлявшие серебряные тромбоны для королевских дворов.

В XVII-XVIII вв. тромбон стал ассоциироваться с музыкой прошлого. Оставаясь ансамблевым и сольным инструментом, он стоит особняком и не входит в составы оркестров. Это не мешает многим композиторам создавать произведения для этого инструмента.

В большинстве случаев основной областью применения тембра тромбона была церковная музыка: он сопровождал или дублировал певческие голоса, использовался для этого высокий регистр.

Классический симфонический оркестр, созданный в XVIII веке Й. Гайдном, не включал тромбон. По-видимому, этот инструмент осознавался как старомодный и слишком выделяющийся в гармоническом звучании tutti. Кроме того, еще не пришло время его технического усовершенствования.

При особом положении тромбон, тем не менее, использовался в музыкальном театре. Его звучание приобретало драматический оттенок в операх К. В. Глюка, а В. А. Моцарт наделяет его трагическим и грозным амплуа в опере "Дон Жуан" и "Реквиеме".

Тромбон в симфоническом оркестре

Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.

В симфонической музыке П. И. Чайковского звучание тромбона символизирует образы Рока, Провидения. У Р. Вагнера тромбон вместе с другими медными духовыми символизирует мощь и неприступную силу, образы Рока. Верхние регистры Р. Вагнер использовал для выражения любовной лирики («Тристан и Изольда»). Этот необычный семантический ход был продолжен в музыке ХХ века.

При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века - А. Шенберга и И. Глазунова.

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон - это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда - одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты - Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов - сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке - этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Современные возможности тромбона многогранны - от исполнения классической музыки до звучания в джазе, роке и других стилевых направлениях. Применение этого инструмента становится все более творческим и интересным, а место тромбониста в оркестре или ансамбле - все более выдающимся.

(ит.— trombone , фр.— trombone , нем.— Posaune , англ.— trombone )

Далекой предшественницей тромбона считают большую изогнутую трубу древних римлян — букцину (buccina), которая использовалась в военном быту. Непосредственными его предшественницами явились европейские низкие (басовые) трубы.

В результате усовершенствования они постепенно приняли изогнутую форму, а в XV в. на их основе была изобретена кулисная труба (zugtrompete). Кулисой для этого инструмента служила удлиненная до 25 см мундштучная гильза, по которой передвигался весь инструмент. Передвижение инструмента по кулисе создавало для исполнителя непреодолимые трудности — нарушалась работа губного аппарата. Поэтому вскоре мастера создали вместо одинарной двойную кулису, по которой стало передвигаться нижнее колено инструмента вдоль его ствола.

Таким образом, в начале XVI в. возник первый хроматический медный духовой инструмент — тромбон. М. Преториус в «Своде музыкальной науки» («Syntagma musicum», ч. II, 1618) указывает четыре разновидности тромбона: альтовый или дискантовый — для верхнего регистра с объемом от си большой до ре (ми) второй октавы, простой или прямой с объемом от ми (ре, до) большой до ля (си) первой, квартовый с объемом от соль контроктавы до до (ре—соль) первой, октавный с объе-мом от ми (до — ре) контроктавы до ля малой (см малой — до первой).

В начале XVIII в. тромбоны использовались в церковной или башенной музыке и в редких случаях в оркестре. В то время существовали также четыре разновидности тромбона: малый альтовый или сопрановый в строе си-бемоль, большой альтовый в строе ми-бемоль и фа, теноровый в строе си-бемоль, басовый в строе фа и ми-бемоль. В начале XIX в. в Германии был сконструирован контрабасовый тромбон, настроенный октавой ниже тенорового. Р. Вагнер использовал этот инструмент в тетралогии «Кольцо нибелунга», но в дальнейшем контрабасовый тромбон применения не получил. С изоберетением вентильного механизма появились вентильные тромбоны. Их стали часто использовать в военных оркестрах. В настоящее время вентильные тромбоны встречаются очень редко.

К середине XIX в. из всех разновидностей инструмента остались лишь теноровый и тенор-бас-тромбон. Правда, некоторые композиторы в партитурах своих произведений продолжали писать партии альтовых и басовых тромбонов, но в оркестре партии альтового тромбона исполнялись на теноровом, а партии басового тромбона — на тенор-бас-тромбоне.

Теноровый тромбон . Его конструкция до настоящего времени осталась почти без изменений, расширился лишь раструб. Современный тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы. Состоит он из трех частей: двух параллельных трубок, которые называют штангами, подвижной трубки — кулисы, которая вставляется в штанги, и раструба. Тромбон — инструмент нетранспонирующий, партии его записываются в басовом и теноровом ключах. Как правило, в басовом ключе записываются партии третьего тромбона (бас- тромбона).

Хроматический звукоряд воспроизводится посредством последовательного выдвигания кулисы. Положение, когда кулиса плотно прилегает к мундштучной части инструмента, называется I позицией. В этом положении возможно извлечение звуков натурального звукоряда со второго по десятый (от си-бемоль большой до ре второй октавы). II, III, IV, V, VI и VII позиции последовательно понижают натуральный звукоряд хроматически на три тона. Кулиса приводится в движение правой рукой, левая поддерживает инструмент. Таким образом, принцип понижения натурального звукоряда посредством кулисы сходен с принципом его понижения с помощью вентильного механизма. Полный хроматический звукоряд тромбона (см. пример 93). На I, II, III и IV позициях можно получить основные тона 17 (см. пример 94). Эти звуки называются педальными. Извлекаются они в нюансах р и рр и используются в качестве выдержанных. Звуки от ми-бемоль большой до си контроктавы на теноровом тромбоне исполнить невозможно, этот отрезок звукоряда принято называть «мертвой зоной». Характеристика регистров тромбона (см. пример 95). По тембру тромбон резко отличается от остальных медных духовых инструментов. Этому способствует его трубка, не имеющая кронов и завитков, которые неизбежны при вентильном механизме. Техника игры на тромбоне обусловлена кулисным механизмом. Сравнительно с вентильными инструментами быстрая и четкая смена звуков на тромбоне затруднительна. Однако с помощью кулисного механизма достигается точное интонирование, что выгодно отличает тромбон от других инструментов. Отсутствие на тромбоне беглой пальцевой техники возмещается возможностью применения глиссандо, которое может быть исполнено в любом темпе и с любым нюансом. Различные пассажи, построенные на натуральных звуках, легко исполнимы даже в подвижном темпе. Легато на тромбоне получается лучше всего на звуках одной или соседних позиций. Возможна одинарная и двойная атака. На восьмом и девятом обертонах каждой позиции возможны губные трели. Нередко при игре на тромбоне используется сурдина; иногда с целью ослабления звука. В нюансе ff она придает звучанию инструмента характерный треск.

Разновидности тромбона.

Тенор-бас-тромбон отличается от тенорового наличием добавочного крона с квартвентилем, который понижает весь звукоряд тромбона на чистую кварту.

В результате включения добавочного крона тромбон значительно увеличивается в длину, за счет этого вместо семи позиций тенорового тромбона при включении квартвентиля можно получить лишь шесть. С помощью этих шести позиций может воспроизводиться следующий звукоряд (см. пример 96). Но в основном квартвен- тиль применяется для извлечения самых низких звуков второго обертона: ми-бемоль, ре, ре-бемоль и до большой октавы. Таким образом заполняется «мертвая зона», кроме звука си контроктавы, который на тромбоне вообще не извлекается. Кварт - вентиль используется также при глиссандо. Кроме того, его часто применяют в технически сложных построениях, когда звуки извлекаются с помощью отдаленных друг от друга позиций.

Тромбон на викискладе

В году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны , однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании (их тембр приближался к жесткому и мрачному тембру басовой трубы).

Во второй половине XIX века формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов - Bach, Holton, Conn, King - в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois - в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона. Однако в симфонических оркестрах используется только три новых разновидности: Теноровый тромбон (первый может писаться в альтовом ключе, тогда тромбонист использует более мелкий мундштук для высоких нот, такой псевдоальтовый тромбон типичен для первой партии джазовых оркестров). ТенорБасовый тромбон с квартвентилем (заменяет вышедший из употребления басовый тромбон, но не имеет звука си контрооктавы). И ТенорКонтрабасовый тромбон с квартентилем двойного действия, заменяющий введенный Вагнером, но вышедший из употребления контрабасовый тромбон и имеющий весь его звукоряд от ми-фа контрооктавы. Тембры басового и особенно контрабасового тромбонов более суровый, чем у теноровых, однако трио и квартет (тем более квинтет) тромбонов звучит слитно (в отличие от труб, каждый вид которых резко индивидуален, особенно альтовая и басовая трубы). Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Строение тромбона


  1. крона общего строя (англ. tuning slide )
  2. мундштук (англ. mouthpiece )
  3. раструб (англ. bell )
  4. клапан слива жидкости (англ. water key )
  5. кулиса (англ. main slide )
  6. вторая стойка кулисы (англ. second slide brace )
  7. первая стойка кулисы (англ. first slide brace )
  8. уплотнительное кольцо кулисы (англ. slide lock ring )

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой - выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем , который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон .

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо - приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты

Примечания

Библиография

  • Сумеркин В. В. Тромбон. - М.: Музыка, 1975

Ссылки

  • Брассмюзик. Ру - Сайт для музыкантов и о музыкантах, исполнителях на медных духовых.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Басово-тенорового регистра.

Тромбон известен в Европе с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе , валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля .

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Диапазон тромбона - от G 1 (соль контроктавы) до (фа второй октавы) с пропуском звуков между B 1 и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H 1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины , особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Теноровые тромбоны строя "В" (си-бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные.

Мензура, или bore-калибр - это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется "однотрубным". Если трубки разные, то это - так называемый dual bore (двойной калибр).

Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500" тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее. Среднемензурными - более 500" и менее 547".

И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр - 547".

Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562" до 578") и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта. Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

Основная сфера применения тромбона - симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Видеоурок Тромбон. Урок1 - Введение

    ✪ Practicing Extended Techniques on the Trombone

Субтитры

История тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы , при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone .

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте », хора Фурий в Орфее, а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». В. А. Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх (особенно трагично звучат тромбоны в сцене с Командором в "Дон Жуане") и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме , где этому инструменту поручено соло. У Людвига ван Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях. Композитору принадлежат также три пьесы (нем. Drei Equale ) для квартета тромбонов . У Бетховена тромбон снова сменил амплуа. Теперь главным стал блестящий верхний регистр, а его тембр использовался в светлых героических эпизодах (хотя есть и мрачный образы - сцена в тюрьме из оперы Фиделио). Бетховен сделал три тромбона постоянным членами оркестра. Новое амплуа тромбону придал Рихард Вагнер. Используя и мрачные роковые низы ("Золото Рейна", в дальнейшем эта линия продолжена была П.И. Чайковским), и блестящие верхи ("Полёт Валькирий"), он, однако, открыл благородную середину и стал использовать тромбоны как важнейший инструмент любовной лирики ("Тристан и Изольда"). Дальнейшее развитие тромбона связано уже с музыкой джаза, в которой как это не удивительно продолжилась как раз открытая Р. Вагнером лиричность, ещё усиленная использованием глушащих сурдин - грибка и букета. Хотя в джазе есть и другие амплуа тромбона. В современной музыке тромбон один из самых разнообразных по характеру инструментов. Использование взятого из джаза приема кулисного вибрато обогатил его тембр. ("О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков.")

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне: среди тромбонистов-солистов этого времени ― немцы Фридрих Бельке , Карл Квайсер и Мориц Набих, француз Антуан Дьепо, итальянец Фелиппе Чиоффи. Репертуар тромбона пополняется сочинениями Фердинанда  Давида , Ф. А. Куммера , Ю. Новаковского и других композиторов .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Подпорожская детская школа искусств»

РЕФЕРАТ

На тему: «Роль тромбона в развитии духовной культуры»

Выполнил: Дмитриев Вадим

учащийся по классу тромбона

Преподаватель: С.В.Ляпин

г.Подпорожье

2014г.

    Введение.

    История тромбона и его роль в развитии духовной культуры.

    Музыкальный инструмент – тромбон.

    Известные тромбонисты.

    Список литературы.

Введение.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся: философия, эстетика, религия, искусство, моральное сознание. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Духовность – свойство природы самого человека.

Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность.

Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Искусство и музыка помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность.

Духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

История тромбона, его роль в развитии духовной культуры.

Появление тромбона относится к XV веку.

Непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Сакбуты (первые тромбоны).

Первые инструменты, представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование нижних голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте», а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме, где этому инструменту поручено соло. У Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях.

Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара - Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие.

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне.

В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании.

Тромбон (итал. trombone - большая труба) - басово-тенорового регистра .

Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеется добавочная крона, позволяющая понижать звуки на кварту и подключаемая с помощью квартвентиля.

Тромбон существует в нескольких разновидностях , образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Диапазон тромбона - от G (соль контроктавы) до F (фа второй октавы) с пропуском звуков между B и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H, си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона - симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Устройство тромбона


Составные части тромбона:

    крона общего строя;

    мундштук;

    раструб;

    клапан слива жидкости;

    кулиса;

    вторая стойка кулисы;

    первая стойка кулисы;

    уплотнительное кольцо кулисы.

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой - выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо - приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты.

Фридрих Август Бельке(1795-1874)

Немецкий тромбонист, первый выдающийся солист.

Рейхе Евгений Адольфович (1878-1946)

Владислав Михайлович Блажевич (1881-1942)

Профессор московской консерватории

Козлов Аким Алексеевич (1908-1994)

Профессор Санкт-Петербургской консерватории