Почему умерла надя рушева. Биография

Загружено пользователем joseeash, дата: 28.01.2010

Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой

Нам сквозь туман неверья и сомнений,


Нить Ариадны с кончика пера.

Рассказывая о жизни таких людей как Надя Рушева стальное кольцо перехлестывает горло…. Эта девочка была гениальна, все в ней говорило об этом, и то что она рано с трех лет не умея еще читать начала рисовать, и ее раняя смерть, неожиданный уход….

Ее называли Моцартом в живописи. Ее талантом восхищались все известные люди русской культуры, ее современники….

Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.

Они не требуют доказательств своей первозданности".

Девочка-планета... Девочка-Вселенная....

"Надя Рушева, юная гениальная художница.
Родилась 30 января 1952 в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.

Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 семья переехала в Москву.

Рисовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать.

Рисунок стал для нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.

Надя Рушева "Пушкиниана"

Использованы работы Нади Рушевой,
Песня "Тает желтый свет свечи" -Стихи: Леонид Филатов,Музыка:Владимир Качан

Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: "Я живу жизнью тех, которых рисую".

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в "Клубе искусств" МГУ и в редакции журнала "Юность" состоялись первые персональные выставки школьницы.

Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина,

Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других.

Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...

Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:

"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.

Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите"

Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Она рисовала везде, например гуляя на улице рисовала на снегу…Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17. Врачи ничем не смогли помочь.

Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Какая амплитуда чувств... Маргарита - хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла..." Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов.

Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

Посвящения

Памяти Нади Рушевой.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка - грустный очкарик -
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински - сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» № 1-2 за 1973г.)
Век девятнадцатый стревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.
(Александр Богучаров, журнал «Юность» № 6 за 1972г.)

Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...
(02’2005) edel

Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.

Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...

Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,

Но - было ж Господу мгновение! -
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.

Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.

Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.

Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть или завидовать,
её при жизни не застав?...
(Андрей Зырянов)

Серия сообщений "Иллюстрации":
Часть 1 - Иллюстрированное|Andrew LoomisЧасть 2 - Старые журналы...Часть 24 - Свадебное|Старинные принтыQUOTE]

Цитирую с благодарностью

В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве открылась выставка рисунков Нади Рушевой «Я живу жизнью тех, кого рисую…»

Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: Надя Рушева/ru.wikipedia.org

31 января гениальной художнице исполнилось бы 65 лет.
Впервые об 11-летней девочке-художнице узнали ее ровесники, читатели «Пионерской правды». Тогда, в декабре 1963 года, Надя проиллюстрировала для газеты рассказ польского писателя. В 1964 году - первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Вскоре - выставки в Варшаве и Ленинграде, приглашение на «Голубой огонек»…
И одновременно - жизнь обычной школьницы, переживания из-за двоек по математике и своей скромной внешности, увлечение лыжами и танцами, песнями «Битлз» и Мирей Матье…
Нет ничего случайного в том, что Надино дарование открылось именно в 1960-е, в «век НТР», как тогда говорили. Людям, так страстно поверившим в технический прогресс, в силу физики и математики, вдруг было послано явление, столь же прекрасное, сколь и непостижимое наукой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о Наде вскоре после ее внезапного ухода: «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области человеческого духа… Это загадка, которая никогда не будет разгадана».
Девочка-подросток, не получившая никакого систематического художественного образования, рисовала с легкостью и неутомимостью титанов Возрождения. Ею было создано множество иллюстративных серий к сложнейшим произведениям русской и мировой классики.
Слова «самородок» или «вундеркинд» тут не подходили, поскольку Надин художественный мир был целен и самодостаточен. Академики живописи разводили руками: они не знали, чему можно было бы научить эту девочку.
Как сложна и несводима к простым оценкам любая эпоха. Бульдозеры еще крушили храмы, а где-то рядом тянулась многотысячная очередь на выставку Нади Рушевой, на долгожданную встречу с несомненным даром Божьим.
В нашей семье с начала 1970-х годов бережно хранятся проспекты с посмертных выставок Нади. Собственно, проспектов всего три, но и по этим скромным свидетельствам можно представить себе и атмосферу выставок, и их географию:
«Выставка рисунков Нади Рушевой в Свердловской картинной галерее. Открытие состоится 17 августа 1972 г. в 16.00»;
«Тюменская областная картинная галерея приглашает вас на выставку рисунков Нади Рушевой. На выставке представлено около ее 400 работ на темы произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Шекспира, М. Булгакова…»;
«Омский музей изобразительных искусств. Май 1973 года. Рисунки Нади Рушевой…»
В 1970-е годы Надина выставка проехала через всю страну и жители почти ста пятидесяти городов смогли прикоснуться к ее творчеству.
В последний месяц жизни Надя участвовала в съемках документального фильма. Благодаря этому совсем короткому черно-белому фильму у нас есть счастье увидеть Надю. Вот ее одинокая худенькая фигурка на аллее в зимнем Летнем саду, под февральским снегом, вот она благоговейно слушает экскурсовода в квартире Пушкина на Мойке…

Когда фильм вышел на экраны, газета «Советское кино» писала (7 июня 1969 г.): «Здесь не нужна была «скрытая камера». Юная героиня фильма — Надя Рушева не обращала никакого внимания ни на режиссера, ни на оператора. Девушка с умными проницательными глазами за квадратами очков в темной оправе, с милой, чуть застенчивой улыбкой, жадно вглядывалась в улицы и дома Ленинграда, иногда размышляла вслух. И тогда за кадром слышался ее тихий голос. Простая речь, естественная интонация…»
Из последнего Надиного интервью: «…А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, там: путешествие по Италии, о Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло, тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице Гигантов, которая находится в Венеции… Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки…»
После ухода Нади осталось около двенадцати тысяч графических работ, множество рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей. Какова же судьба этого огромного художественного наследия?
По мнению специалистов, многие работы Нади срочно нуждаются в помощи реставраторов: когда-то рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем, картон покоробился, бумага пожелтела. Глядеть на это горько. Как писал один из любимых Надей японских поэтов:
Пронзающий душу цвет
Печального осеннего ветра…
Наследие Рушевой в основном находится на государственном хранении, в надежных руках. И теоретически в трех городах России — Москве, Петербурге и Кызыле) можно увидеть работы Нади Рушевой. Но при всем этом не покидает ощущение, что Надино творчество забыто. Во всяком случае, оно почти неизвестно нынешним детям и подросткам. А ведь еще недавно в нашей стране на пароль «Надя Рушева» отзывалось любое сердце…
Гармония Надиных рисунков, достигнутая самыми скупыми средствами, и сама техника исполнения (тушь и перо), настолько близки оказались японской классической эстетике, что японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках. Одну из таких изданных в Японии открыток мне когда-то подарила старший научный сотрудник Пушкинского музея Евгения Александровна Рапопорт, много сил отдавшая описанию и сохранению Надиных рисунков.
Приезжая к нам, японцы удивляются, что в России нет Рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях.
Надя тоже тянулась к японской культуре. В конце 1967 года во время поездки в Ленинград она увидела в книжном магазине сборник японской поэзии и тут же зачиталась. Купить книгу не смогла — очевидно, не хватило денег. Когда Надя вернулась в Москву и села за письмо к мальчику Алику, с которым познакомилась в «Артеке», то попыталась припомнить так понравившиеся ей строки:
«…Одно из пятистиший, кажется, такое:
Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.
…Можно сделать чудесные рисунки… Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений…»
Я нашел это пятистишие. Оно принадлежит японскому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку и звучит так:

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Почему-то сейчас мне видится, что это Надя сидит на песчаном белом берегу и играет с маленьким крабом. Как будто бы это нарисовала сама Надя: островок, фигурка девочки, крабик ползет по белому берегу бумаги.
Быть может, тогда, зимой, в толкучке книжного магазина, за строчками японского поэта ей вспомнился «Артек», последний вечер у моря.
«…В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..»
В «Артеке» было что-то от рая. И рай, мне кажется, чем-то похож на «Артек»… Это сравнение кажется вам странным, а то и глупым? Что ж, все мы дети своего времени. Мы взрослеем, переоцениваем свои поступки, раскаиваемся, становимся мудрее и совершаем новые глупости. Мы круто меняемся. Но детство свое мы изменить не в силах. Оно навсегда останется октябрятским и пионерским. И в этом, если вдуматься, есть и Промысел, и урок, и счастье.
…Вы не сердитесь? И не смеетесь?

Надежда Рушева. Вехи жизни

Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия). Отец Николай Константинович Рушев — театральный художник. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа — балетмейстер.
Лето 1952-го - переезд в Москву. С этого времени и до 1966 года семья Рушевых живет около Донского монастыря. Территория монастыря — место первых прогулок Нади.
1959-й — за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина;
май — первая поездка с родителями в Ленинград, посещение Эрмитажа.
1962-й — переросшее впоследствии в дружбу знакомство со скульптором и графиком, академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. Он посоветовал родителям не отдавать дочку в художественную школу: «Для необычных талантов нужны необычные педагогические установки… У нее пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздает ее…»
1963
декабрь — рисунки 11-летней Нади к произведению польского писателя Тадеуша Ункевича публикуются в четырех номерах «Пионерской правды»
1964
— в этом году Надя начинает работать над иллюстрациями к «Войне и миру»;
май — первая выставка, организованная редакцией журнала «Юность»;
июнь — первая публикация Надиных рисунков в журнале «Юность», (иллюстрации к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко»)
1966
февраль — поездка в Варшаву на открытие персональной выставки
1967
январь — завела дневник, вступила в комсомол. «Дорогая Надя, — написал ей в связи с этим событием Борис Полевой, тогдашний редактор журнала «Юность», — поздравляю тебя… Будь хорошей комсомолкой. Старый комсомолец Б. Полевой»;
январь-март — выставка в фойе Театра на Таганке;
апрель-май — выставка в ЦДРИ;
июнь - поездка в «Артек». «Жизнь моя, — писала потом Надя, — делится на два этапа: до поездки в «Артек» и после…»
сентябрь — организовала в классе Клуб юных друзей искусства;
поездка с отцом на Бородинское поле


1968
Весь год — работа над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова
1 января — первый день поездки с классом в Ленинград;
6 января — посещение г. Пушкина;
февраль — Надя впервые работает в технике офорта
1 июня — открытие выставки рисунков к «Войне и миру» в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. На открытии искусствовед Г. В. Панфилов сказал: «Работа Нади Рушевой — это продолжение совершенства русского классического рисунка: Федора Толстого, Павла Соколова…»
8 июня — Надя в Ленинграде, открытие выставки «Пушкиниана» в Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке
30 июня — поездка с отцом в Остафьево и Суханово;
июль — поездка с отцом в Большие Вяземы и Захарово, потом в г. Горький;
август — оформление заставок для телеспектакля ЦТ
24 августа — поездка в Тарусу к В. А. Ватагину, обсуждение иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». Старый мастер говорил Наде: «Меня заботило, как ты поймешь образ Иешуа, ведь уже сто лет русские художники за тему Христа не берутся… Допросы, пытки, несение креста, казнь… Да, это он… Голгофа, ужас, духота… Два креста и третий — за нашей спиной? Так еще не было… Отважно. Все потрясает. Как же это у тебя получилось?..»
1969
28 февраля — 4 марта — поездка в Ленинград, участие в съемках документального фильма «Тебя, как первую любовь…» (режиссер И. Калинина, оператор Ю. Николаев, сценарист М. Литвяков). Сейчас этот фильм можно
29 февраля — Надя приходит в Русский музей в свои любимые залы — древнерусских икон и В. Серова
6 марта земная жизнь Нади оборвалась. Ей только исполнилось семнадцать лет. Одна из последних ее работ называется «Мученица и ангелы».
Художница похоронена на Покровском кладбище на первом участке.

Имя Нади Рушевой носит школа № 470 (неподалеку от станции метро «Кантемировская»), где она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.
21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади - 3516 Рушева.
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Находятся:
В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве,
в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге,
музее Льва Толстого в Москве,
В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва в г. Кызыле.

«Я теперь на всё смотрю по-другому…»

Из писем Нади Рушевой товарищу по «Артеку» Олегу (Алику) Сафаралиеву. Из Москвы в Баку.

1 ноября 1967 года
Здравствуй, Алик! Спасибо за письмо!
У нас холодина, и я заболела. Слава богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала. Последняя степень озверения.
Недавно ездила в центр, смотрела какое-то кино в «Мире», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля. Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», там рядом отреставрировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в театре им. Маяковского «Медею». Когда она истошно кричала, выбегали два мима с огромной ревущей маской. Из актеров понравилась только героиня.
Шестого числа у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
Надя Рушева.
P. S. Тебе нравится князь Андрей?
Напиши свое мнение о романе и фильме. Какой тебе кажется Наташа? Пьер? Получил ли ты письмо с «Бегущей по волнам»?

12 января 1968 года
Хороший ты мой друг Алик!
+20! Да ты с ума сошел! Это же благодать! Господи, что бы я дала, чтобы было потеплее, хотя бы -15°. Если бы ты был здесь, наверно, уже умер от холода.
Значит, от вас до Баку 129 км, карты врут (географические). По ним около 300 км. Следственно, до Ольги не 2 530 км…
Ты от города до города за 2 часа добираешься. А я целых два часа до Дворца пионеров еду (Ленинские горы)…
По дороге в Ленинград интересный случай был. В поезде «Юность» мы пели часа четыре. Света не было, ну и чудесно! Какой-то тип подсвистывал нам из темноты. Причем здорово. Он посвистит какую-нибудь песню, а мы подхватим и споем. Чего только не было: сначала туристские, потом танцевальные, просто так, потом народные, потом пионерские, до опер и романсов дошли… А он все свистит и свистит. Мы так и не узнали, кто это был.
А в Ленинграде, в Эрмитаже, ходим и ахаем. Божественно красиво…
На Мойке, 12, экскурсовод была чудесная! (Это была Наталья Наумовна Альтварг. — Д. Ш .) Так рассказывала, прямо от души, а у самой слезы на глазах. Да…
Я видела одну интересную книжечку какого-то японского поэта. Одно из пятистиший, кажется, такое:

Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.

Я уже больше не мог.
Но когда я вышел,
Во дворе тихо заржала лошадь.

Можно сделать чудесные рисунки к ним. Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений.
Теперь о пьесе Марка (Марк Кушниров — артековский пионервожатый. — Д. Ш .). Она о нашем пресс-центре «Артек-67». Естественно, это будет другой лагерь и другие ребята, но прототипы мы. Еще… Для пьесы нужен конфликт, а у нас все было гладко. Ведь так? Запомни, в пресс-центре, а не в отряде.

Но какого характера конфликт? Творческий разлад? Зависть? Или мальчик? Я себе ничего не могу представить. Невозможно… Ведь так все было хорошо!
Творческий разлад… глупистика. Мы - как один человек. Зависть… А чему завидовать? Что у кого-то ресницы длиннее или у другого рисунки или статьи лучше? Чепуха!
Мальчик… Такого можно было бы ввести, но это уже совсем тра-та-та. Это я говорю на основании разговора с Мариком и прочих умозаключений.
Пьеса о нас, 15-летних ребятах. О 30 днях, о дружбе, разной: крепкой, обреченной, а от этого еще более сильной. И о легкой, красивой, но быстро забывающейся. 30 дней, всего 30 дней. А нам 15 лет…
Люди мало думают, никакой ответственности, никто не накажет. А настоящая дружба, серьезная, наша… Марк напишет так, чтобы взрослые не говорили: «…но они еще дети».
Теперь о тебе. В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..
Порой такого наговорят, что начинаешь сомневаться в искренности того, что было. Правда ли все это? Не было ли это время прожито в обмане?
Приходят ли к тебе такие мысли? Или все это бред сивой лошадки? Не сочти это за что-нибудь такое, но мальчишки тут или не доросли или… Глупенькие какие-то, чудаки.
Так напиши обо всем и о прошлом 1967г. Бывают годы хорошие и плохие. А этот был тяжёлым. И тем сильнее сияют дни Артека, и том более мрачными кажутся остальные.
Пиши скорее!
Надя Рушева.
Еще раз желаю скорейшего выздоровления и жду фотокарточку.

29 февраля 1968 года
Здравствуй, Алик!
Еще раз отвечаю на некоторые твои вопросы.
Тяжелый год. Я никого не заставляю думать так же.
Если ты ВСЁ помнишь, ну и отлично!
Ты сам на мои вопросы не всегда отвечаешь (например, анкета).
Не дуйся!
Я теперь на всё смотрю по-другому. Всё, что было тогда - это прощание с детством, и никогда ничего подобного не будет.
Хватит сентиментальничать!

В понедельник на классный час кто-то приволок пластинку Высоцкого. Ух, что было! Все так и млели, а потом крутили «битлов», они поют «Где-то есть город…». Чудо!
Свалилась с горы «Бараний лоб» сломала лыжи, а лицо такое, как будто на нем «кошек твисту обучали»! Свет померк… Но ничего, вылезла, а летела здорово! Бреющий полет! Специально потом съездила и сфотографировала место, где треснулась (см. фото).
В классе у нас скандал. Окончательно разругалась с КВН-ными мальчишками.
Знаешь, Алька, собираюсь все написать серьезное письмо, да все отвлекают, а там, глядишь, и мысли разбегутся. Главное, пиши чаще и не обязательно серьезно.
Рисунки в следующий раз, а то у меня сейчас веселое настроение. 24 февраля у нас был вечер. Ничего, потанцевали, побесились и посплетничали. 8 марта опять будет вечер. Здорово! Я танцую то, чему нас учили в «Артеке».
Начали «Войну и мир». Вчера писала сочинение на тему «Подвиг капитана Тушина на Шенграбенском поле и князя Андрея при Аустерлице». Тушин - милый, а князя Андрея я не люблю, особенно после фильма. Желчный аристократ, вредный, жестокий до тупости.
Ты, конечно, видел рисунки Шмаринова к «Войне и миру». Напиши свое мнение. Мне они очень нравятся.
Если не слушал 1-й номер «Кругозора», много потерял. Я его проигрываю каждый день. Мирей Матье, Гердт, Джоан Баэз, Мина, «Аккорд». У-лю-лю! Пра-па-па.
Пиши. Жду.
Надя Рушева

4 марта 1968 года
Привет, Алик!
Первый месяц весны. Солнышко!..
Ты когда-нибудь перечитывал мои письма? Если да, то интересный вывод сделать можно. Как и на твоих письмах… Есть веселые и грустные, тяжелых нет.
Ты, видимо, еще действительно в детстве. А мое понятие уж какое есть - не отступлюсь. Все происходит не без нашего ведома…
С тобой ничего подобного, видимо, не происходит. Потом узнаешь. Тоска пойдет зеленая. Но легче, если есть друзья. Напиши, с кем ты там дружишь…
В классе у нас сейчас очень сложно. Трудно. Но расшевелить их все-таки удалось…
Насчет «великой» художницы… Ну что ты. Куда там. Ах, Алька, Алька! Смешной ты, славный мальчишка! Пришли, ради бога, свою фотокарточку…
Пишию. Жду.
Надя Рушева

11 мая 1968 года
Здравствуй, Алик!
Получила твое письмо. С анкетой… И на том спасибо. Ладно.
На то письмо я ответила, только не помню, отправила или нет. Отвечаю на анкету. Тоже весьма туманно.
Достоинства, которые вы больше всего цените в людях? ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ.
Отличительная черта? ЛЕГКОВЕРИЕ.
Представление о счастье? ДРУЖБА.
О несчастье? ОДИНОЧЕСТВО (т. е. нет друга).
Антипатия? МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ И НЕСКОЛЬКО МАЛЬЧИШЕК.
Любимое занятие? РЫТЬСЯ В КНИГАХ, РИСОВАТЬ, БОЛТАТЬ С ДРУЗЬЯМИ.
Любимый поэт? МАЯКОВСКИЙ, ЕВТУШЕНКО, ПУШКИН.
Прозаик? Л. ТОЛСТОЙ.
Герой? ПЬЕР БЕЗУХОВ, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ.
Героиня? НАТАША РОСТОВА.
Цвет? КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.
Имя? АЛЕКСАНДР, НАТАША, ОЛЬГА.
Блюдо? МОРОЖЕНОЕ.
Изречение? ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ вроде: «БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА», и т. д.
Девиз? ПОКА ЧТО: «ВПЕРЕД, ЛОМАЯ И УГАДЫВАЯ». (Е. Евтушенко).
Жизнь протекает без приключений, Писать не о чем. Пока!
Надя Рушева.

Ноябрь 1968 года
Здравствуй, Алик!
В школе почти все, как обычно…
Вообще этот месяц, октябрь, был какой-то тягомотный и немного бредовый. Марка давно не видала. То он не мог, то я. Рисовать было некогда, одна отрада - читала («Моби Дик» Г. Мелвилла, Джек Лондон, Горький…). Почти никто не писал. Никуда не ходила.
Вчера началась зима. Сегодня уже на лыжах катаются. Что-то, как подумаю, что зима будет несколько месяцев, тоскливо так становится. А меньше двух месяцев назад было лето! Такого лета больше никогда не будет.
Год високосный… У нас умерло много родственников и знакомых.
1 ноября я была на вернисаже Н. Жукова. Там познакомилась с А. И. Гессеном… Возможно, буду делать иллюстрации к его НОВОЙ книге. Если все выйдет, то эта работа будет иметь огромное значение для меня… Работа эта не скорая, к апрелю следующего года. Пока! Жду, что напишешь ты.
Н. Рушева.

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне . Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев , часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

РИА Новости / Владимир Вдовин

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет). Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / Mitrius

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

Именем Нади Рушевой названа малая планета и перевал на Кавказе, а ее рисунки хранятся во многих российских музеях. Надя рисовала иллюстрации к Пушкину и Булгакову, и Толстому, греческим мифам и русским сказкам. Тонко, без черновиков, по-взрослому. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — поясняла юная художница.

Надя была классическим советским вундеркиндом — ее хвалили за необыкновенные способности, интуицию, чувство истории, психологизм и хрупкую чистоту. Выставки девочки проходили в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и других странах — всего более 160 экспозиций. Но несмотря на популярность при жизни, в художнице не было ни снобизма, ни звездной болезни, ни любви к публичности.

«Я работаю для будущих людей»

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…», — говорил о Наде академик .

Надя (ее настоящее имя Найдан) родилась в Улан-Баторе в 1952-м. Почти сразу после рождения девочки ее родители — художник Николай Рушев и первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева — переехали в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет — сама, никто с ней не занимался.

Кроме того, родители не учили девочку ни читать, ни писать до семи лет — считали, что нельзя торопить ребенка. Зато в семье всегда много читали. Так, отец художницы вспоминал, как за один вечер, пока он читал дочери «Сказку о царе Салтане Пушкина», она нарисовала 36 иллюстраций.

Позднее Надя не по-детски осознанно скажет: «Я работаю для будущих людей... В своих образах я отражаю то, что представляю во время чтения... Мне кажется, что юному художнику надо рисовать так, как это делали импрессионисты — по впечатлению».

«Маленькие принц» и другие книги

В мае 1964 года прошла первая выставка Надиных рисунков — экспозицию московской пятиклассницы организовал журнал «Юность». В том же году рисунки впервые были опубликованы. А за следующие пять лет 15 выставок Рушиной были показаны в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, а также в Чехословакии, Румынии и Индии.

Надя, между тем, мечтала стать мультипликатором и поступить во ВГИК или Полиграфический институт.

«Впервые Надя прочитала роман летом 1965 года, когда ей было 13 лет, и все симпатии и сопереживания отдала Наташе и Пете Ростовым и их близким. Теперь, три года спустя, в ее папках лежали свыше 400 рисунков и композиций. Среди них и четыре натурные зарисовки памятных мест на Бородинском поле, где мы были прошлой осенью. Неизгладимы ее впечатления от Зала Отечественной войны 1812 года в Историческом музее на Красной площади, от «Галереи 1812 года» в , от Бородинской панорамы и Кутузовской избы в Филях, от зала «Война и мир» — в Музее на Кропоткинской улице. Недавно она увидела три серии из четырех грандиозного широкоформатного фильма (не все понравилось) и двухсерийный цветной итало-американский фильм «Война и мир» (была под обаянием актеров: , Генри Фонда, Мела Ферера). Вчера в Большом театре была на опере . И вот март-апрель — «Война и мир» в 9-м классе» (из дневников Николая Рушева ).

«Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о , и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню «Мастер и Маргарита». ...Ее замысел мне казался грандиозным, и я сомневался в том, что она его может исполнить. Он казался мне непосильным для нее и преждевременным. Ведь ей было в это время 15 лет... И хотя в письмах к друзьям Надя писала, что «рисовать совсем некогда»... она трудилась много и вдохновенно. Четырехслойность романа подсказала ей и четыре графических приема: перо на цветных фонах, акварельные заливки, фломастер, пастель и монотипия. Цельность решения при этом сохранялась. Готовилась она к этой работе тщательно. Прочитала и принесенный мною из библиотеки сборник Михаила Булгакова» (из дневников Николая Рушева ).

После смерти девочки вдова Булгакова — Елена Сергеевна — пригласила в гости ее родителей и внимательно посмотрела рисунки Нади к «Мастеру и Маргарите».

«Только неделю назад я узнал, что Елена Сергеевна Булгакова и есть «Маргарита», и вот мы у нее, и рисунки лежат на столе. И мы, и присутствующая тут же Чудакова - все понимали, что сейчас наступил решающий момент в судьбе рисунков Нади, — вспоминал отец Нади. — Волею судьбы первым лежал большой вертикальный портрет, рисунок фломастером на розовой бумаге,образ Маргариты во время первой встречи ее с мастером: «Вам не нравятся желтые цветы?». Минута затаенного молчания… Все поглядывают на и с удивлением убеждаются, что ясновидящая Надя интуитивно передала полное сходство с нею. Медленно и тихо Елена Сергеевна произнесла: «Это изумительно!».

«К ней с первых ее рисунков было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет-публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был могучий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. И при этом была тихим очкариком — тем разительнее было торжество ее дара: невысокая, худая, темноволосая, ничем не привлекающая внимания в толпе одноклассников. Иное дело, если вглядеться… ...Никогда никого уже не будем мы любить так, как любили Надю Рушеву», — написал позднее в одной из своих статей писатель .

Мальчиш-Кибальчиш и космос

«31 января — день рождения Нади Рушевой. Я помнил об этом в полете. И отметил этот день на календарном графике буквой «М» — Мальчиш. И вот наступило время сеанса связи с землей. Я показал «Мальчиша», в нескольких словах рассказал о Наде. Этот репортаж с орбитальной станции вышел в программе «Время», которую смотрела вся страна. Увидели «Мальчиша» и за рубежом. Говорили, что это — первый в истории космический вернисаж, — вспоминал космонавт в своей книге «От лучины до космоса». — А мне было важно, что мы, космонавты, всколыхнули в людях память о талантливом человеке.

Весь месяц в полете они (рисунок и фотография) были нашими спутниками.

Я считаю большой удачей, что мне пришла в голову идея взять в полет рисунок Нади Рушевой. В широко открытых глазах Мальчиша есть человечность, хрупкость, но есть и сила, стойкость. Он живой. Рисунок не просто помогал нам работать в космосе, он жил рядом с нами. Мальчиш-Кибальчиш разделил с нами высоту полета, он разделил и трудности. Посадка выдалась тяжелая. Пока мы метались по целине, отстегивая парашют, рисунок помялся».

Школьный мемориальный музей Нади Рушевой

5 марта 1969-го Надя вернулась из поездки в Ленинград, переполненная впечатлениями и планами. Она мечтала рисовать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина и Шекспира.

«Утром 6 марта, одевая школьную форму, Наденька внезапно потеряла сознание... 5 часов врачи делали ей уколы и увезли в больницу... Там, не приходя в сознание, от кровоизлияния в мозг она скончалась…» (из дневников Николая Рушева).

У художницы обнаружился врожденный дефект сосуда головного мозга — врачи не смогли ей помочь. Надя Рушева ушла из жизни в 17 лет, навсегда оставшись в 60-х.

Родилась эта удивительная девочка 31 января 1952 года. В глаза сразу «бросается» указанная дата. Также 31 января появилась на свет известная предсказательница Ванга. Только родилась она на 41 год раньше Нади Рушевой. Именно так звали девочку, о которой уже через несколько лет после её рождения заговорил весь мир.

Малышка родилась в творческой семье. Отец - Николай Константинович Рушев (1918-1975) являлся театральным художником. Мать - Наталья Ажикмаа-Рушева (род. 1926) была балериной. Жила семья в Улан-Баторе. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. Покинула семья далёкие восточные земли летом 1952 года и переехала на постоянное место жительства в Москву.

Имя девочке дали не просто так. По-монгольски Надежда - это Найдан, что в переводе означает «вечноживущая». Назвав ребёнка подобным образом, родители оказались провидцами. В наши дни творчество Нади Рушевой известно практически каждому культурному человеку, как в России, так и за её пределами.

Свои необычные способности к рисованию девочка начала проявлять в возрасте 4 лет. Отец читал малышке сказки, а та брала в руки лист бумаги, карандаш и начинала рисовать сказочных персонажей. Николай Константинович, являясь профессиональным художником, очень скоро заметил, что его дочь обладает настоящим талантом живописца. Он вынужден был признать, что не может рисовать также как Надя.

В своих рисунках девочка подчёркивала характерные образы сказочных персонажей, выражала динамику движений, и что самое поразительное - абсолютно правильно изображала костюмы разных эпох и их цвета. Делала она это интуитивно и никогда не ошибалась.

В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Она нарисовала порядка 30 рисунков к этому произведению. Одним из самых любимых писателей девочки являлся А. С. Пушкин. Однажды, слушая «Сказку о царе Салтане», Надя изобразила на бумаге сразу около сорока рисунков.

Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.

Очень много рисунков Надя Рушева посвятила А. С. Пушкину. Она изображала его самого, жену, детей. Есть рисунки, рассказывающие о последних часах жизни поэта. Все эти иллюстрации удивительно точно характеризуют эпоху первой половины XIX века. Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий.

Конечно, столь точное изображение давно минувших дней можно отнести на богатое воображение девочки, но только ли в нём дело. Творчество Нади невозможно втиснуть в рамки обычной одарённости. Её рисунки указывают на определённые способности ясновидения, на дар видеть то, что не дано видеть другим.

Девочка посвятила целый цикл своих рисунков Древней Греции. Это «Подвиги Геракла», а также бессмертные произведения Гомера: «Одиссея» и «Илиада». И опять все графические этюды удивительным образом указывают на то, что Надя Рушева как бы являлась современницей тех событий. Она абсолютно точно подметила дух древних времён, как будто жила среди эллинов и смотрела на окружающий мир их глазами.

Первая выставка рисунков девочки состоялась, когда той было 12 лет. Это 1962 год. К этому времени Надя приобрела широкую известность среди художников. На неё обратил внимание Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - график и скульптор-анималист. Несмотря на огромную разницу в возрасте, эти два человека подружились, увидев друг в друге настоящих творцов.

Девочка отличалась сильным характером и самодисциплиной. Досталось это всё ей по наследству от матери. Ведь для настоящей балерины подобные качества просто необходимы. В то же время Надя Рушева была мягким и добрым человеком. Она тонко чувствовала окружающий мир, прекрасно разбиралась в его «оттенках», сопереживала добру и неприемлемо относилась к злу.

Самую большую роль в развитии таланта девочки сыграл её отец. Он первым заметил необычный дар и ненавязчиво следил за тем, чтобы дочь неустанно развивала его. Его забота и внимание имели очень большое значение для Нади. Именно отец дал ей прочитать книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот роман начал публиковаться в СССР только в 1966 году, хотя закончен был в 1940 году.

Надя прочитала книгу на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением всего этого девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите».

Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

Именно герои бессмертного романа стали последними в творческой жизни девушки. Но до фатального конца состоялось ещё 15 выставок Нади Рушевой. Её работы выставляли в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Правда, хвалебные отзывы не всем нравились. Находились серьёзные люди, считавшие, что не следует так сильно превозносить совсем молоденькую девушку. Слава портит зрелых людей, а тут почти ребёнок, у которого вся жизнь впереди.

Известность Надю не испортила. По своему характеру она была далека от амбиций, самомнения, зазнайства. Её волновали совсем другие вещи, недоступные для понимания большинству людей. На мир девушка смотрела не так как окружающие. Во всём она искала внутренний, скрытый от людских глаз смысл, а затем старалась выразить его в своих рисунках.

Ещё одна иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева, в силу своего необычного дара, практически не имела близких подруг. Самыми дорогими для неё людьми были отец и мать. Именно с ними девушка делилась всем тем сокровенным, что волновало её в этом мире. Семья жила в небольшой квартире на окраине Москвы. У Рушевых не было даже телефона. В наше время такое представить невозможно, но в те годы это было рядовым явлением.

Наряду с необычным и загадочным, Надя являлась обыкновенной ученицей одной из московских школ. Ей не нравились точные науки, зато она тяготела к литературе и принимала активное участие в общественной жизни школы. Её навыки были просто незаменимы при изготовлении стенгазет. Естественно этим пользовались вначале пионервожатые, а затем и комсомольские вожаки.

Очень много времени девушка проводила вместе с отцом на различных художественных выставках и в музеях. С интересом читала серьёзные литературные произведения. Прочитав «Войну и Мир» Льва Николаевича Толстого, посвятила этой книге почти 400 иллюстраций. Они удивительно точно отразили то тяжёлое для России время.

Девушка также создала рисунки, посвящённые балету «Анна Каренина». Это произведение великого русского писателя произвело на Надю очень сильное впечатление. Всего же насчитывается более 10 тысяч рисунков, охватывающих не менее 50 произведений различных классиков.

В конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. В городе на Неве киностудия «Ленфильм» начала снимать фильм, посвящённый юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…». Это были одни из самых прекрасных дней в жизни девушки. Она много гуляла по одному из красивейших городов мира, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.

В начале марта Надя Рушева вернулась в Москву. Ранним утром 6 марта 1969 года девушка собиралась в школу. Она надевала обувь, когда вдруг упала на пол. К дочери тут же кинулся отец, но та была без сознания. Николай Константинович обежал соседей, но ни у кого из них телефона не было. Тогда мужчина побежал в ближайшую больницу.

«Скорая помощь» приехала быстро и забрала девушку, так и не пришедшую в сознание. Уже на операционном столе выяснилось, что Надя страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга. В 60-е годы XX века это заболевание не поддавалось лечению. Через несколько часов талантливая художница умерла. Её смерть вызвала у людей шок. Многие отказывались в это верить: казалось просто невероятным уйти из жизни в 17 лет на пике славы и творческого подъёма.

Похоронили Надю на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентаврёнка». Именем девушки назвали школу № 470, в которой училась юная художница. В честь Нади Рушевой названа малая планета, открытая астроном Л. Г. Карачкиной в 1982 году.

В 1972 году состоялась премьера балета «Анна Каренина». Главную героиню танцевала Майя Плисецкая. Костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер, испытывающий определённые чувства к Майе Плисецкой.

Не менее поразительным является ещё один факт. Буквально через несколько недель после смерти талантливой художницы, к Рушевым зашла Елена Сергеевна Булгакова. Эта женщина очень сильно любила М. А. Булгакова и была для него такой же палочкой-выручалочкой, как для Ф. М. Достоевского его вторая жена Анна Григорьевна. То есть занималась издательскими вопросами и держала в руках все финансовые дела непрактичного писателя.

Именно благодаря Елене Сергеевне нашёл всеобщее признание и увидел свет роман «Мастер и Маргарита». Главная героиня этого бессмертного произведения Маргарита являлась прототипом Елены Сергеевны. Познакомившись со своей третьей женой в 1929 году, Булгаков в то же самое время и начал свой роман. Теперь женщине необходимо было поставить логическую точку в этой затянувшейся на 40 лет эпопее.

Вдова писателя готовила полное издание романа. Естественно, она хотела, чтобы текст украшали соответствующие иллюстрации высочайшего качества. Поэтому пожилая дама и оказалась в доме Рушевых.

Николай Константинович разложил перед Еленой Сергеевной рисунки Нади, созданные его дочерью для «Мастера и Маргариты». Рассматривая их, пожилая женщина изменилась в лице. На том рисунке, где девушка изобразила Маргариту, явственно просматривались черты лица Елены Сергеевны, хотя Надя никогда не видела вдову писателя. Потряс гостью и портрет мастера. На безымянном пальце его правой руки юная художница изобразила перстень. Точно такой же носил Булгаков. Девушка не могла об этом знать никаким образом.

Что руководило Надей Рушевой, когда она создавала иллюстрации. Какие силы подтолкнули её руку нарисовать именно это, а не что-то другое. Об этом уже никто никогда не узнает. Несомненно, что талантливая девочка обладала удивительным даром прорицательницы. Ведь недаром же она родилась 31 декабря, как и Ванга.

Вызывает чувство глубокого сожаления скорая смерть удивительной девушки. Она прожила до обидного мало. В то же время надо учитывать то, что при врождённой аневризме сосуда головного мозга дети, как правило, живут не более 8-9 лет. Наде судьба дала целых 17 лет. Высшие силы сочли, что девушке необходимо задержаться на этой земле. Она выполнила какую-то загадочную миссию и только после этого оставила подлунный мир. Ну что же, будем благодарны за это тем, кто исподволь управляет нашими судьбами и решает, когда для каждого из нас должен наступить закономерный конец.