Н. Карамзин - подвиг русского человека материал на тему

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1

Ульяновская область город Новоульяновск

Методическая разработка

внеклассного занятия по литературе

«Подвиг честного человека».

(памяти Н.М.Карамзина)

Учитель Фасхутдинова Наталья Владимировна

2015 – 2016 учебный год

Тема учебного занятия: «Подвиг честного человека».

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели занятия:

Обучения – сформировать у школьников знания, умения самостоятельно работать с источниками информации;

Развития – способствовать развитию аналитических способностей учащихся, их словарного запаса;

Воспитания – способствовать развитию у школьников коммуникативной культуры, интереса к культурно - историческому наследию родного края.

Содержание знаний и умений:

знать: факты биографии Н.М.Карамзина.

уметь: выражать свои мысли точно и лаконично, взаимодействовать в коллективе.

Методы: самостоятельная работа, беседа, проблемно-поисковый, презентация, рефлексия.

Средства: портрет Н.М.Карамзина, слайды, листы-информаторы, вопросы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Форма организации учебного занятия: диалог поколений.

Эпиграф:

Есть имена и есть такие даты,-

Они нетленной сущности полны…

(А.Т.Твардовский)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Любовь к Родине – главная составляющая духовности, и эта любовь начинается с тщательного изучения культурно - исторического наследия, оставленного нам предшествующими поколениями.

История Отечества – лучший учитель. Вспомним слова великого поэта А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот отличительная черта, отличающая образованность от дикости…»; «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»; «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хоте бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог её дал».

Что вы понимаете под культурным наследием?

«Каждый человек обязан знать среди какой красоты и нравственных ценностей он живет. Иначе он становится нравственно слепым и глухим».

«Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память является важнейшим нашим богатством».

(Д. С. Лихачев)

Перед работой с информационными листами

Слово учителя:

В декабре нынешнего года исполнится 249 лет со дня рождения великого нашего земляка, историка, журналиста, писателя Н.М.Карамзина.

Для каждого великого писателя или учёного когда-нибудь наступает «его время». Сегодня пришло время Карамзина.

«Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия; да правила мудрого Самодержавия и Святой Веры более и более укрепляют союз частей; да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой! Н.М. Карамзин. История государства Российского. Предисловие,
Декабря 7, 1815

Современность Карамзина не подлежит сомнению. Мудрый философ, он пришёл к глубокому убеждению, что величие государства Российского зиждется на единстве трёх составляющих: «мудром Самодержавии», «Святой Вере» и «народности». Всякий его постулат, всякая идея служили и служат делу укрепления мощи любимого Отечества. Важно и то, что Карамзин учит власть предержащих следовать «правилу государственной нравственности», которое состоит в уважении к предкам и ответственности перед потомками.

I . Вызов (вопросы).

1. Кто это?

2. Когда и где жил?

3. Чем занимался?

II . Составление кластеров.

1. Кто или что оказало влияние на становление личности?

2. Чем увлекался?

3. Какие проблемы волновали?

III . Ключевые выражения.

1. Волга – «священнейшая в мире».

2. Книги из «жёлтого шкапа».

3. Гордость дворянская.

4. Человек сотворён для добродетели.

5. Уроки нравственности.

IV . Утверждения.

1. От родителей Карамзин унаследовал распущенность, леность, равнодушное отношение к людям.

2. К сожалению, у Николая Михайловича отсутствовало чувство собственного достоинства.

3. Карамзин утверждал, что человек уже от рождения патриот и воспитывать патриотизм совсем не обязательно.

4. Он преобразовал русский язык, приблизив его к живой, естественной разговорной речи.

V . Рефлексия.

1. Чем интересен Н.М.Карамзин для современного человека?

2. В чём величие Н.М.Карамзина?

3. Как современный человек может доказать свою любовь к Родине?

4. Какие жизненные ситуации можно сопоставить с подвигом?

5. Легко ли быть сегодня честным?

План учебного занятия.

Организует целеполагание.

Организует учащихся на принятие вызова

Определяют и принимают цель урока.

Предполагают:

1. Кто это?

2. Когда и где жил?

3. Чем занимался?

Беседа

Тема занятия.

Эпиграф.

Слайд №1

«Портрет Н.М.Карамзина».

Вопросы.

фронтальная

2.Мозговой штурм. Актуализация знаний

Объясняет, кто это

Проверяют свои предположения

Беседа

Слайд №1

«Портрет Н.М.Карамзина».

«Памятник Н.М.Карамзину».

фронтальная

3. Составление кластеров (карта мысли)

Предлагает ответить на вопросы

Высказывают свои предположения

Беседа

Слайды-вопросы:

1. кто или что оказало влияние на становление личности Н.М.Карамзина

2. Чем увлекался?

3. Какие проблемы волновали?

фронтальная

4. Работа с ключевыми выражениями

Предлагает составить устный рассказ

составляют устный рассказ

Ключевые выражения

групповая

5. стадия осмысления

а) анализ текста

Раздаёт информационные листы (сведения из биографии и творчества Н.М.Карамзина

Читают информацию

Самостоятельная работа

Листы-информаторы

индивидуальная

6. Составление маркировочной таблицы

Контролирует понимание и систематизацию знаний

Анализируют текст

Самостоятельная работа

Листы-информаторы, слайд.

У – это мне известно;

! – это интересно или важно;

? – непонятно, есть вопрос

индивидуальная

7. Работа с утверждениями

Предлагает прокомментировать утверждения

Объясняют, что верно и не верно в данных суждениях

Проблемно-поисковый

Слайд с утверждениями

фронтальная

8. Работа с ключевыми выражениями

Предлагает вновь составить устный рассказ с ранее предложенными ключевыми выражениями

составляют устный рассказ

Самостоятельная работа, беседа

Слайд с ключевыми выражениями

групповая

III. Рефлексия

Предлагает вопросы

Отвечают на вопросы по желанию

Проблемно-поисковый

Слайд с вопросами

индивидуальная

IV. Подведение итогов

Анализирует и оценивает успешность достижения цели занятия

Высказывают своё мнение о достижении цели занятия и его успешности

беседа

фронтально,

индивидуально

Цели урока:

Образовательные :

Ознакомить студентов с биографией и творчеством Н.М. Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающая:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к творчеству Н.М. Карамзина как писателя, историка, реформатора русского языка.

Развивать интерес к истокам русской литературы и художественному искусству, к русской истории.

Воспитательные:

Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций как анализ, синтез, группировка.

Прививать и воспитывать чувства прекрасного у студентов на основе художественной литературы и произведений искусства.

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Оборудование: портрет писателя на доске, выставка книг писателя, компьютер, мультимедийный проектор; презентация, раздаточный материал – доклады, проекты студентов о Н.М. Карамзине.

Методы:

Словесный (лекция, объяснение, описание, беседа, чтение);

Наглядный (демонстрация, иллюстрация);

Практический (сопоставление, поисковые).

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин – человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, – это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России.

Ю.М. Лотман

Лекция преподавателя (презентация):

Почему Ю.М. Лотман назвал Карамзина – «человеком величайшего урока»?

К сожалению, творчество Н.М. Карамзина практически не изучается в современной школе. В лучшем случае вам знакома его повесть «Бедная Лиза», которая входит в программу по литературе. На уроках истории вы получили лишь некоторые сведения о фундаментальном труде Карамзина «История государства Российского». Вместе с тем это удивительный человек , поэт, писатель, реформатор русского языка, журналист, историограф. В 2016 году исполняется 250 лет со дня рождения Н.М. Карамзина. Поэтому сегодня на занятии мы восполним этот пробел, и на протяжении всего юбилейного года не раз ещё будем обращаться к творчеству этого великого человека.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры , которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».
Доклады студентов:


  1. Карамзин – писатель и поэт
А.С. Пушкин называл Карамзина «великим писателем во всём смысле этого слова». Роль Карамзина в истории русской культуры велика: в литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр психологической повести; в журналистике заложил основы профессионализации писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий; как просветитель он сыграл огромную в формировании грамотного читателя, приучал женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в домашнее образование детей.

В 1789 году Карамзин опубликовал первую повесть «Евгения и Юлия». В этом же году он отправляется за границу. В Европе Карамзин был накануне Французской революции. В Германии он встречался с Кантом , во Франции он слушал Мирабо и Робоспьера. Эта поездка оказала определённое воздействие на его мировоззрение и дальнейшее творчество. После возвращения из-за границы Карамзин сближается с Г.Р. Державиным, А.М. Кутузовым. Под влиянием А.М. Кутузова он знакомится с литературой английского предромантизма, хорошо ориентируется в литературе французского просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо). Карамзин начинает издавать журнал «Московский вестник». На страницах этого журнала он публикует свои произведения «Письма русского путешественника» (1791-1792), повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792) и др.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма. Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?» «Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.


  1. Карамзин – историк
В 1803 году Н.М. Карамзин получает официальное назначение на должность придворного историографа, начинает работать над «Историей государства Российского» и работает над ней до конца своей жизни. «История государства Российского» печаталась по томам, вызывала большой интерес у публики. Вяземский отмечал, что Карамзин своей «Историей…» «спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас отечество есть».

Н.М. Карамзин за этот труд был награжден чином статского советника и орденом св. Анны 1-й степени. С большим успехом Карамзин читал отрывки из «Истории…» в некоторых частных домах, в частности у С. П. Свечиной. 28 января 1818 вышла в свет «История государства Российского» с посвящением Александру I (СПб., 1818. Т. 1–8; 2-е изд. СПб., 1818–1820). Этот труд вызвал огромный интерес современников. Сразу же вокруг «Истории…» Карамзина развернулась широкая полемика, отразившаяся в печати, а также сохранившаяся в рукописной литературе. Подвергалась критике историческая концепция Карамзина, его язык (выступления М. Т. Каченовского, И. Лелевеля, Н.С. Арцыбашева и др.), его политические взгляды (высказывания М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьева, Н.И. Тургенева). Многие встретили «Историю…» восторженно: К.Н. Батюшков, И.И. Дмитриев, Вяземский, Жуковский и др.

5 декабря 1818 Н.М. Карамзин выступил с «Речью, произнесенной на торжественном собрании императорской Российской Академии» в связи с избранием в ее члены. Особое внимание здесь уделялось проблемам национального своеобразия русской литературы , говорилось о «народном свойстве россиян». В 1819 Карамзин вновь выступил на заседании Российской Академии с чтением отрывков из т. 9 «Истории…», посвященного царствованию Ивана Грозного. В 1821 вышел из печати т. 9 его труда, в 1824 – т. 10 и 11; т. 12, последний, содержавший описание событий до начала XVII в. Карамзин не успел завершить (издан посмертно в 1829).

Появление новых томов, показывавших деспотизм Ивана Грозного и повествовавших о преступлении Бориса Годунова, вызвало оживление полемики вокруг труда Карамзина. Показательно отношение А.С. Пушкина к Карамзину и его деятельности. Познакомившись с историографом еще в 1816 в Царском Селе, Пушкин сохранял к нему и его семье уважение и привязанность, что не мешало ему вступать с Карамзиным в достаточно резкие споры. Приняв участие в полемике вокруг «Истории…», Пушкин горячо выступил в защиту Карамзина, подчеркивая общественное значение его труда и называя его «подвигом честного человека». Свою трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М. Карамзина.

К восстанию декабристов Карамзин отнесся с неодобрением, но был одним из немногих, предпринявших попытку заступиться за осужденных перед Николаем I, сказав ему, что «заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века»3. Еще при жизни Карамзина его произведения, включая «Историю…», переводились на иностранные языки. Деятельность Карамзина, возглавившего в России целое литературное направление – сентиментализм, и впервые сблизившего историографию с художественным творчеством, разными сторонами постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. С именем Карамзина связан особый этап развития русской культуры.

В одном из последних писем министру иностранных дел России Карамзин писал « Приближаясь к концу своей деятельности, я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна. Любезное Отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности , за которую я в ответе перед той же Россией. Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит, так было угодно Небесам» и, без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров». По мнению Ю.М. Лотмана, основная мысль этого письма – «утверждение литературы как высокого патриотического дела». Вторая, не менее важная мысль - «... Россия нуждается в человеческом достоинстве...»5. Карамзин выражал духовное содержание эпохи, когда один век приходил на смену другому. С одной стороны, он выступил как завершитель «главы школы» русского сентиментализма, с другой стороны стал создателем новой области в литературе – исторической прозы.

Чтение отрывков из «Истории государство Российского»:

1 том 1 глава. «О народах, издревле обитавших в России, о славянах вообще».

4 том, 2 глава. «Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский. Г.1247-1263».

8 том. 1 глава. «Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич 11. Г. 1533-1538».

12 том. 5 Глава. «Междоцарствование. Г.1611-1612».


  1. Карамзин – реформатор русского литературного языка
Велики его заслуги в области реформирования русского языка. «Как не менялись воззрения Карамзина на протяжении его жизни , идея прогресса оставалась их прочной основой. Выражалась она в представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества». По мнению Карамзина, счастье человечества лежит через усовершенствование отдельной личности. «Основной двигатель здесь не мораль (как считали масоны), а искусство... И наставлять современников в искусстве жить Карамзин считал своей первоочередной задачей. Он хотел осуществить как бы вторую петровскую реформу: не государственного быта, не внешних условий общественного существования, а «искусства быть собой» - цель, которую можно достичь не усилиями правительства, а действиями людей культуры, прежде всего писателей. Важнейшую часть этой программы составляла реформа литературного языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества».

Творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие русского литературного языка. Он стремился не использовать церковнославянскую лексику и грамматику, а обращаться к языку своей эпохи, языку «обычных» людей, использовать в качестве примера грамматику и синтаксис французского языка. Одним из первых Карамзин стал использовать букву Ё, ввел новые слова (неологизмы) (благотворительность, влюбленность, впечатление, утонченность, человечный и др.), варваризмы (тротуар, кучер и др.).

Преподаватель:

Следуя идеям сентиментализма. Карамзин подчеркивает роль личности автора в произведении и воздействие его воззрения на мир. Присутствие автора резко отличало его произведения от повестей и романов писателей классицизма. Следует отметить наличие художественных приемов, которые чаще всего использует Карамзин, чтобы высказать свое личное отношение к предмету, явлению, событию, факту. В его произведениях много перифразов, сравнений, уподоблений, эпитетов. Исследователи творчества Карамзина отмечают напевность его прозы за счет ритмической организации и музыкальности (повторы, инверсии, восклицания и др.). Реформы в поэзии разворачивались в сторону романтизма – стихи становились проводниками обычных «средних» эмоций обычного человека , начинали соответствовать уровню понимания им жизни. Разговор о жизни вел к психологизации поэзии (на уровне «малых средств», «тихих ходов»).

Выразительное чтение наизусть стихотворений Карамзина Н.М. студентами.

К ОТЕЧЕСТВУ
Цвети, отечество святое,

Сынам любезное, драгое!

Мы все боготворим тебя

И в жертву принести себя

Для пользы твоея готовы.

Ах! смерть ничто, когда оковы

И стыд грозят твоим сынам!

Так древле Кодры умирали,

Так Леониды погибали

В пример героям и друзьям.

Союз родства и узы крови

Не так священны для сердец,

Как свят закон твоей любови.

Оставит милых чад отец,

И сын родителя забудет,

Спеша отечеству служить;

Умрет он, но потомство будет

Героя полубогом чтить.
1793

Прости

Кто мог любить так страстно,
Как я любил тебя?
Но я вздыхал напрасно,
Томил, крушил себя!

Мучительно плениться,
Быть страстным одному!
Насильно полюбиться
Не можно никому.

Не знатен я, не славен,-
Могу ль кого прельстить?
Не весел, не забавен,-
За что меня любить?

Простое сердце, чувство
Для света ничего.
Там надобно искусство -
А я не знал его!

(Искусство величаться,
Искусство ловким быть,
Умнее всех казаться,
Приятно говорить.)

Не знал - и, ослепленный
Любовию своей,
Желал я, дерзновенный,
И сам любви твоей!

Я плакал, ты смеялась,
Шутила надо мной,-
Моею забавлялась
Сердечною тоской!

Надежды луч бледнеет
Теперь в душе моей...
Уже другой владеет
Навек рукой твоей!..

Будь счастлива - покойна,
Сердечно весела,
Судьбой всегда довольна,
Супругу - ввек мила!

Во тьме лесов дремучих
Я буду жизнь вести,
Лить токи слез горючих,
Желать конца - прости!
Проект студента «Сентиментализм в творчестве Карамзина Н.М.»

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В XVIII веке под определением «чувствительный» понимали восприимчивость, способность к душевному отклику на все проявления жизни. Впервые это слово с нравственно-эстетическим оттенком значения появилось в заглавии романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие».

Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность , возникающую при их прочтении. В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Не порывая с идеями Просвещения, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой литературы сентиментализма – индивидуальность, он чуток к «жизни души», обладает разнообразным психологическим миром и преувеличенными способностями в сфере чувств. Он сосредоточен на эмоциональной сфере, а значит, социальные и гражданские проблемы отходят в его сознании на второй план.

По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Из философии просветителей сентименталисты приняли идею о внесословной ценности человеческой личности; богатство внутреннего мира и способность чувствовать признавались за каждым человеком независимо от его социального статуса. Человек, неиспорченный социальными условностями и пороками общества, «естественный», руководствующийся только побуждениями своего природного доброго чувства, – вот идеал сентименталистов. Таким человеком скорее мог быть выходец из средних и низших социальных слоев – бедный дворянин, мещанин, крестьянин. Человек же искушенный в светской жизни, воспринявший систему ценностей общества, где царит социальное неравенство – отрицательный персонаж, он обладает чертами, заслуживающими негодования и порицания читателей.

Писатели-сентименталисты в своих произведениях большое внимание уделяли природе как источнику красоты и гармонии, именно на лоне природы мог сформироваться «естественный» человек. Сентименталистский пейзаж располагает к размышлениям о высоком, к пробуждению в человеке светлых и благородных чувств.

Основными жанрами, в которых проявил себя сентиментализм , стали элегия, послание, дневник, записки, эпистолярный роман . Именно эти жанры давали писателю возможность обратиться к внутреннему миру человека, раскрыть душу, имитировать искренность героев в выражении своих чувств.

Наиболее известные представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

В Россию сентиментализм проник в 1780-х – начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В. Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С. Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.

Сочинения Н.М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX века появились "Бедная Маша" А.Е. Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И. Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П. Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и др.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Литературно-музыкальная композиция:

Постановка фрагмента из повести «Бедная Лиза» - сцена прощание Лизы и Эраста. Исполнение романса «Не уходи, побудь со мной». Музыка Н. Зубова, слова М. Пойгина.

Итог занятия:

В нас век прагматизма и подмены критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Обращение к творчеству Н.М. Карамзина обусловлено тем, что герои его произведений в своих поступках руководствуются чувствами, «мыслят чувствами». С точки зрения Карамзина, критерием оценки жизни человека является его близость к живой природе и народному духу. Главной ценностью в жизни, по Карамзину, является внутренний мир человека – «жизнь сердца». Анализируя, размышляя, сопереживая, мы учимся понимать жизнь и самих себя, учимся строить свои отношения с реальной действительностью, а образы ведут к решению вопроса: «Как надо жить – чувствами или разумом?»

Написать сочинение-эссе (по типу ЕГЭ) «Н.М. Карамзин в моей жизни….».

В санкт-петербургском музее-усадьбе Г.Р. Державина открыта выставка, приуроченная к 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина

Эту выставку, посвященную знаменитому русскому историографу и литератору, организаторы назвали пушкинскими словами - «Подвиг честного человека». Именно так охарактеризовал поэт главный труд Карамзина - «Историю государства Российского». Совместный выставочный проект Всероссийского музея А.С. Пушкина и Государственного музея-усадьбы «Остафьево» подытоживает Год литературы и знаменует начало юбилейного года Н.М. Карамзина.

Место проведения выставки выбрано не случайно: в 1790 году Николай Михайлович Карамзин, вернувшись на родину из длительного путешествия по Европе, посетил Петербург, и первый адрес, по которому он отправился, был дом Г.Р. Державина на Фонтанке.
Выставка размещена в трех залах. Первый рассказывает о возвращении «русского путешественника» из-за границы; второй посвящен созданию «Истории государства Российского»; третий воссоздает атмосферу литературного салона Карамзиных.
Вниманию посетителей предлагаются уникальные книжные издания на русском и французском языках; несколько номеров журнала «Вестник Европы», которые выпускал Карамзин, разные издания «Истории государства Российского».

Из усадьбы «Остафьево» прибыли уникальные гравюры XVII века с изображением русских царей, часть уникальной коллекции медалей XVIII века, отражающих события русской истории, а также медали XIX века и работы современных медальеров.

Особое место в экспозиции занимают гравюры - «Царь Михаил Федорович» (1656 г.) и «Царь Федор Иоаннович» (до 1612 г.) Доменика Кустоса, портретная историческая коллекция медалей с изображениями великих князей, царей, императриц и императоров, о которых речь идет на страницах «Истории государства Российского», знаменитый портрет Карамзина кисти В.А. Тропинина, портреты его дочерей - Софьи и Екатерины.
На выставке представлен подлинник записки Карамзина русскому публицисту, государственному деятелю, мемуаристу, действительному тайному советнику Ивану Лопухину. Содержание документа, впрочем, вполне прозаическое. Карамзин заходил к нему за деньгами, дома не застал, оставил записку…

Ценнейшая реликвия экспозиции - мемориальный письменный стол, за которым Николай Михайлович Карамзин писал свою «Историю». Большую часть главного труда своей жизни историограф создавал именно в Остафьеве.
Здесь же Николай Михайлович Карамзин работал над известной запиской «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811 г.). На выставленной акварели И.-Е. Вивьена де Шатобрена (1817 г.), изображен тот старый усадебный дом, видно окно на втором этаже - окно комнаты, под которым в 1911 году, к 100-летию написания исторической записки, граф Сергей Дмитриевич Шереметев установит памятник Карамзину, сохранившийся до наших дней, о чем свидетельствуют представленные фотографии.

…Ирина Андреева, куратор выставки, на открытии обратила внимание на то, что пребывание Карамзина в Европе, после которого он написал «Письма русского путешественника», было путешествием за идеями. В пути Карамзин встречался и беседовал с Кристофом Виландом, с Кантом, с которым проговорил больше трех часов о месте человека в мироздании, с другими философами. Вот Гете не застал…

А директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов напомнил интересный эпизод. Последнее, что сделал император Александр I перед тем, как отправиться в Таганрог, - поговорил с Карамзиным. Царский поезд тронулся, но очень медленно, потому что впереди шли царь и историк и беседовали. Они шли так три версты, о чем они говорили - никто никогда уже не узнает.

«Значимость Карамзина, его актуальность, необходимость и в современной жизни России - неоспорима», подчеркнул Сергей Некрасов. А потому грядущий год решено объявить Годом Карамзина, который будет отмечаться по всей стране.

По материалам СМИ


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/ed/b_eda85322faf42b34dda475f5fda31f75.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Александр I произвел Карамзина в придворные историографы, назначив ежегодное жалованье в две тысячи рублей ассигнациями. Фото: globallookpress.com

Исполняется 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

Он писал стихи и прозу, переводил Шекспира, издавал журналы, был «отцом русского сентиментализма» и реформатором литературного языка. «Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве», — восхищался Николай Васильевич Гоголь. «Он сделал литературу гуманною», — писал о Карамзине Александр Иванович Герцен. «Первым историком и последним летописцем» называл Карамзина Александр Сергеевич Пушкин, величая «Историю государства Российского» «подвигом честного человека». И все чаще мы, люди XXI века, обращаемся к великому историку, с изумлением находя мысли, словно сегодня написанные.

Главный труд своей жизни Карамзин начал писать в 1803 году, уединившись в кабинетной тиши со старинными манускриптами (помощники привозили ему документы из архивов и монастырей). Прославленный 37-летний писатель («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», еще более десятка повестей), успешный издатель «Московского журнала» и «Вестника Европы» отказался от многого, сосредоточившись на занятиях историей. Император Александр I произвел Карамзина в придворные историографы, назначив ежегодное жалованье в две тысячи рублей ассигнациями.

На написание и издание восьми томов ушло 15 лет. Начало 1818 года отмечено книжной сенсацией — трехтысячный тираж «Истории государства Российского» разошелся всего за месяц. Тома допечатывают, продают по двойной цене, «Историей» Карамзина зачитываются. О Древней Руси, о монгольском нашествии, о князьях и боярах, первых царях (восьмой том оканчивался первой третью царствования Ивана Грозного) впервые было написано свободным русским языком, без тяжеловесных архаизмов, захватывающе и интересно. «Чистой, плавной и сильной прозой» называл труд Карамзина поэт Константин Батюшков. Через три года вышел девятый том, пожалуй, самый страшный, о злодействах Ивана Грозного. Потом — еще три. «История государства Российского» остановилась на периоде Смутного времени. Смертельная болезнь помешала писателю-историку продолжать работу. В июне 1826-го его не стало.

По роковому стечению обстоятельств Николай Михайлович Карамзин застудил легкие на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Противник бунтов, он страшно переживал за участников восстания, уговаривал мятежников разойтись.

В молодости, путешествуя по Европе, Николай Карамзин оказался свидетелем Великой французской революции. Потрясенный кровавыми событиями, стал убежденным противником радикальных политических перемен. «Рабство — зло. Но быстрая, неестественная отмена его — тоже зло, — писал Карамзин. — Всякие насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот». Он мечтал, что люди «уверятся в изящности законов чистого разума». Был сторонником самодержавия, но самодержавия с твердыми законами, самодержавия просвещенного. И против резкой отмены крепостного права возражал, считая, что крестьян прежде необходимо просветить — и только потом освободить. Карамзин был убежден, что к свободе «надобно готовить человека исправлением нравственным».

Декабристы, пристально изучавшие «Историю государства Российского», были главными оппонентами монархических взглядов Карамзина. А он относился к ним как мудрый отец — руководителей декабристского движения он знал с детских лет. И ходатайствовал потом перед Николаем I об их освобождении: «Ваше величество! Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века!»

Серьезные исследователи наследия Карамзина обратили внимание на странные «рифмы» в его судьбе. Историк литературы, доктор философских наук Вадим Перельмутер посвятил этой теме свою публичную лекцию, прошедшую в юбилейные карамзинские дни в московском Музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Лектор напомнил, что тома «Истории государства Российского» были последними книгами, читаемыми приговоренными декабристами. И, быть может, при многократном перечитывании от их внимания уже не ускользнула карамзинская мысль, проигнорированная в революционном запале: «Сердцу человеческому свойственно доброжелательствовать республикам, основанным на коренных правах вольности, ему любезной».

Вадим Перельмутер четко акцентировал границу, проводимую Карамзиным между единовластием и деспотией: «Из первого есть выход в республику, из второго — только на тот свет». И напомнил нам начало десятого тома «Истории государства Российского». «Первые дни по смерти тирана (говорит римский историк) бывают счастливейшими для народов: ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий». Страдания и ужасы эпохи Грозного Карамзин описал так, что волосы встают дыбом. Читали ли это те, кто сейчас с пеной у рта ставит памятники кровавому царю?

Николай Михайлович Карамзин был не только придворным историографом, но и постоянным собеседником Александра I. Сказавшим государю среди прочих и такие слова: «Ваше величество, у Вас много самолюбия — у меня никакого. Мы равны перед Богом: Я люблю только ту свободу, которой ни один тиран не сможет меня лишить...»

Между тем на вопрос Карамзина о цензуре Александр I ответил: «Я сам буду твоим цензором». Ту же фразу позже повторил Николай I, обращаясь к Пушкину... Помня о верховном цензорстве, Карамзин, тем не менее, на страницах своей «Истории» ни разу не поступился против чести и совести. Недаром Александр Тургенев писал, что «одному Карамзину дано жить жизнью души, ума и сердца. Мы все поем вполголоса и живем не полною жизнью; оттого и не можем быть вполне довольны собою».

Николая Михайловича Карамзина называют поэтом мысли. Вадим Перельмутер произнес на своей лекции пушкинскую фразу: «История принадлежит поэту» — и два ее опровержения. Карамзин считал, что царю, а декабрист Никита Муравьев не сомневался, что «история принадлежит народу». Лектор и ведущая встречи, замдиректора Музея А.С. Пушкина по научной части академик Наталья Михайлова говорила о том, что сейчас карамзинское время. Уповать возможно только на просвещение. И на вопрос, кому принадлежит история, можно ответить, вновь и вновь обращаясь к «Истории государства Российского». Потому как, по словам самого Карамзина, «мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».