Романтические черты в творчестве людвига ван бетховена. Жизненный и творческий путь бетховена Основная тема творчества бетховена

Наследие фортепианной музыки Бетховена велико:

32 сонаты;

22 вариационных цикла (среди них – «32 вариации c-moll»);

багатели 1 , танцы, рондо;

множество мелких сочиненй.

Бетховен был блестящим пианистом-виртуозом, с неистощимой изобретательностью импровизировавший на любую тему. В концертных выступлениях Бетховена очень быстро обнаружили себя его могучая, исполинская натура, громадная эмоциональная сила выражения. Это был стиль уже не камерного салона, а большой концертной эстрады, где музыкант мог раскрывать не одни лишь лирические, но и монументальные, героические образы, к которым он страстно тяготел. Вскоре всё это отчётливо проявилось и в его композициях. Причём индивидуальность Бетховена раньше всего раскрылась именно в фортепианных сочинениях.Бетховен начал со скромного классицистского фортепианного стиля, ещё во многом связанного с искусством клавесинной игры, и закончил музыкой для современного рояля.

Новаторские приёмы бетховенского фортепианного стиля:

    расширение до предела диапазона звучания, выявление тем самым неведомых до того выразительных средства крайних регистров. Отсюда – ощущение широкого воздушного пространства, достигаемое сопоставлением далёких регистров;

    передвижение мелодии в низкие регистры;

    использование массивных аккордов, насыщенной фактуры;

    обогащение педальной техники.

Среди обширного фортепианного наследия Бетховена выделяются его 32 сонаты. Бетховенская соната стала похожа на симфонию для фортепиано. Если симфония для Бетховена была сферой монументальных замыслов и широкой «всечеловеческой» проблематики, то в сонатах композитор воссоздавал мир внутренних переживаний и чувств человека. По словам Б. Асафьева, «сонаты Бетховена – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения».

Бетховен преломляет свои сонаты в духе разных жанровых традиций:

    симфонии («Аппассионата»);

    фантазии («Лунная»);

    увертюры («Патетическая»).

В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую 3-хчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт или скерцо, тем самым уподобляя сонату симфонии. Среди поздних сонат встречаются 2-хчастные.

Соната № 8, «Патетическая» (c - moll , 1798).

Название «Патетическая» дал сам Бетховен, очень точно определив основной тон, господствующий в музыке этого произведения. «Патетический» - в переводе с греч. – страстный, взволнованный, полный пафоса. Известны всего две сонаты, чьи названия принадлежат самому Бетховену: «Патетическая» и «Прощальная» (Es-dur, op. 81 а). Среди ранних сонат Бетховена (до 1802 г.) «Патетическая» - самая зрелая.

Соната № 14, «Лунная» (cis - moll ,1801).

Название «Лунная» дал современник Бетховена поэт Л. Рельштаб (на его стихи много песен написал Шуберт), т.к. музыка этой сонаты ассоциировалась с тишиной, таинственностью лунной ночи. Сам же Бетховен обозначил её «Sonata quasi una fantasia» (соната как бы фантазия), что оправдывало перестановку частей цикла:

I часть – Adagio, написанное в свободной форме;

II часть – Allegretto в прелюдийно-импровизационной манере;

III часть – Финал, в сонатной форме.

Своеобразие композиции сонаты обусловлено её поэтическим замыслом. Душевная драма, вызванные ею переходы состояний – от скорбной самопогружённости к бурной активности.

I часть (cis-moll) – скорбный монолог-размышление. Напоминает возвышенный хорал, траурный марш. По-видимомму, эта соната запечатлела настроения трагического одиночества, владевшие Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди.

Нередко с её образом связывают II часть сонаты (Des-dur). Полное грациозных мотивов, игры света и тени, Allegretto резко отличается от I части и финала. По определению Ф. Листа, это «цветок между двумя безднами».

Финал сонаты – буря, всё сметающая на пути, бушующая стихия чувств. Финал «Лунной» сонаты предвосхищает «Аппассионату».

Соната № 21, «Аврора» (C - dur , 1804).

В этом сочинении открывается новый лик Бетховена, лалёкий от бурных страстей. Здесь всё дышит первозданной чистотой, сияет ослепительным светом. Недаром её назвали «Аврора» (в древнеримской мифологии – богиня утренней зари, то же, что и Эос в древнегреч.). «Белая соната» - именует её Ромен Роллан. Образы природы предстают здесь во всём своём великолепии.

I часть – монументальная, соответствует представлению о царственной картине солнечного восхода.

II часть Р. Роллан обозначает как «состояние бетховенской души среди мирных полей».

Финал – восторг от несказанной красоты окружающего мира.

Соната № 23, «Аппассионата» (f - moll , 1805).

Название «Аппассионата» (страстная) принадлежит не Бетховену, оно придумано гамбургским издателем Кранцем. Неистовство чувств, бушующий поток мыслей и страстей поистине титанической силы, воплощены здесь в классически ясные, совершенные формы (страсти сдерживаются железной волей). Р. Роллан определяет «Аппассионату» как «пламенный поток в гранитном руле». Когда ученик Бетховена, Шиндлер, спросил своего учителя о содержании этой сонаты, Бетховен ответил: «Прочтите «Бурю» Шекспира». Но у Бетховена своя трактовка шекспировского сочинения: у него титаническое единоборство человека с природой приобретает ярко выраженную социальную окраску (борьба с тиранией и насилием).

«Аппассионата» - любимое произведение В. Ленина: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!».

Завершается соната трагически, но при этом обретается смысл жизни. «Аппассионата» становится первой бетховенской «оптимистической трагедией». Появление в коде финала нового образа (эпизод в ритме тяжеловесного массового танца), обладающего у Бетховена значением символа, создаёт небывалый по яркости контраст надежды, порыва к свету и мрачного отчаяния.

Одна из характерных черт «Аппассионаты» - её необычайная динамичность, раздвинувшая до колоссальных размеров её масштабы. Разрастание формы сонатного allegro происходит за счёт разработочности, проникающей во все разделы формы, в т.ч. и экспозицию. Сама разработка разрастается до гигантских размеров и без всякой цезуры переходит в репризу. Кода же превращается во вторую разработку, где достигается кульминация всей части.

Сонаты, возникшие после «Аппассионаты», обозначили перелом, знаменующий поворот к новому – позднему стилю Бетховена, во многих отношениях предвосхитивший сочинения композиторов-романтиков XIX века.

Величайшим представителем венской школы 19 в. приемником Моцарта был Людвиг ван Бетховен (1770-1827 г.) Б.. Его исполнение менее напоминало искусство пианистов эпохи венской школы. Он не блистал и мастерством «жемчужной игры». Его игра производила эффект стихийной силы. Фортепиано под его пальцами превращалось в оркестр.

Л. Бетховен и его исполнительская деятельность.

В ранний и средний периоды жизни Бетховен придерживался классически выдержанного темпа в своём исполнении. В последующее время к исполнению темпа он относился менее строго. Современники восторгались певучестью его игры. Он был также импровизатором. От искусства Бетховена- пианиста берёт новое начало в истории исполнения фортепианной музыки . Широта его художественных концепций, размах в их воплощении, фресковая манера лепки образов - все эти артистические качества стали характерными и для некоторых последующих поколений пианистов во главе с Листом и Рубинштейном.

Фортепианное творчество, интерпретация сочинений Бетховена

В центре его творчества находится образ сильной, волевой и духовно-богатой человеческой личности. Само существо личности Бетховена и его музыки - дух борьбы. Интерес композитора к образу судьбы вызван не только его недугом грозившем привести к полной утрате слуха. В творчестве Бетховена этот образ приобретает более обобщенный смысл. Он воспринимается как воплощение стихийных сил становящихся преградой на пути достижения человеческой цели. Борьба в произведениях Бетховена - процесс внутренний психологический. Его музыка насыщена лирическими образами. А также его лирика открыла путь к новому восприятию природы. Его сочинениям присуща большая внутренняя динамика. И одним из средств динамизации у Б. является метроритм. В его музыки ритмический пульс становится более напряженным, еще более усиливая эмоциональный накал произведения. Это касается произведений как драматического так и лирического характеров. Используя опыт виртуозов своего времени он разрабатывает концертный фортепианный стиль.

Мартелято

Важным с точки зрения дальнейшей эволюции концертного исполнения было развитие техники игры мартелято. В области пальцевой техники было введение насыщенных пассивных пассажей. В своих произведениях он удачно пользовался педалью. Но колоритность в сочинениях Бетховена достигается не только педальными эффектами, а ещё и использованием оркестровых приемов письма. Он великий строитель крупной формы. В его фортепианное наследие входят 32 сонаты. Он много писал в циклической сонатной форме: концерт, симфонии, сольных и камерно-ансамблевых произведениях. Разрабатывал приемы сквозного развития внутри сон. формы и за ее пределами. Очень важной ролью было насыщение сонаты песенностью, обогащение её полифоническими красками. Было место и развитию програмности в его сочинениях. Им написано 5 ф-ных концертов, концертную фантазию для ф-но хора и оркестра. Он симфонизировал концертный жанр и вывел ведущую роль солиста.

Поздний стиль Бетховена

Зрелость поздних, старческих творений выдающихся мастеров – не спелость плодов. Они некрасивы, изборождены морщинами, прорезаны глубокими складками; в них нет сладости, а вяжущая горечь, резкость не дают попробовать их на вкус, нет гармонии, какой привыкла требовать от произведений искусства классицистская эстетика; больше следов оставила история, чем внутренний рост. Обычно объясняют это тем, что создания эти – продукты категорически заявляющей о себе субъективности или – еще лучше – "личности": ради выражения своего внутреннего мира она, эта личность, будто бы прорывает замкнутость формы, гармонию обращает в диссонансы своих мук и страданий – чувственную приятность презирает самодовлеющий, ничем не скованный дух. Но тем самым позднее творчество отодвигается куда-то к самым границам искусства, оно сближается с документом; в самом деле, в рассуждениях о последних произведениях Бетховена редко отсутствует намек на биографию, на судьбу композитора. Теория искусства словно отказывается от своих прав, склоняясь перед достоинством человеческой смерти; она складывает свое оружие перед лицом неприкрашенной действительности.

Иначе не понять, почему несостоятельность такого подхода до сих пор не встречала серьезного сопротивления. А несостоятельность видна, стоит только всмотреться в само творчество, а не в его психологические истоки. Ибо нужно познать закон формы; если же угодно переходить границу, отделяющую художественное произведение от документа, то по другую сторону водораздела всякая разговорная тетрадь7 Бетховена значит, конечно, больше, чем его до-диез минорный квартет8. Однако закон формы поздних творений таков, что они не укладываются в понятие выразительности. У позднего Бетховена есть крайне "невыразительные", отрешенные построения; поэтому, анализируя его стиль, одинаково легко вспоминают как полифонически объективные конструкции современной музыки, так и безудержность выражения внутреннего мира. Но разорванность бетховенских форм далеко не всегда вызвана ожиданием смерти или демонически-саркастическим настроением – творец, поднявшийся над миром чувственности, не пренебрегает такими обозначениями, как cantabile e compiacevole или andante amabile . Он держится так, что отнюдь не просто приписать ему клише субъективизма. Ибо в музыке Бетховена субъективность, совершенно в кантовском смысле, не столько прорывает форму, сколько ее созидает, порождает. Примером может служить "Аппассионата": эта соната настолько же слитнее, плотнее, "гармоничнее" поздних квартетов, насколько и субъективнее, автономнее, спонтаннее. Но в сравнении с "Аппассионатой" поздние сочинения заключают в себе тайну, которая противится разгадке. В чем она, эта тайна?

Чтобы пересмотреть понимание позднего стиля, нужно прибегнуть к техническому анализу соответствующих произведений: ничто другое тут не может быть полезно. Анализ сразу же должен был бы ориентироваться на такую своеобразную черту, которую старательно обходит всеми принятый взгляд, – на роль условностей, т.е. стандартных музыкальных оборотов. Об этих условностях мы знаем по позднему Гёте, по позднему Штифтеру9; но их же в равной мере можно констатировать и у Бетховена с его будто бы радикальными убеждениями. А это сразу же ставит вопрос во всей его остроте. Первая заповедь "субъективистского" метода – быть нетерпимым к любым штампам, а все, без чего нельзя обойтись, переплавлять в порыв к выразительности. Средний Бетховен влил в ток субъективной динамики традиционные фигуры сопровождения, создавая скрытые средние голоса, модифицируя их ритм, усугубляя их напряженность, вообще пользуясь любым пригодным средством; он преобразовывал их в согласии со своими внутренними намерениями, если вообще не выводил их, как в Пятой симфонии, из субстанции самой темы, освобождая от власти условности благодаря неповторимому облику темы. Иначе поступает Бетховен поздний. Повсюду в его музыкальную речь, даже там, где он пользуется таким своеобразным синтаксисом, как в пяти последних сонатах для фортепиано, вкрапливаются условные обороты и формулы. Тут обилие декоративных цепочек трелей, каденций и фиоритур; часто условные росчерки выступают во всей своей наготе, в первозданном виде: у первой темы Сонаты ор. 110 (ля-бемоль мажор) такое невозмутимо примитивное сопровождение шестнадцатыми, какого не потерпел бы средний стиль; в последней багатели начальные и заключительные такты напоминают вступление оперной арии – и все это среди неприступных каменистых пород многослойного пейзажа, неуловимого дыхания отрешенной лирики. Никакое истолкование Бетховена и вообще любого позднего стиля не сумеет объяснить эти рассыпанные осколки стандартных формул чисто психологически, объяснить их, скажем, равнодушием автора к внешнему явлению вещи, – ведь смысл искусства заключен только в его внешнем явлении. Соотношение условности и субъективности здесь следует уже понимать как закон формы – в нем берет начало смысл поздних произведений, если только эти отштампованные формулы действительно значат нечто большее, нежели трогательные реликвии.

Но этот закон формы открывается в мысли о смерти. Если реальность смерти отнимает у искусства его права, тогда смерть действительно не может войти в произведение искусства как его "предмет". Смерть уготована живым существам, не построениям искусства, поэтому во всяком искусстве она является сломленной – как аллегория. Психологическое толкование не видит этого: объявляя субстанцией позднего творчества субъективность смертного существа, оно надеется, что в произведении искусства узрит смерть в ее реальных неискаженных чертах; вот обманчивый венец такой метафизики. Верно, оно замечает рушащую, громящую мощь субъективности в позднем творчестве. Но ищет ее в направлении, противоположном тому, куда тяготеет субъективность: оно ищет ее в выражении самой субъективности. В действительности же субъективность смертного существа исчезает из произведения искусства. Мощь и власть субъективности в поздних сочинениях – это стремительный жест, с которым она выходит вон. Она их рушит изнутри, но не затем, чтобы выразиться в них, а затем, чтобы без всякого выражения – сбросить с себя видимость искусства. От художественной формы остаются развалины; словно на особом языке знаков субъективность заявляет о себе только разломами и трещинами, через которые она выходит вон. Руки мастера, когда их касается смерть, уже не могут удержать груды материала, которым прежде придавали форму; трещины, развал – знак конечного бессилия человеческого Я перед сущим – вот последнее их творение. Вот откуда переизбыток материала второй части "Фауста" и "Годов странствия Вильгельма Меистера"10*, вот откуда условности, которые субъективность не заполняет собою и не подчиняет себе, а оставляет в нетронутом виде. Вырываясь наружу, она откалывает эти условности кусками. Обломки, расколотые и брошенные, обретают собственную выразительность; но это теперь не выражение отдельного и обособленного Я, это выражение мифической судьбы разумного существа и его падения, низвержения, ступенями какового, как бы останавливаясь на каждом шагу, явственно идут поздние творения.

Так у позднего Бетховена условности делаются выразительными сами по себе, в своей обнаженности. В этом и заключается редукция стиля, о чем часто говорят: происходит не очищение музыкального языка от условной формулы, а разрушение видимости, будто условная формула подчинена субъективности, – предоставленная самой себе, исторгнутая динамикой наружу, формула как бы говорит от своего лица, сама за себя. Но говорит только в тот миг, когда субъективность, вырываясь изнутри, пролетает сквозь нее и внезапно и ярко освещает ее сиянием своей творческой воли; отсюда crescendo и diminuendo , на первый взгляд не зависящие от музыкальной конструкции, но не раз потрясающие эту конструкцию у Бетховена последних лет.

И пейзаж, покинутый, чужой, отчужденный, уже не собирается им в картину. Его освещает пламя, зажженное субъективностью, которая, вырываясь наружу, со всего размаху налетает на границы-стены формы, сохраняя идею своего динамизма. Без этой идеи творчество – только процесс, но процесс не развития, а взаимного возгорания крайностей, которые уже не привести к безопасному равновесию и не удержать спонтанно возникающей гармонией. Крайности следует понимать в самом точном, техническом смысле: одноголосие, унисон, завиток-формула как знак – и полифония, вздымающаяся над ними без всякого опосредствования. Объективность на мгновение сближает, сдвигает крайности, заряжает короткие полифонические фрагменты своей напряженностью, раскалывает их унисонами и ускользает, оставляя после себя одно – оголенный звук. На ее пути остается, как памятник былому, условная формула, в которой, окаменелая, скрывается субъективность. А цезуры, внезапное и резкое обрывание музыки, больше, чем что-либо, характерны для Бетховена последних лет – это моменты, когда субъективность вырывается наружу; как только творение оставлено ею, оно умолкает, выставляя свое полое нутро. И лишь тогда наступает очередь следующего эпизода, что по воле вырвавшейся на свободу субъективности примыкает к предыдущему и слагается с ним в неразрывное целое, – ибо между ними есть тайна, и вызвать к жизни ее можно лишь в подобном единстве. Вот откуда проистекает та нелепость, что позднего Бетховена одинаково называют субъективным и объективным. Объективны каменистые разломы пейзажа, а субъективен свет, в лучах которого пейзаж оживает. Бетховен не сливает их в гармонию. Он властью диссоциации разрывает их во времени, чтобы так и, быть может, на веки вечные сохранить их. Поздние творения – в истории искусства подлинные катастрофы.

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

ПОЗДНИЙ ЭЛЛИНИЗМ ЧУВСТВЕННО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ КОСМОС КАК МИФ Все эти употребляемые нами термины – «ранний», «средний» и «поздний» эллинизм, – конечно, имеют для нас только чисто условное значение; и единственно, что тут безусловно, – это послеклассический характер

Из книги Бунтующий человек автора Камю Альбер

БУНТ И СТИЛЬ Истолкованием, которое художник навязывает действительности, он утверждает силу своего отрицания. Но то, что остается от действительности в создаваемой им вселенной, свидетельствует о его согласии хотя бы с той частью реального, которую он выводит из

Из книги Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т-Я автора Стёпин Вячеслав Семенович

ПОЗДНИЙ РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Исторические факты Деятельность христианских апологетов - Иус- тина Философа, Татиана, Теофила, Афина- гора и др. Возникновение гностицизма. Род. император и философ Марк Аврелий. Род. Лукиан. Годы Ок.130 Ок.150 Ок.160 165 Исторические факты

Из книги Бафомет автора Клоссовски Пьер

Стиль это человек Фантасмагоричен и язык Клоссовского - этот искуственно «препарированный» язык не столько анахроничен, сколько ахронологичен, чужд как современности, так и архаике (с этим перекликаются и нарочитые анахронизмы, столь нередкие на его рисунках: так Фома

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Философский стиль Давая обширную характеристику Синезия, мы могли бы в заключение привести следующие слова А. Остроумова."Хотя Синезий значительно проникся христианством, однако он сохранил еще многое из своих воззрений и привычек старых; далее: даже и его

Из книги Культура и этика автора Швейцер Альберт

5. Стиль Изучение стиля Марциана Капеллы имеет большое значение, так как стиль свидетельствует о намерении автора не просто излагать свой предмет, но давать его при помощи разного рода беллетристических приемов. Эта беллетристика стала здесь возможной потому, что автор

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

11. Поздний эллинизм, или неоплатонизм а) Если начинать с более общих терминов, то прежде всего бросается в глаза отношение позднего эллинизма к проблемам судьбы. Как мы сейчас установили, уже стоицизм, а в известном отношении также эпикурейцы и скептики на основании

Из книги Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы автора Власова Ольга Викторовна

§4. Поздний эллинизм Теперь наконец мы подошли к тому этапу учения о едином, который нужно считать для античной философии завершающим. Это – период неоплатонизма (III – VI века н. э.). Но все дошедшие до нас античные неоплатонические сочинения настолько переполнены

Из книги автора

§5. Поздний эллинизм 1. Плотин В связи с Плотином и его учением о числе историк античной философии и эстетики испытывает счастье: вместо труднообозримого множества отдельных разбитых фрагментов о числах, которые часто бывает даже трудно понять и объединить, у Плотина мы

Из книги автора

§6. Поздний эллинизм 1. От умственной сферы к сверхумственной На основании наших предыдущих исследований (47 – 48, VI 147 – 180) можно наметить следующую картину ноологической терминологии в позднем эллинизме.И ранний и средний эллинизм пришел к необходимости конструировать

Из книги автора

§7. Поздний эллинизм Что касается Плотина, основателя неоплатонизма, то главные его тексты о душе достаточно подробно приведены нами уже раньше (ИАЭ VI 655 – 658, 660 – 662, 715 – 716, 721 – 722). Поэтому для нас нет смысла приводить в данном месте все эти тексты еще раз. Однако, если

Из книги автора

§6. Поздний эллинизм Замечательное учение Плотина о материи едва ли нужно будет излагать нам сейчас подробно, поскольку в предыдущем этой проблемы мы касались довольно обстоятельно (ИАЭ VI 209 – 210, 387 – 390, 445 – 446, 647 – 653, 671 – 677, 714 – 715). Нам принадлежит перевод глав Плотина об

Из книги автора

4. Поздний эллинизм а) Это положение дела меняется в позднем эллинизме, и особенно в неоплатонизме. Судьба в античности, взятая сама по себе, была неискоренима никакими средствами. Но человеческий субъект мог достигать в античности такого развития и такого углубления, что

Из книги автора

XIV. ПОЗДНИЙ УТИЛИТАРИЗМ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Философская мысль Европы не смогла понять во всей глубине тот факт, что спекулятивная философия также не способна обосновать с помощью натурфилософии оптимистически-этическое мировоззрение. Когда речь идет

Из книги автора

Из книги автора

§ 8. Структуры опыта: поздний Бинсвангер Поздний Бинсвангер, творчества которого мы уже касались в параграфе о Гуссерле, настолько значим, что заслуживает отдельного рассмотрения. Последняя его работа «Бред: вклад в его феноменологические и Dasein-аналитические

Бетховен – последний из венских классиков (даты его жизни и творчества 1770–1827). И хотя в ходе эволюции в музыке композитора постепенно вызревали некоторые новые явления, которые устремлены к будущему (к романтизму), более ярко деятельность Бетховена. показывает завершение принципов и идей венской классической школы. Как для Моцарта и Гайдна, для него характерны ясность мировоззрения, преобладание объективного тона высказывания. В музыке Бетховена ощущается классическая уравновешенность и соразмерность частей целого, стройность формы, заключающей глубокое содержание. При этом в его произведениях присутствует известная демократичность, творчество связано с бытовой музыкой, песенными и танцевальными жанрами.

И все же среди венских классиков Бетховен занимает особое место: ни у кого из его предшественников мы не находим столь последовательного и яркого выражения в музыке героического начала, темы борьбы, преодоления препятствий, достижения победы. Такая тематика – определяющая для Бетховена. И самым прямым образом это связано с событием, оказавшим огромное влияние на судьбы всей Европы – Великой французской буржуазной революцией 1789 г.

Основные вехи в творчестве Бетховена, где героическая тема проявляется с необычайной силой: сонаты для ф-но № 1, 5, 8 («Патетическая), 17, 23 («Аппассионата»); 32 вариации до минор для ф-но; квартет ор.18 №4 до минор, фп. Концерты № 3 и 5; увертюры «Кориолан» и «Леонора», музыка к трагедии И.В. Гете «Эгмонт»; опера «Фиделио» и, конечно же, симфонии – в особенности № 3, 5, 9 (отчасти № 7).

Героическая идея оказывает заметное влияние буквально на все элементы музыкального языка Бетховена, чрезвычайно отличного от Гайдна и Моцарта. Особенно показательна, пожалуй, трансформация тематизма, который приобретает строгость и чеканность контуров: мелодическая линия становится выпрямленной, устремленной (например, в главных темах первых частей в сонатах для ф-но № 1, 5, 8), она часто опирается на фанфарные интонации, имеет песенно-маршевые черты. В теме 32-х вариаций до минор, теме медленная (2-я) часть симфонии № 3, в финале симфонии № 5 буквально слышится музыка революционной Франции.

Радикально преобразуется отношение композитора к категории развития в музыке: его роль колоссально возрастает. Бетховен наполняет развивающими элементами практически все без исключения разделы музыкальной формы. Уже с самого момента показа важнейшего материала начинается развитие, активное движение вперед. В этом заключается новизна бетховенского экспонирования основного материала – композитор показывает основные темы в процессе их становления. ПРИМЕРЫ ТАКОГО МЕТОДА – тема гл. партии ПЕРВОЙ ЧАСТИ СИМФОНИИ № 3, начальная тема скерцо из этой же симфонии, тема гл. партии финала симфонии № 9 и др.

Само развитие приобретают невиданные до сих пор размах и напряженность. Среди методов развития Бетховен предпочитает мотивно-тематическую работу, так как она наиболее способствует решению одной и важных для Бетховена задач – показать процесс развития изнутри и исчерпать его до последнего элемента (см. разработку 1 части симфонии № 5 – развитие мотива судьбы).

Сонатно-симфонический цикл приобретает для композитора первостепенное значение. Степень его единства заметно возрастает: так, в симфонии № 5 одна тема проходит через весь цикл (здесь мы встречаемся с одним из первых применений метода монотематизма).

Цикл претерпевает внутренние преобразования. Вместо медленной части в циклах Бетховена возможны траурные марши (соната для ф-но № 2, где впервые появилась такая идея, симфония № 3, симфония № 7, где траурному маршу чрезвычайно близко аллегретто). Изящный или простодушный в народном духе менуэт часто заменяет скерцо , которое является как одна из граней героики – оно передает картину народного праздника, массового веселья (хотя есть и другие варианты – в симфонии № 9 в скерцо господствует мрачная фантастика, слышатся нарастание угрозы и моментами торжество сил зла). Финал получает небывалый размах , воплощает торжество, ликование по поводу завоеванной победы. В финале симфонии № 2 Бетховен осуществляет блестящую находку – вводит звучание хора и солистов (на текст оды Ф. Шиллера «К радости»), приближая тем самым жанр симфонии к оратории.

Под влиянием героики у Бетховена преобразуется и лирика , которая, можно сказать, выступает как обратная сторона героики. Лирическое начало становится сосредоточенным, углубленным. Нередко в медленных частях сонатно-симфонических циклов встречаются темы патетического, декламационного характера, напоминающие ораторскую речь: например, см. сонаты № 7, 17. С другой стороны, лирические темы Бетховена могут звучать как философские раздумья, размышления, которые возвышаются над мирской суетой. Они вдалеке от тираноборческих мотивов, рождая иногда образы удивительно близкие по духу композиторам-романтикам (в особенности в поздних сочинениях Бетховена).

Бетховен работал во всех жанрах своего времени (опера «Фиделио», балет «Творения Прометея», кантатно-ораториальные жанры, среди которых выделяют Торжественную мессу, песни и предвосхищающий романтические настроения вокальный цикл «К далекой возлюбленной» и др. произведения). Но все же более весомой оказалась инструментальная музыка: 9 симфоний, 32 фп. сонаты, 10 сонат для скрипки с ф-но, 17 струнных квартетов, 5 концертов для ф-но с орк., один концерт для скрипки с оркестром.

Именно в инструментальной музыке героическая тема получила последовательное воплощение. Огромная новизна бетховенских идей повергала современников в недоумение, лишь единицы смогли оценить музыку Бетховена при его жизни. Дело в том, что композитор, можно сказать, не стеснялся в выборе средств: в начале сонаты № 8 использовал слишком тяжеловесные многозвучные аккорды (Т3 5 из 7 звуков), в завершении гл. партии первой части симфонии № 3 – жесткие диссонансы. Там же в завершении разработки возникает наложение по вертикали Т и D функций, которое было расценено слушателями как проявление глухоты композитора (либо невнимательности валторниста, который вступает с интонацией главной темы в основной тональности раньше времени); необычайно резко по тем временам звучит и сочетание t 4/6 и Ум.VII 7 на фоне Д органного пункта.

Необычно протекал и сам процесс сочинения музыки Бетховеном. Здесь показательно сравнение с Моцартом: как известно, у Моцарта не было черновиков, почти всё он сразу писал начисто. У Бетховена же большую роль играли эскизы, наброски, варианты. Он постоянно носил с собой записные книжки, которых сохранилось достаточно много. При наблюдении над манерой письма Бетховена возникает вывод, что композитор работал чрезвычайно напряженно, трудно, прежде чем приходил к удовлетворяющему его результату (достаточно привести историю замысла пример такой знаменитой темы, как тема финала на слова оды « К радости»).

Как композитора, состоит в том, что он повысил до высочайшей степени способность выражения инструментальной музыки при передаче душевных настроений и чрезвычайно расширил её формы. Опираясь на сочинения Гайдна и Моцарта в первом периоде своего творчества, Бетховен стал затем придавать инструментам характерную для каждого из них выразительность, настолько, что они, как самостоятельно (особенно фортепиано), так и в оркестре получили способность выражать высшие идеи и глубочайшие настроения человеческой души. Отличие Бетховена от Гайдна и Моцарта, которые также уже довели язык инструментов до высокой степени развития, заключается в том, что он видоизменил полученные от них формы инструментальной музыки, и к безупречной красоте формы присоединил глубокое внутреннее содержание. Под его руками менуэт расширяется в многозначительное скерцо; финал, являвшийся в большинстве случаев у его предшественников живой, веселой и незатейливой частью, становится у него кульминационным пунктом развития всего сочинения и нередко превосходит шириной и грандиозностью своей концепции первую часть. В противоположность равновесию голосов, придающих музыке Моцарта характер бесстрастной объективности, Бетховен часто дает перевес первому голосу, что сообщает его сочинениям субъективный оттенок, который даёт возможность связать все части сочинения единством настроения и идеи. То, что он в некоторых произведениях, как например, в Героической или Пасторальной симфониях, обозначил соответствующими надписями, наблюдается в большинстве его инструментальных сочинений: поэтично выраженные в них душевные настроения находятся в тесном соотношении между собою, а потому произведения эти вполне заслуживают названия поэм.

Портрет Людвига ван Бетховена. Художник Й. К. Штилер, 1820

Число сочинений Бетховена, не считая сочинений без обозначения опуса, равняется 138. К ним принадлежат 9 симфоний (последняя с финалом для хора и оркестра на оду «К радости» Шиллера), 7 концертов, 1 септет, 2 секстета, 3 квинтета, 16 струнных квартетов, 36 фортепианных сонат, 16 сонат для рояля с другими инструментами, 8 фортепианных трио, 1 опера, 2 кантаты, 1 оратория, 2 больших мессы, несколько увертюр, музыка к «Эгмонту», «Афинским развалинам» и т. д., и многочисленные произведения для рояля и для одно- и многоголосного пения.

Людвиг ван Бетховен. Лучшие произведения

По характеру своему в этих сочинениях ясно обрисовываются три периода с подготовительным периодом, завершающимся 1795 годом. Первый период обнимает года с 1795 до 1803 (до 29-го сочинения). В сочинениях этого времени еще ясно проглядывает влияние Гайдна и Моцарта, но (особенно в фортепианных сочинениях, как в форме концерта, так и в сонате и вариациях), уже замечается стремление к самостоятельности – и не только с технической стороны. Второй период начинается в 1803 и кончается в 1816 (до 58-го сочинения). Здесь является гениальный композитор в полном и богатом расцвете возмужалой художественной индивидуальности. Сочинения этого периода, открывая собой целый мир богатейших жизненных ощущений, в то же время могут служить образцом чудесной и полной гармонии между содержанием и формой. К третьему периоду относятся сочинения с грандиозным содержанием, в которых, ввиду отречения Бетховена вследствие полной глухоты от внешнего мира, мысли становятся еще глубже, делаются более захватывающими, часто более непосредственными, чем прежде, зато единство мысли и формы оказывается в них менее совершенным и часто приносится в жертву субъективности настроения.