Откуда взялись готы кто такие. Готы — Славянская культура

От обычных людей готы отличаются особой жизненной позицией, которая для непосвященных в «готические» тайны, может показаться неприглядной. Самый главный принцип этого направления – «carpediem». Его суть состоит в том, что каждый день нужно проживать так, будто он последний, но при этом готы не умеют получать удовольствие от позитивных эмоций, наоборот, их вдохновляет душевная боль, отчаянье и состояние .

Стиль «готика» в искусстве, неважно, книги, фильмы или музыка, характеризуется атмосферой «мрачной» романтики, то есть любому произведению присуща некая загадка, а также доля мистики и неопознанности. Кстати, точных критериев оценки этой атмосферы нет, поэтому существует много споров насчет того, является ли то или иное произведение готикой. Сегодня МирСовeтов поможет своему читателю разобраться во всех тонкостях этой субкультуры.

История возникновения современной готической культуры

Чтобы глубже вникнуть в готическую культуру, несомненно, нужно ознакомиться с ее историей. Интересно, что возникла она довольно давно, но пристальное внимание на нее начали обращать только сейчас. За все время существования эта субкультура переживала много взлетов и падений, однако ее сторонниками во все времена было молодое поколение интеллигентов, которым было скучно жить «как все».

Известно, что готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке на рубеже 70-80-хх годов прошлого столетия. Тогда, как и сегодня, этому течению следовала молодежь среднего класса. Именно в это время ее материальное положение стало улучшаться и, почувствовав это в полной мере, молодые люди все чаще стали страдать от внутренней нестабильности и недостатка самоидентификации. Это привело к тому, что они не могли достичь внутреннего баланса и руководствовались исключительно той системой ценностей, которая навязывалась им извне. Кстати, считается, что именно это и стало предпосылкой к образованию собственной культуры, в основу которой легли драматические события и традиции того или иного исторического периода.

Вначале восьмидесятых представители готической культуры разделились на два лагеря:

  1. Appolonian, представители которого занимались различными аспектами в искусстве и философии, свойственными этой субкультуре. Они не были склонны к бунтарству и целиком отдавали себя процессу создания музыкальных и литературных произведений. Некоторые представители appolonian безуспешно пытались узаконить это течение, но общество воспринимало их как безобидных и болезненных мечтателей.
  2. Dionysan были одержимы погоней за наслаждениями и склонны к саморазрушению, именно поэтому это направление было признано неприглядным и опасным.

Со временем оба эти течения исчезли, смешавшись с традиционной культурой, ведь молодежь выросла, а философия готов никак не вязалась со вступлением во взрослую жизнь. Однако вскоре подросло следующее поколение «страдальцев» и готическая культура стала постепенно возрождаться. Вначале 90-хх произошла подмена понятий, и во главе угла оказался дресс-код, то есть люди, называющие себя готами, искренне считали, что достаточно одеться в стиле готов, чтобы называться таковыми. И все-таки это течение и по сей день находится на пике популярности, и новое поколение с успехом начало развивать свой креативный потенциал, который ранее считался идеей основной школы готов.

Образ и имидж современных готов

Гардероб гота достаточно разнообразен, начиная от нарядов эпохи Ренессанса и заканчивая традиционным имиджем «темных» панков 80-х годов. Кстати, одежда практически во всех случаях выполнена в черном цвете, но, иногда, образ может быть «разбавлен» другими оттенками: белым, красным, синим, реже - зеленым. Необычной популярностью пользуются наряды, выполненные в старинном, полном романтики стиле, главными атрибутами которого являются , кружева, корсажи и жабо. Готический гардероб в целом, отличается одновременно броскостью, строгостью и эротизмом, объединяя в себе большое количество стилей и фасонов. Как правило, готы предпочитают одежду, выполненную из шелка, мятого бархата, винила, парчи, латекса и сетки, но нужно признать, что доминирующим материалом является кожа.

Еще одной отличительной чертой, присущей готам являются прическа и макияж. Волосы должны быть длинными и прямыми, а иногда их приподнимают при помощи геля, собирая в пучки. Немного реже можно встретить ирокез. Как правило, волосы окрашивают в черный, белый или фиолетовый цвета, но встречается и двойное окрашивание, например, ярко-фиолетовые пряди на фоне черных волос. Макияж гота может привести простого обывателя в состояние недоумения. Девушки предпочитают краситься в стиле «вамп» - плотный слой белой , призванный придать лицу мертвенной бледности, черная подводка, а помада и лак для ногтей могут быть как черными, так и кроваво-красными. Кстати, юноши используют стиль «ворон» и тоже применяют грим, который мало отличается от женского. А иногда оба пола, используя косметику, имитируют синяки под глазами.

Символы и атрибутика современных готов

Среди готических символов одинаково часто встречаются египетские, кельтские (кресты и орнаменты) и оккультные (пентаграммы, перевернутые кресты и прочие) атрибуты. Хотя нужно признать, что конкретного единого для всех готов знака не существует, все зависит от личных предпочтений представителя этой субкультуры. Как правило, все украшения - кольца, браслеты, броши и цепи выполнены из серебра (золото исключается по причине «банальности»). Основным атрибутом готов принято считать египетский крест анкх, который еще называют символом жизни. Немного реже можно встретить готов, использующих еще один символ, пришедший из Египта – «Глаз Ра». Оба эти символа носят как в виде традиционных украшений, так и в виде нашивок на одежду.

Что же до христианской символики, то нужно признать, что ее используют очень редко. В основном предпочтение отдается распятиям, только они обязательно должны быть стилизованы под «готику». Яркий пример – Крест Святого Якова (крест-нож). Довольно активно используется различные символы смерти – готы склонны украшать себя черепами, гробиками и изображениями летучих мышей (символ вампиров).

Помимо вышеперечисленной атрибутики можно встретить шипованные ошейники, контактные линзы, имитирующие глаза животных или бесцветную радужную оболочку. А также кожаные обтягивающие нарукавники и черного цвета повязки на запястьях.

Еще одно немаловажное дополнение этой субкультуры – готическая литература, фото, музыка и фильмы, так называемая «духовная пища» готов. Если обобщить, то это искусство, которое не только дает толчок к развитию мышления и заставляет содрогнуться от ужаса, но и понять себя и свои пристрастия.

Мировоззрение современных готов

Готы имеют своеобразное мировоззрение, которое можно охарактеризовать двумя понятиями:

  1. Абсолютный индивидуализм – направление мыслей, чувств и желаний, которое ставит жизнь и взгляды одного конкретного человека выше, чем жизнь большого общества.
  2. Необычная (темная) романтика.

Представители этой культуры считают, что нужно всегда пытаться получить от жизни как можно больше, заниматься поисками красоты там, где ее нет, а также всегда смотреть на все события (хорошие и плохие), происходящие в жизни, с широко открытыми глазами. Также они стремятся изменить серые будни, внося в них эмоции, почерпнутые из искусства, имиджа и прочих источников. Готы предпочитают знать правду для того, чтобы относиться к ней с мрачным сарказмом, главный принцип - «умирай улыбаясь». Еще один нюанс – попытка обратить все эмоции, будь то радость, боль, обида и прочие, в жизненную энергию.

Готы черпают вдохновение из таких источников (особые книги, фильмы), которые другим людям кажутся заумными и тяжелыми. Представители этой субкультуры живут и наслаждаются исключительно тем, что затрагивает их эмоции. Музыка в стиле «готика» отличается ярким эмоциональным окрасом, а обычным людям это спектр не только не нужен, но и способен ввести в депрессивное состояние. Гот, наоборот, нуждается в обилии красок и ощущений – боли, абсолютной депрессии, безграничной печали и радости от того, что каждый день приходится преодолевать определенные преграды. Если говорить о грусти и радости, как о двух измерениях, то нужно признать, что готы находятся примерно посередине. Их эмоции холодны, а радость и жизненную силу они черпают в депрессии и мрачной грусти. Готы уверены, что жить нужно здесь и сейчас, любить – до гроба, выглядеть - ярко и сексуально, при этом соблюдая индивидуальность, а если говорить, то исключительно правду.

Готы. Ранняя история (до 376 г.)

Так как восточногерманские племена, к которым относятся и готы, вступили в контакт с римлянами довольно поздно, их ранняя история известна нам лишь по сведениям, происходящим из их собственной традиции, иногда неотличимой от германских героических сказаний и саг. Остготский историк Иордан, труды которого основываются на утраченной истории готов Кассиодора, называет прародиной готов "остров Скандза" (Иордан, О происхождении и деяниях гетов, пер. Е. Ч. Скржинской, СПб 1997, 25. Далее - Иордан)). При этом до сих пор продолжаются споры, следует ли идентифицировать этот остров с островом Готланд или Естер- и Вестерготландом (Иордан, 9. Ср. также Wenskus, S. 442ff. Ср. Wagner, Getica, S. 214). Из этой страны в дохристианскую эпоху значительная часть готов переселилась через Балтийское море в область Вислы, хотя какая-то их часть осталась в Скандинавии: (Wenskus, S. 434). еще в начале VI века между остготами в Италии и скандинавскими готами существовало постоянное сообщение (Иордан, 24). Сходные события - переселение части готов и оседание другой части в прежней области поселений - еще не раз повторятся в будущем. По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить к I веку до н. э. Прежнее население было покорено или изгнано со своих земель. Около середины II века н. э. готы обратили свои взоры на юг. Иордан считает основной причиной перенаселение. И на сей раз какое-то число готов осталось на месте: из них, по-видимому, образовалось племя гепидов (Wenskus, S. 469). Новая миграция, вероятно, растянувшаяся на долгие годы, привела готов в Южную Россию, где они закрепились в области между Днепром и Доном, (Иордан, 30 и сл.). хотя относящиеся к этому периоду археологические данные с трудом поддаются однозначной интерпретации (Thompson, S. 2).

По всей видимости, во время миграций и расселения на обширной территории связи между частями когда-то единого готского племени ослабли (Schmidt, S. 197). Ко времени императора Клавдия II (268-270) впервые появляются упоминания об остготах и вестготах как отдельных племенах (Wenskus, S. 472). Иордан считает, что они получили свои названия по географическому признаку. Однако скорее всего первый компонент слова "остготы" происходит от *austra (сияющий), а в имени "вестготы" следует выделять индоевропейское *uesu (хороший), так что в конечном итоге речь может идти о хвалебных самоназваниях. Поэтому корректнее было бы говорить об остроготах и визиготах (Schmidt, S. 203). Однако мы будем следовать общепринятому словоупотреблению. Между остготами и вестготами на протяжении многих столетий сохранялись тесные отношения. Неоднократно засвидетельствованы переходы из одного племени в другое, а также браки между представителями этих двух племен. Поэтому мы имеем полное право говорить о двух разных народностях одного готского племени (Wenskus, S. 475).

Когда в Римской империи в 30-х годах III в. н. э. разразился тяжелый кризис, готы переправились через нижний Дунай и опустошили соседние земли (Schmidt, S. 203). Набеги прекратились лишь тогда, когда римляне согласились выплачивать готам ежегодную дань. После прекращения выплат готы - на сей раз вместе с другими восточногерманскими племенами - вновь обрушились на империю (Иордан, 90 и сл.). На протяжении нескольких десятилетий земли по нижнему Дунаю, а также весь Балканский полуостров оставались ареной ожесточенной борьбы. Особенно большую угрозу для империи представляли готские нападения на Малую Азию, а также пиратские походы, которые вело понтийское племя боранов при существенной готской поддержке и которые наносили значительный урон почти всему восточному побережью Средиземного моря. Положение империи улучшилось только после того, как император Клавдий II в 269 г. нанес готам тяжелое поражение при Нише. При императоре Аврелиане, победившем вестготов в 271 г. во Фракии и Иллирии, на дунайские земли вернулся мир; впрочем, не в последнюю очередь этому способствовал уход римлян из провинции Дакии. После того как гарнизоны, имперские служащие, аристократия и, вероятно, значительная часть прежнего населения были отведены на южный берег Дуная, готы без боя заняли оставленные земли (C. Daicoviciu, La Transsylvanie dans l"antiquit, Bukarest 1945). На рубеже III и IV веков н. э. готы населяли территорию, границами которой были Дунай на юге, Олт (левый приток Дуная) на западе и, скорее всего, Днестр на севере (Thompson, S. 4). При Константине Великом ничто не нарушало стабильности границы по Дунаю. В 322 г. был заключен договор, предоставлявший вестготам статус федератов, согласно которому они обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках (Stein, S. 198). Благодаря этому условию договора возросло римское влияние на германцев, так как готские вспомогательные войска за время своей службы должны были ближе познакомиться с римским образом жизни.

То, что после заключения договора в 322 г. в источниках за три с половиной десятилетия не появляется ни одного упоминания о вестготах, говорит о довольно дружественых отношениях; впрочем, судя по различным косвенным свидетельствам, римская власть в пограничных землях заметно ослабла (Thompson, S. 13).

Исход готов из Скандинавии, по всей видимости, сопровождался значительными изменениями в организации общества (Wenskus, S. 467). Так, следует предполагать, что уже в то время существовал некий социальный правящий класс. Иордан сообщает, что переселение произошло при короле Бериге; таким образом, неоспоримым кажется существование сакрального по своему происхождению института королевской власти. Так как о могуществе и власти готского короля говорит и Тацит, переезд через Балтийское море, должно быть, способствовал дальнейшему возвышению королей у готов (Тацит, Германия, 42).

В Южной России готы попали под влияние сарматских кочевых племен и стали настолько сходны с ними по своему образу жизни, что римские источники не всегда различают германские и сарматские племена Южной России (Wenskus, S. 469). Характерный ландшафт, широкие южнорусские равнины, наверное, также способствовали "окочевливанию" готов. Сарматскому влиянию, возможно, также следует приписывать введение в военную организацию десятичной системы. Эволюция королевской власти в течение южнорусского периода неясна. Иордан сообщает имена нескольких королей, не вошедших в генеалогическое древо Амалов, поздней остготской королевской династии (Иордан, 26). Король Острогота (возможно, легендарный), согласно Иордану правивший остготами, тем не менее появляется в генеалогии Амалов (Иордан, 82; ср. однако 98). Возможно, имела место смена династий, сопровождавшаяся политическим разрывом остготов и вестготов, так как Остроготе не удалось добиться признания от всех готских народностей (Wenskus, S. 472).

Несколько лучше мы информированы о ситуации, сложившейся после захвата Дакии. Если до тех пор племя вступало лишь в мимолетные и всегда враждебные контакты с римским миром, то теперь оно поселилось на земле, на протяжении полутора столетий принадлежавшей империи. Хотя неверно было бы утверждать, что уже в то время начались заимствования из римской культуры, находившейся на более высокой ступени развития, тем не менее именно тогда произошло первое мирное соприкосновение вестготов и провинциальных римлян. Таким образом было положено начало процессу романизации, закончившемуся только в VII веке. Как развивались взаимоотношения пришельцев-готов и оставшихся на своих землях римлян, неизвестно. По всей видимости, вестготы избегали селиться в римских городах. На кладбище Сатана-де-Муреш обнаружена керамика, орнамент которой представляет собой смешение германских и римских мотивов. Другие находки из того же места говорят о культурном влиянии римлян на вестготов (Thompson, S. 34). Этот процесс заметно усилился благодаря интенсивной торговле вестготов с пограничными провинциями империи.

В этот период уже нельзя говорить о единой королевской власти, которой подчинялись все группы вестготов. В качестве политических вождей выступают царьки, получившие в римских и греческих источниках названия reguli и basiliskoi (Schmidt, S. 243). и, по-видимому, передававшие свою власть по наследству (Об этом говорит тот факт, что Атарид был сыном царька Ротестея (Thompson, S. 54). Королева Гаата передала власть своему сыну Аримеру (Thompson, S. 158) Они правили небольшими родами, а их могущество по большей части основывалось на дружине (Thompson, S. 43, 52).

Все племя могло в особых ситуациях объединяться под руководством одного вождя. Таким вождем после 364 г. стал Атанарих, которого наши источники называют "судьей" (iudex, dikastes) (Thompson, S. 44). Уже ко времени миссионерской деятельности Вульфилы. мы обнаруживаем некоего безымянного "судью", которого вполне можно считать вождем всего племени (Thompson, S. XVIII). Вероятно, в основании словоупотребления источников лежит какой-то неизвестный нам готский термин. Атанарих сам требовал от римлян называть его не королем, а судьей, так как первое предполагает авторитет, а второе мудрость. По всей видимости, вестготы считали, что королю присуща не только власть, которой, несомненно, обладал Атанарих, но и определенная сакральность (Wenskus, S. 322). Функции Атанариха по большей части заключались в военном руководстве, так что его можно было бы назвать герцогом, если понимать это слово в его исконном значении, то есть полководцем (W. Schlesinger, uber germanisches Heerkoenigtum, в: Beitrage zur deutschen Verfassungsgeschichte des Mittelalters, Bd. I, Gottingen, 1963, S. 57f. Ср. также H.-D. Kahl, Europaeische Wortschatzbewegungen im Bereich der Verfassungsgeschichte, ZRG germ. 77, 1960, S. 198). Атанарих командовал дружиной, которая осталась с ним и после того, как в результате поражения от гуннов вестготы покинули его (Schmidt, S. 418). Если Атанарих был единоличным военным предводителем вестготов, то более древние источники позволяют сделать вывод о том, что первоначально вестготы выбирали двух герцогов. Во времена Константина Великого упоминаются два вождя, Ариарих и Аорих, преемником которых был, впрочем, один Геберих (Иордан, 112). "Судьи" назначались на свою должность собранием племени. В "Страстях св. Сабы" упоминается собрание "мегистанов" (знати), которое вынесло решение о преследовании христиан (Passio S. Sabae, ed. H. Delehaye, Analecta Bollandiana 31, 1912, S. 216-221). Это собрание состояло из людей, пользовавшихся наибольшим уважением у соплеменников или отличавшихся знатностью происхождения (Thompson, S. 49). С уверенностью можно говорить о том, что в собраниях участвовали царьки. Неясен вопрос об участии широких народных кругов. Е. А. Томпсон отрицает существование народного собрания и придерживается мнения, что центральным органом всех вестготских родов было только собрание мегистанов; (Thompson, S. 49). Л. Шмидт, напротив, приравнивает собрание мегистанов к народному собранию (Schmidt, S. 244). Когда в 376 г. готы приняли решение просить Римскую империю принять их на римской земле, этому решению предшествовали долгие обсуждения (Аммиан Марцеллин, Римская история, пер. Ю. А. Куликовского, А. И. Сонни, СПб 1994, 31, 3, 8. Далее - Аммиан Марцеллин). Иордан говорит об "общем решении" (communi consilio) вестготов вступить в переговоры с императором Валентом (Иордан, 131). Остается неясным, указывают ли эти сообщения на всенародное собрание. В "Страстях св. Сабы" далее упоминается совет деревни, обладавший, впрочем, очень узкими полномочиями (Thompson, S. 66). Вестготы познакомились с христианством в III веке. В ходе своих грабительских набегов на Римскую империю они захватили множество пленных, среди которых были и христиане. Обращением готов занимались прежде всего христиане из Каппадокии. Какую роль наряду с этим при распространении христианства играло дакороманское население, неизвестно (Schmidt, S. 235). Скорее всего, христианство еще долгое время оставалось религией низших слоев вестготского общества, состоявших из инородцев.

Существование христианских общин подтверждается просьбой христиан готских земель о назначении епископа. В ответ на эту просьбу константинопольский патриарх послал Вульфилу, родители которого, происходившие из Каппадокии, были захвачены в рабство вестготами и который сам родился в вестготском государстве. Он провел несколько лет в Константинополе, где и был посвящен в священники (Thompson, S. XIV). Вульфиле не было суждено проявить себя у вестготов: приблизительно через 7 лет после своего назначения, около 348 г., он был вынужден покинуть страну вместе со своей общиной. Он и его последователи нашли убежище в Римской империи, где по указанию императора Констанция они поселились в области Никополя на Истре (ныне Тырново, Болгария). Потомки переселенцев жили там еще в середине VI века. Их называли малыми готами (Gothi minores), они вели в этой скудной местности очень бедную жизнь и считались неспособными к войне (Иордан, 267). Так как потомков общины Вульфилы называли готами, следует предположить, что значительную часть изгнанных около 348 г. христиан составляли именно готы. Вульфила и после поселения в пределах Римской империи продолжал ревностно стремиться к распространению среди вестготов истинной веры. Он разработал готский алфавит, что позволило ему переводить на готский язык книги. До этого времени готам был известен только рунический алфавит, использовавшийся скорее для религиозной и магической практики, чем для литературных целей (Thompson, S. 31). Писательская деятельность Вульфилы приняла значительные размеры (Thompson, S. 115). Его главным трудом стал перевод Библии на готский язык, от которого до нас дошли только фрагменты в так называемом Серебряном кодексе. Остальные произведения Вульфилы не дошли до нас: так как их автор был еретиком, они были уничтожены. Вульфила жил во время христологических споров, когда церковь волновали вопросы о соотношении божественной и человеческой природы в Христе (M. Werner, Die Entstehung des christlichen Dogmas, 1959). Несмотря на то, что готский епископ занимал в этой дискуссии срединную позицию, позднее он был осужден как арианин (Thompson, S. XXI). Возможно, именно его деятельность привела к тому, что через некоторое время вестготы обратились в арианство.

С изгнанием общины Вульфилы христианство, тем не менее, вовсе не было искоренено. Наряду с арианами среди готов были и ортодоксы, и аудиане. Секта аудиан, основатель которой Аудий особенно подчеркивал антропоморфное явление Бога, даже добилась крупных успехов и основала множество монастырей (Schmidt, S. 236).

В период с 369 по 372 гг. по решению совета мегистанов проходило всеобщее преследование христиан, в основе которого лежали антиримские настроения, чрезвычайно сильные среди вестготов. По-видимому, все христиане, вне зависимости от того, к какому течению в церкви они принадлежали, считались вражескими приспешниками (Thompson, S. 99). В одной церкви мученической смерти было предано 26 христиан. Жертвами преследований стали также готы Саба, Инна, Пина и Рима, так что можно предположить, что христианское вероучение небезуспешно распространялось среди готов.

Готское язычество оставило после себя лишь скудные следы. Культ богов организовывался отдельными родами, у которых были свои идолы и свои жрецы (Schmidt, S. 248; Thompson, S. 60). По всей видимости, никогда не существовало культа, общего для всех вестготов. Богу, которого Иордан называет римским именем Марс, приносились человеческие жертвоприношения (Иордан, 41). Во время преследования христиан 369-372 гг. Атанарих возил по стране деревянного идола, которому принуждал поклоняться христиан. В "Страстях св. Сабы" засвидетельствовано проведение культовых трапез (Thompson, S. 99). Кроме этого нам вряд ли известно что-либо еще об обрядах и содержании готских верований.

Инструкция

Готы – это не какая-то внешняя стилизация под смерть и под все, что с ней связано. Готы – это приверженцы субкультуры в ее исконном смысле. Их является индивидуальной. Их отношение к тем или иным явлениям объективной реальности – это сугубо личное мнение и не понятно обычному человеку. У готов даже своя собственная романтика. Однако не стоит путать истинных готов с так называемыми псевдоготами! Псевдоготы - те, кто просто носит черную , играет в смерть, но при этом вообще не имеет никакого отношения к настоящему готическому движению. Эти люди лишь повторяют основные черты готического образа. Кстати говоря, не правы и те, кто считает, что готы целиком и полностью связаны с мрачной и загробной музыкой. Это не так! Готику могут и обычные люди: это музыка по настроению.

Готическая начала широко распространяться и развиваться еще в конце прошлого века, а готами стали люди, для которых и сам мир, и его ценности чужды. Однако не стоит равнять всех готов под одно лишь понятие их субкультуры. Следует понимать, что за каждым из приверженцев этого течения (преимущественно молодежного), носящим темные одеяния и прочую специфическую атрибутику, стоит отдельная личность со своими определенными проблемами. Чтобы понять, кто же такие готы, необходимо научиться видеть в этих людях не их имидж, а образы, которые доминируют в готической среде. Однако смотреть нужно не на образы демонов, чудовищ и смерти, а на одиночество, которое невидимой нитью проходит через всю жизнь гота.

Психологи и социологи считают, что готы-подростки являются максималистами и романтиками. У таких и девочек эти чувства проявляются в гораздо большей степени, нежели у их сверстников, не являющихся представителями данной субкультуры. Психологи утверждают, что многие юные готы имеют довольно высокий интеллект, позволяющий им задумываться о смысле жизни и о тех вещах, до которых их ровесникам еще пока нет никакого дела.

Современные готы смешали в себе элементы нескольких стилей. Например, от панковского стиля были взяты пирсинг, татуировки, металлические цепи. Оттуда же готы переняли и преобладание черной ткани в виде бархата, замши, атласа или кожи. Готические кулоны и подвески выглядят как черепа, летучие мыши, кресты, гробы и т.д. Современные готы предпочитают в качестве металла для своей атрибутики серебро. Прекрасная половина готов обзаводится шнуровками, корсетами, кружевами, воланами и т.д. К сожалению, многие современные готы – это приверженцы не готической субкультуры, а какого-то неформального стиля жизни, однако готы-неформалы тоже имеют особый взгляд на мир и на текущие события, правда отличающийся от общей готической направленности.

В этой статье пойдёт речь о готах, но не о представителях распространённой в наше время молодёжной субкультуры, шокирующих своим видом добропорядочных граждан, а о тех варварах древности, племена которых, пройдя с севера на юг через всю Европу, основали одно из самых мощных государств средневековья - Толедское королевство. Готы (племя) исчезли во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий.

Европа первых веков нашей эры

На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.

Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.

Воинственные скандинавы на просторах Европы

Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.

Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.

Варвары на границах Римской империи

Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.

Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.

К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.

Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.

Гунны - бич Божий

Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».

Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.

Союз с римлянами

Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.

Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.

Бунт и захват Рима

Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.

В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.

«Готы – мрачные и депрессивные, они ходят по кладбищам и там пьют абсент и пиво». Примерно полгода назад, с легкой руки юной особы, пытавшейся доказать свою принадлежность к готам, этот тезис обошел весь рунет, но мало что прояснил в данном вопросе. Так кто же все-таки такие готы? С целью узнать побольше об этих своеобразных личностях, любящих спать в гробах, мы покопались в их внутреннем мире – и вот что выяснили.

История направления

Первые ростки готической субкультуры в России появились в средине 90-х годов. Разумеется, готика пришла к нам с Запада, где она имеет множество последователей и направлений. В конце 70-х годов, когда панк-волна в Англии начала принимать новые формы, появился пост-панк. Группы, чье творчество укладывалась в данное понятие, отличались от своих собратьев по панк-цеху более депрессивным звучанием и ярко выраженным декадентским имиджем. Этих предшественников современных готов стали именовать «темными панками», а новая мрачная эстетика получила широкое распространение в массах.

С середины 80-х поднимается вторая волна готических групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию - художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. Считается, что толчком к развитию готической культуры послужил фильм про двух современных вампиров - The Hunger («Голод») и в особенности одна музыкальная композиция, вошедшая в его звуковую дорожку. Речь идет о песне группы Bauhaus под названием Bela Lugosi"s Dead («Бэла Лагоси мертв»), посвященная культовому венгерскому актеру, исполнителю роли графа Дракулы. В дальнейшем готический имидж и эстетика также формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди готов популярность приобрели многие вампирские фильмы – Nadja («Надя»), The Addiction («Пристрастие»), Interview with a Vampire («Интервью с вампиром»), а также вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Вне зависимости от того, существуют вампиры или нет, есть люди, называющие и считающие себя вампирами. У «вампиров» свои клубы, сайты и конференции.

Наиболее активно готический стиль развивается в Германии, Америке и Англии. Возникают новые готические направления в музыке – darkwave («темная волна»), ethereal («бесплотное»), dark folk («темный фолк»). В зависимости от музыкальных предпочтений происходит разделение аудитории, появляются различные типы готов. К середине 90-х годов мировая готическая субкультура представляла собой развитую изолированную инфраструктуру – с неизменными атрибутами: готическими журналами, радио, символикой, клубами, магазинами и т.д.

Во второй половине 90-х формируется dark culture («темная культура»). Это общее название для всей субкультуры, которая включает в себя и готов, и вампиров, и другие мрачные персонажи. Кроме того, субкультуру готов обогатил приток выходцев из «металлической» среды. Так родился gothic metal - новый стиль металлической музыки, приближенный к готической эстетике.

Мировоззрение

Глядя на гота, не нужно отличаться большой сообразительностью, чтобы понять, насколько он мрачно воспринимает окружающий мир. Романтично-депрессивный взгляд на жизнь - вот оно готическое мировоззрение .

Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем – это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш.

Эстетика смерти

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. «Танатофилия» - одно из ключевых понятий в готической субкультуре. Сами готы считают, что это стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью.

Подобное мировоззрение выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть и некоторых сексуальных отклонениях. Некрофилия или половое влечение к трупам в чистом виде среди готов встречается крайне редко. Если и есть среди готов настоящие некрофилы, то они тщательно скрывают свои пристрастия. Хотя не исключен вариант полового акта, когда один из партнеров “притворяется” трупом и не реагирует на действия партнера. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) – асфиксофилия (иначе – скарфинг), любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти, например секс в гробу.

Религия

Готическое мировоззрение не привязано к конкретной религиозной доктрине, тут готы ничем не отличаются от обычных людей. Среди них есть немало не верующих ни во что или даже радикальных атеистов. Но при этом немало и весьма религиозных - приверженцев как традиционных конфессий, так и новомодных или, наоборот, древних учений.
Существуют и готы-христиане, хотя они в готической субкультуре и представлены в меньшинстве. Кстати, готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Эти загадочные личности испытывают повышенный интерес к сверхъестественному, то есть к магии и оккультизму. Поэтому среди готов больше всего язычников и сатанистов.

Тяга к таинственному имеет разные проявления: от примитивного использования магических символов как элемента украшений, до серьезного изучения магических таинств. Среди готов очень популярны оккультные традиции различных языческих школ. Например, Wicca - современная ведьмовская традиция, опирающаяся на пан-европейский шаманизм; Druids – друиды, пытающиеся возродить кельтские магические ритуалы; Asatru – традиция, базирующаяся на скандинавском язычестве.

Встречаются готы, изучающие иные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. К язычникам можно отнести последователей древних оккультных или претендующих на древность традиций Wicca, друидов, одинистов, а также последователей более современных и менее распространенных учений - телемитов, теософов, ариософов. Готы-статанисты - по большей части люди, привлеченные мрачной религиозной эстетикой и ее внешним проявлением. Всерьез их нельзя назвать сатанистами.

Символы

Готы используют разнообразную египетскую, христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк - символ вечной жизни. Здесь прослеживается очевидная связь с готической субкультурой, возникшей, как мы помним, благодаря вампирской эстетике. А вампиры как раз и есть ходячие мертвецы, живущие вечно. Часто на готах можно увидеть и другие египетские символы, например "Глаз Ра".

Христианская символика присутствует не так часто, обычно в виде распятий только с более стильным, чем это принято традицией, дизайном. Кельтские символы представлены кельтскими крестами и различными орнаментами. Нередко используются пентаграммы (обычные и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды и другие оккультные символы. Популярны различные символы смерти - украшения с гробиками и черепами. К готическим символам можно отнести и летучих мышей.

Места тусовок и виды кайфа

Готическую субкультуру трудно представить без «сцены» или места сбора, тусовки со всеми атрибутами движения. В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать данные мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической "сцене", его начинают считать частью готической тусовки.

Как и все обычные люди, готы утоляют жажду пивом, водкой и креплеными винами. Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино. Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями. Ходят слухи, что готы не брезгуют и травкой.

Разделение на виды
Среди большого разнообразия готов, самые распространенные :

Сатано-готы появились из числа фанатов «симфо-блэк-металла», относящегося к готическому направлению. Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки (так называемое «число зверя») и так далее.

Панко-готы. Внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашеные волосы, грим - выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами», крашеные в черный цвет ногти. Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.

Старые готы первой волны. Существует небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к западным. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике: цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны, но без оккультного компонента

Готы-вампиры. На западе это одно из самых старых и многочисленных направлений готической субкультуры. Бисексуализм - один из декларируемых стилей поведения гота-вампира. Характерная черта - демонстративное кусание в шею: это своего рода визитная карточка. Специфическая атрибутика: цвета в одежде преобладают черные и красные.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.

Наши люди

В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля. На западе существуют специальные готические бутики, а у нас такой неординарный прикид шьют на заказ в ателье или перешивают из другой одежды.