Трояновский Борис Сергеевич - Знаменитые люди на карте Псковской области.  Трояновский Борис Сергеевич - Знаменитые люди на карте Псковской области Звания и награды

(15 апреля 1883, с. Ругодево, Новоржевский у., Псковская губ. - 12 июня 1951, Ленинград), выдающийся исполнитель, виртуоз-балалаечник.

Б. С. Трояновскому, называемому восхищенными зрителями всего мира не иначе как «королем балалайки», «балалаечным Кубеликом» , в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика, либо «русским Паганини», принадлежит заслуга в утверждении профессионального престижа балалайки, признании ее инструментом широких возможностей. Кроме того, он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики.

«В лице Бориса Сергеевича Трояновского мы имеем одного из непревзойденных мастеров искусства игры на балалайке. Этот инструмент, обладающий, по существу, весьма ограниченными возможностями как в отношении технических средств, так и, в особенности, в отношении экспрессии, в руках насоящего виртуоза преображается: сложные музыкальные произведения, не только сольного инструментального репертуара, но и оркестровые, оказываются исполнимыми в транскрипциях для балалайки с сопровождением фортепиано...» (композитор М. Штейнберг).

Родился будущий виртуоз в сельце Ругодево, что в 17 верстах от Новоржева, 15 апреля 1883 года . Там же, в деревенской глуши, у крестьян он и услышал впервые игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть. «В деревенской глуши, в 75 верстах от железной дороги, - писал в автобиографии Борис Сергеевич, - я впервые услышал у крестьян игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть, перенимая у деревенских учителей их манеру игры, приемы, штрихи и песни Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографической красоты».

Так, в детские годы начался его путь, путь к славе: сначала он выступал в кругу знакомых, а затем в открытых концертах. Первое публичное его выступление состоялось в городе Старая Русса. Затем, после окончания реального училища в Великих Луках, музыкант переехал в Петербург, где вскоре познакомился с «отцом балалайки» Василием Васильевичем Андреевым, пригласившим молодого музыканта солистом в созданный им Великорусский оркестр.

На протяжении семи лет Борис Трояновский являлся солистом оркестра, давая концерты в разных городах России и за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. Через год Б.С. Трояновский вновь посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре.

Не менее знаменательной стала встреча Трояновского в июне 1909 г. с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне. Лев Николаевич очень тепло отозвался о музыкальной игре Б. С. Трояновского. «Я, буквально, слышал нежный женский голос,- говорил Л.Н. Толстой.- Когда слушаешь балалайку издали, получается полная иллюзия пения» . В благодарность автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и подписал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливой игрой». Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!» .

В 1911 году Борис Трояновский ушел из оркестра и начал самостоятельную концертную деятельность. С особым искусством музыкант исполнял русские народные песни и наигрыши, блестяще используя народные приемы игры на балалайке и тем самым решительно расширяя комплекс технических приемов балалаечной игры.

В 1912 г. он совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского». «Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник».

Одной из вершин сольной карьеры Бориса Сергеевича явилось приглашение выступить во дворце румынской королевы. За этот концерт Трояновский был награжден Орденом «Румынской короны». Были и другие вершины — блестящее участие в концерте в поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г. Я. Седова на Северный полюс. Концерт состоялся В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г.

В 1914-1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б. С. Трояновскому одновременно с такими выдающимися русскими артистами как Ф. Шаляпин, Л. Собинов и Л. Ауэр, было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества».

В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Трояновский принял сразу и в первые же месяцы был включен в артистические бригады по обслуживанию красноармейских частей и госпиталей, а по окончании гражданской войны - периферийных городов России.

В двадцатые годы им была основана в городе Боровичи Новгородской области фабрика щипковых музыкальных народных инструментов. Ежегодно она выпускала до шестидесяти тысяч прекрасных домбр и балалаек. По инициативе Трояновского проводились многочисленные смотры и конкурсы исполнителей на народных инструментах. Именно ему принадлежит заслуга создания Первого Московского русского народного ансамбля, впоследствии выросшего в Государственный академический русский народный оркестр имени Осипова.

«Трояновский является не только первоклассным исполнителем, но и убежденным общественником - пропагандистом балалайки и именно среди рабочих и крестьян. Он объезжает различные местности СССР и дает концерты в рабочих клубах и деревнях, инструктируя попутно местных любителей», - писала газета «Правда».

В годы Великой Отечественной войны Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал исполнительской деятельности, выступая на заводах и фабриках, в воинских частях.

***

Национальная заслуга музыканта состоит не только в том, что он создал собственный репертуар для балалайки и был прекрасным исполнителем. Не менее важен его талант как создателя замечательных обработок народных песен и переложений музыкальной классики: скрипичных произведений зарубежных композиторов - Дюрана, Монти, Венявского, Шуберта, Шумана, Бетховена и в особенности клавесинных пьес старинных мастеров - Боккерини, Госсека, Метюля характер музыки которых близок к балалайке. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К.Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А.Римского-Корсакова и др. Все они занимали в репертуаре музыканта равное место с обработками народных песен, пьесами В. Андреева и переложениями сочинений русских композиторов.

Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 году. Похоронен Борис Сергеевич Трояновский в Ленинграде на литературных мостках Волкова кладбища.

С тех пор прошли десятки лет, а память о музыканте живет: ежегодно на Псковской земле проходит фестиваль народной музыки, посвященный памяти Бориса Сергеевича Трояновского. В нем принимают участие музыканты Псковской области (ансамбли народных инструментов учащихся и преподавателей ДМШ и школ искусств), Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Белоруссии. Приезжают такие известные коллективы, как Государственный Академический Русский оркестр им. В. В. Андреева, которому доступно все разнообразие музыки - от народной песни до шедевров мировой классики, ансамбль «Казачий круг», прославленный своими красочными плясками и песнями, полными казачьей удали, квартет русских народных инструментов «Гобелен», а также необычный и уникальный в современной культуре «Терем-квартет», представляющий своим слушателям новый взгляд на мировую музыкальную классику.

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения!

Литература:

  1. Трояновский Б.С. Избранные обработки и переложения [Ноты]: для балалайки с фп. / сост. Н. Бекназаров. - М. : Советский композитор, 1961. - 122 с.
  2. Трояновский Б.С. Русские народные песни [Ноты]: в обраб. для балалайки с фп. / общ. ред. А. Илюхин. - Л. : Музгиз, 1953. - 84 с.
  3. Репертуар балалаечника: русские народные песни в обработке для балалайки с фортепиано Б. Трояновского [Ноты]. Вып. 2. - М. : Музыка, 1966.- 41 с.
  4. Андреев В.В. Вальсы [Ноты]: для балалайки и фп. / В. Андреев. - М. : Музгиз, 1959. - 131 с.
  5. Сидоров С. Русский Паганини» доказал всему миру, что и на балалайке можно творить чудеса// Псковская губерния - № 15 (185) от 21 апреля-28 апреля 2004 - // [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) был российским музыкальным самородком - виртуозом. Его называли "русским Паганини", "виртуозом", "королем балалайки", "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом - основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Родился в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева . Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по её приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в её театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор "Войны и мира" подарил балалаечнику свою фотографию и написал: "Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой". Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: "В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!"

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет: "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского", "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки", "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс".

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Я с комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель. Именно как мастер народного репертуара вошел Трояновский в историю балалаечного исполнительства.

С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как "Пляска смерти" Сен-Санса, "Фантазия на темы оперы "Кармен", "Испанское каприччио" Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.

Борис Сергеевич Трояновский был российским музыкальным самородком - виртуозом. Он основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Родился в Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского" "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки". "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс".

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Яс комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.

Борис Трояновский

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Борис Сергеевич Трояновский

Дата рождения
Дата смерти
Годы активности
Страна

Российская империя 22x20px Российская империя →СССР 22x20px СССР

Профессии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры
Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы
Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) - русский музыкант, виртуоз-балалаечник, организатор и первый руководитель Московского Великорусского оркестра народных инструментов (1919).

Биография

Родился в семье мелкого служащего. В раннем детстве увлёкся игрой на балалайке , перенимая навыки игры у односельчан. В начале 1890-х годов семья переехала в Псков .

Во время учёбы в реальном училище г. Великие Луки участвует в публичных концертах, даёт частные сольные концерты.

После окончания училища приезжает в Санкт-Петербург , где в 1904 году становится, по приглашению В. В. Андреева , солистом первого в истории России Русского оркестра народных инструментов . В составе оркестра выступал в Германии, Англии, Франции и Северной Америке.

С 1911 года ведёт самостоятельную концертную деятельность, успешно гастролирует по городам Российской империи, Швеции, Дании и Румынии.

В 1919 году становится организатором и первым руководителем Московского Великорусского оркестра .

В 1920-е годы принимал участие в организации в г. Боровичи крупной фабрики по изготовлению народных щипковых музыкальных инструментов - домр и балалаек.

В 1930-е годы много гастролировал по СССР, давал концерты в сельских и рабочих клубах, организовывал творческие смотры и конкурсы исполнителей на народных инструментах.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) находился в блокадном Ленинграде , выступал в госпиталях, в воинских частях, на предприятиях Ленинграда .

Звания и награды

  • звание «Солист Его императорского Величества» (1915)
  • орден Святого Станислава
  • орден Святой Анны
  • румынский и черногорский ордена
  • почётный знак и медаль Российского Красного Креста за активное участие в концертах для воинов Русской императорской армии на фронтах Первой мировой войны (1914-1918)

Память

С 1995 года в Псковской области проводится ежегодный фестиваль народной музыки, посвящённый Борису Сергеевичу Трояновскому.

Напишите отзыв о статье "Трояновский, Борис Сергеевич"

Литература

  • Трояновский Б. С. Избранные обработки и переложения [Ноты]: для балалайки с фп. / сост. Н. Бекназаров. - М. : Советский композитор, 1961. - 122 с.
  • Трояновский Б. С. Русские народные песни [Ноты]: в обраб. для балалайки с фп. / общ. ред. А. Илюхин. - Л. : Музгиз, 1953. - 84 с.
  • Репертуар балалаечника: русские народные песни в обработке для балалайки с фортепиано Б. Трояновского [Ноты]. Вып. 2. - М. : Музыка, 1966.- 41 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Трояновский, Борис Сергеевич

К своему удивлению, когда я туда пришла, я не смогла даже войти внутрь – магазин был битком набит людьми. Видимо привезли что-то новое и никто не хотел оплошать, оставшись без новинки… Так я стояла в длиннющей очереди, упорно не собираясь уходить и терпеливо ожидала когда уже наконец получу свои любимые пряники. Двигались мы очень медленно, потому что комната была набита до отказа (а величиной она была около 5х5 м.) и из-за огромных «дядей и тётей» я ничего не видела. Как вдруг, сделав следующий шаг, я, с диким воплем, кубарем полетела по грубо сбитой деревянной лестнице вниз и шлёпнулась на такие же грубые деревянные ящики...
Оказывается, хозяин, то ли спеша продать новый товар, то ли просто забыв, оставил открытой крышку своего (семиметровой глубины!) подвала, в который я и умудрилась свалиться. Ударилась я видимо весьма сильно, так как совершенно не помнила, каким образом и кто меня оттуда вытащил. Вокруг были очень напуганные лица людей и хозяина, без конца спрашивающего всё ли у меня в порядке. В порядке я конечно же была вряд ли, но признаваться в этом почему-то не хотелось и я заявила, что пойду домой. Меня провожала целая толпа... Бедную бабушку чуть не хватил удар, когда она вдруг увидела всю эту ошеломляющую «процессию», ведущую меня домой…
Я пролежала в постели десять дней. И, как оказалось позже, считалось просто невероятным, что мне удалось отделаться всего л ишь одной царапиной после такого ошеломляющего «полёта» вниз головой на семиметровую глубину... Владелец Шрейбер зачем-то ходил к нам каждый день, приносил килограмм конфет и всё спрашивал, правда ли я хорошо себя чувствую... Честно говоря, выглядел он весьма напуганным.
Как бы там ни было, но думаю, что «подушку» мне точно кто-то подстелил… Кто-то, кто считал, что разбиваться мне тогда было пока ещё рановато. Таких «странных» случаев в моей, тогда ещё очень короткой, жизни было очень много. Одни случались и после этого очень быстро уходили в небытие, другие почему-то запоминались, хотя не обязательно были самыми интересными. Так я, по какой-то мне неизвестной причине, очень хорошо запомнила случай с зажиганием огня.

Вся соседская ребятня (включая меня) очень любила жечь костры. А уж особенно, когда нам разрешалось жарить в них картошку!.. Это было одно из самых любимых наших лакомств, а такой костёр мы вообще считали уже чуть ли не настоящим праздником! Да и разве могло сравниться что-то ещё с обжигающей, только что палками выуженной из горящего костра, сногшибающе пахнущей, усыпанной пеплом картошкой?! Надо было очень постараться, желая оставаться серьёзным, видя наши ждущие, напряжённо сосредоточенные рожицы! Мы сидели вокруг костра, как месяц не евшие, голодные Робинзоны Крузо. И в тот момент нам казалось, что ничего не может быть в этом мире вкусней, чем тот маленький, дымящийся шарик, медленно пекущийся в нашем костре!
Именно в один из таких праздничных «картошкопекущих» вечеров со мной и случилась ещё одно моё очередное «невероятное» приключение. Был тихий, тёплый летний вечер, уже понемножку начинало темнеть. Мы собрались на чьём-то «картошечном» поле, нашли подходящее место, натаскали достаточное количество веток и уже были готовы зажечь костёр, как кто-то заметил, что забыли самое главное – спички. Разочарованию не было предела... Никто не хотел за ними идти, потому что мы ушли довольно-таки далеко от дома. Попробовали зажечь по-старинке – тереть деревяшку о деревяшку – но очень скоро даже у всех самых упёртых кончилось терпение. И тут вдруг один говорит:
– Так мы ж забыли, что у нас тут с нами наша «ведьмочка»! Ну, давай что ли, зажигай…
«Ведьмочкой» меня называли часто и это с их стороны было скорее прозвище ласкательное, чем обидное. Поэтому обидеться я не обиделась, но, честно говоря, сильно растерялась. Огня я, к моему большому сожалению, не зажигала никогда и заниматься этим мне как-то не приходило в голову… Но это был чуть ли не первый раз, когда они что-то у меня попросили и я, конечно же, не собиралась упускать такого случая, а уж, тем более, «ударить лицом в грязь».