Трояновский Борис Сергеевич - Знаменитые люди на карте Псковской области.  Трояновский Борис Сергеевич - Знаменитые люди на карте Псковской области Звания и награды

Замечательный русский советский музыкант и общественный деятель, непревзойденный виртуоз на балалайке, Б. С. Трояновский родился в селе Ругодево Новоржевского уезда Псковской губернии. С самого раннего детства он узнал и полюбил русскую народную музыку, познакомился с народными музыкальными инструментами: балалайкой, пастушеским рожком, жалейкой, свирелью (парной дудкой). Первым учителем Трояновского был шестидесятилетний пастух, научивший его играть на балалайке с пятью навязными ладами. Именно от него будущий виртуоз получил самое ценное и сокровенное — понимание русского национального стиля и характера исполнения народных песен и наигрышей, нетерпимость к любой фальши в интерпретации народной музыки.

Концертную балалайку конструкции В. В. Андреева Трояновский впервые увидел у П. А. Адамовского. В возрасте одиннадцати лет маленький балалаечник-виртуоз дал свой первый концерт в Старой Руссе. В Петербурге, куда он переехал после окончания великолукского реального училища, произошла его встреча с В. В. Андреевым, сыгравшая огромную роль в творческой жизни молодого музыканта.
В декабре 1904 года в зале Николаевского кавалерийского училища в Петербурге состоялся первый концерт Трояновского. А 5 января 1905 года он впервые выступил в качестве солиста Великорусского оркестра, созданного и руководимого В. В. Андреевым. Работа виртуоза-балалаечника в этом оркестре (1904—1911) представляет собой чрезвычайно важный этап становления и расцвета таланта этого исключительно одаренного артиста. С большим успехом проходили концерты оркестра при участии Трояновского во многих городах России. Триумфальными были и гастрольные поездки по странам Европы (1908—1910) и Америки (1910— 1911).

В 1911 году Трояновский ушел из оркестра и начал концертировать самостоятельно.
Интересным и разнообразным был его концертный репертуар. Наряду с мастерскими переложениями для балалайки пьес классического репертуара («Пляски смерти» Сен-Санса, фантазия на темы из оперы Ж. Визе «Кармен», «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова) в него включались виртуозно обработанные народные песни («Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая» и многие другие).

Б. С. Трояновский

Выдающееся мастерство Трояновского получало самую высокую оценку. «Королем техники», «блестящим виртуозом» называл его В. В. Андреев. В 1909 году
Л. Н. Толстой пригласил прославленного музыканта к себе в Ясную Поляну и, восхищенный его игрой, сделал следующую надпись на фотографии: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытной талантливой игрой». В одной из рецензий Трояновского сравнивали с известным скрипачом Я- Кубеликом.
Об исполнении Трояновского говорили, что балалайка в его руках— живое существо, то смеющееся, то плачущее, то говорящее. Казалось, нет таких художественных и технических трудностей, которые бы не мог преодолеть этот музыкант, неустанно работавший над совершенствованием своего исполнительского мастерства.

В 1919 году Трояновский совместно с П. И. Алексеевым организовал первый в Москве профессиональный оркестр русских народных инструментов, впоследствии ставший Государственным оркестром русских народных инструментов имени Н. П. Осипова. С этим оркестром Трояновский выступал неоднократно и с неизменным успехом. Огромное общественное значение имели выступления Трояновского перед рабочей и крестьянской аудиторией, которые проходили непосредственно в рабочих клубах, в деревнях и на предприятиях. Эти концерты сопровождались лекциями и дискуссиями о роли и значении народной музыки, народных музыкальных инструментов.
По инициативе Трояновского в Боровичах была организована фабрика «Русская балалайка», изготовившая немало превосходных инструментов, необходимых профессиональным музыкантам и любителям музыки. Трояновский активно участвовал в организации и проведении конкурсов и смотров художественной самодеятельности. В 1939 году он был членом жюри Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах .

Во время Великой Отечественной войны Трояновский оставался в осажденном Ленинграде, где неоднократно выступал перед рабочими, солдатами, матросами. Искусство этого выдающегося артиста воодушевляло героических защитников города, помогало им переживать трудности блокады, придавало им новые силы для борьбы с врагом. Последнее выступление виртуоза состоялось в 1948 году на концерте памяти В. В. Андреева.
В. Куликов

(1883-1951)

Российский музыкальный самородок - виртуоз. Его называли «русским Паганини», «виртуозом», «королем балалайки», «балалаечником Кубеликом» (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом - основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Родился 15 апреля 1883 года в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти. Учился в Великолукском реальном училище.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и написал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой». Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Бориса Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра Александром Михайловичем Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского», «Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник».

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли «на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс».

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание «солист его императорского величества». Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Борис Сергеевич Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как «Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая», «Цвели, цвели цветики», «У ворот, ворот», «Я с комариком плясала», и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.

С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как «Пляска смерти» Сен-Санса, «Фантазия на темы оперы Кармен», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.

Сегодня в Пскове: October 28, 2019 04:08:38

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 2
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Музыкант, основоположник современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. Его называли «русским Паганини», «виртуозом», «королём балалайки», «балалаечником Кубеликом» (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Родился в селе Ругодево Новоржевского района. Учился в Псковском и Великолукском реальном училищах. В 1904 - 1911 годах был солистом Великорусского оркестра В. В. Андреева. Много ездил по России. Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашён в Виндзорский замок играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Встречался с писателем Л. Н. Толстым в Ясной Поляне, который подарил балалаечнику свою фотографию. В 1915 году музыканту было присвоено звание «Солист Его Императорского Величества». В Первую мировую войну (1914 - 1918 годы) выступал на фронте перед русскими солдатами и офицерами. Делал обработки народных песен. Написал сюиту для балалайки с симфоническим оркестром. После Октябрьской революции 1917 года в России выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов. В Великую Отечественную войну (1941 – 1945 годы) жил в блокадном Ленинграде, выступал с концертами в частях Красной Армии, по радио. Приезжал в город Новоржев с концертами. С 1993 года стали проводиться фестивали в честь Б. С. Трояновского, в которых принимают участие известные певцы и музыканты России, а также музыкальные коллективы Псковской области. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рожд. - д. Ругодево Новоржевского у.. Место смерти - Л-д. Музыкант. Увлекся игрой на балалайке, стал учиться играть, перенимая у деревенских «учителей» их манеру и приемы. Вначале играл на простой самодельной балалайке, но, познакомившись в Пскове с П. А. Адамовичем, большим любителем этого инструмента, выучился игре на усовершенствованной, хроматической. Первое публичное выступление состоялось в 1904, в СПб., после чего последовало приглашение в качество солиста в оркестр В. В. Андреева. В 1908 - 1911 вместе с оркестром Т. гастролировал в Германии, Англии, Франции и США. В 1909 встречался в Ясной Поляне с Л. Толстым, высоко оценившим самобытную игру балалаечника. В 1911 - 1913 гастролировал по России, а в 1913 стал одним из организаторов концертного ансамбля, выросшего впоследствии в оркестр русских нар. инструментов им. Осипова. В 1919 Т. заведовал муз. секцией при ЦИКе РСФСР. В 1920 - 1930-е много ездил по стране, встречался с любителями игры на балалайке в школах, клубах, домах культуры. В годы ВОВ жил и работал в Л-де, создав в 1943 сюиту для балалайки с симфоническим оркестром. В послевоенные годы им было составлено 6 сб. переложений классического репертуара для балалайки. Концертная деят. Т. продолжалась до 1951. Т. написал ок. 100 произведений для балалайки с фортепиано, более 40 концертных обработок русских нар. песен и 15 произведений для пения в сопровождении балалайки и пяти домр.

Борис Сергеевич Трояновский был российским музыкальным самородком - виртуозом. Он основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Родился в Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского" "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки". "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс".

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Яс комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.

Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) был российским музыкальным самородком - виртуозом. Его называли "русским Паганини", "виртуозом", "королем балалайки", "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом - основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Родился в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева . Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по её приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в её театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор "Войны и мира" подарил балалаечнику свою фотографию и написал: "Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой". Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: "В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!"

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет: "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского", "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки", "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс".

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Я с комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель. Именно как мастер народного репертуара вошел Трояновский в историю балалаечного исполнительства.

С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как "Пляска смерти" Сен-Санса, "Фантазия на темы оперы "Кармен", "Испанское каприччио" Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.