Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс). Первые подвиги ильи муромца Не сырой дуб к земле клонится

Олимпиадные задания по литературе Школьный этап 2016-2017 учебный год 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!.. - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 1.2 - А где же ключик? - Здесь и ключ перед вашими очами. - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то?.. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. - Ну, что такое случилось? Сказывай… - А вот что случилось.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 2.2 Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. 2.3 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча.

II. Историко-литературные задания. 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»» 1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова» 1.3 Лермонтов «Бородино» 2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов) Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III. Знание теории литературы. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, - Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе благословеньица: Ох ты гой еси, родимый милый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую. 1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. 1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. 1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить. 1.5 Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) а) дактиль а) сравнение а) пословица б) рассказ б) ямб б) басня в) роман в) анапест в) гипербола г) хорей г) метафора г) поэма д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 2 балла) Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол,на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. М.Ю.Лермонтов. 2) Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими Леса молчат – осенней ночи ждут. И.Бунин 4. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». (максимальное количество баллов – 1 балл)

искусства 1. Какой художник создал IV. Литература и другие виды пейзаж, являющийся откликом на произведение М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Интерпретация художественного произведения. (максимальное количество баллов – 27 баллов) Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Чудный град порой сольётся Из летучих облаков; Но лишь ветр его коснётся, Он исчезнет без следов; Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты. Е. Баратынский О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения). На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено? О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии? Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль? 7. Определите стихотворный размер. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Олимпиада по литературе 8 класс Ответы I. Знание текстов художественных произведений. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 1.2 Н.С. Лесков. «Левша» 1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг» 2. (максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 2.2 М.Ю. Лермонтов «Бородино» 2.3 А.С. Пушкин. «Полтава»

II. Историко-литературные задания. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Смерть князя Олега от коня своего 1.2 Эпоха правления Ивана Грозного 1.3 Бородинское сражение 1812 года (максимальное количество баллов – 5 баллов) Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII

III. Знание теории литературы. (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Былина 1.2 Житие 1.3 Басня 1.4 Пословица 1.5 Загадка

2. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) Жанры Размеры стихосложения Средства худ. выразительности а) пословица а) ямб а) гипербола б) рассказ б) хорей б) антитеза в) басня в) анапест в) эпитет г) поэма г) дактиль г) олицетворение д) роман д) метафора е) сравнение 3. (максимальное количество баллов – 2 балла) Сравнение. 2) Олицетворение.

4. (максимальное количество баллов – 1 балл) Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. IV. Литература и другие виды искусства (максимальное количество баллов – 1 балл) И. Шишкин «На Севере диком…»

V. Интерпретация художественного произведения (максимальное количество баллов – 27 баллов) 1.Макс. количество – 4 балла. 2.Макс. количество – 4 балла. 3.Макс. количество – 2 балла. 4.Макс. количество – 2 балла. 5. Макс. количество – 1 балла. 6. Макс. количество – 2балла. 7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция Стройная композиция, логических ошибок нет 5 Макс. 5б. Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки 4 Есть композиционные и логические нарушения 3 Композиционные и логические нарушения значительны 2 Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна 1 Высказаны несвязные мысли 0 Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок) 1-2 ошибки 5 5 3-4 ошибки 4 5-6 ошибок 3 7-8 ошибок 2 9 ошибок 1 Более 9 ошибок 0 10 Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья "посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии. Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (5-9)

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 города Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Вопросы:

  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:
  2. С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной, и шум нагорный –
    Всё вторит весело громам.

  3. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
  4. а) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
    б) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
    в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
    г) Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

  5. Какой русский поэт и переводчик сам себя шутя называл «дядькой всех ведьм и чертей на Руси»?
  6. Кто автор этих произведений?
  7. а) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».
    б) «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин».

  8. С именем какого русского писателя связаны эти места:
  9. а) Михайловское, Царский Лицей, Москва.
    б) Петербург, Пятигорск, Москва.

  10. Каким размером написано большинство басен И. А. Крылова. Например:
  11. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?
  12. Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

  13. О каких писателях идет речь?
  14. а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
    б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
    в) Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

  15. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Домашнего Компьютера.

Ответы

  1. Олицетворение, эпитет, инверсия
  2. 1. Житие 2. Басня 3. Пословица 4. Загадка
  3. В.А.Жуковский
  4. 1. Жуковский 2. Пушкин
  5. 1. Пушкин 2. Лермонтов
  6. Четырехстопный ямб
  7. Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание «И. И. Пущину»
  8. В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.П. Ершов

Олимпиадные задания для учащихся 8 класса

Задание 1.

Назовите произведение по их началу. Вспомните и запишите автора.

    Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

    Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

    –А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?

    Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели.

    У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это не помогало, или вызывало тошноту.

Задание 2.

Перед вами литературоведческие термины, они были собраны в четыре разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины.

Задание 3.

Расположите в хронологическом порядке следующие произведения русской литературы.

«Уроки французского»

«Тарас Бульба»

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол,» М.Ломоносова

«Повесть временных лет»

«Повесть о Петре и Февронии».

Задание 4.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:

1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.

1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка

Задание 5.

Прочитайте стихотворение А.А.Фета и выполните задания.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

        • Какому времени года посвящено стихотворение? Как вы узнали? Какое настроение передал поэт?

          В чём своеобразие фетовского образа осени? Как рисует её поэт?

          Объясните смысл метафор в данном тексте.

          Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки.

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
Отвечат старый крестьянин Иван Тимофеевич:
«Я на добрые дела тебе благословленье дам,
А на худые дела благословленья нет.
Поедешь ты путем и дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина».
Поклонился Илья Муромец отцу до́ земли,

Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.

Он и бьет коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до черна́ мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст;
В другой скочил, - колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил свое имечко:
«Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович»;
В третий скочил - под Чернигов-град.
Под Черниговом стоит сила - сметы нет;
Под Черниговом стоят три царевича,
С каждым силы сорок тысячей.
Богатырское сердце разгорчиво и неуёмчиво;
Пуще огня-о́гничка сердце разыграется,
Пуще пляштово мороза разгорается.
Тут возговорит Илья Муромец таково слово:
«Не хотелось было батюшку супротивником быть,
Еще знать-то его заповедь переступить».
Берет он в руки саблю боёвую,
Учал по силушке погуливать:
Где повернется, делал улицы,
Поворотится - часты площади.
Добивается до трех царевичей,
Тут возговорит Илья таково слово:
«Ох вы гой еси, мои три царевича!
Во полон ли мне вас взять?
Ай с вас буйны головы снять?
Как в полон мне вас взять, -
У меня доро́ги заезжие и хлеба завозные;
А как головы снять, - царски семена погубить.
Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри».

Увидал его воевода Черниговский:
«Что это господь сослал нам за сослальника!
Очистил наш славный Чернигов-град».
Возговорит воевода своим князьям-боярам:
«Подите, позовите добра молодца
Ко мне хлеба-соли кушати».
Пошли тут князи-бо́яра к Муромцу:
«Ох ты гой еси, дородний добрый молодец!
Как тебя честным именем зовут?
Как тебя величают по отечеству?» -
«Меня именем зовут Илейкой,
А величают - сын Иванович».
Взговорят ему князя-бо́яра:

Ты пойдешь-ка к воеводе нашему,
Ты изволь у него хлеба-соли кушати». -
«Нейду я к воеводе вашему,
Не хочу у него хлеба-соли кушати;
Укажите мне прямую дороженьку
На славный стольный Киев-град».
Ответ держат князи-бо́яра:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,
Ни конному, ни пешему пропуску нет».

Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.
Услыхал Соловей богатырский топ,
И свистнул он громким голосом, -
Конь под Муромцем спотыкается.
Возговорит Илья своему коню доброму:
«Ох ты гой еси, мой богатырский конь!

Аль не езживал ты по темным лесам,
Аль не слыхивал пташьего посвисту?»
Берет Илья калены стрелы:
Перво стрелил, не до́стрелил;
А в друго́рядь пере́стрелил;
В третьи стрелил, попал в правый глаз
И сошиб его с тридевяти дубов.
Привязал его к коню во ка́раки;
Поехал Муромец в славный Киев-град.

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Мы заедем-ка с тобою ко мне в гости».

Увидала Соловейкина мала дочь:
«Еще вон едет наш батюшка,
Везет кривого мужика у коня в ка́раках».
Взглянула Соловейкина большая дочь:
«Ах ты дура неповитая! Это едет добрый мо́лодец
И везет нашего батюшка у коня в ка́раках».
И бросились они на Илью Муромца с дрекольем.
Возговорит Соловейко-разбойничек:
«Не тумашитеся, мои малы детушки,
Не взводите в задор доброго молодца».
Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
«Что у тебя дети во единый лик?»
Отвечает Соловейко-разбойничек:
«Я сына-та выращу, за него дочь отдам;
Дочь-ту выращу, отдам за́ сына,
Чтобы Соловейкин род не перево́дился».
За досаду Илье Муромцу показалося,
Вынимал он саблю свою вострую,
Прирубил у Соловья всех детушек.

Приехал Илья Муромец во Киев-град,
И вскричал он громким голосом:
«Уж ты батюшка Владимир-князь!
Тебе надо ль нас, принимаешь ли
Сильных могучих богатырей,
Тебе батюшке на почесть-хвалу,
Твоему граду стольному на и́зберечь,

А татаровьям на посеченье?»
Отвечает батюшка Владимир-князь:
«Да как мне вас не надо-то!
Я везде вас ищу, везде спрашиваю.
На приезде вас жалую по добру коню,
По добру коню, по латынскому, богатырскому».

«У меня свой конь латынский богатырский:
Стоял я с родимым батюшком у заутрени,
Хотелось постоять с тобой у обеденки
Да на дороге мне было три помешень’ки:
Перва помеха - очистил я Чернигов-град;
Друга помеха - я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха - я сошиб Соловья-разбойника».

«Ох ты гой еси, Соловейко-разбойничек!
Ты взойди ко мне в палату белокаменну».
Ответ держит Соловейко-разбойник:
«Не твоя слуга, не тебе служу, не тебя и слушаю;
Я служу и слушаю Илью Муромца».
Возговорит Владимир: «Ох ты гой еси, Муромец,
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему взойти в палату белокаменну»
Приказал ему взойти Илья Муромец.
Тут возговорит Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, дородный добрый молодец!
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему свистнуть громким голосом».
Возговорит Илья Муромец таково слово:
«Уж ты батюшка наш Владимир-князь!
Не во гнев бы тебе, батюшка, показалося:
Я возьму тебя, батюшку, под пазушку,
А княгиню-то закрою под другою».
И говорит Илья Муромец таково слово:
«Свистни, Соловейко, в полсвиста».
Свистнул Соловейко во весь голос:
Сняло у палат верх по оконички,

Разломало все связи железные,
Попа́дали все сильны могучи бога́тыри,
Упали все знатны князи-бо́яра,
Один устоял Илья Муромец.
Выпускал он князя со княгиней из-под пазушек.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Исполать тебе, Соловейко-разбойничек!
Как тебя взял это Илья Муромец?»
Ответ держит Соловейко-разбойничек:
«Ведь на ту пору больно пьян я был,
У меня большая дочь была именинница».
Это слово Илье Муромцу не показалося:
Взял он Соловейку за вершиночку,
Вывел его на княженецкий двор.
Кинул его выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего;
До сырой земли допускивал - и не подхватывал;
Расшиб Соловейко свои все тут косточки.

Пошли теперь к обеду княженецкому.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец сын Иванович!
Жалую тебя тремя местами:
Перво место - подле меня ты сядь,
Друго место - супротив меня,
Третье - где ты хочешь, тут и сядь».
Зашел Илья Муромец со коничка,
Пожал он всех князей и бо́яров
И сильных могучих богатырей.
Очутился он супротив князя Владимира.
За досаду Алеше Поповичу показалося,
Взял Алеша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету́ Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол.