Результаты исследования учащихся в проекте знакомимся с художественной культурой древней греции. Скульптурные и архитектурные особенности древней греции Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный

Пояснительная записка

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Автор программы и учебника предлагает оригинальную типологию уроков МХК : образ-модель, исследование, созерцание, панорама. В планировании учитывается данная типология.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,

направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

Требования к уровню усвоения предмета

Выпускники научатся:

ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

    развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

    реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

    оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Художественная культура Древнего мира (14 часов)

Месопотамия (1час)

Месапотамский зиккурат – жилище бога. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусств

Древний Египет (2 часа)

Древняя Индия (2 часа)

Древняя Америка (1 час)

Древняя Греция (4 часа)

Древний Рим (2 часа)

Планировка римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора. Скульптурный портрет .

Художественная культура Средних веков (14 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика.

Обобщение по теме «Художественная культура Византии и Древней Руси»

Западная Европа (4 часа)

Новое искусство – Арс нова (3 часа).

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (3 часа).

Китай (1 час)

Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Кит

Япония (1 час)

Древний Восток (2 часа)

Календарно – тематическое распределение количества часов

Примечания

(ИКТ и др.)

Дата

план

факт

1-я четверть «Художественная культура первобытного мира» (3часа)

Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы в вертикальной и горизонтальной моделях мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Обряд плодородия как воспроизведение первичного мифа

Образ-модель

Знать: какую роль играли мифы в жизни первобытных людей, какие мифы относятся к разряду космогонических. Мировое древо, мировая гора, дорога.

ЭУМ «Мифологическое мышление и первобытная картина мира», карточка-схема горизонтальной модели мира, карточка-схема вертикальной модели мира, текст ритуала, посвящённого Осирису

Фольклор как отражение первичного мифа. «Сказка о царевне Несмеяне». Славянские земледельческие обряды: святки, масленица, семик, праздник Ивана Купала.

Исследование

Знать: славянские обряды –Святки, Масленица, Русальная неделя, Семик, Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мира.

Тексты обрядов святок, масленицы, русальной недели, семика, Ивана Купала.

Зарождение искусства. Художественный образ как основное средство познания и постижения мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита. Образность архитектурных первоэлементов.

Панорама

Знать: какие формы искусства характерны для первобытного мира, как художественные образы палеолита, мезолита и неолита отражают условия жизни в эти периоды.

ЭУМ «Синкретизм первобытного искусства», изображения наскальной живописи пещер Альтамира и Ласко, изображения Стонхенджа

2.Художественная культура Древнего мира (14 часов)

Месопотамия (1час)

Месапотамский зиккурат – жилище бога. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства

Исследование

Знать: какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах – государствах Месопотамии, чем они обусловлены.

Флеш-схема модели зиккурата, изображения зиккуратов в Уре и Этеменанке, флеш-схема ворот Иштар

Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм – символ вечного самовозрождения бога Ра.

Образ-модель

Знать: в чём состоял заупокойный культ древних египтян, как архитектура египетских некрополей отражает идею вечной жизни.

Флеш-схема модели пирамиды, ЭУМ «Пирамиды – памятники бессмертия фараонов», изображения пирамиды в Гизе, храма Амона-Ра в Карнаке

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.

Исследование

Знать: как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры, какие элементы декора саркофагов указывают на их роль оберега «священных останков»

ОМС «Древнеегипетский канон. Живопись, рельеф и скульптура», изображение гробницы Рамзеса IX в Долине Царей

Древняя Индия (2 часа)

Индуистический храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.

Образ-модель

Знать: архитектурные формы индуистского храма, декор индуистского храма

ЭУМ «Искусство Древней Индии», изображения храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо

Буддийские культовые сооружения –символ космоса и божественного присутствия. Особенности божественной пластики и живописи.

Образ-модель

Обобщение

Знать: историю возникновения буддизма, основные типы буддийской храмовой архитектуры, их различие.

Изображение большой ступы в Санчи, фресковой росписи пещерных храмов Аджанты

2-я четверть Древняя Америка (1 час)

Храмовая культура индейцев Месаамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

Панорама

Знать: что определяет архитектурный облик храмов на территории Центрально- Мексиканского плато.

Изображение пирамиды Солнца в Теотиуакане, комплекса майя в Паленке

Крито-Микенская культура (1 час)

Крито-микенская культура и декор как отражение мифа.

Исследование

Знать: зарождение крито- микенской культуры, миф о похищении Европы.

Изображения Кносского дворца-лабиринта, дворца царя Агамемнона в Микенах

Древняя Греция (4 часа)

Греческий храм – архитектурный образ союза людей и Богов

Исследование

Знать: основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики, каким богам посвящались греческие храмы, какими характерными особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя.

Флеш-схема афинского Акрополя, изображение Парфенона

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Исследование

Знать: что нового привнёс Фидий в рельеф, почему его творчество считается вершиной греческой пластики, какую идею выражал ионический фриз Парфенона.

Изображение храма Афины в Селинунте, храма Зевса в Олимпии, фризов и метоп Парфенона

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

Созерцание

Знать: древнегреческих скульпторов и их работы (Поликлет, Фидий, Скопас), как скульптура позволяет представить мироощущения греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики.

ЭУМ «Выдающиеся скульпторы Древней Греции», изображения куросов и кор, «Дорифор» Поликлета; «Торс богини» Фидия; «Менада» Скопаса

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.

Панорама

Знать: характерные черты искусства эллинизма, какие живописные приёмы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию.

Изображение спящего гермафродита, Венеры Мелосской, алтаря Зевса в Пергаме

Древний Рим (2 часа)

Особенности римского градостроительства. Общественные здания времён республики и империи.

Образ-модель

Знать: какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима, какой архитектурный элемент составлял ядро любого римского сооружения.

Изображения Римского форума, Пантеона, Колизея

Планировка римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора. Скульптурный портрет.

Созерцание

Знать: в чём состояла архитектурная особенность римского дома, какими художественными средствами пользовались римляне для украшения жилищ.

Изображения дома Веттиев и Дома трагического поэта в Помпеях, изображение портретов Брута, Августа, Константина Великого

Раннехристианское искусство (1 час)

Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Христианская символика. Мозаичный декор.

Панорама

Знать: какие типы храмов получили распространение в эпоху раннего христианства, что общего в декоре раннехристианских храмов любого типа, какие места особенно выделяются при украшении интерьера мозаикой в центрально-купольных храмах, в базиликах.

Изображения мавзолеев Констанции в Риме иГаллы Плацидии в Равенне, изображение базилики Санта Мария Маджоре в Риме

3.Художественная культура Средних веков (14 часов)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Святой собор

Образ-модель

Знать: в чём состоят особенности византийского стиля, чем определяется космическая символика византийского собора, как декор крестово-купольного храма отражает символическую идею Церкви Вечной.

Флеш-схема византийского храма, изображения собора святой Софии в Константинополе

Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре.

Созерцание

Знать: каким образом земная жизнь Иисуса Христа отображена в архитектуре крестово-купольного храма.

Изображения церкви Сан Витале в Равенне и собора святой Софии в Киеве

Византийский стиль в иконописи Древней Руси.

Исследование

Знать: какими живописными приёмами в византийском храме создавалась атмосфера сверхчувственного мира, с чем связан переход от красочной лепки лица к линейной стилизации.

ЭУМ «Богоматерь Владимирская», изображение деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Феофана Грека

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.

Исследование

Знать: как проявляется различие в восприятии Судного дня в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва, почему Рублёв считается создателем русского иконостаса.

Флеш-схема «Иконостас православного храма», ЭУМ «Андрей Рублёв «Троица»», изображение Спаса Звенигородского чина

Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа.

Созерцание

Знать: архитектурные храмовые сооружения начала 16 в.Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря, Успенский собор, Архангельский собор, Церковь Вознесения в Коломенском.

ЭУМ «Храмы Древней Руси», изображения церкви Покрова на Нерли, церкви Спаса Преображения в Новгороде, изображения Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, ЭУМ «Церковь Вознесения в Коломенском»

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.

Созерцание

Знать: что такое «фреска», художника Дионисия, его работы.

Презентации «Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре»; ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев»

Обобщение по теме «Художественная культура Византии и Древней Руси».

Панорама

Уметь: правильно отвечать на вопросы.

ЭУМ «Архитектура Древней Руси. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская иконопись. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев. Практическое задание».

Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор.

Панорама

Знать: по каким признакам ахенская капелла воспринимается как реплика архитектуры Древнего Рима, чем базилики «каролингского Возрождения» отличаются от раннехристианских.

Изображения капеллы Карла Великого в Ахене, базилики Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке, церкви Санкт- Иоханна в Мюстере

Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

Образ-модель

Знать: как в архитектуре и декоре романской базилики и византийского собора выражена главная идея культурного развития западного и восточного ареалов, какую роль выполнял каменный декор романской базилики.

Флеш-схема «Модель романского храма», ЭУМ «Романский стиль в архитектуре», изображение церкви Санкт –Апольстен в Кёльне, аббатства Сен-Пьер в Муассаке

Готика. Готический храм – образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура и шпалеры. Григорианский хорал.

Образ-модель

Знать: отличие готического собора от романской базилики(по идейному содержанию, функциям, декору), какую роль играли витражи в интерьере готического собора.

Флеш-схема «Модель готического храма», ЭУМ «Художественная культура Средневековья. Готический стиль», изображение церкви Сен-Дени под Парижем, собора Нотр-Дам в Париже, ЭУМ «Музыка Средних веков»

Обобщение по теме «Художественная культура Западной Европы в Средние века».

Панорама

Уметь правильно выполнить практическую работу по теме

ЭУМ «Романский стиль в архитектуре. Практическая творческая работа»,

Новое искусство – Арс нова (3 часа).

Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.

Созерцание

Знать: как новое гуманистическое мышление появилось в литературе, в чём заключается новаторство Джотто.

Текст 1, 5 и 32 песен «Ада» Данте, изображение фресок капеллы Скровеньи в Падуе работы Джотто

Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа Покаяния и Триумфа Смерти. Музыкальное течение Арс нова.

Созерцание

Знать: какая смысловая параллель просматривается между живописью и музыкой Арс нова.

Изображения Андреа да Бой наути «Триумф Покаяния», Мастера «Триумфа Смерти», кладбища Кампосанто в Пизе

Специфика Арс нова на севере.

Созерцание

Знать: Чем определяются особенности Арс нова в Нидерландах, какие черты, присущие готике, сохраняет Гентский алтарь Яна Ван Эйка, почему Гентский алтарь Яна Ван Эйка считается образцом ренессансной живописи.

Изображение алтаря Яна ван Эйка «Поклонение агнцу»

4.Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (3 часа).

Китай (1 час)

Специфика Арс нова на севере.

Образ-модель

Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

ЭУМ «Художественная культура Китая. Мифология и философия», изображение храма Неба в Пекине

Япония (1 час)

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Созерцание

Знать: почему сады являются особым видом японского искусства, каким образом идея обретения «пустого сердца» находит выражение в устройстве философских садов.

Изображение Райского сада монастыря Бёдоин в Удзи, философского сада камней Рёандзи в Киото, чайного сада «Сосны и лютни» близ Киото

Древний Восток (2 часа)

Образ мусульманского рая в архитектуре мечетей.

Созерцание

Знать: какие различия существуют в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики, к какому декоративному средству прибегали зодчие для создания образа райского сада в купольных мечетях.

Флеш-схема «Модель мечети», изображение Голубой мечети в Стамбуле, мечети Омейядов в Кордове, дворца Альгамбра в Гранаде

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

(выполнить итоговое задание по культуре Ближнего Востока)

Обобщение

Знать: из каких элементов складывался образ райского сада в Альгамбре.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) .– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.;

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до 13 века/ М. Альбанезе.-М.,-2003.

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи /Н.А. Барская.-М.,1993.

Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации / Г.М. Бонгард-Левин.- М.,1989.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич.-М.,1996.

Гомбрих Э. История искусства/ Э.Гомбрих.-М.,1998.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира / Л. Д Любимов.-М.,1997.

Китай. Земля небесного дракона/под общ.ред. Э.Л. Шонесси.-М.,2001.

Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • (середина XII - середина VIII в. до н. э.) - новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 - 330 гг. до н. э.) - период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 - 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только "на глаз", но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол - с туловищем, капитель - с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз - средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента - карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский - на коринфскую. Один стиль - на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной - крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов - вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами - слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов - симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции - горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник - пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма - дистиль - состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле - по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора - открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища - мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий - замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра - круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения - параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам - Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами - целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи - главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион - дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

Участники группы "Имя Бога"

Тема исследования группы

"Название Богов"

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Каким богам посвящались греческие храмы?

Цели исследования

1. Выяснить, каким богам являются древнегреческие храмы?

2. Объяснить, почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

3. Перечислить, какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя?

Результаты проведённого исследования

1. Древнегреческой религии так же как и египетской и многим другим религиям мира был присущ местный характер развития. Т.е. в различных местностях Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.

Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложилсяна чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.

Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была разобщена, хотя более или менее стабильна.

2. Храм представляет собой периптер дорического ордера из 46 колонн (8 по главному фасаду и 17 по боковым). Парфенон-образец дорического ордера! Идеально вымеренные пропорции Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

трёхступенчатого основания - стереобата;

несущей колонны. По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)

несомой части - антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

3. В отличие от архаики с ее пристрастием к жесткой симметрии живописная панорама классики задавала возвышенно-торжественный настрой. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воительницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфеnоn (447–438 гг. до н. э.) как символ победы греческой демократии над восточной деспотией, посвятив eгo Афине Парфенос (Девственной). Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, cвeтлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических мeтопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по вepху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины 6; западный – ее спора с Посейдоном7 за власть над Аттикой*. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса. Белоснежный массив храма из пентеллийского мрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мpaморные объемы.

Вывод

Народы Древней Греции сделали немало открытий, создали много великолепных произведений искусства, архитектуры, литературы, интересных нам до сих пор, влекущих, манящих, учащих, дающие лучшие образцы искусства и нравственности.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ДИЗАЙН


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

История Искусств

Тема: «Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя»

Выполнил студент 3 курса

Лысцева Н. И.

г. Вологда, 2008г.


Введение

1. Система греческих ордеров и их происхождение

1.1 Дорический ордер

1.2 Ионический ордер

1.3 Коринфский ордер

1.4 Кариатиды и атланты

2. Типы греческих храмов

2.1 Особенности архитектуры гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)

2.2 Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.)

2.3 Ансамбль Афинского акрополя

Заключение

Приложение

Список литературы


Введение

В данной работе мы рассмотрим основные особенности архитектуры Древней Греции.

Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

В частности в первой главе мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его основные отличительные признаки, во второй - выясним особенности основных ордерных построек Афинского Акрополя - знаменитого архитектурного ансамбля, типы греческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Во всём греческом искусстве мы находим соединение тонкого интеллектуального расчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрической правильности и уподобляют здание организму – конструктивному, но чуждому абстракции и схемы. Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем эту особенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона на каждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. Так отклонения горизонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений, греки пользовались этим для достижения нужного эффекта

Ордерный храм был своего рода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю мировой архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму с двускатной крышей и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.

Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества. Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и пойдёт...

Не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах. Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных...

Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия. В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, «порядка...

Храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основные памятники агоры - храм Гефеста и Стоя Аттала. Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям...

Как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной мecтности под воздействием определенного климата .

* Аттика – название территории вoкpуг Афин.




Учтя особенности окружающего ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривизну, К примеру, обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11,5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в cтoроны фасада, по этой причине каждая колонна по пери метру xpaма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы давленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости eгo наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолщением. Чтобы угловые колонны не казались из-за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображеFтие, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и cтpoгoму облику мpaмopнoгo Парфенона нaрядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, нaпоминая легокую паутину, вносили в eго утонченный облик элемент прозрачности.

Храм стал образцом размера, рационализма, точного pacчета, но при этом гармония простых форм и четких линий coобщает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого оргоанизма, характерный для скульптуры.

Вопросы и задания
1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы?
2. Какими характерными для классики особенностями обладал apхитектурный ансамбль афинского Акрополя?
3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки