В списках не значился патриотизм. Эссе по повести Б

Ирина Санчес

Конкурсная работа 2014 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия

Они на небесах:

Им слава не нужна.

К подобным нас делам

Призвать должна она.

(Надпись на обелиске в Троице-Сергиевой Лавре)

Военное время осталось далеко позади. Идут годы... Стареют ветераны, все меньше остается людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом. Но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война остается как символ великого народного подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами и оставленной нам, потомкам. Для внуков сберегаются в семьях письма фронтовиков, ордена, вырезки из фронтовых газет. Но есть документы войны, которые являются достоянием всех. Это книги о войне: А. Твардовский «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», В. Быков «Сотников», «Альпийская баллада», Ю. Бондарев «Горячий снег»... Они повествуют о самых обыкновенных людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени нам.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые интересные, на мой взгляд, его произведения военной тематики повесть «А зори здесь тихие» и роман «В списках не значился», раскрывающий красоту духовного мира русского солдата.

Главный герой произведения – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках» Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...» А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало, и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.»

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех русских людей.

Николай погиб, но, как он сам говорил, солдаты, павшие на поле боя как герои, не умерли. Их нельзя убить. Умерли только те, кто малодушно сдались в плен и остались жить.

Николай Плужников – настоящий защитник своего Отечества. Мужественный патриот Родины, он до конца сражался за счастье и свободу русского народа.

Смерть не властна над такими людьми, как он, потому что ценой собственной жизни эти люди отстаивали правду.

Каждая эпоха выдвигает своих героев. В романе Б. Васильева «В списках не значился» таким героем стал «обыкновенный человек» Николай Плужников.

Прошли годы, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто не обращаем внимания, не вздрагиваем, даже не останавливаемся... Может, потому что это было давно? Или потому, что, зная все о войне, мы не знаем только одного: «Что это такое?» «Война – это чудовищная нелепица», горе, страдания, потери и подвиги многих безымянных героев. Они погибали, но не сдавались. Сознание долга перед Родиной и любовь к ней заглушали и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которую человек сознательно отдает свою жизнь. Обыкновенные люди сражались за будущее, за правду и чистую совесть мира.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор живет в сердце каждого русского человека. И хочется сказать вместе с поэтом Н. Добронравовым:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

3. Проблематика произведения

4. Основное содержание

5. Моя оценка книги

6. Список использованной литературы

1. Описание книг

Для своей работы я решила взять книгу Бориса Васильева «В списках не значился». Это художественный роман из цикла «Военная литература». Книга состоит из 5 частей, по 3 главы в каждой части. Книга была написана в 1974 году. Историки не любят легенд, но книга как нельзя лучше рассказывает о первых минутах Великой Отечественной воины, о неизвестном солдате, о защитнике нашей родины, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны в апреле 1942 года. Он мужественно и храбро защищал Брестскую крепость, время ни донесло до нас ни его имени, ни звания, но мы знаем одно - это был русский солдат, который стойко и мужественно защищал свою родину, ценой своей жизни.

Автор книги Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Литературный дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса «Офицер», затем следующие - «Стучите и откроется» (1939), «Отчизна моя, Россия» (1962). Первое же крупное произведение писателя (повесть «А зори здесь тихие...», вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила развитие в повести «В списках не значился» (1974). Одним из лучших произведений эпохи «перестройки» стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие...». За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар». В 1991 выходят две повести «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году - новое произведение - «Дом, который построил дед», в 1990 - очерк «Есть такая профессия». Недавно закончил новый исторический роман «Ярослав и его сыновья», посвященный времени Александра Невского. Перу Бориса Васильева принадлежат также исторические романы «Были и небыли» и «Утоли моя печали» и роман «Вам привет от бабы Леры...»

3 Проблематика произведения

Можно ли использовать художественные произведения на уроках истории? На этот вопрос нет однозначного ответа. Но, на мой взгляд такие произведения, как повесть «В списках не значился» можно. Нынешнее поколение детей, очень трудно заинтересовать, в эпоху компьютерных технологии книги отошли на второй план. Изучать историю становится все труднее, объемное количество материала, дат и событий не вызывает у современных детей интереса. Произведение «В списках не значился» рассказывает о событиях начала Великой Отечественной воины, в основу романа положена реальная история обороны Брестской крепости. В современных детях нужно воспитывать любовь к родине, стремление к совершению подвигов, храбрость. Автор произведения относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Его произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Писатель показывает героизм и внутреннюю красоту советских воинов. После первых трех дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну- единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья и постоянного, изнуряющего, не проходящего даже во сне желания пить». Подвиг - это не только величие и дух героизма, но и величие нравственности. Безнравственный человек способен на поступок, быть может, равный по силе своего воздействия на окружающих подвигу. Но этот «подвиг» оказывается либо преступлением, либо предательством, либо еще чем-то худшим. В романе «В списках не значился» Николай Плужников доказал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны - это и есть настоящий героизм. Боль и гордость - эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал.

4 Основное содержание

В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командиром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. Он уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Брестскую крепость. В его планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Брестскую крепость: гитлеровская Германия предательски напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Брестской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить…
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование… Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Брестской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложной, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Брестской крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и «хозяином» крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага… «Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью...»
Слова Плужникова: «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».

5 Моя оценка произведения

Мне очень понравилась прочитанная мною книга. В ней описываются не только вопросы проблем возникших в результате внезапного нападения фашистской Германии на Советский Союз, но и социальные отношения внутри военных слоев общества, а так же история любви. Очень ярко показано патриотическое настроение населения, которые обороняли каждый квадратный сантиметр, сражаясь до последнего патрона, а зачастую и вообще в рукопашную или вооружившись кирпичами и арматурами. Рассказ ведется от лица человека молодого не много поведавшего в жизни, который в начале ведёт себя не много глупо, но, прожив 15 с небольшим месяцев в крепости, становится профессиональным воином, умным, тактичным и хладнокровным. Книга написана так, что в ней не отдается предпочтение никому ни русским, ни немцам, ни командирам, ни простым рядовым. Книга многолико отображает события войны, показывая её со всех сторон. История этой книги воспитывает в человеке чувство патриотизма и справедливости, призывает не забывать тот подвиг совершенный советским народом в период 1941-1945, помнить и чтить пострадавших и погибших в войне. Я считаю эту книгу одной из лучших книг прочтенных мною о Великой Отечественной Войне.

7. Список использованной литературы

  1. Б. Васильев «В списках не значился»
  2. Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983)

БИФ (заочное отделение)

Контрольная работа по Отечественной истории

Тема: «Отзыв о книге Б. Васильева «В списках не значился»

Выполнила: студентка 1 курса

Группа 162

Адамова Я. П.

Санкт – Петербург

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

БИФ (заочное отделение)

По книговедению и истории книги

Тема: «Начало книгопечатания»

Выполнила: студентка 1 курса

162 группы

Адамова Я. П.

Санкт – Петербург

В. Быков - писатель, посвятивший все свое творчество Великой Отечественной войне. Он сам был участником этой войны, сам видел и прочувствовал то, о чем писал. Может быть, поэтому в его произведениях настолько правдив и искренен трагический облик Великой Отечественной.
Так, в повести Быкова «В списках не значился», посвященной героической обороне Брестской крепости, война показана глазами юноши - только что окончившего военное училище лейтенанта Коли Плужникова. Герою всего девятнадцать лет и он полон юношеских надежд и планов на будущее.
В первый день войны Колька - юный, растерянный и напуганный солдатик, сосредоточенно стирающий кровь с расцарапанной щеки. Здесь он видит и первую смерть - убит осколком товарищ Сальников, уговоривший Плужникова бежать из костела, осаженного немцами.
С этого момента сознание главного героя начинает меняться. Он винит себя за трусость, за то, что думал не о ходе боя, а о том, что будет рассказывать дома. Думаю, Плужникова нельзя судить за такие мысли, ведь человеку сложно осознать смерть - смерть противоречит человеческой природе.
Война заставляет людей взрослеть, раскрывает их истинную сущность. Так, удивительно меняется солдат Сальников. Из взъерошенного напуганного юнца он превращается в настоящего воина, отважно смотрящего в лицо смерти. Этот солдат сам вызывается идти под пули - за водой для раненых.
Такие люди живут для других, и смерть им не страшна: «человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти. Выше». Поэтому, Сальников, так любивший жизнь, спасает своего товарища ценой собственной смерти. И этот пример – далеко не единственный. Вспомним хотя бы пограничника, заслонившего собой Плужникова или командира с перебитыми ногами, который подорвал себя, чтобы спасти других людей.
Быков показывает, что война отнимает самое дорогое, и не всегда этим самым дорогим оказывается жизнь. Так, Плужников нашел и потерял то, что дороже жизни, - любовь.
Совсем мимолетным было счастье Коли и его возлюбленной – девушки Мирры. Но их чувство было настоящим. Так, смертельно раненная, Мирра думала не о себе, а о том, как бы Николай не увидел этого. Она старается отползти от того места, где они расстались. Плужников так и не узнает, что Мирра погибла.
Автор правдиво показывает, как простые люди ковали Великую Победу – этого нельзя забывать. Но Васильев не идеализирует происходящее. На страницах произведения мы встречает не только самоотверженных героев, «тружеников войны», но и трусов, откровенных предателей. Истинными же героями книги являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны.
Повесть начинается с описания довоенного, мирного времени, когда Коля Плужников, окончивший военное училище, ехал домой навестить родных. Мы понимаем, что автор показывает героев в развитии, рисует влияние войны на них – всегда страшное и трагическое. Жизнь до войны и во время войны – два противоположных полюса. Васильев подчеркивает это, чередуя картины военного времени с описанием мирной жизни.
В лице Коли Плужникова автор показывает нам типичного героя того времени. Таких, как Плужников, были тысячи. На мой взгляд, Колька – образ идеальный, но в то же время вполне реальный для военного времени. Поэтому он не нуждается в имени, поэтому он «не обязателен в списках». Это человек, которого мы называет безымянным, да и дело не в имени, считает Васильев. Дело в том подвиге, который все эти «безымянные» люди совершили. Совершили, пожертвовав всем, заплатив за победу страшную цену.
В повести В. Быкова «В списках не значился» в полной мере показано трагическое лицо войны, противоестественное, противоречащее человеческой природе. Однако, в то же время, проявляющее лучшие качества человеческой натуры.
Жертва, которую русские люди принесли во имя Победы, не была напрасной. Миллионы безымянных солдат, те, «кто в списках не значился», отстояли свою Родину, свой народ, свою культуру. Думаю, величайшая радость – именно так прожить свою жизнь.


Повесть «В списках не значился» - взволнованное и патетическое повествование о подвиге одного из защитников Брестской крепости. О героях Бреста написано немало, и, конечно, вспоминается талантливая документальная книга С. С. Смирнова. Повесть Васильева также имеет документальную основу: писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатления - лишь фундамент повести.
Быль здесь тесно переплелась с народной легендой о герое, имя которого - Николай и воинское звание - лейтенант, фамилия же осталась неизвестной.
Произведение создано в ином стилистическом ключе, чем повесть «А зори здесь тихие...», что вполне понятно и закономерно, так как его герой - личность легендарная, последний защитниктак и не склонившей головы крепости. Смерть героев - апофеоз свободы и бессмертия. Патетический финал - венок мужественному сыну непокоренной Родины, история, возведенная на уровень легенды.
Борис Васильев обычно предпочитает ситуации крайние, необьшновенные, на пороге жизни и смерти, мира и войны, сюжеты динамичные и усложненные, резкие психологические портреты. Подготовка к действию, введение или экспозиция отличаются краткостью. Не исключение и повесть «В списках не значился». О прошлом лейтенанта Плужникова сказано скупо и не без легкой иронии. Николай Плужников очень молод, и его эмоции и мечты, соответственно, очень молоды, как молодо и потому наивно, ясно, безоблачно отношение к жизни.
Война в один миг выветрила как прежние настроения, так и вполне понятное, естественное тщеславие молодого коман- дира Красной Армии. Николаю очень скоро пришлось узнать, что командир он еще плохой, а его первые действия на войне совершенно справедливо расцениваются как преступление, за которое полагается расстрел.
Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сразу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллюзии огне. Плужников, сполна уже заплатив по счёту войны, равнодушно отворачивается от своей новой командирской шинели, как от умершего прошлого. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное - предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя - он стремился понять, почему это произошло». «Нет, я струсил не сейчас, - думал он. - Я струсил во вчерашней атаке. После неё я потерял себя, упустил из рук командование. Я думал о том, что буду рассказывать. Не о том, как буду воевать, а что буду рассказывать...»
Николай Плужников стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста-неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые месяцы войны еще далекий день победы. Они знали, что обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти. Умирали непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», - говорит Плужников. Эти слова - не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также - пророческое предвидение лейтенантом Плужниковым собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ».
Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужни- кову перед смертью знамя полка, - звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было Плужникову найти свой полк и быть зачисленным в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немыслимых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. «Он уже не ощущал своего "я", он ощущал нечто большее - свою личность... И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важным было одно - важным было то, что звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным».
Лейтенант Николай Плужников имел высшее, подвигом данное право так думать. Но в одном он ошибся - потомкам вовсе не безразлично, как жили и как погибли героические защитники Родины.
Последние месяцы жизни Николая Плужникова - каждодневный подвиг человека, продолжающего сражаться, несмотря ни на что, в одиночку. Произведение «В списках не значился...» - героическая эпопея, символизирующая великую нравственную победу советского воина.