Тициан вакх. Вакх и вакханалии в живописи - Калейдоскоп — LiveJournal

11:24 pm - Ариадна.....
Дионис и Ариадна Роспись краснофигурного кратера "художника Пронома". Ок. 410 до н. э.

Ариадна, дочь критского царя Миноса, была оставлена на острове Наксосе своим возлюбленным, Тесеем, спасенным ею и обещавшим на ней жениться
Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (“нить Ариадны"), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис или Вакх, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным Афродитой(Венерой). Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия
Итак, этот сюжет был очень популярен среди живописцев.

На картине Тициана (1520-1523) мы видим момент, когда Ариадну, только что покинутую Тесеем, увидел Вакх, появившийся в сопровождении своей веселой свиты. Очарованный ею, он предложил ей брачный союз, залог бессмертия, которое даруется вступившим в любовную связь с богом.

Я планирую создать отдельный пост по Вакху, образ которого активно использовался в ренессансной живописи Как правило, это был обнаженный женоподобный юноша с кубком вина в руках и венком из виноградных листьев на голове. Его триумфальная повозка запряжена тиграми, леопардами или козлами. Вакха всегда сопровождают прекрасные вакханки (менады) и козлоподобные сатиры. Кроме них рядом с ним обычно находятся его учитель, вечно пьяный старый Силен, и бог Пан, играющий на флейте.
На картине Тициана Ариадна стоит в стороне от остальных персонажей, но именно она является центром притяжения всей сцены.
Застывший в прыжке Вакх изображен в согнутой позе, перекликающейся с позой Ариадны. Розовый плащ развевается как крыль. Темно-красные тона плаща “рифмуются” с тонами красного шарфа Ариадны. Юное лицо бога обрамлено виноградными листьями - Вакх, приоткрыв рот, зачарованно смотрит на прекрасную женщину.
На ярком синем небе сверкает созвездие Ариадны - символ ее бессмертия.
Гепарды, впряженные в повозку Вакха, как бы обмениваются понимающими взглядами. То же самое происходит между бьющей в бубен вакханкой и размахивающим телячьей ногой сатиром. Все это подчеркивает силовую линию, возникшую между Вакхом и Ариадной и тоже расположенную по направлению их взглядов.

Многие художники рисовали именно то,как Вакх влюбился в Ариадну... Вот, например, изображение Вакха и Ариадны, которое называется: Триумф...
Карраччи. Триумф Вакха и Ариадны

Вот изображение того же эпизода Коринтом

А. Куапель. Вакх и Ариадна


А. Турки. Вакх и Ариадна


Вот "Ариадна, Вакх и Венера" (1576) Якопо Тинторетто

Вот немного другие картины...Они изображают момент, когда Ариадна была покинута Тесеем...
На этих картинах Ариадна еще спит и ничего не знает...Дж. Вандерлин "Ариадна на Наксосе. 1814"


Ариадна 1898 Джон Уильям Уотерхаус

Вот момент отчаяния, Ариадна готова броситься в море.....
Г. фон Кюгельген. Ариадна на Наксосе

Вот другая Ариадна...опустошенная...
В.Р. Флинт. Ариадна

Художника Тициана , написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь , с двумя влюблёнными и второй - полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья , найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518-1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet ».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V - значит вендетта» .

См. также

  • «Пиршество богов» (Беллини)

Напишите отзыв о статье "Вакх и Ариадна (картина Тициана)"

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art , 6,
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine , 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy , New York,

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Вакх и Ариадна (картина Тициана)

Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. - Бог Дионис в Фивах. - Дионис и пираты (матросы Акета). - Гомеровский гимн «Дионис и разбойники». - Пенфей и вакханки. - Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей. - Дионис и Ликург. - Икарий и Эригона. - Миф о Дионисе и Ариадне. - Дионис и Персефона. - Вакхические саркофаги.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом

Героическая легенда в греческих мифах о боге Дионисе (Вакхе) есть не что иное, как мифологическая история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением.

Страх перед опьянением и сильное его действие объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Дионису, которые он, согласно мифам древней Греции, встречал почти повсюду, когда начинал знакомить людей с виноделием.

Культ Диониса имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер вакхических оргий напоминает шумные праздники в честь богини Кибелы. Но история завоевания Индии придает мифам о Дионисе особенный характер.

Многие исследователи античных мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду.

В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие , целая толпа , фавнов и .

Когда царь Индии Дериад (Δηριάδης) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.

Изображение битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армия. Точно также возвращение Диониса-победителя довольно часто изображается в искусстве.

В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот мифологический сюжет.

Бог Дионис в Фивах

Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы, город, в котором Дионис родился, был первым городом в Греции, который признал бы его культ, и потому отправился прямо туда.

В трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».

Дионис и пираты (матросы Акета)

Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксосу. Лоцман этого корабля Акет приказал своим людям поискать на острове пресной воды. Матросы вернулись, ведя за собой мальчика неописанной красоты, которого они нашли в пустынном месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать.

Лоцман Акет стал уговаривать матросов отпустить необыкновенного ребенка, в котором распознал бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок - их собственность и что они по-пиратски намерены его продать за хорошую цену.

Несмотря на сопротивление и уговоры Акета, пираты снялись с якоря и пустились в путь. Едва корабль Акета вышел в открытое море, как внезапно остановился.

Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели.

Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не допуская ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Дионис, увенчанный виноградом, с тирсом в руке, окруженный тиграми, пантерами и рысями.

В то же время матросы почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо рук и ног появляются плавники. Дионис превратил пиратов в дельфинов, и только один Акет сохранил человеческий образ.

Бог Дионис велел Акету плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях.

Приключение Акета и его спутников было изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрата в Афинах.

Гомеровский гимн «Дионис и разбойники»

ДИОНИС и РАЗБОЙНИКИ

(гомеровский гимн, перевод В.В. Вересаева)

О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной,

Как появился вблизи берегов он пустынного моря

На выступающем мысе, подобный весьма молодому

Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,

Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи

Пурпурный. Быстро разбойники вдруг появились морские

На крепкопалубном судне в дали винно-черного моря,

Мужи тирренские. Злая вела их судьба. Увидали,

Перемигнулись и, на берег выскочив, быстро схватили

И посадили его на корабль, веселяся душою.

Верно, то сын, говорили, царей, питомцев Кронида.

Тяжкие узы они на него наложить собралися.

Но не смогли его узы сдержать, далеко отлетели

Вязи из прутьев от рук и от ног. Восседал и спокойно

Черными он улыбался глазами. Все это заметил

Кормчий и тотчас, окликнув товарищей, слово промолвил:

«Что за могучего бога, несчастные, вы захватили

И заключаете в узы? Не держит корабль его прочный.

Это иль Зевс-громовержец, иль Феб-Аполлон сребролукий,

Иль Посейдон. Не на смертнорожденных людей он походит,

Но на бессмертных богов, в олимпийских чертогах живущих.

Ну же, давайте отчалим от черной земли поскорее,

Тотчас! И рук на него возлагать не дерзайте, чтоб в гневе

Он не воздвигнул свирепых ветров и великого вихря!»

Так он сказал. Но сурово его оборвал предводитель:

«Видишь - ветер попутный! Натянем же парус, несчастный!

Живо за снасти берись! А об нем позаботятся наши.

Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,

К гиперборейцам, еще ли куда, - назовет наконец он

Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит,

Ибо само божество нам в руки его посылает».

Так он сказал и поднял корабельную мачту и парус.

Ветер парус срединный надул, натянулись канаты.

И совершаться пред ними чудесные начали вещи.

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду

Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный

Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленье глядели.

Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,

Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли;

Черный вкруг мачты карабкался плющ, покрываясь цветами,

Вкусные всюду плоды красовались, приятные глазу,

А на уключинах всех появились венки. Увидавши,

Кормчему тотчас они приказали корабль поскорее

К суше направить. Внезапно во льва превратился их пленник.

Страшный безмерно, он громко рычал; средь судна же являя

Знаменья, создал медведицу он с волосистым затылком.

Яростно встала она на дыбы. И стоял на высокой

Палубе лев дикоглазый. К корме моряки побежали:

Мудрого кормчего все они в ужасе там обступили.

Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,

Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно

Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море

И превратились в дельфинов. А к кормчему жалость явил он,

И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил:

«Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, не бойся!

Я Дионис многошумный. На свет родила меня матерь,

Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом».

Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет

Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно.

Пенфей и вакханки

Пенфей , внук Кадма, царя и основателя Фив, стал противиться возвращению Диониса в его страну.

Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога. Весь народ уже спешил навстречу Дионису, чтобы посмотреть на невиданный до того праздник.

Разгневанный царь Пенфей обращается к своим подданным, говоря: «Храбрые дети , какое безумие овладело вами?! Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваш разум. Никогда не боялись вы ни бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель находил вас всегда непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и оглашающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, безоружного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять конями и всегда является надушенный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура» (Овидий).

Несмотря на советы родных, Пенфей приказал своим воинам взять Диониса и привести его в оковах.

Воины повинуются и приводят пленника, но, пока идут приготовления к казни, оковы сами собою падают, двери темницы открываются невидимой силой и пленник Дионис исчезает.

Вне себя от гнева Пенфей отправляется сам на гору Киферон, где празднуется Вакханалия в честь бога Диониса. Первая вакханка, попадающаяся навстречу Пенфею, - его собственная мать. В исступлении мать Пенфея не узнает своего сына и, воображая, что видит перед собой чудовище, кричит: «Вот он, ужасный вепрь, растерзаем его!» И все вакханки бросаются на Пенфея и разрывают его на куски.

Жители Фив, узнав о судьбе несчастного царя, признали тотчас же Диониса за бога и стали приносить жертвы на его алтарях. Миф о Пенфее, растерзанном вакханками, очень часто изображался в искусстве.

Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

Мало-помалу культ Диониса распространился в Греции почти повсеместно. Только дочери Миния упорно отказывались признавать бога Диониса.

Вместо того чтобы участвовать в праздниках Диониса, дочери Миния сидели дома, работая и посмеиваясь над таинственными обрядами Вакханалий.

Однажды вечером, когда дочери Миния опять посмеивались над Дионисом и его культом, они услыхали звуки барабанов, флейт и кимвалов. Повсюду в доме распространился запах мирры и шафрана; холст, который дочери Миния ткали, покрылся листьями винограда и плюща, а нитки превратились в виноградную лозу, покрытую гроздьями.

Все жилище осветилось тысячами огней; повсюду раздавался адский шум, рев и рычание, как будто весь дом наполнился дикими зверями.

Дочери Миния, объятые ужасом, хотят спрятаться, но, пока они выискивают самый темный уголок дома, они чувствуют, как их тело покрывается перепонкой, которая соединяет все их члены, а вместо рук вырастают маленькие тонкие крылья.

Темнота, царящая в тех местах, где дочери Миния хотели укрыться, мешает им видеть их превращение; но вот дочери Миния поднимаются вверх и держатся на воздухе, не имея перьев; их поддерживают небольшие крылья, обтянутые прозрачной перепонкой. Дочери Миния хотят говорить и - издают только жалобный писк.

Леса не привлекают их, подобно другим птицам; дочери Миния предпочитают обитать в домах; свет - их злейший враг.

Могущественный Дионис отомстил им за пренебрежение его культом, превратив дочерей Миния в летучих мышей.

Дионис и Ликург

Во Фракии, куда отправился затем Дионис, бога вина стал преследовать царь этой страны Ликург, который, опасаясь опьяняющего действия вина, приказал уничтожить все виноградники.

Дионис, спасаясь от преследований Ликурга, бросился в море, где был принят радушно , которой он в благодарность подарил золотую чашу работы бога Гефеста (Вулкана).

Все вакханки и сатиры, обычные спутники Диониса, были заключены в темницу.

В наказание за это боги ниспослали на Фракию неурожай, а царь Ликург, потеряв рассудок, убил своего сына.

Спрошенный оракул сказал, что бесплодие земли прекратится лишь тогда, когда нечестивый царь Ликург погибнет. Жители Фракии привязали Ликурга на вершине горы и растоптали его копытами своих коней.

Освобожденные вакханки посвятили фракийцев во все обряды и таинства культа Диониса.

Миф о пребывании Диониса на дне моря и дарении золотой чаши Тефиде относятся к фабрикации вина и намекают на обыкновение в некоторых странах прибавлять морской воды к виноградному соку, чтобы ускорить брожение вина.

Икарий и Эригона

В царствование в Афинах Пандиона, сына , Дионис в сопровождении богини (Цереры) посетил в первый раз Аттику.

Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда (Дионис) и хлебных злаков (Деметра) развилась в стране только после распространения культуры оливкового дерева, дарованного афинянам (Минервой) еще при основании города.

Бог Дионис, прибыв в Афины, поселился у афинянина Икария, принявшего бога вина весьма радушно. В благодарность за его гостеприимство Дионис научил Икария выделывать вино.

Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец.

У Икария была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Дионису. От него у Эригоны был сын Стафил, т. е. «виноград» в переводе с древнегреческого языка. Стафил, сын Эригоны и Диониса, впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения.

Не видя отца, Эригона вместе со своей собакой Мерой (Μαῖρα) принялась его искать. Найдя тело Икария, Эригона в отчаянии повесилась.

Боги превратили Эригону в созвездие Девы, а Меру - в созвездие Пса и наслали мор и бешенство на аттических девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться.

И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились.

Приход Диониса в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как античной, так и новейшей эпохи.

Миф о Дионисе и Ариадне

Дионис посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников.

Затем Дионис возвратился на остров Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной.

Брошенная героем Тесеем, Ариадна пребывала на Наксосе. Дионис видит Ариадну спящей на берегу моря, слышит ее жалобы и, пораженный красотой Ариадны, приближается к ней, а коварный Эрот ранит ее стрелой. Прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Дионису.

На многих римских фресках, открытых в Помпеях, изображено прибытие бога вина на Наксос.

Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений античного и нового искусства.

Тициан и Лука Джордано написали несколько картин на этот мифологический сюжет.

Тип Ариадны есть как бы дополнение типа Диониса. Ариадна как бы олицетворяла вечное опьянение. Сонливое и томное выражение лица Ариадны как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога Диониса.

Античная скульптура оставила нам несколько прекрасных изображений Ариадны. Между ними большей известностью пользуется статуя Ариадны, находящаяся теперь в музее Ватикана.

Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и бюстом Диониса, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы.

Дионис и Персефона

Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.

Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.

Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение - состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.

В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.

Вакхические саркофаги

На многих античных саркофагах Дионису приданы черты лица покойника, а Ариадне - покойницы.

В античности существовали особые мастерские, в которых изготовлялись саркофаги. Все скульптурные украшения саркофагов исполнялись заранее, но головы Диониса и Ариадны только намечались, чтобы потом придать им черты тех лиц, для которых саркофаги предназначались.

В Лувре находится подобный памятник античного искусства, известный под названием «Саркофаг из Бордо». Голова Ариадны там только слегка намечена.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

Тициан
Вакх и Ариадна . 1520-23
Bacco e Arianna
Холст, масло. 176.5 × 190 см
Лондонская Национальная галерея , Лондон
(инв. NG35 )
Медиафайлы на Викискладе

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1523 гг. Национальная лондонская галерея

Насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, не так-то просто. Ведь для начала важно разобраться в ее героях и символах.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.


Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна.

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его развеселая свита. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Пан

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, лесная ватага любит этого питомца за его веселый нрав.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Те их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой он трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, эти девушки были кровожадны. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.


Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Силен, пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобразил его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

2. Цвет

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

3. Композиция

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.


Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.