Почему изображая кутузова толстой намеренно избегает. Примеры сочинений ЕГЭ по литературе

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную

идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Тест.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.



Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев» - вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

«Как это просто и ясно, - подумал Пьер. - Как я мог не знать этого прежде».

В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез.

Vous avez compris, mon enfant(1), - сказал учитель.

Vous avez compris, sacré nom(2), - закричал голос, и Пьер проснулся.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

_________________________

(1) Понимаешь ты, дитя мое.

(2) Понимаешь ты, черт тебя дери.

В1. Назовите литературное направление, к которому традиционно относят творчество Л.Н. Толстого.

В2. Определите жанровую принадлежность романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Ответ: ____________________________________________________

В3. Укажите название художественного приема противопоставления, использованного Л.Н. Толстым в названии романа «Война и мир»?

Ответ: ____________________________________________________

В4. Как называют в литературоведении сложный и многозначный образ, смысл которого не исчерпывается «предметностью» и который нельзя расшифровать простым логическим рассуждением (например, приснившийся Пьеру «глобус»)?

Ответ: ____________________________________________________

В5. В бланк ответа впишите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «колеблющийся шар», «кроткий старичок» и т.д.

Ответ: ____________________________________________________

В6. Каким термином обозначают развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе или произнесенное им в собственных мыслях?

Ответ: ____________________________________________________

В7. Какой художественный прием использует автор, располагая слова по нарастающей / убывающей значимости: «И растет, сливается, <...> и опять всплывает...»?

Ответ: ____________________________________________________

Для выполнения заданий С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?

С2. В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?

Тест.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: - Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, - сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. - Идите, Annette, вы простудитесь, - говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. - C"est arrete, - прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. - Я надеюсь на вас, милый друг, - сказала Анна Павловна тоже тихо, - вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, - и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. Л.Н. Толстой, «Война и мир».
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.
Ответ:
B2 Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев - реальные личности?
Ответ:
ВЗ Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
B4 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
B5 Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки ».
Ответ:
B6 Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян . Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности»
Ответ:
B7 Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?
B1 эпос
B2 исторический
B3
B4
B5 эпитет
B6 повтор
B7 антитеза

С5.
Как вы понимаете метафору "дубина народной войны" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"?
Является ли Николай Ростов авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")?
Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")?
Как название романа Л. Н. Толстого "Война и мир" связано с его проблематикой?
В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе "Война и мир"?
Как вы понимаетет термин "диалектика души"? (по роману Л. Толстого "Война и мир")
В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л.H. Толстого «Война и мир»)?
Является ли Платон Каратаев идеалом Л.H. Толстого (по роману «Война и мир»). Свое мнение обоснуйте.

С5. «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль. 1805 год» (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера - Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне - в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, - не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться».

Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», - из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.

При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».

«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка са­лона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»

Еще одна важная черта, характеризующая собрав­шуюся знать в салоне, - французский язык как нор­ма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков - еще одно средст­во, показывающее, как автор относится к происходя­щему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.

Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовав­шего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его покло­ном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспо­койство, как бы он чего не сделал такого, что не укла­дывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «уда­лось» нарушить заведенный этикет своими высказы­ваниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского пре­вратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произ­нося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Анд­реи поддерживает его, в то время как остальные реак­ционно относятся к идеям революции.

Удивительным является то, что искренние сужде­ния Пьера воспринимаются как невежливая выход­ка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин три­жды начинает рассказывать, - как светская любез­ность.

Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чу­жим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».

Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подо­шел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой пока­зывает его неоднородность, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев ро­мана начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.


О тв е т: № 2 (работа Михаила К.)

^ Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир»,

Л.Н. Толстой намеренно

избегает героизации образа полководца?

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Русское войско в

романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Родину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое, в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лес нише. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. 3 iox полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажет­ся, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то ВЫЧТЯ, ч го-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он и говорит об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль ею души из-за страданий народа России, и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

^ Анализ работы:

Автор работы обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет се смысл поверхностно. Во-первых. Михаил К. ничего не говорит об исторических взглядах Толстого, об отноше­нии писателя к проблеме роли личное)и в истории, а это крайне важ­но для объяснения авторской позиции в изображении Кутузова. Во-вторых, автор работы упоминает только войну 1812 года, а это суще-с i венпо суживает рассматриваемую проблему.

Следовательно, по первому критерию ответ можно оценить 1 бал­лом.

По второму критерию работу можно оценить 0 баллов.

Михаил К. привлекает текст романа для подтверждения своих мыслей, однако использует лишь поверхностный пересказ общеизве­стных мест романа.

По третьему критерию за pa6oiy можно поставить 1 балл.

Текст ответа логичен, нет повторов и нарушений последователь­ности развития мысли. Четвертый критерий 3 балла,

Стиль работы соответствует ее жанру. Использованные синтакси­ческие конструкции достаточно разнообразны. Ангор в целом следует речевым нормам, не допускает грубых речевых ошибок (в работе есть три негрубые речевые ошибки).

По пятому критерию работу можно оценить 2 баллами.

В целом работа Михаила К. Может быть оценена 7 баллами.


^

Баллы

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, пред­ложенной в вопросе, но объясняет ее смысл поверхностно или крайне упрощенно ИДИ / и допускает 3-4 фактические ошибки

1

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знания­ми, не использует литературоведческие термине при анализе литературного материала

0

3. Обоснованноеib привлечения текста произведения

Баллы

в) текст привлекается только как пересказ изображенного без необходимого комментария

1

4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, кет пару шепни последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

3

Следование нормам речи

Баллы

б) допущены 2-3 речевые ошибки

2

^ Максимальный баи

7

О т ве т: Ms 3 (работа Елены П.) 138

Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горькою «На дне»)

Сатин в пьесе Максима Горького «На дне» является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям. Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягае­мую высоту мысль о ценности человека: «Человек - свободен!»

И пусть Сатин больше человек слова, а не дела, ею речь, его по­нимание свидетельствует о том. что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободною человека».

Взгляды, мировоззрения обоих персонажей очень важны. С появ­лением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захоте­лось более светлой жизни, хотя они, вероятно, понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Лу­ки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости чело­века. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и че-стный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек - во г правда!» Но, придя к вер­ным выводам. Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до лого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утеши-тельством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решительное слово Сатина будет нести истину челове­ческому сердцу.

Лука и Сатин - философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого. Вот и ответ.

^ Анализ работы:

Автор, безусловно, понимает проблему, предложенную в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла. Следует отметить, что Елена П. строит рассуждения от аргументов к тезису, в результате тезис оказы­вается несколько поверхностным («философы понимают друг друга», «один просто оояэан защищать другого»). Рассуждения автора работы достаточно глубоки, они могли бы завершиться более емким тезисом (о близости философских взглядов i ероев).

С учетом сказанного по первому критерию за работу можно по­ставить 2 балла.

К сожалению, автор сочинения не использует в достаточной мере литературоведческие понятия и термины, особенно необходимые при анализе драматического произведения (конфликт, реплика, авторская позиция и др.). Выпускница ограничилась терминами «афоризм», «идейные противники» Поэтому второй критерий - 1 балл.

Елена П. хорошо знает текст пьесы, привлекает его достаточно разносторонне и обоснованно (комментируются приведенные цитаты, кратко пересказывается текст).

По третьему критерию работа может быть оценена 3 баллами.

Текст логичен, мысль развивается последовательно, без повторов и отступлений от темы.

По четвертому критерию работу можно оценить 3 баллами.

Поэтому по пятому критерию можно поставить 3 балла.

Таким образом, в целом работа заслуживает 12 баллов.


^ Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

4. Последовательное гь и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивает­ся от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

3

Следование нормам речи

Баллы

а) допущена 1 речевая ошибка

3

Максимальный ба 11

12


^ Глубина и самостоятельность понимания

проблемы, предложенной в вопросе


Баллы

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, пред­ложенной в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблема­тикой произведения, не во всех случаях подкрепляя сужде­ния необходимыми доводами и выводами

2

Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня вла­дения теоретико-литературными знаниями, допускает ошиб­ки в употреблении терминов при анализе литературного ма­териала

1

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

a i текст рассматриваемого произведения привлекается обос­нованно и достаточно разносторонне (цитаты с коммента­риями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротомам тек­ста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображен­ное в произведении и т.п.)

3

140

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную

идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец - не герой, он просто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях командования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план дей­ствий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания про­блематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».

Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнего мира. Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию - весь город, под его влиянием люди боялись помо­гать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли. Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот - донос­чик. И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, что Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, оконча­тельно морально уничтожило героя.

Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот, кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чинов­ника», Беликов умер. От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полностью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством. Беликова хоронили всем городом. Лю­ди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гне­тущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело.

Главная идея рассказа выражается с помощью системы рассказчи­ков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить чи­тателя определить позицию автора и выработать собственное отноше­ние к изображенному в произведении. «Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» - этим утверждением рас­сказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом из нас, а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют. И собеседник Буркина подхватывает и расширяет его мысль, что наша жизнь - футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ло­жью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры. Для Буркина понятие «футлярности» жизни - это отсутствие внутрен­ней свободы, а для Ивана Ивановича - большее, это понятие безду­ховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, под­линным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего против того, что ме­шает человеку достичь добра и счастья.

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как личную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тя­желый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екатери­ной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в душе, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Старцев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, кар­тежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удовольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за частные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства картежным азартом. Воз­можно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изме­нить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессио­нальные новинки - он весь ушел в зарабатывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговари­вать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо сопротивляться пошлости и бездуховности жиз­ни, нельзя плыть по течению, превращаясь в Ионыча.

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца.

Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя.

Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли - это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что “победили” даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение.

Л.Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова.

Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой “Тулон”. Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: “Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”. Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого - это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» - это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов - не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий - в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта - Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином - в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия.

Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена.

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, написав роман-эпопею «Война и мир», показал борьбу русского народа против захватниче­ской французской армии во главе с Наполеоном. Раскрывая главную идею произведения, писатель говорил, что основное в нем - «мысль народная».

Русское войско в романе показано не как бездушная машина, а как организация людей из народа, у них есть душа, которая болит за Ро­дину, и все они хотят изгнать интервентов из своей страны.

Предводителем русского войска во время войны 1812 года был Кутузов. Его нам показывает Толстой в своем романе, но он намерен­но избегает героизации образа полководца.

Автор показывает нам Кутузова не как часть дворянства, которое в основном боролось не за Родину, а за положение в свете и продви­жение по карьерной лестнице. Кутузов показан нам как часть народа. Он вышел из народа и служит ему. Этот полководец не герой, он про­сто хочет сделать свою работу как можно лучше. На совещаниях ко­мандования Кутузов просто сидит и слушает, окружающим кажется, что он спит. Но на самом деле оказывается, что, объединив все планы, что-то вычтя, что-то добавив, он получает отличный план действий, который лишь нужно претворить в жизнь.

В основном у Кутузова лишь одна забота - поддержать дух вой­ска. «И с такими молодцами приходится отступать!» В штабе он про­износит в адрес солдат восхваляющие их фразы, точно зная, что они обязательно дойдут до войска. С той же целью он говорит и об общих достижениях. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой избегает героиза­ции Кутузова для того, чтобы показать душу полководца, его связь с народом, то, что он из народа, боль его души из-за страданий народа России и его желание изгнать врага из страны. Для этого не надо быть героем. Нужно просто любить свою Родину и быть частицей ее народа.

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -