Рубинштейн, николай григорьевич. Значение рубинштейн николай григорьевич в краткой биографической энциклопедии Николай григорьевич рубинштейн краткая биография

1835-1881, русский пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель Московского отделения Императорского русского музыкального общества (с 1860), директор Московской консерватории (с 1866).

В декабре 1865 года, когда Чайковский держал выпускной экзамен, для которого им была написана кантата "К Радости", Н.Г.Рубинштейн приехал в Петербург. Последовало приглашение молодого музыканта в Москву, сначала преподавателем Музыкальных классов, а затем и консерватории, открытие которой намечалось на осень 1866 года. Чайковский приглашение принял, и переезд в Москву имел поистине судьбоносное значение в его творческой биографии. Он оказался в музыкальной и бытовой атмосфере "старой столицы", многое в которой было близко ему как человеку и музыканту, попал в тесный кружок коллег, с которыми не расставался потом всю жизнь. Но, как пишет Модест Чайковский , "В первые годы, без преувеличения, для Чайковского вся Москва - это Рубинштейн" (ЖЧ I 206, изд. 1903).

Отношения этих двух музыкантов претерпевали кризисы, и самый острый был связан с неприятием Николаем Рубинштейном Первого концерта для фортепиано с оркестром , - концерта, для него написанного! Он нашел пассажи неисполнимо-трудными и отверг сочинение в целом... Впоследствии же он этот концерт играл неоднократно и незабываемо-прекрасно. В частности, блестяще исполнил его на Всемирной выставке в Париже в 1878 году (оркестром дирижировал знаменитый К.Э. Колонн). Это был едва ли не первый триумф неизвестного в Западной Европе русского композитора. Влиятельный музыкальный критик Г.А.Ларош писал в некрологе: "... если когда-нибудь дар виртуоза мог быть назван творческим даром, то именно говоря о Н.Г.Рубинштейне. Какое поэтическое перо, какой художественный подбор выражений сумеют передать потомству очарование и могущество этой игры? Волнуя и поражая своих слушателей, он умел оставаться ясным и спокойным; <...> чувство меры соединялось в этой игре с титанической силой, с обаятельною чувственною прелестью. <...> самое дорогое и близкое для себя содержание он находил в нашей современной музыке. <...> Шопен, Шуман , Антон Рубинштейн , Лист , Чайковский... <...> Говорить ли о том, словно из бронзы вылитом, могучем образе, который он придал Первому концерту автора? " (Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5 Л., 1978, с 88 и 90). Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил следующий, Второй фортепианный концерт.

Петр Ильич высоко ценил Николая Рубинштейна как интерпретатора своих сочинений. Он писал Николаю Григорьевичу: "... я бы, конечно, никогда не сделал бы себе имени, если б у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты. Если б тебя не было в России, то я был бы обречен на вечные искажения".

Разумеется, Чайковский имел в виду прежде всего деятельность Рубинштейна - дирижера. Вот лишь неполный перечень сочинений Петра Ильича, впервые прозвучавших под управлением "московского" Рубинштейна: Вторая, Третья и Четвертая симфонии ; Первая сюита; фантазии "Буря" и "Франческа да Римини" , "Итальянское каприччио"... "Ты - единственный капельмейстер в мире, на которого я могу вполне положиться" - признавался Чайковский Рубинштейну (УП, 16).

Потрясала преданность Николая Григорьевича своему делу и своему любимому детищу - Московской консерватории. Тяжело больной, в начале 1881 года, он продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настояли на поездке для лечения во Францию. Он не доехал до Ниццы и умер в Париже. Чайковский посвятил "Памяти великого художника" (так названо посвящение) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели - камерно-инструментальный реквием.

Л. З. Корабельникова

пианист-виртуоз и дирижёр. 1835–1881

Родился 14 июня 1835 года в Москве. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. К моменту рождения его была довольно состоятельной.

Музыкой Николай занимался с четырех лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе с братом Антоном. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки. Затем занимался у Виллуана. Большие надежды возлагались на его композиторский талант, поскольку в шестилетнем возрасте он написал свое первое произведение. Но эти надежды не оправдались. Рубинштейн написал очень мало, всего несколько фортепианных пьес. Сольная концертная деятельность его началась с одиннадцати лет и продолжалась почти до конца жизни.

В 1855 году Рубинштейн окончил Московский университет по юридическому факультету и поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора, но в 1857 году бросает службу, разводится и полностью отдает себя музыке. В 1866 году он стал во главе московского отделения Русского музыкального общества.

В отличие от своего брата «западника» Антона, Николай Рубинштейн в молодости входил в так называемую «молодую редакцию» журнала «Москвитянин» и воспитывался под влиянием А.Н. Островского и Аполлона Григорьева; его фигура неотделима от жизни Москвы целой эпохи: человек колоссальной энергии и обаяния, он был настоящим кумиром.

В 1866 году Николай Рубинштейн на базе организованных им же в 1860 году совместно с В.А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) создал Московскую консерваторию (соучредителем был князь Николай Петрович Трубецкой). С самого начала он был директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.

Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. Чаще всего Николай Рубинштейн выступал в Москве, реже в остальной России и за границей, но везде с неизменным успехом. Игра его во многих отношениях напоминала игру его брата Антона, но уступала в широте концепции, в стихийности. Исполнение Николая отличалось чрезвычайной отделкой деталей. Основу его программ составляли Бах, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен, а также русские композиторы-современники; он был первым исполнителем многих сочинений (фортепианных и оркестровых) своего близкого друга – П.И. Чайковского (Рубинштейну посвящены Второй концерт для фортепиано с оркестром, Русское скерцо Чайковского).

Рубинштейн был душой музыкальной Москвы: он – и директор консерватории, и профессор, и дирижер симфонических концертов. Он поднял дело музыкального образования в Москве до высокого художественного уровня.

Своими прекрасными душевными качествами он снискал себе в Москве большую популярность. В концертах Рубинштейн выступал преимущественно с благотворительною целью. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью. А в композиторской карьере П.И. Чайковского Рубинштейн играл немаловажную роль. Чайковский посвятил Рубинштейну своё фортепианное трио «Памяти великого артиста».

Во время Русско-турецкой войны Николай объездил города России с концертами. Сбор с концертов, данных им в 33 городах России, был пожертвован в пользу Красного Креста.

За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьёзным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижером и пианистом.

Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университете, Р. в 1860 году стал во главе московского отделения Русского музыкального общества, а в 1866 году сделался директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р. концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р. выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской карьере П.И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в Москве, и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Р. сочинял мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской фирмой Юргенсона альбом, в который вошли все фортепианные сочинения Р. Н. С.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Григорьевич , русский пианист, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Ученик А. И. …
  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1835-81) российский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. Организатор Московского отделения Русского музыкального общества (1860) и Московской консерватории …

  • брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835—1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на …
  • РУБИНШТЕЙН, НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? брат А. Г. Р., пианист-виртуоз (1835?1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • РУБИНШТЕЙН
    Моисей Матвеевич (1878-1953), психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических …
  • РУБИНШТЕЙН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Леонидович (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rubinstein) Артур (1887-1982) польский пианист. Выступал с 1898. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Прославился исполнением сочинений …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • РУБИНШТЕЙН
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РУБИНШТЕЙН
    (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • РУБИНШТЕЙН
    РУБИНШТ́EЙН Сер. Леон. (1889-1960), психолог и философ, ч.-к. АН СССР (1943). Осн. тр. по филос. проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ник. Григ. (1835-81), пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Организатор Моск. отделения Имп. Рус. муз. об-ва (1860) и …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ида Львовна (1883-1960), танцовщица, драм. актриса, участница первых Русских сезонов в Париже. Партии: Клеопатра ("Клеопатра" на музыку А.С. Аренского …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН (Rubinstein) Артур (1887- 1982), польск. пианист. Выступал с 1894. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Концертировал …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ант. Григ. (1829-94), пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель Имп. Рус. муз. об-ва (1859) и первой …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • РУБИНШТЕЙН
    Абрам Михайлович (1909-55) , российский химик-неорганик, доктор химических наук (1942). Основные труды в области химии комплексных соединений и аффинажа благородных …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …

Рубинштейн Н. Г.

Николай Григорьевич (2 (14) VI 1835, Москва - 11 (23) III 1881, Париж, похоронен в Москве) - рус. пианист, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. С 4 лет обучался игре на фп. под рук. матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фп.) и З. Дена (гармония, полифония, муз. формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении к-рого совершил первое конц. турне (1846-47). В нач. 50-х гг. поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1855). В 1858 возобновил конц. деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симф. концертов. Организованные им при РМО Муз. классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор). Р. - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнит. иск-во было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исп. 1-й концерт для фп. с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветит. характер, поражал широтой: концерты для фп. с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; соч. для фп. Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Р. лучшим исполнителем своей "Пляски смерти" и посв. ему "Фантазию на темы "Афинских развалин""). Пропагандист рус. музыки, Р. неоднократно исполнял посв. ему фп. фантазию "Исламей" Балакирева и др. пьесы рус. композиторов. Исключительна роль Р. как интерпретатора фп. музыки Чайковского (первый исполнитель мн. его соч.), к-рый посв. Р. 2-й концерт для фп. с оркестром, "Русское скерцо", романс "Так что же!...", написал на смерть Р. фп. трио "Памяти великого художника".
Игра Р. отличалась размахом, технич. совершенством, гармонич. сочетанием эмоционального и рационального, стилистич. законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, к-рую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Р. выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.
Интенсивной была деятельность Р.-дирижёра. Под его упр. прошли св. 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под упр. Р. прозвучали крупные ораториальные и симф. произв.: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симф. увертюры, фп. и скр. концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных соч. Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Р. оказал воздействие на формирование отечеств. исполнит. школы. Он постоянно включал в свои программы соч. рус. композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под упр. Р. впервые были исполнены мн. произв. Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посв. Р.), 1-я сюита, симф. поэма "Фатум", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симф. фантазия "Франческа да Римини", "Итальянское каприччио", музыка к весенней сказке А. Н. Островского "Снегурочка" и др. Он был также муз. рук. и дирижёром оперных спектаклей Моск. консерватории, в т. ч. осуществил первую пост. оперы "Евгений Онегин" (1879). Р.-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произв., точность и пластичность жеста.
Как педагог Р. воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с к-рой в течение мн. лет велось преподавание в фп. классах Моск. консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение муз. текста, постижение образного строя произв. и выраженных в нём историко-стилистич. закономерностей путём анализа элементов муз. языка. Большое место отводилось личному показу. Среди уч-ков Р. - С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посв. памяти учителя кантату "Иоанн Дамаскин".
Муз.-обществ. деятельность Р., связанную с обществ. подъёмом 50-60-х гг., отличала демократич., просветит. направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. нар. концерты. Как директор Моск. консерватории Р. добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее уч. заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художеств. совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к муз.-теоретич. дисциплинам). Заботясь о создании отечеств. муз.-педагогич. кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Р. руководил также муз. отделами Политехнич. (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворит. концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.
Р. - автор фп. пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном, б. г.), орк. увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина "Кошка и мышка" (орк. и хор. номера, 1861, Малый т-р, Москва). Был ред. рус. издания Поли. собр. соч. для фп. Мендельсона (б. г.). Впервые в России осуществил издание избр. романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).
Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение мн. лет в Моск. консерватории и РМО проводились концерты памяти Р. В 1900-е гг. существовал "Рубинштейновский кружок".
Литература : Б. (Бородин А, П.). Концерты Русского музыкального общества (4-й, 5-й, 6-й), "СПб. ведомости", 1869, 8 февраля, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951, с. 35-38; Б. Л. (Чайковский П. И.), Второе симфоническое собрание, "Русские ведомости", 1872, 18 ноября; его же, Вторая неделя концертного сезона, там же, 1873, 18 марта; его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1874, 1 марта; его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1875, 12 марта; его же, Третья неделя концертного сезона, там же, 1875, 25 марта; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, то же, в его кн.: Поли. собр. соч., т. II, М., 1953; Кюи Ц. A., H. Г. Рубинштейн. (Некролог), "Голос", 1881, 15 марта, то же, в его кн.; Избранные статьи, Л., 1952, с. 283-86; Ларош Г. A., H. Г. Рубинштейн, "Голос", 1881, 8 июня, то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, (сост. Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина), М., 1966; Кашкин Н. Д., Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, т. 47, сентябрь, 1898, т. 49, январь; его же, Н. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторические очерки), "Московские ведомости", 1898, 15 ноября, 9 дек.; его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, 22 янв., 12 февр., 18 и 23 июня, 20 июля, 6, 18 и 25 авг., 1 окт., 1900, 6 июня, 26 июля, 16 авг., то же, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; его же, Две музыкальные памятки: Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский, "Русская мысль", 1906, кн. 4; его же, Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910 г., М., 1910; Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1901-03; H. P. (Финдензен H. P.), Николай Рубинштейн (1835-1881), "РМГ", 1901, 11 марта; его же, К 25-летию смерти Н. Г. Рубинштейна, там же, 1906, 19 марта; H. Gр. Рубинштейн в воспоминаниях П. Виардо, там же, 1906, 5 ноября; Дулова-Зограф А. Ю., Мои воспоминания (1862-1869 гг.), "Музыка", 1912, No 68-73, 84, 86-89, 96-97, 106; Новое о Н. Г. Рубинштейне, "РМГ", 1914, 30 марта; Геника Р., Из консерваторских воспоминаний (1871-1879), там же, 1916, No 36-37, 40, 42-44, 47, 49, то же, под назв.: Н. Рубинштейн и П. Чайковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Яковлев Вас., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн (1866-1881 гг.). (22 письма П. Чайковского и Н. Рубинштейна), в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924; его же, Николай Рубинштейн, "Музыка и революция", 1926, No 9; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Через прошлое к будущему: их было трое... (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Советская музыка, сб. 2, М., 1944, то же, в его кн.: Избранные труды, т. 3, М., 1954; Соловцов A. A., Николай Рубинштейн, М.-Л., 1946; Алексеев А. Д., Н. Г. Рубинштейн, "СМ", 1946, No 11; его же, Русские пианисты, М.-Л., 1948, с. 88-91 и 225-43; Николаев A., Московская школа пианизма, "СМ", 1947, No 4; Балакирев M. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым, М., 1956; Корабельникова Л. З., Строитель музыкальной Москвы, "СМ", 1960, No 6; её же, С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974, с. 13-19; Кунин И., Н. Г. Рубинштейн. К 125-летию со дня рождения, "МЖ", 1960, No 13; А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; (Туманина-Рукавишникова Н. В., Синьковская H. H.), Консерватория до 1917 г., ч. 1, в кн.: Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Sauer E., Meine Welt, Stuttg., 1901. Л. З. Корабельникова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Рубинштейн Н. Г." в других словарях:

    Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… … Энциклопедия культурологии

    Рубинштейн А.Г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 1894) Афоризмы, цитаты Рубинштейн А.Г. биография Игра на фортепиано движение пальцев; исполнение на фортепиано движение души. Обычно мы слышим только первое. Искусство это Ева, подающая… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Антон Григорьевич (1829 1894), пианист, композитор, музыкально общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, Санкт Петербург; ее профессор и дирижер). Один из… … Современная энциклопедия

    - (Rubinstein) Артур (1887 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 во Франции. Продолжатель традиций романтического пианизма, один из лучших исполнителей сочинений Ф. Шопена и И. Брамса.… … Современная энциклопедия

    Сергей Леонидович (1889 1960) русский философ и психолог, один из организаторов психологической науки в СССР, член корреспондент АН СССР, действительный член Академии педагогических наук СССР.Р. родился в Одессе в семье преуспевающего адвоката. В … Новейший философский словарь

    Сергей Леонидович , сов. психолог, чл. корр. АН СССР (1943). Директор Ин та психологии АПН РСФСР (1942 45), зам. директора Инта философии АН СССР (1945 48), зав. сектором психологии Ин та философии … Философская энциклопедия

    - (Антон Григорьевич) русский композитор и виртуоз, одиниз величайших пианистов XIX ст. Род. 16 го ноября 1829 г. в селеВихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана,ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и… …

    - (Николай Григорьевич) брат предыдущего, пианист виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался уВиллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    РУБИНШТЕЙН - Дмитрий Леонидович (род в 1893 г.) физикохимик. В 1917 году окончил физико математический факультет Новороссийского ун та, в 1922 г. был избран приват доцентом, в 1926 г. профессором биологии Одесского мед. ин та. С 1931 г. заместитель директора… … Большая медицинская энциклопедия

А нтон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай - одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая - камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы - Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда - в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена - того самого, у которого занимался Михаил Глинка . Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начал строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Антон Рубинштейн. Фотография: tg-m.ru

А.Г. Рубинштейн. 1860-е годы. Фотография: biblio.conservatory.ru

Слева: Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), русский пианист, дирижёр, педагог. Справа: Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), русский пианист, композитор, дирижёр, педагог. Фотография: music-fantasy.ru

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи - гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».

Хуго Риман, немецкий музыковед

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар - 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах - Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), - сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно - для учащихся и педагогов.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году.

Просветитель

Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессионального музыкального образования в России, переломив существующее мнение о том, что музыка - это удел дилетантов-аристократов.

Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский .

Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.

На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:

«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»

Композитор

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с

Многие современники считали его композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии - предсказуемыми, а мелодизм - банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи - оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» - не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

Композитор Антон Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.