Педагогическое значение инициатив и движений в сфере досуга. Социальная значимость информационной культуры Социальная культура как часть культуры общества

1

Статья посвящена социокультурной деятельности, которая имеет безусловную общественную и личностную ценность. Культура, ее ценности составляют содержательную ценность образования. Социокультурные основы образования отражают его направленность на общественное и личностное развитие человека. В статье анализируются исследования по проблеме ценностей социально-культурной деятельности; раскрывается сущность понятий «ценность», «функции ценностей», «ценностные ориентации», «культура». На основе обоснованного анализа понятий выведено ключевое определение нашего исследования – ценности. Раскрываются позиции ученых о нравственных, гражданских, социально-культурных и других ценностях. Рассмотрены ценности социокультурной деятельности как механизм социокультурного образования личности учащегося; эволюция социокультурных ценностей под влиянием социально-экономического, социально-культурного и научно-технического развития общества; место и роль этических ценностей в развитии общества и личности; средства приобщения личности к социокультурным ценностям как содержательной базе социокультурного образования личности. Особое внимание уделяется ценностным ориентациям, профессионально-этической культуре. Выделяются функции профессионально-этической культуры (интегративная, регулятивная, нормативная, образовательно-воспитательная). Раскрывается значение искусства в образовании личности, отмечается терапевтический эффект народного искусства в образовании личности.

ценности

функции ценностей

ценностные ориентации

культура

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1979. – 423 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. – 624 с.

3. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура – результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 18 (272). – С. 55–57.

4. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у учащихся средствами общественных дисциплин: монография. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 204 с.

5. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся: учеб.-метод. пособие. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 140 с.

6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11. – С. 80–89.

7. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.

8. Кулаков С.Н. Дидактические условия реализации ценностного подхода в педагогике // Условия реализации ценностного подхода как средства развития духовности личности / сост. Т.А. Фомина, Т.Н. Какулин, Н.И. Маскайкина; науч. ред. В.А. Черкасов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1995. – С. 19–34.

9. Лозинская В.П. Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. – Красноярск, 2008. – 154 с.

10. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. – М. : Педагогика, 1997.

11. Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Социология и политология. – 2000. – № 1. – С. 15–23.

12. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

13. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. – 217 с.

14. Циулина М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. - URL: http://www..

15. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2003. – 194 с.

16. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Аксиологические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 218 с.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.

Значительный вклад в разработку проблем аксиологии внесли В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.А. Ядов и др. Ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, классификация явились предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Проблеме ценностных ориентаций посвящены исследования социологов, психологов, педагогов, культурологов Ж.С. Мамедовой, Л.В. Радиной, С.В. Мерзляковой, Л.Х. Нагоевой, Л.В. Брик, И.Г. Биченко, А.Н. Мушкировой, М.Я. Курганской, О.В. Горшковой, В.А. Виноградовой, М.А. Конькова, С.С. Цороева и др.; вопросы освоения культурных ценностей в сфере социально-культурной деятельности представлены в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, И.Н. Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Сукало, Н.В. Шарковской и др.

Категория ценности - категория междисциплинарная: социологи считают ее категорией социологической; философы - философской категорией. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), отечественных философов конца XIX - начала XX в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.).

В исследованиях современных философов (Е.А. Ануфриева, Л.П. Буева, А.М. Коршунова и др.) выявляется соотношение категорий «ценность» и «общество», «ценность» и «общественные отношения». Теория ценностей рассматривается в тесной связи с теорией личности. Существует более 400 определений понятия «ценность», но они не противоречат друг другу.

Конкретные функции ценностей в жизни общества и человека выделил В.А. Нечаев , который справедливо считает, что ценность - это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.

Исследуя проблему гражданского воспитания, мы выделяем гражданские ценности, к которым относим: патриотизм, гражданственность, активность, ответственность, независимость убеждений, демократизм, толерантность и др.

Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания . Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности . Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы» . Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с ее правами и обязанностями.

Ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности . Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной деятельности. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни. Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений.

Культура - содержательная основа образования личности - представляет безусловную ценность, прежде всего культуру социальных отношений, включая нравственные, правовые, политические, эстетические, экологические нормы отношений.

Природа ценности неоднозначна, ее сущность и содержание учеными трактуются по-разному, что и привело к необходимости систематизации основных ценностных категорий. Мы согласны с утверждением ученых (А. Маслоу, А.Б. Орлова, К. Роджерс и др.), что универсальные ценности лежат в самом человеке, его субъектном опыте.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные). Новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития.

Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма - правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.

Анализ педагогических исследований Г.Я. Гревцевой , М.Е. Дуранова , М.В. Циулиной и др. показывает, что к личностным ценностям, имеющим социальную, прежде всего гражданскую направленность, следует отнести: любовь к родному краю, семье, народу; гражданский долг, профессиональную компетентность и т.д. Ценности могут быть целью и средством воспитания. М.В. Циулина рассматривает «патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры» .

Социальные ценности - «важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции» .

Гражданственность представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении государственности .

А.И. Стронин трактует гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Он изучал также вопросы соотношения цивилизации и культуры, менталитета: понимание чести, храбрости, подвижничества и др. Особого внимания заслуживают его размышления о свободе, равенстве.

Нравственные ценности (добро, милосердие, честность и др.) в единстве с другими ценностями создают сложный мир духовных образований. Нравственность побуждает человека к этическому поведению.

Придерживаясь классификации В.А. Ядова , в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям. Гражданские ценности - это социальные ценности: идеал законопослушного гражданина-патриота, компетентного налогоплательщика, активного избирателя, грамотного потребителя, добросовестного и ответственного работника, семьянина .

В новой системе ценностей приоритетными должны стать семья, здоровье, труд, любовь, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д.

Ценностные ориентации - одно из личностных образований, определяют отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, регулируют поведение, позволяют найти смысл и цель жизнедеятельности. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

Социологическое направление в изучении ценностных ориентаций представлено в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Психологический аспект ценностных ориентаций раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна и других. Система образования помогает человеку определить свое место в мире, ценности, на которые он должен ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование нравственности является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.

С культурологических и педагогических позиций процесс воспитания и обучения можно определить как вхождение личности в современную социально-культурную среду, в мир культуры и культурных ценностей. Будущий специалист должен обладать не только специальными знаниями и навыками, общими профессиональными умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его профессиональной деятельности, уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности.

На необходимость формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи обращается внимание в нормативных документах, отражающих ключевые принципы и направления государственной образовательной политики России.

Профессионально-этическая культура является составной частью профессиональной культуры, требующей целенаправленного формирования. Л.М. Шарова к ее функциям относит: интегративную (единство процесса создания ценностей и их освоения); регулятивную (систему профессионально-этических ценностей, являющуюся регулятором социально-педагогических отношений), нормативную (нормы культуры социальных отношений как ценности регулируемых межсоциальных и межличных отношений); образовательно-воспитательную (через формирование качеств личности, взаимодействие участников). Приобщение студенческой молодежи к этическим нормам как социально-культурным ценностям осуществляется в процессе изучения многих учебных дисциплин и педагогики.

Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога - включить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая: 1) предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом - оказывать педагогическую поддержку; 2) способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка; 3) строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности; 4) создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.

Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения студентов к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям культуры. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, связанной с духовными, нравственными ценностями. Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Подходы ученых к сущности данного понятия разнообразны. Но все единодушны в том, что содержание ценностных ориентаций человека обуславливают ее направленность, определяют его позицию человека к явлениям окружающей действительности.

Взаимосвязь ценностей проявляется в искусстве. Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Самый благодарный путь приобщения к культурным ценностям - возрождение традиций, обычаев, погружение в истоки национальной культуры. Поэтому не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить молодежь к народной культуре - одна из задач обучения и воспитания.

Сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки - все эти виды устного народного творчества вошли в сокровищницу художественных творений русского народа. Особенно важно использовать народное искусство (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) с запечатленными в нем наглядными образами окружающих предметов и явлений в доступной для познания человека форме. Осуществление художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности удовлетворяет интеллектуальную, познавательную потребность.

Говоря о ценности народного искусства в образовании личности, можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство доступно пониманию учащихся, содействует появлению чувства радости, удовлетворения. Гуманность, жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного искусства вызывает у учащихся хорошее настроение. Большие потенциальные возможности в приобщении детей к национальным традициям кроются в народной музыке.

Музыкальное искусство, несомненно, является одним из средств трансляции культурных ценностей . Музыка воспитывает эстетическую отзывчивость. Формирует направленность на познание мира, человека, действительности. Но воспитание средствами музыкального искусства предполагает учет индивидуальных особенностей личности.

Музыка - источник, способ развития человека, источник духовного общения, средство самовыражения, развития памяти, воображения, мышления и т.д. Народные музыкальные произведения (народные и колыбельные песни, частушки и др.) знакомят человека с традициями, обычаями и бытом русского и других народов, формируют гуманное отношение к миру.

Библиографическая ссылка

Гревцева Г.Я., Коляда О.В. ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26108 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.

Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое. Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, т. е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.

Следовательно, нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы поведения людей.

Наряду с основными элементами существуют и другие, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода – как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.

К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

4. Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл .

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Язык. Культурно - речевая среда. Культурно-речевая стратификация (литературный язык, народно-разговорный, просторечие, территориальные диалекты, субдиалекты, арго). Субкультура и субдиалектвречей (психологов).Особенности молодёжной субкультуры.

Язык - это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества.

Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды.Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно - средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.Всемье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повелительном тоне.Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп.

Выделяют следующие основные формы языка:

· литературный язык - главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества.

· народно-разговорный язык - стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.

· просторечие - нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие - совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. В XIX веке русское просторечие было языком городских масс. В тот период ученые выделяли, в частности, городской мещанский говор, говор низших слоев, говор необразованных классов. До возникновения капитализма не было просторечия. Оно - дитя урбанизации.

· территориальные диалекты - бесписьменная форма язы­ка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты - исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родоплеменном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. На Земле около 3000 языков, из них Лишь 300 имеют письмен­ность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов.


· социальные диалекты - условные язы­ки (арго) и жаргоны. Носители СД - городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрас­тные и другие социолекты.

Классификация социолектов включает:

1. Профессиональные "языки" - набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами, или профессионализмами. Практически у каждой профессии - рыболова, сапожника, охотника или гон­чара - свой "язык".

2. Корпоративные жаргоны - параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон -лингвистическое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армейской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы.

3. Условные языки (арго) - лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного дляпосвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолироваться от окружающих.

4. Жаргон деклассированных - экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассированных элементов, опознания "своих" в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одоб­ренным ценностям, официальным институтам власти.

Медицинская субкультура является, с одной стороны, консервативной системой, сохраняющей традиции медицинской деятельности. С другой стороны – это динамическая система, изменения которой вызваны появлением новых медицинских технологий и доктрин, распространением либерально-демократических ценностей, расширением информационного пространства, взаимодействием профессиональных субкультур, стремлением специалиста совершенствоваться, внешними социальными факторами (условиями). Динамика медицинской субкультуры включена в динамику всей общественной жизни и зависит от множества социальных факторов и внутренних тенденций.

К негативным аспектам современного состояния медицинской субкультуры можно отнести: большое количество «открытых», т.е. неразрешенных вопросов и отсюда – постоянно возникающую проблему выбора модели поведения врача; недостаточную разработанность морально-правовых регулятивов и соответственно – проблему социальной незащищенности врача и как результат этого – проблему профессионального выгорания.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

-«Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

Значение и социальная роль культуры. Функции культуры в обществе. Культура как фактор социальной адаптации, стратификации и мобильности.

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство - культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество.

Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается большим числом носителей данной культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, если его примет большинство. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят проверку все новые культурные формы. Не всё новое принимается, но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, становится нормой, зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человекаличностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своейсоциальной группыи всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитанияи образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаютсяпрежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные наукитакже располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Понятие личности и ее типология. Макросоциологический уровень анализа личности: нормативная (базисная) и модальная личность. Маргинальная личность. Взаимодействие общества и личности: социальная среда и социальные отношения.

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:

1) Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.

Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, "ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличии от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры". Значение соц. характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:

Рецептивный (пассивный) - люди надеются на помощь других в решении своих проблем;

Эксплуататорский - стремление получить желаемое силой или хитростью;

Накопительский (стяжательный) - как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать;

Рыночный (ныне доминирующий) - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Люди с рыночным соц. характером не умеют ни любить, ни ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, у них нет "самых близких", они не дорожат даже собой.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять так же модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, соц. тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.

Маргинальная личность (от лат. margo – край) – личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие «М. л.» введено Р. Парком (Рark, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к соц. группам. Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности и м. б. сознательным принципом творческой личности.

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

Специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

Воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества.

Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Социальная среда - совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающего из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом.

Взаимодействие личности и общества- взаимосвязанный процесс активных действий индивида, способного изменять социальную среду и среду обитания и воздействия на индивида самой среды обитания и социальной системы.

Социальные отношения-Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества. Структура социальных отношений: 1)Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения 2Объекты – то, по поводу чего возникают отношения 3)Потребности – отношения между субъектами и объектами 4)Интересы – отношения субъект–субъект 5)Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества. Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков: 1)Сходство условий жизнедеятельности 2)Общность потребностей 3)Наличие совместной деятельности 4)Формирование собственной культуры 5)Создание системы управления и самоуправления активностью группы

Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.это определённая устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества

Рассмотренные в предыдущей главе гражданские инициативы и движения в культурно-досуговой сфере можно оценить теперь с позиций их педагогической значимости.

Системная гражданская культурно-досуговая активность. К ней мы, как известно, относим гражданские инициативы, движения, рождаемые в недрах государственных учреждений культуры. Наиболее широко распространена системная гражданская культурно-досуговая активность в государственных клубных учреждениях. В отличие от учреждений культуры других типов клубы потенциально ориентированы на самые широкие группы населения, предлагая самые разнообразные виды массовой культурной деятельности. По массовости посещения и широте предлагаемых услуг в сфере культуры и досуга клубная сеть не имеет конкурентов в системе культурного обслуживания населения. Уже в этой особенности деятельности данных учреждений присутствуют предпосылки для реализации культурно-досуговой активности клубных посетителей в разнообразных формах.

Для данных движений, инициатив, как показывает анализ тенденций их деятельности в сфере культуры, наиболее органично следующее соотношение: «освоение социальных ценностей - производство культурных ценностей». В клубных учреждениях данное соотношение проявляется как доминирование таких видов деятельности как организация художественной самодеятельности и массовых театрализованных и рекреационных программ. Участие в коллективах художественной самодеятельности населения основывается на овладении технологиями и социальными нормами коллективности, группового взаимодействия, задаваемых руководителями самодеятельного коллектива как представителями «системного мира» («освоение социальных ценностей»), но при этом разворачивается интенсивная практика репетиционной и концертной работы («производство культурных ценностей»). Здесь может возникнуть возражение, связанное с очевидным фактом обучения участников самодеятельности «культурным ценностям» в области исполнительского искусства. Но в данном случае речь идет о педагогическом потенциале самодеятельного творчества, а не о распространенной практике авторитарного руководства самодеятельными коллективами их руководителями. Коллективом самодеятельного творчества, по большому счету, могут называться те, в которых освоение культурных ценностей все же носит вспомогательный характер для творческой самореализации («производства культурных ценностей») участников самодеятельности в соответствии с теми или иными принятыми ориентирами, технологиями, отражающими характер в социальной среды этих участников, их образ и стиль жизни. Примеры: характер исполнительской деятельности, осваиваемых культурных ценностей будут различны в клубе самодеятельной песни, фольклорном и студенческом коллективе. Причем само это освоение подчинено задаче творческой интерпретации, созданию новых культурных продуктов (самодеятельность) в рамках осваиваемого корпоративного имиджа своей «официальной» (системной) роли в процессе исполнительства: «барда», «крестьянина», «студента» и т. д.

Аналогичным образом дело обстоит и при организации массовых театрализованных и рекреационных программ в клубных учреждениях. Участники этих программ осваивают нормы и технологии предлагаемого им социального поведения («правила» театрализованного, праздничного, игрового, рекреационного поведения) - «освоение социальных ценностей» и создают новые продукты культуры в виде новых образцов демонстрации игровой, праздничной, исполнительской активности (импровизационное исполнительство, например, в танце) в процессе участия в предлагаемых программах - «создание культурных ценностей». В конечном счете, данный вид культурно-досуговой активности может способствовать выработке собственной социокультурной идентичности и реализации прав на эту идентичность отдельных индивидов, а также демонстрации своей социальной позиции в преимущественно эстетической форме (гражданское поведение «по законам красоты»).

Правомерность отнесения данного типа культурно-досуговой активности к самостоятельной социальной активности может быть обоснована отсутствием жестких ограничений вступления в клубные коллективы и общности (праздничные, игровые, рекреационные) по социально-демографическому и культурному признаку. В этом проявляется высокий уровень демократизма государственных учреждений клубного типа, которые потенциально ориентированы на работу с самыми различными группами населения независимо от их культурно-образовательного уровня, социального положения, уровня жизни, возраста.

Для участия в той или иной клубной деятельности чаще всего достаточно наличие совместных культурно-досуговых интересов в процессе взаимодействия участников. При этом отсутствуют однозначно интерпретируемые критерии единой оценки культурной деятельности с позиций вклада этой деятельности в профессиональное творчество, но зато возможны однозначные социальные ее оценки, связанные с влиянием на образ жизни участников самодеятельных формирований (например, возможно участие в занятиях клубного самодеятельного коллектива преимущественно с целью расширения круга знакомств, но не для повышения своего исполнительского мастерства). Сразу сделаем оговорку. В тех клубных учреждениях, где основной целью является достижение высокого уровня исполнительства клубных коллективов, и во имя этой цели в жертву приносятся все другие (например, социальные, просветительные, анимационные, рекреационные, общепедагогические цели), мы имеем дело с имитацией клубной деятельности, а по сути - с профессионализированной исполнительской деятельностью, заимствованной из учреждений и организаций культуры других типов (например, профессиональных музыкальных и театральных коллективов). Характерный пример - превращение многих клубных самодеятельных коллективов фактически в профессиональные исполнительские коллективы с жестким регламентом участия, авторитарностью методов управления. Не умаляя важности создания коллективов и общностей такой направленности для культурной жизни общества, все же отметим, что фактически эти коллективы в целом, пусть даже часто вынужденно, занимают чужую нишу любительской самодеятельности, «выдавливая» из последней самые различные группы населения, что является серьезным тормозом для развития массовой системной культурно-досуговой активности через участие в клубной деятельности.

Социально-педагогическая значимость клубных коллективов и общностей проявляется, прежде всего, в виде фиксации чувства «Мы» как особой социальной общности, отличающей ее от других групп, объединений. Это часто выражается и на уровне информационно-символическом (гербы, эмблемы, значки, членские билеты, фирменная одежда, клубное костюмирование, ритуал приема новых членов и т. д.), и на уровне нормативном (например, правила приема, наличие клубного устава, программы). В данном случае их деятельность отражает соответствующий тип социального поведения.

Участие в клубной деятельности приводит также к формированию общего семантического поля культурно значимой деятельности, которое наряду с общими правилами социального поведения является важным интеграционным фактором в клубной общности, одним из основных условий устойчивости ее функционирования. Сама интерсубъективность возникает как результат культурного консенсуса, достигаемый в процессе взаимодействия членов клубной общности. Соответственно, здесь неприемлемы какие-либо навязывания клубной общности культурной семантики «сверху», от тех или иных профессионалов, лидеров или администраторов из сферы профессионального творчества.

Важным признаком клубных общностей как «школы демократии» является их полицентризм. Последний выражается в отсутствии жесткой вертикальной иерархии управления этими общностями как внутри них, так и между ними. Не менее важна для развития педагогически значимой культурно-досуговой активности клубных общностей возможность самореализации в качестве лидера любого члена общности в зависимости от той или иной социальной, досуговой ситуации (например, лидер в области организации клубной деятельности, лидер в решении творческих задач, лидер в области рекламы).

В то же время нельзя не отметить факт значительного расхождения социокультурных ориентаций между стихийными клубными общностями и деятельностью многих государственных клубных учреждений, что существенно снижает педагогический потенциал этих учреждений. Последние в своей деятельности еще не способны в должной мере опираться на культурно-досуговые инициативы населения, не получившие своего одобрения «официальным» социумом. Именно клубные учреждения являются наиболее приближенными к повседневным культурным запросам различных групп населения и обладают огромными возможностями развития разнообразной культурно-досуговой активности людей.

В клубных учреждениях эта активность проявляется, прежде всего, как самодеятельное творчество. Вместе с тем, востребована и клубная деятельность, направленная на разнообразную просветительскую работу среди населения, инициирующая его культурно-досуговую активность. В отличие от средств массовой информации, осуществляющих одностороннее воздействие на свою аудиторию, клубные учреждения способны организовывать живые, диалогичные формы полноценного участия посетителей в обсуждении различных животрепещущих проблем социальной и культурной жизни.

Рассмотрим теперь педагогический потенциал следующего типа гражданской активности - системной гражданской активности, тяготеющей к культуре «жизненного мира».

Эта активность, как отмечалось выше, проявляется наиболее полно в деятельности некоммерческих организаций (НКО). В сфере досуга это, в основном, официально зарегистрированные любительские объединения с устойчивым правовым статусом и приравненные к добровольным общественным организациям. В практике любительского движения сложились следующие наиболее распространенные объединения, в которых, так или иначе, могло бы быть заинтересовано государство: коллекционно-собирательские любительские объединения, социально-ориентированные любительские объединения (добровольные общественные организации, объединения, решающие различные социальные задачи: в первую очередь, оказание помощи социально незащищенным и социально неблагополучным группам населения); различные клубы по интересам, создаваемые на базе учреждений культуры или как дополнение к последним (например, клубы любителей искусств, науки, тех или иных видов отдыха). В конечном счете, любительские объединения способствуют расширению культурного кругозора их членов, развитию разнообразной культурно-познавательной деятельности населения, развитию гражданской активности, поддерживающей конструктивные инициативы «официального» социума в различных сферах социокультурной деятельности. Именно в этом качестве любительские объединения могут быть востребованы государственной культурной политикой.

Основной педагогический потенциал этих объединений связан с их способностью к участию в сохранении социальных и культурных ценностей с участием различных групп населения. Выполняя роль своеобразных накопителей социального и культурного опыта общества, официально зарегистрированные любительские объединения тяготеют к «освоению социальных и культурных ценностей» и в меньшей мере к их созиданию. Эти объединения способствуют также освоению этих ценностей и людьми, не являющиеся любителями данного вида социокультурной деятельности (через выставки, просветительские, информационные и праздничные мероприятия и т. д.). Любительские объединения особенно востребованы как субъекты, способствующие сохранению социального и культурного наследия и его освоения различными группами населения через разнообразные просветительские программы, популяризацию «хобби» (особенно коллекционно-собирательского и краеведческого профиля). В том случае, когда любительские объединения участвуют в тех или иных социальных программах (например, работа с «трудными» подростками) они также не столько претендуют на создание новых социальных и культурных ценностей, а скорее сохраняют традиции социальной благотворительности, помогают своим подопечным осваивать уже имеющиеся социальные и культурные ценности общества.

В любительских объединениях проявляется и своя специфическая педагогика. Состав их участников определяется, в основном, наличием общего любительского интереса, но не культурными или социально-демографическими различиями. В этом отношении данные объединения обладают еще большим демократизмом в сравнении с рассмотренным выше типом культурно-досуговых объединений (досуговые общности клубных учреждений), так как они образуются на базе не только самых различных учреждений, но и вне каких-либо учреждений, и потому являются независимыми в наборе своих членов, их составе от требований того или иного ведомства, учреждения культуры. Достаточно привести пример знаменитого общегородского клуба семьи (г. Пущино), не имевшего в свое время даже своего постоянного помещения.

Поскольку основу взаимодействия официально зарегистрированных любителей составляет, прежде всего, общий предмет интереса, становится несущественным наличие или отсутствие однозначных ценностных критериев взаимодействия их членов. В тех или иных инициативах, занятиях любителей могут принимать участие люди самых различных убеждений, социальных позиций, ценностных установок, объединенные общественно значимой целью.

Границы участия в официально зарегистрированном любительстве четко фиксируются в правовом поле, что делает их полноценными субъектами в выражении своей гражданской активности. Официальные правовые границы деятельности любительских объединений свидетельствуют о едином ценностно-нормативном требовании к ним независимо от предмета любительства - стремлении реализовывать свои инициативы вне личной выгоды, меркантилизма, желания удовлетворить свои интересы за счет других. В этом отношении сфера официально зарегистрированного любительства потенциально является школой гражданского альтруизма и здорового коллективизма для многих членов общества. Некоторые исключения из этого правила (например, скрытая коммерциализация ряда любительских объединений) не отменяет в целом данного требования к любительству.

Полицентризм в этих объединениях проявляется в виде разнообразных схем самоуправления, самоорганизации, устраняющих саму возможность авторитарного централизованного руководства и стимулирующих наличие различных неформальных лидеров, групп уже внутри самого любительского объединения. Это обеспечивает устойчивость, динамичность и жизнеспособность большинства любительских объединений.

Отметим, что сфера официально зарегистрированного любительства при определенной государственной поддержке способна развиться до уровня общегосударственных добровольных обществ, став полноценным партнером органов и учреждений культуры в решении задач развития отечественной культуры (в советский период многие объединения входили в общесоюзные организации любителей того или иного профиля).

Культурно-досуговая активность «жизненного мира», тяготеющая к культуре «системного мира». К этому виду активности, как отмечалось в предыдущей главе, относятся, в основном политические партии, национально-культурные движения и конфессии. Эти объединения являются в наибольшей мере инновационными по отношению к государственной политике, создавая собственные, часто не освоенные государством социальные и культурные ценности. Политические партии, так или иначе, претендуют на создание и реализацию программ социального преобразования общества и соответствующую субкультуру такого преобразования. Национально-культурные объединения отстаивают свое право на национально-культурную автономию (создание собственной системы культурных ценностей) и производство собственных ценностных ориентиров в социальной жизни для отвоевывания собственного социального пространства в «большом» социуме (принцип «диаспоры»). Конфессиональные объединения выстраивают собственную систему социальных и культурных ценностей, которые постоянно развиваются в диалоге с официальными системными, государственными структурами (конечно, там, где этот диалог присутствует, а не имеет место сектантская замкнутость той или иной религиозной общины).

Этот тип объединений также обладает собственными чертами педагогически значимых инициатив.

Во всех этих объединениях, как правило, отсутствует однородный социально-демографический и социально-культурный состав. Даже в том случае, когда то или иное из этих объединений претендует на избирательность своего состава (преобладание в нем определенного социального слоя, национальности или людей, разделяющих определенное вероучение), это образование реально наполняется людьми из разных социальных слоев, с разным пониманием национальных интересов, и разными представлениями о соответствующем вероучении. Соответствующие культурно-досуговые общности чаще складываются на основе общих социальных и культурных проблем, чем на основе общей социокультурной идентичности. Эти объединения, как правило, нуждаются в привлечении все новых членов, но при этом не хотят жесткой конфронтации с системным миром. Та или иная критика «системы», оппонирование ей чаще осуществляются в легитимных, правовых формах. Общие социально-культурные смыслы и значения, вырабатываемые в этих объединениях, являются своеобразным индикатором востребованности обществом, различными его социальными и культурными слоями новых представлений о мире, инновации в самых различных социокультурных сферах. Таким образом, эти объединения являются своеобразным полигоном, экспериментальными площадками для отработки новых идей, концепций, социально-культурных технологий, оказывающих свое педагогическое воздействие на участников.

Особое значение эти объединения имеют в развитии политической и правовой культуры общества. Это: политическое и правовое оппонирование государству, дополнение его правозащитных функций, компенсация неразвитости институтов гражданского общества. Эти объединения наиболее эффективны, если в них также проявляется тенденция полицентризма, предполагающего максимальное развитие «горизонтальных» связей и общественного лидерства, основанного на выдвижении самых разнообразных активистов, энтузиастов, часто действующих по собственной инициативе, руководствуясь общими политическими, социальными и морально-правовыми нормами данного объединения.

Культурно-досуговая активность «жизненного мира». К этому виду активности можно отнести те ее проявления, которые являются отражением повседневного образа жизни населения и реализацией норм, традиций «культуры повседневности». Последняя фиксируется в местных культурных традициях, обычаях, распространенных обрядах и празднествах, поддерживаемых населением, привычных норм природопользования, аутентичном фольклоре, промыслах, ремеслах, массовых культурных стереотипов в сфере быта и досуга. В культурно-досуговой активности «жизненного мира» сочетаются освоение уже сложившихся в культуре повседневности ценностей различными группами населения (местных культурных традиций, бытовой культуры, досугового времяпрепровождения и т. д.) и социальное экспериментирование («производство социальных ценностей») - становление самых различных неформальных общностей, в первую очередь, в сфере досуга. Именно в жизненном мире неформальных досуговых общностей (от детско- подростковых стихийных досуговых групп до ситуативных досуговых общностей на основе общих увлечений) формируются базовые модели досугового поведения многих социально-демографических групп населения, которые пока еще недостаточно полно учитываются в деятельности учреждений культуры, в государственной культурной политике.

При оценке педагогического потенциала стихийных культурнодосуговых ориентаций «жизненного мира» необходимо основываться не только на уже устоявшихся видах деятельности в системе учреждений культуры, но и на реальных паттернах повседневного досугового поведения населения, включая самые экстравагантные группы и общности («готы», «эми», «флешмоб» и т. д.).