Определение конфликтологии. Социальная напряженность и основные методы ее регулирования

Особенности развития конфликтологии в России.

Российской конфликтологии более 18 лет. В 1988 году собрание американских медиаторов приехала в Санкт-Петербург по приглашению Верховного Совета СССР для представления практических технологий по разрешению конфликтов и споров в социальной и политической сферах. С тех пор прошло не мало лет и время от времени в различных регионах Российской Федерации предпринимаются попытки образовать собрания и центры по решению и управлению конфликтными ситуациями.

Анализ практики становления отечественной конфликтологии показывает, что она подчиняется общесоциальным закономерностям. Так, поскольку высокую степень остроты и массовидный характер на территории бывшего Союза приобрели прежде всего межнациональные конфликты, они и стали предметом пристального внимания и практических усилий со стороны конфликтологов. Можно сказать, что в области отечественной социологии конфликта идет интенсивный процесс осмысления реального предмета изучения и работы конфликтологии, равно как и развития ее теории. Значимость и актуальность проблемы конфликтов, огромный интерес к ней, однако, позволяют надеяться на быстрое развитие исследований в этой области. Вместе с тем, в отличие от западной конфликтологии, которая является междисциплинарной областью и, как уже говорилось, проявляет большой интерес к психологии и ее возможностям в работе с конфликтами, отечественная социология конфликта в настоящее время развивается в основном в рамках чисто социологических подходов, недостаточно связанных с психологией и ее возможностями.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Конфликтология в системе наук. Отрасли конфликтологии.

Конфликтология в целом представляет собой комплексную, междисциплинарную по предмету и методам науку, поскольку исследует конфликты, возникающие как между отдельными людьми и даже внутри единой личности (внутриличностный конфликт - между сторонами ее психики или се социальными ролями), так и между группами, социальными слоями и классами, религиозными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этносами и нациями, наконец, государствами. В предмет также входят конфликты и противоречия между ментальными данностями - идеями, идеалами и ценностями, когда реальными сторонами конфликта выступают личности и группы, исповедующие и пропагандирующие эти идеалы и ценности. Таким образом, конфликтология непосредственно граничит с психологией в исследовании внутриличностных конфликтов; с общей и социальной психологией в изучении межличностных конфликтов; с социологией - если речь идет о социальном конфликте. Вообще с конфликтологией тесно связаны практически все науки гуманитарно-обществоведческого цикла. Ведь все категории конфликтов, возникающих в сфере человеческого взаимодействия, формируются, развиваются и затухают на почве столкновения экономических, социальных, групповых и индивидуальных интересов; их непосредственными поводами служат соответствующие категории событий; конфликты часто получают правовое оформление и разрешение, следовательно, затрагивают сферу правовых отношений в обществе. Поэтому конфликтологические дисциплины исследуют свой предмет, соприкасаясь с экономикой, политологией, правоведением. В то же время межэтнические конфликты исследуются этнологией, этносоциологией, этнопсихологией. Таким образом, и эти дисциплины граничат с конфликтологией и обогащают ее своими концепциями и подходами. В конечном счете конфликтология всегда вступает в непосредственное соприкосновение с той наукой (науками), которая является базовой в исследовании сферы возникновения и развития конкретного изучаемого конфликта.

Рисунок 1. – Конфликтология в системе наук

Конфликтология стремится не только помочь сохранить здоровье, благосостояние и жизнь людям, ежегодно несущим огромный ущерб в результате разрушительных последствий конфликтов. Она призвана способствовать лучшему пониманию самого себя и своего места в этом мире. Открывая новые пути к взаимопониманию, осознанию социальных установок, стереотипов, роли конфликтов в жизни отдельного человека (индивида) и группы (семьи, ученического коллектива, государства, общества). Развитие разнообразных аспектов данного знания привело к созданию специальной науки - конфликтологии, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов.

Конфликтология уходит корнями в философию и активно взаимодействует с другими дисциплинами (рис. 1). На сегодняшний момент самая большая доля исследований в русле конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими, между социологическим и психологическим подходами к конфликту существуют различия. Если социология ориентирована в первую очередь на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений, то психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, а также занимается поиском средств, способствующих разрешению конфликтов. В данном учебнике используется социально-психологический подход.

Конфликт является специфическим предметом изучения уже более десятка дисциплин, кроме социологии и психологии: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, правоведения, военных и исторических наук, математики, искусствоведения.

Развитие этих дисциплин в отечественной науке шло неравномерно. Наибольшее количество публикаций и сегодня принадлежит психологии (26,5 %) и социологии (16,9 %), что вполне понятно. Это ведущие дисциплины, откуда черпает конфликтология не только знания, но и идеи, на которые опирается в своем развитии, на чьи запросы и потребности реагирует молодая еще наука.

Конфликтология как наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», - социологией и психологией. Многие другие отрасли науки – история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука - дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.

ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

– частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали объектом исследования еще 14 наук: военной, географии, искусствоведения, истории, математики, медицины, педагогики, политологии, психологии, социобиологии, технических, филологии, философии и экономики. Эти научные сферы являются О. к. Все они, за исключением социобиологии, изучают отдельные уровни либо характеристики конфликтов. Социобиология исследует самостоятельный тип конфликтов – зооконфликты. Во всех О. к. в ХХ в. защищено 607 диссертаций, из них 62 – докторские. Общее число публикаций превышает 3 тыс. работ. Лидирующее положение в изучении конфликтов занимают психология (26,5 % публикаций), социология (16,9 %) и политология (14,7 %). Представителями этих О. к. подготовлено более 58 % от общего числа публикаций по проблеме конфликта. Интеграция О. к. осуществляется на основе принципа их равенства. Роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется тем, что: а) психология – единственная наука, изучающая все типы конфликтов; б) объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней; в) психологи занимают выраженное лидирующее положение по объему исследований конфликтов; г) только в психологии в 1992 г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке 16 отраслей знаний. Установлено, что междисциплинарные и внутридисциплинарные взаимодействия у конфликтологов слабы. Исследуя конфликты, авторы диссертаций используют примерно 10 % общего количества публикаций, имеющихся по проблеме на момент защиты диссертаций в той науке, которую они представляют. Доля использования публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций, в др. науках, изучающих конфликт, составляет около 1 %. Междисциплинарные связи у отраслей российской конфликтологии пока не имеют тенденции к усилению. Задачей конфликтологов является более широкое знакомство с результатами работы коллег во всех 16 отраслях конфликтологии.

Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах. Взять, к примеру, сюжеты с «яблоком раздора», «судом Париса» в греческой мифологии, библейское сказание о раздоре Каина и Авеля, древнеславянские былины и сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Садко, Марье Искуснице и др.

Первые попытки научного объяснения конфликта как социально-психологического явления были предприняты в трудах древнекитайских и античных философов.

Так, Конфуций - еще в YI в. до нашей эры в своих философских трактатах утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками: упрямством, лестью, лживостью, корыстолюбием, краснобайством, себялюбием и др. Улучшение нравов, устранение пороков, воспитание нравственности, доброты, справедливости, благочестия способствовали бы предупреждению и недопущению конфликтов.

Одновременно с Конфуцием попытки рационального осмысления конфликта были предприняты античными философами древней Греции - Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Гераклит, например, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, и конфликты являются важнейшим и непременным условием общественной жизни. Эпикур, разделяя эту точку зрения, вместе с тем, считал, что рано или поздно люди, устав от войн и распрей, придут к осознанию необходимости жить в мире и согласии.

Полагали, что человек является частью более широкого целого ~ общества, поэтому заложенное в нем общественное начало предполагает взаимопонимание и сотрудничество. Но при этом не исключалась склонность к вражде, ненависти и насилию. Источником их возникновения, по мнению Аристотеля, являлось неравенство людей, их пороки и несходство характеров.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении проблемы конфликта в христианской философии. В соответствии с заветами Евангелия на начальном периоде развития доказывалось преимущество мира, согласия и братства между людьми, осуждалось любое проявление насилия. Но уже в начале YI в. принцип несовместимости войн с «учением Христа» ставится под сомнение представителями христианской философии. Исповедуя библейское представление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении вследствие первородного греха, христианские философы утверждали о неизбежности противоборства ниспосланного людям свыше, от Бога, добра и неизбежного в земной жизни «зла». Что от Бога, а что от лукавого?

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период конфликтология развивалась в рамках древних философских учений и христианской философии. Мечты человечества о бесконфликтном состоянии общественной жизни дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме, просуществовал вплоть до эпохи Возрождения. В конце средних веков в XYI - XYII вв. на смену ему приходит индивидуализм. Это дало толчок к развитию идей гуманизма раннего либерализма, учений о естественном праве и общественном договоре.

С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные приверженцы гуманистического взгляда на общественное развитие, как Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бэкон. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми как решающем факторе развития общества.

Иную позицию занимали Дж. Локк, Т. Гоббс, исповедовавшие буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу. Исходя из этого, они утверждали, что естественное состояние общественных отношений - «война всех против всех», а люди в этой войне либо партнеры, либо враги. Невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты. Согласие возможно, но не в силу естественных свойств человека, а в результате его принуждения к нему. Чтобы избежать острых форм противостояния, люди должны заключить общественный договор, за нарушение которого они подвергаются соответствующим наказаниям.

Ф. Бэкон впервые предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны. Он определил материальные, политические и психологические условия возникновения социальных конфликтов. При этом в качестве ведущей причины выделил материальную - бедственное материальное положение простого народа. Устранение всеми возможными способами материальной причины он выделил и в качестве конкретного способа предупреждения и разрешения социального конфликта. Также к средствам разрешения конфликта Бэкон относил искусство политического маневрирования.

Таким образом, данный период характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликта в социальной жизни, определения основных причин возникновения, способов и приемов предупреждения и разрешения. Конфликт рассматривается как сложное социально-психологическое явление.

Просветители века Просвещения Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро выступили с открытым осуждением завоеваний и насилия как пережитков «варварской эпохи», утверждая, что ликвидация феодальных устоев приведет к установлению «вечного мира». Особое внимание уделялось поиску рациональных форм общественного устройства, кот орые устранили бы причины возникновения социальных конфликтов. Особо в этом плане необходимо выделить взгляды французского философа Ж.Ж. Руссо. По его мнению, вначале существует «естественное состояние» - все свободны и равны, но развитие цивилизации приводит к утрате этого состояния и люди вынуждены конфликтовать, но со временем они обретут утраченные гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство, заключив «общественный договор».

Промежуточную точку зрения занимает Э. . С одной стороны его позиция близка Т. Гоббсу, который считал, что народы, проживающие рядом друг с другом, скорее находятся в состоянии войны или ее угрозы, чем мира. Но, с другой стороны, это состояние заставляет их стремиться к установлению мира. Таким образом, он частично принимает взгляды Ж.Ж. Руссо.

Весьма характерны в этом плане взгляды английского экономиста А. Смита, автора «Теории нравственных чувств». Он выдвинул идею «любви к себе» как некой степени эгоизма человека, но при определенной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями к благополучию и счастью. А. Смит утверждал, что человек «может существовать только в обществе», имеет «естественную склонность к общественному состоянию», соответственно «уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так называемое чувство долга». По его мнению, наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию, благополучие наших ближних к справедливости и человеколюбию, справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает к тому, что может содействовать ему. Исходя из этого, благоразумие, справедливость, человеколюбие, когда во главе угла находятся экономические интересы, а не моральные отношения («Исследование о природе и причинах богатства народов»), являются основными предпосылками предупреждения и разрешения конфликтов.

На третьем этапе развития конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму.

На данном этапе развития научного познания конфликта он выдвигается в предмет для специального изучения.

В этот период бурно развиваются история, социология, право, этика, психология, естествознание. Естествознание дает толчок и для развития социальных наук.

Г. рассматривает войну как позитивное явление общественной жизни.

Ч. Дарвин выдвигает теорию биологической эволюции. Вслед за ней появляется социальный дарвинизм как направление в социальной отрасли научного познания. Его сторонники Г. Спенсер, У. Сампер, Л. Гумплович и др. рассматривают общественное развитие как результат действия биологических законов естественного отбора. При объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей. Например, Герберт Спенсер Считал принцип выживания наиболее приспособленных индивидуумов основным законом общественного развития. Состояние противоборства - универсально, обеспечивает не только общественное равновесие, но и равновесие между обществом и природой. Закон конфликта является всеобщим и основополагающим законом развития общества.

О. Конт особый упор делал на кооперацию и разделение труда, неизбежность возникновения социальных и профессиональных групп, концентрации богатства в руках узкого круга людей за счет эксплуатации остальной значительной части, усиления эгоистической морали. По его мнению, все это ведет к разрушению естественных человеческих чувств солидарности, согласия, к учащению и обострению конфликтности.

Впоследствии В. Ленин, рассматривают конфликт как возможное и неизбежное социальное явление в форме классовой борьбы в рамках существования антагонистических формаций. Но с победой коммунизма в мировом масштабе, по их мнению, причины, его вызывающие, будут устранены, наступит изобилие материальных благ, человечество будет жить в мире и согласии.

Таким образом, следует подчеркнуть, что на этом этапе особое внимание конфликту как социальной проблеме уделяют основоположники социологии. В рамках социологии осуществляется переход от общих философских рассуждений о конфликте к теоретическим построениям на основе обобщения фактических данных, полученных с помощью научных методов. Именно в это время были заложены основы общетеоретической базы конфликтологии, методологические подходы к анализу конфликта и его управлению как социальному явлению. Однако по прежнему недостаточно обращается внимание на психическую составляющую конфликта.

На этом этапе наряду с социологами проблемой конфликта вплотную занимаются психологи. И в психологии, и в социологии выделяется целый ряд самостоятельных научных направлений. Это обусловило тот факт, что,наряду с признанием важной роли конфликтности как в жизни человека, так и в жизни общества в целом, выделяются самостоятельные научные подходы к рассмотрению конфликта, появляются серьезные расхождения между выдвигаемыми научными концепциями.

Г. Зиммель (немецкая школа социологии) считается первым, кто ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт», специально занявшись разработкой теории конфликта. Среди относительно устойчивых форм социального взаимодействия (авторитет, договор, сотрудничество и др.) особое место, по его мнению, принадлежит конфликту, который выступает исключительно важной формой общественного развития. По Зиммелю, социальное - это результат межиндивидуальных отношений, соответственно через их призму следует рассматривать все формы социального общения и взаимодействия, в том числе и конфликта. Он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.

По мнению другого представителя немецкой социологической школы М. Вебера, субъектом социального действия в большей степени выступает индивид, а не общество в целом. Положение индивида в обществе определяется его статусом. Общество - это статусное взаимодействие индивидуумов, ориентированных друг на друга, и тех или иных статусных групп, действующих либо позитивно, либо негативно. В условиях конфликта материальных и идеальных интересов они озабочены сохранением и упрочением своего влияния, позиций, амбиций, жизненных ориентиров. Вебер предпринимает попытку создания идеальной модели организации (бюрократической организации), в которой не будет места конфликтам. Однако на практике эти идеи не получили своего подтверждения.

Э. Дюркгейм (французская школа социологии) поставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Основанием для объединения людей выступает не необходимость в противостоянии, а взаимная потребность друг в друге. Поэтому конфликт, являясь универсальным явлением общественной жизни, не упраздняет такие ее формы, как сотрудничество, взаимообмен, сплоченность, которые также являются универсальными. Конфликт, разрешаемый конструктивными способами, выполняет двоякую функцию: сигнализирует о социальной проблеме, а его разрешение восстанавливает социальный баланс. Решающую роль в общественном развитии он отводит не материальному производству, а культуре в широком смысле слова как системе коллективно разделяемых ценностей, убеждений и норм поведения, присущих определенной группе людей. По его мнению, общество -духовная реальность, которая стоит над индивидуумом. Нравственность как элемент духовной реальности обладает свойством регулирования конфликтов.

Питирим Сорокин как представитель восточнославянской школы социологии рассматривает конфликт в неразрывной взаимосвязи с удовлетворением потребностей людей. Его источник, по мнению Сорокина, заключен в невозможности в силу различных причин удовлетворить базовые потребности человека.

В отличие от социологов психологи объясняли природу конфликта с точки зрения специфики функционирования психики человека.

Так, по мнению , источник конфликта лежит в противоречивости психики человека (результат борьбы слоев «Эго», «Ид» и «Супер Эго»). «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил...».

3. Фрейд пришел к выводу, что главным источником конфликта является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых. Он утверждал, что конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывается его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамической ориентацией конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. В этом плане определенный интерес представляет известное суждение по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни».

Классический психоанализ исходит из того, что поведение человека в большей степени предопределяется его внутренними факторами, а не внешними.

Фактически центральным понятием теории психоанализа 3. Фрейда выступает конфликт.

Наряду с разработкой теоретических проблем конфликта как психического явления 3. Фрейд внес большой вклад в разработку конкретных методик по его разрешению (См.: 3. Фрейд. «Методика и техника психоанализа»). Фактически он стоял у истоков создания психоаналитического направления в конфликтологии, которое находит своих сторонников и противников и в наши дни.
в отличие от 3игмундта Фрейда предпочтение в человеческом поведении отдает социальным факторам, единству, а не расчлененности личности, рассматривая человека как социальное существо, как продукт общественного развития. Он одним из первых поднял проблему компенсаторных механизмов как величайшего смысла жизни и творческой силы человека при преодолении конфликтов. В отличие от Фрейда, «индивидуальная психология» А.Адлера предполагает необходимую гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Это не означает, что конфликта, как такового, не существует. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни», который - и в этом он солидарен с основными положениями классического психоанализа 3. Фрейда - является следствием трудного детства и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность. Этот « », или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими. По мнению Адлера, «невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов».
предложил свою классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. С одной стороны он выделил общую, преобладающую направленность личности: интровертированность и экстравертированность. Интроверты - люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. С другой стороны Юнг отмечал доминирующую у личности психическую функцию: мышление, чувство (эмоции), ощущение, интуиция. Соответственно этому он делил характеры на мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.

Многие положения основных концепций, разработанных социологами и психологами в этот период, актуальны и в наши дни. Свое дальнейшее развитие они получили в современных концепциях конфликта как социально-психологического феномена. К ним следует отнести:
- конфликт - нормальное, многообразное социально-психологическое явление в жизни человека, социума;
- наряду с деструктивными функциями конфликт выполняет целый ряд конструктивных функций;
- конструктивное разрешение конфликта способствует развитию личности, социума;
- рассмотрение конкретных конфликтов в конкретных сферах жизнедеятельности человека, выявление их причин, определение оптимальных методов, способов и приемов их предупреждения и разрешения.

На этом этапе развития конфликтологии создаются предпосылки для выделения ее в самостоятельную отрасль научного познания.

В XX столетии, после того как человечество пережило две мировые войны, участились региональные конфликты, потребности общественного развития остро поставили необходимость выделения конфликтологии в самостоятельную отрасль научного знания. При этом следует подчеркнуть, что весь ход предшествующего ее развития в рамках других отраслей научного познания человека и общества создал для этого все необходимые предпосылки. Это способствовало окончательному оформлению конфликтологии в самостоятельную науку в 50-х годах XX в. на стыке социологии и психологии, и изначально получившей название «социология конфликта».

Основоположниками конфликтологии как науки считают немецкого социолога Р. Дарендорфа и представителя американской социологии Л. Козера. - автора работы.

Р. Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) и др. рассматривает конфликт в качестве главной категории и называет свою концепцию теорией конфликта. По его мнению, наличие конфликтов - естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является ненормальным состоянием. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений.

Л. Козер в своем классическом произведении «Функции социального конфликта», вышедшем в свет в 1956 год, дал глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:
- постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому, пока существует общество, будет сохраняться в нем определенный уровень напряженности, время от времени перерастающий в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;
- хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных, противоположных лагеря, конфликты носят революционно-насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;
- конструктивные и деструктивные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.

Аналогичная ситуация наблюдается в психологии. В результате исследований М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта и др. психология конфликта выделяется в самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. К.Томас и Р. Килменн разрабатывают и внедряют в процесс обучения менеджеров двухмерную модель конфликтного поведения, получившую название «Сетка Томаса-Килменна».

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотг; Ш. и Г. Боуэр и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70-80-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобретает Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:
- концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);
- концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);
- концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);
- общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);
- концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);
- теорию трансактного анализа поведения людей (США);
- ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;
- психодинамический подход , Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;
- неопсихоанализ , Г. Салливена;
- концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;
- концепцию социализации личности Э.Эриксона;
- концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;
- конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;
- конфликт как когнитивньгй феномен ;
- теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

Основные направления
- СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову - представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

В качестве одной из наиболее явных особенностей сегодняшнего развития конфликтологии как науки следует выделить явное предпочтение практических направлений в работе с конфликтами их теоретическому исследованию.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что и сегодня достаточно влиятельные силы в обществе не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение их «разоружает» конфликтующие стороны.

Многие великие мыслители прошлого представляли человеческое общество как носитель непрекращающейся тотальной вражды всех и каждого. Т. Гоббс называет естественное состояние человечества, еще не ограниченное существованием государства и законов, «войной всех против всех». «Человек человеку волк», — гласит старая латинская пословица. «В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол», — говорит Г. Гегель.

Действительно, каждый человек и каждая социальная группа имеют конкретные экономические, политические, социальные интересы и очень часто они оказываются противоположными аналогичным интересам других людей и . Гегель пишет: «Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность». Преследуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопротивление других и вступаете ними в противоборство, иначе говоря, вступает в конфликт.

В самом общем смысле — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.

Конфликтология - наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликтов, их негативные и позитивные следствия, социальные функции, возможности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения.

К предметной области конфликтологии относятся:

  • конфликты как общественные противоречия;
  • стороны конфликтов — чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.;
  • конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания — становление, развертывание, разрешение, предупреждение;
  • конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
  • причины, условия, поводы конфликтов;
  • основные типы предметных конфликтов в обществе — экологические, экономические, политические, юридические и т.п.;
  • основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.д.); прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

Конфликтология в целом представляет собой комплексную, междисциплинарную по предмету и методам науку, поскольку исследует конфликты, возникающие как между отдельными людьми и даже внутри единой личности (внутриличностный конфликт — между сторонами ее психики или се социальными ролями), так и между группами, социальными слоями и классами, религиозными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этносами и нациями, наконец, государствами. Bee предмет также входят конфликты и противоречия между ментальными данностями — идеями, идеалами и ценностями, когда реальными сторонами конфликта выступают личности и группы, исповедующие и пропагандирующие эти идеалы и ценности. Таким образом, конфликтология непосредственно граничите психологией в исследовании внутриличностных конфликтов; с общей и социальной психологией в изучении межличностных конфликтов; с социологией — если речь идет о социальном конфликте. Вообще с конфликтологией тесно связаны практически все науки гуманитарно-обществоведческого цикла. Ведь все категории конфликтов, возникающих в сфере человеческого взаимодействия, формируются, развиваются и затухают на почве столкновения экономических, социальных, групповых и индивидуальных интересов; их непосредственными поводами служат соответствующие категории событий; конфликты часто получают правовое оформление и разрешение, следовательно, затрагивают сферу правовых отношений в обществе. Поэтому конфликтологические дисциплины исследуют свой предмет, соприкасаясь с экономикой, политологией, правоведением. В то же время межэтнические конфликты исследуются этнологией, этносоциологией, этнопсихологией. Таким образом, и эти дисциплины граничат с конфликтологией и обогащают ее своими концепциями и подходами. В конечном счете конфликтология всегда вступает в непосредственное соприкосновение с той наукой (науками), которая является базовой в исследовании сферы возникновения и развития конкретного изучаемого конфликта.

Межэтнические конфликты составляют значительную долю конфликтов на уровне больших групп людей, сообществ и государств. Конфликтология рассматривает эту группу конфликтов как социальные конфликты, т.е. обусловленные социальными причинами, имеющие социальные механизмы развития и вызывающие социальные следствия.

Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения в июне 2007 г. (опрос проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), в Российской Федерации сегодня проживают представители всех национальностей бывшего СССР. Этот факт неоднозначно воспринимается россиянами: примерно 37 % относятся к нему позитивно и почти столько же (35 %) — негативно, причем дифференциация негативного отношения показывает, что четверть опрошенных (25 %) испытывает открытое раздражение и неприязнь к нерусскоязычному населению, что подтверждается данными других исследователей, отмечающих, что в постсоветское время в массовом сознании россиян закрепился термин «лицо кавказской национальности», зачастую употребляющийся в негативном смысле. Почти 2/3 опрошенных (62 %) полагает, что следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в их регионы; 52 % опрошенных, не испытывающие, по их признанию, неприязни к представителям других национальностей, одобрили бы решение о выселении некоторых национальных групп за пределы их региона, и, что вызывает особую настороженность, более трети россиян (39 %) уверены, что многонациональность России приносит ей больше вреда, чем пользы.

Межнациональные и этноконфессиональные отношения в современной России — это область повышенных социальных и политических рисков, где объективные противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической мобилизации, источником конфликтов высокой интенсивности — вплоть до вооруженных. Сейчас ситуация в стране кажется более стабилизированной. Однако проблема не исчезла, и вряд ли можно поручиться за то, что где-то в глубинах неоднородного, «раз но векторного» российского социума не тлеют очаги новых «разборок» на почве межнациональной неприязни. Ситуацию осложняет и то, что на собственные, внутрироссийские проблемы накладываются противоречия между россиянами и мигрантами. Кроме того, свой вклад в рост подозрительности по отношению к другим народам и государствам вносит напряженность в отношениях между Россией и США, Россией и рядом стран Европы, в частности с некоторыми стремящимися или вошедшими в НАТО сопредельными государствами Европы.

Социальная конфликтология исследует внутриличносгные, межличностные и социальные конфликты с точки зрения их социальной обусловленности, так как в человеческом обществе любой конфликт обусловлен не только и не столько психологическими факторами, сколько социальными. Например, внутриличностный межролевой конфликт возникает, когда индивид в силу обстоятельств вынужден исполнять несколько несогласующихся или даже противоречащих друг другу социальных ролей. Требования, предъявляемые этими ролями, могут оказаться взаимоисключающими и в данном случае неизбежен жесткий внутренний конфликт. Несмотря на то что такие случаи представляют интерес для психологии, поскольку связаны с глубокими личностными переживаниями и вызывают психологическую травму, они являются и предметом исследования социальной конфликтологии, для которой наиболее интересна и актуальна социальная составляющая конфликта. Вступающие в него индивиды также рассматриваются с социально-типической точки зрения — как носители конкретных социальных характеристик и качеств, обладатели статусов и ролей, представители классов и социальных групп. Социальная конфликтология анализирует задействованные в межличностном конфликте групповые и индивидуальные интересы и потребности, проявившиеся в нем ценностные ориентации и поведенческие мотивации, изучает различные формы социальной депривации,т.е. «лишенности» тех или иных необходимых личности социальных, духовных и материальных благ, что, в конечном счете и является источником и глубинной причиной конфликта.

, составляющий по преимуществу предмет социальной конфликтологии, можно рассматривать как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Возникновение социального конфликта и его распространение или затухание определяются наличием, характером и степенью развития общественных противоречий. Общество всегда, во все времена изобилует противоречиями. Они проявляются в экономической сфере, в политике, идеологии, в области культурных ценностей и норм. Выделенное Марксом основное противоречие капиталистического типа хозяйствования — противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения производимого продукта — представляет собой классический пример экономического противоречия. Его отражением в политике является противостояние интересов в борьбе за власть. В сфере культуры всегда имеется противоречие между традиционными ценностями и нормами общества, с одной стороны, и инновационными идеями и нормативными представлениями — с другой. Множественность противоречий порождает многообразие социальных конфликтов, различающихся по вызвавшим их причинам и факторам, по субъектам и объектам, по характеру развития, по способу развертывания и разрешения, по степени остроты и длительности.

Специфическим аспектом социологического анализа конфликта является исследование его как субъект-объектного отношения. С одной стороны, социальный конфликт представляет собой субъективное действие или состояние, поскольку его участниками и движущими силами его развития выступают социальные субъекты — индивиды, группы, общности, классы, государства. С другой стороны, в любом социальном конфликте находят свое воплощение и продолжение объективные противоречия, существующие независимо от воли участников конфликта, но проявляющиеся через их чувства, мысли и действия. Любой конфликт разворачивается вокруг некоего объекта — собственности, власти, статуса, культурных ценностей и идеалов. Социология конфликта рассматривает его гак, чтобы уяснить, как и почему в данных социальных условиях объективные противоречия развиваются до уровня открытого противостояния субъектов социального действия.

Таким образом, социальная конфликтология как отдельная социологическая дисциплина исследует все группы конфликтов, прежде всего социальный конфликт, сточки зрения анализа их субъектных и объектных составляющих в их взаимодействии, выявляет социальные факторы формирования, развития и затухания конфликта с применением социологических методов к изучению природы возникновения конфликтов как социальной закономерности.

виды конфликта. Роль руководителя в разрешении конфликта

Основные понятия конфликтологии. Определение, причины и

виды конфликта

Конфликтология – наука о конфликтах. Выделяют следующие направления конфликтологии: юридическое, педагогическое, политическое, экологическая конфликтология, социология и психология конфликта. Основы в фундаментальной конфликтологии – это прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненных в начале XX века: Зиммеля, Гумпловича, Смолли, Самнера. Наиболее известным из них является, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия, оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу хотя бы одному участнику взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Частота и сложность конфликтной ситуации во многом зависит от эффективности материального стимулирования, уровня организации труда, воспитательной работы, социально-психологического климата в коллективе, авторитета и стиля управления руководства

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное препятствие, а не реальность);

Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной стороны.

В конфликтной ситуации появляются возможные участники конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. Оппоненты должны выступать от своего лица, а не от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не об участниках конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая сторона, что вызывает их противодействие. Предмет спора – получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Конфликтная ситуация - состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может трансформироваться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект - оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов.

При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный статус, их ранг, т.е. уровень власти, которым они реально наделены и располагают. При столкновении “начальник - подчиненный” ранг начальника выше, но впоследствии ситуация может измениться.

Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамическое состояние необходимо внешнее воздействие, толчок, инцидент.

Классическое определение конфликта, данное в 50-х годах американским специалистом по социальным конфликтам Л.Козером: “Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”. Определение, которое предложили отечественные ученые Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк в конце 80-х годов: “Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей”.

Признаки конфликта:

Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть справедливо поделен между участниками;

Желание участников продолжать конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Конфликты классифицируются по способам разрешения, природе возникновения, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников: антагонистические, компромиссные, социальные, организационные, эмоциональные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, внутриличностные.

С. Хэнди установил три уровня конфликтов:

Спор, в процессе которого идет обсуждение, сознание потенциально подготавливается к открытию новых возможностей в ситуации;

Конкуренция, в процессе которой две стороны соперничают, чтобы достичь цели первыми или с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества и мастерства;

Конфликт, который потенциально вреден, потому что одна сторона пытается помешать другой в достижении цели.

Классическая точка зрения на конфликт в организации заключается в том, что он не должен происходить. Ф. Тейлор заявлял, что если бы результаты его учения применялись, то конфликты исчезли бы. Э. Мэйо признавал существование конфликтов в организациях, но считал, что они разрушительны в социальном плане; если бы менеджеры развивали у себя соответствующие социальные навыки, они были бы способны устранять конфликты, а гармония и сотрудничество преобладали бы в работе.

Однако не так давно было признано, что определенная степень конфликта неизбежна в социальных отношениях. Традиционная точка зрения о том, что конфликт имеет негативное воздействие и его нужно избегать, подвергается сейчас серьезным сомнениям. Признается, что у него может быть созидательный результат наряду с разрушающим эффектом.

Наиболее часто возникают межличностные конфликты, причем в психологии управления выделяют типологию конфликтных личностей.

“Демонстративные” - характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. При отсутствии необходимых данных идут на конфликт, чтобы таким способом быть на виду.

“Ригидные” (негибкие) - лица, принадлежащие к такому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых применимо выражение: “если факты нас не устраивают, тем хуже для этих фактов”. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

“Неуправляемые” - отличаются импульсивностью, необдуманностью поведения, отсутствием самоконтроля, непредсказуемостью. Поведение агрессивное, вызывающее.

“Сверхточные” - это добросовестные работники, особо скурпулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиции завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких, как правило, большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

“Рационалисты” - расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного.

“Безвольные” – у таких людей отсутствуют собственные убеждения и принципы. Это может сделать их орудием в руках лица, под влияние которого они попали. Опасность этого типа работников заключается в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека как инициатора конфликта воспринимается коллективом: “его устами глаголет истина”. Этот тип и предыдущий являются ситуативными.

Представители всех этих типов ищут конфликт сами.

Роль руководителя в разрешении конфликта

Степень глубины конфликта между работниками и работодателем зависит от взаимодействия сложного комплекса факторов, некоторые из которых уже заданы, другими словами, существуют неизбежные источники конфликта, часто различающиеся в зависимости от взаимодействия ряда внутренних и внешних переменных. Следующая схема, основанная на модели Л.С. Межинсона и С.Р. Гэлэта, иллюстрирует эти факторы.

Заданные факторы :

Цели и системы ценностей. Менеджеры стремятся оптимизировать ресурсы организации, чтобы получить прибыль или сократить издержки. Сотрудники отстаивают свои интересы и их мало заботят ресурсы. Системы ценностей различаются;

Конкуренция из-за служащих. Ситуация, в которой существует излишнее предложение рабочей силы или ее недостаток, имеет очень важное воздействие на возможность работающих осуществлять давление на работодателей;

Статус представителей. Любой представитель должен продемонстрировать своим избирателям, что он делает, чтобы служить им. Следовательно, он не обязательно будет склонен к сотрудничеству с другой стороной (пример - профсоюзы);

Политика профсоюзной организации. Профсоюзы должны содействовать развитию солидарности. Иногда самый лучший способ сплотить людей - заставить их бороться с внешним врагом, в данном случае, с работодателем.

Внутренние переменные:

Характер технологий;

Отношение к ведению переговоров. Готовность сторон к переговорам и взаимовыгодным решениям;

Осознание легитимности. Если одна сторона не признает права другой - переговоры не состоятся;

История. Трудно отбросить историю конфликта, например, предательство, плохие отношения;

Природа продукции. Например, забастовка врачей, окажет гораздо более ощутимые потери, чем прекращение работы шахтеров, что дает большую или меньшую власть над работодателями и преимущества в конфликте.

Внешние факторы:

Конкуренция. Взаимозаменяемость товаров и услуг;

Лояльность участников конфликта. Солидарность;

Цикл деловой активности. Если в стадии развития, то работодатель находится в зависимости от работников, если на спаде - то меньшая зависимость;

Местные трудовые ресурсы;

Общественное мнение, если оно отдает предпочтение одной или другой стороне в конфликте;

Правительство. Может поддерживать или не поддерживать стороны. Введение законодательств, направленных на разрешение конфликтов, предоставление средств для их смягчения.

В настоящее время среди менеджеров распространено мнение, что конфликтами необходимо управлять. На управление конфликтами направлены усилия психологов и социологов предприятий.

Разрешение конфликтной ситуации:

Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Иногда конфликт существует длительное время, а открытого признания этого нет;

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности решить его быстро, целесообразно договориться о проведении переговоров. Важно уточнить детали переговоров: с посредником или без него, кто может быть посредником, равно устраивающим конфликтующие стороны;

Согласовать процедуру переговоров. Определить, где и когда начнутся переговоры, сроки, место, процедуру, начало совместной деятельности;

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;

Разработать варианты решения;

Принять согласованное решение;

Реализовать принятое решение на практике.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

Структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

Межличностные методы или стили поведения в конфликте;

Переговоры;

Ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Структурные методы разрешения конфликта - это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе - один из лучших методов управления, предотвращающих конфликт. Заключается в разъяснении того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определенные политика, процедуры и правила.

Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие, как управленческая иерархия; использование служб, осуществляющих связь между функциями, нефункциональные группы, целевые группы.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждение можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются комплексно подойти к решению проблемы.

Некоторые ученые выделяют 5 основных межличностных методов разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. Так, существуют разные формы поведения личности в конфликтной ситуации по К. Томасу и А. Килменну. Основу классификации составляют два независимых параметра: степень реализации собственных интересов, достижения своих целей; уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

“Уклонение” - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта – не попадать в ситуацию, которая провоцирует возникновение противоречий; не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и решение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

“Принуждение”, конкуренция, противоборство. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть. Этот стиль может быть эффективен в ситуациях, когда руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток такого метода в том, что он подавляет инициативу работников, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена одна лишь точка зрения. Конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

“Сглаживание”, уступчивость, приспособление. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта и характеризуется поведением, которое диктует убеждение, что не стоит сердиться, потому что “мы все одна команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпускать наружу признаки конфликта и отчужденности, апеллируя к потребности в солидарности. Действия индивида при этом направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для данного индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, когда важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

“Решение проблемы”, сотрудничество - это признание различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон.

Методика разрешения конфликта через решение проблемы:

2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;

Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

“Компромисс” - это метод принятия точки зрения другой стороны. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего конфликтующие стороны, при котором никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили “избежания” и “уступчивости” не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При “противоборстве” и “сотрудничестве” конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.

Кроме того, современная конфликтология выделяет следующий набор методов разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.

Компромисс - такой способ решения проблемы, когда оппоненты реализуют свои интересы путем взаимных уступок - либо более слабой стороны, либо той, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Такое встречается редко, поэтому чаще всего компромисс - следствие многочисленных деловых переговоров.

Переговоры - специфический тип регулирования институционального конфликта. В узком смысле слова - это механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существует взаимозависимость и расхождение интересов.

Условия, способствующие ведению переговоров, включают следующие моменты:

Наличие сторон, обладающих различными системами ценностей и стремящихся к взаимно противоположным или резко различающимся целям;

Включенность в конкретную среду деятельности, где у сторон есть зона общих интересов;

Отношение сторон к предмету переговоров неодинаково, т.е. наблюдается серьезное различие в подходах к решению конфликта вплоть до их противоположности;

Налицо большое желание сторон достичь взаимоприемлемого соглашения;

Осознание необходимости учета интересов и позиций друг друга;

Стороны по-разному оценивают ситуацию, желаемый результат переговоров, соотношение сил своих и противников.

Следующим методом разрешения конфликта является метод посредничества. “Чистые” переговоры, без посредника: стороны самостоятельно вырабатывают соглашения, предлагают больше оригинальных решений, понимая, что никто им не поможет и решение конфликта в их руках. Это возлагает повышенную ответственность за выполнение принятых решений.

Принципы участия посредника в переговорах:

Исходит из того, что стороны лучше, чем он, знают об основных аспектах своего конфликта, поэтому могут более творчески решить проблему, ибо ее решение полностью в их компетенции;

Посредник включается в процесс выработки решения только на той фазе переговоров, когда стороны потерпели неудачу;

Посредник должен оставаться нейтральным в течение всего процесса переговоров.

Различают три вида посредничества: формальное, неформальное, общественное. Формальное посредничество обязательно, например, при улаживании массовых трудовых конфликтов. Неформальное - осуществляется с согласия сторон, уверенных в объективности выбранного посредника. Общественное посредничество берут на себя какие-либо общественные организации – например, борцы за охрану окружающей среды, за права человека. Посредничество целесообразно применять при рассмотрении жалоб сторон друг на друга, заключении коллективных договоров, выработке стратегии и тактики поведения на будущих переговорах, для работы с микрогруппами каждого оппонента.

Главное средство в разрешении конфликтов – это действия руководителя. Руководитель должен вмешиваться в конфликт, а не оставаться в стороне. При этом он четко должен знать и разграничивать свои юридические и моральные права.

Руководитель может влиять на развитие конфликта, во-первых, путем переговоров с оппонентами (для достижения компромисса). Во-вторых, руководитель имеет возможность изменить предмет конфликта, а, значит, и отношение к нему. Не стоит забывать, что в действиях руководителя этика поведения имеет большое значение.

Контрольные вопросы к теме 8

1. Охарактеризуйте типы поведения человека в организации.

2. Что такое стимулирование трудовой деятельности персонала?

3. Охарактеризуйте взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации.

4. Раскройте сущность процессуальных теорий мотивации.

5. Что такое тип мотивации?

6. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.

7. Что такое трудовое поведение персонала?

8. Назовите две относительно самостоятельные составляющие трудового поведения.

9. Назовите основные структурные элементы конфликта.

10.Назовите причины конфликтов.

11.Какова роль руководителя в разрешении конфликтов?

Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п.

В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1) внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер.

Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия.

Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы:
конфликты как стороны общественных противоречий;
стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.);
конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение);
конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
причины, условия, поводы конфликтов;
основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.);
основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.);
прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Вспомние схватки Геракла, бесконечные войны, которыми полна история стран и народов. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.

До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.

Передовые страны мира характеризуются буржуазно-социалистическим строем (формацией)*, в котором гражданская сфера оказывает большое влияние на остальные сферы: географическую, демографическую, производственную, экономическую, социальную, политическую, духовную. В либерально-капиталистических (США, Канада и др.) и буржуазно-социалистических (Германия, Япония и др.) странах возникла объективная необходимость и возможность предотвращения случайных и смягчения необходимых социальных конфликтов: демократия – это перманентный конфликт. В США, Швеции, Германии, Франции, Японии и других странах конфликтология получила значительное развитие. Она позволяет прогнозировать, предупреждать и не доводить конфликты до стадии развертывания.

В странах тоталитарных (СССР, Китай и др.) конфликтология была не нужна или была секретным знанием, которое использовалось власть имущими для разжигания искусственных и тушения опасных для власти конфликтов. Например, борьба с «врагами народа» в СССР при Сталине была искусственно развернутым конфликтом, позволяющим держать общество в напряжении, сохранять высокую социальную мобильность, укреплять власть большевиков. Сейчас Россия находится в состоянии государственного, информационного, цивилизационного и геополитического кризиса, сопровождающегося множеством конфликтов: демографического, технологического, экономического, социального, политического, межнационального, духовного и т.п. Это и поставило в повестку дня развитие конфликтологии в нашей стране.

Темпы развития обществ в конце XX в. значительно ускорились. Человечество, его передовые страны, вступает в постиндустриальную цивилизацию. Увеличилось качество, число и интенсивность конфликтов, которые сопровождают периоды общественного развития, трансформации, модернизации. Это особенно характерно для стран, осуществляющих переход от пролетарского социализма к буржуазному социализму (демократическому капитализму), в частности, СССР. Конфликты подрывают стабильность общества, его основных сфер, ухудшают качество жизни людей.

Сложность проблемы заключается в том, что конфликты одновременно являются источником общественного прогресса Без них развитие невозможно. В связи с этим задача руководителей заключается в том, чтобы, с одной стороны, не доводить эти естественные конфликты до стадии развертывания, а с другой стороны, не допускать случайных конфликтов.

Случайными являются такие конфликты, которые вызваны психологическим состоянием противоборствующих сторон, их амбициями, неверной интерпретацией обстоятельств, таких конфликтов можно было бы избежать. Таковым, в частности, является первая чеченская война, начатая Ельциным и Дудаевым. Когда социальные конфликты долго не разрешаются и обострены до предела, как происходит в постсоветской России, существует опасность социального взрыва.

Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.

В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.