Струнные музыкальные восточные инструменты. Арабские музыкальные инструменты: виды и особенности Виды арабских музыкальных инструментов

В арабских странах используется достаточно большое количество разнообразных музыкальных инструментов, каждый из которых отличается своими индивидуальными особенностями и уникальным звучанием.

Несмотря на то, что у нас люди все чаще записываются на курсы через сайт школы игры на гитаре , некоторые предпочитают именно это направление музыки, так как считают некоторые инструменты более интересными или красивыми.

Всего существует несколько основных инструментов, использующихся в арабских странах:

Табла

Данный барабан очень сильно схож со среднеазиатским думбеком или дарбукой, и изготавливается из керамики с различной перламутровой инкрустацией или же индивидуальной росписью. Размеры могут быть самыми разнообразными, но в среднем высота таких инструментов достигает 35 см, в то время как диаметр составляет около 25 см. На дорогих моделях таких барабанов натягивается рыбья кожа, в то время как более бюджетные модели используют кожу козы. Данный инструмент является одним из незаменимых в процессе исполнения танца живота.

Сагаты

Сагаты используются танцовщицами танца живота в процессе выступления для того, чтобы самостоятельно себе аккомпанировать. Сами по себе такие инструменты представляют собой небольшие металлические тарелочки, которые надеваются на пальцы. Изготавливаются они в преимущественном большинстве случаев из латуни, а их размер непосредственно зависит от того, кто именно занимается исполнением - музыкант или же сама танцовщица.

Систр

Специализированный ударный инструмент,

Который по своему характеру напоминает кастаньеты и представляет собой своеобразную храмовую погремушку, использующуюся еще во времена Древнего Египта. Данный инструмент представляет собой металлическую пластину, на узкую часть которой закрепляется ручка. Через основание продевались небольшие металлические прутики, на концы которых надевались колокольчики или тарелочки, после чего исполнялась определенная мелодия.

Канун

Этот музыкальный инструмент довольно сильно напоминает цимбалы. Имеет 24 строенные струны. Корпус изготавливают из ореха. Перед игрой его укладывают горизонтально, после чего играют, предварительно надев на пальцы специализированные деревянные или металлические наконечники - рише.

В арабском оркестре ударные инструменты отвечают за ритм, а мелодия и дополнительный орнамент отдан на откуп струнные, духовых и клавишных инструментов. К струнным инструментам относятся удд, канун и ребаб.

УДД — струнный щипковый инструмент, являющийся арабским вариантом лютни.

Уд. состоит из трех частей: грушевидного корпуса, изготовляемого обычно из древесины груши, ореха или сандала, безладового грифа и головки с колками для настраивания струн. Материал струн — шелковые нити, бараньи кишки или особый капрон.
Количество струн может колебаться от 2 до 6, однако классическим считается 4-х струнный вариант. 6-ю басовую струну на удд добавили уже в XX веке и этим мы обязаны сирийскому композитору Фариду аль Атрашу. Также удд характеризуется наличием парных струн.
Для игры на удд его размещают горизонтально корпусом на правое колено. Правая рука прижимает удд к груди и с помощью пектра играет на струнах. Левая рука в этот момент придерживается удд за шейку.

КАНУН — струнный щипковый инструмент, родственник арфы. Канун представляет собой трапециевидный ящик на котором натянуты струны. Материал ящика — это древесина твердых пород. Верхняя часть кануна деревянная, а остальное покрыты рыбьей кожей.
В части покрытой кожей размещаются 3 резонаторных отверстия и 4 подставки под струны. Струны одним концом прикрепляются к отверстиям на корпусе инструмента, проходят над подставками и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются «линги» (железные рычаги), при помощи которых изменяется высота звука на полтона. На кануне располагается 26 шелковых струн или струн из бараньей кишки.
Для исполнения канун горизонтально и играют на струнах с помощью металлических наконечников, надетых на пальцы

РЕБАБ — это египетский струнный смычковый инструмент с одной или двумя, а турецкий вариант с тремя струнами. Корпус ребаба практически полностью круглый и имеет круглое резонансное отверстие на деке. Также встречаются плоские корпуса, сердцевидной или трапециевидный формы. У инструмента имеется длинная круглая и остроконечная шейка имеющая 2 длинных поперечных колка. Внизу корпуса располагается металлическая ножка. В роли материала для струн раньше использовали конский волос, однако позднее струны стали применять металлические.
При игре инструмент опирается на левое колено и звук извлекается дугообразным смычком, на который натянута баранья кишка, однако иногда на нем играли и при помощи щипков

Многие могут спросить, зачем изучение музыкальных инструментов танцовщицам? Да еще и каких инструментов – арабских! На самом деле, ответ имеется, и он достаточно прост. Танцевать без музыки вряд ли у кого-то получиться, но, чтобы получился танец под музыку, необходимо уметь ее чувствовать и понимать. Ведь именно прочувствуя ее, как и арабские музыкальные инструменты, можно в процессе танца выразить все свои эмоции.

Восточная музыка является своеобразной и действительно волнующей. Если будут имеется познания о том с помощью каких инструментов она производится, можно будет понять, как можно ее обыграть в процессе танца.

Виды арабских музыкальных инструментов

В Египте и других странах Востока, наиболее распространенным инструментом считается Табла. Это барабан, который во многом напоминает думбек.

Табла, которая применяется именно в Египте, зачастую сделана из керамики и покрыта ручной росписью. Что касается размеров инструмента, то они могут быть разными. Длина табла может колебаться в размерах от 30 до 40 см, а в диаметре быть от 20 до 35 см. Также применяется разная кожа, если барабан дорогой, то используется кожа рыбы, если же барабан дешевый, то применяется кожа козы.

Необходимо поставить акцент на том, что только натуральная табла выполняется из керамики. Что касается подделок, таких как дарбука, то она нередко выполняется из металла и для лучшего звучания имеет пластиковую мембрану.

Игра на инструменте происходит при помощи двух разновидностей ударов. Первый удар – это дум, он самый тяжелый и наносится в центре инструмента. Второй удар – это тек, он более мягкий и наносится у обода.

Все песни, при которых исполняется танец живота, воспроизводятся при помощи таблы, так как она имеет возможность задавать ритм. Нужно отметить, что некоторые опытные танцовщицы нередко исполняют соло под названием «табло-соло», которое выполняется только лишь под барабан. Кроме того, что в таком исполнении, арабские музыкальные инструменты задают ритм, они еще могут и правильно наполнять мелодию акцентами в зависимости от движений танцовщицы.

Популярны в Египте и рамочные барабаны, ДЭФ и РИК.

  1. ДЭФ – это рамочный барабан, который применяется для звучания басов при создании какой-либо мелодии.
  2. РИК – это небольшой барабан, который чем-то схож на бубен. Кстати, в восточной музыке он используется довольно-таки часто, как в классическом звучании, так и в современных стилях. Также его нередко используют как некий аксессуар для танца живота. Представляет он собой зачастую барабан, имеющий 17 см в диаметре и глубину обода в 5 см. В этом ободе располагаются тарелочки, 5 штук, которые создают интересное дополнительное звучание. Из-за этих тарелочек инструмент может быть достаточно тяжелым.

ДОХОЛ – еще один инструмент, который часто используется в Египте. Это барабан, как и все вышеописанные предшественники. Представляет он собой полое тело метр в диаметре и 30 см в высоту. Цилиндр с двух сторон покрыт кожей, которая натянута практически до предела. Играют на инструменте двумя способами. Или при помощи рук, или при помощи двух палочек. Одна такая палочка похода на трость, другая похожа на прут.

САГАТЫ – это небольшие маленькие тарелочки, которые издают звуки после того, как их одевают на пальцы. Применяется инструмент зачастую, когда танцовщика показывает свой сольный танец и самостоятельно себе аккомпанирует, дабы удивить публику. Используется лишь две пары сагаты, которые изготавливаются из латуни. Надевают их на средний и большой палец. Для танцовщиц сагаты имеют минимальный размер, для музыкантов они создаются немного большими.

В целом, сагаты – это, наверное, один из инструментов, который создан довольно-таки давно и имеет целую историю. Вообще, хочется отметить, что практически в каждой стране имеются аналоги инструмента.

Но все же, сагаты появились намного раньше, ими танцовщицы аккомпанировали себе еще во времена правления гавази. Что касается современного мира, то используется инструмент только в классических воспроизведениях.

Не смотря на то, что уже названо поистине большое количество музыкальных инструментов, Восток настолько разнообразен, что упомянуть все, практически невозможно. Ведь кроме таких необычных инструментов, которые принадлежат только этой части мира, в музыкальных инструментах нередко применяются и привычные для нас инструменты:

  • гитару,
  • саксофон и даже скрипку.

Если еще более детально углубляться в существование и историю арабской музыки, нужно отметить, что восточный духовой инструмент также имеется, но применяется довольно редко.

ТАР – это струнный инструмент, который пользуется почетом. Имеет он 6 струн и изготавливается из дерева, при этом, чем более качественно высушено дерево, тем лучше получается звучание.

Видео: музыка табла

ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«АРАБЫ ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»

Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если,будет возможность, послушайте их.

ДУМБЕК

(также известный как табла или дарбука) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой, но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.

ЦИМБАЛЫ

(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.


БУБЕН

— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна, как и по его окружности ударяют пальцами.


УДД

— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.



4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент, который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд, когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано, что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд (арабская лютня) — инструмент, который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны, а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор, сириец по происхождению, Фарид аль Атраш(земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен, как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».

Уроки игры на арабской лютне(удд)

от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя

Камаля Баллана.

8 925 543 80 20

КАНУН

— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.

АККОРДЕОН

Первые европейские аккордионы, изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов, появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы, Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы, обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.


РЕБАБ

Ребаб - струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1-2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса, позднее - металлические (медные или латунные).

Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры ) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.

Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).

ЛИРА

Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла, игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

МИЗМАР

Mizmar (мизмар) - арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.