Трусам здесь не место — отзыв на ироничный триллер — комедию «Парень с нашего кладбища» (2015). Где раньше жили печенеги

Красная дорожка и живые скульптуры перед входом в Национальную оперу. Акробаты, ленты и огневые вспышки на сцене. Плюс прямой эфир на Первом Национальном. Так эпически и не без пафоса встречал Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (главный организатор действа) номинантов «Телетриумфа».

Ведущие на сцене сменяются попарно: Светлана Леонтьева, Игорь Татарчук, Лариса Губина... В перерывах между вручением статуэток - «Цирк Кобзов», группы «ТІК» и «Екс-президенти». Номинаций - 20. Специалистов экспертного совета - 68 (медиаменеджеры, телеведущие, журналисты, чиновники). Главные фигуранты шорт-листа - мощные центральные телеканалы. Василий Илащук, президент НТКУ еще перед церемонией рассказал «Дню» о сложностях с оцениванием работы телевизионщиков:

Это комплекс работ. Телевидение зависит не только от одного автора, редактора, журналиста, корреспондента. Телевидение - это и звукорежиссер, и звукооператор, режиссеры, видеоинженеры, водители наконец. Это комплексная работа, поэтому оценивать ее довольно сложно.

Вручают статуэтки министры, заместители, ученые, шеф-редакторы. Василий Вовкун, министр культуры и туризма Украины, передавая награду в руки лучшей ведущей информационных передач Лидии Таран («5 канал»), выражает надежду, что на украинском телевидении скоро появятся, кроме политических и социальных, еще и культурные новости. Художественный руководитель кинофестиваля «Молодость» и глава Украинской кинофундации Андрей Халпахчи желает, чтобы украинское телевидение становилось не просто потребителем видеопродукции, а прежде всего ее производителем.

Постепенно абсолютное большинство наград - девять - переходит в руки телеканалу «1+1». Напомним, что еще три награды достались «Интеру», по одной - «5 каналу» и «Украине». Награждены также львовская ТРК «Люкс» и продакшен «Студия Пилот». В трех номинациях («художественный фильм (сериал)», «региональная передача» и «специальная премия Нацсовета») победителей не нашлось.

Украинский дизайнер Оксана Караванская, которая проходила в номинации «Дебют», уступила Сергею Рахманину и его «Дуэли». Пани Оксана рассказала, что согласилась на участие в проекте «Модный приговор» из-за любопытства. Вместе с тем ничего нового в телевизионной тусовке так и не нашла:

На самом деле я в первую очередь дизайнер, поэтому, наверно, мне было очень интересно посмотреть на телевизионную тусовку. Вот и все. Я уже неоднократно была в модных тусовках, поэтому могу сказать, что лица все одни и те же. На самом деле все играют по тем же правилам, что и всегда, ничего не меняется, никаких разочарований или новых идей...

С «Интером» у дизайнера-телеведущей заключен годовой контракт.

Возможно, он продолжится, - предполагает пани Оксана. Но уже не «Модным приговором», а другими проектами.

Впервые введенная Нацсоветом номинация «Возрожденная история» сразу же наделала шума. Точнее не сама номинация, а ее лауреатка - журналистка «ТСН» Леся Сакада-Островская. Свой «Телетриумф» Леся получила за цикл сюжетов об украинских реликвиях, найденных в Швеции.

Поднявшись на сцену за наградой, журналистка произнесла речь, которую медиакруги, наверное, будут помнить еще долго. В частности, она рассказала, что на награду продукт своей работы она выдвинула сама, ведь руководство канала не уважает ее и ее работу.

Хотели обидеть меня, а унизили украинскую историю, - прокомментировала свое решение уже после церемонии Сакада-Островская.

Со сцены журналистка красноречиво охарактеризовала политику украинского телевидения:

Мы сами, телевизионщики, очень упрямо превращаем украинцев в стадо.

Впрочем, последствий своей речи она не боится:

Чего бояться? Трусам здесь не место. Из «ТСН» меня только вынесут. Как Брежнева, - шутит Леся. - Дело в том, что если вы следите за эфирами, я давно там отсутствую. У меня своя война, своя игра. Но я люблю этот канал, и пока меня оттуда со скандалом не выгонят, не выпихнут, я буду сидеть там... Сейчас у меня есть сериал, который, к сожалению, не утвердили. Один ученый подсказал мне, что такие герои русской культуры, как Федор Достоевский, оказываются, родом из Украины. Родовые имения этого писателя были на Виннитчине, сам он родом из Винницы. Есть целый список, и там столько фамилий и эти фамилии такие, что если с этой точки зрения посмотреть на русскую культуру... Но этот сериал неформатный. Я - неформатная. И я выжидаю время, когда я стану форматной. У меня есть предчувствие, что что-то изменится. Ну не может быть так. Что-то должно измениться.

На протяжении последней недели дискуссии и обсуждения вокруг «Телетриумфа» не утихают. Все стараются указать Нацсовету на его ошибки, прежде всего ссылаясь на некорректное выделение номинаций, неактивную работу экспертной комиссии и даже на уровень организации самой церемонии. Нацсовет же от всех претензий и обвинений открещивается, называя их безосновательными.

Правда, если точно, то недовольство деятельностью Нацсовета началось значительно раньше. Коммерческие каналы, которые входят в состав «Индустриального телевизионного комитета», побили горшки с этим регуляторным органом из-за его политики, которая, по их мнению, убивает телевизионную отрасль. Таким образом, так называемые пинчуковские каналы («ICTV», «СТБ» и «Новый») конкурс решили бойкотировать. Но «СТБ» все же получил награду. Журналистской премией «Фаворит телепечати» наградили проект журналистских расследований «За окнами». Заместитель председателя правления СТБ по информационному вещанию Алексей Мустафин, получая «Телетриумф», недвусмысленно намекнул, что Нацсовету с индустрией ругаться не пристало. Вообще господин Мустафин, рядом с Лесей Сакадой-Островской, оказались на этом празднике самыми непредсказуемыми ораторами. Так же, как спич журналистки «ТСН», слова заместителя председателя правления СТБ погрузили часть зала в напряженное молчание. Новости не должны начинаться на «с», «г» или любые другие буквы, сказал господин Мустафин, прямо намекая на нововведение в новостийной службе «1+1». Разве такое говорят со сцены в прямом эфире? Наверное, именно так в этот момент думала часть зала. И еще и Наталья Катеринчук, автор нового формата «ТСН», только что сошла со сцены. И не с пустыми руками, а с «Телетриумфом» за лучшую информационную передачу...

То есть очевидные противоречия были. И претензии к организаторам, судя по всему, небезосновательны. Но кто виноват и что делать, традиционно, неизвестно.

Вестерны, конечно, – самый американский жанр. Никто и не спорит. Если бы не вестерны, вообще не было бы никакого кино. Именно на истории Элиа Казана, Фреда Зиннеманна, Ховарда Хоукса, Джона Хьюстона, Кинг Видора, Джона Форда шли в синематограф первые американские зрители.

Известный историк и теоретик кино Андре Базен в статье «Вестерн, или избранный жанр американского кино» писал: «Вестерн - единственный жанр, истоки которого почти совпадают с истоками самого кинематографа, единственный жанр, который после неизменного полувекового успеха по-прежнему полон жизни». И вот этот наш нелепый и наивный, но такой всеми любимый «Человек с бульвара Капуцинов» – он именно об этом.

А вестерн и спустя сто лет полон жизни. Сейчас в нулевые-десятые – настоящий вестерн-ренессанс. Тарантино снял несколько фильмов на тему. Каждый год выходят всякие «Недруги», «Костяные томагавки» и «Джейн берет ружье», ремейки «Великолепной семерки», «Поезда на Юму» и многое другое. Самая популярная компьютерная игра сейчас – Red dead redemption 2. Главный хит на HBO – «Мир Дикого Запада». А на фестивале в Венеции оказалось сразу три вестерна: «Баллада Бастера Скраггса» Коэнов, австралийский «Соловей» Джениффер Кент и французский вестерн «Братья Систерс» Жака Одиара.

Французских вестернов не так много, они в основном комедийные и их, конечно, невозможно сравнивать с итальянскими от Серджио Леоне и Серджио Корбуччи, которые благодаря Клинту Иствуду и Франко Неро придумали новый жанр – «спагетти-вестерн». Но это было в 60-е.

А «Братья Систерс» получили в Венеции «Серебряного льва». В отличие от Дженнифер Кент и новых Коэнов. Поэтому про них и разговор, тем более что ни «Соловья», ни «Балладу Бастера Скраггса» в кино не покажут.

Начинается фильм в полной темноте с пения цикад, которое прерывают выстрелы. Это история про двух наемных убийц, охотников за головами братьев Систерс. Их играют Джон Си Райли и Хоакин Феникс. В Орегоне 1851 года они работают на когда-то опасного, но уже отошедшего от дел бандита по кличке Командор. Его играет (хотя это сложно назвать полноценной ролью) Рутгер Хауэр.

Да, вестерны – это еще и про естественный отбор, про то, что выживает сильнейший. Но французы почему-то, декларируя это, используют прием Джима Джармуша. Вот и «Братья Систерс», как и «Блюберри» Яна Кунена 2004 года, снимают как будто по мотивам «Мертвеца». В «Братьях» даже охотники на опоссумов есть в меховых шапках этих. Правда, никто из французов не осмелился на джармушевскую меру условности. Ну, в смысле декораций и мотивации персонажей.

Слабак должен умереть на Диком Западе. Но у Кунена, выращенный индейцами, он становится шерифом, а Одияр выворачивает «Мертвеца» наизнанку и делает главными героями наемных убийц. Следующие два часа длится роуд-муви: братья-убийцы попадают в передряги, стреляют в случайных медведей, едят пауков, напиваются, снимают проституток и грабят салуны.

Их цель на этот раз не совсем бесполезный на Диком Западе человек – Герман Хермитт Ворм, химик. И он изготовил специальный реагент, который, смешиваясь с водой, делает видимым золото на дне реки (середина 1850-х – времена «золотой лихорадки» в США). И все окрестные бандиты от Орегона до Техаса отправили по следу ученого своих людей, чтобы завладеть формулой реагента.

Так же как у Уильяма Блэйка из фильма Джармуша, у слабака есть проводник и защитник, но на этот раз это не толстый индеец, а Джейк Джилленхолл с великолепными усами, он тоже работал на Командора и должен был выследить химика, чтобы потом передать убийцам, но вместо этого присоединяется к незабудочному идеалисту Ворму и сопровождает его. Потому что и сам такой же.

Герои рано или поздно встретятся и кто-то в результате неизбежно умрет, но перед этим каждый из них расскажет историю о своем отце. И когда Одияр даст зрителям понять о каждом из персонажей, кто он и откуда, он неизбежно перейдет к рассуждениям о том, куда их всех это приведет. И как так получилось, что все эти чокнутые фанатики вперемешку с маньяками и охотниками за головами в итоге смогли построить «Америку». Ну потому, что французские режиссеры не только комедианты и идеалисты-романтики, они еще и философы.

Трусам здесь не место

Ослепший старый маг ночью по лесу бродил.
На кладбище разлил он волшебный эликсир.
И лишь проговорил:
«Что ж я, старый, натворил?..»

Одному Всевышнему только известно, кто тут чего разлил, зачем бродил и не завелся ли в местном могильнике собственный мертвый анархист. С мрачным типом в черном кожаном плаще или без оного, а на этом кладбище явно неспокойно, и ужасов хватит на целый городок. Нет, гробы с покойничками над крестами не летают, мертвые с косами не стоят, земля торфяниками не взрывается, а памятники светопреставлений не устраивают. И все же что-то не так, раз крепкие мужики, которых принимают сторожами, рысью уносятся с кладбища. Суровому владельцу провинциального некрополя с чапаевским именем-отчеством так и пришлось звать на подмогу своего племянника, которому как раз остро понадобилось заработать. А парнишка-то орел! То ли Николай, как крепкий, бывалый боец, то ли просто Коля, как симпатичный субъект с душой романтика, но теперь обитель мертвых под надежным взором, ибо это вам не просто сторож, а натуральный охранник, который не спит, а бдит.

Вообще-то в самом страхе перед кладбищем, могилами и загробной жизнью ничего странного или постыдного нет. Недаром в деревнях и по сей день среди ребятни практикуются испытания на храбрость - провести ночь в таком месте, коли не дрейфишь. Охраннику же трястись аки осиновый лист не положено, он и не трясется, благо хоть и тихая земля, но неспокойная, только и успевай любителей тырить цветы с могил да сельскую алкашню сгонять. Кладбище-то не простое, раз местная братва своим драгоценным вниманием одаряет, а уж как ночь приходит, то даже бравый мужик не хилого роста едва в Буратино не обращается, ведь чудес на этом поле не счесть. Николаю, однако, длинный деревянный нос точно не нужен - он хоть и не шибко умный, зато сноровистый и от опасностей, сверкая пятками, бегать не будет. Это вам конечно не защитник сирых и убогих, и не какой-нибудь герой нашего времени, но внушительная фигура человека, на которого можно положиться в любой внештатной ситуации, тем более Александр Паль, в отличие от пары режиссеров, не новичок в кино, и образ выстраивать уже научился. И кого бы ни встречал свежеиспеченный охранник на своем посту, а его, кажется, и зеленоглазый пес с белой шерстью врасплох не застанет. Стало быть, знаменитый лозунг «Moscow never sleep» обрел новую жизнь.

Спи - не спи, а неразбериха все равно приходит, когда ее и не зовут. Дебютная лента братьев Чижиковых практически доверху наполнена легким, ненавязчивым юмором, добротным саспенсом и оккультной атмосферой, раз за разом меняющей облик. В таком режиссерском подходе заметно сквозит неразборчивость в средствах, желание сделать фильм и романтическим, и приключенческим, и в меру страшноватым, про сатиру на идиотские эзотерические шоу не забыть - едва не оборачивается сущим абсурдом, которого удалось избежать не в последнюю очередь благодаря обаянию действующих лиц. Пусть из Сашки Паля так себе истребитель нечистой силы, зато к этому парню сложно не проникнуться, если в каждом его движении ощущается уверенность, не по годам нажитая солидность и внимательность к чужим переживаниям. Под стать ему и колоритный Александр Ильин, чей взбалмошный директор кладбища вышел пародией на недалеких, зато чрезвычайно оборотистых начальников различного ранга. И конечно подлинной душой фильма стала Кристина Казинская, чья загадочная путешественница по могилам не только взбаламутила молодого парня, но и внесла ощутимый вклад в формирование ауры мистической притягательности жутковатого места.

Залог успеха при знакомстве с наспех слепленными фильмами - не ждать слишком многого, дабы потом не пришлось в стотысячный раз восклицать, какие в российской кинематографии бракоделы, и как у нас вообще все плохо. Далеко не обязательно сразу вешать на симпатичную картину культовый статус, а ее главного лицедея в униформе и с дрыном наперевес нарекать преемником Данилы Багрова. Полноте. В современном мире никому уже не нужен механистичный солдат, наводящий справедливость при помощи самых непопулярных средств. Куда интереснее тронуть за душу зрителя, не стесняться штампов, а преподнести их с иронией. Если кино реально способно рассмешить хотя бы сценой разговора охранника двумя бандитами-близнецами, один из которых сурово взирает с гранитного монумента, оно удачное. Безродные, малоизвестные актеры с какой-то нескромной легкостью оказались способны умело обыграться с мистикой на зависть раскрученным и до смерти всем надоевшим личностям, которые давно больше часть народного фольклора, чем гордость отечественного кино.

Говорить о светлом будущем режиссеров Чижиковых и сценариста Серышева преждевременно. Уже одно то что «Парню с нашего кладбища» удалось добраться до «Кинотавра», не затеряться в его закутках, а после и выйти в народ, говорит о хорошем старте. Не всем ведь снимать кино с неприподъемными претензиями на «Оскар» или цитируемость в массах, можно просто подарить людям возможность провести вечерок за просмотром очень легкой, динамично снятой картины, в которой найдется место скромной любви, настоящей отваге, остроумным выходкам и увлекательному расследованию. Итоговый по-индийски зажигательный танец заказан во славу многострадального российского кино, которое еще рано заколачивать в ситкомовский гроб и заказывать по нему комедиклабную панихиду. У нас очень даже могут снимать, а наш русский парень Коля не хуже заморского Итана Ханта. Заходите на кладбище и убедитесь сами.

Но в тишине ночной
В подвале кто-то рявкнул:
«Хой!»

Nightmare163

Нормальный фильм

Фильм заинтересовал своим актером, маленький бюджетом ($50 000) и продюсером Сергеем Сельяновым. И все-таки последний аспект был наиболее важным. Сейчас наверно любого актера можно заманить в любой фильм, абсолютно такого же любого качества. А вот на продюсера давно отлично себя зарекомендовавшего - можно положиться, тем более работающего на фильме с таким бюджетом, а это на минуточку всего лишь половина бюджета «Неадекватных людей».

Кинофильм «Неадекватные люди» тут не случайно. При просмотре трейлера и части фильма, не покидает ощущение, что это новый фильм Романа Каримова, такого консервированного, без какого либо роста и изменений. Но нет, это фильм других молодых режиссеров, который на проверку оказался вполне себе годным продуктом.

Фильм на самом деле довольно простой, не считая умело подкрученной сюжетной линии, что выходит далеко не у всех. Никаких новых образов в фильме нет. Александр Паль, играет все того же парня с нашего двора, только уже без гоповских замашек. Все остальные так вообще исполняют свои привычные образы: Игорь Жижикин - бандит, Александр Ильин - подлый капиталист.

В картине много съемок на натуре, с учетом такого бюджета, можно предположить, что кто-то работал за еду. В переносном смысле конечно, но не за привычный гонорар. Что говорит о добротном сценарии. Снято всё качественно, в разных стилистиках: мистика и комедия. Присутствуют шутки, посмеяться от души не удастся, но улыбнуться они заставят.

В итоге. Советовать идти на этот фильм трудно. Как таковой романтики там не много, есть любовная линия - но не та ради которой стоит идти с кем-то. Комедии там тоже не много. Но если не знаешь куда сходить, а сходить надо - иди на «Парень с нашего кладбища». Его смело можно смотреть, но не обязательно в кинотеатре.

Их участок № 10 самый большой в больнице, у них на попечении 1 400 детей вместо положенных 800. При этом нулевой показатель детской смертности – практически нереальный результат для педиатра.

8:50

Коридоры переполнены родителями и детьми, гвалтом и очередями без начала и конца. Сегодня прививочный день, поэтому людей в поликлинике много.

Дети всегда выносят сор из избы. Они настолько отождествляются со своими родителями, настолько зеркальны, что легко можно понять, у кого проблемы с нервами, кто решает вопросы подзатыльниками, чей дом наполнен любовью, а кого давно уже ничего не интересует. Наблюдаю за мальчиком, который ходит по коридору, всех цепляя и пытаясь спровоцировать драку. На его поддёвки никто не ведётся, и он просто вопит от ярости. Его мама долго объясняет по телефону, что её собеседник тупой, а потом вдруг взвивается с места и рывком выдёргивает мальчика из толпы, бормоча нестрашные, но злобные ругательства.

Выговариваю что‑то нелепое вроде: «Я не на приём, мне по другому делу», дабы втиснуться в крошечный – метра три на три – кабинет Виктории вне очереди, и проталкиваюсь под всеобщее неодобрение: «Да-да, нам всем только спросить». Рабочий день начинается.

Фото Ольги Алфёровой

9:10

Сегодня у нас по записи 18 человек, плюс три по вызову.

Значит, освободимся не поздно?

Виктория усмехается. Она много улыбается, больше правой стороной лица, отчего улыбка приобретает ироничный оттенок. На ней медицинская форма с оленятами. На стенах поверх многосоставного орнамента из разных кусков обоев наклеены картинки с персонажами мультиков. Напротив детского стула красная антропоморфная машина, которая притягивает взгляд всех мальчиков старше двух лет. Есть несколько милых штучек для детей: измеритель роста в виде мягкой игрушки, поющие весы, которые сообщают «11 кг 200 г» так, как будто это известие о вручении Оскара юному герою.

Ой, какие мы молодцы, – умиляется Виктория. – Хорошо кушаем? С прошлого раза 300 г набрали! А глазки почему красные?

Это всё бабушка, вы же их знаете…

Бабушки – главный разлагатель дисциплины в семье. Всё время норовят подсунуть ребёнку малину поаллергичней. Управы на них нет, беседы не помогают: всё понимают, но искушение покормить внучка красной спелой ягодой слишком велико.

Тогда прививку сейчас не ставим, приходите на следующей неделе сразу в процедурную. Я уже в отпуске буду.

Как? Нет!

Я буду приходить во время отпуска, если что‑то нужно – заходите. Или звоните мне, телефон вы знаете.

Фото Ольги Алфёровой

10:20

Малыши прибывают. Сначала принимают тех, кто помельче. Дети постарше терпеливо ждут, но тоже начинают уставать. Грудных перекладывают, раздевают и одевают, слушают, измеряют и взвешивают, узнают, освоили ли они умение сидеть, жевать и другие полезные в жизни навыки.

Наслышанная о нелёгком счастье материнства, удивляюсь приходящим мамам. Красивые, спокойные, подтрунивающие над своими младенцами, без суеты и тревожности. Поликлиника находится в благополучном районе, где живут обеспеченные люди. Это я понимаю ещё до того, как поеду с врачом в коттеджный посёлок с большими благоустроенными домами. Понимаю не по ухоженным волосам, хорошей обуви или по планам махнуть в Грецию ненадолго. Просто за один приём пришли четыре многодетные матери, среди них – взявшая шесть приёмных. И вот это спокойствие в каждом движении и фразе. Уверенность какая‑то, расслабленность: завтра будет, и будет неплохое – значит, можно рожать ещё. Очень просто.

11:10

Похоже, при походе к врачу многие соблюдают какие‑то одним им известные правила поведения. Врач один – значит, нужно заходить по двое. Конечно, если по трое не получается. Если доктор беседует с пациентом – нужно его перебить и постараться выяснить ответ на свой вопрос по‑быстрому. Вопросы со справками, печатями и подписями не требуют ожидания в очереди. Также не нужно запоминать указания и просьбы врача – нужно просто переспрашивать снова и снова, от приёма к приёму.

К 11 часам прошло уже около 30 пациентов – пинетки, разноцветные ногти, писк игрушек, воркованье малышей, прививки, 11 кг 200 г, аллергены и пюрешки сливаются в моей голове в мельтешащий калейдоскоп.

Фото Ольги Алфёровой

Виктория и Мария чувствуют себя совсем иначе. Ни одного лишнего движения, ни одной напряжённой нотки в голосе. Шутки, улыбки. Они отличают одного человека от другого, помнят, о чём общались в прошлый раз, и уточняют, как там Ксюша и куда поступил Виталик.

Некоторые бывшие подопечные Виктории приходят к ней уже со своими детьми. Извиняющимся тоном спрашивают: «Я в пятницу не смогу, можно отец придёт?»

Выбор тона не случаен. Папы умилительнее всех малышей. Они делают большие дела, строят дома и приезжают на классных машинах. И теряются перед детским доктором. Не знают, сколько их детям точно лет. Чем кормят и что умеют. Вопрос о перенесённых болезнях отправляет папу в нокаут. Не используют в речи пресловутое «мы», в отличие от мамы и доктора.

12:15

Я хочу всего сразу: умыться, подышать воздухом, оказаться в тишине, пообедать и кофе. Приём должен был закончиться 15 минут назад, но в коридоре ещё ждут пациенты. Не выдерживаю и дезертирую, пока будущие студенты заходят оформлять медицинские документы для поступления. Кто‑то с мамой, кто‑то сам. Почти все собираются уезжать в Москву. Почти все известны Виктории с рождения. Половина выскальзывает из кабинета молча и не прощаясь.

Фото Ольги Алфёровой

12:53

Приём закончился на 53 минуты позже. Это время, отведённое на обед. Вместо него остаётся 7 минут на кофе с пряником, потому что в 13:00 нужно выезжать по вызовам. Я угощаюсь печеньем с записочкой внутри:

«В ближайшее время ваша жизнь наполнится чудесами».

Не сомневаюсь в этом, как и в том, что одно из чудес – прямо передо мной. И Виктория, и Мария не иначе как архангелы небесные. Потому что вместо положенных 18 пациентов они приняли ровно 50 человек. Это примерно четыре с половиной минуты на каждого, кого нужно послушать, взвесить, кому‑то померить температуру, кому‑то – дать рекомендации или назначить лечение. А поскольку это дети – ещё и правильно к ним подступиться, иначе они ни за что не откроют рта и не позволят доктору себя послушать.

Раньше Виктория и Мария вместе ходили в фитнес-центр, сейчас времени катастрофически не хватает. Они ежедневно работают на приёме и ездят по вызовам. Плюс два дежурства по больнице в месяц. Плюс работа в боксе для заболевших детей. Плюс известное количество бумаг и отчётов. Рабочий день начинается в восемь и заканчивается глубоким вечером. По норме он должен длиться 7 часов 42 минуты.

Работа на участке считается самой трудной в поликлинике именно из‑за количества пациентов и текучего характера работы. Выпускники медвузов не спешат сюда устраиваться. Недавно молодая специалистка уволилась через два дня после выхода на работу. В итоге людей не хватает и большинство врачей трёх педиатрических отделений поликлиники работает на полторы ставки. В их ведении 25 тыс. детей, 60 % штата – пенсионеры.

Фото Ольги Алфёровой

13:15

Мы отправляемся по вызовам, которые поступили в течение дня. В программе: новорождённые дети, которым нужно провести профилактический осмотр, заболевшие и те, которые находятся под патронажем больницы: из неблагополучных семей, инвалиды. Здесь всё повторяется, как во сне: фонендоскоп, микстуры, карточки, бахилы, рецепты.

Катаемся на уазике. Он один на три отделения, водитель Роман чинит его время от времени.

По пути задаю вопросы, которые на поверку оказываются риторическими, на которые отвечают таким «хм» с усмешкой, иронично-намекающим, вроде «Ну вы ж не маленькая, должны сами всё понимать»: «За чей счёт чините машину?», «Много пациентов – значит, зарплата большая?», «Как боретесь с эмоциональным выгоранием?» и так далее.

«Защита от выгорания? А какие могут быть границы между мной и ребёнком? Как я могу его лечить и не сопереживать? Конечно, я каждого знаю, и про его семью, и про его характер. По‑другому они и сами ко мне не пойдут: будут бояться. Поэтому только так».

Фото Ольги Алфёровой

15:20

Возвращаемся в больницу. Сегодня пациентов больше не будет, я собираюсь домой и почти валюсь с ног. Виктория и Мария остаются. Впереди полдня бумажно-отчётных ритуалов по сегодняшнему дню.

Знаете, а ведь мой сын всё это видит, всё понимает – и всё равно выбрал профессию врача. Правда, он поступил дальновиднее: отучился на стоматолога, вот на днях диплом получает. Кстати, здесь хорошее кафе есть, можете пообедать, – говорит Виктория.

Пойдёмте вместе, у вас есть время на перерыв?

Хм… Сегодня не до этого. Что ж, мы побежали, до свидания. И будьте здоровы!

Ольга Алфёрова

В середине сентября, если ничего не сорвётся, в наш университет приедет сборная по регби Оксфордского университета, чтобы сразиться в товарищеском матче с нашими ребятами. В следующем номере газеты мы опубликуем результаты игры. А пока - познакомимся с тренером сборной команды СФУ Валерьяном БАГДАСАРОВЫМ. Где можно поговорить с тренером по регби, как не на игре? Именно туда и отправился наш корреспондент.

На стадион я забегаю за пять минут до начала. На зелёном поле разминаются спортсмены, похожие на греческих богов. Вот-вот начнётся игра. Сегодня встречается московская команда «Спартак» и «Красный Яр». Пока стадион заполняется зрителями, а игроки готовятся к матчу, тренер, как настоящий комментатор, рассказывает мне все тонкости и правила игры в регби.

- Валерьян Иванович, а вы видели своих соперников из Англии, с которыми предстоит играть в сентябре?

- Я видел эту команду в прошлом году, когда они приезжали на игру в Казань. У них очень высокий уровень подготовки. Ведь в Англии регби - очень популярная игра. Но наша команда не отстаёт, и мы уже начали дополнительно готовиться. Будем тренироваться по три часа каждый день.

- А что это за команда, которая будет отстаивать честь Сибирского федерального университета?

- Сборная СФУ - не постоянная команда. В неё входят игроки из «Сибири», «Красного Яра» «Енисей-СТМ», студенты нашего университета. Одну игру с командой из Оксфорда сыграет эта сборная, а вторую - команда «Красный Яр».
Пока мы ведём беседу, на стадионе разворачиваются нешуточные страсти. Счёт на табло становится угрожающе опасным для команды «Спартак». «Красный Яр» совершает очередной занос. Но игроки «Спартака» не собираются сдаваться, не зря команда носит имя римского гладиатора.

Для тех, кто не знает: регби появилось в далёком 1823 году благодаря школьнику Уильяму Уэбби Эллису. Во время игры с друзьями в футбол возле школы Регби, Уильям взял в руки мяч и побежал к воротам. Так школьники договорились между собой, что не будут забивать гол ногами, а будут бросать мяч руками.

«Регби - уникальная игра. В ней соединены несколько видов спорта: футбол, бокс, шахматы, волейбол и баскетбол», - с гордостью говорит Валерьян Багдасаров.

- Но всё-таки она не такая популярная, как футбол. Почему?

- Она не так популярна в России, а в Англии, Новой Зеландии, Австралии, Южной Африке, Южной Америке регби занимает первое место среди игр.

Всё это время Валерьян Иванович неотрывно следит за тем, что происходит на поле, и разочарованно восклицает: «А, уронил мяч!.. Вспомнилось мне: такая же ситуация случилась в 2000 году, когда мы играли с чемпионами мира в Африке. Мои игроки вели первый тайм со счётом пять - ноль. Когда объявили дополнительное время, мой подопечный, решив обыграть чемпионов, побежал и уронил мяч. Мы проиграли. Это был самый азартный матч. В это время на другом поле шла игра между сборной Англии и Италии, но все зрители перешли к нам».

Как раз в этот момент два игрока на поле вступают в схватку. От силы удара, с которой их тела сталкиваются, по стадиону проносится треск. «Видишь, за мечом бежит один регбист, а атакует совсем другой. Знаешь, почему?» - спрашивает меня тренер. Я отрицательно качаю головой. «В команде у каждого игрока своя функция. Кто-то высокий, кто-то низкий, один худой, другой крепкий. Каждый игрок знает, какая у него сильная, а какая слабая стороны…».

- Наверное, не все выдерживают жёсткий характер игры. Кто остаётся в команде?

- Самые-самые. Кто-то уходит из-за слабости духа или травм. Одни ленятся, другие не умеют играть в команде. Остаются самые трудолюбивые и фанатично преданные. Команда вместе проходит через горечь поражения и радость победы. Когда больно, регбисты подставляют друг другу плечо. Здесь каждый друг за друга. Трусам здесь не место.
В прошлом году в Таганроге сборная СФУ стала чемпионом России среди студентов. Наши регбисты никогда не опускались ниже третьего места.

- А есть ли какие-нибудь приметы у спортсменов?

- Да, никогда нельзя говорить «Точно победим». Помню, играли с командой «Сибтяжмаш». Они были уверены, что победа останется за ними. И уже накрыли праздничный стол и открыли шампанское. Но последний гол был в нашу пользу. Мы вернули себе звание чемпионов и выпили их шампанское.

Моя личная примета - я никогда не бреюсь перед матчем и прихожу в одежде, в которой я был, когда моя команда одержала победу. Некоторые мои спортсмены даже ставят свечку в церкви, чтоб игра прошла удачно.

Трибуны зашумели, и тренер объяснил мне, что сейчас в игре был острый момент: мяч прошёл под воротами, гол не засчитали. Тут же возникает другая ситуация, из-за которой на поле выходит судья; один из регбистов нарушил правила игры - упал на землю, но мяч не отдал. Теперь команды будут разыгрывать мяч. Они строятся в колонны друг против друга, мяч кидают вверх, и каждая команда подкидывает своего игрока, чтобы он поймал мяч.

- Как вы будете отмечать окончание игры с английскими регбистами?

- Мы вместе накроем стол, за которым обязательно обсудим игру. Спортсмены выпустят пар, чтобы все претензии и споры остались на поле.

А этот матч закончился победой «Красного Яра». Болельщики ликуют. Теперь осталось дождаться предстоящей игры и поболеть за наших регбистов.