Теория цвета, основные понятия и цветовой круг. Первичные и вторичные цвета: описание, названия и сочетания Какие цвета являются первичными для человека

В детском саду вас, наверное, учили, что есть первичные цвета – красный, желтый и синий, а все остальные создаются из них. Брюс до сих пор помнит, как его первая учительница, миссис Андерсон, говорила, что одинаковое количество красного, желтого и синего образует серый. Брюс попробовал изобразить серого кота, но у него получилась какая-то грязноватая, многоцветная мешанина, и тогда он решил, что гораздо лучше будет воспользоваться простым карандашом, а миссис Андерсон либо полный дальтоник, либо ничего не смыслит в рисовании. Теперь, прослеживая истоки своей склонности подвергать сомнению авторитеты, он снова и снова возвращается к тому дню.

Урок миссис Андерсон оказался несостоятельным, но зерно истины в нем все же было – это мысль о том, что все разнообразие цветов достигается комбинацией трех первичных компонентов. Разные люди работают с цветом по-разному, но при этом в их рассуждениях всегда присутствует понятие о трех составляющих, которые и образуют цвет. Художественный редактор, говоря о коррекции цвета, предпочитает оперировать терминами "цветовой тон", "яркость" и "насыщенность". Тому, кто работает на компьютере, возможно, сподручнее описывать цвет в величинах RGB . Ученые рассуждают о цвете, опираясь на теорию – здесь и CIE Lab , и HSB , и LCH . А специалисты допечатной подготовки говорят о процентных величинах точек CMYK .

И хотя создатели Photoshop постарались учесть и удовлетворить потребности всех этих мыслящих по-разному людей (и справились со своей задачей неплохо), многие пользователи замыкаются только на каком-то одном видении цвета. Это вполне естественно и понятно – мы все склонны придерживаться того метода мышления, который нам кажется наиболее удобным. Однако это может затруднить общение с Photoshop и излишне усложнить работу. Если вы поймете, что все способы представления цвета в основе своей имеют одно и то же – комбинацию трех компонентов, вы научитесь разбираться в предлагаемых программой методах работы с ними и выбирать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи.

"Постойте-ка, – скажете вы. – Но ведь в CMYK не три цветовых компонента, а четыре". Видно, вы тоже склонны подвергать сомнению авторитеты, когда замечаете, что концы с концами не сходятся. Что ж, раз мы взяли на себя роль авторитетов, то поступим так же, как обычно поступают авторитеты, когда им задают трудные вопросы: мы попросим вам довериться нам. Оставьте на время свои сомнения. Обещаем вернуться к этой теме позже.

В этой лекции мы рассмотрим основополагающие моменты взаимоотношений цветов и методы представления цвета в Photoshop. Иногда нам придется обращаться к теории, но мы настоятельно рекомендуем внимательно все прочесть, так как это понадобится в дальнейшем, при обсуждении тоновой и цветовой коррекции.

Для многих видов работы с цветом на компьютере понятие первичных цветов является основополагающим. Речь идет о трех цветах, которые в комбинации образуют все остальные. Задавая разные пропорции первичных цветов, можно формировать другие цвета, а регулируя их соотношение – выполнять цветокоррекцию изображений. Первичные цвета имеют две принципиальные особенности (пока не будем принимать во внимание, из каких цветов состоят они сами).

  • Они не разлагаются на цветовые компоненты.
  • Сочетаясь в разных пропорциях, первичные воспроизводят весь спектр цветов.

Кстати, существуют и вторичные цвета, которые образуются комбинацией двух первичных и исключением третьего. Но особого интереса для нас они не представляют.

Аддитивные и субтрактивные цвета

До того, как увлечься поведением сферических объектов – яблок, бильярдных шаров и планет, сэр Исаак Ньютон экспериментировал со светом и призмами. Он обнаружил, что белый свет разделяется на красный, зеленый и синий компоненты – явление довольно заурядное, известное уже многие века. Но открытием стало то, что путем комбинации красного, зеленого и синего компонентов ему удалось воссоздать белый свет. Красный, зеленый и синий цвета называются аддитивными первичными цветами (от англ. add – добавлять). Их сложение дает более светлые цвета, вплоть до белого, тогда как черный означает полное отсутствие света (см. рис. 4.1). Так формируется цвет на экране телевизора и на компьютерном мониторе.


Рис. 4.1.

Но на печатной странице цвета ведут себя иначе. В отличие от экрана телевизора, страница не излучает свет, а отражает его. При воспроизведении цветных изображений на печати мы прежде всего имеем дело не со светом, а с пигментами (красками, тонером, воском), которые одни цвета поглощают, а другие отражают.

Первичными цветами пигментов являются голубой, желтый и пурпурный. Они называются субтрактивными первичными цветами (от англ. subtract – вычитать). При нанесении краски на белую бумагу происходит поглощение (вычитание) света, и отраженный цвет становится темнее. (Возможно, понятнее будет так: для получения белого цвета аддитивные цвета нужно складывать друг с другом, а субтрактивные – вычитать). Голубой пигмент целиком поглощает красный свет, пурпурный поглощает зеленый, а желтый – синий. При сложении голубого, пурпурного и желтого максимальной интенсивности теоретически образуется черный цвет (см. рис. 4.1).

Говоря о первичных цветах, миссис Андерсон была совершенно права, только она назвала не те цвета. Закрашивая рисунок красным, желтым и синим карандашами, вам не удастся получить серого цвета, как бы вы ни старались.

Несовершенный мир

Несколько раньше мы просили вас довериться нам по поводу CMYK, а только что сказали, что сочетание голубого, пурпурного и желтого теоретически дает черный. В действительности, однако, получается бурый. Почему? Как говорит наш друг и коллега Боб Шэффл, "Бог создал RGB, а человек – CMYK". А мы добавим: "Кому вы больше доверяете?"

Несовершенство преобразования . Если бы мы имели дело только со CMYK, все было бы гораздо проще. Но значительная доля проблем связана с тем, что сканеры видят цвет в RGB, а нам для воспроизведения его на печати приходится преобразовывать значения RGB в CMYK. Между тем путь преобразования вовсе не гладок (см. раздел "Как взаимодействуют параметры цвета",

Теплые цвета - это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета - это цвета от сине - фиолетового до желто - зеленого. Однако, желто - зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета - это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета - это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета - это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета - это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Рисунок 1 - Природные цвета

(рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато - голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.

Рисунок 2 - Вторичные цвета

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло - зеленый, ярко - голубой, изумрудно - зеленый, темно - фиолетовый.

Дополнительные цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато - голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Рисунок 3 - Хроматический круг по Манселлу

Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

Тональность - это, например, желтый или синий.

Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Рисунок 4 - Система Манселла

Астроном, писатель, химик, физик, философ – Исаак Ньютон. И поставил он однажды опыт с призмой, через которую проходил обычный солнечный свет. Каково же было удивление естествоиспытателя, когда увидел он белого света – настоящую радугу. А затем в ходе дальнейших опытов уже другие ученые поняли, что в на самом деле существует всего – три основных цвета.

Каждый охотник желает знать…

Каждый - Красный

Охотник - Оранжевый

Желает - Желтый

Знать – Зеленый

Где - Голубой

Сидит - Синий

Фазан – Фиолетовый

В этой хорошо известной мнемонической зашифрованы все основные цвета спектра. Наблюдательные люди уже заметили, что здесь нет черного и белого. Но такие состояния в спектре обычно не рассматриваются, поэтому и в поговорку они не попали.

Однако из всего этого многообразия ученые выделили всего три основных цвета – синий, красный и желтый. А все остальные цвета, тона, полутона и оттенки получаются от смешения этих трех красок. Как это хорошо известно, к примеру, художникам, знакомым с палитрой и владеющим искусством добиваться нужного оттенка на холсте.

Человек и цвета

Человеческий глаз способен воспринимать цвета, поскольку в сетчатке имеется три типа особых колбочек, работающих независимо. Они содержат различные пигменты, которые отвечают на определенные цвета, красный, зеленый и так далее.

На самом деле каждая колбочка реагирует на все световые волны (кроме ультрафиолета и инфракрасного), но «свой цвет» ощущается пигментом лучше. Дальше полученные сигналы передаются головному мозгу и уже он анализирует полученную информацию и выдает нам понимание того или иного оттенка.

Интересно, что основные цвета нельзя назвать свойством самого цвета, скорее они обусловлены способностью человеческого глаза их различать. Кроме того, на это влияют различные технические системы, воспроизводящие цвет.

С точки зрения психофизиологии, ученые считают, что на самом деле «чистых» цветов четыре – красный, зеленый, желтый и синий. Среди них желтый и синий образуют одну ось по контрасту цвета, а красный и зеленый – другую. Однако есть люди, которые не могут различать основные цвета или какие-то отдельные оттенки. Их называют дальтониками. Вопреки распространенному мнению, они не видят мир как черно-белую фотографию, а просто не могут хорошо воспринимать конкретные цвета.

И так как же выглядит современная общепринятая теория цвета, надо понимать, что теория, в том виде как ее объясняют физиологи, имеет один вид, а то, как ее преподают, например, в художественных вузах обучающих традиционным художественным техникам имеет другой вид, а там где обучают компьютерной графике та же теория может выглядеть по другому. Например, ученые, которые изучают строение человеческого глаза, утверждают, что есть три вида так называемых колбочек (это такие клетки на сетчатке глаза) наиболее восприимчивые к разным длинам волн, визуально их можно определить как фиолетовый, зеленый, желтый, то есть три вида клеток наиболее восприимчивых к данным цветам, а то многообразие цветов, которое мы видим, получается уже у нас в мозгу после обработки. Таким образом, мы можем сказать, что основные цвета, из которых состоят все остальные это фиолетовый, зеленый, желтый. Но любой живописец работающий красками на холсте или бумаге вам скажет, что основные цвета это, синий, красный, желтый. А человек, работающий в компьютерной графике, скорее всего, скажет, что основные цвета зависят от цветового пространства, в котором вы работаете, и например, могут быть зеленым, красным, и синим.

Как же так почему такая неразбериха, на самом деле все нормально, теория цвета вполне хорошо разработана и едина, но, физиологи, изучают наш организм. А живописцы работают с тем восприятием которое складывается уже после того как мозг обработал все данные, полученные от органов чувств, используя пигментные краски. А цифровой художник работает с цветовыми пространствами, в которых, основные цвета подбирались таким образом, чтобы легче было выполнять соответствующие задачи на определенном оборудовании. И каждый работает в своем информационном поле в своей системе координат, которые без условно пересекаются и взаимодействуют друг с другом, но все таки имеют свой язык для описания происходящих процессов и свою отличную от других сигнатуру.

В связи со всем выше сказанным мы будем отталкиваться от теории, которой придерживаются современные художники, работающие в традиционных художественных технологиях, то есть когда основные цвета это Желтый, Красный, Синий, потому что она ближе всего к тому, как мы воспринимаем и осмысливаем действительность. Но по мере необходимости будем проводить аналогии с цветовыми моделями, которые используются в компьютерных технологиях.

И так цвета делятся на две категории хроматические и ахроматические.

Ахроматические цвета различаются только по светлоте, от черного до белого, все, что между ними это оттенки серого. В разнообразных произведениях изобразительного искусства часто используются композиции, решенные в одной гамме, теплой или холодной, как правило, сдержанных оттенков, такие композиции тоже иногда называют ахроматическими, в данном случае больше подходит термин монохроматическое изображение . Формально ахроматические цвета это нейтральные черный, белый и все оттенки серого что между этими крайними цветами. Еще встречается термин Серая шкала . Это такой инструмент, в виде таблицы составленной из оттенков серого используемых в определенном произведении.

Используется для всевозможных тестов и других технологических процессов в разных областях визуальных искусств, например в офорте шкала травления это тоже серая шкала. Но также, данный термин могут, применит как синоним термина ахроматические цвета.

Хроматические цвета это весь спектр цветов кроме нейтрально черного и нейтрально белого и нейтрально серых оттенков, хотя надо отметит, что в хроматической композиции вполне могут присутствовать ахроматические цвета.

В данной группе различий больше;

Цветовой тон ; основной признак хроматического цвета это красный, желтый, синий, и весь остальной спектр.

Светлота ; все цвета различается по светлоте желтый самый светлый, фиолетовый самый темный. И также цвета могут приближаться к белому, в традиционной живописи это достигается либо разбеливанием краски белилами и она постепенно утрачивает свой тон, приближаясь к чисто нейтральной белой, либо например, в акварели приближение к белому, получается, по средствам прозрачности тонкого слоя краски сквозь которую просвечивает белая бумага. В компьютерной графике данный параметр задается по средствам приближения цветовых координат на цветовой модели к белому цвету. То есть чем ближе заданные координаты на цветовом теле к белому, тем более он будет казаться разбеленным. Хотя в аппаратно-независимых моделях цвет не теряет в чистоте и интенсивности при приближении к белому значительно дольше по сравнению с аппаратно-зависимыми моделями и традиционными способами разбеливания. Например, в полиграфии используют цветовую модель CMYK, на таблицах или на мониторе, цвета могут выглядеть насыщенными, а на печати оказаться значительно более тусклыми.

Насыщенность ; чем ближе цвета приближаются к ахроматическим, тем больше они теряют насыщенность, то есть чем больше в них черного, серого или белого, тем они менее насыщены. При смешивании некоторых хроматических цветов тоже происходит потеря насыщенности. Как уже отмечалось, в некоторых виртуальных цветовых моделях, процесс потери насыщенности не так ярко выражен. Насыщенность влияет на степень восприятия, эмоциональный настрой

Чистота ; чистые цвета это, как правило, спектральные цвета, максимально удаленные от ахроматических. Тесно связано с понятием грязные цвета . В виртуальных цветовых моделях чистота может не теряться в достаточно большом диапазоне.

Интенсивность ; сила светового потока, показатель мощности, например, в лампах освещения. Применительно к цвету это степень яркости цветового пятна, насколько интенсивно пятно излучает свет, окрашенный в определенный цветовой тон, отражая его от поверхности, или излучая, например с монитора. Ярко оранжевый, считается одним из наиболее интенсивных цветов.

Если цветовой тон и светлота могут быть достаточно точно определены, то насыщенность и чистота, очень условные показатели, и точно не измеряются, и только в виртуальных (аппаратно-независимых) цветовых моделях могут иметь неизменные показатели.

Как мы уже договорились, будем исходить из того что основные цвета это желтый, синий, красный . Их называют первичными цветами, потому что по средствам смешивания данных цветов можно получить все остальные. Многие художники не имеют в палитре большое разнообразие красок, а используют по паре оттенков основных тонов, плюс белила, и пишут таким набором все разнообразие оттенков. В цифровых технологиях все разнообразие оттенков уже заложено в цветовое пространство, в котором вам приходится работать, то есть программа сама генерирует те оттенки, которые вам нужны.

При смешивании первичных цветов получаются вторичные цвета . Смешивая красный с желтым, получаем оранжевый. Желтый с синим, выходит зеленый . Синий с красным, получается фиолетовый .

Если мы расположим цвета в определенном порядке, а именно красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, и соединим, друг с другом противоположные концы, у нас получится шести частный цветовой круг.

Можно продолжить смешивание и получить третичные цвета и двенадцати частный цветовой круг.

Одним из самых востребованных считается восьми частный цветовой круг, помимо семи спектральных цвет в него добавлен пурпурный, основные цвета красный, жёлтый, зелёный, синий. Дальше как в других кругах смешение соседних первичных цветов дают, вторичные промежуточные цвета оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный.

Цвета которые на круге расположены друг напротив друга называются комплементарными или дополнительными , они неразрывно связаны на их связи часто строятся все возможные зрительные эффекты, которые используют в цветных композициях, например последовательный цветовой контраст . О комплементарных цветах мы еще будем говорить в следующих статьях.

Круг, в основе которого лежат как первичные цвета красный, жёлтый и синий называют RYB цветовой круг. RYB это аббревиатура из начальных букв названия первичных цветов на английском. Такой круг получил широкое распространение его, широко используют художники, потому что он дает возможность предугадать, какой цвет получится при смешивании пигментных красок.

Также сейчас широко известен цветовой круг RGB , в котором первичными являются красный, зелёный и синий, используется в цифровых технологиях, получил популярность, потому что является составной частью одноимённой цветовой модели, которая является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Почти каждая цветовая модель, или имеет свой цветовой круг, или ее можно частично описать в виде цветового круга.

Иногда круг делается с градациями по светлоте и насыщенности, например в центре круга располагают белый цвет, от него делают растяжку иногда ступенчатую от белого к спектральным чистым цветам, а от них продолжают растяжку наружу круга от чистых цветов к черному.

Еще цвета делятся на теплые и холодные.

Тёплые цвета ; красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.

Холодные цвета ; синий, голубой, зелёный, и переходные - сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Таким образом, получается, что круг делится на две части.

Каждый цвет может быть более или менее теплым или холодным. Иногда говорят увести в теплые или холодные, то есть относительно какого ни буди условно нейтрального оттенка, или нескольких оттенков, сделать их более или менее теплыми или холодными.

Существует такое понятие тепло холодность, как правило, им пользуются художники, им обозначают соотношение теплых и холодных оттенков в композиции. Тепло холодность связана со многими явлениями в цветовой композиции. Объем на картине можно строит за счет отношений между теплыми и холодными оттенками, например предметы освещенные лампой накаливания имеют теплые света и холодную тень. Пространство в композиции тоже можно строить за счет тепло холодности, например, старые европейские живописцы применяли такую схему они писали передний план теплым, например красным, средний нейтральным, например зеленым, а задний холодным, например голубым, и до сих пор данный принцип построения воздушной перспективы актуален. В фотографии тепло холодность тоже востребована, хотя сам термин редко используется, чаше говорят о балансе белого, но не каждый фотограф знает, что правильные установки баланса белого, можно тестировать по средствам контроля баланса белого, то есть правильного соотношения теплых и холодных оттенков. Думаю, мы еще поговорим о тепло холодности более подробно.

Надо понимать, что цветовой круг это полезный инструмент, который нужно уметь использовать, опытные художники держат его в голове, но на начальном этапе многие используют его как шпаргалку, существуют компьютерные программы, в основе которых лежит цветовой круг, в которых с помощью круга можно осуществлять все возможные задачи в основном подбор цветов и гармонизация палитры. Бывают механические цветовые круги, в которых с помощью передвижения разных частей устройства тоже можно подобрать цвета по разным параметрам. Хотя в художественных учебных заведениях часто не учат практическим способам использования цветового круга, тем не менее, многие профессионалы используют круг разными способами, о чем я еще расскажу.

А пока как говорится, продолжение следует.

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

б

в

Рисунок 1.9 - Три типа цветов:

а - первичные цвета; б – вторичные цвета; в – третичные цвета

Цветовой круг получается на основе объединения основных - первичных, дополнительных - вторичных и третичных цветов. Первичными цветами являются красный, желтый и синий. Для того чтобы получить вторичные цвета, мы смешиваем один цвет с другим. Желтый и красный дают нам оранжевый, красный и синий - пурпурный, а синий и желтый - зеленый. А что такое третичные цвета? Просто берется первичный цвет и к нему добавляется соседний вторичный. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета). (Рисунок 1.9)

Когда два или несколько цветов подходят «друг к другу», их называет комплиментарными или дополнящими друг друга цветами. Сформулируем более точное определение: если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

1.7 Название цветов и пигментов

Названия цветов классифицируются на три типа: собственно цветовые термины; наименования крася­щего пигмента, перенесенные на цвет; прилагательные от на­рицательных имен предметов с привлекательной запоминаю­щейся окраской.

Собственно цветовые термины - синий, зеле­ный, желтый - в современном языке других значений не имеют. Наименования по пигменту -кармин, охра, родамин - узкоспециальны и применяются только в профессиях, имеющих дело с красками. Названия по окраске предметов - сиреневый, лимонный, малиновый - характерны для разговорной речи, литературы, искусствоведения. Они очень образны, поскольку ука­занный в них цвет хранится в нашей памяти и его можно пред­ставить, но такие обозначения не обладают точностью, необ­ходимой в научном определении, и в науке не используются.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Сколько же цветов можно увидеть? Человеческий глаз способен различить около 200 цветовых тонов. В этом многообразии можно выделить 8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Пурпурные цвета отличаются от красных тем, что содержат фиолетовый или синий оттенок, которого в красных нет. Вся группа называется по наименованию краски, которую в античности делали из морской улитки. Все цвета пурпурной группы очень интересны. Рубиновый – благородный темновато-красный цвет с синевой. Родаминовый близок к рубиновому, но имеет более заметный фиолетовый оттенок. Фуксиновый – происходит от названия растения, имеет очень яркий светлый красный цвет с некоторой внутренней голубизной.

Рисунок 1.10 - Хроматические цвета

Рисунок 1.11 - Пурпурные цвета

Красная группа охватывает все красные и носит различные названия: багровый, багряный, пунцовый, алый, коралловый, розовый, терракотовый и т.д.

Оранжевая, желтая и зеленая группы имеют много производных оттенков, обозначаемых по пигменту (желтая свинцо­вая, желтая цинковая, окись хрома), по природной окраске (апельсиновый, лимонный, травяная зелень), или без специаль­ных названий.

В голубой группе следует отметить циан голубой или бирюзовый цвет. В фиолетовой группе выделяется лиловый (светло-фиолетовый).

Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифферецированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому - его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.