Александр сладковский семья. Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (ГСО РТ) и его художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский не только стали любимыми гостями в Москве, но и получили собственный абонемент в Московской консерватории в 52 сезоне. Тонкий слушатель главного музыкального заведения страны высоко ценит музыкантов из Казани, и старается не пропустить ни одного их концерта.

Культурно-политический журнал «Э-Вести» узнал секреты того, как главе коллектива это удаётся и что подпитывает его силы. Предлагаем читателям, среди которых немало поклонников Госоркестра Татарстана, интервью с маэстро Александром Сладковским.

ЭВ : Александр Витальевич, в чём Вы черпаете своё вдохновение, как самореализуетесь? У всех ведь этот процесс проходит по-разному…

Сладковский А.В. : Более того, на разных фазах есть разные маяки, степени привязанности и притяжения. Есть разные якоря.

На сегодняшний день я черпаю своё вдохновение в красоте природы тех мест, где живу, в людях, с которыми я общаюсь, в партитурах, которые я продолжаю учить, и в книгах, которые я читаю. Наверное, это – самый большой источник вдохновения.

Всё остальное – внешнее. Семья может распасться, но то, что ты впитываешь и вдыхаешь, то, что ты слушаешь и видишь, никогда не уйдёт от тебя. Это гораздо сильнее всего остального.

Мне уже много лет… Я чувствую это. Меня сегодня вдохновляют сиюминутные радости, я пытаюсь черпать вдохновение из того, что меня окружает, не находясь в поиске каких-то особых вещей. Жизнь потрясающа тем, что она непредсказуема.

ЭВ : Что именно Вы читаете, какие темы Вас привлекают в жизни?

Сладковский А.В. : В жизни меня интересует больше всего то, что её касается. То, как правильно её устроить. В этом смысле есть какие-то изотерические вещи, которые расширяют представление о мире. Это – одна сторона моих интересов. Второй аспект, который меня привлекает – это то, как в жизни выдающихся людей реализовывали все эти практики. То есть, я с большим интересом читаю изотерическую литературу и какие-то мемуары, письма людей.

ЭВ : Ходят слухи о том, что Вы и Ваш коллектив затрачиваете массу времени и сил на подготовку каждого концерта. Сейчас есть тенденция на Западе, и она приходит в нашу страну, готовиться к выступлению за пару дней, которых якобы достаточно профессионалу. Может ли артист, как кубик, встроиться в новый музыкальный организм?

Сладковский А.В. : Я люблю проводить параллели со спортом. Был такой бразильский футболист Халк, которого завезли сюда за безумные не то миллионы, не то миллиарды рублей. Его взяли в петербургский Зенит, чтобы он вывел футбольный клуб на немыслимые высоты, к еврокубкам. Из этого получилась пародия. Это пример того, как можно бездарнейшим образом выбросить на ветер огромные средства, которые в конечном счете не частные, а наши.

Футбол, как и оркестр, это командная игра. Я в этом смысле человек ответственный, даже чрезмерно ответственный. Я понимаю, что чудес не бывает, особенно в академическом искусстве. Оркестр – организм, который должен постоянно работать в одном составе, чтобы каждый музыкант чувствовал плечо своего коллеги как в прямом, так и в переносном смысле. Чтобы все участвующие в этом процессе были заинтересованы в результате.

В чём преимущество нашего оркестра – нам удалось создать в коллективе такую атмосферу, при которой не бывает проходящих концертов. Люди относятся как к огромному достижению к тому, что они имеют возможность играть в залах потрясающие программы, с невероятными музыкантами-солистами. Это очень мотивирует, когда музыканты видят плоды своего труда. Они начинают эмоционально и интеллектуально выкладываться всё сильнее. Чем ближе музыканты друг к другу, чем чаще они выступают и чем мотивированней они как профессионалы, тем это все результативнее.

ЭВ : Скажите, пожалуйста, какой Вы дирижер в общении с коллективом, мягкий или деспотичный?

Сладковский А.В. : Сейчас это уже превратилось в ярлыки, примитивные наклейки. Этот дирижер – диктатор, этот – нет. Понимаете, самое главное – результат.

Но если бы я был злой и кровожадный, кто бы стал это сегодня терпеть и ради чего? Мы знаем примеры людей, достигавших очень высоких рангов в карьере, которые слетали оттуда за одну минуту, потому что были хамами. Это хамство они при этом маскировали под деспотичностью.

Времена сейчас непростые. Любое сказанное слово может обернуться неприятностями. Поэтому даже если я сейчас скажу Вам, что я жёсткий – конечно, я жёсткий. Если я скажу, что я мягкий – какой я мягкий? Я не могу позволить себе эту вольность.

Полководец не может быть мягким. Если он будет мягким, то он проиграет. Если ты мямля и не понимаешь то, что ты хочешь, то ты не можешь быть дирижером.

Другое дело – какой уровень культуры этого человека и насколько он может деликатно реализовать свою жёсткость. Вот в чём по-настоящему состоит искусство дирижера. Проявить волю можно разными способами. Можно шарахнуть кулаком по столу, а можно, подняв бровь (как это в своё время делали наши титаны) одним взглядом убедить сто человек моментально.

На Западе система простая – ты подписываешь контракт на несколько лет, и у тебя соблюдаются все условия. В России много особенностей: ты обязан убедить руководство в том, что твой оркестр реально приносит пользу в широком образовательном и культурном смысле. Дирижер у нас – это не только дирижер, но и человек, отвечающий за зарплаты, за инструменты. В этом есть определенная сложность, но тем интересней эта работа.

ЭВ : Вы много общаетесь с людьми, по крайней мере, в профессиональном плане – здесь и Хибла Герзмава, и Денис Мацуев, и другие певцы и дирижеры. Вы, я полагаю, не с каждым общаетесь, как Вы выбираете людей?

Сладковский А.В. : Можно, конечно, самонадеянно сказать: я выбираю их по такому-то признаку. Но непонятно, кто кого выбирает. Я бы такими категориями не разбрасывался.

Любая встреча – это провидение и Божий промысел. Я считаю, что дружба – это как Божий дар и талант. Люди, с которыми мне посчастливилось дружить или быть знакомыми, творить на одной сцене – это Божий дар.

Если ты не соответствуешь уровню людей, с которыми ты хотел бы совпасть, то ты никогда с ними не совпадёшь. Когда я был ещё совсем молодым музыкантом и учился в Москве, я смотрел на Юрия Башмета. Я восхищался им, глядя на него со стороны, а подсознательно очень хотел с ним хотя бы познакомиться. Так сложилось, что по его приглашению я с ним проработал очень много лет в его оркестре Новая Россия.

Могу сказать, что так было и с другими. Например, с Александром Чайковским. Я слушал его музыку и никогда не думал, что мы будем так близко сотрудничать и дружить. То же самое с Денисом, с Хиблой. Этот список очень большой, я не хочу всех перечислять и я боюсь кого-то обидеть, но огромное количество музыкантов, которые сегодня приезжают в Казань и выступают с нашим оркестром, высоко ценят наших музыкантов. Всё это не просто так. Так что ты искусственно ничего не можешь сделать, кроме как приблизиться к мастерству тех людей, которые могли бы быть вместе с тобой на цене. Поэтому я очень дорожу тем, что Бог даёт и тем, что благодаря моим друзьям произошло столько событий в Москве и в Казани.


ЭВ : Александр Витальевич, Вы родились в Таганроге, закончили консерваторию в Санкт-Петербурге, сейчас работаете в Татарстане и, насколько я понимаю, привязались к Казани?

Сладковский А.В. : Я пожил в разных местах, но в Казани мне очень нравится, здесь особая атмосфера. Я тут серьёзно обосновался. Здешние красоты дают мне силы, и не только они, всё вместе. К тому же в Татарстане ты можешь о многом мечтать и многое реализовывать.

ЭВ : Когда сегодня речь заходит о Татарстане, этот регион вызывает ассоциации с чем-то передовым, инновационным, каково там сегодня культуре? Ваш коллектив имеет высочайшую репутацию, но помогают ли ему условия, или это не зависит от места?

Сладковский А.В. : Вы сами ответили на вопрос. Как это ни банально прозвучит, для меня показателен рейтинг. Если говорить о региональных оркестрах, то мы – лидеры, и мы этим очень гордимся.

Результат налицо и это – следствие культурной политики, которую проводит правительство республики Татарстан и лично президент Рустам Нургалиевич Минниханов. Он очень воспитанный, цивилизованный человек и прекрасно понимает, насколько важна культура насколько важно поддерживать проекты, являющиеся национальной гордостью. Рустам Нургалиевич показывает пример другим регионам, как надо строить культурную политику и какие дивиденды приносит правильно выстроенная политика.


Дивиденды – это солисты, с которыми постоянно выступает оркестр, залы, куда приглашают артистов, звукозаписывающие и телевизионные компании и т.д. Могу Вам сказать, что при таком отношении можно делать невозможное. Я очень рад, что мне оказана высокая честь и доверие восьмой год подряд стоять во главе Госоркестра Татарстана. Наш оркестр – это визитная карточка культурной политики республики Татарстан.

ЭВ : Мне хотелось бы ещё немного коснуться кадрового вопроса, ведь Вы сами из музыкальной семьи. Насколько сегодня легко найти людей высокого профессионального уровня, которых можно пригласить в такой коллектив?

Сладковский А.В. : Конечно, если бы не было сложностей, было бы неинтересно. Сложности сейчас повсеместные, особенно они касаются духовых инструментов и школы духовиков в России. Вы знаете, что сейчас поднимается вопрос – кажется, он уже даже решен – чтобы в конкурсе Чайковского были заняты духовики. Это очень важный аспект, потому что в отличие от струнной школы, которая всегда процветала, у духовиков сегодня есть тенденция к деградации. Она сейчас обсуждается на уровне министерств, советов, разных структур, заинтересованных в том, чтобы мы не потеряли духовиков.

Но, если говорить о Татарстане, здесь есть консерватория, которая кует кадры и поставляет музыкантов. Лучшие из них занимают места в оркестре. Ротации кадров нет, состав постоянный. Это 110 человек, которые трудятся изо дня в день.

У меня главная цель – воспитывать свои казанские кадры, а не приглашать легионеров из других стран, городов, оркестров за счёт бюджета Татарстана. Я считаю это плохой тенденцией. Я уверен, что музыканты, гуляющие из оркестра в оркестр, по своей сути – наёмники. Они не радеют за честь того коллектива, где они постоянно работают. Это сложная проблема, но я считаю, что здесь есть определенный моральный аспект, который мы обязаны поддерживать и его соблюдать.

ЭВ : У Вас, наверное, много планов на будущее? Вообще, дирижеры, мне кажется, самые занятые и погруженные в профессию люди.

Сладковский А.В. : Да, иначе невозможно. Конечно, у меня всегда есть, как говорят фокусники, что-то в рукаве. Но я человек суеверный и не буду говорить конкретно, что именно. У меня есть гигантский план и я его реализую. По масштабу он как запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича. А, может быть, даже и больше. Я сейчас эту идею вынашиваю и думаю, как её реализовать.

Когда я её реализую со своим оркестром, это снова даст возможность говорить о Татарстане в превосходной степени. Здесь дело не в сюрпризе или мистификации, но в огромном желании объять необъятное.

ЭВ : Возможно, если конкретизировать не планы, а мечты, у Вас есть ощущение, что какая-то программа или композитор непозволительно мало исполняются?

Сладковский А.В. : Конечно, есть. Музыки столько, что в жизни невозможно всю её сыграть. И я просто-напросто исхожу в планировании из того, что я сам хотел бы делать. Например, я хочу сыграть и записать всего Малера. И мы потихонечку приближаемся к этой сверхидее.

Второй аспект – я ищу, а что в Казани ещё не звучало? Такие партитуры, чтобы показать нашим меломанам и студентам то, что они никогда не слушали будучи постоянными слушателями Госоркестра Татарстана.

Мы ни разу не играли Сибелиуса, и давно не исполнялась Симфония ре минор С. Франка, которую я вскоре исполню. На моей памяти, до моего приезда сюда не играли Восьмую симфонию Шостаковича, которой в этом году я открываю Рахлинские сезоны. Это – фестиваль, посвященный основателю оркестра Н.Г. Рахлину – великому русскому советскому дирижеру.

ЭВ : Последний вопрос, раз уж Вы говорите о зрелом возрасте… Есть ли сегодня шансы пробиться у молодого дирижера и что бы Вы порекомендовали для самореализации?

Сладковский А.В. : Я думаю, что ничего нового никому не открою – надо просто безумно этого хотеть. Причем не стать дирижером, а хотеть звучать своим корпусом, своей душой и формировать ту музыку, которую ты слышишь.

Когда мне было 28-29 лет, я начал жить с белого листа. Я оставил всё, чем я занимался раньше, ради того чтобы сделать то, что я делаю сегодня. Мне многие говорили, что я – сумасшедший, и что у меня ничего не получится. Я сам иногда не верил, что это возможно, но одновременно знал, что я всё это смогу.

Надо очень этого хотеть, без этого ничего дальше нет, и нет никаких шансов.

Российский дирижер Александр Витальевич Сладковский считает, что его судьбу определили «семья, среда, окружение и кумиры». С маэстро трудно не согласиться: семья, в которой родился он в Таганроге в 1965 г., была музыкальной: отец – кларнетист, а мать – пианистка. Обучение в музыкальной школе для мальчика из такого семейства представлялось закономерным. Когда Александру было десять лет, семья переехала в столицу, где мальчик продолжил образование в кадетском музыкальном училище. Первым кумиром стал для юного музыканта : побывав на его концерте в тринадцатилетнем возрасте, Сладковский осознал, что хочет стать дирижером.

Первым шагом к осуществлению мечты стало поступление на военно-дирижерский факультет Московской консерватории, а затем – учение в Санкт-Петербургской консерватории. Здесь его наставлял , ученик Ильи Александровича Мусина. По воспоминаниям дирижера, наставник «фантастически ставил руки» – впрочем, это всегда было характерной особенностью петербургской школы дирижирования, принадлежность к которой является для Александра Витальевича предметом гордости.

Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга всегда была очень насыщенной: в то время начал работать в Мариинском театре, публика с нетерпением ждала его премьерных спектаклей – в особенности произведений. Не менее интересными были концертные программы филармонии. Молодой музыкант посещал не только концерты и спектакли, но и репетиции.

Дирижерским дебютом его становится моцартовская опера « », поставленная в 1997 г. в театре консерватории. По прошествии двух лет молодой музыкант становится победителем Международного конкурса дирижеров им. , и это становится стартом успешной дирижерской карьеры.

До 2003 г. Александр Витальевич был дирижером оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, а в дальнейшем становится ее главным дирижером. В 2010 г. возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан.

Первый концерт с этим оркестром прошел при полупустом зале – слушателей было меньше, чем оркестрантов. Сказать, что дирижер застал исполнительский коллектив не в лучшем состоянии – значит, ничего не сказать. Прослушав каждого музыканта в отдельности на первой репетиции, он убедился, что лишь каждый десятый способен хотя бы «попасть в ноты», а некоторые оркестранты не соответствовали даже тому исполнительскому уровню, на котором пребывал тогда оркестр – этих музыкантов пришлось заменить, но Александр Витальевич осознавал, что перед ним стоит задача более сложная – изменить психологию доверенных ему людей, их отношение к работе. Приходилось не только добиваться, чтобы музыканты приобрели привычку учить партии к репетициям, но и регулировать общение внутри коллектива, даже учить исполнителей, как приветствовать друг друга.

По мнению Сладковского, в хорошем оркестре у музыкантов должна быть хорошая заработная плата, хорошие инструменты и представление о планах исполнительской деятельности на несколько лет вперед. С материальной стороной проблем не возникло благодаря получению гранта и поддержке со стороны президента республики, который поставил перед дирижером задачу – создать оркестр европейского уровня. Дирижер лично закупал инструменты у Эрика Блота – мастера, сотрудничающего со многими прославленными коллективами, в частности, с оркестром театра «Ла Скала», позднее были приобретены старинные скрипки и виолончели. На концертмейстеров групп дирижер возложил обязанность распределять инструменты в зависимости от качества исполнения – так у оркестрантов появился еще один стимул играть как можно лучше.

На репетициях Сладковский старается говорить как можно меньше: «Искусство дирижера – безмолвие», – утверждает он. Себя дирижер считает диктатором в том, что касается исполнительских задач и дисциплины, но свои «правила игры» он не навязывает оркестрантам насильно, а добивается, чтобы каждый из них понял, почему это необходимо. Во время выступлений он не допускает никакой импровизации – все должно быть выучено и подготовлено досконально.

Усилия дирижера увенчались успехом. Коллектив, который он не просто возглавил, а поистине «вырастил», действительно стал «оркестром европейского уровня» – так назвал его , один из солистов первой величины, выступавших с оркестром. С коллективом сотрудничали и другие «звезды» , Екатерина Мечетина, Николай Луганский. В полном соответствии с европейскими традициями, в программе оркестра нередко появляются циклы симфоний различных композиторов – , Бетховена. Включаются в репертуар и творения современников. Коллектив участвует в различных фестивалях. Сладковский основал несколько фестивалей в татарской столице, в частности, «Денис Мацуев у друзей».

Александр Сладковский сотрудничал с различными оркестрами Германии, Италии, Венгрии, Бразилии, Монте-Карло.

В 2016 г. Сладковский удостоился премии «Дирижер года».

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено.

Александр Витальевич Сладковский (20 октября 1965, Таганрог) - российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, заслуженный артист России (2005), народный артист России (2016), ПОСОЛ УНИВЕРСИАДЫ 2013, главный дирижёр церемоний открытия и закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013, лауреат III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева (1999), дирижёр года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011»,«Благотворитель года - 2013», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Награждён медалью «В память 300-летия Петербурга», награждён памятным знаком - медалью "НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ", орденом «Дуслык» («Дружба»).

Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия), лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание», обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани», обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту».

С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia. С сентября 2014 г. стал артистом АМС - www.artistsmanagement.com.

Биография

Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге, в семье музыкантов: мать - пианистка, отец - кларнетист. Учился в таганрогской Детской музыкальной школе им. П. И. Чайковского (класс Н. И. Борцовой).

В 10 лет переехал из Таганрога в Москву, где учился в кадетском музыкальном училище.

Окончил Московскую военно-музыкальную школу МО СССР по классу трубы, Московская консерватория - Военно-дирижёрский факультет и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко).

Как дирижёр дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева.

Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга (1997-2003), главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2001-2003). В 2005 г. он был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки «Кармен» Ж. Бизе, а в 2006 г. - М. Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

А. Сладковский являлся главным дирижером Капеллы Санкт-Петербурга (2004-2006), дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006-2010). В настоящее время маэстро Сладковский является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодёжные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальный фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори» и другие.

В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, а в марте 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

Родился в г. Таганрог. Окончил Московскую Государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова.

В 2001 г. — дирижер Симфонического оркестра Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга.
С 2001 по 2003 гг. — главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
С 2001 по 2005 гг. — главный дирижер совместного проекта министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории« Национальный студенческий симфонический оркестр России».
С 2006 по 2010 гг. — дирижер Государственного симфонического оркестра« Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
С 2010 г. — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ.
В 2012 г. — запись« Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома« Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records.
С 2013 по 2014 гг. — приглашен для работы с оркестром Национальной академии Santa Cecilia(Рим) в юбилейных концертах, посвященных С. Рахманинову, сотрудничал также с оркестром Государственного академического Большого театра России, ГАСО России, РНО, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, БСО им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana(Италия), Дрезденским филармоническим оркестром, Симфоническими оркестрами Нижней Саксонии и Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу(Бразилия), оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармоний, Sinfonia Varsovia, с оркестром Национальной академии Santa Cecilia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с оркестром Concerto Budapest(Венгрия).
В апреле 2014 г. — ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли.
С 2014 по 2015 гг. — с ГСО РТ выступил в Большом театре России — в рамках юбилейного концерта, посвященного 10-летию фестиваля Crescendo, и в Санкт-Петербурге.
В 2016 г. — реализованы музыкальные проекты совместно со звукозаписывающей компанией« Мелодия»: запись трех симфоний Густава Малера, запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича.

Народный артист России(2016 г.).
Посол Универсиады 2013.

Награжден медалью« В память 300-летия Петербурга», памятным знаком — медалью« Николай Римский-Корсаков»(июнь 2015 г.), орденом« Дуслык»(октябрь 2015 г.).

Дирижер года по версии национальной газеты« Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре»(2016 г.).

Является основателем и художественным руководителем семи музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Сoncordia», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас».

Александр Сладковский в разделе« »

Когда в 2010 г. Сладковский Александр Витальевич пришёл на пост главного дирижёра и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, недоброжелатели называли его за спиной «варягом» и «выскочкой». Однако долго плести интриги им не удалось, ведь за несколько лет маэстро смог не только полностью реанимировать лежащий в руинах коллектив, но и вывести его на мировой уровень.

Семья и музыкальное образование

20 октября 1965 г. в Таганроге родился знаменитый российский дирижёр Александр Сладковский. Семья маленького Саши состояла из музыкантов: его папа играл на кларнете, а мама была пианисткой. С пятилетнего возраста мальчик посещал находящуюся в Таганроге музыкальную школу им. Чайковского. Его руководителем была Нинель Ивановна Борцова. В 10 лет Сладковский переезжает в Москву и поступает в кадетское музыкальное училище. Спустя 3 года он попал в Большой зал Московской консерватории на выступление выдающегося советского дирижёра и понял, что хочет связать свою жизнь с дирижированием. Впоследствии Александр Витальевич поступил на военно-дирижёрский факультет Московской Второе высшее музыкальное образование Сладковский получил в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, где его наставником был прославленный дирижёр, хормейстер и педагог Владислав Александрович Чернушенко.

Начало творческой карьеры

В 1997 г. в Театре оперы и балета при Петербургской консерватории состоялся дирижёрский дебют Сладковского. Первым музыкальным произведением, которое поставил маэстро, стала опера Моцарта «Так поступают все». В этом же году Александр Витальевич был принят на должность дирижёра в симфонический оркестр Академической капеллы Северной столицы.

В 1999 г. Сладковский Александр становится победителем Третьего международного конкурса дирижёров им. С. Прокофьева. С этого момента карьера молодого человека начинает стремительно взлетать вверх. В 2001 г. его приглашают на место главного дирижёра Государственного театра оперы и балета, где четырьмя годами ранее состоялся его дебют. Параллельно с этим он продолжал работать в Капелле Петербурга. В 2004-2006 годах маэстро занимал пост её главного дирижёра.

Дирижёрская деятельность во второй половине 2000-х

В 2005 г. Сладковский Александр совместно с Морисом Янсонсом работал над постановкой оперы Бизе «Кармен». Спустя год он был приглашён выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем для подготовки программы «Неизвестный Мусоргский». Оба проекта, в которых принимал участие Сладковский, состоялись в Санкт-Петербургской консерватории и вызвали массу восторженных откликов со стороны зрителей и музыкальных критиков.

Во второй половине 2000-х годов Александр Витальевич дирижировал в симфоническом оркестре «Новая Россия», руководителем которого был К этому времени слава о Сладковском распространилась далеко за пределы Российской Федерации, и многие музыкальные коллективы почитали за честь работать с ним. Он сотрудничал с оркестрами Дрездена, Будапешта, Сицилии, Белграда, принимал участие в крупных международных проектах, выступал вместе с Д. Мацуевым, Ю. Башметом, Н. Петровым, М. Тарасовой и другими звёздами.

Переезд в Казань

После того как летом 2010 г. в Казани скончался главный дирижёр и руководитель Государственного симфонического оркестра Татарстана Фуат Мансуров, президент республики лично пригласил Александра Витальевича занять вакантное место. Сладковский принял предложение Рустама Нургалиевича и вместе с женой Викторией переехал в Казань. Нового руководителя в Татарстане встретили без особой радости, ведь желающих возглавить коллектив было достаточно и среди местных деятелей искусства. За Александром Сладковским закрепились прозвища «варяг» и «выскочка», а из-за жёсткой манеры управления коллективом его стали называть «солдафоном». Однако вскоре приезжий дирижёр смог доказать всем, что не зря переселился в Казань. После того как он превратил оркестр в один из самых сильных профессиональных музыкальных коллективов в России, недоброжелатели у него за спиной вмиг замолчали.

Возрождение оркестра

Что же сделал для симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский? Биография дирижёра свидетельствует о том, что в 2010 году ему достался практически разваленный коллектив, у которого не было ни новых инструментов, ни современного репетиционного зала, ни достойного репертуара. Музыканты получали мизерную зарплату и не были заинтересованы работать за такие деньги. Симфонические концерты не пользовались популярностью в Казани и проходили в полупустых залах.

Став худруком и главным дирижёром, Сладковский решил полностью сменить систему управления оркестром. В первую очередь он добился получения регионального гранта на 120 млн рублей. Денежные средства были направлены на закупку новых инструментов лучших марок и решение прочих материальных проблем оркестра. Александру Витальевичу удалось сделать практически невозможное: при нём зарплаты музыкантов увеличились в 3 раза. Это позволило сделать профессию оркестранта в Казани престижной и востребованной. Однако повышение зарплаты было только половиной дела на пути к успеху. Чтобы сделать Государственный симфонический оркестр Татарстана одним из лучших музыкальных коллективов в стране, Сладковский требовал от подчинённых жёсткой дисциплины. Если раньше появиться на репетиции неподготовленным для оркестранта было обычным делом, то сегодня за подобное отношение к работе ему грозит увольнение.

Расширение репертуара, проведение фестивалей

Худрук Сладковский Александр добился значительного расширения репертуара оркестра. При его предшественнике музыканты давали в сезон не более 22 концертов, при этом половина из них повторялась. Сегодня они играют за этот же период 80 концертов, из которых 75 — новые. Александр Витальевич стал инициатором проведения в Казани таких международных симфонических фестивалей, как «Денис Мацуев у друзей», «Рахлинские сезоны», «Казанская осень», «Белая сирень», благодаря чему жители столицы получили возможность лично присутствовать на концертах всемирно известных исполнителей. Симфонический оркестр Татарстана под управлением Сладковского сегодня знают не только в России, но и за рубежом. Достижения маэстро не остались незамеченными на общегосударственном уровне. Весной 2016 г. В. Путин подписал указ о присвоении Александру Витальевичу звания Народного артиста России.

Симфонический оркестр и дети

Много усилий приложил к популяризации симфонической музыки среди подрастающего поколения Александр Сладковский. Дети, по его мнению, должны с ранних лет знакомиться с произведениями классиков, тогда в зрелом возрасте они будут с удовольствием посещать концертные залы. Чтобы вызвать у них интерес к симфонической музыке, дирижёр регулярно приглашает учеников средних школ на выступления своего оркестра.

Роль жены в творчестве маэстро

Благодаря Сладковскому в Казани сегодня стала пользоваться огромной популярностью. Концерты под его руководством проходят в переполненных залах. Управлять таким большим коллективом творческих людей совсем непросто, поэтому поклонники музыки часто интересуются тем, где находит в себе силы Александр Сладковский? Жена (фото внизу, крайняя справа), по словам самого маэстро, является его главной опорой и музой. Виктория Викторовна стала для Александра Витальевича не просто супругой, но и надёжной помощницей и крепким тылом в его нелёгком деле.

Сладковский не устаёт повторять, что состоялся как дирижёр только благодаря жене. Когда дирижёру предложили работать в Казани, Виктория сразу же его поддержала и вместе с ним переехала в столицу Татарстана. Она занимается решением всех вопросов, связных с работой мужа, ведёт деловые переговоры, составляет расписания концертов. Освободив дирижёра от рутины, Виктория Викторовна обеспечила ему возможность полностью отдаваться искусству и не отвлекаться на посторонние дела.