Произведение петя и волк. Симфоническая сказка «Петя и волк
Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.
В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Вопросы и задания:
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
- В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
- Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
- Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
- Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Сюжет
Музыка
Адаптации
См. также
- Peter and the Wolf , альбом (1966) американского джазового органиста Джимми Смита
- (англ.) Peter and the Wolf, короткометражный фильм 2006 года, выигравший в 2007 году «Оскар »
Примечания
Смотреть что такое "Петя и Волк" в других словарях:
- «Петя и Волк» симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение… … Википедия
Волк: В Викисловаре есть статья «волк» Волк хищное млекопитающее. Волк (созвездие) созвездие южного полушария неба … Википедия
Петя и Красная Шапочка … Википедия
Петя и Красная Шапочка Тип мультфильма рисованный Режи … Википедия
Тип мультфильма рисованный Режиссёр Евгений Райковский Борис Степанцев Автор сценария Владимир Сутеев Роли озвучивали … Википедия
Волк и семеро козлят на новый лад … Википедия
Волк и телёнок … Википедия
Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия
Союзмультфильм *25 е, первый день, (1968) *38 попугаев, (1976) *38 Попугаев. А вдруг получится!, (1978) *38 Попугаев. Бабушка удава, (1977) *38 Попугаев. Великое закрытие, (1985) *38 Попугаев. Завтра будет завтра, (1979) *38 Попугаев. Зарядка для … Википедия
Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 сентября 2012. Дата постановки к улучшению 3 сентября 2012 … Википедия
Книги
- Петя Иванов и волшебник Тик-Так , Сутеев Владимир Григорьевич. Владимир Григорьевич Сутеев сочинял не только сказки для малышей, он ещё придумывал поучительные истории для школьников. В книгу "Петя Иванов и волшебник Тик-Так" вошли сказки" Мы ищем…
Тема: Симфоническая сказка «Петя и волк».
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Цель: формирование понятия "выразительность звучания музыкальной речи"
Задачи:
-
Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
- Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Воспитание слушательской культуры учащихся, любви к музыке.
Планируемый результат:
- Научить детей различать музыкальные инструменты симфонического театра.
Познакомить детей с произведением Прокофьева С.С. «Петя и волк».
Оснащение: Презентация, изображения инструментов, аудиосказка «Петя и волк».
Ход урока.
Этапы. Формируемые УУД. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 3. Решение проблемы. 4. Первичное закрепление. 5. Организация самостоятельной работы. 6. Информация о домашнем задании. 7. Рефлексия учебной деятельности. | Здравствуйте дети! Сегодня мы познакомимся с Симфонической сказкой Прокофьева Сергея Сергеевича (1891- 1953), «Петя и Волк». Повторение…… ….. В: Посмотрите на доску. Как называется сказка? Сказка «Петя и волк» В: А какая это сказка? Симфоническая В: -А почему именно симфоническая? Ее играет симфонический оркестр Сказка «Петя и волк» была написана в 1936г. И это не просто сказка, которая научит нас узнавать звучание инструментов симфонического оркестра не только в музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыки. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. Мы убедимся в этом, познакомившись с симфонической сказкой. Прослушивание Симфонической сказки «Петя и Волк» А можете мне назвать всех героев сказки и их музыкальный инструмент? Петя – струнный квартет: скрипка, альт, виолончель, контрабас; Дедушка – Фагот; Птичка – флейта; Кошка – Кларнет; Утка – Гобой; Волк – Валторны Охотники – Литавры и Большой барабан Сегодня я вам предлагаю нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих. Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, какую сказку в его исполнении мы сегодня слушали? | Приветствие. Дети участвуют в беседе. Дети слушают учителя. Слушают сказку. Дети называют инструменты. Скрипка Смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра Альт Струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Виолончель Струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра Контрабас Струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства Флейта деревянный духовой музыкальный инструмент. Кларнет язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Фагот язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра Волторн медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Гобой деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент Литавры ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания Большой барабан ударный музыкальный инструмент Конспект урока по музыки на тему: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». Класс/возраст: Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: воспитание музыкальной культуры учащихся Задачи урока: Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения. Воспитание культуры слушания симфонической музыки. Оборудование: ПК или ноутбук, телевизор; презентация урока; Интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; Методы: Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока); Просмотр и прослушивание симфонической сказки. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Ход урока Организационный момент. (5 минут) Музыкальное приветствие «Добрый день» Слова и музыка И. Меньших Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай». Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос.Учащиеся играют несколько раз. Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена? Примерные ответы учащихся: по голосу. Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? Примерные ответы учащихся: Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение. (Слайд 3 - тембр) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента? Примерные ответы учащихся: Да, есть! Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру. Новая тема (20 минут + 15 минут) Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем. ***** С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!) Тропинка тебя приведет, Расскажет о Пете и Волке, Гобой, и кларнет, и фагот. (Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!) Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!) А злого-презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные двери - страницы, В нее поскорей отвори. Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать? Примерные ответы учащихся: « Петя и волк» Учитель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд 5 - лейтмотив) ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов. Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив. (Слайд 6 – пионер Петя) Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. (Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы. Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка? Примерные ответы учащихся: Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и попрыгивает. Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы. - Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? Примерные ответы детей: Веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей. Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться. Учитель: Не плохо! Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы. Какой изображает утку музыка? Примерные ответы детей: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы. Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему? Примерные ответы детей: Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается. Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы. Похоже на ворчливого дедушку? Примерные ответы детей: да! Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы. Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? Примерные ответы детей: Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет. Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы. Примерные ответы детей: Это барабаны! Ударные инструменты! Учитель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Вокально – хоровая работа Упр. Для дыхания Упр. для развития гармонического слуха Разучивание песни по фразам. «Музыкант –турист» Итог урока (4 минуты) А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Домашнее задание (1 минут) Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». Список использованной литературы:
10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова. 1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева. 2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами. 3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.
4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии. 5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра. 6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона. 7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети. 8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли. 9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.
10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей. |