Герой комедии отцы и дети. Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году. Это произведение не столько о конфликте поколений, сколько еще об одном «лишнем» человеке. Таковым стал Базаров.

Главные герои романа «Отцы и дети»:

Евгений Васильевич Базаров — человек высокого роста с темно-белокурыми, длинными волосами. «Чудесный малый, такой простой», по мнению Аркадия. Аристократическую натуру Павла Петровича возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. Он хоть и пытается работать, делает какие-то опыты, но за ними не видно определенной цели. Его нигилизм – это маска, за которой он прячется от реальности современного бытия. Он никого не любит, не готов никого сделать счастливыми. Зная, что его ждали дома, он не спешил ехать домой, гостил сначала у Кирсановых, потом у Одинцовой. Базаров ничего не создает, он едва не разрушил жизнь в семье Кирсановых, когда, не задумываясь о нравственной стороне своего поступка, стал соблазнять Фенечку. Он возбудил в сердце Одинцовой чувство любви, но тут же отступил. На женщин он смотрел как на самок, которые служат для удовлетворения физиологических потребностей, и отрицал любовь. Но когда сам влюбился – то испугался и сбежал. Его собственные родители рядом с ним чувствовали себя как на вулкане, не смея лишний раз заговорить с ним, или выразить свои чувства. Своих друзей он попросту использует. «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», так объясняет Аркадий принципы нигилизма Павлу Петровичу.

Правда, надо отдать ему должное, на дуэли он повел себя благородно, осмотрев и перевязав рану Павлу Петровичу.

Николай Петрович Кирсанов – барин лет 40 с небольшим, вдовец, владелец имения в 200 душ. Отец хотел отдать его на военную службу, но он был трусоват. И когда должен был отправиться на учебу, сломал ногу. Тогда отец «пустил его по штатской», отвез его учиться в университет. После смерти родителей женился по любви, и 10 лет прожил с женой в любви и согласии. Он распустил своих крестьян до узаконенной отмены крепостного права, организовал ферму, но дела не шли. Не хватало опыта, умения управлять людьми.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича, «кандидат», окончивший университет. На какое-то время он подпал под влияние Базарова, которым восхищался, и считал что тот во всем прав. Но вернувшись в родную стихию, домой, он все больше становится самим собой. Он любит и отца и аристократа дядю, защищает его от нападок Базарова. Аркадий подпал под влияние Базарова, в глубине души оставаясь прежним. Он не столько разделял его мировоззрения, сколько просто подражал ему. И как только он расстался с Базаровым, он стал прежним. Это подтверждается словами Кати о том, что Аркадий находился под влиянием Базарова, и в нем сохранялись «старые следы… сатирического направления».

Аркадий все чаще спорит с Базаровым, и однажды дело едва не дошло до драки.

Павел Петрович Кирсанов – 45-летний мужчина в английском костюме. Несмотря на то, что Павел Петрович не жил в столице, а всего лишь в деревне, он сохранил былые привычки. Он уделял много внимания своему туалету и своей внешности. Когда-то это был красавец мужчина. Его лицо и теперь хранило остатки былой красоты. Седые волосы были коротко острижены. Лицо было желчным, но без морщин. Особенно хороши были ясные, черные глаза. Он сохранил юношескую стройность.

Павел Петрович невзлюбил Базарова, который отрицал традиции, жизненные устои, медицину, государство. Между ними часто вспыхивали стычки, споры.

Когда-то Павел Петрович был счастливо влюблен, Но любимая покинула его. Через некоторое время Павел Петрович узнал о ее смерти. В глубинах своей души он хранил память об этой любви. В один прекрасный день он обратил внимание, что Фенечка похожа на княгиню Р. – предмет его любви и восхищения. Он заметил, что Базаров стал оказывать Фенечке знаки внимания, и, посчитав себя оскорбленным, вызвал Базарова на дуэль, где и был ранен.

Катерина – положительная героиня. Тургенев рисует ее доброй и скромной, умной и кроткой, побаивающейся своей старшей сестры.

Прокофьич – слуга в доме Кирсановых. Пожилой человек шестидесяти человек лет, беловолосый, худой и смуглый, с густыми бровями на лице, одетый в коричневом фрак с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Говорил он внушительно.

Фенечка — молодая женщина двадцати трех лет, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с пухленькими по-детски губками и нежными ручками. Фенечка была скромной, до стыдливости. Она была хозяйственной, как и ее мать. Фенечка любила и своего малыша Митю и Николая Петровича.

Княгиня Р . была известна в обществе, как легкомысленная кокетка, увлекалась всякого рода удовольствиями, любила танцевать до упаду, кружила головы мужчинам, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной. По ночам она молилась, плакала, или читала псалтырь. Внешне княгина Р. была интересной, хорошо сложенной женщиной. Ее голову украшала золотистого цвета, тяжелая коса. Взгляд ее серых глаз был «быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд». Часто она вела себя непонятно для окружающих.

Матвей Ильич Колязин – родственник Аркадия по линии матери, был тоже из «молодых». Ему было 40 лет, и он готовился стать чиновником государственного уровня. Он был тщеславен, высокого мнения о собственной персоне. При этом старался выглядеть простым, «своим парнем»: глядел одобрительно, слушал снисходительно, смеялся добродушно. Но при этом любой чиновник мог оставить его в дураках, и вить из него веревки. Колязин был ловким и хитрым придворным. Свои личные дела умел проворачивать с необычайной ловкостью, и в этом ему не было равных.

Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина – эмансипированная дамочка, с маленькой и невзрачной фигурой, неприятным, чем то недовольным выражением лица. Сама себя она считала добродушной и простой, тем не менее, во всех ее поступках просматривалась неестественность, фальшь.

Ситников – молодой прогрессист небольшого роста. Базаров явно был не в восторге от встречи с ним. Лицо было приятным, но в выражении его просматривались тревога и тупость. Смотрел он пристально и беспокойно. То же беспокойство слышалось в его смехе.

Анна Сергеевна Одинцова – статная женщина высокого роста. От лица ее ласковой и мягкой силой. Взгляд был спокойным и умным. Анне Сергеевне шел 29-й год. С людьми она держалась непринужденно, и неважно, кто это был: сановник или молодой, никому не известный господин. Она любила роскошь, была богата и независима. И потому ни к чему особенно не стремилась. Шла по жизни, без борьбы, без особых устремлений.

Тимофеич , отцовский приказчик Базаровых. Был настоящим дворецким, порою больше аристократ, чем его хозяева. Потертый и проворный старичок с выцветшими от времени, пожелтевшими волосами

Василий Иванович, отец Базаровавысокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Василий Иванович был похож на сына. Только лоб немного ниже и рот шире. Пол подвижный и немного суетливый. В молодости был военным врачом, и сейчас иногда оказывал медицинскую помощь своим крестьянам.

Арина Власьевна , мать Базарова — кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке с трепещущим голосом. Она была настоящей русской дворяночкой. Казалось, что она явилась из прошлого: была набожна, строго соблюдала все посты, телятину и голубей не ела вовсе. Боялась грома мышей, змей и прочих гадов. Верила в предания, заговоры, гадания, сны, домовых, леших, и во все то, во что верила русская деревня. За свою жизнь прочла всего 2 книги, и писала в год по одному два письма.

В домашнем хозяйстве знала толк, но своими руками ни чего не делала. Она была по-своему доброй и неглупой женщиной. С молоком матери, она усвоила, что существуют господа и народ, который должен служить господам. Не чуралась подобострастий и поклонов, но с людьми была ласкова и нищим всегда подавала.

В молодости Арина Власьевна получила неплохое домашнее образование. Играла на клавикордах, говорила по-французски. Замуж вышла не по своей воле, и поэтому всю свою нерастраченную нежность отдавала сыну, которого любила, и в то же время, боялась. Управление имением переложила на плечи мужа и предпочитала ни во что не вмешиваться.

В романе Базаров умирает, заразившись тифом. Этим Тургенев хотел подчеркнуть, что у таких людей, как Базаров нет будущего. Аркадий женится на Кате, а его отец узаконивает свои отношения с Фенечкой. Павел Петрович уезжает за границу, чтобы там окончить свои дни.

Современная жизнь меняется с потрясающей скоростью. И это ускорение было дано примерно в веке XVIII, когда стали развиваться науки и промышленность. XIX век отличается изменениями общественного сознания. Молодежь рассуждала иначе, чем их родители. Отчасти это диктовалось политическими и экономическими событиями, происходящими в жизни страны изменениями, отчасти – желанием самоутвердиться, доказать свою взрослость. Отсюда рождалось непонимание. Но Базаров не был примером для подражания молодым. Он отрицал искусства, религию, чувства между людьми, видя только материальную основу человеческого существования, и забывая о духовной стороне, той самой, которая отличает человека от животных. И все-таки, отрицая любовь, он сам успел влюбиться.

Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

Вконтакте

О произведении

Создание

Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

Жанр и количество глав

Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

Основная идея

О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

Герои романа

Основными героями «Отцы и дети» являются:

  • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
  • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
  • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
  • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
  • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
  • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
  • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
  • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

Прочие герои:

  • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
  • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
  • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
  • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

Главные герои романа «Отцы и дети».

Сюжет

Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и

Герои второго плана. Сатирические образы. «Когда умер такой человек, как Базаров <…>, произнесен приговор над целым направлением идей, <…> стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?..» – вопрошает Писарев в своей статье. Ответ для него очевиден. Но мы попробуем внимательнее присмотреться к названным героям, авось подскажут что-то, что поможет понять Базарова.

Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Рядом с ним возникает как своеобразный двойник «толстый сизый голубь». При поверхностном понимании легко принять «базаровский взгляд» на Николая Петровича: «человек отставной, его песенка спета». И вслед за Базаровым иронически отнестись к его попыткам научиться играть на виолончели – «в сорок четыре года».

Дадим слово самому герою. В разговоре с братом Николай Петрович горько сетует: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: <…> читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с временными требованиями». Автор подтверждает правдивость слов Николая Петровича. Рядом с сыном он провел три зимы в столице, прислушиваясь к «кипучим речам» молодежи и даже пытался участвовать в дискуссиях. Мало того. Великие идеи века, обсуждаемые в студенческих аудиториях, провинциальный помещик смело вводит в практику. Из дальнейшей речи мы узнаем, как Николай Петрович «крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают…». Вспомним, по романному календарю 1859 год, официально же «эмансипация» началась в 1861! Скромный помещик опережает реформы в государственном масштабе без малого на два года!

Причем реформы осуществляются вполне бескорыстно. Недаром автор уделяет столько места описанию новой усадьбы Кирсанова, под которую отведено «десятины четыре ровного и голого поля», к тому же – бесплодного. Где не держится вода в прудах, где плохо всходит необходимый поместью парк. Надо ли говорить, что владелец имения мог при размежевании твердить за собой самую лучшую землю (что и происходило сплошь и рядом во время общегосударственной «эмансипации»). Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Помещик стыдится называть себя владельцем двухсот крепостных душ. Старший Кирсанов признает себя имеющим власть лишь над десятинами земли, а имение, не без гордости, называет «фермой». Своего слугу он называет «Петром», а не «Петрушкой», как сделало бы на его месте большинство помещиков. В сцене приезда Петр «в качестве новейшего слуги» издали поклонился господам, а не припал к ручке. Далее, когда экипаж Кирсановых подкатывает к крыльцу, «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ». Николай Петрович, очевидно, не терпит картины фальшивого подобострастия. Писатель не хочет скрывать обратную сторону происходящего. Перестройки в Марьино, как всякие начинания, не обходятся без трудностей. Тяжело господину, непривычно мужику: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо…», «все сбегалось <…>, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде и требовало суда и расправы». Эти ошибки, это нестроение только что начатого дела становятся предметом злорадного удовольствия Базарова: «…И добрые мужички надуют твоего отца…» Ему хочется, чтобы помещик «изведал на деле» и убедился в необходимости всеобщей ломки, а не постепенных изменений. Кроме того, у мягкого Николая Петровича нет не только «прынципов» – даже «принсипов». Зато есть гуманность и терпение. В своем следующем романе «Дым», говоря о реформах, Тургенев скажет: «Терпение требовалось прежде всего, и терпение не страдательное, а деятельное, настойчивое, не без сноровки, не без хитрости подчас…» Таким терпением наделен скромный Николай Петрович, пользующийся мудрой поговоркой: «Перемелется – мука будет».

Среди таких хозяйственных забот герой находит время заниматься музыкой. Отыскивает минуты для общения с классикой, и его лирические пассажи отнюдь не бездарны: «…Играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Глазами Николая Петровича мы видим поэтическую картину летнего заката, которая сама по себе способна опровергнуть любые попытки провозгласить природу лишь «мастерской», а не «храмом». Почему же он не протестует, когда сын с «соболезнующей улыбкой» вручает вместо любимого Пушкина «Материю и силу»? Почему не выступает против Базарова? Можно сказать, что Николай Петрович по-человечески мудр. Той мудростью, которую Петр Иваныч Адуев («Обыкновенная история») постигает только в финале жизненного пути. Он понимает, что невозможно заставить полюбить музыку, природу, искусство. Нельзя логически объяснить красоту окружающего мира.

Герой оказывает смягчающее, примиряющее воздействие на брата и Базарова, но при этом не боится сказать брату горькую для него правду: «Базаров умен и знающ». Николаю Петровичу в высшей степени свойственны совестливость и деликатность. Он долго отказывается от заветного желания – брака с Фенечкой, боясь оскорбить в глазах сына память матери и стеснить того же Павла Петровича. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Эти библейские слова невольно приходят на ум при чтении заключительных страниц. Кирсановское «гнездо не вышло из рода»: подрастает Митя, родился Коля. Между поколениями в кирсановской усадьбе не противостояние, а сотрудничество. Когда сообща занялись «отец с сыном», «дела их начинают поправляться». «Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит значительный доход». Так, по мысли писателя, и должно быть. В этом сотрудничестве поколений, мудрости и опыта с одной стороны, молодой энергии с другой, заключается, по мысли Тургенева, залог успеха всех реформ.

Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Эта его деликатность доставила много приятных минут старичкам Базаровым, которым он отчасти заменил своими рассказами холодного и неприступного сына. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: он привозит Базарова в усадьбу родителей, он своими рассказами о друге пробуждает любопытство Одинцовой, благодаря ему Базаров и Анна Сергеевна вновь встречаются (второе и третье свидания). При внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя.

В начале романа он весь под властью своего старшего друга. Павел Петрович, рассуждая о том, «чему покоряются неопытные сердца», с возмущением указывает Базарову на племянника: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь». Преклонение его носит характер искренний и наивный, иногда до смешного. На предложение Базарова поехать в город он «лениво» согласился. «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, – комментирует Тургенев, – но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!» Наивность Аркадия ярче оттеняет серьезность чувств и подлинную суровость Базарова. Но есть в Базарове черта, которая инстинктивно отталкивает его «ученика». Хоть он и согласился, по его совету, отобрать у отца «ненужную» книгу, но когда Базаров начал «хохотать» над Николаем Петровичем «Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Ученик 10-го класса в сочинении «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – сыновья своих отцов» проницательно замечает, что «холодное отношение Аркадия к Николаю Петровичу только показное. Это отношение появляется под «нигилистическим» влиянием Базарова. Но Аркадий пытается как бы оправдаться перед отцом, и его «нигилистическое» отношение проявляется неискренно». Он так же пытается смягчить категоричные оценки Базаровым своего дяди, рассказав историю княгини Р. Впоследствии дело доходит до стычек Базарова со своим «учеником»:

– Как ты назвал Павла Петровича?

– Я его назвал как следует, – идиотом.

– Это, однако, нестерпимо!– воскликнул Аркадий.

Базаров склонен объяснять поведение Аркадия остатками устарелого, в его глазах, «родственного чувства». Аркадий справедливо возражает: в нем говорит «простое чувство справедливости». «Чувство справедливости» потрясено в Аркадии и отношением Базарова со своими собственными родителями. Он от души хвалит и Василия Ивановича, и Арину Власьевну; наконец, задает прямой вопрос: любит ли Базаров родителей? «Они тебя так любят». В душе мягкосердечного Аркадия скрыт своего рода нравственный ориентир, безошибочно показывающий, когда суровость Базарова переходит в жестокость. Аркадий – ученик, преданный поклонник. Но не раб. Он мягко, но окончательно высвобождается из-под власти друга, почуяв в их отношениях намек на деспотизм, грубость. Мы даже знаем, когда именно это происходит – все в той же сцене под стогом. «О друг мой, Аркадий Николаич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво», – обращается к Аркадию раздраженный Базаров. «Я говорю, как умею… Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?» – справедливо возмущается Аркадий обыкновением Базарова подчинять себе поступки людей. Снова Тургенев повторяет мысль о том, что каждый человек по-своему интересен и самоценен.

Узнав о помолвке Аркадия и Кати, Базаров иронически поздравляет его. И тут же рвет с человеком, с которым ему теперь не по дороге. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, – справедливо замечает Базаров. – Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» Внимательный читатель заметит, что этим монологом базаров «казнит» не только друга, но всех «либеральных баричей». Герой признается, что у него «есть другие слова»; он очевидно хотел бы расстаться со старым другом более тепло – «только я их не выскажу, потому что это романтизм, – это значит: рассыропиться». В решении Аркадия своя сила и слабость. Да, он выбрал другой путь в жизни, более легкий, чем его друг. Но это его путь. Никто, ничья власть не заставит Аркадия покориться.

То же можно сказать про Катю, «девушку лет восемнадцати, черноволосую и смуглую, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами». Катя обладает качествами, которые мы привыкли видеть, которые и придают очарование тургеневской девушке. При первом появлении она «держала корзину, наполненную цветами», дружит с «красивой борзой собакой с голубым ошейником». Девушка добра по отношению к тетке: «Катя поставила ей скамейку под ноги», хотя злая старуха «даже не взглянула на нее». Катя любит музыку Моцарта: «Она играла очень хорошо <…>, крепко стиснув зубы.., и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь». Как Аркадий, она испытала влияние сильной натуры и даже немного «запугана» сестрой; она робеет и боится, когда Анна Сергеевна «приласкала» ее. В Кате нет светскости, она «не кокетка», не мечтает о новых ботинках. «Просто, не стыдясь и не рисуясь», говорит она Аркадию, что материально зависит от сестры. Девушка вовсе не безвольна. В ней есть и характер, и гордость. «Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит…» – замечает Базаров. Она не согласится, подобно сестре, продать себя в замужество с богачом, «оттого, что в песне про неровнюшку поется».

Катю можно назвать тургеневской девушкой с некоторыми оговорками. В ней нет стремления к самопожертвованию, мечты уйти «на трудный подвиг», как в Наталье или Асе. Спокойно и отчасти деловито готовит она себя к главному труду жизни: замужеству и воспитанию детей. Аркадий, как и предсказывал Базаров, скоро попадает под ее влияние; но это влияние для него благотворно. Он оставляет привычку «сибаритничать» и «рьяно принимается за дело» – то дело, к которому лежит его душа. Не меньше, чем вожди, нужны миру простые труженики, скромные деятели. Людьми нельзя манипулировать.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818–1883)

РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»

В ТАБЛИЦАХ

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.

В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его

В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.

Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи

М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,

Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе

Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.

Конфликты романа

Внешний

Внутренний

Противостояние разных поколений.

Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.

Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.

Сюжет романа

Глава 1.

Экспозиция Кирсановых.

Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия

Главы 2–3.

Экспозиция Базарова

Даны портрет и первая характеристика главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)

Главы 4–11.

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.

Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.

Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.

Главы 12–13.

Подготовка развития

внутреннего конфликта.

Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».

Глава 14.

Завязка внутреннего

конфликта.

На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.

Главы 15–17.

Развитие действия

Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Главы 18–19.

Кульминация

внутреннего конфликта.

Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.

Главы 20–21.

Усугубление внутреннего

конфликта.

Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.

Главы 22–23.

Развитие внешнего

конфликта.

Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь - Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.

Глава 24.

Кульминация

и развязка внешнего

конфликта.

Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.

Главы 25–26.

Базаров через город *** едет в Никольское.

Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.

Глава 27.

Усугубление

и разрешение внутреннего

конфликта

В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства - то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.

Глава 28.

Эпилог.

Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil - ничто).

Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.

Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.

«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем».

«Мы ломаем, потому что мы сила».

«- Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?

- Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью - двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn ( уntos ) - сущий и logos - учение) - раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).

Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.

Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично»

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения

М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»

Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»

Д. Писарев «Базаров»

Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей

Система персонажей романа

Два лагеря

«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

    Николай Петрович Кирсанов;

    Павел Петрович Кирсанов;

    Родители Базарова

(Василий Иванович и Арина Власьевна)

    Евгений Васильевич Базаров;

    Аркадий Николаевич Кирсанов;

    Кукшина Авдотья Никитишна;

    Виктор Ситников

Двойники Базарова

Ситников

Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.

Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.

Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.

В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором».

Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.

В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.

Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии

удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».

Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.

Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция.

Женские образы

Анна

Сергеевна

Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова.

Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.

Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.

Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.

Она неспособна на сильную страсть.

Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.

Катя

Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.

Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.

Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».

Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.