Научная музейная библиотека о деятельности. Верхошижемская централизованнаябиблиотечная система

Библиотечные уголки народного быта


Результаты исследований Российской государственной юношеской библиотеки говорят о том, что в последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому страны, поэтому библиотекари активно включились в работу по изучению истории ремесел и фольклора, возрождению народных традиций, праздников - неотъемлемой составляющей истории русского народа, раскрывающей его душу и характер.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времен, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта. Сегодня около 15-20% библиотек России зани­маются музейной деятельностью в той или иной мере (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83).

В нашем районе в шести библиотеках созданы такие краеведческие уголки.

Библиотека сегодня - это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

Во-вторых, взаимодействие библиотечной и музейной деятельности при обслуживании одного и того же пользователя помогает обеспечить рас­ширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

Важно и то, что на сегодняшний день библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

Кроме того, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Создание мини-музеев и уголков народного быта способствует росту их авторитета, не только в данном населенном пункте, но и в масштабе района.

Нельзя не упомянуть и о психологическом факторе: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий.

Ещё одна, не менее важная причина - активиза­ция краеведческой деятельности. Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из ведущих направлений в работе библиотек Унечского района, а для некоторых и приоритетным. Изучая ис­торию своего района, своего села, библиотекари, наряду с письменными документами, начали собирать (и в эту работу включились читатели библиотеки) предметы материальной культуры, которые дополняют и ярко иллюстрируют документальные источники. Это - материалы этнографического, исторического, декоративно-прикладного характера своей территории,а именно: предметы обихода прошлых веков, уникальные народные костюмы, вышивки, украшения и т.д.. В библиотеках появились сначала небольшие выставки, затем в результате поисковой работы они пополнялись, и в итоге в некоторых сельских библиотеках получились экспозиции, претендующие на статус мини-музея.

Основными источниками формирования музей­ных коллекций в библиотеках нашего района являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние. Благодаря этому в библиотеках часто организуются выставки декоративно-прикладного искусства, семейных коллекций.

Кому, как ни нам с вами хорошо известно, что любая даже самая яркая, интересная выставка, тем более музейная экспозиция, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа не менее важна, чем создание уголка народного быта.

По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители уголков народного быта – гости села, учителя, дети и подростки, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари проводят самые разнообразные мероприятия: экскурсии, беседы, фольклорные посиделки, часы краеведения. Совместно с учителями организуются уроки истории для школьников, используют музейные экспонаты для создания выставок в библио­теке.

Создание уголков народного быта, мини-музеев – это кропотливая постоянная работа. Важно не только собрать экспонаты, но нужно еще их разместить, создать определенную обстановку, такую, чтобы она привлекала посетителей.

В нашем районе хорошо известен мини-музей «Русская горница» организованный при Рюховской поселенческой центральной библиотеке в декабре 2002 года. Уже в 2004 году в количество музейных экспонатов равнялось 50, затем их стало 70, сегодня – около 90.

Рюховский мини-музей «Русская горница» начинается с «Красного» угла. Здесь расположена старинная деревянная икона Николая Чудотворца, лампадка, на столе - «Молитвослов», изданный еще в 1910 году. Здесь же находится деревянная голова ангела из Ильинской церкви с. Рюхов, которая была разрушена в 1929г.

Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 200 лет. На этом станке при лучине наши предки изготавливали самотканое полотно, из которого шили себе одежду, изготавливали скатерти.

Редко сегодня уже можно увидеть в доме печь. В горнице есть макет печи с огнем и домашней утварью.

Рядом с печью висит детская деревянная люлька, закрытая пологом. Кто откроет полог – увидит куклу в убранстве грудного ребенка – льняных пеленках.

Костюмы села в музее представлены интересно. В них одеты куклы - баба и дед. На бабе - вышитая рубашка, сарафан отороченный лентами, бусы, вышитый фартук, женский головной убор-плат, самошитые сапожки, подбитые кленовыми гвоздиками.

Мужской костюм состоит из самотканых штанов, вышитой сорочки, кушака. На голове – кепка. Здесь же обувь наших предков - лапти лыковые. Дед держит в руках старинную гармонь.

О жизни селян - предков наших говорят экспонаты: ступа, самопрялка, веретено с куделью, гребцы для скашивания льна, маслобойка, корыто деревянное. Завешена горница старинными рушниками, вышитыми местными мастерицами. На одном из них – герб времен царской России.

Ценными для нашей горницы являются фотографии, представляющие крестьянскую жизнь. Приходящие в горницу, с интересом рассматривают фотографии, отыскивают себя и своих родственников.

На чердаке заброшенной избушки

Валялась прялка в темноте угла.

На ней когда-то добрая старушка

Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,

Плясало под рукой веретено.

Старушка еле слышно что-то пела…

Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.

И пряжу больше некому прясти.

И прялку, как какую безделушку

Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.

Все помешалось: мода, вкусы, быт.

Нет даже в деревнях следа былого,

И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,

Но надо сердцем истину понять:

Чтоб уважали наш народ и чтили,

Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

В мини - музее «Русская горница» проводятся экскурсии, краеведческие викторины, встречи с живыми свидетелями истории с использованием музейных экспонатов.

В библиотеке собирается информация по истории села – ведутся накопительные папки по обычаям и обрядам – это: кухня нашего села, песни села, памятники села. Ведётся электронная летопись села по значимым событиям год за годом, начиная с 2005 года.

В Задубенской сельской библиотеке оформлен Уголок крестьянского быта «Живая и поныне старина». Экспонатов пока немного, поэтому экспозиция занимает один угол. Среди представленных экспонатов: икона, предметы домашнего обихода, посуда, хозяйственный инвентарь, домотканые скатерти, рушники.

«Родная старина» - так называется уголок крестьянского быта при Ивайтенской поселенческой центральной библиотеке. Здесь собрано уже 59 экспонатов. Есть материалы даже из других районов. В уголке представлены предметы, наглядно демонстрирующие быт крестьян: ножницы для стрижки овец, праник (деревянный, использовался при стирке), мотовило, махотка (маленький глиняный горшок), рубель и другие. Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 100 лет. Среди экспонатов есть народные мужской и женский костюмы, тканые рушники, скатерти, накидки, вышитые картины и др.

Музей - это «живой организм», где постоянно ведется поисковая работа. Экспозиция расширяется, обновляется на основе новых материалов. Так небольшая коллекция предметов, которая начала собираться в 2009 году в Белогорщской сельской библиотеке сегодня превратилась в настоящий мини-музей , для которого теперь отведена целая комната, а количество экспонатов равно 70. Библиотекарь Светлана Алексеевна пытается создать атмосферу крестьянской избы. И как любая русская изба мини-музей начинается с печи, где стоят чугун с картошкой, махотка с кашей, крынка с молоком. Возле печи - ступа, здесь же на лавке предметы быта наших предков: маслобойка, праник, прялка, самопрядка, безмен, рубель с качалкой и др.

Особую атмосферу создает ткацкий станок. Есть много тканых полотенец, рушников, скатертей с вышивкой - на отдельных даже можно рассмотреть даты их изготовления. Есть интересные рушники с надписями, пожеланиями, пословицами и поговорками.

В Рассухской сельской библиотеке Высокского поселения создан совместно с клубом мини-музей, располагающийся в отдельной комнате. Работу по сбору экспонатов начала еще Валентина Васильевна Варочко – бывшая библиотекарь. Этот музей отличается от предыдущих тем, что здесь представлены предметы не только крестьянского помещичьего быта. Имеются труды и издания из библиотеки рассухской помещицы Марии Николаевны Косич.

В Добрикской сельской библиотеке оформлен уголок крестьянского быта «Предметы Брянской старины », который насчитывает 25 экспонатов. А начиналось все с подаренной читательницей прялки. На сегодняшний день в уголке представлены предметы, ярко иллюстрирующие ремесла, которые преобладали на данной территории. Из интересных и редких экспонатов можно назвать детскую качулку (утюг) и деревянную очень маленькую люльку, скорее всего эта люлька служила детской игрушкой.

Кропотливая работа по созданию музейных экспозиций - это благодатная почва и для популяризации истории родного края и для привлечения читателей в библиотеку.

Вообще, идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, ко­торый писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвеще­ния, нравственного воспитания. Федоров говорил: «В библиотеках про­исходит общение с великими предками, и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».

В библиотеках применяются следующие формы учета экспонатов: ярлыки с наименованием экспонатов и мастеров, тетрадь учета экспонатов, журналрегистрации экспонатов и положение о мини-музее.

В начале 2015 г. в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Библиотеки, музеи: основные направления взаимодействия и сотрудничества», организованная ВГБИЛ им. М.И. Рудомино и Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» под патронатом Министерства культуры РФ.

В конференции приняли участие руководители и сотрудники ведущих библиотек и музеев России и зарубежных стран. Было представлено более 40 докладов, посвящённых проблемам и перспективам сотрудничества библиотек и музеев, учреждений культуры и образования в области сохранения, популяризации и освоения культурно-исторического наследия.

На конференции обсуждались проблемы создания виртуальных музеев и виртуальных библиотек, состояние библиотечных коллекций в музеях России, задачи их хранения и изучения. Отдельное заседание было посвящено судьбе перемещённых культурных ценностей, деятельности библиотек и музеев по восстановлению и реконструкции коллекций, пострадавших в результате Второй мировой войны.

Одной из ведущих тем конференции стала мемориальная деятельность библиотек и библиотечных музеев. Эксперты обсуждали необходимость утверждения особого статуса именных библиотек и библиотек, имеющих в своём составе музейные отделы, проблему учёта сохранности их коллекций и предложили Министерству культуры РФ внести в недавно принятый Модельный стандарт общедоступной библиотеки пункт о праве библиотек на ведение мемориальной деятельности, организацию музейных отделов и экспозиций.

В развитие темы «УК» предлагает вниманию читателей следующую статью.

Г оворя о библиотеках как об информационных и культурно-просветительных центрах, площадках коммуникации, интеллектуального и творческого досуга жителей города, округа, посёлка, села, не следует забывать о другой их важнейшей, вневременной задаче - быть собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия. Стремление переформатировать библиотеку в соответствии с требованиями динамически меняющейся реальности, с запросами личности, ориентированной на востребованность, успех, отодвигает эту задачу на задний план.

Между тем именно функция собирания и хранения наследия, его актуализации является базовой функцией библиотеки как института культуры. Культура генетически и по смыслу связана с категорией памяти - памяти творческой, осознанной, а её восприятие - со способностью постигать культурные явления в органической связи друг с другом, связи не только синхронной, но и диахронной, предполагающей единство памяти, а значит, непрерывность истории.

Собирание наследия - функция, сближающая библиотеки с музеями и архивами. Эту общность подчёркивает история библиотечного, музейного, архивного дела, время, когда эти ныне самостоятельные звенья культуры были едины. Своего рода идеальной моделью такого единства был «Московский публичный музеум и Румянцевский музеум». Хотя в приведённом официальном названии присутствовала лишь музейная составляющая, содержательно и структурно это был многоуровневый, многосоставный культурный комплекс, включавший музейные коллекции, художественную галерею, библиотеку, отделение рукописей. Философ и «идеальный библиотекарь» Н.Ф. Фёдоров недаром называл Румянцевский музей «органом памяти Москвы» и выдвигал проект взаимодействия этого «Предкремлёвского музея» с музеями Кремля, Московским университетом и Главным архивом МИД на благо просвещения, образования и культуры.

XX век стал для библиотек, музеев, архивов веком специализации, выделения в самостоятельные сферы деятельности. А на исходе этого века, в 1990-е гг., обнаружилась обратная тенденция - к взаимодействию, взаимопроникновению, интеграции. В российском библиотечном пространстве начали создаваться музеи, мемориальные, краеведческие, тематические экспозиции, некоторые библиотеки, в том числе носящие имена писателей, мыслителей, учёных, исторических деятелей, стали превращаться в культурно-мемориальные центры.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. этот процесс попадает в сферу внимания библиотекарей: и теоретиков, и практиков. Активное собирание, освоение, анализ опыта мемориальной работы публичных библиотек ведут Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге. Вопросы организации музейной деятельности в библиотеках, её правовые основы, проблемы учёта и сохранности коллекций обсуждаются на семинарах, конференциях, круглых столах, становятся предметами статей, монографий, научных сборников, диссертационных исследований. О мемориальной деятельности библиотек писали и пишут Г.В. Великовская, В.Е. Викулова, Е.Б. Виноградова, Т.Е. Коробкина, Л.М. Коваль, С.Г. Матлина, Е.В. Николаева и др. Усилиями Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева в 2013 г. подготовлен электронный путеводитель «Музеи и музейные экспозиции в библиотеках Москвы и Московской области».

Можно со всей уверенностью говорить о культурообразующей роли библиотек, открывающих в своих стенах музеи, экспозиции, мемориальные центры. Сохранение местной истории, информации о личностях, знаменитых и малоизвестных, неразрывно связанное с актуализацией сохранённого, а значит, и сохранение духовно-нравственных смыслов делают эти библиотеки, как и музеи, «выражением памяти, общей для всех людей» (Н.Ф. Фёдоров).

«Всякий человек носит в себе музей». И всякий человек может быть личностью, музей создающей. Этот принцип лежит в основе возникновения и деятельности библиотечных музеев. Они редко создаются специалистами - в основном энтузиастами, по инициативе сотрудников библиотек, читателей, общественности. В создании этих музеев часто принимают участие родственники, друзья и потомки тех личностей, память которых увековечивается. Музей могут создавать даже дети: именно так, руками детей, в г. Боровске был создан музей военно-морской династии Сенявиных, представители которой были жителями Боровского края.

В профессиональном музее никакая самодеятельность невозможна. Здесь правят бал музейные работники, проектировщики, дизайнеры, художники. Библиотечный музей собирается «всем миром», поэтому экспозиция зачастую выглядит кустарно. Но это та благая «кустарщина», которая даёт возможность каждому создателю музея ощутить себя борцом против беспамятства и забвения.

Вспоминаю, как в январе 1993 г. мы создавали в Библиотеке № 219 ЦБС «Черёмушки» Музей-читальню Н.Ф. Фёдорова, из которой вырос потом наш музей-библиотека. В маленьком зале разместились книжная и архивная коллекции, собранные усилиями членов философского семинара, длинный стол для занятий и семинаров. Под витрины приспособили обыкновенные столы (в столярной мастерской надстроили над столешницами стеклянные короба). Сами делали стенды и плакаты (некоторые из них до сих пор хранятся в наших фондах). Устраивая тематические и художественные выставки, «варили кашу из топора»: никакого экспозиционного оборудования в библиотеке в те годы не было. Но этот внешне скромный, почти домашний музей с первых дней существования начал вести активную и многообразную просветительную и культурную деятельность, организовывал лекции и семинары, конференции и круглые столы - и всё это на общественных, добровольных началах.

Привлекая взрослых и детей к созданию музея, объединяя их в общем деле увековечивания памяти, библиотека реализует не только культурную, но и нравственную функцию. Музеетворчество воспитывает историческое сознание, приучает детей и взрослых к необходимости оглянуться назад, увидеть себя в истории. И одновременно оно пестует те высшие качества, без которых немыслимо развитие личности: взаимную ответственность, самоотдачу, дружбу, внимание и любовь к человеку.

Принцип всеобщности памяти распространяется в мемориальной деятельности библиотек не только на собирателей-деятелей, но и на то наследие, которое становится объектом собирания. Этот принцип особенно ярко проявляется в краеведческой деятельности библиотеки. То, что незаметно для большой истории, улавливается историей местной. Для классического музея важны фигуры первого ряда, личности и события, имеющие значительный исторический и культурный масштаб. В краеведении масштаб совершенно иной. Здесь интересен каждый человек, живший и живущий в данной местности, и потенциально любой может стать героем музея. Музей при библиотеке, и не только краеведческий, исповедует именно этот подход.


Библиотечный музей более приближен к посетителю, нежели музей как таковой. В нём больше возможностей для интерактивности и меньше всего действует формула «Руками не трогать». Каждая книга, каждый предмет музейного фонда здесь активно работает на читателя. Это не просто экспонат, намертво вросший в стационарную экспозицию. Через библиотекарей, через интеллектуальную работу читателей, использующих материалы музея в культурно-просветительных и образовательных программах, индивидуальных занятиях, мемориальный предмет - свидетель прошедшей истории - становится деятелем истории настоящей.

От философской составляющей темы «Музей при библиотеке» перейдём к практике. Создание библиотечных музеев и мемориальных экспозиций в библиотеках позволяет доступно и с малыми затратами (что немаловажно в ситуации экономии государственных средств) увековечивать память тех деятелей отечественной культуры, науки, истории, которые не имеют своих музеев. Например, в Москве есть Дом Н.В. Гоголя, Библиотека истории русской философии и культуры («Дом А.Ф. Лосева»), Музей-библиотека Н.Ф. Фёдорова, Музей Агнии Барто, Библиотека им. Е.А. Фурцевой… В столице имеются Библиотека им. Андрея Платонова и Библиотека им. Вс. Иванова, широко сотрудничающие с исследователями и потомками этих писателей, а это уже залог возможности открыть в них музеи авторов «Чевенгура» и «Котлована», «Бронепоезда 14–69» и «Тайного тайных»…

Часто музеи при библиотеках становятся той основой, на которой в перспективе собирательской деятельности вырастает полноценный музей. Так, Музей-читальня П.А. Флоренского, открывшийся в 1994 г. в ЦБС «Черёмушки» при Библиотеке № 176 и активно поддерживавшийся потомками философа, в конечном счёте получил новый адрес и стал Музеем-квартирой Павла Флоренского. До сих пор в России нет музея Николая Гумилёва. Думается, начало такому музею вполне может быть положено Библиотекой - Центром культурного наследия Н.С. Гумилёва в Москве.

Создание музея даёт возможность рядовой публичной библиотеке обрести своё творческое лицо, позволяет ей не затеряться на современной культурной карте, существенно повышает ценность и востребованность её фондов, которые включают не только общедоступные издания, но и мемориальные книжные коллекции или специализированные библиотечные собрания, связанные с личностью, событием, местом, которые чтит библиотека. Более того, музей при библиотеке существенно расширяет спектр её деятельности, прибавляя к традиционным формам библиотечной работы те, которые выходят в музейную и архивную сферы: создание экспозиций, проведение экскурсий, собирание мемориальных коллекций и архивных документов, исследовательскую и издательскую работу. Разнообразится - в смысловом и жанровом отношении - культурно-просветительная деятельность библиотеки.

Одна из современных тенденций развития библиотек предполагает превращение их в полифункциональные информационные, культурно-просветительные и досуговые центры. Библиотека, имеющая в своём составе музей, может рассматриваться как одна из моделей такого центра. Преимущество этой модели в том, что, тематически организуя пространство, содержательно обогащая и разнообразя работу библиотеки, она позволяет ей удерживать высокую культурную планку, избегая в досуговой деятельности крена в развлекательность.

Создание музея в библиотеке открывает новые возможности для реализации модели музейно-библиотечного самообразования, которая ещё в конце XIX в. была предложена Н.Ф. Фёдоровым. В её основе принцип всеобщности познания и исследования («Всё должно быть предметом познания и все - познающими»), а также принцип активности личности в процессе обучения, самостоятельности в добывании знания. Эта модель обретает новое дыхание в наши дни, в эпоху, идеал которой - личность внутренне растущая, постоянно расширяющая круг своих знаний и умений, стремящаяся к обретению целостной картины мира. И ныне музей при библиотеке, активно использующий свои фонды в просветительных и образовательных программах, может стать открытой, общедоступной площадкой образования и само образования. Особенно если сумеет привлечь к библиотеке специалистов - не только для просветительских лекций, дающих готовое знание, но и для консультирования тех, кто приходит в библиотеку и стремится - через книгу, электронные ресурсы - это знание самостоятельно добывать. Наконец, музеи при библиотеках, вовлекая жителей близлежащих домов в интеллектуальную, творческую, живую деятельность, способствуют консолидации локальных сообществ, о необходимости которой так много говорится сейчас.

С какими проблемами сталкиваются музеи при библиотеках сегодня? Тенденция к унификации облика библиотечной сети, ярко проявившаяся в концепции «бренд-бука» московских библиотек, в изменении их нумерации, в исключении имён из названий некоторых библиотек, идёт вразрез с установкой на многообразие и многоликость библиотечной вселенной, а именно эта установка и создала в своё время предпосылки для активного музеетворчества российских библиотек. Если взглянуть на библиотеки сквозь призму философии памяти, то становится очевидным: даже простая перемена номера - для учреждения культуры уже частичная потеря лица, утрата истории. Библиотечная сеть - не сеть банков, где совершаются одни и те же финансовые операции и где унификация оправданна и законна. Каждая библиотека имеет свой стиль, и музей при библиотеке отражает её индивидуальный облик.

В своё время Т.Е. Коробкина, говоря о проблемах библиотечных музеев, подчёркивала, что они лишены тех льгот, которые имеют полноценные музеи, прежде всего льгот по аренде и гарантии сохранности помещений. В условиях кризиса, требующих всеобщей экономии средств, библиотеки, имеющие мемориальные экспозиции, оказываются уязвимы и в этом плане. Недавний пример: Библиотека - Культурный центр А.Т. Твардовского в Москве, потерявшая своё здание из-за возросшей арендной платы и выведенная за пределы района Дорогомилово. А между тем это одна из старейших московских библиотек, неотъемлемая часть культурного ландшафта района, к тому же располагавшаяся рядом с домом «Известий», где жил Твардовский, что придавало её работе дополнительный мемориальный оттенок.

Отсутствие у мемориальных библиотек особого статуса приводит к тому, что зачастую их реорганизация и модернизация проходят без учёта культурной специфики, «духа места», сложившихся традиций. Так, Библиотека им. Вс. Иванова - библиотека классического стиля, с традициями писательских вечеров, концертов классической музыки, художественных выставок - согласно планам московских властей будет перестроена и превращена в медиацентр. Впишется ли в концепцию этого центра, пространство которого будет максимально осовременено, мемориальный кабинет писателя, создать который в библиотеке предлагал сын поэта, академик Вяч. Вс. Иванов?

В дискуссиях о библиотечных музеях, поднимавшихся в библиотечном сообществе, не раз ставился вопрос о необходимости профессионального учёта их коллекций, являющегося гарантией сохранности фондов. Активно обсуждалось предложение включить экспонаты библиотечных музеев в Музейный фонд РФ. Думается, это не лучший выход, так как по тем критериям отбора, которые используются в музейной практике, значительное число коллекций и мемориальных предметов, хранящихся в музеях при библиотеках, не будет признано заслуживающим включения в этот фонд. Для этих коллекций должна быть разработана своя система учёта, принципиально демократичная, основанная на трактовке музея как «собора лиц», средоточия общей памяти, на восприятии мемориальных коллекций библиотек как голоса времени, диалога эпох, встречи живых и ушедших, на понимании роли этих коллекций в повседневной деятельности библиотеки, в её работе с разными поколениями.


Во главу угла такой системы учёта, как это предлагалось в своё время Е.И. Борисовой, должно быть положено понятие «мемориальный предмет». Оно обладает более широким семантическим полем, нежели «музейный предмет», и позволяет включать в орбиту хранения и изучения те артефакты, которые, на взгляд музейщика, недостаточно интересны, но при этом являются неотъемлемыми слагаемыми просветительных и культурных программ библиотеки. К тому же нельзя забывать о том, что коллекции, которые нашими современниками рассматриваются как недостаточно ценные, а то и «бросовые», могут спустя годы обрести эту ценность. Те же издания советского времени, которые в библиотеках зачастую списываются как устаревшие и неспрашиваемые, могут стать основой ретровыставок, ретрофестивалей, демонстрируя нашим современникам круг чтения и интересов людей 1950–1980-х гг. А насколько уникальна коллекция книг для детей, содержащая издания 1960–1980-х гг., которая собрана в детской библиотеке имени Корнея Чуковского в Переделкино! Она позволяет ощутить «цвет и запах эпохи», если воспользоваться замечательным выражением Аполлона Григорьева.

Вернёмся к тому, о чём говорилось в начале статьи: к теме памяти и необходимости эту память хранить. Парадоксально, но факт: при всём разнообразии современных систем хранения информации, при потенциальной возможности обеспечения удалённого доступа к книжным, музейным, архивным ресурсам мы теряем огромные массивы наследия. Уходят свидетели XX в.: учёные и инженеры, писатели и деятели культуры, педагоги и медики, деятели космической отрасли и подводники, строители и железнодорожники… и вместе с ними уходит его живая история. Утрачиваются письма, фотографии, документы, выбрасываются старые вещи, и так исчезает опредмеченная память времени. Библиотеки, широкая сеть которых раскинута по всему пространству России, могли бы организовать «течение встречное» - против утрат и забвения. И речь идёт не только о создании музейных и архивных коллекций, реальных или виртуальных, но и о широкой программе интервьюирования наших современников - носителей памяти, проведения встреч и выставок по материалам их личных архивов, вечеров «живых мемуаров», сопровождаемых аудио-, видео-, фотофиксацией. У библиотек столицы и регионов есть богатый опыт в проведении таких встреч, в собирании, освоении, трансляции локальной памяти.

Впрочем, силами только библиотек задачу собирания наследия решить невозможно. Эта работа может быть сделана лишь общими усилиями, через сотрудничество библиотеки и приходящих в неё читателей, друзей библиотеки, учёных, культурных деятелей. Буквально по принципу Фёдорова: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района.

Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.

Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея -- всегда начало большой работы.

Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих».

Музей как инновационная форма -- это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции -- в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей.

Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек -- информационной, то музеи имеют полное право на существование.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап -- накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, -- нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап -- осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.

III этап -- осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея.

Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке

Литературные музеи можно условно разделить на следующие:

¦ музей писателя;

¦ музей книги;

¦ музей литературного персонажа;

¦ музей литературного жанра.

Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев.

Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, -- единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека.

Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.

Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись -- список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).

Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.

Научная работа Дома Н. В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.

Дом Н. В. Гоголя -- мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам.

Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.

Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал:

¦ Письма В.А. Каверина

¦ Документы из семейного архива Кавериных

¦ Книги морской тематики

¦ Картины художников-маринистов

¦ Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями.

Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей.

В музее создан попечительский совет, состоящий из:

¦ Комитета по культуре Псковской области;

¦ Еврейского культурного общества, Псковского отделения;

¦ Псковского фонда культуры.

Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки.

Таким образом, функционирование библиотеки музея изначально неотделимо от деятельности музея.

С 1996 г. в Псковской областной библиотеке работает подростковый клуб «Два капитана», в заседаниях которого принимают участие члены Псковского морского собрания, школьники-кадеты, пограничники Псковской флотилии, моряки-подводники, полярные исследователи.

Членами клуба и библиотекарями собран большой экспозиционный материал, включающий: письма В.А. Каверина; документы из семейного архива Кавериных; книги морской тематики; картины художников-маринистов; переписку клуба с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков»; записи встреч членов клуба с моряками и исследователями.

Раз в два года проводятся областные Каверинские чтения, издано методико-библиографическое пособие «Капитаны живут среди нас».

Комната-музей татарского писателя Ф. Шафигуллина в городе Зеленодольск (1999 г. открытия) представляет собой так называемый мини-музей. Основой фонда этого музея явились личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шарифуллиной. В экспозиции собраны все произведения писателя, рецензии на них, переписка с родными и друзьями, фотографии, рисунки. Под музей выделено 2 комнаты. В первой комнате расположена экспозиция, рассказывающая о литературной жизни города и района в разные годы. Здесь представлена информация и портреты писателей земляков, просветителя татарского народа Каюма Насыри. Вторая комната полностью посвящена жизни и творчеству Фаиля Шафигуллина. Экспозиция состоит из пяти разделов:

¦ Карашамский период.

¦ Вдали от Родины.

¦ Зеленодольский период.

¦ Казань.

¦ Память.

Одна из экспозиций воспроизводит внутренний интерьер татарской деревенской избы конца 30-х годов XX века.

Ежегодно в мае проходят Шафигулинские чтения, а также фольклорные вечера и праздники. Предполагается создание видео-фонда выставок и мероприятий, а также создание буклетов и путеводителей.

В филиале № 13 ЦБС Казани успешно работает литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству современной татарской поэтессы Гульшат Зайнашевой. Поэтесса несколько лет назад ушла из жизни, оставив после себя не только большое литературное, но и музыкальное наследие, так как она была автором стихов многих популярных татарских песен. Библиотекари нашли общий язык с родственниками Гульшат Зайнашевой, в результате их сотрудничества появился литературно-музыкальный мини-музей, проводятся интересные мероприятия.

Все вышеназванные библиотеки продолжают исследовательскую и поисковую работу по темам своих экспозиций, привлекая в эту интересную работу и читателей. Мероприятия, проводимые библиотеками, тесно связаны с созданными экспозициями и поэтому всегда вызывают живейший интерес со стороны посетителей библиотек. Одним словом, музеи в составе библиотеки намного усиливают информационную и образовательную, культурно-просветительскую и воспитательную функции библиотек.

Перечисляя достоинства музейных экспозиций в библиотеках, нельзя не остановиться и на проблемах. Можно назвать следующие основные проблемы данных мини-музеев:

В зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек;

Не использовано специальное музейное оборудование, требующее больших материальных затрат;

Мини-музеи организованы усилиями исключительно сотрудников библиотек, тогда как в создании музейной экспозиции должны участвовать профессиональные экспозиционеры, художники, дизайнеры.

Возникновение названных проблем связано с тем, что музейные экспозиции в библиотеках в большинстве случаев создаются по инициативе творчески мыслящих сотрудников библиотек, которым для получения финансовой поддержки трудно обосновать руководству района или города значимость, «духовную рентабельность» своего проекта. Очень редко, но бывают и такие случаи, когда инициатором строительства библиотеки-музея выступает администрация города. Однако вышеназванные библиотеки нашли оптимальный путь развития. Впереди -- новые поиски, эксперименты, творческая работа, без которых невозможно осуществлять интересные проекты.

К сожалению, библиотеки сталкиваются с некоторыми проблемами:

¦ отсутствует единая концепция создания музея;

¦ отсутствует единая правовая база оформления музея в библиотеке;

¦ также нет единого регламентирующего документа, подтверждающего сведения о том, какие источники должны находиться в фонде музея-библиотеки.

Наш музей будет содержать «изюминку» -- мы планируем включить в концепцию музея -- переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а также устраивать экспозиции, посвященные данным лицам.

Полифункциональность современных библиотек во многом обусловлена нарастанием интеграционных процессов в культуре. В связи с изменением социальных условий библиотеки осуществляют деятельность других учреждений культуры – с полным сохранением при этом своего основного профиля работы. В библиотеках появились выставочные залы, театральные студии, видеозалы и т. п. Около 15–20% библиотек России занимаются в той или иной мере и музейной деятельностью, выполняя, таким образом, одну из основных своих социально значимых функций – мемориальную, заключающуюся в сохранении, возрождении и популяризации культурного наследия.

Отечественные библиотековеды объясняют феномен выполнения библиотеками музейных функций целым рядом причин. Заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В. В. Маяковского Т. Кузнецова выделяет следующие:

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным, а следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  2. Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий, в то время как в музеи ходят далеко не все (психологический фактор).
  3. Музейные экспозиции в библиотеках создаются, как правило, не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях, а по инициативе самих владельцев раритетов, которые могут участвовать в данном процессе, а следовательно, сохранять связь со своей коллекцией.
  4. Основные источники формирования музейных коллекций в библиотеках – частные дары. Это объясняется тем фактом, что библиотеки пользуются авторитетом и доверием, и именно сюда люди чаще всего готовы передавать свои коллекции или семейные реликвии.
  5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, т. е. навсегда, но и на временное хранение.
  6. Активизируя краеведческую деятельность, библиотеки, изучая историю своих районов и свою собственную, начинают собирать, наряду с письменными документами, предметы материальной культуры .

На последний фактор указывает также С. Г. Матлина, отмечая, что создание самобытных музеев становится престижным, способствует созданию положительного имиджа библиотеки, способствует росту ее авторитета в конкретном населенном пункте, а также на уровне района и области .

К сожалению, музейная деятельность, осуществляемая библиотеками РФ, не имеет выраженного правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), соответствующие законы, принятые в субъектах РФ, нормативные акты, утвержденные Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти. К нормативным актам федерального уровня относятся: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985 г.), «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998 г.), «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998 г.).

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дается определение музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций . Из приведенного определения следует, что основным признаком музея является статус «учреждения» – самостоятельного юридического лица. Таким образом, музеи в библиотеках, являясь структурными библиотечными подразделениями, не вправе называться музеями, и употребление в данном случае слова «музей» не может использоваться в качестве юридического термина. Более приемлемыми будут такие определения, как «коллекция документов», «собрание...» и т. д.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены следующие изменения: «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений». Иными словами, музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библиотеки, не рассматривается учредителем как профильная для финансирования в рамках государственного заказа .

Вместе с тем документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» официально дает библиотекам возможность развивать музейную деятельность. «Культурная деятельность» в нем определена как работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей . Среди основных направлений этой деятельности выделены: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и распространяются и осваиваются культурные ценности» . Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», библиотеки сами определяют содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах, и, следовательно, вполне могут заниматься деятельностью по сохранению культурного наследия . Таким образом, на основании вышеуказанного, библиотеки получают право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это предполагает не только создание коллекций музейных материалов, но также их учет, хранение, изучение и использование.

Несмотря на отсутствие четко прописанной нормативно-правовой базы, элементы музейной деятельности в настоящее время используются в работе библиотек достаточно активно. В зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций можно выделить некоторые их типы и виды. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке». Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе). Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры .

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это МУЗЕИ КНИГИ , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская ОНБ им. Н. А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера» (получил грант Президента РФ). В ходе его реализации был создан информационный продукт – сайт «Виртуальный музей “Книжные памятники Архангельского Севера”» , посвященный истории книги на Русском Севере, созданию и бытованию книжных памятников, их роли в контексте истории России и мировой истории. В музее несколько залов: «Памятники мирового значения», «Монастырские библиотеки», «Библиотека Афанасия Холмогорского», «Крестьянские и старообрядческие библиотеки», «Первые печатные книги на Русском Севере», «Зал Ломоносова», «Книжная культура на Русском Севере в XIX веке». Посетив их, можно познакомиться с рукописными и старопечатными книгами, факсимильными изданиями.

В Центральной библиотеки № 65 им. В. Г. Короленко ЦБС Северного административного округа г. Москвы существует постоянно действующая мемориальная экспозиция, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского писателя, – Виртуальный музей В. Г. Короленко . Среди разделов сайта музея – «Факты биографии» (знакомит с жизненным и творческим путем писателя, а также публикациями и исследованиями современных авторов о нем. Посетив этот раздел, можно совершить виртуальную экскурсию, проводимую известным московским краеведом, главным хранителем Музея истории МСХА им. Тимирязева С. Величко. Тема экскурсии – «В. Г. Короленко в Москве: Петровско-Разумовское, Головино, Михалково, Ховрино»); «Воспоминания и переписка» (воспоминания дочери писателя С. В. Короленко и переписка В. Г. Короленко с А. П. Чеховым); «Литературное наследие В. Г. Короленко» (список основных произведений писателя); «В. Г. Короленко-живописец» (малоизвестен факт о больших способностях писателя к рисованию; некоторые из зарисовок Короленко можно увидеть в данном разделе); «Музеи В. Г. Короленко» (раздел знакомит с литературно-мемориальными музеями В. Г. Короленко в Житомире и Полтаве, Домом-музеем (дачей) В. Г. Короленко в Джанхоте Краснодарского края); «Литературное объединение “У Короленко”» (деятельность литературного объединения любителей поэзии, созданного в 1995 г. и проводящего свои встречи в библиотеке); «Имя Короленко» (перечень названных именем В. Г. Короленко образовательных учреждений, библиотек, улиц и т. д.).

* * *
Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 янв. № 1.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. 10 мая. № 19. Ст. 2291.
  3. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия. Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы, социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
  6. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
  7. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии: прилож. к журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
  8. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность публичных библиотек: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2 июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
  9. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.

Составитель :
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

Дорогие коллеги!

Продолжаю систематизировать материал о музейной деятельности библиотек. Сегодня приведу примеры попыток классифицировать данное направление деятельности.

Библиотеки и музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные, информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную структуру. Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что привычное представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте культуры, хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи обладают потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю поиск достоверных сведений.

Мотивация к применению музейных форм и методов деятельности:

Профессиональные мотивы: осознание ценности библиотечной профессии, новых возможностей библиотеки, стремление подтвердить социальную значимость, активная имиджевая политика;

Личные мотивы: личностная активность библиотекаря, его творческие способности, которые проявляются в авторской концепции экспозиции, выставки, в использовании оригинальных форм и методов работы.

Вышеперечисленные причины, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводят к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг.



На данный момент кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант классификации библиотек , осуществляющих музейную деятельность:

- по структуре:

*библиотеки с музейным отделом

*библиотеки, не имеющие музейного отдела;

- по степени функционирования:

*библиотеки-музеи,

*музеи-библиотеки,

*библиотеки с библиотечным музеем,

*библиотеки с мини-музеем;

-по форме:

*библиотеки, непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,

*библиотеки, сотрудничающие с музеями,

*библиотеки, организующие библиотечно-музейные выставки

Элементы музейной деятельности в настоящее время активно используются в работе большей части библиотек. Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции, посвященной какому-либо определенному человеку — ученому, писателю, поэту, артисту. Фонд музея будет содержать: книги, сборники трудов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды.

Как правило, библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам библиотеки бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Но библиотека может собрать весь репертуар выдающегося деятеля, ретроспективные и современные публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному деятелю.

Не только публичные, но и национальные и вузовские библиотеки обращаются к внедрению элементов музейной деятельности. Это связано с поиском новых направлений и форм реализации научной деятельности, повышением активизации профессиональной деятельности сотрудников, актуализацией просветительской и воспитательной функций библиотеки. Например, библиотека, создающая музей вуза или музей библиотеки, является организатором изучения истории высшей школы и библиотечного дела в своем регионе, что можно рассматривать как часть краеведческой работы.

В наиболее крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов, включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции, посвященные истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в Российской национальной библиотеке.

Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской республики О. Г. Колесникова в аналитической справке в зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций выделяет некоторые их типы и виды. Прежде всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке».

Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе).

Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры.

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это музеи книги , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Музеи истории библиотечного дела по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.

Музеи истории отдельных библиотек

Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).

Персональные музеи

Множество российских библиотек носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят. Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки.


В 1998 г. решением топонимической комиссии администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба» . В экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы, автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов «Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова); мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта не только российских, но и зарубежных авторов.

Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие.

Виртуальные музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков» ), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского ), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева ), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru» ).

Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.


Литература