Структура культурной географии. Культурная география Почему культура стала предметом изучения региональной географии

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим названием "география культуры", так и ядра ГК - собственно культурной географии. Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е. собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии - природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то, например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-культурных комплексов чаще используется экологический подход, а аксиологический (ценностной) подход становится всё более популярным в исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх названных выше формирующихся субдисциплин КГ. Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей, в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Рис. 1.

Социально-культурная география, по всей видимости, должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ). Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений), напрямую входящих в комплекс "географии культуры" (рис. 1).

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой "аналог" в пределах всего комплекса дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления, образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией, политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих "аналогов" в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в комплекс "географии культуры". Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за "свой" сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов субдисциплин КГ, "открытых" географами (которые, кстати, пока ещё сохраняют лидирующие позиции в формировании этих разделов).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам. Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее, землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение этнохозяйственных комплексов. Другая географическая школа в области изучения традиций этнического природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения устойчивости этноценозов Российского Севера.

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного направления культурно-географических исследований - географии городской культуры. Очевидно, что географическое изучение городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел) социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и других пециалистов.

Также следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных направлений, работающих "на полставки" в культурной географии, которые можно рассматривать в качестве новых "стыковых" отраслей ГК (с двойным, тройным и т.д. "научным гражданством"). И наконец, междисциплинарная область исследований, которая в отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная география или поведенческая (бихевиористская) география, география восприятия (перцепционная география), география образов (имажинальная география), сакральная география. Развитие этого комплекса направлений, с одной стороны, напрямую зависит от достижений теоретического ядра культурной географии, но с другой стороны, имеет колоссальное значение для всей ГК, т.к. создаёт "почву" для применения аксиологического и личностного подходов в культурно-географических исследованиях.

география культура научный

Значительное место в культуре занимает ее игровой момент, что зафиксировано в поле европейской культуры. Платон говорил об игровом космосе, И. Кант -- о теории эстетического «состояния игры», Шиллер подчеркивал, что человек только тогда «является человеком, когда играет», И. Хейзинга выдвинул положение, что культура -- продукт «играющего человека». В своей книге «Человек играющий» он отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории, игровая природа ярко проявляется во многих сферах культуры в ходе их генезиса, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр. Да и сейчас в них игровой момент является значительной конституирующей величиной (на более поздних стадиях развития культуры игра «вплетена» в нее).

В более развитых культурах еще долго сохраняются архаичные положения, в силу которых поэтическая форма отнюдь не воспринимается только как удовлетворение эстетической потребности, а выражает все, что имеет значение или жизненную ценность в бытии коллектива. Игровое поведение человека чаще всего реализуется в различного рода оргиях, мистериях, праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. В концепции И. Хейзинги схвачены вполне реальные моменты функционирования культуры. Ведь игра или только элементы игры имеют существенное значение в формировании человека как социального существа, в снижении социально-психологической напряженности в обществе, в гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил и тенденций. Вот почему в самых различных цивилизациях придавалось большое значение разнообразным явлениям игровой сферы культуры.

Мнение И. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию и принесло множество исследований ее игровых аспектов. В этом плане заслуживает внимания модель культуры как игры, выдвинутая С. Лемом, одним из тончайших мыслителей XX в. Культура имеет люфт (полосу свободы) в отношении Природы, что объясняет существование чисто культурно изменяемых форм и символов. 06 этом С. Лем пишет так: «Стохастическая модель культурогенеза предполагает, что полоса свободы, которую мир оставляет в распоряжении эволюционирующего общества, уже выполнившего долг адаптации, то есть набор непременных заданий, заполняется комплексами поведении, поначалу случайными. Однако со временем они застывают в процессах самоорганизации и перерастают в такие структуры норм, которые формируют внутрикультурный образец «человеческой природы», навязывая ему схемы долженствований и повинностей. Человек (особенно в начале своего исторического пути) врастает в случайности, которые и решают, каков будет он и его цивилизация. Отбор альтернатив поведения -- в сущности, лотерея, но это не значит, что столь же лотерейна композиция того, что получится. Иными словами, человек в исходной точке является аксиологически нейтральным существом, и станет он «чудовищным дикарем» или «невинным простаком», зависит, от кода культуры, который различен в разных цивилизациях. Согласно лемовской модели культуры как игры, различие кодов культур различных цивилизаций обусловлено тем, что культура и Природа «играют» и в разных ситуациях эта игра происходит неидентично в силу того, что каждая культура находится под воздействием той или иной комбинации ее физических, биологических и социальных детерминант. К тому же следует учитывать и то, что Природа является «ареной» возмущений и неалгоритмических (непредсказуемых) изменений. Именно игровой характер культуры позволяет человеку вырабатывать стратегии своего будущего поведения, чтобы выжить в мире.

В последнее время «ожили» и культурно-исторические концепции евразийства, самобытного течения русской мысли, чей расцвет приходится на первую треть XX в. После 1917 г. группа русских интеллектуалов-эмигрантов (Н.С. Трубецкой, П.Н. Сабицкий, В.Н. Ильин, М.М. Шахматов, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и др.) стала называть себя «евразийцами» и заявила о себе программным сборником «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». Сформулированная ими новая идеология особо подходила к проблемам культуры, истории и этнологии.

Евразийцы отчеканили геополитическую доктрину, претендующую на единственно верное истолкование этнической традиции. Основной тезис евразийства звучит следующим образом: «евразийство -- это специфическая форма, тип культуры, мышления и государственной политики, издревле укоренившихся именно на пространстве огромного евроазиатского государства -- России». Данный тезис получил обоснование при помощи множества нетрадиционных аргументов, взятых из истории Евразии.

Все рассуждения евразийцев исходят из идеи, что Россия-Евразия представляет собою уникальный географический и культурный мир. «Весь смысл и пафос наших утверждений, -- писали Н. Алексеев и П. Савицкий, -- сводятся к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности. Нам уже недостаточно того смутного культурного самосознания, которое было у славянофилов, хотя мы и чтим их, как наиболее нам по духу близких. Но мы решительно отвергаем существо западничества, т.е. отрицание самобытности и... самого существования нашей культуры».

Стержнем культурно-исторических концепций евразийцев выступает идея Евразии, очерчивающая границы мышления в его социальном, экономическом и политическом аспектах и акцентирующая внимание на самобытности и самодостаточности отечественной культуры. Согласно евразийскому мышлению, культура есть органическое целое, которое имеет все черты мифологемы. Это значит, что культура весьма необычна -- ее географический характер определяет: во-первых, тонкое осознание органической связи общественной жизни с природой; во-вторых, материковый размах («русская широта») в отношениях с миром; в-третьих, любые исторически установившиеся формы политической жизни рассматриваются как нечто относительное. Евразиец уценит традицию, однако чувствует ее относительный характер и не мирится с ее жесткими пределами. Евразийский тип мышления не привязан (подобно западному) к каким-либо государственным и политическим рамкам, он допускает непредсказуемые социальные эксперименты и взрывы народной стихии. Евразийское культурное сознаниене восприняло такие характеристики западной цивилизации, как «германский педантизм», «польский гонор», рационализм, скученность городов и экологические издержки.

Евразийский образ мышления и действия основывается не на рационализации опыта, а на вере в Абсолют, предание, вождя и т.д.; в их основе всегда лежит некая объединяющая идея. Русская культура впитала в себя православную веру из Византии (она представляет собой специфический синтез религиозных догм и обрядов с православной культурой) и туранскую (или тюркскую) этику, восприятие государственности и прав человека) основанных на беспрекословном повиновении. Именно этот сплав придал социальному целому форму соборности, духовного единства, а не механической тотальности. Именно этот синтез лежит в основе культурно-исторической преемственности и позволяет сберечь национальный потенциал, который необходим для функционирования нашего общества.

Центральным пунктом евразийских культурно-исторических концепций является идея «месторазвития», согласно которой социально-историческая среда и географическое окружение сливаются воедино. С этой точки зрения всемирная история предстает как система мест развития; причем отдельным «местам развития» присущи свои определенные формы культуры независимо от национального состава и расового происхождения народов, проживавших там. Иными словами, отдельные «места развития» становятся «культурно-постоянными», становятся носителями особенного, только им присущего типа культуры. По мнению евразийцев, всем великим державам, которые существовали на евразийских равнинах, характерен один и тот же тип военной империи. Такими были государства скифов, гуннов, монголов, татар, Московское царство и Российская Империя. Истоками русской государственности и культуры они считали Золотую Орду и Византию.

В наше время определенное созвучие с идеями евразийцев имеют исследования Л. Гумилева о влиянии географической среды на этногенез и развитие культуры. Этногенез он считает биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака «пассионарности» -- органической способности людей к напряжению, жертвам ради высокой цели. Сам себя Л. Гумилев называет последним евразийцем, ибо он своими научными исследованиями подкреплял аргументы своих предшественников, внося наряду с этим и новое слово в науку.

Л. Гумилев усиливает аргументацию Н.С. Трубецкого о том, что не существует общечеловеческой культуры, подчеркивая идею евразийства о развитии национальной культуры, обращаясь к теории систем. Из нее следует, что выживает и успешно функционирует только достаточно сложная система. Общечеловеческая культура может существовать лишь при предельном упрощении, когда уничтожены все национальные культуры. Но предельное упрощение системы означает ее гибель; напротив, система, обладающая значительным чистом элементов, имеющих единые функции, жизнеспособна и перспективна в своем развитии.

Такой системе будет соответствовать культура отдельного «национального организма» (Л. Гумилев).

Соглашаясь с историко-методологическими выводами евразийцев, Л. Гумилев отмечал: «Но главного в теории этногенеза -- понятия пас-сионарности -- они не знали» . Ведь в отличие от евразийской доктрины как синтеза истории и географии теория Л. Гумилева сплавляет в одно целое историю, географию и естествознание. Отсюда им делается ряд выводов, а именно: 1) именно пассионарные толчки определяют ритмы Евразии; 2) Евразия как единое целое является одним из центров мира, т.е. признается полицентризм культур и цивилизаций.

Теория Л. Гумилева нацелена и против национализма при сохранении национальной самобытности. В 1992 г., незадолго до смерти, он писал в своей книге «От Руси к России» следующее: «Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагает совсем иные императивы поведения. Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт». Во всяком случае, несомненно, что евразийство представляет собою такую «идею-силу» в ее гумилевском варианте, которая может спасти Россию как евразийскую державу; вот почему на нее обращают внимание и политики.

Таким образом, игровая и географическая (геополитическая концепции) культуры предполагают выявление новых элементов, факторов, обеспечивающих культурное развитие. Эти концепции не отрицают, а дополняют приведенные выше концепции культуры.

В рамках географии культуры следует рассмотреть все подходы к изучению сферы культуры. Различные ученые неоднозначно трактуют содержание понятий "сфера культуры", "культура" и другие касаются этих понятий сроки. Это, с одной стороны, обусловлено тем, что наука "география культуры" находится в стадии становления, с другой - сфера культуры и сама культура - это сложные системные образования, а потому понятия, раскрывающие их содержание, обычно многозначителен.

А. Топчиев отмечает: "Общество и личность всегда были полюсами цивилизации, и культура была посредником между ними: переход от индивидуальности к человеку как социального субъекта и далее - к обществу". Далее он отмечает: "Культура зарождается в точках пересечения личности и общества, индивида и социальных групп" * 156.

* 156: {Топчиев А. Г. Основы общественной географии. - Одесса: Астропринт, 2001. - С. 330.}

Безусловно, география культуры должна выработать собственные подходы к изучению своего объекта.

При определении предмета и объекта исследования географии культуры необходимо также остановиться на доказательствах географичности сферы культуры, что проявляется в следующих аспектах:

Многообразие культурных традиций населения в различных геопространственных-временных координатах;

Существование геопространственных монофункциональных и многофункциональных «фокусов» («ядер») культуры;

Развитие инфраструктуры культуры (театров, клубов, кинотеатров, библиотек и т.д.), которая обеспечивает культурные потребности населения;

Зависимость территориальной дифференциации сферы культуры от геопространственных различий в демографической и природно-географической ситуации.

Объект изучения географы деятельности - человек, его поведение в сфере культуры в культурном времени и культурном пространстве в конкретных геопространственной-временных координатах и картографии формы систем объектов, обеспечивающих культурные потребности населения.

Аспект исследования этой науки составляют территориальные особенности развития и функционирования объекта географии культуры, а также территориальная организация сферы культуры в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

Важнейший метод исследования в географии культуры - геометод, а также ряд методов, которые используются в других географических науках (в частности, картографические, моделирование, статистические, социологические).

Целью исследования географии культуры является выявление территориальных закономерностей и особенностей территориальной организации сферы культуры как комплекса явлений, процессов и объектов. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

Выявить причины и факторы развития сферы культуры в пределах конкретного государства и мире в целом;

Выяснить закономерности распределения сооружений, в которых осуществляются те или иные виды культурных услуг по территории;

Изучить влияние функционирования видов объектов сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах на образ жизни различных социальных слоев населения;

Определить особенности поведения людей в условиях получения культурных услуг;

Исследовать влияние культуры на формирование общественного разума и общественного интеллекта на конкретной территории;

Изучить роль культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в формировании динамики социальных процессов;

Исследовать региональные особенности развития сферы культуры и выявить их влияние на уровень жизни населения.

Среди задач географии культуры в важнейших, по нашему мнению, принадлежит обоснование системы факторов развития и геопространственной организации важного элемента территориальных общественных систем - сферы культуры; выявление и обоснование законов и закономерностей ее формирования и функционирования, исследование структуры сферы культуры, выявления ее соответствия потребностям населения и др.

Предмет географии культуры - территориальная организация сферы культуры мира и ее влияние на территориальную организацию общества в целом в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

География культуры населения выполняет многочисленные функции (общеобразовательную, мировоззренческую, воспитательную и др.). Она помогает не только формировать собственное мнение и создавать свою картину мира, но и сознательно регулировать свои отношения с различными людьми, развивать в себе толерантность, умение уважать другие взгляды и т.

География культуры - это самостоятельная отрасль социально-географических знаний, имеет свой объект, аспект, цель, задачи исследования, следовательно, и предмет изучения. Она выполняет ряд функций, необходимых и полезных для общества.

Поскольку география культуры входит в систему географических наук, то она также основывается на таких общих методологических подходах, как пространственность (территориальность, или, точнее, геоториальнисть). Комплексность, конкретность и глобальность дают основание отнести географию деятельности населения к географических наук. Общим для этой системы наук является экологический подход. География культуры также использует картографический метод, общий для всех географических наук.

География культуры входит в состав социальной географии, следовательно, является общественной наукой. Как социально-географическая наука география культуры тесно связана со всеми другими социогеографичнимы отраслям знаний. По нашему мнению, прежде всего надо подчеркнуть связях культуры населения со сакральной географией. Особенно тесные связи наблюдаются между географией культуры и географии деятельности, обусловленные тем, что жизнедеятельность населения, сакральное жизни человека, общества способствовали формированию культуры как в узком, так и в широком смысле. Очень важна роль географы культуры в формировании индивидуального и общественного здоровья, так прослеживаются существенные взаимосвязи географии культуры медицинской географией, рекреационной географии и т.

Тесные связи географии культуры с другими социогеографичнимы отраслям знаний, а также с общественными науками в значительной степени обусловлено тем, что как общественная наука география культуры также использует присущие общественным наукам методы, в частности социологический, экономический.

Связи географии культуры с социально-географическими и другими науками свидетельствуют, что она занимает четко определенное место в системе наук. География культуры связана также с естественными науками, философией и многими другими. В числе смежных ей дисциплин можно, в частности, назвать экологию, социальную психологию, территориальное планирование. География культуры делает уникальный вклад в теорию социально-географической науки: она осуществляет разработку "собственной" проблемы - оценку культурного общественного пространства и культурного общественного времени в конкретных геопространственной-временных координатах, культурную деятельность человека, общества, разработку стандартов культурных услуг для разных слоев населения. С одной стороны, дальнейшее развитие географии культуры, ее вклад в потребности практики находится в прямой зависимости от успехов и достижений в других областях знаний. С другой - география культуры является мощным фактором развития различных наук.

География культуры имеет достаточно развитый понятийно-терминологический аппарат - совокупность терминов, отражающих систему понятий той области знаний. Формирование понятийно-терминологического аппарата географии культуры выделяется такими специфическими особенностями:

1. Наличие в понятийно-терминологическом аппарате географии культуры значительного количества философских и общенаучных терминов и понятий.

2. Использование в пределах географии культуры понятийно-терминологической системы "География".

3. Пребывание понятийно-терминологической системы "География культуры" на стадии становления.

4. Наличие в составе научного языка географии культуры значительного количества абстракций, что характерно, как уже отмечалось, и для других социальных и социально-географических наук.

5. Пребывание понятийно-терминологического аппарата географии культуры на стадии трансформации в связи с современными особенностями формирования украинской терминологии.

Конечно, существуют и другие особенности формирования понятийно-терминологического аппарата географии культуры, связанные с историей развития как этой области знаний, так и общества и науки в целом. Все перечисленные особенности влияют и на формирование отдельных понятийно-терминологических систем географии культуры.

В географии культуры используются понятийно-терминологические системы "Наука", "География", "Социология" и другие, а также понятийно-терминологическая система "География культуры" "которая начала формироваться с появлением аналогичного термина, стало юридическим свидетельством рождения новой науки. К состав понятийно-терминологической системы "География культуры" входят такие термины и понятия:

Объект исследования географии культуры (человек, территориальные и другие общности людей, общество; сфера культуры, виды объектов культурного социальной инфраструктуры, поведение человека, групп людей в сфере культуры)

Предмет исследования географы культуры (территориальная организация сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в условиях конкретного общественного времени и общественного пространства)

Культурные комплексы (сочетание объектов культуры и поведение людей в их пределах, которые расположены в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах, сочетание видов инфраструктуры и т.д.);

Культурное поведение человека, различных групп людей, общества в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах;

Инфраструктура культуры для получения культурных услуг (совокупность культурных сооружений, обеспечивающих культурную жизнедеятельность человека, групп людей, общества)

Территориальные системы культуры, в состав которых входят: функциональное ядро - совокупность учреждений, предприятий, учреждений, осуществляющих главную функцию системы - предоставление услуг населению для реализации культурной жизнедеятельности; периферийная часть - культурная жизнедеятельность населения вне функциональным ядром; совокупность учреждений и институтов культуры. Территориальные системы культуры могут иметь имена, которые зависят от размеров территории (например, национальный центр культуры).

На современном уровне развития географии культуры не менее важной задачей - регистрация терминов и понятий, которыми она пользуется, и создание специального понятийно-терминологического словаря.

Итак, география культуры имеет собственный богатый и разнообразный понятийно-терминологический аппарат, постоянно находится в процессе развития и совершенствования. В области этой области знаний также необходимо согласование национальной и международной терминологии, выработки методологических основ перспективного развития украинских терминосистем, привлечение украинских терминологов для разработки международных понятийно-терминологических словарей.

К основным методам в географии культуры принадлежит также геометод. Эта область знаний основывается на применении геопространственной парадигмы, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности.

География культуры - социально-географическая наука, поэтому социальный подход является определяющим в ее области.

География культуры находится в поисках собственной новой парадигмы. Новая парадигма географии культуры должна способствовать получению новых знаний о предстоящей культуру человека, вероятное развитие сферы культуры в условиях культурного общественного времени и культурного общественного пространства при их соотношении с конкретными пространственно-временными координатами.

Хотя география культуры охватывает геопространственную парадигму, оперирует рядом новых методов, новых приемов, она, безусловно, и в дальнейшем развивать свою теорию, используя при этом самые ценные теоретические достижения других наук.

География культуры использует ряд методов (системный подход, статистические, математические, картографические, социологических обследований и т.д.).

Без глубокого всестороннего овладения новыми техническими, математическими и программными средствами невозможно обеспечить адекватный современным потребностям развитие знаний по географии культуры. Современные теоретические и практические проблемы становления и дальнейшего развития географии культуры свидетельствуют уровень развития этой области знаний. Среди таких проблем - становление и развитие понятийно-терминологического аппарата культуры, создание учебников по географии культуры на украинском языке, организация на географических факультетах кафедр географии культуры.

Очень важной и чрезвычайно сложной теоретической проблемой является разработка концепции территориальной организации сферы культуры. Не менее важная задача - разработка культурного районирования Украины, которое будет иметь практическое значение в процессе обоснования и реализации социально-экономических стратегий развития государства и его регионов.

В рамках географии культуры необходимы разработка новых методов, поиск систем показателей для обоснования потребности населения в объектах культуры, детального изучения особенностей роли культуры в современном процессе социализации, трансформации личности в условиях адаптации к новой культурной среде в конкретных геопространственной-временных координатах, исследования формирования и развития культуры в сфере виртуальной деятельности и др. География культуры требует и уточнения ее "паспортных данных": предмета географии культуры, конкретизация задач этой области знаний.

Очень важно решить следующие теоретические проблемы географии культуры, как разработка теоретических обобщений о закономерности перспективной пространственной организации сферы культуры, исследования культурной составляющей запасов труда и тому подобное.

Новой, сложной и актуальной проблемой географии культуры является взгляд через призму новой парадигмы науки на объект и предмет исследования и задачи этой области знаний. Новая парадигма науки стимулировать формирование новой парадигмы географии культуры.

Взгляд на культуру сквозь призму новой парадигмы науки XXI в., Дальнейшие исследования в этом направлении позволят найти пути эффективного ее влияния на перспективный цивилизационный прогресс.

Важные практические задачи географии культуры - улучшение управления сферой культуры на различных иерархических уровнях, увеличение ее роли в воспитании подрастающего поколения, решении проблем территориальной организации сферы культуры, борьбе с социальными недугами современного общества.

География культуры - это самостоятельная область знаний, которая входит в систему социально-географических наук. Она не только имеет свой объект, аспект, метод, цели и задачи, предмет исследования, но и объединяет ученых-исследователей, то есть эта наука обладает всеми атрибутами, которые выделяют ее среди других.

В XXI в. будут уточнены "паспортные данные" региональной географии культуры как самостоятельной отрасли знаний. В ближайшей перспективе необходимо решить в рамках этой науки следующие проблемы:

1. Обосновать направления формирования культурного поля региона при учете общественного времени и общественного пространства, в которых он находится, выявить влияние этого поля на дальнейшее развитие территориальной общественной системы "регион".

2. Исследовать особенности культурного поведения населения в пределах территориальной общественной системы "регион".

3. Установить необходимые и оптимальные соотношения между мощностями видов объектов культуры в рамках региона.

4. Установить место региона по уровню развития сферы культуры в национальном культурном комплексе.

Решение ряда теоретических и практических задач будет способствовать эффективному перспективному формированию территориальной общественной системы "регион".

Вариант 1.

1 . Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...

План лекции

  • 1. Культурная география как наука. Место культурной географии в современной теории культуры. Теоретические и прикладные исследования в области культурной географии.
  • 2. Идеи и концепции культурной географии в трудах П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, А. де Токвиля, А. Тойнби, М. Фуко,

Э. де Сото, Д. Норта, X. Ортеги-и-Гассета, А. Раппопорта, М. Вебера.

3. Экономическое развитие и культурные ценности. Типы стран в координатах культурных ценностей. Культурные различия между регионами мира: шкалы измерений. Культурно-географические модели различных стран. Культурный ландшафт: основные модели и концепции. Социальный капитал: подходы и концепции.

Историческое возникновение культурной географии связано с все большей спецификацией географии социально-экономической. В качестве предмета исследования культурной географии принято выделять различия между отдельными регионами планеты - как пространственные, так и культурные, обусловленные культурной оригинальностью географических локаций. Культурная география возникла в начале

30-х гг. XX в., ее основателем является американец К. Зауэр. В России культурная география развивалась по двум основным направлениям: имплицитному и эксплицитному. К первому можно отнести ряд трудов таких авторов, как Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин и др. Работая в сферах истории культуры, семиотики, представители данного направления высказывали идеи, которые можно считать культурногеографическими. Второе направление представлено В.Л. Каганским, РФ. Туровским, А.Г. Дружининым, М.В. Рагулиной и др.

Приступая к определению диспозиции культурной географии в современной теории культуры, необходимо попытаться очертить ее положение среди созвучных направлений. Ряд ученых полагает, что область исследований гуманитарной географии более широка, нежели область географии культурной, поскольку науки о культуре являются составной частью гуманитарных наук. Д.Н. Замятин уточняет отличия гуманитарной географии от культурной так: «...гуманитарная география 1) может включать различные аспекты изучения политической, социальной и экономической географии, связанные с интерпретациями земных пространств; 2) позиционируется как междисциплинарная научная область, не входящая целиком или основной своей частью в комплекс географических наук; 3) смещает центр исследовательской активности в сторону процессов формирования и развития ментальных конструктов, описывающих, характеризующих и структурирующих первичные комплексы пространственных восприятий и представлений» 1 .

Поэтическая география, или геопоэтика, представляет собой скорее рядоположенное с культурной географией направление знания. Геопоэтика, основателем которой является К. Уайт, согласно его мнению, призвана заниматься изучением гармоничного существования человека на Земле, которое бы опиралось не на традиционное для западной культуры аналитическое отношение к окружающей действительности, но основывалось бы на поэтическом мировосприятии. Сакральная география - один из разделов культурной географии, специализирующийся на исследовании религиозной философии, религиозного искусства. Границы направлений обусловлены не столько методологическими расхождениями, сколько стремлением различных школ обособиться.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3.

М.С. Уваров предлагает систематизацию культурно-географического знания, согласно которой обозначенные ранее направления распределяются по нескольким уровням. Так, макроуровень представлен новой культурной географией, микроуровень - гуманитарной географией, метауровень - поэтической географией и сакральный уровень - сакральной географией. Культурная география в современной отечественной науке является одним из новых направлений, и, как полагает М.С. Уваров, развитие культурной географии схоже с путем, по которому идет культурология. В настоящее время не вызывает сомнений междисциплинарность области исследований, проводимых в рамках культурной географии.

Современные отечественные ученые все больше понимают культурную географию в прикладном смысле, что согласуется с тенденциями, наблюдающимися в западной науке. Но в рамках культурной географии проводятся исследования и теоретического плана. К примеру, можно отметить диссертационные работы М.В. Рагулиной, В.Н. Калуц- кова, О.А. Лавреновой, которые посвящены следующим теоретическим проблемам: анализ феномена культурной географии и особенностей его бытования на отечественной почве; разработка нового культурноландшафтного направления в культурно-географических исследованиях; проблема соотношения культурной географии и семиотического анализа. Зарубежные ученые, занимающиеся исследованиями теоретического толка, разрабатывают методологию эмпирических исследований; анализируют новейшие преобразования в культурной географии; развивают современную теорию посредством разработки «культурных войн» и др. В области прикладных исследований в культурной географии актуальны такие вопросы, как динамика изменения национальных образов мира; культурные ландшафты отдельных регионов мира; образы некоторых пространств в культуре и литературе; географические образы в кинематографе; культурная география как жанр современной художественной прозы; культурогенез символических форм и др.

Далее следует рассмотреть идеи и концепции культурной географии. Начать стоит с воззрений П.Я. Чаадаева, рассуждавшего о дилемме Запад и Восток и месте России в ней. В «Апологии сумасшедшего» П.Я. Чаадаев восхваляет Петра I, принесшего ценности Запада, отрекшегося от старой России. Петр изменил язык, назвал новую столицу на западный манер, принял западный титул и др. Чаадаев отмечает, что Россия переняла одежду, нравы Запада, именно Запад научил Россию ее собственной истории через западные же книги. Заявляя, что важные факты истории, равно как и значимые идеи, все заимствованы, тем не менее, П.Я. Чаадаев настаивает на том, что это не повод для обиды, такова логика Провидения. Понимая Восток и Запад не только как две географические области, издревле противостоявшие друг другу, но и как «два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода» , Чаадаев перечисляет: человеческий ум на Востоке замыкается на самом себе, на Западе - излучается в разные стороны; Востоку свойственна доминирующая роль общественной власти, Западу - власть, базирующаяся на правовых принципах. Чаадаев выступал против тех, кто ратовал за то, что истинный путь для России - путь Востока, поскольку верования, законы были в древности переняты оттуда; к тому же Восток сдает позиции, следовательно, именно Россия может стать полноправным его преемником. Несмотря на то, что ряд областей России расположен на Востоке, центр ее тяготеет к Западу; «есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю... - факт географический» .

Н.А. Бердяев также обращался к проблеме отношений Запада и Востока и месту России в них. С одной стороны, отмечает он, что Запад и Восток снова начали тесно взаимодействовать, Восток активно перенимает западную цивилизацию, но при этом без освоения христианской духовности, к тому же происходит разложение собственных религиозных верований; «... даже индусы, которые были во много раз духовнее обуржуазившихся и материализовавшихся народов Запада, теряют свою духовность и цивилизуются» . Обращаясь к вечному вопросу о месте России, Бердяев выступает против еразийства, но вместе с этим отмечает и его положительные стороны, в частности, тот факт, что евразийцы правильным образом оценивают масштаб происходящих в мире изменений. Но если масштаб и оценен верно, то сущность изменений понята не должным образом: согласно евразийцам, она заключается в разложении европейской цивилизации. Н.А. Бердяев полагает, что правильнее было бы именовать анализируемое им движение не евразийством, но азиатством или даже антиевразийством, замыкающимся в национализме, отгораживающимся от Европы. Автономии Азии и Европы уходят в прошлое, нарастает тенденция универсализма, которая совершенно чужда воззрениям евразийцев. Мир идет по направлению к образованию единого духовного космоса, немаловажную роль в котором должны сыграть русские всемир- ность и всечеловечность. Отсутствие понимания этого в среди евразийцев позволяет Бердяеву заявлять, что «евразийство остается лишь географическим термином и не приобретает культурно-исторического смысла, противоположному всякому замыканию, самодовольству и самоудовлетворенности» .

О. Шпенглер свое внимание сосредоточил на своеобразии отдельных культур, в частности он анализировал античную, арабскую, китайскую, египетскую, вавилонскую и другие культуры. Он полагал, что дома, архитектурные сооружения являются наиболее чистым выражением «породы», или сущности культуры: «...каждая черта первоначальных обычаев и форм существования, брачной и семейной жизни, племенного распорядка - все это находит в плане и его главных помещениях... свой образ и подобие» . Шпенглер рассматривал различные культуры не только отдельно, но и в их взаимоотношениях. К примеру, им разрабатывался феномен исторических псевдоморфоз - случаев, «когда чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что молодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не только не в силах создать чистые и собственные формы выражения, но и не осознает по-настоящему себя самое» .0. Шпенглер назвал два случая псевдоморфоз - это арабская и русская культуры. В каждом из этих случаев он обозначает поворотный исторический момент, во время которого, если бы история пошла по иному пути, последствия отличались бы от насущных кардинальным образом: если бы арабы победили в битве при Акциуме, исход противостояния апол- лоновского и магического духа, многобожия и единобожия, принципа и халифата был совсем иным.

Подобно О. Шпенглеру к истории древности обращается в своих трудах А. Дж. Тойнби. Им история человечества была представлена как система цивилизаций, проходящих ряд фаз в своем развитии; прослеживалась смена цивилизаций друг другом; обращаясь к знаковым моментам общечеловеческой истории, Тойнби занимался аналитическим разбором сущности произошедших событий и их ценности для последующего развития не только отдельных цивилизаций, но и человечества в целом. К примеру, речь идет о его работе «Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели», в которой подробно разбираются отношения между Македонией и Персией в IV в. до н.э., Западом и Востоком.

А. де Токвиль занимался проблемой не Востока и Запада, а Старого Света и Америки, что отражено в его труде «Демократия в Америке». С одной стороны, он одобрял демократическое устройство Америки, основанное на народовластии, в противоположность аристократии Европы, он ценил равенство возможностей, предоставляемых Америкой. Но, с другой стороны, был обеспокоен тем, что стремление обеспечить всему народу должный уровень проживания со временем приведет к окончательному примату материальных ценностей над духовными, что скажется и на судьбе искусства, обреченного на затухание; к тому же акцент на стремлении к достатку влечет все большую индивидуализацию и разобщенность внутри страны. Социальные проблемы, вызванные к жизни широким распространением и давлением денежных, товарных отношений, стали темой для анализа, проведенного X. Ортега-и-Гассетом, изложенного в доктрине «массового общества», внутри которого роль отдельного человека все больше сводится к безликому исполнению функций, возложенных на него массой. Избавиться от такого положения дел, в основе которого лежит демократическое омассовление, возможно посредством новой аристократической элиты.

Изучение Америки - одна из основных тем для экономиста Д.С. Норта, сосредоточившего внимание на изучении экономического роста, экономической истории, феноменов бедности и богатства. Он является одним из представителей такого направления, как клиометрия, занимающегося применением экономических методов для исследования исторических событий и прогнозирования дальнейшего будущего. Экономическая проблематика выступает красной нитью исследований Э. де Сото, обратившегося к вопросам развития капитализма на Западе и теневой экономики в различных частях мира. Э. де Сото в середине 1990-х гг. обнаружил, что объем сбережений в развивающихся и бывших социалистических странах больше иностранных инвестиций и помощи в несколько раз, но при этом эти государства продолжают оставаться на достаточно низком уровне капиталистического развития, остановившись на ступени, пройденной Западом 1,5 столетия назад. Причина того, что Запад пошел дальше, согласно де Сото, состоит в изменении законов, касающихся собственности; принятие подобных законов в странах с теневой экономикой позволит им начать интенсивно развиваться. М. Фуко занимали не столько вопросы экономики или политического устройства, сколько история социальных институтов и история знания. Так, им в отдельности были проанализированы становление и развитие систем медицины, психиатрии, знания, наказаний и др.

М. Вебер в своих трудах поднимает вопросы корреляции экономики и религиозных верований, типов господства, доминирующих в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимного господства: рационального, традиционного и харизматического характеров. В первом случае происходит подчинение безличному порядку, законность решений не вызывает формальных сомнений; во втором случае - подчинение господину в силу традиций; в третьем - в силу харизматичности последнего. Важной с точки зрения культурной географии является работа «Город» М. Вебера, рассматриваемая как один из важнейших трудов урбанистики.

Различия между регионами мира в культурных ценностях, экономическом развитии являются актуальной темой для исследований, проводимых учеными разных стран. В качестве примера такого исследования можно обозначить труды нидерландского автора Г. Хофсте- де . Взяв за основу идею об универсальных основаниях культуры, он дифференцирует пять измерений национальных различий культуры: расстояние власти, которое связано с различными решениями основной проблемы человеческого неравенства; предотвращение неуверенности, связанное с уровнем напряжения в обществе перед лицом неизвестного будущего; индивидуализм против коллективизма, что связано с интеграцией людей в первичные группы; мужественность против женственности, что связано с подразделением эмоциональных ролей между мужчинами и женщинами; долгосрочная против краткосрочной ориентации, что связано с выбором центра для усилий, прикладываемых людьми: будущее или настоящее.

Более подробно остановимся на первых двух измерениях. Г. Хоф- стеде вводит специальное обозначение для измерения «расстояние власти», которое называет «Индексом расстояния власти» (ИРВ). В каждом обществе можно обнаружить две противостоящих силы: одна пытается устранить несогласованность статусов различных страт; сила противодействия пытается поддержать неравенство. Но также в обществе непременно существуют люди, находящиеся в срединном положении. На необходимости существования такой страты для снятия возможного напряжения основано большое внимание властей к так называемому среднему классу. К странам, где расстояние власти наиболее велико, можно отнести Индию и Венесуэлу. Хофстеде обнаруживает, что ИРВ прямо коррелирован с уровнем достатка и обратно коррелирован с коррумпированностью.

Вторым основным измерением национальных культур Хофстеде называет предотвращение неуверенности. Технология помогла защититься от неуверенности, вызванной природой; закон - от неуверенности в поведении других; религия - от внутренней неуверенности. Хофстеде заключает, что ИРВ и «Индекс предотвращения неуверенности» (ИПН) коррелированны положительно. Немаловажное значение ИПН имеет в образовательной сфере: когда ИПН относительно велик, студенты и учителя предпочитают изучать ситуации с точными целями. Когда предотвращение неуверенности более слабо, студенты и учителя презирают структуру, им нравятся открытые ситуации изучения с неопределенными целями. Различия в ИПН прослеживаются на потребительском рынке, в религиозной, в политической сферах.

Одним из направлений, в которых ведутся исследования в рамках культурной географии, являются разработки в области культурного ландшафта, который В.Л. Каганский определяет как «упорядоченность, взаимосвязанность и закономерность явлений на поверхности Земли в пространственном аспекте, прежде всего - единство природных и культурных (в широком смысле) компонентов ландшафта» . В.Л. Каганский рассматривает ряд подходов, существующих внутри данного направления: культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта; культурный ландшафт - элементы культуры на природной основе; культурный ландшафт - природно-культурное наследие; этнокультурное ландшафтоведение и др. Кратко охарактеризуем последнюю концепцию, согласно которой этнокультурные группы по-разному воздействуют на окружающую среду, следствием является формирование в одних природных условиях различных культурных ландшафтов. Этот подход применяется для исследования небольших этнических групп, сохраняющих традиционный уклад жизни.

Одним из важных понятий для культурной географии выступает «социальный капитал» - как обладающий сходством с другими формами капитала, так и кардинально от них отличающийся. Социальный капитал наименее осязаем по сравнению не только с материальным, но и с человеческим капиталом, что обусловлено существованием социального капитала только во взаимоотношениях между индивидами. Можно выделить минимум четыре подхода к определению социального капитала. Согласно общинному подходу, он представляет собой совокупность организаций гражданского общества; чем их больше, тем больше социальный капитал. Сетевой подход концентрирует внимание на изучении вертикальных и горизонтальных связей между людьми, организациями, корпорациями и др. Институциональный подход рассматривает социальный капитал как результат деятельности политических, правовых институтов. Сторонники синергетического подхода настаивают, что наибольшим эффектом будет обладать объединение социального капитала и деятельности государства.

  • Шпенглер, О. Закат Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shpengler_sakat/.
  • Hofstede G. Culture’s consequences: comparing values, behaviors, institutions andorganization across nations. London: Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. 595 p.
  • Каганский В.Н. Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты // Международный журнал исследования культуры. Культурнаягеография. 2011. № 4(5). С. 26.