Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость. Визит к Евдоксии Кукшиной

Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."

Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется резкими характеристиками, чтобы подчеркнуть неестественность хозяйки: "В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя"; "Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками".

Честно говоря, когда читаешь неумные и нудные споры выпивших Ситникова и Кукшиной о браке, хочется сказать им какую-нибудь резкость. А попытка этих героев выяснить, "какие родятся люди - одинаковые или нет? И в чем, собственно, состоит индивидуальность?" - предельный сарказм И.С.Тургенева.

В какой-то мере эти герои нужны автору и для того, чтобы подчеркнуть, ярче выявить некоторые черты Аркадия и Базарова. Даже то, что они уходят, не прощаясь, - уже характеристика. Нетерпимость Базарова к тому, что ему видится уродливым, одна из черт русских нигилистов, в этом нет мудрости и человеческой доброты к слабостям других.

Роман "Отцы и дети" раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в произведении как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Тургенев построил свой роман так, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания. Современники остро реагировали на появление этого произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение. Тем не менее роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.

Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева. Кукшина - знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа "Отцы и дети".

Это молодая женщина с "прогрессивным взглядом" на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя "эмансипированной женщиной" и борцом за права женщин.

Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

Цитатная характеристика

Полное имя - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: "...Eudoxie, Евдоксия Кукшина..." "...Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина..."

Дворянка, помещица : "...Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю..."

Внешность: "...дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»..." "...уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила..." "...В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?».." "...Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами..." "...стуча плоскими ногтями..." "...даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах..."

Неопрятная: "...не совсем опрятном платье..." "...дама...несколько растрепанная,.."

Невзрачная: "...В маленькой и невзрачной фигурке;

Некрасивая: "...– Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать..."

Эмансипированная, независимая женщина : "...Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина..." "...«эманципе» вроде Кукшиной.."

Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): "...Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит..." "...Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин..."


Нет детей: "...Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!.."

С прогрессивными взглядами : "...явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки..."

Хочет казаться хорошим человеком: "...она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо..." "...Кукшина – человек чудный..." "...ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление..." (мнение Ситникова)

Курит папиросы и любит выпить: "...везде белели разбросанные окурки папирос..." "...Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила..." "...За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая..."

Играет на фортепиано и поет : "...стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»..."

Не следит за чистотой и порядком в доме: "...Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос..."

Вечно хандрит: "...И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе..."

Развязная, неестественная: "...Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно..."

Ведет себя как ребенок: "...Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками..."

Увлекается химией: "...А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <...> Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово..."

Читает книги и журналы: "...Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?..." "...Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <...> Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!.." "...прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!.."

Считает себя борцом за права женщин: "...за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови..." "...Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно..."

В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: "...Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы..."


Авдотья Никитишна Кукшина – эмансипированная помещица, псевдонигилистка. Кукшина представляет собой крайнее проявление радикализма, она резка и непримирима в своих взглядах и оценках. Героиня интересуется «женским вопросом» (положением женщин в разных странах), увлекается естественными науками. Эта женщина вульгарна, развязна и откровенно глупа. К тому же, она неряшлива и неопрятна, в ней сложно разглядеть что-то человеческое, а тем более, женственное.

Можно предположить, что увлечение героини «нигилизмом» помогает ей прикрыть чувство ущемленности от собственной женской неполноценности. Она некрасива, никогда не пользовалась успехом у мужчин, а собственный муж бросил ее. «Нигилизм» дает ей ощущение занятости очень «важным делом», в нем она находит утешение и забывает о своей несчастной женской судьбе. Тем не менее, этот образ в романе носит, прежде всего, сатирический характер. Даже фамилия героини, созвучная слову «кукиш», подчеркивает пародийную направленность этого персонажа.

Обновлено: 2012-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностямсемейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!"» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

«Отцы и дети» - роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина - еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает - они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» - вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.