Отцы и дети спектакль театр. Афиша недели: две премьеры по Тургеневу

19 февраля на основной сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского прошел премьерный показ спектакля накануне 200-летнего юбилея писателя

Из-за технических накладок начало спектакля задержалось почти на час - зрители ждали его с большим нетерпением. Хоть как-то скрасить ожидание удалось министру культуры Владимиру Мединскому - он поздравил всех с премьерой. «Иван Сергеевич Тургенев очень яркий человек, не только великий писатель, но и мыслитель, государственный человек, занимавшийся очень разными видами деятельности. Желаю успехов актерам и всем приятного вечера. Я, к сожалению, не смогу посмотреть этот спектакль сегодня, поэтому очень вам завидую».

Действие начинается с видео - молодые актеры, занятые в постановке, проходят собеседование на знание . Хотя скорее оно напоминает экзамен у нерадивых студентов: «Что ты читал у Тургенева?» - «Ну, «Муму», «Отцы и дети», там по школе было». В зале раздается дружный смех, так как подобный ответ звучит уже в третий раз. И это очень удачный ход - к нам подходят не свысока, а наравне - видите, мы такие же, как и вы, увлеклись Тургеневым, только когда им занялись в спектакле.

На сцене из декораций неизменно присутствуют двери - входы и выходы жизненного коридора писателя. Через них то и дело проходят люди. Вот появляется мама Тургенева, Варвара Петровна в исполнении Любови Руденко - она ругается на слуг, на собственных детей и требует всех выпороть: «Дети как крепостные - если страх им неведом, будут жить по-своему, и ничего хорошего из этого не выйдет!» Ее жестокие слова раздаются эхом по залу - они становятся эхом из детства писателя, психологической травмой на всю жизнь.

«Никогда я таким, как маменька, не стану!» - заявляет Тургенев еще в детстве.

Писателя играет Анатолий Руденко.

Таким, как мать, он и вправду не становится - Тургенев известен своими либеральными взглядами по «крестьянскому вопросу». Но недолюбленность оставляет след на его личности. Основные вехи в жизни писателя отмечены поиском настоящей любви. К первой пассии, Екатерине Шаховской, Тургенев даже не успевает подступиться - женский и мужской силуэты, просвечивающие через материю, исполняют страстный танец, и это оказываются его возлюбленная и отец. Выход своим чувствам главный герой видит в писательстве. Так появляется «Первая любовь». В Германии Тургенев знакомится с Бакуниным и его сестрой Татьяной. Между «дикаркой» Таней (играет Василиса Кузьмина) и главным героем пробегает искра. Бодрый молодой Бакунин (играет Артём Вершинин) интересуется, идет ли дело у Тургенева с его сестрой к свадьбе. Писатель вроде и не против такого поворота, но и не очень этого хочет, поэтому все разваливается: «Не дала развиться чувству, не проявила к нему доверия». Зато благодаря таким событиям Тургенев пишет повесть «Ася». И вдруг на экране появляется привлекательная женщина, а Тургенев говорит, что видел сон с незнакомкой. На сцену выходит человек и играет на пиле, которая становится «песней любви» всей его жизни - в исполнении Джульетты Геринг. Тургенев не понимает ни слова из того, что она говорит, хотя, на радость зрителей, на экране появляются субтитры. Главный герой влюбляется без памяти - называет ее «своим ангелом» под жестокий смех ее дружков, позволяет Виардо нацепить на себя клоунский нос, спрашивая себя, зачем ему такая жестокая любовь, но ничего не может с собой сделать.

А ведь будут еще отношения с Авдотьей (играет Наталья Тингаева) и с Ольгой Тургеневой, дальней родственницей, за которую активно будут сватать ее родители. Ольга представляет из себя совершенно неразговорчивую, сутулую фигуру, прикрытую темной вуалью, за которой не видно лица, а когда главный герой ее приподнимает - обнаруживает свою маменьку. Мать Ольги играет мужчина, что только подчеркивает нелепость ситуации.

Между сценами любви Тургенева к разным женщинам врывается «баттл» нигилистов и ретроградов, который просто взрывает неторопливое течение постановки.

Нигилисты представлены теми же бунтарями XXI века - рэперами. Ретрограды же пытаются перебить их своим пением под гитару.

Вместе с реально существовавшими людьми в пьесе есть и вымышленные герои - показано объяснение между Ракитиным и Ислаевым из пьесы «Месяц в деревне», хотя Ислаев тут скорее более ревнив, надрывен, нетерпим к своему другу и истеричен, — по сравнению с оригинальным текстом. Объясняются в любви между собой Базаров и Одинцова - но они редко смотрят друг на друга, отчуждены еще больше, чем в романе, и чаще смотрят в камеру, которая снимает их крупным планом.

Но самым показательным оказалось принятие Тургенева в круг писателей. На сцену опускаются огромные фигуры Некрасова, Фета, Толстого. И среди них - такой маленький и… живой Тургенев. Потом из-за фигур выходят люди, представляющие писателей, но в масках. Они хвалят главного героя, берут на руки, повернув его в горизонтальное положение, и напевают: «Наш, наш, наш!» Но когда Тургенев умирает, на экране возникает «эффект старого кино» с точками и помехами на черном фоне. Это похоже или на космос, через который полетит душа писателя после смерти, или на то, что он увидит, как только в последний раз закроет глаза. А может, это просто означает конец.

Сверху опускаются надписи - названия его произведений и одновременно периодов его жизни, которые будут зажигаться в хаотичном порядке — как пролетают перед смертью воспоминания. А сверху опускается огромная фигура всеми узнаваемого нами Тургенева, через которую и уходит небольшой по сравнению с ним актер, сыгравший его.

Режиссер Глеб Черепанов объясняет это так: «Каждый писатель и вообще творец становится образом самого себя, даже памятником самому себе, хотя когда-то за этими образами, памятниками, фотографиями стояли живые люди».

О самой постановке он говорит:

«Любая биография - это материал для игры, для театра, для фантазии.

Мы не стремились создать документальную аутентичную историю, потому что это невозможно. Рассказать всю историю жизни человека — задача невыполнимая за два часа сценического времени, тем более рассказать жизнь такого человека. Мы хотели посмотреть на это с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего театра, того языка, инструментария, которым театр пользуется, показать, что Тургенев это не про вчера, не про позавчера, а именно сегодня, что это может быть остро и свежо».

Сделать спектакль понятным для всех, используя современные технологии, при этом не «снижая» его до вульгарных шуток и чудовищных небылиц, режиссеру вместе со сценаристом Марией Виткиной (которая смогла собрать мемуары, произведения и разные жанры в одну пьесу) вполне удалось, несмотря на то, что это был их первый опыт в создании проекта по биографии писателя.

«Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Спектакль планируют показать еще в 18 регионах Центрального федерального округа, а также сделать киноверсию.

Просмотры: 0







30 января 2018, 10:45

29 января в читальном зале библиотеки имени И.С. Тургенева состоялась театрализованная презентация спектакля «Тургенев. Сегодня!» с участием его создателей, задействованных в нем ведущих актеров московских театров.

Спектакль реализуется в рамках одноименного масштабного проекта, приуроченного к 200-летию со дня рождения писателя, которое мы будем отмечать 9 ноября текущего года. Культурно-просветительский проект «Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Автор оригинальной идеи проекта - президент фонда Эльмира Щербакова.

- «Тургенев. Сегодня!» - это спектакль-посвящение Ивану Сергеевичу Тургеневу, наше приношение из XXI века, сделанное силами всех искусств и жанров: театра, кино, музыки, танца, вокала, живописи, видеоарта, - рассказал ведущий презентации, режиссер проекта Глеб Черепанов.

Оригинальность и неповторимость спектакля, по его мнению, заключается в том, что в России еще никогда не ставилась на сцене в таком масштабе автобиография великого русского писателя. Был спектакль московского театра Российской Армии «Элегия» со знаменитыми актерами Людмилой Касаткиной и Андреем Поповым в главных ролях, который показывал лишь фрагмент жизни Ивана Сергеевича Тургенева.

В нашем спектакле мы в течение довольно краткого времени - около двух часов - постарались передать зрителю весь ее «срез» - от детства, юности до зрелых лет. Но, автор сценария Мария Виткина концентрирует наше внимание именно на ключевых событиях, повлиявших на творчество Ивана Сергеевича и нашедших отражение в его произведениях.

«Тургенев. Сегодня!» - спектакль необычный и нетипичный. Выполнен в стиле театрального коллажа. Основан на воспоминаниях, письмах и документах самого писателя, его семьи, друзей, коллег и современников. В него будут вмонтированы фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Эти сцены будут играться как вживую, вплетаясь в общую ткань спектакля, так и на видео. В постановку также войдут несколько небольших фильмов, поставленных по его пьесам и повестям.

Жизнь и творчество Тургенева будут выражены в спектакле не только языком драматического театра, но и средствами оперы, балета, современной академической музыки. Также запланировано создание особой «open-air» версии спектакля, чтобы играть ее в теплое время суток в родовом имении Ивана Сергеевича - Спасском-Лутовиново.

Об этом имении хочу сказать особо, - делилась на презентации своими эмоциями ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского - Любовь Руденко (в спектакле играет роли матери писателя, Варвары Петровны Тургеневой, и крепостной Феоктисты). - Мы не случайно одну из репетиций нашего проекта провели именно там, в Спасском-Лутовиново, напитываясь самим духом Ивана Сергеевича. Также нам посчастливилось услышать эмоциональные отзывы о его личности, его деятельности служителей краеведческого музея в городе Орле. Вы знаете, эти потрясающие энтузиасты до сих пор хранят, как драгоценную реликвию, память о писателе. Они дали нам необыкновенный заряд вдохновения и бодрости, уверенности, что наш спектакль внесет свой неоценимый вклад в популяризацию творчества Тургенева.

В завершении своего выступления Любовь Руденко исполнила два знаменитых романса - «А напоследок я скажу…» и «Белой акации гроздья душистые», которые, на ее взгляд, как нельзя лучше подчеркивают «аромат» тургеневского времени.

Еще одной неповторимой особенностью спектакля, по мнению режиссера Глеба Черепанова, является многообразность игры актеров. На презентации он представил присутствующих в зале исполнителей ролей в «Тургенев. Сегодня!». Так, артист Театра «Гоголь-центр» Андрей Болсунов будет играть в спектакле отца писателя - Сергея Николаевича Тургенева и еще Луи Виардо, Александра Тургенева. А, к примеру, актрисы театра и кино Елена Дудина и Василиса Кузьмина передадут нам образы Татьяны Бакуниной, Аси, Ольги Тургеневой и Одинцовой. Лишь артисты Анатолий Руденко и Джульетта Геринг (дублер - Анастасия Спектор) будут играть по одной главной роли - самого Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.

В завершение презентации актеры продемонстрировали две сцены из спектакля «Тургенев. Сегодня!» - диалоги И.С. Тургенева с братом Аси и с крепостной Феоктистой.

Наша задача была современными, нескучными средствами привлечь основную аудиторию спектакля, - молодое поколение - подростков, студентов. Ведь, стратегической целью проекта является сохранение российской культурной самобытности, посыл к развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

В 2018 году показ спектаклей планируется в 18 регионах Центрального федерального округа, в рамках мемориального фестиваля-флешмоба, где будут участвовать спектакли, созданные по произведениям великого русского писателя. Также планируется показ киноверсии спектакля в кинотеатрах по всей России.

Премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!» в Москве состоится 19 февраля т.г. на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Финальный спектакль запланирован на 9 ноября 2018 г. - в канун 200-летия И.С. Тургенева.

В афише недели — две премьеры по Тургеневу. Обновленный Театр им. Вл. Маяковского выпускает « », а стажеры «Мастерской Фоменко» — .

Летом в Театре им. Вл. Маяковского сменился худрук — им стал Миндаугас Карбаускис. Теперь вместо тихой заводи для окрестных пенсионеров «Маяковка» может оказаться одним из главных ньюсмейкеров. Пока сам Карбаускис репетирует пьесу Островского «Таланты и поклонники» (премьера намечена на январь), режиссер Александр Огарев выпускает «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой.

«Месяц в деревне» — это русский проект жизни по велению сердца», — так туманно говорит о своем будущем спектакле сам режиссер. Ученик Анатолия Васильева, лауреат последней «Золотой маски», да еще в номинации «Новация» (за спектакль «Гвидон», в котором стихи Хармса соединились с музыкой Александра Маноцкова), Огарев умеет обнаружить новое в привычном сюжете. Герои Тургенева в его спектакле попадают в знакомую всем ситуацию, когда вдали от большого города карьерные, социальные и прочие амбиции теряют цену. Человек остается один на один с величием природы и собственными чувствами. И тут чувства вдруг начинают подсказывать что-то совершенно «неприличное». Н

Афиша недели: две. Источник: Афиша недели: две.

О приличия герои Тургенева стремятся соблюсти даже вопреки собственному счастью. Наталью Петровну, добродетельную мать и жену, на излете молодости обнаружившую, что еще никогда по-настоящему не любила, сыграет Евгения Симонова. И хотя актриса отлично выглядит, она вовсе не собирается «омолаживаться» гримом — возраст в данном случае только обостряет конфликт. Ясно, что студент Беляев (Юрий Колокольников) — это ее первая и последняя настоящая любовь. Третьим углом треугольника станет Верочка — воспитанница Натальи Петровны, которую сыграет Полина Лазарева. Участница студенческой «Охоты на мамонта», на которую два года назад бегала вся Москва, она, как говорили в старину, представляет славную актерскую династию: Лазаревы-Немоляевы. Александра Лазарева-старшего не стало прошлой весной. Но теперь на сцену выйдет его внучка — значит, жизнь в театре продолжается.

Развить тургеневский сюжет можно на спектакле, сделанном стажерами «Мастерской» под руководством Евгения Каменьковича —«Русский человек на rendez-vous». Название постановке, основанной на повести «Вешние воды», далаизвестная статья Чернышевского. В ней говорится о слабости русского человека, неспособного разобраться с собственной судьбой. Герой повести Дмитрий Санин (дебютант Федор Малышев), возвращаясь с курорта, влюбляется в молодую итальянку Джемму (Серафима Огарева) и даже дерется из-за нее на дуэли. Чтобы поправить дела к свадьбе, он уезжает в Висбаден, где его сбивает с пути зрелая светская львица, красавица Марья Полозова (Екатерина Смирнова): предав Джемму, Санин предает и самого себя. Как всегда у Тургенева, любовная коллизия оказывается только поводом, чтобы поразмышлять о напрасно растраченной жизни, на рандеву с которой русский человек оказывается безволен.

Набранные год назад стажеры играют этот спектакль в старом здании, на узкой сцене и почти без декораций. Выходит не только обаятельно, но так благородно и умно, что верится: в отличие от героя Тургенева эти молодые актеры не растратят свои жизни попусту.

Сегодня, увы, программа государственной поддержки гастролей ведущих российских театров, хоть и работает на предельных оборотах, охватить все знаменитые театры и все регионы просто не в состоянии. А кроме того – по чисто техническим причинам далеко не каждый спектакль можно сыграть на неродной сцене. Для жителя российской глубинки не только в столицу выбраться проблема, но и приобрести билеты по столичным ценам. Но, как известно, если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Сегодня протянуть высокоскоростной интернет при желании можно, практически почти куда угодно. А нынешняя техника позволяет устроить с его помощью… трансляцию спектакля (на который и в столице не так-то легко попасть), прямо из прославленного театра в зал, ну, скажем, имеющего нужное оборудование кинотеатра, сделав стоимость билетов на столь необычный "театральный сеанс" доступной даже для пенсионеров и студентов.

На сегодняшний день в проекте принимают участие больше трех десятков российских регионов - от Калининграда до Новосибирска и от Архангельска до Краснодара. Среди театров-партнёров - МХТ им. Чехова и "Современник", театр Вахтангова и РАМТ, Маяковка и детский музыкальный театр им. Наталии Сац, питерские БДТ им. Товстоногова, театр комедии им.Акимова и "Зазеркалье".

Как и каждый жизнелюбивый проект, "Театральная Россия" осваивает новые форматы. И самым заманчивым, как нетрудно догадаться, стало создание собственных постановок с участием популярных актёров. "Тургенев. Сегодня!", премьеру которого сыграли в феврале на сцене театра им. Вл. Маковского, стал первой ласточкой. Режиссёра Глеба Черепанова увлекла идея рассказать о жизни и творчестве великого русского писателя средствами биографической драмы.

Жанр этот в последнее время пользуется у отечественного зрителя особой любовью: личности, талантом которых строилась русская история и русская культура слишком долго пребывали в состоянии бронзовых монументов, перед которыми можно только благоговеть. Не потому ли так часто классика не находит пути к сердцу читателя, что он воспринимает автора лишь как параграф из учебника литературы? И не потому ли так сильно стремление всмотреться в их
судьбы повнимательней, увидеть в них живых людей, которые любили и страдали, испытывали страх и восторг, совершали ошибки и подвиги.

Обращение к фигуре Ивана Сергеевича Тургенева - романиста и поэта, драматурга, публициста и переводчика - более чем закономерно: 2018 год проходит под знаком 200-летия писателя. В основу спектакля легли письма и воспоминания как самого Ивана Сергеевича, так и его родных, близких и друзей. Детство, прошедшее в тени властолюбивой, неласковой матери. Метания отрочества и драма первой юношеской влюбленности. Первые литературные опыты и поиски своего пути в творчестве. А поскольку жизнь писателя так или иначе отражается в том, что выходит из-под его пера - окружающие вольно или невольно перемещаются из пространства жизни в пространство литературы - органичным продолжением биографической линии стали фрагменты из самых знаменитых произведений - "Ася", "Отцы и дети", "Месяц в деревне", "Дворянское гнездо".

Фото: Дмитрий Коробейников

Каждая в свой час, на сцене возникнут женщины, оставившие неизгладимый след в судьбе Тургенева: суровая и деспотичная Варвара Петровна, матушка писателя, с которой списана жестокая барыня из рассказа "Муму", юная княжна-поэтесса Екатерина Шаховская, ставшая прообразом героини в повести "Первая любовь", романтичная и восторженная Татьяна Бакунина, которой обязан своим появлением знаменитый романс "Утро туманное, утро седое", и страстная, манящая своей неистребимой женственностью Полина Виардо, и великая драматическая актриса Мария Савина - последняя любовь Ивана Сергеевича. Долгая, трудная, горькая и счастливая жизнь великого писателя отразится в сегодняшнем дне, и зритель получит право самому ответить на вопрос, насколько созвучен Тургенев стремительному и безжалостному XXI веку.

В спектакле заняты артисты московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Елена Дудина, Джульетта Геринг, Денис Дёмин, Анастасия Спектор, Василиса Кузьмина и выпускники Московской театральной школы Олега Табакова. "Тургенев. Сегодня!" уже начал своё путешествие по городам и весям России: он включён в программу Тургеневского театрального фестиваля, который завершится 9 ноября, в день рождения писателя. В день юбилея спектакль будет транслироваться во всех городах, являющихся партнёрами проекта "Театральная Россия".

Фото: Дмитрий Коробейников

Сценарий спектакля по произведению И. С. Тургенева «Ася»

Итак, некогда он проживал в небольшом немецком городке на левом берегу Рейна. На другом берегу играла музыка – там веселились немецкие студенты, устраиваю торжественный пир.

Господин NN: Уж не пойти ли к ним?

Гагин: Ася, довольно тебе?

Ася: Подождем еще.

Господин NN: Вы русские?

Гагин: Да, русские.

Господин NN: Я никак не ожидал… в таком захолустье…

Гагин: И мы не ожидали – что ж? тем лучше. Позвольте рекомендоваться, меня зовут Гагиным, а вот моя… - моя сестра. Хотите зайти к нам? Кажется, довольно мы насмотрелись на немцев. Как ты думаешь, Ася, пойти нам домой?

(Ася кивает головой)

Мы живем за городом, в винограднике, в одном домишке. У нас славно, посмотрите.

(Подходят к дому)

Вот наше жилище, а вот и хозяйка несет молоко. Guten Abend? Madame! Мы сейчас примемся за еду; но прежде, оглянитесь… каков вид?

Господин NN: Отличную выбрали квартиру.

Гагин: Это Ася ее нашла, ну-ка, Ася, вели подавать сюда.

(Ася уходит за молоком)

Ася, полно ежиться! Он не кусается.

Ася: Ну ладно, я хочу спать.

Господин NN: Что ж, пора, а то, пожалуй, перевозчика не сыщешь.

Гагин: Пора. До завтра.

Гагин: Здравствуйте! Я вас раненько потревожил, какое утро! Свежесть, роса, жаворонки поют. Я предлагаю пойти нам и посмотреть мои этюды.

(Уходят домой к Гагину)

Господин NN: А где Ася?

Мадам: А она отправилась на «развалину». Это недалеко отсюда, там еще сохранились остатки феодального замка.

Гагин: Вот, смотрите, это мои этюды.

(Показывает рисунки)

Господин NN: Да, хороши, в них много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но почему-то ни один из них не окончен.

Гагин: Да, да, Вы правы: все это очень плохо и незрело, что делать! Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом, а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь. Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать.

Автор: Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины: на дне ее бежал ручей, как бы торопясь слиться с великой рекой. Скоро показалась развалина. На самой вершине скалы возвышалась башня, вся черная. Еще крепкая, но словно разрубленная трещиной. Мшистые стены примыкали к башне; кой-где лепился плющ. Каменистая тропинка вела к уцелевшим воротам.

Гагин: А ведь это Ася!, - экая сумасшедшая!

(Ася повернулась лицом и засмеялась. Гагин погрозил ей пальцем)

Она, пожалуй, на башню взберется.

Господи NN: Она хочет удивить нас, к чему это? Что за детская выходка?

Ася: Можно ли мне подойти к фрау Луизе?

Гагин: Давно ли ты стала спрашиваться? Разве тебе скучно с нами?

Ася: Нет, но я вчера обещала фрау Луизе побывать у ней, к тому же этот господин тебе что-нибудь расскажет.

(Ася уходит)

Гагин: Фрай Луизе - вдова бывшего бургомистра, добрая, впрочем, пустая старушка. Ася любит знакомиться с людьми низшего круга, причиною этому всегда бывает гордость. Она у меня избалована. А я обязан быть снисходителен с нею.

(Ася появляется в окне)

Гагин: Ася, ты здесь?

Ася: Я здесь. Мне здесь хорошо. На тебе, возьми. 9Бросает цветок), вообрази, что я дама твоего сердца.

Гагин: Господин уходит, он хочет с тобой проститься.

Ася: Будто? В таком случае дай ему мой цветок, а я сейчас вернусь.

(Господин NN кладет цветок в карман)

Господин NN: (говорит в зал). Что за хамелеон эта девушка! А все-таки, она ему не сестра.

(Ася читает книгу)

Господин NN: Браво! Как Вы прилежны!

Ася: Вы думаете, я только смеяться умею. Тогда пойду в сад дурачиться.

(Вечер. Ася сидит с Гагиным. Господин NN идет (его не видят герои), останавливается, а затем подслушивает)

Ася: Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, одного тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить – и навсегда.

Гагин: Полно, Ася, успокойся, ты знаешь, я тебе верю.

Ася: Тебя, тебя одного.

Гагин: Полно, полно.

Господин NN: (размышляет) Подойти к ним? Ни за что! Однако, умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… и что за чувствительное объяснение?

Господин NN пришел домой к концу третьего дня и нашел записку от Гагина.

Гагин встретил его по-приятельски.

Гагин: Скажите, какого Вы мнения об Асе? Не правда ли она немного странная?

Господин NN: Да

Гагин: Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить. Но если б Вы знали ее историю…

Господин NN: Ее историю? Разве она не Ваша…

Гагин: Уж не думаете ли Вы, что она сестра мне? Нет… Она дочь моего отца. Выслушайте меня. Я чувствую к Вам доверие и расскажу все.

Отец мой был человек добрый, умный и несчастливый. Женился он рано по любви на моей матери. Вскоре после моего рождения она умерла. Мы поселились в деревне. Когда мне исполнилось 12 лет, его брат, мой дядя, забрал меня в Петербург. Каждый год, приезжая в деревню, я видел угасающего моего отца. В одно из моих посещений я заметил в нашем доме девочку худенькую, черноглазую – лет десяти – Асю. Спустя еще несколько лет получил от приказчика письмо – отец при смерти. Я приехал. Отец сказал мне, что завещает мне его дочь – мою сестру.

Вот что я узнал. Ася дочь моего отца и горничной моей матери.

После я полюбил ее как сестру, она страстно привязалась ко мне – у ней ни одно чувство не бывает наполовину.

(Подходит Ася)

Господин NN: Вы любили своего батюшку? Отчего Вы сегодня рассмеялись, когда меня увидели?

Ася: Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. А что Вам нравится в женщинах?

Господин NN: Какой странный вопрос.

Ася: Посмотрите, как хорошо! Если бы мы с Вами были как птицы, как бы взвились, как бы полетели… Но мы не птицы…

Господин NN: А крылья могут и у нас вырасти.

Ася: Как так?

Господин NN: Есть чувства, которые поднимают нас от земли.

Ася: Пойдемте, я попрошу брата сыграть вальс.

(Вальсируют)

(Ася передает записку Господину NN. Он ее читает: (голос Аси) «Приходите сегодня в 4 часа к каменной часовне возле развалины. Придите, ради Бога, Вы все узнаете…»)

Гагин: Послушайте: моя сестра Ася в Вас влюблена. Она сумасшедшая, она себя погубит. Плохо себя чувствует. Просит увезти ее отсюда.

Господин NN: Вы хотите знать: нравится ли она мне? Да.

Гагин: Но ведь Вы не женитесь на ней?

Господин NN: Могу ли я теперь…

(Говорит в зал)

Жениться на 17-летней девочке, с ее нравом, как можно!

(Ася сидит на полу)

Господин NN: Ася!

(Ася медленно поднимает глаза)

Ася: Ваша…

Господин NN: Я все рассказал Вашему брату. Зачем Вы выдали Вашу тайну? Теперь все пропало.

Ася: Останьтесь, останьтесь, прошу Вас.

Господин NN: Не могу. Нам необходимо расстаться.

(Ася убегает)

Вскоре Господин NN пустился вслед за ними, но не увидел никогда больше своей Аси. Она осталась для него той девочкой, какою видел в последний раз.