Женские образы тургенева и бунина.  женские образы в прозе и

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ. Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве «вечные вопросы»: жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внут­реннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо пи­сателей XIX-XX веков было «углубленное и сущностное отражение жизни». К познанию и осмыслению индивидуального и националь­ного они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь - уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственно­го и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни вы­сокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз ста­новились воплощением лучших черт национального характера. Сре­ди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Остро­вским, Н. А. Некрасовым, JI. Н. Толстым; выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева; пленительные жен­ские портреты И. А. Гончарова. Достойное место в этом ряду зани­мают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Не­смотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, ге­роини произведений русских писателей обладают, несомненно, глав­ной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и само­забвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Вспомним Надежду, героиню рассказа, давшего название цик­лу «Темные аллеи». История ее любви, к сожалению, «пошлая», «обыкновенная»: бывшая крепостная, «бессердечно» и «оскорбитель­но» брошенная молодым барином. В юности она была «волшебно» красива, «прекрасна», «горяча», искренне влюблена в Николеньку, как она называла тогда Николая Алексеевича. Да и он, казалось, любил ее. Восхищался ее красотой и молодостью, ее стройным ста­ном, дивными очами, читал прекрасные стихи про «темные аллеи»… Она подарила ему и «свою красоту», и «свою горячку», а он предал ее, не пожелав пренебречь общественными нормами, женился на жен­щине своего круга. Вскоре после разлуки с любимым Надежда по­лучила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она тоже могла выйти замуж, обзавестись детьми, прожить вполне сча­стливую жизнь, но не захотела.

Через всю свою жизнь она пронесла глубокое чувство первой любви. Жизненный путь Надежды не был легким, но она не пала духом, сохранила чувство собственного достоинства. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по сове­сти, строга и справедлива, за это люди ее уважают. Но осень жизни женщина встречает в одиночестве, с затаенной обидой и несбывши- мися надеждами на любовь, которая и поныне жива в ее сердце. Как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было», но Надежда не смогла простить, не смогла забыть нанесен­ную обиду. Случайная встреча после тридцатилетней разлуки да­рована Надежде самой судьбой как возможность понять и простить, потому что исправить ничего нельзя.

Понятно, что социальное неравенство героев - это только вне­шняя причина их несостоявшегося счастья. «С годами все прохо- дит, - утверждает герой. - Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич, - спорит с ним Надежда. - Молодость у всякого про­ходит, а любовь - другое дело». Любовь остается в душе навсегда, говорит нам автор, потому что любовь - огромная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение человека. Любовь трагична и часто приносит страдания, но она же дарит и незабываемые ми­нуты счастья, возвышая человека, поднимая над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека.

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь лич­ности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещер­ской из рассказа «Легкое дыхание» вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд. Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения - тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: «На клад­бище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фото­графический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хро­нологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь. Девочкой она ничем не отличалась от других «хорошеньких, богатых и счастли­вых» гимназисток. Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем ста­ла «расцветать, развиваться не по дням, а по часам» и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей. «Без всяких ее забот и уси­лий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость… » Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее «ветреное» поведение становят­ся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. «Она совсем сошла с ума», - говорят о ней. Сама же Оля тяжело пере­живает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нор­мы эти условны. Не случайно соблазнителем девушки оказывается «друг и сосед папы», брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельству­ет о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Девушке кажет­ся, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не слу­чайной. Складывается впечатление, что она сама стремится навстре­чу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обла­дать настоящая женщина: «Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? - Легкое дыха­ние! А ведь оно у меня есть…» Оля Мещерская действительно обла­дала легким, естественным дыханием. Она словно готовилась к ка­кой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино «легкое дыхание», ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облач­ном небе, в этом холодном весеннем ветре», стало его неотъемлемой частью.

Слово «снова» как бы подчеркивает быстротечность жизни, лег­кость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобеди­мая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявле­ниях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешает­ся в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, свет­лому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не ис­чезнет никогда.

Через все творчество Бунина проходит мотив тоски по уходяще­му прошлому и противостояния человека бездушной цивилизации нового времени. И если в большинстве его произведений единствен­ной спасительной силой выступает любовь, то единственная сила, достойная соперничать с любовью, - это сила веры, религии. Об­раз главной героини рассказа «Чистый понедельник» убедительно доказывает, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем лю­бовь, но это тоже загадка, тайна, не подвластная человеческому ра­зуму.

Героиня рассказа «Чистый понедельник» молода, богата и нео­быкновенно хороша собой. Любуясь внешностью девушки, герой под­черкивает, что красота у нее была какая-то восточная - «индийс­кая, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чер­ный соболиный мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…» В ее жизни есть все - комфорт, изящество, независимость, возмож­ность наслаждаться жизнью, но буквально с первых строк чувству­ется, что в ее душе нет счастья и покоя. Очевидна ее неудовлетво­ренность жизнью. «Похоже было на то, что ей ничто не нуждо, - поясняет герой, - ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и не­любимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, …обедала и ужинала с московским пониманием дела», посещала балы и театры, ее явной слабостью была «хорошая одежда, бархат, шел­ка, дорогой мех».

Героиня мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемной жизни со стремлением к чистоте, строгости, аскетизму, свойствен­ным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществу­ют и эротические романы нового времени (Пшибышевского, Тетмай- ера, Шницлера), и творчество современников - Андрея Белого, Ва­лерия Брюсова, Леонида Андреева с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре, вылившейся в открытое сопоставление своей жизни с поэтичной «Повестью о Петре и Февронии Муромс­ких». Несмотря на то что героиня благосклонно принимает ухажи­вания влюбленного поклонника, сама она не любит, вернее, не мо­жет полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмыслен­ной жизни. Ее мечта о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представле­нием о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огнен­ном змие, который в людском обличии «зело прекрасен». Двойствен­ность натуры героини объясняется не только несовместимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы (герой го­ворит, что она много читала, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала»), но и пересечением в тогдашней Моск­ве, да и в России вообще, двух противоположных культур со взаи­моисключающими традициями. Отсюда и сосуществование взаи­моисключающих, на первый взгляд, обликов героини, истинной мос­ковской жительницы (скромной курсистки, светской львицы, «Ша­маханской царицы» и монахини), ее желаний и стремлений. Сама она томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках? » Покоя ей не приносит даже столь нео­бычный выбор жизненного пути - служение Богу. Этот выбор ей и самой не кажется окончательным.

Ищущий взгляд в заключительной сцене говорит об отсутствии гармонии в душе молодой инокини, о незавершенности поиска.

Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. «Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал нам возможность написать « Чистый понедельник ». За несложной фа­булой этого рассказа скрывается иносказательно, символически выра­женная мысль об историческом пути России. Загадочная героиня воп­лощает в себе не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеа­лу, потому так значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России.

Неожиданный уход героини в монастырь, так ошеломивший влюбленного в нее человека, символизирует особенный, «третий путь», который Бунин избрал для России. Это путь труда и смире­ния, обуздания страстей, в котором писатель видит возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, путь великих страданий, в которых Россия очистится и найдет свой, единственно верный, путь.

Произведения Тургенева и Бунина во многом являются ярким примером чёткого отражения традиций русской литературы. Изображение характера русского человека, манера показывать свободную, широкую душу, готовую идти на великие подвиги, прощать, узнавать новое, а самое главное - способную на самую настоящую любовь, искреннюю и не требующую ничего взамен. Особенно удачно это выражается через женские образы обоих писателей, приблизиться к которым мы сейчас и попытаемся, рассмотрев несколько известных нам героинь.
Женские образы Тургенева показаны читателю волевыми, сердечными, жаждущими открытий и подвигов, но зачастую погибающими от своей любви. Таковым является поэтичный и окрылённый образ Аси, мечтающей "прожить не даром, след за собой оставить..." Но мечты её остались неосуществлёнными. Насколько непорочна и прекрасна первая любовь Аси, её вера и стремление к свободе, к собственному счастью... Но, столкнувшись с реальностью, с эгоизмом и безмолвием человека, принятого по ошибке за героя, её лучшие стремления осыпаются и умирают. Действие "обычного порядка" оказалось губительным для идеальных, светлых мечт.
Другая героиня, Елена Стахова, из романа "Накануне" - такая же мечтательная, простая девушка, но она сильна духом и готова идти на чрезвычайные поступки ради совершения подвига. Её особенность заключалась в том, чтобы жертва её не прошла даром, а обязательно принесла пользу обществу. В этом романе писатель откликнулся на чистую и искреннюю любовь и свёл события к тому, что это чувство нашло отклик в сердце другого человека. Теперь Инсаров и его борьба за освобождение Родины становятся для нее дороже всего на свете, и она идет за ним, чтобы разделить его тяжелую и опасную жизнь. Мечта Елены осуществилась, и даже после смерти мужа она остается в Болгарии продолжать его дело.
Женские образы Бунина отличаются любовью нежной, материнской. Подобное чувство не погибает ни при каких обстоятельствах и не боится ни испытаний, ни самой смерти. Она толкает его персонажей на поступки, близкие к подвигам, не смотря ни на какие недуги. Так больная Анисья из рассказа "Весёлый двор", преодолевая боль и страдание, идёт в дальнюю деревню, чтобы повидаться с любимым сыном, ушедшим из дома. Однако в своём творчестве Бунин не пишет о счастливой, соединяющей любви, вероятно, считая, что такая любовь со временем перетекает в другие, более основательные чувства привязанности, родства и пр. Главные оттенки его произведений содержат немалую долю чувства утраты, горечи и тоски о прошедшем. Писатель стремится выразить неизмеримую ценность каждого момента жизни человека, покуда он счастлив, но в то же время словно оставляет их далеко позади, показывая, что всё проходит, оставаясь лишь в непостоянной человеческой памяти. Именно эти моменты становятся центром его описаний, они - источник его вдохновения и цель уходящей жизни.
"Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - цитата из "Тёмных аллей", которую, казалось бы, может повторить каждый герой обоих писателей, женские образы которых воплотили в себе все стремления и переживания обычных русских женщин, живших в то время. Творчество Бунина и Тургенева можно уверенно назвать - великим наследием, образцом и примером для подражания.

Гимназия Салманова, 11 "В"

Категории:

  1. Особенности творчества Бунина.
  2. Галерея женских образов в творчестве Бунина.
  3. Философское осмысление темы любви и смерти.

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого - ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений и кажутся такими правдивыми, что невольно становится грустно. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни.

Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она так или иначе прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Столь прекрасное чувство, как любовь, возвышает человека, заставляет его на мгновенье почувствовать себя счастливым. Однако в земной жизни каждому надлежит столкнуться со страданием. И поэтому долгое счастье невозможно.

Бунин создает целую галерею женских образов. Они все заслуживают пристального нашего внимания. Бунин - великолепный психолог, подмечает все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие. Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин не щадит читателя, обрушивая на него суровую правду жизни. Достойные простого человеческого счастья герои его произведений оказываются глубоко несчастными. Но, узнав об этом, мы не сетуем на несправедливость жизни. Мы понимаем истинную мудрость писателя, стремящегося донести до нас простую истину: жизнь многогранна, в ней есть место всему. Человек живет и знает, что на каждом шагу его могут подстерегать беды, страдания, а иногда даже смерть. Но это не должно мешать наслаждаться каждой минутой бытия.

Бунин дает нам возможность узнать о самых разных женщинах. И каждая из них вызывает в нашей душе живой отклик. Например, мы с горечью узнаем о душевных терзаниях простой деревенской девчонки из рассказа «Таня». Она была соблазнена и брошена молодым барином. Ее чувства просты и безыскусны, она готова отдать всю себя, ничего не требуя взамен.

В рассказе «Легкое дыхание» избалованная девочка играет любовью. Играет так неосторожно, что это привело ее к гибели. Но ее образ в нашем восприятии остается незапятнанным, она выглядит как ангел, а не как куртизанка, несмотря на привязанность к земным утехам.

Любовь и страдание, любовь и смерть. В творчестве Бунина все это так тесно переплетается. В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня уходит в монас-тырь. Тем самым она как бы умирает для мира, разрывает свои отношения с суетной жизнью, которая была для нее чем-то неестественным. В рассказе «Галя Ганская» главная героиня гибнет, ее любви оказалось слишком много, чтобы продолжать жить. Безусловно, мы не всегда понимаем женщин, о которых говорит писатель. Но ведь истинная мудрость человека совсем не в том, чтобы понимать все, что происходит вокруг. Главным является умение чувствовать, принимать мир, не позволить душе ожесточаться. Наша жизнь так непрочна, что древнее высказывание «МетеШо тоге» оказывается нашим постоянным спутником. «Помни о смерти», но продолжая жить. И любимые герои Бунина живут в соответствии с этим постулатом.

Рассказ «Темные аллеи», который открывает сборник с одноименным названием, снова напоминает нам о том, насколько несчастливой может быть любовь. Чувство любви - это одно из испытаний, которые должен вынести человек во время своего пребывания на Земле. Главная героиня рассказа сохранила в себе любовь на всю жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело»... - так говорит она уже в зрелом возрасте. Ее возлюбленный с трудом понимает ее. Истинный трагизм произведений Бунина в том, что любовь всегда несчастна. Она не может и не должна быть счастливой. Именно такая любовь-испытание является истинной, она наделяется огромным смыслом. В рассказе «Темные аллеи» главный герой также несчастлив, его жизнь преподнесла его множество неприятных сюрпризов, сын вырос непорядочным человеком, жена бросила. Но по сравнению с Надеждой, он более прост, его приземленная натура не в состоянии осознать всей жертвы, которую принесла на алтарь любви его бывшая возлюбленная.

На мой взгляд, рассказ оставляет тяжелое впечатление. Однажды появившись в жизни, любовь делает невозможным дальнейшее счастье главной героини. Она познала радость «волшебных минут» любви, а потом ничего более достойного в ее жизни не было. Но философичность этого рассказа доходит до нашего сознания немного позже. Мы начинаем по-другому смотреть на истинное и мнимое. Истинным является незаурядность человеческой натуры. Ведь женщина, которая не смогла простить своего возлюбленного, но пронесла свое чувство через всю жизнь, является уникальной. Таких очень мало, поэтому неразделенная любовь, о которой говорит Бунин, заслуживает внимания. Мы можем жалеть или восхищаться главной героиней, но не можем отрицать, что ее никак нельзя назвать обыкновенной.

В произведениях Бунина любовь не обещает счастья, она только манит за собой, дарит призрачный свет радости. Но она существует, и это уже дает ей право быть такой, какова она есть на самом деле - неуловимой, загадочной, непонятной и странной. Ведь истинный смысл не в том, что любовь должна делать человека счастливым, а в том, что она просто должна быть... Как одна из величайших загадок мира, недоступных человеческому сознанию. Только в этом случае человек получает право считаться возвышенным существом, думающим не только о материальных ценностях.

Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Бунин - один из немногих писателей, чье творчество будет актуальным во все времена.

Денисова Р.А.

Данная работа посвящена анализу женских образов в творчестве И.А. Бунина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема работы:

«Женские образы в творчестве И.А. Бунина»

студентка 2 курса ГБПОУ КК «БАК»,

обучающаяся по специальности

«Земельно-имущественные отношения»

Руководитель: Самойленко Ирина Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

Ст. Брюховецкая 2015 г.

Введение……………………………………………………………………стр. 3

  1. Глава Особенности творчества И.А. Бунина…………………………стр. 5
  2. Глава Особенности женских образов в творчестве И.А. Бунина…..стр. 10

Заключение………………………………………………………………....стр. 19

Список литературы……………………………………………………...…стр. 21

Введение

Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно. Через художественный образ – «основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности», автор создает и передает, а читатель воспринимает картину мира, переживания героев. Русская литература богата разнообразными женскими образами: одни героини сильны характером, духом, умны, самоотверженны, другие – нежны, и ранимы. Русская женщина с её удивительным внутренним миром не могла оставить равнодушными многих писателей. Впервые женские образы появляются в произведениях древнерусской литературы, но популярными становятся в творчестве писателей XIX – XX веков: все чаще и чаще героини появляются на страницах романов, рассказов, повестей.

И.А. Бунин – знаток человеческой души. В своих произведениях писатель точно и полно передал переживания людей, переплетение их судеб. И.А. Бунина можно по праву назвать и знатоком женского сердца, женской души. Характеры героинь в произведениях писателя разнообразны, образы, созданные им, многогранны, но всех женщин объединяет одно – желание любить, а любить они могут глубоко и самозабвенно.

Данная исследовательская работа посвящена анализу образов женщин в творчестве И.А. Бунина.

Объектом настоящего исследования являются рассказы И.А. Бунина.

Предмет исследования – женские образы в творчестве И.А. Бунина.

Актуальность работы обусловлена тем, что несмотря на значительность числа литературоведческих исследований, посвященных анализу женских образов в русской литературе первой половины XX века, и несомненный интерес, проявляемый к определенной проблеме, можно отметить, что вопрос о том, какой была изображена женщина в творчестве И.А. Бунина, какие способы обрисовки использует автор, исследователями освещался в незначительной мере .

Цель данной работы заключается в описании женских образов, представленных в творчестве Бунина.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

Рассмотреть особенности творчества И.А. Бунина;

Проанализировать женские образы в рассказах писателя;

Сделать вывод о том, какую роль играют женские образы в творчестве Бунина И. А.

В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы: исследовательский, описательный.

Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности творчества И.А. Бунина

Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг несравненных высот в своём на литературном поприще, первый среди других русских писателей получил Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет Бунин прожил на чужбине, с неутолённой тоской по Родине. Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения «великой державы Российской». Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.

Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как «Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», рисует безысходную нищету крестьянства.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.

В рассказе «Антоновские яблоки» показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям. На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.

В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни.

Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком.

Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.

Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.

Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы.

Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.

Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности.

Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

В 1933 году «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер» Бунину была присуждена самая престижная премия – Нобелевская премия в области литературы.

В разные годы своего творчества Иван Алексеевич подходил к теме любви с разных сторон. Рассказы Бунина о любви – это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен. Именно в любви видел Бунин «возвышенную цену» жизни, в любви, дающей сознание «приобретения» счастья, хотя всегда неустойчивого и теряемого.

Если говорить о ранних годах его творчества, то герои его произведений молоды и прекрасны, а любовь между ними открыта, естественна и красива, при всем этом их юности сопутствует не только увлечение, но и быстрое разочарование.

Когда Иван Алексеевич находился в эмиграции, он стал писать о любви, словно оглядываясь на прошлые годы. «Любовь» в его произведениях стала более зрелой, глубокой и в тоже время пропитана грустью.

От этих переживаний родился величайший по своей художественной ценности цикл рассказов «Тёмные аллеи», который вышел в 1943 году в Нью-Йорке в урезанном составе. Следующее издание этого цикла состоялось в Париже в 1946 году. Оно включало в себя тридцать восемь рассказов. Этот сборник отличался от освещения любви в советской литературе.

Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда люди жили в ожидании чего-то нового и по-другому стали смотреть на все казавшиеся неизменными ценности. И. А. Бунин также дал свое видение темы любви. Для него эта тема стала основой для целого цикла рассказов – «Темные аллеи», где представлены различные проявления и оттенки чувства любви: это и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного, и чувства, балансирующие на грани соблазна и святости, и любовь-судьба, пожизненная к ней приговоренность.

О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.

Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую преградой пылким чувствам героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит ключевая концепция представления Бунина о земной любви между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть ее настоящее богатство и наивысшую ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак или совместная жизнь.

Рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они являются главными помощниками Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.

Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни. Любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.

Бунин проницательно и тонко показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит жить.

Тема любви раскрывается автором и в других его рассказах, не входящих в цикл «Темные аллеи»: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». В данных рассказах герои не обретают семейного счастья, высокие чувства не уничтожаются ни обыденностью, ни бытом.

Женские портреты, представленные в рассказах Бунина, по-настоящему интригующие, яркие, как и истории их любви.

Особое внимание стоит уделить необычным женским образам, которыми так богаты рассказы Бунина. Именно в историях любви раскрываются характеры героинь, показаны их душевные переживания. Иван Алексеевич выписывает женские образы с таким изяществом и оригинальностью, что портрет женщины в каждом рассказе становится незабываемым. Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.

2. Особенности женских образов в творчестве И.А. Бунина

Созданию женского образа посвящено много произведений русских классиков.

Русские писатели пытались показать в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей душевной красотой. Только в русской литературе уделено так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

Впервые женские образы появляются на страницах древнерусской литературы, но популярными становятся и все чаще встречаются на страницах произведений XIX – XX века. Очень ярко они показаны у таких писателей и поэтов как Пушкин Александр Сергеевич, Некрасов Николай Алексеевич, Тютчев Федор Иванович, Островский Александр Николаевич, Бунин Иван Алексеевич.

В книге Бунина «Темные аллеи» женщины играют главную роль. Мужчины, как правило, являются лишь фоном, оттеняющим характеры и поступки героинь. В самом сборнике находится рассказ с аналогичным названием «Темные аллеи». Надежда, главная героиня рассказа, «темноволосая, чернобровая и еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой» , была верна одному мужчине. Однако Надежда хороша не только внешне. Она обладает богатым и глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Они встретились случайно в «постоялой горнице» у дороги, где Надежда являлась хозяйкой, а Николай Алексеевич – проезжим. При чтении рассказа, читатель понимает, что герой не в состоянии подняться до высоты чувств женщины, понять, отчего она не вышла замуж. Герой, обращаясь к Надежде, говорит: «Замужем, говоришь, не была? Почему? При такой красоте, которую ты имела?» . Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись через тридцать лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело... Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было...» . Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. В тексте рассказа видна и позиция автора. Бунин как бы поднимается над героями, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего бы оценить, понять ее прекрасную душу. Но лучшие годы прошли безвозвратно.

В другом произведении писателя, «Холодная осень», автор рисует образ женщины, которая также через всю жизнь пронесла любовь к одному мужчине. Героиня, которая проводила на войну своего жениха (его убили через месяц), рассказывает историю своей любви, начиная повествование со следующих слов: «В июне того года он гостил у нас в имении…». С самых первых строк читатель понимает, что речь пойдет о чем-то личном, сродни дневниковой записи. Не только тридцать лет хранила героиня рассказа в сердце любовь к своему жениху, но и считала, что в ее жизни только и был тот сентябрьский вечер, когда она простилась со своим возлюбленным: «А что же все-таки было в моей жизни?...только тот холодный осенний вечер… Это и все, что было в моей жизни – остальное ненужный сон» . Более того, героиня искренне верила, что «где-то там» герой ее ждет с той же любовью и нежностью, как в тот осенний вечер. Душа умерла вместе с тем вечером, и женщина взирает на оставшиеся годы, как на чужую жизнь, «как душой смотрят с высоты на ими брошенное тело» (Ф. Тютчев).

В книге «Темные аллеи» много и других замечательных женских образов, через которые автор передает возвышенные чувства, переживания (рассказы «Руся», «Натали»).

В рассказе «Руся» автор, изображая девушку, дает ей следующую характеристику: «Худая, высокая. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти. Кроме того, она была художница, училась в Строгановском училище живописи. Да она и сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови... Волосы сухие и жесткие слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво. Лодыжки и начало ступни в чуньках - все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями» . Образ женщины в мельчайших подробностях надолго врезался в память рассказчику. Автор рисует историю двух влюбленных, которым, как и многим другим героям бунинских рассказов, не суждено быть вместе. Счастливые, взаимные чувства обрываются неожиданно для самих героев: именно мать Руси становится причиной их расставания: «Я все поняла! Я чувствовала, я следила! Негодяй, ей не быть твоею! Только через мой труп перешагнет она к тебе! Если сбежит с тобой, в тот же день повешусь, брошусь с крыши! Негодяй, вон из моего дома! Марья Викторовна, выбирайте: мать или он!» . Девушка выбирает мать, но в последний день встречи говорит возлюбленному: «А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона!».

Рассказ «Натали» посвящен теме любви. Автор рисует два женских образа, между которыми мечется герой. Соня и Натали непохожи друг на друга, и чувства к ним со стороны героя тоже различны. К Соне герой испытывает тяжёлое плотское влечение, вдобавок проникнутое тем трепетом, какое бывает лишь у юноши, которому впервые открывается женская нагота. Чувство героя к Натали возвышеннее, в его основе – любование и поклонение. Натали влюбляется в молодого человека, думая, что он любит её подругу. Почувствовав его внимание и услышав его «отречение» от Сони, несколько дней подряд избегает его, по-видимому, пытаясь смирить обуревающие её переживания; наконец, признаётся в любви сама – для того лишь, чтобы в тот же вечер застать его с Соней. Затем вступает в разумный брак без любви, хоронит мужа и только спустя много лет встречается с любимым, принимает унизительную скрытность их отношений и умирает при родах.

Судьбы многих героинь, способных одарить счастьем и полюбивших на всю жизнь, складываются трагически.

Говоря о красоте женщин, представленных на страницах произведений, нельзя не сказать об Оле Мещерской (рассказ «Легкое дыхание»). Рано развившись физически, превратившись в очаровательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стремилась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у неё есть не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому, верная себе, она все хотела испробовать самостоятельно. Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалерами, получая бесконечное удовольствие от осознания собственной женственности. Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала и физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» . Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое «рассеялось в мире», в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала. Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа завораживает читателей. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я... наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке».

Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна... на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «...уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка... Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза» . Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Бунин гордился своей книгой, особенно рассказом «Чистый понедельник». Образ молодого человека прост и понятен, а вот образ героини недосягаемый, поражает своей противоречивостью: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком» . Данная новелла – это рассказ-философия, рассказ – поучение. Здесь показывается первый день великого поста, она веселиться на «капустнике». Капустник у Бунина дан ее лазами. На нем она пила и много курила. Все было отвратительно там. По обычаю, в такой день, в понедельник, нельзя было веселиться. Капустник должен был быть не в такой день. Героиня наблюдает за этими людьми, которые все опошлены «опустив веки». Желание уйти в монастырь, по-видимому, у нее уже зрело раньше, но героиня как бы хотела досмотреть до конца, как был было желание дочитать главу, но в тот вечер окончательно было все решено. Глазами героини Бунин нам показывает, что в этой жизни многое опошлено. У героини есть любовь, только ее любовь к Богу. У нее возникает внутренняя тоска, когда она видит окружающую ее жизнь и людей. Любовь к Богу побеждает все остальное.

В произведении «Солнечный удар» Бунин знакомит читателей с необычным, но вполне жизненным случаем, когда из случайной, ни к чему не принуждающей встречи, выросло и окрепло стойкое чувство. В рассказе мы видим мгновение любви, у которого как будто нет начала и продолжения, нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остается на всю жизнь. Любовь изображена как чудо, которое нельзя объяснить. Именно оно заставило главного героя поручика чувствовать себя «постаревшим на десять лет». В рассказе не даются имена героев, упоминаются лишь отдельные детали: герой – поручик, героиня – замужняя женщина, имеющая мужа и ребенка. Портрет героини более важен. Она объект любви, объект всепоглощающей страсти. Важно заметить, что плотская сторона любви очень важна и значима для Бунина. Писатель подчеркивает, что у героини было загорелое тело, ведь она только что отдыхала в Анапе. Эта женщина похожа на ребенка: она мала ростом, ее «рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Героиня легка в общении, «свежа, как в семнадцать лет». Все эти описания никак не передают нам внутреннего содержания этой женщины. Оно не столь важно ни для героя, ни для писателя. Важно то, какое чувство вызывает эта женщина в герое. После проведенной ночи герои расстаются. Мы видим, что у «прекрасной незнакомки» очень легкое отношение ко всему произошедшему. Она «по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна». Героиня и говорит, что такого больше не повторится, потому что она замужем. Нельзя спокойно читать описание эмоций поручика. Вначале ему передалось легкое отношение к этой связи. Но после возвращения в пустой, уже бездушный номер, «сердце поручика сжалось». Автор так описывает состояние героя: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим странным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!» . Любовь, случившаяся между героями рассказа, подобна солнечному удару.

Палитра чувств проявляется в повести написанной в 1924 году «Митина любовь». Здесь очень хорошо видно, как любовь и жизнь идут рука об руку. Бунин показывать становление героя, ведя его от любви к погибели. В рассказе Митю преследует романс Рубинштейна на слова Генриха Гейне: «Я из рода бедных Азров,/Полюбив, мы умираем...». В.Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его. Главная героиня рассказа, Катя, имеет «милое, хорошенькое личико, небольшую фигурку, свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью». Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живет с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. В отличие от Мити, Катя не поглощена любовью всецело, не случайно Рильке заметил, что с ней Митя всё равно жить не смог бы – она слишком погружена в театральную, фальшивую среду. Весной же с Катей происходят важные изменения – она превращается в «молоденькую светскую даму, всё куда-то спешащую». Свидания с Митей всё сокращаются, и последний всплеск чувств Кати совпадает с его отъездом в деревню. Вопреки уговору, Катя пишет Мите всего два письма, причём во втором признается, что изменила ему с директором: «Я дурная, я гадкая, испорченная, но я безумно люблю искусство! я уезжаю – вы знаете, с кем…». Это письмо и становится последней каплей – Митя решается на самоубийство. Связь с Алёнкой лишь усиливает его отчаяние. Данный женский образ отличен от тех, что были рассмотрены выше, героиня не несет в душе искреннего, светлого чувства – любовь, она находится рядом с мужчиной в силу своих личных интересов.

Женщина наглая и пошлая показана в другом рассказе Бунина, «Барышня Клара». Жизнь героини заканчивается также нелепо, как и была прожита.

Женских образов в произведениях И.А. Бунина целая вереница. Автор рисует множество типов и характеров, каждый из которых живой и настоящий, не оставляющий равнодушным читателя.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «...она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Героиня маленького рассказа «Комарг», несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «...наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты». И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и читателя, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий!

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю» – такую фразу выписывает он из дневника Флобера.

В рассказах мы видим, что самое главное для лирика были две вещи: любовь и женщина. Они переплетаются между собой. Женские образы такие же яркие, как и их любовь, и наоборот.

Произведения П. А. Бунина охватывают различные аспекты любви. У некоторых персонажей это чувство вызывает ощущение полёта, у других – наоборот: ощущение близкое к печали. Ни одна из историй не похожа на другую, в каждой есть своя изюминка, ведь любовь многолика в своём проявлении. И чаще всего она необъяснима, ведь когда любят по-настоящему, никогда не могут объяснить за что именно, за какое качество любят человека, а любят просто за то, что он существует.

Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: «...то дивное, несказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова». И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел красоту, воплотившуюся в женщине.

Заключение

Мудрый художник и человек – Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди. Живя в эмиграции, вдали от России, писатель не представлял безмятежного и полного счастья вдали от Родины. Будучи честным художником, он отражал в своем творчестве только то, что видел в реальной жизни. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.

Произведения И. А. Бунина охватывают различные аспекты любви. У некоторых персонажей это чувство вызывает ощущение полёта, у других – наоборот: ощущение близкое к печали. Во многих рассказах любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека. Ни одна из историй не похожа на другую, в каждой есть своя изюминка, ведь любовь многолика в своём проявлении.

В произведениях И.А. Бунина представлены непохожие друг на друга женские образы, показаны все оттенки и разные моменты в отношениях влюбленных: это возвышенные переживания (рассказы «Руся», «Натали»), противоречивые чувства («Чистый понедельник»), животное проявление страсти («Барышня Клара»), чувства-вспышка, сродни солнечному удару («Солнечный удар»), любовь, идущая рядом со смертью («Митина любовь»), любовь, пронесенная сквозь года («Холодная осень», «Темные аллеи»).

Ни в одном из своих рассказов Бунин не отрекается от любви, он неизменно воспевает истинные ценности, величие и красоту человека, человека, способного на самоотверженные чувства. Он описывает любовь как высокое, идеальное и прекрасное чувство, несмотря на то, что она дарует только вспышку счастья и чаще всего ведет к страданию и горю. Однако, в первую очередь Бунина интересует истинная земная любовь. Такая любовь – большое счастье, но счастье как искра: вспыхнула и погасла.

Женских образов в книге целая вереница. Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Тут и рано созревшие девочки, женщины необыкновенной душевной красоты, способные одарить счастьем и полюбившие сами на всю жизнь, девушки наглые и пошлые и множество других типов и характеров, каждый из которых живой и настоящий. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы.

Список литературы

  1. Безуглая И.Н. Черты импрессионизма в творчестве И.А. Бунина. URL:
  2. Биобиблиографический словарь. Русские писатели Ч. 1. – М.: Просвещение, 1990. – 125-128 с.
  3. Бунин И.А. Антоновские яблоки: Повести и рассказы. – Краснодарское книжное издательство, 1979. – 254 с.
  4. Бунин. И.А. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1984г. – 729 с.
  5. Вишневская И. Свет темных аллей. Ивану Бунину – 130 лет // ВЕК, 2000, № 42, с. 11
  6. Колюжная Л., Иванов Г. 100 великих писателей – М.: ВЕЧЕ, 2002. – 403 с.
  7. Михайлова М.В. Солнечный удар: беспамятство любви и память чувства. URL: http://geum.ru/doc/work/1271/index.html
  8. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – Советский писатель, 1989г. – 487 с.
  9. Ничипоров И.Б. Бунин. «Солнечный удар». URL: http://geum.ru/doc/work/20245/index.html
  10. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://slovar.lib.ru/dict.htm
  11. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
  12. Ходасевич В.Ф О Бунине URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/stat15.html

Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю» – такую фразу выписывает

Он из дневника Флобера.

Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой».

С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины. Однако Надежда хороша не только внешне. Она обладает богатым и

Глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Они встретились случайно в «постоялой горнице» у дороги, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – проезжий. Он не в состоянии подняться до высоты ее Чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую… имела», как можно всю жизнь любить одного человека.

В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид») и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка… Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Героиня маленького рассказа «Камарг», несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты». И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий!

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей».

Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К.Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке».

Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.

Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искусству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пошлость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, «Любовь земную». «И как жену обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску». («В Париже»).

А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к любимому: «Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, теперь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня… везде…» («Руся»).

Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: «…то дивное, несказанно прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова». И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотившуюся в женщине.