Александр сладковский семья. Сладковский Александр Витальевич: биография

Лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева (1999), дирижёр года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011»,«Благотворитель года - 2013», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Награждён медалью «В память 300-летия Петербурга», награждён памятным знаком - медалью "НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ", орденом «Дуслык» («Дружба»).

Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия), лауреат конкурса «Бэллур калэм - Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание», обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани» , обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту».

С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia. С сентября 2014 г. стал артистом АМС - www.artistsmanagement.com.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ГСО РТ. Дирижер Александр Сладковский. Россия К. 12.01.2017 г.

    ✪ А. Бородин. Половецкие пляски. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского

    ✪ Инструменты за миллионы евро, бюджет и систему наказаний / Сладковский - Интервью без галстука

    ✪ Морис Равель. Испанская рапсодия для оркестра. ГСО РТ, Александр Сладковский.

    ✪ ГСО РТ, А. Сладковский «Стан Тамерлана», Юбилей Юрия Башмета.

    Субтитры

    Биография

    Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге , в семье музыкантов: мать - пианистка, отец - кларнетист . Учился в таганрогской Детской музыкальной школе им. П. И. Чайковского (класс Н. И. Борцовой) .

    В 10 лет переехал из Таганрога в Москву, где учился в кадетском музыкальном училище .

    Как дирижёр дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева.

    Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга (1997-2003), главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2001-2003). В 2005 г. он был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки «Кармен» Ж. Бизе, а в 2006 г. - М. Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

    А. Сладковский являлся главным дирижером Капеллы Санкт-Петербурга (2004-2006), дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006-2010). В настоящее время маэстро Сладковский является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан .

    Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодёжные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальный фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори», «День России в мире -Russian Day» (Виктория Хол, Женева) и другие.

    В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, а в марте 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

    Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них Д. Мацуев , Ю. Башмет , М.Плетнев , Б. Березовский , Б. Дуглас , Н. Луганский , А. Торадзе, Е. Мечетина , К. Башмет, В. Третьяков, Г. Кремер, В. Репин , Ю. Рахлин, С. Крылов , А. Баева , Д. Ситковецкий, Д. Герингас , А. Князев , М. Брунелло, А. Рудин , А. Менезис, М. Кабалье , О. Бородина , Х. Герзмава , Суми Чо , С. Кермес, Л. Казарновская , А. Шагимуратова, Д. Алиева , Д. Хворостовский , П. Доминго, К.Стоянова, В. Герелло , Р. Аланья , И. Абдразаков , С. Накаряков , И. Федоров, А. Огринчук , М.Фолле .

    В сезоне 2013/2014 был приглашен с юбилейными концертами Рахманинова в Национальную академию Santa Cecilia (Рим), после чего сразу же поступило предложение об участии в сезоне с концертами музыки Чайковского. В качестве приглашенного дирижера также сотрудничал с оркестром Государственного академического Большого театра России, Государственным академическим оркестром России, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana (Италия), с Дрезденским филармоническим оркестром, с Симфоническим оркестром Нижней Саксонии, с оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармонии, с Симфоническим оркестром Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу (Бразилия), Sinfonia Varsovia, с оркестром Национальной академии Santa Cecilia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с симфоническим оркестром Concerto Budapest (Венгрия). С 2001 по 2005 гг. был главным дирижером совместного проекта Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории «Национальный студенческий симфонический оркестр России», в состав которого входили студенты и аспиранты Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской, Казанской, Саратовской консерваторий.

    В мае 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Её Величества Королевы Нидерландов Беатрикс, также дирижировал в концертах в честь Президента РФ В. Путина, Президента СССР М. Горбачева, Президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша.

    Александр Сладковский является основателем и художественным руководителем шести музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны» , «Белая сирень» , «Казанская осень» , «Сoncordia» , «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие». Концерты первого фестиваля «Денис Мацуев у друзей» были показаны на Мedici.tv. Концерт в рамках абонемента «Солист Денис Мацуев» (10 марта 2014 г.) был записан на французском телеканале Mezzo.

    В 2012 г. Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (в диск вошли симфония «Манфред» П. И. Чайковского и симфоническая поэма «Остров мертвых» С. В. Рахманинова) на лейблах SONY MUSIC и RCA RED SEAL . 2 апреля 2014 г. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания Посла доброй воли Денису Мацуеву.

    В 2016 году оркестр впервые за всю историю дал концерты концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в золотом зале Мюзикферайн (Вена) .

    В 2016 году Александру Сладковскому присуждена премия «Дирижер года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре» по версии журналов «Деловой Квартал» и электронной газеты «Бизнес Онлайн» .

    В 2016 году совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» реализованы несколько глобальных музыкальных проектов: запись трех симфоний Густава Малера, а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д.Шостаковича.

    Награды

    Указом Президента Российской Федерации награждён медалью «В память 300-летия Петербурга». В 2003 г. А. Сладковский был номинирован на премию «Золотой софит» как лучший дирижёр года. Заслуженный артист России «Заслуженный артист Российской Федерации » . Посол Универсиады 2013. Дирижёр года в России по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2011 г.), победитель конкурса «Благотворитель года - 2011», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011-2012». Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» (Казань, Россия). Награждён Благодарственным письмом Президента РТ за активное участие в строительстве Первого детского хосписа в РТ.

20 октября маэстро Сладковскому исполняется 50 лет. Накануне важного события мы пообщались с Александром Витальевичем.

Бывают люди, как глыбы, которые меняют судьбу любого, кто с ними встретится. Масштаб и сила их личности таковы, что после общения с ними ощущаешь, как весь наполняешься особым светом, ясной уверенностью, многогранным и свежим восприятием мироздания…

Они тебя вдохновляют, щедро делятся своими знаниями и эмоциями, сияющей радостью и безграничной любовью к тому, чем занимаются. Они могут быть разными – жесткими и добрыми, упрямыми и мягкими, но одно у них не меняется никогда. Это – ощутимость. Их невозможно не заметить. От их существования возникает огромный резонанс, и да, не побоюсь этого определения – они меняют мир.

С одним из них, дирижером Александром Сладковским, мы подружились два года назад, и с тех пор «Музыкальный Клондайк» с честным восхищением и искренним удовольствием отслеживает все события, происходящие в жизни этого талантливейшего дирижера и руководимого им коллектива – Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Кстати, примечательно, что и оркестр в следующем сезоне отметит свой золотой юбилей.

Человеческая жизнь состоит из прошлого, настоящего и будущего. То, что происходит в настоящем, мы более-менее знаем, то, что ждет нас в будущем, планируем, хотя оно нам неизвестно…

Давайте начнем разговор с прошлого – истока и настоящего, и будущего. Что в прошлом сформировало Вас как личность, как человека?

— Гены, наверно. Моя фамилия, моя семья. Среда, в которой я очутился. Время, в котором я оказался, у которого тоже были свои герои, благодаря которым все мое поколение так или иначе двигалось вперед и развивалось. Если говорить о прошлом – то все стандартно: семья, среда, окружение и кумиры.

— А был ли случай, который перевернул всю судьбу? Повлиял на будущее?

— Я много раз уже вспоминал об этом. Это мое первое осознанное впечатление от концерта Юрия Хатуевича Темирканова в Большом зале Московской консерватории. Наверно, тогда этот концерт был для меня очень знаковым, потому что в тот момент я почувствовал, что хочу стать дирижером. Мне было 13 лет, и я это увидел. Потом уже спустя много-много лет я всегда это вспоминал и думал, что этот случай настроил всю дальнейшую мою жизнь.

— Темирканов, кстати, сказал замечательную фразу, что «Дирижерами становятся лет в пятьдесят или не становятся». Подходя к этому рубежу, как думаете, Вы стали дирижером?

— Ну, это надо у Темирканова спросить (смеется).

— Вы-то сами ощущаете себя дирижером?

— Да. Но дирижером во младенческом возрасте. Говорят же: в 30 лет ты еще вообще не дирижер, в 40 – только начинаешь что-то понимать, а в 50 приближаешься к тому, чтобы что-то понимать. Так говорят. Но так ведь и есть на самом деле. Во всяком случае, мне так кажется.

— А что или скорее, кто вылепил Вас как дирижера?

— Опять-таки, масса факторов и стечение обстоятельств. Среда формирует личность и профессионала, так что, во-первых, среда, во-вторых, окружение, и, конечно, та школа, в которую тебя впускают или не впускают.

Да, мне очень повезло, я поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую закончили наши выдающиеся российские дирижеры, и я счастлив, что моим учителем и наставником, моим проводником в эту профессию стал Владислав Александрович Чернушенко. То есть меня, как дирижера, сложило сразу несколько факторов.

Во-первых, класс Чернушенко, поскольку он был учеником Ильи Александровича Мусина, и фантастически ставил руки на место. Чернушенко – это был человек, который, помимо всего прочего, просто поставил мне руки, а петербургская школа всегда отличалась тем, что там в первую очередь ставили руки. Во-вторых, это, конечно, Ленинград с его традицией и шлейфом Заслуженного коллектива еще Мравинского и уже Темирканова… Конечно, Кировский театр со шлейфом Темирканова и уже Гергиева.

Я попал как раз в тот момент, когда в Филармонии и в театре происходили эти тектонические сдвиги, определившие дальше не только мою жизнь, но и вектор развития российского музыкального искусства на годы вперед. Свидетелем этих перемен я как раз был, и это меня формировало. Меня формировала музыка, которая тогда звучала, дирижеры, которые приезжали, музыканты, которые выступали с этими оркестрами в знаменитых ленинградских залах…

Наверное, самая большая удача в этом смысле – это то, что я жил в Петербурге и учился там. Это была самая заветная моя мечта и самая большая удача с точки зрения среды и образования, сформировавшей очень много дирижеров и музыкантов, которые сейчас всемирно известны и несут славу российской музыкальной культуры во всем мире.

— Вы говорите – петербургская школа дирижирования… А где она сейчас? Почему у нас нет или есть так мало настоящих молодых дирижеров?

— Почему нет? Я не буду их называть, но они есть. Это же штучная профессия, их не может выпускаться десяток в год. Не может быть большого количества… Вернее, может быть, но это неправильно.

Если мы сейчас вернемся в память тех лет, о которых мы сейчас говорили, в Москве, по большому счету, было два оркестра – это Госоркестр и оркестр Гостелерадио, который стал потом БСО им. П. И. Чайковского, то есть оркестр Светланова и оркестр Федосеева…

Да, еще был оркестр филармонии в Москве, и два оркестра в Ленинграде: Заслуженный коллектив (Мравинский и потом Темирканов) и симфонический оркестр Ленинградской филармонии (им руководит Дмитриев уже многие годы). Потом это превратилось в гонку, в калейдоскоп – все стали создавать оркестры и дирижировать. Наверно, это хорошо. Но, если мы говорим серьезно о дирижировании, то, конечно, это единицы людей, которые не просто получают образование и становятся дирижерами, а оставляют после себя какой-то след.

Очень много дирижеров было в советское время, но мы помним три – четыре фамилии настоящих титанов, и это нормально. Поэтому – никуда молодые дирижеры не делись, они есть. Просто их не может быть много. Это абсолютно естественный отбор. И их столько, сколько надо. Школа – она ведь никуда не девается. Она самовоспроизводится. Даже если она разрушается (а она – не разрушается), она воспроизводится.

Вот Гергиев – не преподает в консерватории, но дает мастер-классы в мире. Он – прямой потомок Мусина. Он его ученик плоть от плоти. И передает дальше то, чему тот учился у Гаука, собственно, отсюда и берется ленинградская школа. Это долгая история, я могу об этом говорить часами…

Так что я считаю, что дирижеров вообще не должно быть много, даже молодых. История сама показывает, что людей, которым это по-настоящему по силам – единицы. И они в истории остаются. Я однажды летел в самолете и познакомился с девушкой, и она мне очень польстила. Это было очень давно. Я ей сказал – «Знаете, я дирижер». А она ответила – «Боже мой, это так здорово! Я Вам могу сказать, что ведь академиков-то больше чем дирижеров!». Да, это правда.

— Настоящих дирижеров – от Бога – действительно мало. Многие переходят от своей профессии к дирижированию, и потом ничего хорошего из этого не получается.

— Никто же не может лишить права делать человека то, что он хочет. Если он в состоянии, и примеров таких у нас много, создать оркестр, прославить этот оркестр, если у него есть потенция и силы осуществить это, почему бы нет? Другое дело, что я пережил два десятилетия, когда смысл профессии очень девальвировался. Но, тем не менее, я уверен, что любой такой спад все равно приводит к какому-то подъему, это совершенно нормально.

— В своей жизни Вы повстречали много выдающихся людей. Кто из них оставил наиболее яркий след в душе? Вообще, не только в музыке?

— Леонид Михайлович Рошаль. Алексей Герман-старший. Мне посчастливилось у него сниматься. У меня был очень сложный период в жизни, и он меня к жизни вернул.

— Что это был за фильм?


Александр Сладковский. Фото – пресс-служба ГСО РТ

— «Хрусталев, машину!». Предпоследний его фильм. Я там играл очень короткую эпизодическую роль, которая снималась десять лет. Я постарел за это время. Врасплох меня вопрос застал… Еще Александр Розенбаум. Да, были фазы такие в жизни. Это совершенно другой мир, но это все равно человек, с которым я общался…

Дальше, скорее всего, все-таки люди, связанные с музыкой. Из таких глыб, встречи с которыми были незабываемыми, и оказывающими влияние – а это бесконечный список людей, которые повлияли по-настоящему на представление, на слышание, – все связаны с музыкой.

— Никогда не возникало желания пообщаться с кем-нибудь из великих людей, композиторов прошлого? Вопросов не было по партитурам?

— Нет. Я, конечно, могу сейчас придумать что-нибудь заумное и сказать: да, я хочу пообщаться… Но для меня бесспорный гений каждого из них заключается в том, что у них все сказано в музыке. И к ним у меня нет никаких вопросов. У меня масса вопросов к современным композиторам, но, к счастью, я могу им их задать. Правда, мне это неинтересно, и я их не задаю совершенно по другой причине.

А если говорить о совершенных партитурах, если говорить о гениях, которых мы играем постоянно, с которыми мы соприкасаемся, – у них все сказано до последней ноты. Хотя, конечно, некоторый момент фетишизма присутствует так или иначе, но это совсем другое. В этом смысле Петербург, конечно, для меня совершенно мистический город. Это уникальный город, когда ты ходишь по этим улицам мимо дома, где умер Чайковский, или по консерватории, в которой он учился… Та же самая история с Римским-Корсаковым, или, бродя по коридорам Капеллы, представляешь, что в этом кабинете Глинка сидел.

Но у меня никогда не было к ним вопросов, к этим личностям. Они настолько для меня всегда были данностями, абсолютными кумирами, и я все время чувствовал их присутствие, да, и в этом смысле ощущение такого прикосновения к этим людям – оно, бесспорно, есть. Благодаря тому, что сохранились эти места. Или, допустим этот маленький домик в лесах на берегу озера Вертерзее, где Малер закончил Четвертую симфонию, и создал еще четыре…

В этом домике сохранились даже ручки медные на окнах, и его хранитель мне сказал – «Вот это он точно трогал». И, когда ты к этому прикасаешься, в тебе происходит что-то необъяснимое: это из области эмоционального прикосновения к тому, что тебе невероятно дорого и тобой очень любимо. В этом смысле эту связь я постоянно ощущаю, а вопросов у меня к ним нет.

— Интересное совпадение, Вам исполняется 50 лет, и оркестр Республики Татарстан, возглавляемый Вами, входит в юбилейный, 50-ый сезон…Можно сказать, Вы с оркестром – ровесники. Насколько близок Вам этот коллектив?

— Я отношусь к нему как к члену своей семьи. Для меня это часть моего бытия, и я думаю, что, если бы был другой оркестр, я бы делал то же самое, потому что в этом – мое кредо. А если к этому относиться иначе, то очень мало шансов добиться того, что нам удалось достичь. Когда ты относишься к этому как к части себя самого, с огромной любовью и бережно, тогда и возникает тот самый эффект, который дает совершенно уникальный мгновенный рост.

— Ну, не мгновенный, это произошло минимум за пять лет..

— Я имею в виду, что с точки зрения 50 лет – мгновенный. И я очень рад, что за пять лет нам это удалось.

— В юбилейный сезон оркестр вступает концертом с участием мировой звезды Леонидаса Кавакоса. И дальше – судя по программе, уровень не снижается: в репертуаре юбилейного сезона – великолепные концерты с участием Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Екатерины Мечетиной, Венеры Гимадиевой, Ильдара Абдразакова, молодых талантливых артистов – Андрея Гугнина, Гайка Казазяна, Златы Чочиевой, Дмитрия Маслеева.

А чтобы уж совсем добить нас, московских меломанов, Вы делаете такую «Белую сирень», что дух захватывает: к вам приезжают Миша Дамев, Николай Луганский, Денис Мацуев, Владимир Федосеев… И Михаил Плетнев в Казани уже освоился за роялем! Такое впечатление, что Казань в культурном разрезе становится привлекательнее, чем Москва.

— Нет, это невозможно…

— Почему?

— Потому что десятилетиями складывалась традиция, и за пять лет невозможно ее изменить.

— Раньше же этого не было!

— Да, не было. И у нас есть исторический уникальный шанс этот стереотип провинции и столиц привести в какой-то баланс. Потому что Россия огромная, и, чем больше будет центров притяжения, чем больше будет таких институций в России, тем она будет объемнее.

Очень хорошая тенденция всегда была во Владивостоке, Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, в Поволжье, там есть эта культурная ось. Там вообще много оркестров, и никто не мешает сделать хороший оркестр, просто этим никто никогда всерьез не был озабочен. Считалось, что, если это провинция, как-нибудь перебьемся, без хорошего оркестра… А на самом деле если этот город – столица республики (Казань ведь столица республики), или крупный областной центр, ничто не мешает сделать то же, что сделали мы.

Мне кажется, весь вопрос заключается в том, каковы амбиции людей, которые представляют эти регионы, и насколько они заинтересованы в этом. Конечно, желательно, чтобы там существовали определенные инфраструктурные условия, такие, к примеру, как наличие консерватории, колледжа, десятилетки. Там, где есть кузница кадров, больше шансов. Но это надо делать, и это возможно делать, надо найти подходы, убедить руководство, надо получить возможности материальные, чтобы жизнь музыкантов сделать лучше, чтобы они не чувствовали себя ущербными…

Это все очень большой длительный процесс. Но никто не мешает нигде никому этого делать. Вот мы – убедительный пример. Пять лет назад нас просто не было на музыкальной карте. Ну, не было. Оркестр, конечно, был, но его как бы и не было, хотя он существовал 45 лет к этому времени.

— Все равно нужна поддержка власти.

— Без поддержки власти, конечно, ничего не может быть, но вопрос-то в том, что никто из больших руководителей никогда не придет к тебе и не скажет: миленький, чем мы можем тебе помочь? Проблема в том, что люди этого ждут. В данном случае надо самому идти к руководителю и напрямую честно говорить, что есть необходимость в том-то, в том-то и том-то, но для того, чтобы тебя услышали, ты должен иметь авторитет. Ты должен иметь основания ставить серьезный вопрос.

Без этого ничего не может быть. Поэтому для того, чтобы руководить, надо иметь – кстати, к вопросу о дирижерской профессии – авторитет и понимание, зачем это надо, в том или конкретном регионе, и идти уже с конкретными предложениями и ясным представлением, а что бы ты хотел? И как ты это представляешь, чтобы это здесь работало и развивалось. Да, это очень сложно, но другого пути нет.

— Но без личного влияния и личных связей это не было бы возможно.

— Нет, конечно. В России вообще невозможно ничего без личных связей.

— Если бы не сила и харизма Вашей личности, вряд ли бы это произошло…

— То же самое я могу сказать о Гергиеве, Плетневе, Спивакове, Башмете, всех этих титанах, без которых вообще не было бы того, что мы имеем. Конечно, все упирается в личность. Фокус в том, чтобы постараться на ровном месте сделать то, что имеет вес, правду, силу и авторитет. Надо к этому стремиться. Не просто дирижировать. Дирижировать умеют многие.

– Возвращаясь к планам оркестра на юбилейный сезон. Накануне 110-летия Дмитрия Шостаковича готовите что-то особенное? Ведь этот композитор, как и Малер, имеет для вас особое значение?

— К этому юбилею хочу сыграть весь цикл симфоний и инструментальных концертов – мы распределяем эту работу на два года, на этот сезон и следующий. Мало того, в будущем году на фирме «Мелодия» планируется запуск глобального проекта – записи нашим оркестром всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича.

Могу сказать, что региональные оркестры такие амбициозные проекты еще не осваивали. Я думаю, нам хватит силы и ресурсов, чтобы сыграть и записать это уникальное сокровище. И это будет абсолютно бесценной школой, базой для оркестра на многие годы вперед. Такая практика у нас уже была: два сезона назад мы исполняли все симфонии Бетховена, в прошлом сезоне – все симфонии Чайковского, мы переиграли все симфонии Брамса. Частично, очень серьезно продвинулись в симфонический цикл Малера, сейчас начинаем осваивать Брукнера.

И мне очень приятно, что Валерий Гергиев снова пригласил нас в следующем сезоне в Мариинку-3, и мы будем играть два вечера австрийской музыки. Я считаю, что для нашего оркестра это выдающееся предложение, очень важное, то, что мы играем Моцарта, Бетховена, Брукнера и Малера в два вечера в концертном зале Мариинского театра.

— А 7-я Малера?

— Всему свое время. Шестая и Седьмая еще не охвачены.

— Было бы здорово записать и Малера.

— С Малером гораздо сложнее. Но посмотрим. Меня всегда один аспект интересует – если есть ресурс сделать, то мы, конечно, это сделаем.

— Вы говорили как-то, что собираетесь делать концертную постановку оперы Чайковского «Иоланта». А вообще в этом направлении собираетесь развиваться? То есть оперу исполнять?

— Поскольку есть оперный фестиваль, то он предполагает, что когда-то будут оперные постановки (улыбается). Если бы не было желания, мы бы и не делали это. Это ведь нормальная мировая практика.

В любом оркестре, как минимум, раз в сезон идет опера. Это прекрасно, это очень важно для симфонического оркестра – примерять на себя фрак оперного оркестра. Это необыкновенно развивает музыкальную культуру. Это другой масштаб мастерства. Я обожаю оперу, и, конечно, в планах это есть.

Все упирается только в возможности – для того, чтобы делать оперу, нужен хор, нужен ансамбль солистов, а это все проблематично, потому что хора у нас нет, с ансамблем солистов всегда какие-то сложности. С певцами даже в репертуарных театрах не так просто и не так гладко все бывает. Так что постепенно, шаг за шагом…

Я бы очень хотел поставить в Казани одну из любимейших моих опер, «Иоланту», и это будет в следующем году. Будет обязательно.

— В России оркестр РТ уже завоевал репутацию как один из лучших оркестров страны. А что с покорением мировых площадок?

— В юбилейном сезоне у нас очень много планов в этой связи. Это и «Безумные дни» Рене Мартена в Нанте, и, надеюсь, в Японии в 2016 году. И, конечно наши совместные действия с моим другом, нашим партнером Денисом Мацуевым, с которым планируются как минимум два больших тура, в сентябре 2016 года, и большой европейский тур в декабре 2016 года, а это в том числе Прага, Будапешт, Франкфурт-на-Майне, и самая главная точка в этом турне – венский «Мюзик ферейн».

Да, это тоже в планах. Мне кажется, что это – очень важная и неотъемлемая часть нашей работы для паблисити России и Татарстана в мировом музыкальном пространстве. Да, сейчас мы имеем творческие ресурсы, которые позволяют на серьезном уровне говорить о настоящих ангажементах и партнерах. И мы будем также неуклонно в грядущей пятилетке выходить на мировой уровень – в этом я вижу очень большой смысл.

— По поводу паблисити. Читаю с удовольствием Ваш блог на сайте казанского портала «БИЗНЕС Online», и поражаюсь точности, наполненности и грамотности текстов. Честно, Вы сами пишете или Вам помогают? И как находите время еще и на это?

— Спасибо большое! Это прямая речь, которую оформляет редактор. Что-то сразу получается легко, а что-то приходится переделывать, переосмысливать, переструктурировать… Бывает всякое, бывает по-разному, но это часть моей работы. На все должно хватать времени.


Александр Сладковский. Фото – пресс-служба ГСО РТ

В Татарстане очень уважают оркестр. Это действительно не какой-то придуманный раздутый, но заслуженный последовательным трудом авторитет. И для меня огромная честь, что это не просто отношение ко мне как к руководителю этого оркестра, а отношение ко мне, как к представителю всей отрасли, потому что за нами следом идут огромные количества учреждений культуры, наших коллег, авторитет которых благодаря нашим активам и каким-то важным прорывам сейчас тоже растет, их зарплаты растут, и мы не можем этого не отмечать и этим не гордиться.

То, что Вы сказали про мой блог – это часть той самой работы, которая и является связующим звеном между публикой, между социумом, между людьми, потребителями этой продукции и музыкантами. Очень хорошо, что эта возможность есть, но она тоже не с неба упала. Это всё результат очень больших задумок и их воплощений.

— У Вас бывают такие моменты, что кажется, мир рухнул, ничего не получается, но надо дальше идти? Что Вам помогает справляться в таких ситуациях?

— Жена. Когда рушится весь мир, мне помогает только один человек.

— Вам все в себе нравится или что-то хотели бы изменить?

— Мне не нравится то, что я бываю очень прямолинейным и нетерпеливым. Да, и мне это не нравится. Но я ничего не могу с собой поделать. У меня нет времени на то, чтобы терпеть фальшь, у меня нет времени на то, чтобы терпеть непрофессионализм. У меня нет времени на то, чтобы участвовать в каком-то чужом эксперименте. Я в этом смысле, правда, очень нетерпелив. И, если бы я был более сдержанным, я бы, наверно, меньше успел. С одной стороны, это мой недостаток, с другой стороны, наверно, и то, что относится к моим достоинствам. Поскольку я Весы, все очень противоречиво.

— Сладковский-дирижер уже хорошо нам знаком и представлен. А вот Сладковский-человек, что любит делать, когда выдается свободная минутка?

— Поспать. Погулять. Подышать воздухом. Побегать, заняться спортом, но так, очень в легкую, с удовольствием, без всякого напряжения. Это так заряжает!

— Как будете отмечать юбилей?

— Концертом на сцене. Друг мой любимый в Казань приезжает, Денис Мацуев, и мы проводим двухдневный фестиваль «Денис Мацуев у друзей». В первый день играем только Прокофьева: Мацуев исполнит 2-й Концерт, а мы – сюиту из музыки к балету «Ромео и Джульетта». И это все про любовь.

А в мой день рождения 20 октября – это будет второй концерт фестиваля – мы играем с Денисом Первый концерт Петра Ильича, и потом сюиту из музыки к балету «Щелкунчик». Я обожаю эту музыку, я обожаю эту сказку, и, как «Ромео и Джульетта» фантастически прекрасна с точки зрения идеи и мысли о том, что любовь – это что-то совершенно неповторимое, и ради этого мы живем, так же и «Щелкунчик» для меня – это чистый символизм.

Это первый балет, который я дирижировал в своей жизни – из балетов Чайковского «Щелкунчик» был у меня первым. Конечно, идея победы над крысиным королем и перерождения – это волшебство, это тоже любовь, которая делает невозможное возможным. Вот, собственно, я так и буду встречать свой юбилей – в кругу семьи, с ближайшими друзьями и музыкой про любовь. Думаю, что будет хорошо.

— А что было бы для Вас лучшим подарком?

— Я себе лучший подарок и выдумать бы не мог – к 50-летию я бросил курить. Я сделал себе лучший подарок, который только можно придумать.


Родился в г. Таганрог. Окончил Московскую Государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова.

В 2001 г. — дирижер Симфонического оркестра Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга.
С 2001 по 2003 гг. — главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
С 2001 по 2005 гг. — главный дирижер совместного проекта министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории« Национальный студенческий симфонический оркестр России».
С 2006 по 2010 гг. — дирижер Государственного симфонического оркестра« Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
С 2010 г. — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ.
В 2012 г. — запись« Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома« Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records.
С 2013 по 2014 гг. — приглашен для работы с оркестром Национальной академии Santa Cecilia(Рим) в юбилейных концертах, посвященных С. Рахманинову, сотрудничал также с оркестром Государственного академического Большого театра России, ГАСО России, РНО, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, БСО им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana(Италия), Дрезденским филармоническим оркестром, Симфоническими оркестрами Нижней Саксонии и Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу(Бразилия), оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармоний, Sinfonia Varsovia, с оркестром Национальной академии Santa Cecilia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с оркестром Concerto Budapest(Венгрия).
В апреле 2014 г. — ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли.
С 2014 по 2015 гг. — с ГСО РТ выступил в Большом театре России — в рамках юбилейного концерта, посвященного 10-летию фестиваля Crescendo, и в Санкт-Петербурге.
В 2016 г. — реализованы музыкальные проекты совместно со звукозаписывающей компанией« Мелодия»: запись трех симфоний Густава Малера, запись всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича.

Народный артист России(2016 г.).
Посол Универсиады 2013.

Награжден медалью« В память 300-летия Петербурга», памятным знаком — медалью« Николай Римский-Корсаков»(июнь 2015 г.), орденом« Дуслык»(октябрь 2015 г.).

Дирижер года по версии национальной газеты« Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре»(2016 г.).

Является основателем и художественным руководителем семи музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Сoncordia», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас».

Александр Сладковский в разделе« »

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях главный дирижер государственного театра оперы и балета Петербургской консерватории Александр Сладковский. Александр Витальевич, сейчас такие даты, консерватория 140 лет празднует, театр, который раньше назывался оперной студией, 80 лет в этом году празднует, для вас лично, что такое петербургская консерватория, какая ассоциация возникает, когда произносят это сочетание?

Александр Сладковский: Для меня это - дом, в котором я вырос, причем я получал второе образование в Санкт-Петербургской консерватории, и я уже достаточно взрослым человеком, пришел студентом на первый курс, и эти 5 лет, которые пронеслись как один день, оставили в моем сознании и душе очень глубокий след. На самом деле, то, что 140 лет исполняется старейшему вузу нашей страны, без преувеличения можно назвать событием исторического и всемирного значения, потому что если мы вернемся к истории - с этим зданием, с этим домом связаны имена многих, многих известнейших исполнителей и музыкантов, и я очень горд тем, что по окончании консерватории получил сразу предложение подписать контракт с этим театром.

Татьяна Валович: Вы закончили и Московскую консерваторию, и Петербургскую, есть какой-то особый дух в Петербургской консерватории, есть ли вообще, может. подходы разные, музыкальные школы?

Александр Сладковский: Вы знаете, это очень сложно уместить в рамках этого эфира, это практически невозможно, и я не могу сказать, я буду неискренен, если я скажу, что где-то лучше, где-то хуже, существует объективная вещь, Санкт-Петербургская консерватория - это первооснова, вообще это первое профессиональное учебное заведение российское, которое закончил Петр Ильич Чайковский и уехал в Москву, в созданную там консерваторию, и начала преподавать в Москве, то есть, Петербург - это первооснвоа. И я не могу сказать о разницах каких-то или преимуществах, но то, что, например, как дирижер я имел возможность работать с живым оркестром - в Москве такого нет. У нас все дирижеры-студенты получают возможность раз в неделю подходить к живому оркестру и сдавать экзамены уже с первого курса с оркестром.

Татьяна Валович: Как раз уникальность существования уже с первого курса театра при консерватории, профессиональный театр осуществляет преподавательскую деятельность, наверное, это накладывает и какие-то сложности - как вы ощущаете?

Александр Сладковский: Вы знаете, я не могу сказать, что существуют, в принципе, какие-то сложности, существует очень сложный процесс, который связан с предоставлением молодым людям, которые начинают учиться в качестве певцов, которые получают образование дирижерское, балетмейстеры, молодые режиссеры, уникальность этого театра заключается в том, что они практически с первого курса имеют возможность ходить за кулисами, смотреть за работой своих мастеров и педагогов, профессоров, людей, скажем, из моего опыта я могу сказать, что, поступив на первый курс в класс профессора Чернышенко Владислава Александровича, я уже с первого курса имел возможность наблюдать его репетиции, его работу в театре.

Татьяна Валович: То есть, это своеобразные мастер-классы, которые помогают осваивать профессию?

Александр Сладковский: Это перманентный мастер-класс, изо дня в день, по часам расписаны репетиции, спевки, сценические репетиции, это постоянно действующий рабочий механизм, он, конечно, очень сильно отличается от театров, которые существуют в нашем городе, и у него задача совершенно другая, но надо вспомнить, что начинали свою карьеру, как певцы на сцене нашего театра такие выдающиеся певцы, как Атлантов, Нестеренко Образцова, Богачева, каждое из этих имен - это эпоха в исполнительном искусстве русской вокальной школы. Если говорить о дирижерах - и Юрий Иванович Симонов, и Юрий Хатуевич Тимерканов начинали как дирижеры свою практику.

Татьяна Валович: То есть, этот театр является своеобразным театром, который зажигает звезды - можно так сказать?

Александр Сладковский: Можно так сказать,

Татьяна Валович: Александр Витальевич, а сколько вы уже руководите оркестром?

Александр Сладковский: В этом году исполнится год с того момента, как я подписал контракт и закончил консерваторию.

Татьяна Валович: Сложно ли было прийти в новый коллектив? Вы как-то меняли? Подбираете ли вы музыкантов по своим каким-то критериям. Для вас, что главное для человека, который работает в оркестре?

Александр Сладковский: Для меня самое главное, пусть наши слушатели не подумают, что я склонен к высокопарному слогу - ни в коем случае, для меня самое главное то, чтобы традиции, которые на протяжении уже полутора веков почти развиваются, чтобы они имели продолжение, и то, что в Петербурге работал Чайковский, то, что в Петербурге работали Римский-Корсаков, Мусоргский, конечно, дух консерватории пропитан этими именами, и я думаю, что очень важно и невероятно почетно, что у меня была возможность получить контракт и продолжить работать, и делать то, что в моих силах, чтобы эти традиции не канули в лету.

Татьяна Валович: Каким образом строится ваш репертуар? Вы сами имеете возможность подбирать, или у вас есть какой-то диктат, потому что понятно, что есть и функции театра как образовательного учреждения?

Александр Сладковский: Мы стараемся таким образом строить работу, чтобы на основе репертуара, который у нас существует в театре, студенты проходили практику.

Татьяна Валович: Александр Витальевич вы свою жизнь целиком посвящаете творчеству, или есть и другие интересы? К той же политике как вы относитесь? Остается время, чтобы следить за жизнью?

Александр Сладковский: Как обычный человек, наблюдательно, я бы сказал так, к сожалению, повлиять на что-то практически невозможно, доверяю людям, которых мы выбираем. Мне кажется, это единственный способ не убить самих себя.

Татьяна Валович: А принимаете участие в выборах?

Александр Сладковский: Да, конечно.

Татьяна Валович: То есть, такая сознательная позиция... А как вы считаете, стоит ли вообще проводить референдумы, могут ли они как-то повлиять на изменения в стране?

Александр Сладковский: Я думаю, что нет, Мы действительно должны, наверное, воспитывать своих сограждан таким образом, чтобы они были в состоянии выбирать адекватно политиков, которые будут представлять их интересы. Это невероятно сложно, в моем представлении, референдум, на мой взгляд, человека, совершенно неискушенного в политике, мне кажется, это бессмысленная трата денег, средств государственных, и я считаю, что мы, общество российское, исторически мы должны доверять, идти за теми, кого мы сейчас имеем, кстати говоря, возможность выбирать.

Татьяна Валович: А вот в своем творчестве как дирижер политику с оркестром какую вы проводите? Что для вас оркестр? Инструмент, с помощью которого вы пытаетесь добиться, может быть, наиболее полного звучания произведения? Считаете ли вы, что это должен быть коллектив единомышленников?

Александр Сладковский: Вы знаете, любой оркестр - это государство в государстве, это как вам сказать... Сказать, что это инструмент - конечно для любого дирижера оркестр это инструмент, так же, как для любого оркестра дирижер - это человек, который организует звучание. И я хочу сказать, что, может, это связано с нашим российским менталитетом, может, потому, что так исторически сложилось, я работал на Западе и продолжаю периодически, я выезжаю туда с различными оркестрами и наблюдаю оркестры даже не хай класса, а почти самого высшего уровня по мировым рейтингам - я хочу вам сказать, что, к сожалению, как это не прискорбно, но российский опыт говорит о том, что диктатура неизбежна. Диктатура не в смысле дубины, насилия, а в смысле отношения людей к своему делу. Единомыслие приходит тогда, когда люди верят своему руководителю и идут за ним. Не слепо, но если у руководителей есть ясность, куда вести за собой оркестр - тому примеров очень много в нашей стране, и вчера, и сегодня, я очень надеюсь, что наша традиция, опять-таки к вопросу нашей первоначальной беседы - традиция эта никуда не уйдет в России... Потому что, к сожалению, в церкви демократии быть не может. Вот какая политика... И если музыканты в оркестре начинают вставать, бродить во время репетиций и подсказывать в полный голос, я такое вдел в одном западном оркестре - не очень хороший оркестр, оказалось на концерте. Поэтому речь не идет о диктатуре в чистом виде, а речь идет о том, что, к сожалению, без...

Татьяна Валович: Дисциплины?

Александр Сладковский: ...Дисциплины - какое-то слово тоже немножко угловатое, режет слух, мы, на самом деле, ничего не сможем в стране сделать, ничего не сможем сделать в театре или отдельно взятом оркестре, если у нас не будет понятия, куда мы идем, если мы не будем верить своим руководителям, и если мы будем пытаться друг друга обмануть - ничего из этого не получится. И та тенденция в государственном масштабе, которую я наблюдаю сегодня, как опять-таки человек, который со стороны может судить, она меня радует, она меня радует, потому что я вижу, что фокусируется картинка, вижу какие-то очертания того, что происходит.

Татьяна Валович: А вас не пугает, скажем, усиление правоохранительных структур власти?

Александр Сладковский: Что вы имеете в виду?

Татьяна Валович: Усиление роли ФСБ, возвращение, может, к старым порядкам, когда все было подконтрольно?

Александр Сладковский: В Америке тоже говорят, что усиливали и тратили безумные средства, вот где правда, где она, скажите мне пожалуйста? И кому я должен доверять, если в Америке в самой супердержаве, как это говорят, врезаются в дома огромные "Боинги", в самой демократической стране - о чем можно говорить? Вы знаете, я немножко, может, запутался, но мне кажется, что должен быть порядок.

Татьяна Валович: Александр Витальевич, в начале октября в Петербурге будет второй международный конкурс консерваторий, вы будете принимать в нем участите?

Александр Сладковский: Нет, я буду наблюдать. Я не буду принимать участие. Это сугубо в рамках консерваторских программ все происходит, и я очень рад, что у нас будет столько гостей из разных стран. Это очень представительный форум, мы в это время будем заниматься своей рутинной работой.

Татьяна Валович: А каково ваше вообще отношение к проведению международных конкурсов, к участию должны ли коллективы стремиться?

Александр Сладковский: Противоречивое, но в данном случае это же не конкурс.

Татьяна Валович: Это как фестиваль, можно сказать....

Александр Сладковский: Да, это фестиваль, это приезжают лучшие из лучших из разных учебных заведений, из разных стран, обмениваются опытом, как водится. А что касается конкурсов международных - вы знаете очень противоречивое у меня к этому отношение. Как правило, конкурсы - это битва титанов, а не учеников. Это мировая практика, это нормально, это естественно, и вы знаете, профессия очень высокооплачиваемая, если говорить о дирижерской или вокальной профессии, и это самая высокооплачиваемая профессия в мире.

Татьяна Валович: А в России?

Александр Сладковский: В России мы постепенно приходим к каким-то мировым стандартам. В Росси это тоже почетная и престижная профессия - певца и дирижера.

Татьяна Валович: Какова ваша мечта?

Александр Сладковский: Это секрет.

Народный артист России. Окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Лауреат III Международного конкурса имени С.С. Прокофьева. В 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Ее Величества Королевы Нидерландов Беатрикс. Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга. Ассистировал Марису Янсонсу и Мстиславу Ростроповичу. С 2006 по 2010 гг. являлся дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. С 2010 года - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

За девять лет работы в ГСО РТ радикально изменил ситуацию, значительно повысив статус коллектива в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и всей страны, расширив палитру его творческих возможностей, эффективно реализовав на практике современные форматы профессиональной работы международного уровня. Концерты под руководством Александра Сладковского в Татарстане пользуются огромным признанием слушателей и проходят при неизменных аншлагах.

Главный симфонический коллектив Татарстана - желанный гость на многих региональных и столичных сценах. В числе городов России, где знают и ценят Сладковского и его коллектив - Пермь и Омск, Тюмень и Иркутск, Санкт-Петербург и Москва. ГСО РТ под руководством Сладковского - первый российский региональный коллектив, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2016 году оркестр впервые за всю историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Мюзикферайн (Вена). Александр Сладковский в марте 2018 года дирижировал Российским национальным оркестром на гастролях в Китае, где в качестве солиста выступил Михаил Плетнев, а в декабре 2018 года состоялись первые гастроли ГСО РТ в Китае. В 2014 году (Япония) и 2019 году (Франция) оркестр под управлением Александра Сладковского принял участие в фестивале La folle journée. Один из концертов этого фестиваля в 2019 году в Нанте был записан и транслировался на канале ARTE.

Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет» (2002 год), Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальные фестивали, Crescendo, Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори», Международный фестиваль искусств имени П. И. Чайковского в Клину, «День России в мире -Russian Day» (Виктория-холл, Женева), Международный фестиваль фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон (Франция), La folle journée в Японии и во Франции и другие.

Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них Д. Мацуев, Ю. Башмет, М. Плетнев, К. Пендерецкий, Р. Бухбиндер, Б. Березовский, Б. Дуглас, Ю. Йокояма, Н. Луганский, А. Торадзе, Е. Мечетина, К. Башмет, В. Третьяков, Р. Капюсон, Ж.-И. Тибоде Г. Кремер, В. Репин, В. Глузман, Н. Цнайдер, Л. Кавакос, Ю. Рахлин, П. Цукерман, С. Крылов, А. Баева, Д. Ситковецкий, Д. Герингас, А. Князев, М. Брунелло, А. Рудин, А. Менезис, М. Кабалье, И. Богачёва, О. Бородина, Х. Герзмава, С. Кермес, А. Шагимуратова, А. Гарифуллина, Д. Алиева, Суми Чо, Р. Аланья, П. Доминго, Д. Хворостовский, К. Стоянова, В. Герелло, И. Абдразаков, С. Накаряков, И. Федоров, А. Огринчук, М. Фолле, П. Милюков, Л. Дебарг и др.

В сезоне 2013/2014 Александр Сладковский получил приглашение поработать с оркестром Национальной академии Santa Cecilia (Рим) в юбилейных концертах, посвященных С. Рахманинову, после чего сразу же поступило предложение об участии в сезоне с концертами музыки П. Чайковского. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал также с оркестром Государственного академического Большого театра России, ГАСО им. Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, БСО им. П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с Sinfonica Siciliana Orchestra (Италия), Dresdner Philharmonie, Niedersächsisches Symphonieorchester, Budapest Philharmonic Orchestra, оркестром Teatro Municipal de São Paulo (Бразилия), оркестрами Московской, Новосибирской Филармонии, Belgrade Philharmonic Orchestra, Sinfonia Varsovia, с Orchestra del Maggio Musicale Fiorentino, Orchestre Philharmonique de Monte-Carlo, с оркестрами Concerto Budapest Orchestra и Hungarian National Philharmonic Orchestra (Венгрия), Tokyo Philharmonic Orchestra (Япония), Russo-German Music Academy Orchestra.

В апреле 2014 г. ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли. В сезоне 2014/2015 Александр Сладковский с ГСО РТ выступил в Большом театре России - в рамках юбилейного концерта, посвященного 10-летию фестиваля Crescendo, и в Санкт-Петербурге, где прошел первый гастрольный абонемент из трех концертных вечеров на сцене зала «Мариинка-3».

Александр Сладковский является основателем и художественным руководителем семи музыкальных фестивалей: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Concordia», «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас». В 2012 г. с ГСО РТ осуществил запись «Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. В 2016 году совместно со звукозаписывающей компанией «Мелодия» было реализовано несколько глобальных музыкальных проектов: запись трех симфоний Г. Малера (№№ 1, 5, 9), а также запись всех симфоний и инструментальных концертов Д. Шостаковича.

ГСО РТ под управлением Александра Сладковского является на данный момент первым и единственным региональным оркестром, который удостоился чести иметь собственный абонемент в Московской государственной филармонии. В концертном сезоне 2018/2019 ГСО РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Александра Сладковского исполнил три концерта в рамках собственного Абонемента № 17.

В июне 2015 г. Александр Сладковский был награжден памятным знаком - медалью «Николай Римский-Корсаков», в октябре 2015 г. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручил Маэстро Сладковскому орден «Дуслык» - «Дружба». В 2016 году Александру Сладковскому присуждена премия «Дирижер года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человек года в культуре» по версии журнала «Деловой квартал» и электронной газеты «Бизнес Онлайн».

В 2019 году Александр Сладковский был удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к его творчеству и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень», посвященного великому русскому композитору.