Вольфганг моцарт портреты. Вольфганг Амадей Моцарт: биография, видео, интересные факты

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. П. Чайковский

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»; годом раньше в Задьцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г. - оперу «Луций Сулла».

Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес - дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода - «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода - Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска». Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-79) принесли, однако, много эмоциональных (первая любовь - к певице Алоизии Вебер, смерть матери) и художественных впечатлений, отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др. Отдельные оперные постановки («Сон Сципиона» - 1772, «Царь-пастух» - 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница» - 1775, Мюнхен) не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта - «Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон-Жуана» (1788), а также оперы-buffа «Все они таковы» (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу - «Милосердие Тита»), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония» ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор - «Юпитер»; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» - гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) - и скорбный величественный Реквием, не завершенный композитором.

Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле - все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., - жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира - многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

Всеобъемлющий характер моцартовской музыки, охватившей все жанры эпохи (кроме уже упомянутых - балет «Безделушки» - 1778, Париж; музыка к театральным постановкам, танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете, мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые произведения, камерные ансамбли различных составов, концерты для духовых инструментов с оркестром, Концерт для флейты и арфы с оркестром и др.) и давшей их классические образцы, во многом объясняется той огромной ролью, какую сыграло в ней взаимодействие школ, стилей, эпох и музыкальных жанров. Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либр. «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон-Жуан»). Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития, симфония (например, Симфония соль минор - своего рода рассказ о жизни человеческой души) может быть наделена детализированностью, свойственной камерной музыке, концерт - значительностью симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской оперы-buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко подчиняются созданию комедии реалистических характеров с явным лирическим акцентом, за названием «веселая драма» встает совершенно индивидуальное решение музыкальной драмы в «Дон-Жуане», проникнутое шекспировскими контрастами комедийного и возвышенно-трагического.

Один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза - «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства - Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины - с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и Бастьенна». В Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу «Похищение из сераля». Создаёт произведения самых разных жанров, проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием. Уважение к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским, сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом, которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому использованию этих качеств, австрийский мастер - подлинное чудо музыки - преодолел все трудности композиции со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет «сомнамбулическим», создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.

Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств - будь эти последние католическими или масонскими - Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.

Подобная творческая продуктивность - не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке - была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства. Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца, итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания «галантного» и «учёного» стилей в крупных инструментальных формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка - в том, что касается театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна, великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты, непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).

В театре Моцарт добился беспрецендентного соединения итальянской оперы-буффа и драмы, достигнув музыкальных результатов неоценимого значения. В то время как действие его опер основывается на хорошо подобранных сценических эффектах, оркестр, словно лимфа, пропитывает каждую мельчайшую клеточку характеристики персонажа, легко проникает в малейшие промежутки внутри слова, как ароматное, тепловатое вино, словно из боязни, что у персонажа не хватит духа выдержать роль. Необычайного сплава мелодии несутся на всех парусах, то образуя легендарные соло, то облачаясь в разнообразные, очень тщательные наряды ансамблей. Под постоянным изысканным равновесием формы и под остросатирическими масками видна постоянная устремлённость к человеческому сознанию, которая скрыта игрой, помогающей овладеть болью и исцелить её. Возможно ли, чтобы его блистательный творческий путь закончился Реквиемом, который, хотя и не доведённый до конца и не всегда поддающийся чёткому прочтению, хотя и завершённый неумелым учеником, до сих пор приводит в содрогание и исторгает слёзы? Смерть как долг и далёкая улыбка жизни является нам во вздыхающей Lacrimosa, словно весть юного бога, слишком рано отнятого у нас.

Тема сегодняшней галереи печальна, поскольку посвящена она последним дням и смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Оказывается, эта тема тоже ярко и разнопланово представлена в живописи. Даже спустя 225 лет после смерти композитора, его кончина по-прежнему покрыта тайной, и исследователи-моцартоведы продолжают выдвигать разные варианты, рассматривая как версию насильственной, так и смерти в результате болезни. Хорошо, что уже не рассматривается тема злодея Сальери, отравившего соперника из зависти, и имя самого композитора реабилитировано. Причем, как пишет Лев Гунин в своей книге «Жизнь Моцарта и его тайны», версия отравления композитора принадлежит ему самому. «Недолго осталось мне жить. Я уверен, кто-то отравил меня. Не могу избавиться от этой мысли» - сказал он как-то жене. И затем эта фраза появилась в биографии Моцарта, написанной вторым супругом Констанции, а дальше и во всех биографиях. Опять же тема отравления еще раньше появилась в некрологе берлинской газеты, опубликованном 12 декабря 1791 года, журналисты так и написали: «…предполагают даже, что он был отравлен». И все же отправной точкой всех мнений и расследований остается последнее незавершенное произведение «Реквием».

***
Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот.
Мой гроб не проводили до могилы!
А я не умер. Я вернулся - к вам.
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
Но «Реквием» дописыватъ не стану -
Прощаться с жизнью больше не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печалъ,
Но высшая на свете мудрость - радость!
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими
По замыслу Творца мы быть должны!
Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и ценность,
И музыку! Bcё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - Музыка! Всё - радость!

Лев Болеславский
2004 г.

Иллюстратор под ником Escente Requiem 2015 г.

Реквием

Вернее, не сам «Реквием», а приход в дом композитора таинственного незнакомца «в черном», который и заказал Моцарту это музыкальное произведение. Случилось это осенью 1791 года, и к этому времени композитор уже чувствовал недомогание, поскольку напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться с не менее многочисленными долгами. На недомогания он часто жаловался в письмах кредиторам. Намного позже удалось выяснить, что тот самый незнакомец «в черном» был управляющим графа Вальзегг-Штуппаха, который заказал траурное произведение в память о недавно умершей жене, и этот заказ был окутан тайной, поскольку граф собирался «купить авторские права» на готовое произведение и исполнить его под своим именем. Поэтому рассказы о том, что Моцарт, предчувствуя свой конец, якобы сочинял реквием для себя – скорей всего, одна из многочисленных легенд. Он, действительно, плохо себя чувствуя, лихорадочно работал над партитурой, но только по причине «сдать заказ в срок».

Charles Buchel (Karl August Büchel) (German born-English, 1872-1950) Mozart and the mysterious stranger, 1791. Illustration for "A Day with Wolfgang Amadeus Mozart" by May Byron. 1914 г.

Milo (Maurilio) Manara (Italian, born 1945) Illustrazione per il libro Pentiti su Mozart 2005 г.

Но, увы, скоро силы покинули композитора. 20 ноября Моцарт слег и больше уже не вставал с постели, он чувствовал такую слабость, что даже принял причастие. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Конечно, Констанция, сама только вернувшись с лечения в Бадене, делала всё возможное, чтобы лечить мужа. Моцарта наблюдал известный венский врач Томас Франц Клоссет (Thomas Franz Closset, 1754-1813), затем подключился Матиас фон Саллаба (Matias von Sallaba, 1764-1797). Они определили болезнь, как острую просовидную лихорадку, затем, как ревматическую лихорадку, но до конца не были уверены в диагнозе. При этом тело композитора постепенно раздувалось и быстро разлагалось. Старший сын Карл Томас вспоминал: «Вокруг стоял смрад, вызванный внутренним разложением, который после его смерти стал еще более сильным...»

Thomas W. Shields (American, 1849-1920) Mozart singt sein Requiem 1882 г.

Увы, самой картины Михая Мункачи я не нашел, только эскиз к работе, зато отыскалась гравюра француза Армана Матэ-Доре из музея Метрополитен.

Mihály Munkácsy (Hungarian, 1844–1900) The Last Moments of Mozart (sketch) 1888 г.

Armand Mathey-Doret (French, 1854-1931) after Mihály Munkácsy (Hungarian, 1844-1900) The Last Moments of Mozart. 1888 г. Metropolitan Museum of Art

Находясь в таком ужасном болезненном состоянии, Моцарт продолжал работать над заказанным «Реквиемом», устраивал прослушивания отрывков с музыкантами и женой Констанцей, давал указания ученику Францу Ксаверу Зюсмайру, на случай если сам не успеет закончить произведение.

Eduard Friedrich Leybold (Austrian, 1798–1879) after Franz Schramms (1823-1883) A moment of the last days of Mozart. 1857 г.
Здесь умирающий Моцарт изображен со своим учеником Зюсмайером.

Для справки:
Франц Ксавер Зюсмайер (Franz Xaver Süßmayr (Süssmayr, Suessmayr), 1766 - 17 сентября 1803) – австрийский композитор, ученик Моцарта. В молодости был главным певчим в провинциальной австрийской церкви. В 1787 году переехал в Вену, где сначала был учеником Антонио Сальери, а затем начал учиться у Моцарта. Зюсмайер целый год прожил в доме Моцарта, как полноправный член семьи, он ассистировал Моцарту как копиист при работе композитора над последними операми. После смерти композитора Зюсмайер по просьбе вдовы Моцарта закончил его «Реквием». С 1792 по 1794 год композитор был капельмейстером венского Бургтеатра, в 1794-1801 годах – капельмейстером Кернтнертор-театра. Зюсмайер написал около 25 опер, особым успехом пользовались комические на популярные восточные темы, сочинял балеты, церковную, симфоническую, камерную и вокальную музыку.

Peter Jackson (British, 1922-2003) Mozart composes "Requiem".

F.Ch. Bande Mozart läßt Seelenmesse spielen 1910 г.

Посвящение Моцарту

Ты, владыка струн живых,
Нас покинул в одночасье -
Ты, кто был в искусстве бог.
В гармоническом согласьи
Ты заставить струны мог,
Чтоб они в тиши журчали,
Словно нежный ручеёк,
Или грозно грохотали
Как разгневанный поток.

Зеленеет холм унылый,
Но ему не удержать
То, что рвётся с юной силой
Сквозь могильную печать.
То, что ливня избежало
Норны грозного кинжала, -
То, что на себе несёт
Свет божественных высот.

В дрожи струн и в сочетаньи
Мелодических красот,
В сердца страстном трепетаньи
Дух создателя живёт.
Это Моцарт! Посмотри:
В блеске утренней зари
Невесомыми шагами
Он опять идёт меж нами.

Зато известно, что Мейнерт - профессор пражской гимназии. Он сочинил и прочёл это стихотворение на вечере памяти Моцарта, устроенном пражскими студентами-правоведами, который прошел 7 февраля 1794 года, и на котором присутствовала Констанция Моцарт.

William James Grant (English, 1829-1866) Mozart composes his Requiem.

Charles E. Chambers (American,1883-1941) The Death of Mozart 1918 г.

4 декабря, после некоторого улучшения Моцарту стало хуже, Клоссет назначил ледяные компрессы. В ночь с 4 на 5 декабря композитор впал в бредовое состояние, он представлял себя играющим на литаврах, пытаясь напевать части незаконченного реквиема. Без пяти час пополуночи Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать. Ему не было и 35 лет…

Henry Nelson O`Neil (British, 1817-1880) The Last Hours of Mozart. Leeds Museums and Galleries.

Hermann von Kaulbach (German, 1846-1909) Mozarts letzte Tage. 1878 г. Städtische Galerie, Wien

Моцарт

Мрак сгущается над Веной,
Бог на небе глух и нем,
Жадно и самозабвенно
пишет Моцарт реквием...
Зовы ангельской свирели
слышит Амадей давно,
сыпь, Антонио Сальери,
яд в бургундское вино...
Есть у Бога оправданье
на каприз судьбы любой,
на душевные страданья,
на физическую боль.
Сколько дней пройдет в ненастье,
в изнурительном труде??
В поисках земного счастья…
бродят Боги по воде...
Ходят Боги, ищут Боги
отголоски райских дней,
В пенье гениев убогих,
в криках глупых королей.
Пей вино, усталый Моцарт,
мир не сгинет от потерь,
То не сердце в глотке бьется,
Это смерть стучится в дверь...

Pauli Ebner (Austrian, 1873-1949) Mozart vor seinem Tod komponiert sein Requiem.

Увы, я не нашел автора этой иллюстрации. Известно лишь, что эта иллюстрация входила в рекламную серию шоколадных конфет. В этой серии были представлены известные политики, полководцы, ученные, писатели, художники и музыканты. Вместе с жанровой картиной публиковался портрет и автограф (или по научному - сигнатура) известного человека. Для меня странно, что для образа Моцарта выбрали сюжет его смерти. После рекламной акции была выпущена серия почтовых открыток с биографиями "героев" на обратной стороне.

Похороны

Первым после смерти композитора в его доме появился друг и меценат Моцарта, знавший композитора более 20 лет, его собрат по масонской ложе барон ван Свитен.

Для справки:
Барон ван Свитен (Gottfried van Swieten, 1733-1803) - аристократ, бывший дипломат, заведующий Императорской библиотекой, был известен, как покровитель одаренных музыкантов.

По одной версии, он прибыл еще ночью, по второй – с утра. Барон распорядился, чтобы Констанция с детьми на несколько дней переселилась к друзьям, и взял организацию похорон на себя. Биографы пишут, что это было решение Свитена - устроить погребение как можно проще. Безденежной Констанции, убитой горем, ничего не оставалось, как согласиться. В результате самое дешевое отпевание в часовне собора святого Стефана и сами похороны прошли по третьему классу и стоили семье Моцарта 8 флоринов 36 крейцеров и ещё 3 флорина за катафалк. Как отмечено в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, «ван Свитен заботился о максимальной экономии для семьи», но в будущем барона многие обвинили в скупердяйстве. Я присоединяюсь к мнению многих моцартоведов, которые удивлены тем, что меценат и богатый человек ван Свитен никак не потратился, чтобы организовать своему другу достойное погребение или хотя бы отдельную могилу. Но я, кажется, забежал чуть вперед…

Итак, 5 декабря с утра в дом приехал скульптор, граф Дейм, чтобы снять с Моцарта посмертную маску.

Посмертная маска Моцарта.

Для справки:
Граф Йозеф Дейм фон Штжитеж (1750-1804) – непрофессиональный скульптор, владелец венской галереи восковых фигур «Мюллеровская художественная галерея». Дейм после участия в одной из дуэлей был вынужден бежать из Австрии. Он переехал в Италию, где увлекся искусством и стал обучаться скульптуре. Дейм лепил восковые копии известных статуй, зарабатывая этим себе на жизнь. Бизнес шел хорошо, и когда граф в 1780-х годах вернулся в Вену под вымышленной фамилией «Мюллер», он открыл в центре города свою галерею, как музей, где и демонстрировал выполненные им копии статуй.

Затем слуга Дайнер одел тело Моцарта, а люди из похоронного братства, покрыв тело чёрной тканью, на носилках перенесли его в рабочую комнату и поставили его рядом с фортепиано. Там в течение дня с композитором смогли попрощаться его друзья, узнавшие о печальной кончине. Погребение было назначено на следующий день, что стало тоже темой обсуждения историков и биографов. Дело в том, что по обычаю гроб с телом должен был стоять открытым дома, а затем в приходской церкви в течение 48 часов, чтобы исключить «мнимую смерть» - летаргический сон.

Simeon Solomon (English, 1840-1905) Mozart Requiem. Collection Tate, London

И, тем не менее, 6 декабря 1791 года около 3 часов пополудни тело Моцарта доставили в собор святого Стефана, где в Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась скромная церемония прощания, на которой присутствовали друзья Моцарта – ван Свитен, Антонио Сальери, близкий друг Иоганн Георг Альбрехтсбергер, ученик Зюсмайер, слуга Дайнер, виолончелист Орслер и несколько других музыкантов. Констанция была слишком слаба, чтобы присутствовать на отпевании, она осталась с детьми дома. Где-то встретился такой факт, что впервые Констанция решила посетить могилу мужа 17 лет (!!!) спустя после его смерти.

Joseph Heicke (Austrian, 1811-1861) Mozarts Begräbnis (lithograph). 1860 г. University Library Salzburg

По предписаниям того времени, катафалк имел право отправиться на кладбище только после шести часов вечера, то есть для зимнего времени - уже в темноте. После отпевания в церкви тело Моцарта на катафалке отвезли на кладбище святого Марка в предместье Вены. Похоронен он был могильщиками без всяких свидетелей в общей могиле для бедняков, и местоположение этой могилы было впоследствии забыто. Многие биографы уточняют, что в таких «похоронах для бедняков» в то время не было ничего удивительного. Погребёнными в отдельной могиле с надгробием могли быть только богатые люди и представители знати. А Моцарт был хоть и известной персоной, но очень бедным человеком. Для сравнения, например, похороны Бетховена в 1827 году проходили по второму разряду, но это был уже другой век, да и социальный статус музыкантов сильно возрос.

Кстати, на многих сайтах попадается вот эта картина, подписанная как работа неизвестного художника под названием «Похороны Моцарта».

Так вот, мне стало известно об этой работе чуть больше!)) Автор ее - француз Рош Виньерон (Roch Vigneron, 1789-1872), картина называется «Транспорт бедняка» (Convoi du pauvre), и написана она в 1819 году. Но «интересность» этой картины в том, что она из коллекции картин Бетховена, и все же очень косвенно связана с Моцартом. «Эту цветную гравюру на меди, - написали на сайте, где я и нашел атрибуцию картины, - показывающую похороны бедных людей, Людвиг ван Бетховен купил у автора и хранил в качестве символической памяти похорон Моцарта в анонимной братской могиле». То, что это не похороны Моцарта говорит и тот факт, что композитор умер в декабре, а на картине – явная осень. Да и биографы, споря, была в день похорон метель или стояла тихая погода, едины в том, что зима в Вене в тот год была снежной…

Roch Vigneron (French, 1789-1872) Convoi du pauvre 1819 г.

Остается добавить, что Вена никак не отреагировала на смерть Моцарта. Зато известно, что в Праге на девятый день после смерти композитора, в память о нем, 120 музыкантов на городской площади исполнили «Реквием» Антонио Розетти, написанный в 1776 году, и эта акция собрала около 4000 человек. Место погребения Моцарта долгое время оставалось необозначенным. Только спустя 50 лет после смерти, место могилы удалось разыскать. Но история с могилой – это тема для отдельного рассказа.

Хондкарян Сурен Суренович (род. 1955) Уходящий Моцарт 2006 г.

Кандауров Отари Захарович (род. 1937) Моцарт (Агнус Дэи) 1977-1978 гг.

Бедный Моцарт

Бедный Моцарт… В общей могиле
Похоронен на прошлой неделе
Под распевы австрийской метели
Под присмотром ревнивца Сальери,
Бедный Моцарт… Тебя все забыли
Хрупкий Моцарт, флейту не слышно,
Волшебства в ней совсем не осталось,
Дон Жуана замучила старость,
В птицелове пружинка сломалась.
Бедный Моцарт…
Кто гений –
Тот лишний.

Raoul Dufy (French, 1877-1953) Hommage to Mozart (Посвящение Моцарту). 1915 г.

Версии смерти

Ну, и наконец, «дайджест» версий смерти композитора. Больше двух веков историки, врачи, архивариусы, биографы и т.д. решают вопрос – был убит (в частности – отравлен) Моцарт или нет. И если личность Сольери уже вне подозрений, то все же выводы всех вышеназванных профессионалов после анализа симптомов и хода болезни, описанных во многих трудах, сводятся к тому, что может идти речь о хроническом отравлении соединениями ртути, и что такой яд поступал в организм Моцарта небольшими дозами на протяжении нескольких месяцев. Оговорюсь, что описания последних дней, смерти и похорон композитора стали были собраны через много лет после смерти, и эти показания часто противоречат друг другу. Это и породило множество гипотез и подозреваемых, впрочем, представленные ниже версии – одна фантастичней другой.

1. Непреднамеренное убийство из лучших побуждений.

В нем «обвиняют» … барона ван Свитена. Бытует мнение, что Моцарт мог по секрету пожаловаться своему другу – барону, мол, подозревает, что подцепил сифилис или пожаловаться на обмороки и меланхолию. Отец барона, Герард ван Свитен был известным медиком, придворным врачом императрицы Марии Терезии. Он как раз практиковал метод лечения сифилиса соединениями ртути и советовал принимать лекарство также при обмороках. Свитен-младший мог посоветовать попить отцовский препарат - пилюли, которые растворялись в алкоголе. Когда же яд начал оказывать губительное воздействие на истощенный организм Моцарта, ван Свитен мог решить, что болезнь прогрессирует, и посоветовал увеличить дозу. Когда же друг-Моцарт умер и пошли слухи об отравлении, ван Свитен мог испугаться и поэтому поспешил с похоронами, боясь вскрытия. Но это одна из самых фантастических версий.

2. Неверная жена.

В качестве «обвиняемой» выступила и сама вдова Моцарта – Констанция. Мол, в последние годы она часто ездила лечиться в Баден-Баден. И поскольку Вольфганг оставался дома сочинять или концертировать, ее в поездках сопровождал небезызвестный его ученик - Франц Ксавер Зюсмайер. И, мол, между ними вспыхнул бурный роман, а болезненный Моцарт являлся препятствием. Недаром и младший сын Моцарта был назван Францем Ксавером. Исходя из этой версии, Констанция сама подсыпала мужу яд, что совсем уж является, на мой взгляд, бредом

3. Ревнивый муж.

Еще до того, как был реабилитирован Сальери, рассматривался вариант, что яд в вино Моцарту подсыпал некий Хофдемель, который вместе с Моцартом состоял в одной масонской ложе, а его жена Магдалена была одной из учениц Моцарта. Хофдемель обвинил жену в прелюбодеянии с ее учителем, а затем расправился с соперником, подсыпав ему отраву в питье. Известно, что вскоре после смерти Моцарта Хофдемель пытался убить свою, к тому времени, беременную жену, исполосовав ей лицо бритвой, а затем перерезав себе горло. Но женщина выжила и даже родила сына. Этот вариант больше похож на «мыльный сериал».

4. Масоны

Как же без них?)) Эта версия строится на том, что Моцарт, состоя в масонской ложе «Новая венценосная надежда», с некоторыми из друзей обсуждал проект создания новой организации под названием «Грот». А еще он в опере «Волшебная флейта» представил некоторые фрагменты ритуалов «вольных каменщиков». За разглашение тайн Ордена и желание отделиться масоны и покарали предателя! Насчет альтернативной организации – мнение спорное, а по поводу «Волшебной флейты», так либретто сочинил тоже масон - драматург Эмануэль Шиканедер, но его «собратья» почему-то не убили. Он пережил Моцарта на 21 год, правда, в конце жизни сошел с ума.

Unknown artist Portrait of Emanuel Schikaneder (1751-1812).

Для справки:
Эмануэль Шиканедер (Emanuel Schikaneder, 1 сентября 1751 - 21 сентября 1812) - немецкий оперный певец (баритон), импресарио, драматург и либреттист. Всего написал 55 пьес и 44 либретто. В 1773 году Шиканедер дебютировал на сцене в опере, в 1777 году с успехом сыграл Гамлета, в следующем году стал руководителем своей собственной труппы. В 1780 году во время гастролей в Зальцбурге познакомился с Моцартом. Начиная с 1785 года, Шиканедер выступал в Кернтнертор-театре в Вене, работал и в Зальцбурге, в 1789 году труппа Шикандера обосновалась в театре Ауф дер Виден, в пригороде Вены. В 1801 году Шиканедер организовал новый театр – «Театр Ан дер Вин», в этот период сотрудничал с Людвигом ван Бетховеном. Затем из-за финансовых трудностей продал театр, и новый хозяин уволил его, как соперника. В 1804 Шиканедер уехал из Вены, жил в Брно и Штайре. В 1811 году потерял большую часть своего состояния, и в 1812 году стал безумен. Умер в нищете в 1812 году в Вене.

5. Убрать автора.
Есть версия, что заказчик «Реквиема» граф фон Вальзегг убрал композитора, чтобы выдавать написанное им произведение за свое, поэтому он действовал через посредника – своего управляющего, который и мог устранить композитора. Но здесь две «нескладушечки»! Почему-то композитор умер еще до того, как закончил произведение и сдал его «заказчику! А во-вторых, граф и до этого нередко присваивал произведения других композиторов, но ни один из них скоропостижно не умирал.

В общем, ясно лишь одно – Моцарт – это гений, это целая планета в музыкальной Вселенной, а его смерть, как и жизнь, по-прежнему остается полна тайн, догадок и придуманных легенд…

Аниконов Эдуард Васильевич (род. 1966) Реквием по Моцарту. 2006 г.

В материале я использовал информацию из Википедии и сайтов - , , .

Особую благодарность за помощь в сборе живописного материала, за обработку изображений, за дельные советы и общение хочу выразить историку искусства ВВВладимирову. Спасибо, Владимир! Без Вашей помощи мне было бы туговато, и проект не получился бы таким ярким!!!

Для истинных любителей музыки, не ограничивающих себя прослушиванием исключительно продукцией современной массовой культуры, зачастую весьма низкого качества, имя Вольфганга-Амадея Моцарта является не менее священным, чем имя А. С. Пушкина для тех, кто понимает его вклад в развитие русской литературы, да и вообще русского литературного языка.
И, разумеется, многим интересно, как выглядел гениальный композитор, проявивший себя в этом качестве уже в ранем детстве, произведениями которого уже более двух столетий наслаждаются настоящие меломаны, и думается, что и в будущих поколениях высочайшая оценка творчества Моцарта останется таковой.

1. Этот портрет Моцарта написал его друг - актер Йозеф Ланге. 1782/1789 год. Здесь Моцарту около 30 лет. Эта работа считается самым лучшим изображением композитора. В портрете художнику удалось соединить подлинность и веяние славы. Портрет остался неоконченным.

Однако, искусство фотографии во времена Моцарта (вторая половина XVIII века) еще не существовало. Поэтому те изображения композитора, которые мы имеем, являются результатом творчества художников, к счастью, к этому времени овладевших приемами близкими к реалистическому искусству, хотя и не без очевидного влияния доминирующего тогда в Европе романтизма, стремящегося приукрасить действительность.
Несколько портретов Моцарта, выполненных разными художниками - современниками композитора в то время, когда, например, в архитектуре самым модным стилем стал более чем перенасыщенный излишествами рококо, также вряд ли слишком достоверны, предлагаются вниманию всех, кому это интересно.
А уж вы сами делайте выводы о достоверности этих портретов (ваши комментарии будут мне очень интересны!).

2. Портрет шестилетнего Вольфганга Моцарта работы Пьетро Антонио Лоренцони. 1763 год. На нем Моцарт - мальчик эпохи рококо c косичкой и богато украшенным кортиком, который был символом галантности в XVIII веке. Костюм был подарен императрицей Марией Терезией. Художник писал всю семью Моцартов, поэтому портрет считается настоящим.

3. Знаменитый портрет молодого Моцарта, посетившего Верону с концертами в 1770 году (в частной коллекции в Париже), считают работой Саверио делла Роза.

4. 17-летний Моцарт. Миниатюра на слоновой кости.
Портрет создает ощущение, что Моцарт несколько отстранен от реальности, его мысли поглощены чем-то. Долгий, задумчивый взгляд, чуть грустное лицо. По воспоминаниям друга в то время Моцарт "был вспыльчив как порох", но тем не менее любим в обществе.

5. Иоанн Непомук делла Кроче. Семейство Моцарт. 1780 или 1781 год.
В центре - Вольфганг-Амадей, рядом - сестра Мария-Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и отец Леопольд Моцарт. На стене - портрет матери Анны-Марии, которая умерла в 1778 году. В то время Моцарт много работает над музыкальной композицией. В одном из писем отцу он пишет, что должен много работать, чтобы потом ему все удавалось легко.


6. Портрет Моцарта работы Джузеппе Синьяроли, более известного как Фра Феличе. 1782-1783.
В этот период у Моцарта в доме сложилась благоприятная атмосфера: Жена Констанция устраивала небольшие вечера для друзей. На этих вечерах слушали музыку Гайдна и танцевали. В это время Моцарт был страстным поклонником танцев и сетовал, что порой добивается успехов в танцах больше, чем в музыке.

7. Барбара Краффт. Портрет Моцарта. 1819. Этот портрет был написан уже после смерти Моцарта с модели, которую выбрала для художницы сестра Моцарта Наннерль.

Любой, кто интересовался биографией Моцарта, не мог не заметить, что счастья в его жизни было очень мало. Может быть такова судьба многих гениальных творцов?
Да и красавцем его назвать трудно - и по современным меркам, и по критериям XVIII века, не так ли?
Но, как говориться, ценим мы его не за что-то, а за его гениальную музыку.
В конце концов, так ли уж важно, имел ли гомосексуальные наклонности П. И. Чайковский или все это является домыслами. Это ведь не отменяет гениальность его произведений!

Текст, выделенный курсивом, принадлежит

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вольфганг Амадей Моцарт - один из величайших композиторов в истории. Написанные им произведения и по сей день исполняются в концертных залах и филармониях по всему миру, собирая миллионы слушателей. Найти музыкального гения, подобного Моцарту, довольно сложно, его талант уже при жизни был оценен достаточно высоко.

Портрет 6-летнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.

  • Существует популярный анекдот: после концерта в императорском дворце в Вене маленький Моцарт играл с эрцгерцогинями, своими ровесницами. Во время игр мальчик поскользнулся и упал, а одна из дочерей императрицы помогла ему подняться. Моцарт якобы воскликнул: «Какая Вы славная, когда я повзрослею, непременно хочу на Вас жениться!» Этой девочкой была Мария Антуанетта, будущая королева Франции.
  • Чтобы помочь своему сыну сделать карьеру, отец научил Вольфганга играть на клавесине с завязанными глазами или по ткани, покрывающей клавиши, - такие трюки в то время ценились больше, чем музыкальный талант.
  • Для продвижения карьеры сына Леопольд также решил представить Вольфганга музыкальному миру как виртуоза, поскольку тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был зарекомендовать себя как исполнитель. В надежде получить для сына хорошую должность и найти покровителя среди дворянских особ Моцарт-старший совершил поездку с семейством по Европе.

Семья Моцартов. На стене - портрет матери.

  • На одном из концертов маленького Моцарта на сцену выбежала кошка. Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях. Рассерженный Леопольд потребовал, чтобы сын вернулся к инструменту, на что мальчик ответил, что клавесин никуда не денется, а вот кошка может убежать.
  • После одного из выступлений во Франкфурте-на-Майне к Моцарту подошел 14-летний мальчик и восхитился, как тот замечательно играет, а также посетовал, что ему самому так играть никогда не научиться. Композитор в ответ поинтересовался, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что писать их куда легче, чем музыку. Этим мальчиком был Иоганн Вольфганг Гете.

    Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод, на что молодой человек возразил: «Но вы написали первую симфонию в 7 лет!» Моцарт не растерялся и ответил: «Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать».

    Один приятель Моцарта любил пошутить. Он придумал розыгрыш: отправил на адрес композитора огромный сверток, в котором не было ничего, кроме бумаги и записки «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!» В ответ на это Моцарт, который и сам любил посмеяться, отправил ответное послание - тяжелую посылку с камнем внутри. На камне было написано: «Дорогой друг, этот камень свалился у меня с души, когда я получил твое послание!»

    В Нидерландах, куда семья Моцартов приехала с концертами, было категорически запрещено исполнять музыку в период поста. Голландское духовенство, однако, сделало исключение для Вольфганга, сочтя его способности божьим даром.

Леопольд, Вольфганг и Наннерль.

  • 12-летний Моцарт написал оперу по заказу правителя Священной Римской империи. Мальчик выполнил работу за несколько недель, правда, оперу сочли неудачной и не стали ставить на сцене.
  • Первая любовь Моцарта - известная певица Элоиза Вебер. Она умело играла на чувствах молодого человека. А в итоге просто отказалась от его общества. Разочарованный композитор сразу же заметил ее сестру, которая стала его единственной женой.

    Когда Моцарт решил жениться, отец не одобрил его выбор. Путь к браку с Констанцией Вебер был для Моцарта долгим, и в какой-то момент он пообещал написать мессу, если женитьба все же состоится. Констанция в итоге стала его женой, мессу Моцарт начал писать, но так и не закончил.

    Вольфганг и его жена привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были большими, но уже через 2 недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора: «У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни. Куда же исчезают твои деньги?», на это композитор ответил: «У меня есть жена, она мой замок, моя любовница, куча моих детей и моя конюшня».

    Моцарт очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

    Моцарт и Констанция во время своего медового месяца.

    • Однажды император Иосиф II устроил музыкальное состязание между Моцартом и Антонио Сальери. Каждому предстояло сочинить комическую оперу. Победителем в этом поединке вышел Сальери .

    • Последний прижизненный портрет Моцарта.

      • Главную роль в опере Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» доверили Адриане Феррарезе дель Бене, любовнице либреттиста оперы. На высоких нотах Адриана всегда задирала подбородок к потолку, на низких - опускала голову к груди. Композитор, которого раздражала самовлюбленная примадонна, наполнил арию Come scoglio постоянными переходами от низких нот к высоким, чтобы Адриана на сцене «болтала головой, словно курица».
      • Моцарт получил орден рыцаря Золотой шпоры из рук Папы Римского за то, что на слух безупречно записал 9-голосное сочинение Аллегри для 2 хоров, которое исполнялось в Ватикане всего 1 раз в год. По приказу Папы Римского партитура тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом.
      • Моцарт