Ноктюрн в разных видах искусства. Значение слова ноктюрн

nocturne - «ночной») - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «Маленькая ночная серенада » Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия , благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано , но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, был Джон Филд . Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена . Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма . В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Роберт Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 - лирический ноктюрн).

Ноктюрны писали также Карл Черни , Ференц Лист , Эдвард Григ , русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев , Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены»)

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства. Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд.

Джон Филд – ирландский музыкант, многие годы проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный интерес к этому жанру «ночной музыки». Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого художника-романтика - то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о смутном и далёком счастье... - всё это... романтические образы, хорошо известные не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи», - писал В. Ферман.

Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки , Чайковского , Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30-х годах. Ноктюрны Шопена значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда.

Шопен начал писать ноктюрны ещё в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829-1830 годами. Общая хронология шопеновских произведений ведётся по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов. За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным ми-минорным девятнадцать ноктюрнов.

В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.

Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.

Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…

Три ноктюрна соч. 15 - это произведения, которые считаются вершиной творчества Шопена.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн Фа-диез мажор, Op. 15 № 2. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия.

Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован и тревожен средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Ноктюрн Фа мажор, Op. 15 № 1 начинается нежной, необыкновенно лёгкой мелодией. Вторая часть - con fuoco («С огнём») - неожиданно драматичная и бурная. Мир вновь воцаряется лишь в самом конце, с возвращением первой темы.

Ноктюрн Соль минор, Op. 15 № 3 начинается мелодией грустной народной песни. Она звучит всё жалобнее, пронзительнее и горше. Следующий фрагмент напоминает хорал, построенный как секвенция аккордов, обозначающих модуляцию (смену тональностей в пределах одного произведения). В конце звучит вопросительный мотив - «плач об утраченной любви».

Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 - прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).

Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Пронзительная, пылкая романтическая мелодия ведёт нас к страстной кульминации, а затем – к тихому, спокойному финалу. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор (Op. 9 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Ре-бемоль мажор (Op. 27 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Соль минор (Op. 15 № 3), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа мажор (Op. 15 № 1), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа-диез мажор (Op. 15 № 2), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ноктюрн

ноктюрн в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ноктюрн

ноктюрна, м. (фр. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Маяковский.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ноктюрн

А, м. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение.

прил. ноктюрновый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ноктюрн

    Небольшое лирическое музыкальное произведение.

    Художественное произведение, изображающее ночь, ночные сцены, настроения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ноктюрн

НОКТЮРН (франц. nocturne, от лат. nocturnus - ночной) в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса (у Дж. Филда, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и др.).

Ноктюрн

(франц. nocturne, буквально ≈ ночной), обозначение, применявшееся к различного рода музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. это чаще всего род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное сочинение, большейчастью для духовых или для струнных и духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время (образцы у В. А. Моцарта и И. Гайдна). Дж. Филд положил начало Н. как небольшой одночастной напевной лирической фортепьянной пьесе мечтательного или элегического характера. 21 Н. для фортепьяно написан Ф. Шопеном; его Н., отличающиеся глубиной и богатством содержания, представляют собой кульминацию в развитии данного жанра. Н. создавались также Р. Шуманом, И. Гуммелем, К. Дебюсси, М. Регером, П. Хиндемитом. В русской музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для арфы, для фортепьяно, для голоса и фортпьяно), А. П. Бородина (Н. во 2-м струнном квартете), А. Н. Скрябина и др.

Лит.: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, ╧ 2.

Википедия

Ноктюрн (значения)

Ноктюрн (фр. nocturne ) - многозначный термин.

  • Ноктюрн - распространившееся с начала XIX века название пьес лирического, мечтательного характера.
  • Ноктюрн - пещера в Гудаутском районе Абхазии, на Южном склоне Бзыбского хребта.
  • Ноктюрн - художественный фильм, военная драма, СССР, 1966 год.
  • Ноктюрн - ароматный напиток из смеси чёрного чая, цветов и кусочков фруктов.

Ноктюрн

Ноктю́рн - распространившееся с начала XIX века название пьес лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения.

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия , благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано , но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 - лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы - Глинка, Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна Клода Дебюсси.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока и ряда других композиторов.ноктюрны , прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

На флейте водосточных труб никто не сыграл ноктюрна , но и Маяковский его не сыграл.

Она вчера играла этот ноктюрн на чудовищном пианино заводского ДК, жалком низкорослом обрубке с латунной бляшкой ЛИРА, неимоверно тугой педалью и отчаянно дребезжащими клавишами.

Это был ЕЕ ноктюрн , тринадцатый, до-минорный, огненным стержнем пронизавший всю ее жизнь.

Филд стал основоположником нового музыкального жанра - ноктюрна , получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф.

Иногда звучали вокальные ноктюрны -- одночастные сочинения для одного или нескольких голосов.

Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Дэвид сидел один за столом в своем однокомнатном доме, перебирая пальцами клавиши компьютерного терминала, словно пианист на концерте, играющий сложный ноктюрн Шопена.

Не сводя глаз с Веры, начал играть ноктюрн Шопена, и над ресторанным залом поплыли нежные и щемящие звуки.

Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Французского nocturne означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев; она звучала всюду – в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы

мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон – мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена – ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова (3 из них были написаны в 14-летнем возрасте).

Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить, ноктюрн Мендельсон, ”Ноктюрны” Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси – ”Облака”, ”Празднества”, и ”Сирены”, - названные автором ”Ноктюрнами”, весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ”ноктюрны”, композитор исходил из субъективного впечатления, порождённого колоритом и игрой ночного света.

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название ”ноктюрн”, современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки – подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.

Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн всё чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ”ноктюрн” приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.

Ноктюрном называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

Французского nocturne означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера.

Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью. Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев; она звучала всюду – в домашней обстановке, на улице, в многочисленных кабачках, на городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Такого рода музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе, обычно представляла собой род сюиты - многочастной инструментальной пьесы. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструментов, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы

мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон – мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена – ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

К этому жанру обращаются композиторы и более позднего периода. Привлекают свежестью и искренностью чувства 4 юношеских ноктюрна С. Рахманинова (3 из них были написаны в 14-летнем возрасте).

Из ноктюрнов, написанных для оркестра, можно напомнить, ноктюрн Мендельсон, ”Ноктюрны” Дебюсси. Однако, если ноктюрн Мендельсона сохраняет все стилистические черты этого жанра, то оркестровые произведение Дебюсси – ”Облака”, ”Празднества”, и ”Сирены”, - названные автором ”Ноктюрнами”, весьма далеки от обычного толкования жанра. Эти пьесы представляют собой созерцательно-колористические музыкальные картины. Давая им названия ”ноктюрны”, композитор исходил из субъективного впечатления, порождённого колоритом и игрой ночного света.

Советские композиторы сравнительно редко обращаются к жанру ноктюрна в его традиционном значении. Давая своим произведениям название ”ноктюрн”, современные композиторы обычно заимствуют у этого жанра лишь общий характер и общую образную направленность музыки – подчеркивают интимно-лирическую сторону произведения.

Вообще едва ли случайно то, что в наши дни ноктюрн всё чаще встречается в сочетании с другими жанрами или же является как бы программным подзаголовком какого-либо произведения. В этом можно усмотреть проявление общей тенденции, общей закономерности развития жанра.

Таким образом, в наше время название ”ноктюрн” приобретает в какой-то мере программный характер. Однако сама программность, круг образов и настроений, которые композитор хочет подчеркнуть, называя произведение ноктюрном.