Народ в «Путешествии. Поэтическое творчество Радищева

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.

Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Лучшими из его лирических стихотворений являются ода «Вольность» и «Осьмнадцатое столетие», в которых поэт стремится осмыслить движение истории, уловить ее закономерности. Ода «Вольность». Она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет. Начинает свою оду Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы. В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции, о казни английского короля. Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя. Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

34. Идейно-тематическое своеобразие «путешествия из Петербурга в Москву». Своеобразие жанра и жанровый состав.


На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян. Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

35. Система образов и образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» Проблема художественного метода в произведении.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.

«Путешествие» - одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, - самое ценное качество человека.

На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события.Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян.

Творчество Радищева Александра Николаевича, первого русского писателя-революционера было подготовлено знаменательными событиями, происшедшими в XVIII веке в России и за рубежом и теснейшим образом связано с традициями русского и европейского Просвещения.

Находясь у истоков русского освободительного движения, Радищев предвосхитил возникновение идей декабристов, намного опередив своих предшественников и современников в последовательности и смелости революционных выводов.

Уже первое литературное выступление Радищева, перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», свидетельствовало о самостоятельности и зрелости его политических взглядов.

«Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»,- пишет в комментариях к тексту Мабли переводчик.

В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященном открытии памятника Петру в Санкт-Петербурге, Радищев раздумывает о том, каким должен быть великий государь. В Петре он видит «мужа необыкновенного», человека, «обновившего Россию», и одновременно «властного самодержца», который «истребил последние признаки дикой вольности своего государства».

В 1783 была написана знаменитая ода «Вольность». Автор приветствует в ней американскую революцию, но главной темой оды становится вольность — «бесценный дар» человека. Радищев утверждает, что рабство держится на насилии и обмане: государство и церковь «союзно общество гнетут». Законы, созданные самодержавием и освященные церковью, отняли у народа свободу и дали ему в удел рабство. Главной идеей стихотворения становится идея революционного мщения тиранам. Радищев приветствует народное восстание, он считает, что задача поэта- «прорицать вольность». Впервые в русской литературе революционная мысль нашла воплощение в поэтической форме.

Автобиографическая повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова»- воспоминание о годах, проведенных в Германии. Главный герой повести- друг Радищева по университету, ставший идейным вдохновителем студенческого бунта против самоуправства и произвола майора Бокума. Радищев стремится создать образ положительного героя, гражданина, подвижника, готового во имя идеи к самоотречению и подвигу.

Проблема героя времени поставлена и в «Беседе о том, что есть сын Отечества». По мнению писателя, истинным сыном Отечества может быть только свободный гражданин, действующий в соответствии со своими убеждениями и нравственными принципами.

С середины 1780-х годов Радищев приступил к написанию главного труда своей жизни — , в котором нашли отражение его политические взгляды, своеобразие его личности и особенности его художественного метода.

В посвящении Кутузову, другу по Лейпцигскому университету, есть фраза, ставшая «ключом» к пониманию всего содержания книги: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала.» Действительно, «Путешествие..» охватывало самые различные стороны жизни России и показывало деспотизм самодержавия, и развращенность и лицемерие вельмож, и продажность корыстолюбивых чиновников, и чудовищное угнетение и унижение русского народа. Это произведение стало главным творческим достижением Радищева.

София – Тосна –Чудово − Спасская Полесть – Подберезье – Новгород – Зайцево – Крестцы – Яжелбицы – Валдай – Едрово – Хотилово – Торжок – Медное – Городня – Пешки

Основные темы:

Тема судьбы русского крестьянства

Тема крепостного права

Тема самодержавия (оно враг народа, «губитель» его счастья; при её раскрытии используется обличительный пафос)

Тема революции, восстания против существующего строя

Воспитание молодого поколения

Впервые в русской литературе темой книги стала тема народа и признание его главной движущей силой истории.

Жанр путешествия был особенно популярен среди сентименталистов. Писатели-сентименталисты стремились изобразить свои впечатления и чувства, вызванные сменой картин внешнего мира.

Форма путешествия позволила писателю концентрированно рассказать о всевозможных сторонах русской действительности, показать жизнь разных слоёв общества, не связывая себя условностями строгой жанровой формы. Жанр путешествия помог объединить в книге материал, созданный в разные годы, различный в стилевом отношении.

«Путешествие» - обобщение и типизация многочисленных поездок автора по России, а также его косвенного опыта в этой области.

В книге есть и исторические экскурсы, и демографические наблюдения, и политические теории, и фольклорные записи автора. Часть материала «подаётся» от лица встречающихся по пути людей (например, размышления о цензуре и экскурс в историю цензуры, мысли о особенностях русского стихосложения, о значении для России деятельности Ломоносова).

«Путешествие» состоит из 26 глав (12 из которых освещают положение крестьянства), очень разных по объёму. Кроме «Выезда» и «Слова о Ломоносове», все главы носят названия почтовых станций.

Большинство глав состоит из 2 частей: одна – яркий очерк увиденного/услышанного, образная зарисовка дорожного впечатления; другая – размышления автора по поводу виденного, написанные в патетическом, возвышенном тоне. Однако встречаются также главы только очерковые или, наоборот, представляющие собой только социологический трактат.

«Новгород »: портреты купцов. «Карп Дементьич – седая борода, в восемь вершков нижней губы…кланяется об руку…всех величает: благодетель мой…Аксинья Парфентьевна, любезная его супруга. В 60 лет бела как снег и красна как маков цвет, губки всегда сжимает кольцом…Алексей Карпович, сосед мой застольный…на пятнадцатом году матери дал оплеуху». Радищев далёк от сурового обличения плутней купцов – он лишь иронизирует над хитрецами. Он сознаёт, что в соществующей социальной несправедливости виноват общественный строй. И персонаже – жертвы этой системы.

«Любань ». Начинается так: «Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимой и летом» (затем автор всё же пишет, что дело было летом). То есть для описываемой писателем ситуации время года и погода не важны. Изложение конкретных событий переводится в условный и обобщённый план. Чтобы отдохнуть от дорожной тряски, путешественник останавливает кибитку и заводит разговор с пашущим в воскресенье крестьянином. Предварительно он делает выводы («Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берёт. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская»), свидетельствующие о его глубоком знании жизни и наблюдательности. Далее выясняется, что крестьянин действительно обрабатывает свою землю и только в воскресенье, так как в другие дни должен работать на барщине. В ответ на лаконичный рассказ пахаря о тягости крепостного гнёта путешественник возражает: «Друг мой, ты ошибаешься! Мучить людей законы запрещают». «Мучить, - отвечает крестьянин, - правда. Но небось, барин, не захочешь в мою кожу». В совершенно независимом тоне пахаря и его иронично-презрительных словах обнаруживается антагонизм между сочувственно настроенным помещиком-дворянином и крепостным. Правильная книжная речь путешественника противостоит выразительной и свободной от диалектизмов речи крестьянина. Граница между частями главы очень заметна. От бытового выразительного языка мы переходим в сферу высокого, насыщенного славянизмами стиля: «Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей… Углублённый в сих размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моего слугу… Вдруг почувствовал я быстрый мраз, протекающий кровь мою…». Мысли путешественника переносятся на Петрушку – его дворового человека, который, однако, неплохо живёт в сравнении с дворовыми других помещиков. Но тут путник вспоминает, что и он не всегда справедливо с ним поступает: «Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о пощёчине. О, если бы он тогда, хоть пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!». В этом внутреннем монологе героя заметно чувство классовой вины. Здесь также проявляется стремление автора делать очень широкие обобщения из частного факта.

В некоторых главах очерковые описания минимальны. «Торжок ». «Здесь, на почтовом дворе, встречен я был человеком, отправляющимся в Петербург на скитание прошения. Сие состояло в снискании дозволения завести в сём городе свободное книгопечатание. Я ему говорил, что на сие дозволение не нужно, ибо свобода на то дана всем. Но он хотел свободы в цензуре; и вот его о том размышления…» - очерковая часть. Далее следуют рассуждения о цензуре и о её назначении, выражающие току зрения Радищева и вложенные в уста человека, встреченного путешественником.

«Едрово ». Начинается с короткого, но красочного описания толпы молодых крестьянок. Автор обращает внимание на их физическое здоровье. Он сознаёт связь между здоровьем и красотой. Это даёт ему повод через несколько строк перейти к сопоставлению представлений и красоте и физическом здоровье, характерных для городских дворянских жителей, с соответствующими представлениями деревенского трудового населения (сопоставление не в пользу горожан). Очерковая часть начинается после это публицистического вступления. Путешественник рассказывает об Анюте и её жизни. От созерцания и рассуждения мы переходим к живому диалогу. Заключается глава длинным обобщающим рассуждением о характере Анюты как типичном крестьянском характере и о нравственности крестьян и коротким диалогом между ямщиком – местным жителем – и путником по поводу Анюты.

«Вышний Волочок ». Город наводит путника на мысль о несправедливом распределении благ, о социальном неравенстве и о жестокости классовой эксплуатации. После этого автор рассказывает о бессердечном помещике, издевающемся над своими крестьянами, и завершает свой рассказ патетическим обращением к тирану-помещику и дворянам. Они призывает дворян уничтожить власть этого кровопийцы над людьми и отнять у него имению.

«Спасская полесть ». Царь изображается жестоким деспотом, «одежды которого казались измараны кровью и измочены слезами». Встретившись с жертвой беззакония, путешественник с негодованием размышляет, как «в толь мягкосердное правление, каково ныне у нас, толикие производились жестокости?». Ответом служит «сон» путешественника. Ему снится монарх, вокруг которого стоят «чины государственный» и восхваляют его «мудрое правление». Во сне путник видит то, что ему хотелось бы увидеть в мудром монархе. Истина в образе «неизвестной странницы» снимает с глаз монарха «толстую пелену» и он видит всё в истинном свете, негодуя не вельмож. Но прозрение монарха – утопия, и автор понимает это. «Сон» Путешественника − памфлет на Екатерину и её приближённых. Писатель метит в самое уязвимое место режима – несоответствие слов и дел. Ореол величия и славы скрывает чудовищные картины угнетения. Хулил царский титул: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

«Зайцево ». Рассказ господина Крестьянкина о жестоком мучителе крестьян г. асессоре, который «зрел себя повелителем нескольких сотне себе подобных». «Он был корыстолюбив…жесток от природы, вспыльчив». Этот помещик отнял у крестьян «всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину. Если который казался ему ленив, то сёк розгами, плетьми…или кошками, смотря по мере ленности». Возмущённые насилием крестьяне (крестьяне проявили солидарность и заступились за жениха-крестьянина) убили асессора и его сыновей-насильников. Крестьянкин, «человеколюбивый дворянин», будучи председателем уголовной палаты, оправдывает расправу крестьян над их угнетателями. Однако стремление помочь несчастным ни к чему ни приводит.

«Медное ». Ужасная картина продажи крестьян с торга. Помещик, «зверь лютый», продает своих крепостных «в розницу, разлучая родных». Среди продаваемых – кормилица молодого барина, семидесятилетний старик, старуха восьмидесяти лет, внучка стариков. Картина типична для того времени, и Радищев ещё приводит сообщения из ведомомстей, подтверждающих документальность приводимых примеров.

Мысль о революции, как единственном средстве освобождения крестьян, раскрывается в «Путешествии» не сразу. Радищеву важно убедить читателя в неизбежности такого решения. Поэтому вначале, в главе «Хотилов », в рукописи, написанной «неизвестным» автором, предлагается мирный путь освобождения крестьян «сверху», действиями самодержавного правительства. Намечается ряд постепенных мер, ведущих к этой цели: освобождение от «рабства» домашних слуг, разрешение вступать в брак без согласия господина, предоставление права выкупа на свободу. Последней ступенью должно быть «совершенное уничтожение рабства». Тут же показывается и полная несостоятельность только что предложенного решения, поскольку действия монарха определяются не его волей, а корыстными соображениями дворянства. «Известно нам из деяний отцов наших... - пишет автор «проэкта», - что мудрые правители нашего народа... старалися положить предел стоглавому сему злу. Но державные их подвиги утщетилися известным тогда гордыми своими преимуществами в государстве нашем чиносостоянием, но ныне обветшалыми и в презрение впавшим Дворянством наследственным». Убедившись в несостоятельности своих надежд на монарха, автор проекта обращается к самим дворянам, к их гуманности, к их здравому смыслу. Но и этот путь также оказывается иллюзорным. Автор прекрасно понимает, что, будучи крупными землевладельцами, помещики заинтересованы в бесплатном крестьянском труде и никогда не согласятся добровольно лишиться его

Но в полной мере революционная мысль Радищева находит свое воплощение в следующей главе «Тверь », где была помещена, с некоторыми сокращениями, ода «Вольность». «Ода, - писала Екатерина II, - совершенно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою... Кромвелев пример приведен с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские».

Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Часть предыдущего билета

В отличие от дворян и купцов крестьяне выведены как главная опора русского общества, как «источник государственного избытка, силы, могущества» («Пешки»). Радищев преклоняется перед гражданскими и семейными добродетелями крестьян. Конечно, Радищев замечает и разврат («Валдай»), раболепие («Медное») некоторых крестьян, но эти пороки не распространяются на все сословие в целом и мыслятся как порча, привнесенная в народ крепостническими порядками. Поэтому в подавляющей своей массе крестьянство показано в «Путешествии» как лучшая, здоровая часть общества.

Образ крестьянина-пахаря, кормильца и созидателя, появляется уже в начале книги, в главе «Любани». От него веет спокойной уверенностью в своих силах. Эта тема будет продолжена и в главе «Вышний Волочок», и в «Пешках», и в ряде других глав. Крестьянин выступает в «Путешествии» и как защитник родины, ее главная военная сила («Городня»). Труд, близость к природе сохраняют здоровье и красоту сельских жителей. В главе «Едрово» путешественник с восторгом описывает «толпу» «баб и девок», стиравших свое «платье». «...Шеи голые, ноги босые, локти наруже... взоры веселые, здоровье на щеках начертанное. Приятности, загрубевшие хотя от зноя и холода, но прелестны без покрова хитрости; красота юности в полном блеске, в устах улыбка, или смех сердечный... зубы, которые бы щеголих с ума свели».

Автор любуется высокими нравственными достоинствами крестьян, в чем снова видит их превосходство над дворянами. Крестьянская девушка Анюта решительно отказывается от денег, предложенных путешественником, считая, что это может бросить тень на ее репутацию. Мать Анюты полностью одобряет решение дочери.

Простому народу, по словам автора, присуще правильное понимание искусства, в котором он ценит простоту и задушевность. Об этом свидетельствует исполнение слепым певцом духовного стиха об Алексее человеке божием («Клин»). Его пение производит глубокое впечатление на слушателей.

Значение Радищева как писателя, мысли геля-революционера и по­литического деятеля в истории русской культуры чрезвычайно велико. По своему мировоззрению, идейной позиции, кругу интересов он принадле­жал к плеяде европейских просветителей XVIII века. Важнейшие события столетия - восстание под руководством Пугачева, опыт революционного движения в Европе и Америке - отразились на формировании его социаль­ных и политических убеждений.

Ранняя публицистика обнаруживает глубину патриотизма и свободо­любия Радищева. В "Письме к другу, жительствующем; в Тобольске" пи­сатель дает оценку деятельности Петра I: "...он дал первый стремление столь широкой громаде"", то есть России, но «мог бы... славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную", дру­гими словами, гражданскую. Уже тогда Радищев считал, что "нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил доб­ровольно что-либо из своея власти" - без революционного переворота не­возможно ограничение самодержавии.

В "Беседе о том, что есть сын Отечества" Радищев раскрывает граж­данское понимание образа борца за справедливость: "Человек, человек по­требен для ношения имени сына Отечества"". В России же крепостные "земледельцы" превращены в "тяглый скот, а помещики недостойны знания человека, потому что они грабители и кровопийцы.

В "Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищев предложил свое понимание нового типа положительного героя. Он стремился написать произведение, которое бы строилось на автобиографическом материале, и рассказать в нем о годах юности, проведенных в Лейпцигском университе­те. Однако он избираем не жанр исповеди, подсказанный литературной традицией, а жанр ""жития", хотя его герой не знаменитый человек. Герой книги Радищева - юноша Федор Ушаков, а рассказывает она о формирова­нии убеждений, выдвигая центральную тему своей эпохи - тему воспита­ния. Жанровая природа произведения отличается достаточным своеобра­зием: в "Житие" входят элементы жанров повести, жития, мемуаров, трак­тата, послания. Жизнеописание Ушакова органически переплетается с фи­лософскими, моральными и политическими рассуждениями.

"Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева

Основное внимание следует уделить анализу одного из самых выдающихся произведений русской литературы XVIII века - "Путешествия из Петербурга в Москву", в котором с большой полнотой воплотилось ми­ровоззрение его автора, нашла отражение его социальная и философская позиция. Каждая из глав книги, названная по станциям дороги от одной столицы в другую, содержит новую тему, а иногда и две. Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его положения, связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бюрократического строя, разложение нравов дворянства и высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь народа, рекрутчина и др. Но при этом ""Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника" (Г.Макогоненко).

В образе путешественника раскрывается радищевский идеал челове­ка; это прежде всего ""общественный человек", живущий социальными ин­тересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к фор­мированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволю­ции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена

На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и высту­пающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придвор­ных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведе­ния необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их созда­ния, рассмотреть основные приемы художественной типизации и опреде­лить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотно­шения власти и закона, идеала и действительности.

Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необхо­димости революционного переустройства действительности. Именно на­роду предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная кате­гория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном свое­образии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать раба­ми по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной ду­ховной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способ­ность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое вни­мание

Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, лю­ди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники"" путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."", новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходи­мо решить вопрос о соотношении документального и художественного на­чал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.

Изучая особенности системы образов"Путешествия из Петербурга в Москву", необходимо также ответить на вопрос, почему кни­га Радищева завершается ""Словом о Ломоносове"".

В тесной связи с анализом "Путешествия" нужно осмыслить полити­ческую, историческую и философскую проблематику оды "Вольность"". В ней Радищев выступает как основоположник революционной пеший в России. В традиционную классицистическую форму оды, написанной вы­соким "штилем", ямбами и десятистишной строфой, Радищев вкладывает новое содержание. Хвалебная ода воспевала монархов, а Радищев про­славляет тираноборцев Брута и Вильгельма Телля, славит "дар бесценный вольность", революцию.

Особо следует остановиться на изучении жанрового и композицион­ного своеобразия "Путешествия". Книге Радищева присуща острая публи­цистичность - "особая форма художественности", "сплав научного и ху­дожественного метода исследования жизни и объяснения человека" (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые особенно­сти сюжетосложения. построение характеров и автобиографического об­раза автора-героя. Радищев отказался от частных сюжетов, поэтому его ге­рои раскрываются в делах общественных. В то же время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал чувствам, которые "благую в человеке производят тревогу... совершенно бесстрастный чело­век есть глупец и истукан нелепый". Разум и чувства, с точки зрения писа­теля, должны гармонично сочетаться в человеке. Напряженная эмоцио­нальность повествования связывает Радищева со стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влия­ние на Радищева сентиментальной литературы в создании образа путеше­ственника, в своеобразии его композиционной роли в книге. Другие счита­ли, что проблема чувствительности относится ко всем героям повествова­ния.

Значительное место в "Путешествии" занимает автобиографическое начало - писатель не хочет скрывать своих личных убеждений. Автобио­графизм характерен и сентиментализму, и реализму. Субъективизм сенти­менталистов - Стерна и Руссо - чужд Радищеву. С точки зрения Макогоненко, "он развивал и углублял принципы автобиографизма, торжество­вавшие в поэзии Державина"", а творчество Державина рассматривается ис­следователем в контексте становления русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева - представить "все веши" "в естествен­ном их виде", осмыслить и показать действительность такою, как она есть. Глубина проникновения в изображаемые характеры, верность передачи социальных обстоятельств жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его творчество к критическому или же просветитель­скому реализму. Таким образом, вопрос о принадлежности Радищева к оп­ределенное литературному направлению до сих пор остается дискусси­онным.

Для своей книги писатель избирает жанр путешествия, получивший в XVIII широкое распространение в сентиментальной литера­туре, благодаря английскому писателю Стерну - автору "Сентиментально­го путешествия"", представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая традиция - в 1760 - 1780-е годы читатель познакомился с серией "путешествий"", написанных русскими учеными; знал он и "Путешествие в... И.Т.", напечатанное в журнале Новикова "Трутень", и "Путешествие глухого и немого" Фонвизина. Это был жанр русского просветительского "путешествия", в котором герой вырывался из сферы частной жизни и вступал в сферу жизни общей. Эту русскую традицию продолжает Ради­щев. В "Путешествии из Петербурга в Москву" совмещается разнообраз­ный литературный жанровый материал: в нем можно найти черты литера­турного путешествия, воспитательного и нравоучительного романа, лите­ратурной повести, трактата, сатирических зарисовок, исповеди. Одни из этих жанров являются "первичными", другие "объединяющими". Необхо­димо ответить на вопрос, какие "первичные" жанры входят в состав "Путешествия" и каковы принципы их взаимосвязи и взаимодействия в произведении.

В области композиции ""Путешествия" Радищев также проявляет но­ваторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить микро- и макроструктуры произведении, определить основную структур­ную единицу циклической композиции "Путешествия", понять роль меха­нических связок в композиции.

Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля произведе­ний Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию легкого раз­говорного языка в одних ситуациях и традиции славянизированного книж­ного языка в тех случаях, когда автор высказывает свои философские убе­ждения или передает гражданские чувства. Для выражения новых демо­кратических идей Радищеву были необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой литературный стиль из разнообразных элемен­тов: из языка современной ему литературы, языка древнерусской письмен­ности, устной народной поэзии, живой народной речи (автор воспроизво­дит ее в лучших образцах, без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского литературного языка он видел в старославянской и древ­нерусской письменности. Обращаясь к ним, Радищев часто славянизиро­вал свой язык более чем это требовалось даже "высоким штилем" Ломоно­сова.

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Оно написано в известном в то время жанре "путешествия", раскрыл который Л.Стерн, родоначальник сентиментализма. Радищев в своей собственной оценке человека вообще руководствовался произведениями писателей-сентименталистов и считал, что человек отличается от животного как раз способностью к состраданию. Жалость, сочувствие - основные чувства повествователя в романе: "Я

Взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала".

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. "Крестьянин в законе мертв", - пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава "Зайцево". На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда

Же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: "И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме". Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: "Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?" Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских "на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа".

Главная заслуга Радищева и главное отличие его произведения от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью

Плодов златых не возрастет;

Где все ума претит стремленью,

Великость там не прозябает.

Оригинальность "Путешествия из Петербурга в Москву" заключается в том, что Радищев, взяв форму "путешествия", наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из "Путешествия из Петербурга в Москву" озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу. "Путешествие из Петербурга в Москву" - первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Александр Николаевич Радищев - легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги "Путешествие из Петербурга в Москву", над которой писатель работал около десяти лет.

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав "Путешествие", императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева". Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

После революции 1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости".

А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат "О Человеке, о его смертности и бессмертии", но в памяти потомков он остался всего лишь автором "Путешествия из Петербурга в Москву". Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который написал, что оно "причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге".

Недостатком книги, безусловно, является то, что она представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Чувствуется большое влияние французских просветителей, провозгласивших идеи равенства и братства. Основная направленность произведения - тенденциозная критика существующего жизненного уклада в России.

В "Путешествии" Радищева мы видим картины жизни крепостного крестьянства. В главе "Пешки", описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: "Алчность дворянства, грабеж, мучительство - вот что довело крестьян до такого состояния…" О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе "Любани". Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: "Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".

Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе "Вышний Волочок". Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. "Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина", - восклицает, обращаясь к помещику, писатель.

В главе "Медное" описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину - кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а "от самой тяжести порабощения".

Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.

Достоевский по поводу стиля Радищева говорил, что "обрывки и кончики мыслей" у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей. Это настоящий приговор художественному достоинству произведения.

Немалую заинтересованность приносит суждение профессора В.В. Виноградова, специалиста по истории русского литературного языка, который писал: "Радищев, "западник" до мозга костей по своим убеждениям, по образованию, по всей культуре мышления, в то же время с гениальным прозрением для выражения своих мыслей - в прозе и стихах - обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка… Но эта линия в литературе была еще слабо продвинута, а потому Радищев - только зачинатель того процесса, который свое завершение нашел в Пушкине".