Определение реализма в литературе 19 века. Критический реализм - живопись и известные картины

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.
1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален.
2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.
3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения.
4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.
5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.
6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов.
В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров.
Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:
культ эзотерики;
изображение ярких нетипичных личностей;
использование элементов фантастики;
сегрегация героев на положительных и отрицательных.
Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума.
Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами.
Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Основные представители

Реализм в литературе XIX века оставил множество гениальных произведений. К первой половине столетия творили Стендаль, О. Бальзак, Мериме. Именно они подвергались критике со стороны их последователей. Их произведения имеют тонкую связь с романтизмом. Например, реализм Мериме и Бальзака пронизан мистикой и эзотерикой, герои Дикенса являются яркими носителями одной выраженной черты характера или качества, а Стендаль изображал ярких личностей.
Позже развитием творческого метода занимались Г. Флобер, М. Твен, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер. Каждый автор вносил в свои произведения индивидуальные особенности. В российской литературе реализм представлен работами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина.

Ермак Тимофеевич (около 1540—1584 или 1585) — казачий атаман, по преданию, родом с одной из донских станиц. Предводитель похода в Сибирь, положившего начало ее присоединению к России. В 1582 году разбил на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучума. Шестого августа 1585 года (по другим данным — 1584) был ранен в сражении и утонул, пытаясь в тяжелой кольчуге переплыть приток Иртыша реку Вагай. О Ермаке в народе было сложено много песен, его образ лег в основу литературных произведений. Иконография Ермака апокрифична и восходит к одному типу. Он нашел отражение в живописных и гравюрных изображениях, весьма распространенных, по-видимому, уже с XVII века. Очевидно, Карамзин руководствовался одним из таких портретов, приводя описание внешности Ермака: „Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, волосы темные, кудрявые, глаза светлые".

Неизвестный художник 18 века


Портрет царицы Марфы Матвеевны

Марфа Матвеевна родилась в Москве в 1664 году, была дочерью

астраханского воеводы боярина Матвея Васильевича Апраксина от брака с Домной Богдановной Ловчиковой. В 1682 году на ней женился смертельно больной царь Федор Алексеевич, первая жена которого незадолго до этого умерла от родов. Через два месяца Марфа Матвеевна овдовела, но сохранила титул царицы и место в царской семье. Она была уважаема своим деверем Петром I, которому служили три ее брата, они носили звания комнатных стольников, участвовали во всех затеях юного царя. Умерла 31 декабря в Петербурге, похоронена в Петропавловском соборе. Марфа Матвеевна изображена в парчовом наряде русской царицы XVII века, на голове — кокошник, шитый жемчуге ценными камнями.

Неизвестный художник конца XVII — начала XVIII века (?)

Портрет князя Ивана Борисовича Репнина

Князь И. Б. Репнин (161.—1697) — стольник, потом ближний боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича. Был воеводой в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Смоленске и Тобольске. Занимал высокие государственные должности: был судьей (начальником) в нескольких приказах, центральных органах управления Московского государства — Владимирском, Ямском и Поместном, а также Сибирском и приказе Казанского дворца. Отец генерал-фельдмаршала Никиты Ивановича Репнина, одного из сподвижников Петра I. Подобный тип портретов, обычно называемый парсунами положил начало русской портретной живописи.

Неизвестный художник второй половины 17 века (?)

Портрет митрополита Димитрия Ростовского

Митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (1651—1709) — выходец с Украины, один из образованнейших людей своего времени. Он владел многими языками, собрал богатейшую библиотеку, был автором богословских сочинений, стихов и пьес

..Сей муж был острого разума, великого просвещения... великую имел склонность к наукам...

В 1757 году канонизирован. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность).

Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. 1690-е годы

A.M. Апраксин (1663—1731) — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф. Был участником „Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы". Это шутовское сообщество было создано Петром I из людей, принадлежащих к его ближайшему окружению. Участники собора фигурировали во всех придворных увеселениях и празднествах. К делам государственного управления большинство из них касательства не имели.

Портрет принадлежит к так называемой Преображенской серии (по наименованию дворца, расположенного в Подмосковье где первоначально хранились эти портреты). Его можно датировать 1690-ми годами, так как персонаж изображен еще с бородкой ношение которой позднее было строжайше запрещено Петром.

Портрет Якова Федоровича Тургенева

Не позднее 1695

Я.Ф. Тургенев (i6..—1695) также входил в число лиц, составля-вшнх..Всепьянейший сумасброднейший собор всешутейшего князь-папы". В своем кругу он носил звание „старого воина и киевского полковника". Во время маневров 1694 года близ Ко-жухова под Москвой он командовал ротой. Вскоре за этим была сыграна шутовская свадьба Тургенева, которая стоила ему жизни.

Исполнение портрета следует отнести к последним голам жизни Тургенева. Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.

Неизвестный художник конца 17 века

Портрет Петра Первого

Петр 1 — император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.

Неизвестный художник конца 17 века (?)

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной

АЛ. Нарышкина, урожденная княжна Мышицкая, —жена Ки-рила Алексеевича Нарышкина, последнего кравчего, обер-коменданта Дерпта и первого коменданта Петербурга, а с 1719 года — московского губернатора. Ее дочь Александра, вероятно, умерла в детстве, так как не упоминается в опубликованных родословиях Нарышкиных. Другая дочь, Татьяна впоследствии стала женой генерал-адмирала князя Михаила Михайловича Голицына.

Изображены в пышных робах и головных уборах европейского типа, вошедших в моду в дворянской среде в начале XVIII века.

Неизвестный художник начала 18 века (?)

Портрет Василия Ивановича Майкова

В.И. Майков (1728—1778) — яркая фигура XVIII века. Богатый

дворянин, служивший в молодости в гвардии, причастный к философски нравственным исканиям масонов, он был даровитым поэтом. Майков входил в литературный кружок М.М. Хераскова, сотрудничал в журналах Н.И. Новикова. Наибольшей известностью пользовались сатирические „ироикомические" поэмы Майкова „Игрок ломбера" (1763) и „Елисей, или Раздраженный Вакх" (I771)- В последней с грубоватым юмором описывались похождения удалого ямщика Елисея. Сам Майков был известен как человек веселый, добродушный, общительный и любезный.

Портрет может быть датирован 1750-ми, так как Майков изображен на нем в мундире лейб Семеновского полка. Известно, что его военная служба началась в 1747 году, а 25 декабря 1761 года он был уж отставку гвардии капитаном.

Неизвестный художник середины 18 века

Портрет атамана Федора Ивановича Краснощекова. 1761

Ф.И. Краснощеков (?—1764) — походный атаман казачьих полков, сын знаменитого донского героя, устрашавшего врагов своей отвагой, „диким видом" и лицом, сплошь покрытым шрамами. Ф.И. Краснощеков и сам прославился смелостью. Он был участником Семилетней войны (1756—l763) Во время которой..рыская со своими казаками", должен был всячески неприятеля обеспокоивать ". В боях Краснощеков проявил храбрость, отвагу и неустрашимость, получил чин бригадира, потом генерал-майора. Был отмечен установленной для казаков наградой— золотой, „обложенной алмазами" медалью для ношения на шее. Хитрый и неглупый, он среди казаков слыл за колдуна. В народе о Краснощекове слагали песни, называя его „лихим наездником" и „славным богатырем".

Изображен в красочном одеянии казацкого атамана, на груди — наградная медаль; по словам Я. Штелина, Антропов написал этот портрет для „гетмана" Разумовского.

Портрет графини Анны Карловны Воронцовой. 1763

Графиня А.К. Воронцова (1722—1775) урожденная Скавронская,

занимала высокое положение при дворе. Она была родственницей и любимицей императрицы Елизаветы Петровны, обер-гофмейстериной и кавалерственнои дамой ордена св. Екатерины. При этом она имела привилегию, надевая орденскую ленту и звезду, не носить знака статс-дамы — портрета императрицы. Жена государственного канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, она постоянно водила знакомство с чужестранными посланниками и знала многие дипломатические секреты. По свидетельству одного из современников, графининя была прелестная женщина, но любила выпить. Большая мотовка, модница и щеголиха, она представлена в пышном орденском платье и согласно моде того времени с напудренных и сильно нарумяненным лицом.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина. 1763

А.П. Антропов — сын солдата, занимавшегося слесарным ремеслом. Учился живописи у Л. Каравакка и А. Матвеева. В 1739 готу был определен в штат „живописной команды" при Канцелярии от строений. Участвовал в декоративных росписях Зимнего Петергофского и Царскосельского дворцов, в 1750~ых годах работал в Киеве над иконостасом Андреевского собора, позднее занимал должность живописца при Синоде. В 1750—1760-е годы Антропов выдвинулся как портретист, в творчестве которого черты барочного стиля сочетались с традициями народного искусства, сказавшимися более всего в яркости и силе цветового звучания.

Д.И. Бутурлин (1703—179°) — коллежский асессор, московский дворянин, владел многими деревнями и селами, в том числе знаменитым селом Палехом, старинным центром иконописания.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет неизвестной в русском головном уборе. 1769

надписью в картуше — «писал1769 Maia» . Возможно, портрет является одним из первых образцов так называемого женского „купеческого" портрета, впоследствии достаточно широко распространенного. Несомненные натурные черты, индивидуальный и очень русский облик модели говорят о стремлении художника добросовестно фиксировать сходство. Он не прибегал к часто принятому в то время безликому приукрашиванию персонажа и не следовал правилу о том, что в портретах женщин «все недостатки должны быть поправляемы»

Неизвестный художник второй половины XVIII века

Портрет Саввы Яковлевича Яковлева. 1767

С.Я. Яковлев (Собакин. 1713-I784 — крупный промышленник и откупщик. Простой осташковский мещанин, он пришел в столицу „с полтиною в кармане" и быстро нажил миллионное состояние.

Владел железоделательными заводами на Урале и полотняными фабриками в Ярославской губернии, имел также винные откупа. В 1761 году Яковлев получил чин коллежского асессора, что давало ему права потомственного дворянства. Был известен своей жестокостью и самодурством: неугодных ему „маленьких людей" избивал или держал на цепи . Предание гласит, что пожертвованный им в петербургскую церковь Спаса на Сенной 500-пудовый колокол с языком, запертым на замок, мог звонить только с разрешения жертвователя.

Неизвестный художник второй половины 18 века. (Возможно - Мина Лукич Колокольников. Около 1714 — 1792)

Портрет Петра Дмитриевича Еропкина

П.Д. Еропкин (1724—1805) начал службу в 1736 году, участвовал в Семилетней войне, за что был произведен в генерал-поручики, но вскоре „по слабости здоровья" уволен и назначен сенатором. Во время эпидемии чумы в 1771 году ему было поручено..охранять" Москву „от чумной заразы". После двенадцати лет отставки, в 1786 году, вновь назначен московским главнокомандующим, но вскоре „болезнями истощенные силы" заставили его покинуть этот пост. Еропкин был гостеприимен и хлебосолен по-старинному, его внешность и манеры отличались старомодной сановитостью; он ездил с трубачом, который трубил когда Еропкин останавливал экипаж. Умер скоропостижно за партией в рокамболь.

П.Д. Еропкин изображен с орденами Андрея Первозванного, Владимира I степени, Александра Невского и Анны 1 степени

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Дмитрия Мартыновича Мартынова

Д.М. Мартынов — наказной атаман Войска Донского. В 1772 году за участие в первой Турецкой войне, будучи полковником, награжден именной золотой медалью в 30 червонцев „для ношена на шее". В 1796 году — кавалер ордена Анны и генерал-лейтенант. На портрете Мартынов представлен в казачьей одежде, с „украшенной алмазами" золотой медалью с профилем Екатерины II и с орденами Анны I степени и Владимира 2 степени, при этом ордена приписаны позднее. Обыкновение добавлять на исполненных ранее портретах вновь полученные ордена было очень распространено в 18 веке.

Неизвестный художник конца 18 века

Портрет графини Елизаветы Петровны Коновницыной в детстве. 1800-ыe

Графиня Е.П. Коновницына (1801 или 1804—1867) — дочь героя

Отечественной войны 1812 года П.П. Коновницына. Год ее рождения обычно указывается как 1801, однако в надписи на обороте портрета, сделанной ее дедом с материнской стороны, упомянуто, что его „внука" родилась в 1804. Декабрист А.Е. Розен писал о ее приезде в Читу в 1827 году: „От роду было ей 23 года; единственная дочь героя- отца и примерной матери, урожденной Корсаковой, она в родном доме значила все, и все исполняли ее желания и прихоти. Коновницына хорошо пела музицировала и рисовала. В 1823 году она вышла замуж за декабриста, члена Северного общества Михаила Михайловича Нарышкина. В 1827 последовала за мужем в Сибирь, жила в Чите, с 1830 в Петровском заводе. С 1833 — после и выхода его на поселение — жила в Кургане, много помогала местным жителям деньгами и лекарствами

Умерла в Москве, где провела последние годы жизни.

Неизвестный художник начала 19 века

Портрет пожилой купчихи

Изображенная одета в национальный праздничный наряд, который, следуя давней традиции, носили в конце XVIII — первой половине XIX века женщины из купеческого сословия. Живописец с виртуозным блеском передал орнаментальную изощренность головного убора, образованного кружевным переплетением жемчужных нитей, многоярусность серег, характерно „развернутых" на зрителя, сказочную пестроту тканого узора вдоль широкого края шали. Суровое, умное и властное лицо купчихи, ее выразительные руки с тонкими длин пальцами нисколько не теряют своей образной силы в окружении всего „доличного". Вся фигура в целом эффектно выступает на ровном однотонном фоне.

Неизвестный художник первой половины 19 века

Портрет Матвея Ивановича Платова на коне

М.И. Платов (I751—I8I8) — генерал от кавалерии, атаман донских казаков. Воевал в войсках Суворова, участвовал в штурме Очакова и Измаила, где проявил исключительную отвагу. Во время Отечественной войны 1812 года командовал отрядом казаков в двадцать тысяч сабель, прославился в сражениях, был награжден многочисленными орденами и графским титулом. Платов сопровождал Александра 1 при поездке в Англию, где был удостоен исключительных почестей. Лондон преподнес ему драгоценную саблю. Оксфордский университет — почетный диплом доктора наук. В его честь называли новорожденных, дамы выпрашивали у Платова прядки волос, чтобы носить их в медальонах «на счастье».

Портрет офицера ополчения 1812 года

Портрету молодого офицера была посвящена статья В.М. Глинки. где он писал: „Перед нами подросток, одетый в черную форму казачьего покроя с обер-офицерскими золотыми эполетами. Он в полной боевой готовности — с лядункой через плечо, снабженной шомполом и двумя шпильками—„протравниками" на цепочках (служившими для прочистки пистолетного механизма), левая рука опирается на саблю с офицерским темляком... Его форма наиболее близка к обмундированию конного полкаТульского ополчения, сформированного в 1812 году ". В кругу музейных работников портрет много лет носил условное обозначение „портрета Пети Ростова", героя романа Л.Н. Толстого „Война и мир", погибшего в бою пятнадцатилетним мальчиком. Возраст младших офицеров во время наполеоновских войн 1805—1814 годов часто был очень юным. А.Н. Раевский и Н.Н. Раевский, П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов, многие из будущих декабристов начинали военную службу в возрасте 15—16 лет.

Неизвестный художник первой четверти 19 века

Портрет семьи Бенуа

Около 1816

В центре сидит глава семейства Леонтий (Луи Жюль) Бенуа —

повар-кондитер герцога Монморанси, переселившийся в Россию и ставший придворным метрдотелем. Рядом — его жена Екатерина Андреевна. Их дети (по старшинству) — Жаннет, Михаил (в кадетской форме), Леонтий, Александрина, Елизавета, Елена, Николай и Франсуа. А.Н. Бенуа вспоминал: „Вся семья дедушки изображена целиком на картине, писанной каким-то „другом дома" по фамилии, если я не ошибаюсь, Оливье. Это совершенно любительское произведение, над которым в былое время принято было у нас потешаться... досталось по мне. Но как раз любительский характер этой картины в последующие годы (когда начался культ всякого примитивизма в искусстве, а строгие академические заветы стали постепенно забываться) — возбуждал восторги моих гостей. Иные из них ничего другого на стенах не удостаивали внимания, кроме этого портрета..."

Оливье (?) Художник первой половины 19 века

Зимний пейзаж

(Русская зима). 1827

Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Юношей с артелью иконописцев расписывал деревенские церкви. Там его увидел А.Г. Венецианов и взял к себе в ученики. В 1825 Крылов переехал в Петербург, жил и учился у Венецианова, одновременно посещая классы в Академии художеств. Умер молодым. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств, и современники отмечали „обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи ".

Никифор Степанович Крылов. 1802—1831

Портрет Екатерины Ивановны Новосильцевой с детьми. 1830 (?)

Е.И. Новосильцева (?—1864) — рожденная графиня Апраксина,

жена Николая Петровича Новосильцева. Род ее мужа не был древним, его основоположник, Петр Новосильцев, из орловских мещан, начал службу канцеляристом, дослужился до должности петербургского вице-губернатора и получил потомственное дворянство. Сошлемся еще раз на Вигеля: „Нельзя было не полюбить г. Новосильцева за его редкий ум и необыкновенные дарования: они кривому подьячему открыли путь до степени государственного человека и дали его семейству притя же некоторое право на знатность ". Его сын, Николай стал сенатором и товарищем министра внутренних дел и смог жениться на графине Апраксиной. У них были дети: Ардалион, впоследствии полковник (?—1878), Василий, Петр (?); Иван (?), Мария, фрейлина (?—1865) и Екатерина, с 1838 года ставшая женой гофмаршала Эммануила Дмитриевича Нарышкина.

Неизвестный художник первой трети 19 века

Охота на уток

Пейзажи с охотниками были распространены в живописи 1830—1850-х годов, давая возможность сочетать пейзажный и жанровый мотивы. Некоторые детали сближают картину с пейзажами И.С. Щедровского, однако автор ее, не будучи профессионалом, вполне самобытен в своем подходе к натуре. С подкупающей наивностью дважды повторены одинаковые силуэты стрелков, написаны летающие над озером утки и устремляющиеся к ним собаки, с особенной тщательностью показаны лежащие на земле около каждого охотника трофеи.

Неизвестный художник второй четверти 19 века

Останкино. Общий вид усадьбы

Останкино — знаменитая подмосковная усадьба Шереметевых. Дворец изображен со стороны пруда, слева от него — церковь Троицы конца XVII века, построенная зодчим П. Потехиным. Дворец был возведен в 1790-х годах из дерева в формах русской каменной классической архитектуры. Его строителями были крепостные архитекторы П. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев и многочисленные крепостные мастера, украсившие интерьеры дворца. Главной достопримечательностью усадьбы был ее театр. Часть дома занимал зрительный зал который мог превратиться в бальный, многие помещения дворца использовались как фойе и даже ложи. Останкинская труппа состояла из крепостных певцов, музыкантов и танцовщиков. Сказочная роскошь, с которой ставились спектакли поражала зрителей. Особенно прославилась постановка оперы «Самнитские браки", в которой участвовали более трехсот человек

Николай Иванович Подключников 1813—1877

Натюрморт

Картина имеет подпись «Волков», однако неясно, кому из многочисленных художников, носивших в XIX веке эту фамилию, должен быть приписан натюрморт. По форме стакана с «арочной» гранью он может быть датирован не ранее середины XIX века, скорее же всего картина написана несколько позднее.

Волков. Художник середины — второй половины 19 века

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Л.Н. Милюкова (1832—?), старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться,на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии". В 1853 году Лидия Милюкова вышла замуж за поручика СВ. Сафонова. Во втором браке была за Н.Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки. На портрете работы Сороки она позирует, простодушно глядя на зрителя.

Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864

Кабинет в Островках, имении Н.П. Милюкова

Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором. На конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.

Григорий Сорока. 1823—1864

Автопортрет

1840-е — начало 1850-х

Г.В. Сорока — выдающийся художник, человек трагической судьбы. Был крепостным помещика Н.П. Милюкова, исполнял обязанности живописца и садовника в его усадьбе Островки. В начале 1840-х годов стал учеником А.Г. Венецианова, которого связывали с Милюковым дружеские отношения. Однако все попытки Венецианова добиться освобождения Сороки были безуспешными. Художник остался безвестным деревенским живописцем. В начале 1860-x годов за участие в крестьянских волнениях он был приговорен к телесному наказанию и покончил с собой накануне исполнения приговора.

В русском искусстве, Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя". Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

Платон Семенович Тюрин. I8I6—1882

Семейная картина (На балконе)

Ф.М. Славянский — крепостной крестьянин помещика А.А. Семенского в деревне Вышково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Около 1838 года стал учеником А.Г. Венецианова, организовавшего в своем имении Сафонкове художественную школу для юношей из неимущих классов. Стараниями Венецианова был выкуплен из крепостной зависимости. Посещал классы Академии художеств, в 1845 получил звание художника, в 1851 — „назначенного", в 1852 — академика портретной живописи. Был учителем рисования в Лесном и Межевом институтах и в женских гимназиях Петербурга. Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, мать жены и дети Кронид, Евгений и Лидия. За эту картину и за два портрета в 1851 году Славянский получил звание „назначенного".

Федор Михайлович Славянский. 1819 или 1817—1876

За чайным столом

Картина написана в усадьбе Г.С. Тарновского Качановка Черниговской губернии. Усадьба знаменита тем, что в 1838 году в ней гостил композитор М.И. Глинка, писавший тогда оперу „Руслан и Людмила". Волосков изобразил комнату, носившую название..Фонарик", с модными для того времени готическими мотивами в отделке.

Среди сидящих за столом лиц слева — хозяин поместья Григорий Степанович Тарновский — меценат, владелец большого картинного собрания; облокотясь на спинку его кресла, стоит Василий Васильевич Тарновский — видный общественный деятель по крестьянскому вопросу, за столом — его жена Людмила Владимировна. Девушка в белом платье — Юлия Васильевна Тарнов-ская, предмет горестного увлечения художника П. А. Федотова в последние годы его жизни.

Алексей Яковлевич Волосков. 1822—1882

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Изображено народное гулянье в Красном селе, еще в XVIII веке вошедшем в состав Москвы. В XVII—XVIII веках там был царский Красносельский дворец. К юго-западу от села находился Красный, или Великий, пруд, один из древнейших в Москве. Сохранилась церковь Покрова, построенная в XVIII веке. Картина заполнена бытовыми фигурами и сценами: здесь и веселая пляска в кругу зрителей, и мальчонка, залезающий в телегу, и подвыпившие мужики, и крестьянка, ведущая под уздцы выпряженную лошадь.

Портрет молодой женщины в белом платье с розовыми лентами

Д.П. Маляренко — крепостной помещицы Мусиной-Пушкиной, получивший отпускную в 1848 году. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1850 году получил звание неклассного художника портретной и исторической живописи, в 1855 — признан „назначенным" за портрет с натуры „негоцианта Симонсона", в 1857 — получил звание академика за портрет товарища министра внутренних дел Левшина. Портрет считался работой неизвестного художника, подпись Маляренко обнаружена при реставрации картины в Русском музее в 1969 году.


Дмитрий Петрович Маляренко (Моляренко). 1824—1860

Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве

Своеобразно убранство кабинета с драпировками и кинжалами на стенах и письменным столом, покрытым ковром. Вероятно, в подобном декоре нашли выражение романтические вкусы хозяина кабинета. Картина передает впечатление уюта и непринужденности: этому способствуют и небольшие размеры кабинета, домашний халат хозяина и фигуры детей, расположившихся здесь же. На стене висит портрет предка хозяина — сенатора князя Якова Долгорукова (овал), знаменитого своим гражданским мужеством и неподкупностью: в присутствии Петра 1 он публично разорвал указ императора, казавшийся ему несправедливым.

Неизвестный художник середины XIX века

Кабинет в усадьбе графа Д.А. Толстого Знаменская Воронежской губернии

1870—188o-e

Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823—1889) — сенатор, министр народного просвещения, министр внутренних дел.

Картина известна под названием „Кабинет графа Д. А. Толстого". Между тем этот интерьер скорее напоминает дамскую гостиную, чем кабинет министра. Небольшой письменный стол, стоящий сбоку, теряется на фоне вычурных диванов, кресел с пестрой обивкой, фортепиано, обилия цветов и безделушек.

Неизвестный художник середины XIX века